Научная статья на тему 'О реализации государственной молодежной политики в регионах России. Опыт Тюменской области'

О реализации государственной молодежной политики в регионах России. Опыт Тюменской области Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
580
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Закон и право
Ключевые слова
МОЛОДЕЖЬ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ МОЛОДЕЖНАЯ ПОЛИТИКА / МОЛОДЕЖНЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ / ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ПРОГРАММЫ / YOUTH / STATE YOUTH POLICY / YOUTH ASSOCIATIONS / PATRIOTIC EDUCATION / STATE PROGRAMS

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Халецкая Светлана Юрьевна

В данной работе рассматриваются вопросы реализации государственной молодежной политики в регионах России (на примере Тюменской области). Отмечено действие государственных программ в этой сфере, школ вожатых, студенческих объединений, молодежных парламентов, направленных на формирование молодежи как значимого субъекта общественных отношений. Проведен социологический опрос о состоянии молодежной политики в Тюменской области. В целом респонденты положительно оценивают текущую ситуацию в этой сфере, есть прочный фундамент для дальнейшего развития. Автор представил перечень первоочередных задач по развитию молодежной политики в регионах страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

About of realization of the state youth policy in regions of Russia (experience of the Tyumen region)

In this work questions of realization of the state youth policy in regions of Russia are considered (on the example of the Tyumen region). Action of state programs in this sphere, schools of leaders, student's associations, youth parliaments directed to formation of youth as a significant subject of the public relations is noted. Sociological survey about a condition of youth policy in the Tyumen region is conducted. In general, respondents positively assess the current situation in this sphere, there is a strong base for further development. The list of priorities on development of youth policy in regions of the country is given.

Текст научной работы на тему «О реализации государственной молодежной политики в регионах России. Опыт Тюменской области»

Трибуна студента

УДК 323.3 УДК 67

DOI 10.24411/2073-3313-2019-10387

О РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ В РЕГИОНАХ РОССИИ

Опыт Тюменской области

Светлана Юрьевна ХАЛЕЦКАЯ, студентка Тюменского индустриального университета E-mail: khramtsov_ab@bk.ru

Научная специальность: 12.00.01 — теория и история права и государства;

история учений о праве и государстве

Аннотация. В данной работе рассматриваются вопросы реализации государственной молодежной политики в регионах России (на примере Тюменской области). Отмечено действие государственных программ в этой сфере, школ вожатых, студенческих объединений, молодежных парламентов, направленных на формирование молодежи как значимого субъекта общественных отношений. Проведен социологический опрос о состоянии молодежной политики в Тюменской области. В целом респонденты положительно оценивают текущую ситуацию в этой сфере, есть прочный фундамент для дальнейшего развития. Автор представил перечень первоочередных задач по развитию молодежной политики в регионах страны.

Ключевые слова: молодежь, государственная молодежная политика, молодежные объединения, патриотическое воспитание, государственные программы.

Annotation. In this work questions of realization of the state youth policy in regions of Russia are considered (on the example of the Tyumen region). Action of state programs in this sphere, schools of leaders, student's associations, youth parliaments directed to formation of youth as a significant subject of the public relations is noted. Sociological survey about a condition of youth policy in the Tyumen region is conducted. In general, respondents positively assess the current situation in this sphere, there is a strong base for further development. The list of priorities on development of youth policy in regions of the country is given.

Keywords: youth, state youth policy, youth associations, patriotic education, state programs.

Сегодня положение российской молодежи вызывает озабоченность, так как в стране устойчиво наблюдаются проблемы с трудоустройством молодых людей, а выпускники, только что окончившие университет или другое место учебы, сталкиваются с трудностями подбора достойной и высокооплачиваемой работы. Кроме того, ощутимы проблемы из-за социального неравенства, недопонимания некоторых вопросов среди молодежи, все чаще появ-

ляются формы девиантного поведения: алкоголизм, наркомания, что ведет к деградации молодого поколения. Именно поэтому требуется разработка и реализация эффективной государственной молодежной политики в регионах Российской Федерации. Государство должно влиять на формирование нравственных и социальных качеств подростков, создавать различные кружки, объединения, заинтересовывать молодежь в стремлении познавать что-то новое, интересное1.

ЗАКОН И ПРАВО • 08-2019

Государственная молодежная политика — «деятельность органов государственной власти, направленная на создание правовых, социально-экономических и организационных условий и гарантий для самореализации личности молодых людей, развития молодежных объединений, движений и инициатив»2.

Реализация молодежной политики в современном обществе приобретает ключевое значение, так как сегодня общество нуждается в новом, здравомыслящем поколении. России нужны смелые, хорошо образованные люди, умеющие принимать новые, интересные решения. Молодое поколение — это будущее нашей страны. А задача государства — помочь молодым гражданам найти достойное место в нашей стране, максимально раскрыть себя.

Сегодня для саморазвития молодого поколения в нашей стране принято и реализуется достаточно много целевых программ. Например, школы вожатых, которые формируют навыки общения с детьми, развивают воспитание; молодежные объединения, которые направлены на поддержание здорового образа жизни. Проходят различные молодежные конкурсы, фестивали и олимпиады. Такие программы осуществляются для того, чтобы обеспечить молодежи достойное и направленное на нужную деятельность будущее.

В Российской Федерации были приняты такие государственные программы, как «Молодежь России», «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2016 — 2020 годы», «Развитие образования на 2013 — 2020 годы» и др. Указанные программы направлены на создание условий для самостоятельной, эффективной деятельности молодежи, на развитие, обеспечение высокого качества образования.

В регионах страны действуют молодежные парламенты. Молодое поколение таким образом может внести свой вклад в политическую сферу общества. Привлечение молодежи в процесс принятия государственных решений усиливает политическое влияние молодого поколения на развитие страны, способствует формированию его гражданской позиции и ответственности.

Создавать условия для широкого участия молодежи в управленческих процессах, в обсуждении и принятии решений по различным социально-экономическим проблемам, для самореализации и раскрытия возможностей личности необходимо на всех уровнях власти и управления. Однако, несмотря на ряд принятых мер, государственная молодежная политика в россий-

ских регионах, как нам представляется, до сих пор не полностью реализует заложенный в ней потенциал.

Система управления государственной молодежной политикой в нашей стране «работает» в рамках отдельных направлений, но ей недостает комплексного подхода к вопросам реализации целей и задач молодежной политики. Следовательно, практика управления в сфере реализации молодежной политики в целом и в отношении студенческих и молодежных объединений, в частности, требует дальнейшей оптимизации и постоянного развития. Необходимо разработать направления совершенствования системы управления государственной молодежной политикой3.

Для того чтобы изучить текущее состояние и направления развития государственной молодежной политики на уровне конкретного региона (Тюменская область), был проведен социологический опрос.

Задачи исследования:

1) определить долю молодежи, участвующей в деятельности молодежных общественных объединений;

2) выявить, какие причины мешают реализации жизненных планов молодежи;

3) изучить состояние молодежной политики в Тюменской области.

В данном опросе генеральную совокупность составили молодые люди в возрасте от 14 до 30 лет. Выборочная совокупность равна 30 человек: 10 мужчин и 20 женщин. Посредством анкетирования респондентов проведено выборочное исследование, не претендующее на высокую репрезентативность выборки и полученных результатов. Данное исследование направлено на то, чтобы обратить внимание органов государственной власти на эту проблему.

В анкетировании (март 2019 г.) приняли участие 30 респондентов, из них 30% мужского и 70% женского пола.

В опросе участвовали разные возрастные группы, 30% респондентов — в возрасте 14 — 18 лет, 60% респондентов — в возрасте 19 — 23 года и 20% — в возрасте 24 — 30 лет.

Для осуществления государственной молодежной политики важным является то, чтобы молодые люди сами интересовались жизнью, проблемами молодежи, принимали участие в работе общественных организаций, в молодежных мероприятиях.

Как показали результаты социологического опроса, 57% опрошенных интересуются жизнью

ЗАКОН И ПРАВО • 08-2019

молодежи, 33% — не интересуются, а остальные 10% респондентов затруднились ответить.

Установлено, что информацию о событиях, связанных с жизнью молодежи, люди чаще всего узнают из СМИ. Так ответили 53% респондентов, остальные 47% получают информацию из разговора с друзьями, родственниками или знакомыми.

На вопрос: «Принимаете ли Вы участие в молодежных мероприятиях, проводимых учреждениями или специалистами по работе с молодежью (молодежные форумы и лагеря, конференции и «круглые» столы, молодежные проекты, акции и т.п.)?» 40% ответили отрицательно, 37% ответили, что участвуют, но редко, 17% участвуют часто, а остальные 6% затруднились ответить.

Выяснено, что лишь 23% опрошенных участвуют в работе общественных организаций, остальные 77% не участвуют. А это не правильно, поскольку для реализации государственной молодежной политики важным является то, чтобы молодые люди, как мы уже отмечали ранее, сами интересовались жизнью, проблемами молодежи, принимали участие в работе общественных организаций, в молодежных мероприятиях.

Большинство респондентов (44%) удовлетворено имеющимися условиями для их самореализации — творческой, профессиональной, образовательной, личностной, часть (27%) не удовлетворены, другие затруднились ответить.

На вопрос: «Достаточно ли у Вас информации о возможностях, которыми может воспользоваться молодежь в сфере социальной защиты, жилищной политики, трудоустройства, образования» половина респондентов ответили, что «Нет», другая половина, что «Да, достаточно».

Оказание помощи при поиске работы — одно из главных направлений деятельности центра занятости населения. Что касается трудоустройства сразу же после окончания учебного заведения, то 57% респондентов считают, что государство должно гарантировать первое рабочее место, 30% думают, что государство должно оказывать поддержку в поисках работы по инициативе выпускника, а затруднились ответить 13%.

Чтобы оценить, как реализуется молодежная политика в Тюменской области по мнению молодых людей, им был задан следующий вопрос: «Как бы Вы оценили молодежную политику в Тюменской области?»

Мы получили следующие ответы респондентов:

■ 35% — «хорошо»;

■ 31% — «удовлетворительно»;

■ 17% — «отлично»;

■ 10% — «неудовлетворительно»;

■ 7% — затрудняюсь ответить

В итоге больше половины (52%) респондентов дали ответ «хорошо» и «отлично», «тройку» поставили 31%, 10% считают, что молодежная политика осуществляется на оценку «неуд», остальные затруднились ответить.

Таким образом, доля «отличных» и «хороших» оценок молодежной политики в регионе превосходит долю «неудовлетворительных», что, на наш взгляд, является «прочным» фундаментом для дальнейшегол совершенствования государственной молодежной политики в Тюменской области.

Большая часть респондентов считают, что ситуация в Тюменской области улучшится. Так думают 57% людей, 23% опрошенных полагают, что ситуация останется без изменений, остальные 20% затруднились ответить. Никто из опрошенных не думает, что ситуация в регионе ухудшится.

Проведенный опрос показал, что в Тюменской области, несмотря на проводимую работу с молодыми людьми, зафиксирована недостаточная вовлеченность молодежи в досуговую деятельность в сфере молодежной политики. Реализация молодежной политики осуществляется в целом грамотно, но ей есть, к чему стремиться в контексте совершенствования, и население надеется и верит, что ситуация в регионе будет улучшаться.

Сегодня, как нам представляется, предстоит решить ряд первоочередных задач по совершенствованию государственной молодежной политики в регионах страны:

■ усилить реализацию программных мероприятий (скажем, если молодой человек принял решение начать свое дело (открыть бизнес), то он мог бы получить исчерпывающую информацию и реальную поддержку, на которую мог бы рассчитывать как субъект молодежного предпринимательства);

■ принять федеральный закон об основах молодежной политики в России, который бы комплексно и системно определял основные направления и приоритеты реализации государственной молодежной политики с учетом внутренних и внешних вызовов;

ЗАКОН И ПРАВО • 08-2019

■ провести комплексное исследование текущего состояния и перспектив развития молодежной политики в регионах страны;

■ отладить механизм «обратной связи» и «эффективных коммуникаций», чтобы как можно больше молодых людей узнавали о возможностях своей самореализации, о поддержке в разных областях и сферах деятельности в рамках современной государственной молодежной политики. Сегодня, к сожалению, наблюдается «разрыв» — молодежь часто не знает, какие инновации проводит государственная молодежная политика;

■ расширить использование интернет-коммуникаций и электронных технологий в укреплении связей «молодежь — общество — государство»4;

■ организовать трудовое воспитание молодых граждан.

Фактическое отсутствие межведомственного взаимодействия при переходе молодежи от студенчества к трудовой, или социальной, деятельности не позволяет быстро адаптироваться, закрепиться в новом статусе и продолжать развиваться в общей, системе социальных отношений5.

Участие российской молодежи в общественной жизни, формирование в молодежной среде устойчивой мотивации и чувства гражданской ответственности, укрепление доверия молодых людей к государственным институтам власти дают возможность полноценного развития молодого поколения, способного создавать и стимулировать развитие инноваций.

1 Бабинцев В.П. Региональные органы власти и проблемы реализации государственной молодежной политики // Молодежная политика: информационный бюллетень. 2014. № 96-100. С. 65.

2 Зеленин А. Механизмы реализации государственной молодежной политики в регионах // Гос. служба. 2014. № 5. С. 91—94.

3 Мордвинцев И.А. Современный взгляд на молодежную политику // Философия социальных коммуникаций. 2011. № 1 (14). С. 26—32.

4 Кретов А.Ю. Государственная молодежная политика в современной России: формирование приоритетов и механизмов реализации // Среднерусский вестник общественных наук. 2017. Т. 12. № 1. С. 178—184.

5 Беличкина М.В. Государственная молодежная политика: проблемы и приоритеты развития // Актуальные проблемы административного права и процесса. 2018. № 1. С. 69—73.

Библиографический список

1. Бабинцев В.П. Региональные органы власти и проблемы реализации государственной молодежной политики // Молодежная политика: информационный бюллетень. 2014. № 96-100.

2. Беличкина М.В. Государственная молодежная политика: проблемы и приоритеты развития // Актуальные проблемы административного права и процесса. 2018. № 1. С. 69—73.

3. Зеленин А. Механизмы реализации государственной молодежной политики в регионах // Гос. служба. 2014. № 5. С. 91—94.

4. Кретов А.Ю. Государственная молодежная политика в современной России: формирование приоритетов и механизмов реализации // Среднерусский вестник общественных наук. 2017. Т. 12. № 1. С. 178—184.

5. Мордвинцев И.А. Современный взгляд на молодежную политику // Философия социальных коммуникаций. 2011. № 1 (14). С. 26—32.

ЗАКОН И ПРАВО • 08-2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.