Научная статья на тему 'Программно-целевой подход при формировании устойчивого социально-экономического развития прибрежных арктических регионов Европейского Севера'

Программно-целевой подход при формировании устойчивого социально-экономического развития прибрежных арктических регионов Европейского Севера Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
192
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВОЙ ПОДХОД / УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ / СТРАТЕГИЯ / ПРИБРЕЖНЫЕ АРКТИЧЕСКИЕ РЕГИОНЫ / ARGET-ORIENTED APPROACH / SUSTAINABLE DEVELOPMENT / STRATEGY / COASTAL ARCTIC REGIONS

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Воронина Елена Петровна

В статье рассмотрены причины возрастающего интереса к арктическим регионам Европейского Севера, а также фундаментальные проблемы, связанные с их развитием. Сделан вывод о необходимости разработки новой геостратегии. В качестве метода планирования и управления арктическими регионами предлагается использовать программно-целевое планирование.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Program and target-oriented approach in forming sustainable socio-economic development of the coastal Arctic regions of the European North

The article considers the reasons for the increased interest to the Arctic regions of the European North, as well as basic problems associated with its development. Conclusion about necessity of development of a new geostrategy is made. As a method of planning and management of the Arctic regions of the author propose to use the programme and target-oriented planning.

Текст научной работы на тему «Программно-целевой подход при формировании устойчивого социально-экономического развития прибрежных арктических регионов Европейского Севера»

ЭКОНОМИКА ПРЕДПРИЯТИЙ, РЕГИОНОВ И ОТРАСЛЕЙ

Е.П. ВОРОНИНА

Елена Петровна ВОРОНИНА — кандидат экономических наук, докторант Института проблем региональной экономики РАН.

В 1996 г. окончила ФГБОУ ВПО «МГОУ им. В.С. Черномырдина». С 2005 г. — старший преподаватель, с 2009 г. — доцент указанного университета.

Автор 15 работ, в том числе 3 монографий.

Сфера научных интересов — стратегическое управление социально-экономическими системами, экономическая безопасность, геополитические интересы, экономика ресурсопользования.

^ ^ ^

ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВОЙ ПОДХОД ПРИ ФОРМИРОВАНИИ УСТОЙЧИВОГО СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ПРИБРЕЖНЫХ АРКТИЧЕСКИХ РЕГИОНОВ ЕВРОПЕЙСКОГО СЕВЕРА*

С точки зрения долговременных тенденций можно предположить, что одним из важнейших факторов, определяющих экономическое развитие России, будет возрастающая роль арктического региона. Россия, приступив к постепенной геостратегической переориентации на Север, может не только компенсировать последствия негативных изменений в европейской части страны, но и раскрыть перед собой перспективы нового общего экономического подъема.

Интерес к арктическим регионам Европейского Севера обусловлен следующими основными причинами: возрастающим значением северных регионов в современном развитии России, необходимостью защиты особых государственных интересов России в Арктике, влиянием современной геополитической обстановки; значительным интересом приарктических и ряда не имеющих арктических владений государств к освоению углеводородных запасов морского арктического шельфа России, большим количеством заинтересованных сторон и нередко разнонаправленностью их интересов, зависимостью рынка углеводородов от потребителей; переплетением социальных, экономических, экологических и научно-технических факторов в регионах Арктической зоны, которые проявляются в виде противоречивых тенденций и в формировании новых сфер взаимодействия; спецификой социальноэкономического развития арктических регионов, предопределенной сложными физикогеографическими и климатическими особенностями, дискомфортными условиями территорий.

Из насущных, острых проблем развития российских прибрежных регионов Европейского Севера следует отметить:

— сложность и неоднородность социально-экономических процессов в этих регионах;

— экономическое развитие в основном зависит от эксплуатации минерально-сырьевых ресурсов, не наблюдается рационального, комплексного освоения и использования ресурсного потенциала, с учетом интересов регионального развития, т. е. отсутствует переход от потребительской эксплуатации природных ресурсов к системному развитию;

— удорожание хозяйственной деятельности в связи с воздействием экстремальных природноклиматических условий, что приводит к увеличению стоимости проектов и трудозатрат, возрастанию рисков (финансовых, технических, экологических), к ускоренному износу производственных фондов;

— низкая инновационность экономики, связанная с отставанием северных регионов в создании, внедрении и распространении инноваций;

ГРНТИ 06.52.17 © Е.П. Воронина, 2014

Е.П. Воронина

61

— углубление противоречий между основными участниками процесса ресурсопользования, представляющими федеральные, региональные и корпоративные интересы, несовместимость различных видов деятельности, вытеснение традиционных видов деятельности в прибрежных районах интенсивным процессом добычи углеводородов и их транспортировки;

— неудовлетворительный уровень и качество жизни населения, осложненные сложными природно-климатическими факторами и проявляющиеся в дискомфортности для проживания человека;

— сохранение коренных малочисленных народов — проблема, появившаяся в результате нарушения их традиционного жизнеобеспечения и ослабления их этнокультурной идентичности;

— уязвимость северных экосистем при осуществлении хозяйственной деятельности в высоких широтах, без чего невозможно формирование устойчивого ресурсопользования с учетом интересов настоящих и будущих поколений.

Такое многообразие проблем, носящих комплексный характер, необходимо учитывать при формировании устойчивого социально-экономического развития прибрежных арктических регионов Европейского Севера. Именно поэтому социально-экономические проблемы приарктических прибрежных регионов остаются насущными, носят фундаментальный долгосрочный характер и требуют проведения в жизнь новой геостратегии с определенной переориентацией социально-экономического вектора.

В настоящее время наращивание экономической значимости регионов арктической зоны, повышение их доли в общероссийском производстве — одна из стратегических линий экономической политики государства. Определение направления действий, а также стратегические приоритеты и механизмы реализации социально-экономической политики арктического региона России были определены в документах: «Основы государственной политики в Арктике до 2020 года и дальнейшую перспективу» (утверждены Президентом РФ 18 сентября 2008 г.) и «Стратегия развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года» (утверждена Президентом РФ 8 февраля 2013 г.), «Государственная программа “Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации на период до 2020 года”» (утверждена постановлением Правительства РФ 21 апреля 2013 г.). Основной целью указанных документов является обеспечение суверенитета и национальных интересов России в Арктике.

Механизм реализации стратегии предусматривает разработку программ, базирующихся на системности и комплексности, в которых отражается основное содержание важнейших проблем устойчивого развития регионов и специфика рассматриваемых регионов. Специфика развития прибрежных регионов Европейского Севера (к которым следует отнести Республику Карелия, Архангельскую и Мурманскую области, Ненецкий автономный округ) проистекает из пространственной интеграции территории и акватории и представляет собой целостный, своеобразный географический и экологический объект, который обладает уникальными свойствами и качествами, прежде всего:

1. Незначительная плотность и неравномерность заселения прибрежных территорий (общая площадь составляет 1092,1 тыс. кв. км, численность населения — 2895,5 тыс. человек, средняя плотность населения — 3,1 человека на кв. км) (см. табл. 1).

Таблица 1

Географические и социальные характеристики прибрежных регионов Европейского Севера РФ

Характеристики Республика Карелия Архангельская область Ненецкий автономный округ Мурманская область

Общие характеристики

Площадь территории, тыс. м3 180,5 589,9 176,8 144,9

Население, всего 697,5 1291,4 42,0 864,6

городское 526,9 942,6 26,9 790,3

сельское 170,6 348,8 15,1 74,3

Плотность населения 3,9 2,2 0,2 6,0

Климат

Средняя температура января -5,1 -6,5 -11,2 -6,7

Средняя температура июля 17,0 16,0 10,1 13,8

Ист.: [5, с. 79].

62

ЭКОНОМИКА ПРЕДПРИЯТИЙ, РЕГИОНОВ И ОТРАСЛЕЙ

2. Высокий уровень ресурсного потенциала (полезные ископаемые, редкие металлы и редкоземельные элементы, морские биологические ресурсы). Арктический континентальный шельф СевероЗапада России представляет собой систему нефтегазоносных провинций с многочисленными месторождениями-гигантами, на которых сосредоточены основные прогнозные запасы углеводородов. Наибольшая доля углеводородных ресурсов (около 70 %) от всех разведанных запасов углеводородного сырья на российском арктическом шельфе приходится на моря Западной Арктики [2]. Углеводородные месторождения шельфовых акваторий этих морей являются стратегическим резервом нефтегазового комплекса Российской Федерации. Степень изученности континентального шельфа Западной Арктики несколько выше изученности шельфа морей восточно-арктического сектора.

3. Достаточно развитый транспортный комплекс (меридиональные речные пути, железнодорожные дороги, порты, прохождение Северного морского пути по незамерзающим акваториям морей и ряд других). Все это предопределяет конкурентное преимущество северо-западного прибрежного региона российской Арктики в обеспечении экономического развития страны.

4. Чрезвычайная неравномерность экономического и социального развития (см. табл. 2).

Таблица 2

Отраслевая структура валового регионального продукта в 2012 г.

(в текущих ценах; в % к итогу)

Отрасли рф Республика Карелия Ненецкий автономный округ Архангельская область Мурманская область

Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство 4,2 3,6 0,3 4,3 0,7

Рыболовство, рыбоводство 0,2 1,3 0,6 1,6 7,4

Добыча полезных ископаемых 11,2 13,5 71,0 1,7 16,5

Обрабатывающие производства 17,3 12,6 0,3 19,3 13,3

Производство и распределение электроэнергии, газа и воды 3,8 4,2 0,7 3,8 6,0

Строительство 7,1 3,9 8,7 8,7 4,8

Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования 18,2 13,3 5,7 11,7 9,6

Транспорт и связь 10,4 11,7 5,6 17,5 8,6

Финансовая деятельность 0,6 0,5 0,0 0,3 0,2

Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг 11,9 9,1 2,5 7,5 8,3

Государственное управление и обеспечение военной безопасности; социальное страхование 5,6 11,7 2,0 10,0 10,5

Образование 3,1 4,5 0,9 4,3 3,9

Здравоохранение и предоставление социальных услуг 4,0 7,9 1,1 6,8 7,5

Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг 1,4 1,3 0,3 1,4 1,4

Составлено по: Валовый региональный продукт. Структура ВРП по видам экономической деятельности в 2012 г. (данные Росстата).

Е.П. Воронина

63

Переплетение социальных, экономических, научно-технических и экологических факторов развития, действие которых нередко проявляется в виде противоречивых тенденций и закономерностей, обусловливает необходимость применения программно-целевого метода планирования при формировании программ социально-экономического развития крупных мегарегионов [1].

Результатом такого развития следует считать: сохранение высокого качества окружающей среды, экономическое развитие в рамках ограниченных ресурсов, решение социальных проблем (благосостояние населения и создание благоприятных условий его жизни) и обеспечение безопасности.

Соответственно, принципы формирования комплексных программ устойчивого социальноэкономического развития прибрежных арктических регионов Европейского Севера должны быть основаны на:

— устойчивом (сбалансированном) социально-эколого-экономическом территориальном развитии — в процессе принятия решений необходимо учитывать территориальный аспект в единстве с развитием производительных сил, оптимальный баланс между человеком, хозяйством и природной средой, экономические ценности, необходимые для текущих и будущих поколений, обеспечение национальной безопасности;

— комплексной проработке с учетом природно-климатических и экономико-географических факторов, взаимоувязки системы управления рисками с программами социально-экономического развития для обоснованной политики, позволяющей оптимизировать различные региональные задачи и гармонизирующей интересы всех субъектов: органы федеральной и региональной власти, крупные корпоративные структуры, малый и средний бизнес, институты гражданского общества;

— логической последовательностью действий с учетом полного спектра видов деятельности, всех объектов, имеющих социальную, экономическую, экологическую и управленческую значимость;

— координации целей, действий, систем распределения ресурсов и четкость распределения полномочий и ответственности между субъектами, координации федеральных органов власти и управления, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований и бизнес-структур, эффективного государственного регулирования;

— адаптивном применении, т. е. реагировании на социальные, экономические и экологические изменения, использовании новых знаний для повышения эффективности управления.

Вышеперечисленные задачи требуют разработки соответствующего методологического и организационного инструментария, адаптации методов планирования и управления сложными хозяйственными системами. Таким методом является программно-целевое планирование. Методология программно-целевого подхода направлена, прежде всего, на: научную проработку целевой направленности перспективного развития территории, концентрацию усилий различных участников реализации целевых стратегических программ, проблемную ориентацию и вариантность в средствах достижения целей; комплексность принимаемых решений на основе увязки социальных, экономических, научно -технических, экологических факторов развития, решения проблем национальной безопасности; формирование приоритетов развития отраслей и регионов посредством механизма отбора проблем, требующих программного решения; достижение рационального сочетания отраслевого и территориального управления социально-экономическими процессами; формирование соответствующих организационных структур, позволяющих обеспечить достижение поставленных программой целей.

Основными элементами программы развития региона являются составляющие следующей логической цепочки: проблема — цели — задачи (мероприятия) — ресурсы [4]. Структура целевой комплексной программы состоит из трех блоков: целевого, блока мероприятий и ресурсного. В целевом блоке производится постановка цели программы, с использованием инструментария дерева целей осуществляется разбивка главной цели на подцели с ранжированием по количественным значениям и по степени важности. Целевой раздел территориальной программы формируется в виде перечня взаимосвязанных целей и подцелей с указанием целевых нормативов и показателей, сроков их достижения и ответственных за их исполнение организаций. В блоке мероприятий раскрываются элементы системы, включающие научно-исследовательские, производственно-экономические, социальные и экологические процессы, необходимые для нормального функционирования рассматриваемого региона. В ресурсном блоке отражается потребность в материальных, трудовых, финансовых ресурсах, необходимых для реализации программы, с формированием соответствующих балансов и программно-ресурсных матриц. Следующим элементом в разработке целевых программ развития сложных, не-

64

ЭКОНОМИКА ПРЕДПРИЯТИЙ, РЕГИОНОВ И ОТРАСЛЕЙ

равномерно социально и экономически развитых прибрежных регионов Европейского Севера является создание организационного механизма по разработке и реализации этих программ. По мнению В.Е. Тоскуниной, «региональная целевая программа есть комплекс мер политического, нормативноправового, финансового, экономического, социального, экологического, производственного, исследовательского, информационного и иного характера, согласованных по ресурсам, исполнителям и срокам исполнения, направленный на решение региональной проблемы» [3].

Таким образом, определение целей социально-экономического развития прибрежных арктических регионов Европейского Севера проявляется в том, что для их достижения требуется междисциплинарный синтез знаний: экономических, экологических и социальных, с учетом анализа рисковых ситуаций. С помощью программно-целевого подхода формируются программы устойчивого социальноэкономического развития регионов, позволяющие оптимизировать различные региональные задачи, необходимость учитывать и оптимизировать взаимосвязи между человеком, хозяйством и природной средой, в соответствии с принципами комплексности и пространственно-экономического развития, что отвечает долговременным стратегическим интересам России.

ЛИТЕРАТУРА

1. Кузнецов С.В., Неустроев С.С. Программно-целевой подход в управлении инновационным развитием экономики. СПб.: ИПРЭ РАН, 2012. 140 с.

2. Месторождения Арктики. URL: http://www.arctic-info.ru/Encyclopedia/Rubric/Месторождения

3. Тоскунина В.Е. Освоение нового нефтегазового региона в современных экономических условиях. Институт экономики УРО РАН, 2004. 280 с.

4. Читобав А.И., Баженов Ю.Н. Территориальные комплексные программы. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1984. 230 с.

5. Экономическая безопасность и снижение неравномерности пространственного развития российского Севера и Арктики / под науч. ред. В.С. Селина, Е.П. Башмаковой. Апатиты: Изд-во Кольского научного центра РАН, 2012.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.