Программно-целевой подход к организации государственного мониторинга состояния недр на региональном уровне
Н.А. Кулагина, к.э.н., В.С. Дадыкин, аспирант, Брянский ГТУ
В условиях глобализации мировой экономики, в частности вступления России в ВТО, программно-целевой метод управления становится наряду с прогнозированием социальноэкономического развития страны и регионов одним из основных инструментов осуществления государственной региональной экономической и социальной политики. Целевые программы чётко определяют ресурсы, исполнителей, сроки осуществления работ в различных сферах экономики. Их применение наиболее целесообразно в тех регионах и отраслях, где проблемы экономического, инвестиционного, социально-демографического, экологического развития стоят наиболее остро. В связи с этим программно-целевой подход необходим в управлении минерально-сырьевым комплексом на региональном уровне.
Одно из основных преимуществ программного подхода в том, что он обеспечивает концентрацию ресурсов на наиболее перспективных и эффективных направлениях. Программы позволяют ускорить развитие региона за счёт привлечения дополнительных ресурсов и инвестиций. Поэтому они широко применяются как в России, так и за границей [1]. Для эффективного функционирования программ требуется контроль за их исполнением с целью корректировки мероприятий и создания обратной связи, которая позволит оперативно корректировать управляющее воздействие. Одним из инструментов контроля является система государственного мониторинга состояния недр (ГМСН).
ГМСН представляет собой систему регулярных наблюдений, сбора, накопления, обработки и анализа информации, оценки состояния геологической среды и прогноза её изменений под
влиянием естественных природных факторов и других видов хозяйственной деятельности [2]. Основными задачами государственного мониторинга являются:
— получение, обработка и анализ данных о состоянии недр;
— оценка состояния недр и прогнозирование его изменений;
— учёт состояния недр по объектам недропользования, запасов подземных вод и их движения;
— разработка, обеспечение реализации и анализ эффективности мероприятий по обеспечению экологически безопасного недропользования и охраны недр, а также по предотвращению негативного воздействия опасных геологических процессов;
— регулярное информирование органов государственной власти, организаций, недропользователей и других субъектов хозяйственной деятельности об изменениях состояния недр в установленном порядке;
— межведомственное взаимодействие и международное сотрудничество в сфере экологически безопасного природопользования.
Система государственного мониторинга включает в себя взаимодействующие подсистемы (рис. 1) [2].
Государственный мониторинг состояния недр осуществляется на федеральном, территориальном (региональном) и объектном (локальном) уровнях (рис. 2). На региональном уровне мониторинг осуществляют территориальные органы Министерства природных ресурсов и экологии России (МПР) во взаимодействии со специально уполномоченными органами в области охраны окружающей среды и природопользования субъектов РФ. Ведение объектного мониторинга осуществляется недропользователями и иными субъектами хозяйственной деятельности, влияющими на состояние недр [2].
Государственный мониторинг состояния недр
Г
подсистема мониторинга подземных вод
I_______________у
Рис. 1 - Подсистемы государственного мониторинга состояния недр
Л
подсистема
мониторинга
опасных
геологических
процессов
подсистема мониторинга участков недр, испол ьзуемых для целей, не связанных с добычей ПИ
подсистема
мониторинга
месторождений
твёрдых
полезных
ископаемых
Л
подсистема
мониторинга
месторождений
углеводородов
Федеральный уровень
Осуществляет МПР России
Территориальный (региональный) уровень
Осу ществл я ют территориальные органы МПР России и уполномоченные органы субъектов РФ
Объектный (локальный) мониторинг
Осуществляют недропол ьзовател и
Рис. 2 - Система государственного мониторинга состояния недр
На региональном уровне в настоящее время ведётся мониторинг состояния подземных вод и опасных геологических процессов. Информационной основой осуществления мониторинга являются сведения о состоянии недр, полученные при выполнении геологоразведочных, горнодобывающих и всех других видов работ, связанных с государственным геологическим изучением и использованием недр, и данные по наблюдательным пунктам.
Однако мониторинг по твёрдым полезным ископаемым и участкам недр, используемым для целей, не связанных с добычей, на уровне региона практически отсутствует.
Кроме того, в ведении мониторинга на региональном уровне выделяются следующие основные проблемы:
— отсутствует научно-техническая база ведения мониторинга на территориальном уровне;
— не реализуется постановка комплекса работ по обновлению геологических карт и поиску перспективных площадей и участков месторождений;
— отсутствует информационная система, которая в координации с федеральной системой мониторинга должна стать информационной основой на территориальном уровне;
— не осуществляется финансирование работ по функционированию и развитию системы мониторинга на территориальном уровне, отчасти в связи с отсутствием заинтересованности в результатах мониторинга для экономики региона;
— не проводится геолого-экономическая оценка недр, в особенности перспективных участков, которые могли бы привести инвесторов в регион и стать катализатором роста региональной экономики.
На основании вышесказанного предлагается создать программу геолого-экономического мониторинга состояния, использования и воспроизводства минерально-сырьевой базы на региональном уровне.
Под геолого-экономическим мониторингом (ГЭМ) понимается система оперативного отслеживания, анализа и прогноза изменения состояния ресурсов и запасов под влиянием меняющихся геолого-экономических и социальноэкономических факторов, а также показателей недропользования, необходимых для принятия управленческих решений.
Целью программы, с одной стороны, является обеспечение органов государственного управления информацией о состоянии пользования недрами (геологическое изучение, разведка и добыча твёрдых полезных ископаемых) в соответствии с действующими лицензиями для принятия управленческих решений по сохранению либо изменению условий пользования недрами. С другой стороны, мониторинг может эффективно использоваться при разработке программ социально-экономического развития территории, определении перспективных направлений геологоразведочных работ и выработки инвестиционной политики.
В рамках осуществления указанных целей планируется решить следующие задачи:
— выявить состояние и тенденции в развитии минерально-сырьевой базы, что является основой краткосрочного, среднесрочного и долгосрочного планирования;
— определить направление геолого-экономи-ческих исследований по видам сырья и конкретным объектам недропользования для привлечения инвестиций в минерально-сырьевой комплекс;
— совместно с государственным мониторингом состояния природной среды позволяет принимать решения для обеспечения безопасного использования геологической среды, снижения негативных последствий при пользовании недрами для экологии региона;
— развивать государственную картографическую информационную систему геологических и других информационных продуктов для обеспечения потребностей органов государственной власти, общества и недропользователей;
— вести статистическую отчётность выполнения основных показателей геологического изучения недр при проведении поисковых, поисково-оценочных и разведочных работ (составление проекта на проведение данных стадий работ, выполнение объёма полевых геологоразведочных работ, представление отчётов по оценке прогнозных ресурсов и подсчёту запасов);
— оценивать обеспеченность предприятий разведанными запасами полезных ископаемых и прирост запасов за счёт средств недропользователя;
— вести статистическую отчётность основных причин невыполнения лицензионных соглашений, обобщить поступающую информацию от недропользователей о принимаемых мерах по устранению этих причин;
— разработать предложения по оценке выполнения лицензионных соглашений и устранению выявленных недостатков.
Мониторинг должен выполняться путём аналитической обработки поступающего отчётного материала по утверждённым формам, предоставление которых является обязательным для всех недропользователей, и в установленные сроки. Ведение информационной базы осуществляется на постоянной основе, с внесением в неё новых объектов и переоценкой существующих при условии изменения параметров месторождений, а также под действием макроэкономических факторов. В качестве основных методов решения задач мониторинга предусматривается:
— сбор, изучение, систематизация и оценка материалов существующей статистической отчётности состояния и использования минеральносырьевой базы региона;
— типизация показателей и форм ведения, накопления и передачи геолого-экономических данных;
— системный анализ при оценке геологоэкономических индикаторов состояния минерально-сырьевой базы, динамики изменения объёмов добычи и использования минерального сырья;
— оперативный мониторинг геолого-эконо-мической информации;
— подготовка фактографической и картографической информации.
На основе результатов мониторинга будут разработаны предложения по прекращению, приостановлению и ограничению недропользования, возмещению вреда, причинённого государству, а также предложения по аннулированию лицензий и повторному распределению участков недр.
Наиболее ценными на данный момент являются металлические полезные ископаемые (ПИ), редкоземельные металлы, углеводородное сырьё, уголь. Регионы, где указанные ре-
сурсы отсутствуют, практически не развивают свой минерально-сырьевой комплекс. Одна из основных причин этого — отсутствие программы геолого-экономического мониторинга. Например, геолого-экономический мониторинг в настоящее время необходимо разработать на территории Брянской области.
В настоящее время на территории области действует программа «Охрана окружающей среды, воспроизводство и использование природных ресурсов Брянской области (2012—2015 гг.)» с общим финансированием мероприятий в размере 304 997,5 тыс. руб. В рамках данной программы действует подпрограмма «Обеспечение рационального использования минерально-сырьевой базы (2012—2015 гг.)». Финансирование подпрограммы за весь период действия составит 3304,8 руб., или 1% от общей суммы [3].
Освоение минерально-сырьевой базы предполагает проведение геологоразведочных работ, которые относятся к видам деятельности с отложенным во времени экономическим эффектом. Окончательная и объективная оценка их эффективности определяется на стадии технико-экономического обоснования разработки выявленных и разведанных месторождений. Помимо очевидного экономического эффекта в виде поступлений налогов и платежей в бюджет региона развитие минерально-сырьевого комплекса (МСК) окажет позитивное влияние на социально-экономическое развитие, прежде всего в районах, характеризующихся слаборазвитой инфраструктурой. Поэтому МСК нуждается в финансировании и внимании со стороны региональных властей. Благодаря ГЭМ будут выявлены наиболее привлекательные для инвестирования объекты, что позволит привлечь инвесторов к освоению МСБ области.
В качестве примера приведём Калужскую обл., где действует программа «Геологическое изучение недр и воспроизводство минерально-сырьевой базы Калужской области (2011—2015 гг.)». Целью данной программы является обеспечение сбалансированного развития и использования минерально-сырьевой базы для удовлетворения текущих и перспективных потребностей экономики области в минерально-сырьевых ресурсах и подземных водах нормативного качества. По результатам мониторинга в Калужской области разведано 552 месторождения твёрдых полезных ископаемых, по многим месторождениям выполнена стоимостная оценка и рассчитаны технико-экономические показатели. Один рубль, вложенный в геологоразведочные работы, обеспечит выявление минерального сырья ценностью около 50 рублей, что приравнивается к ожидаемым до 2020 г. общероссийским показателям [4]. При этом из внебюджетных источников (средств недропользователей) фи-
нансирование составляет 32,5%. Этот пример наглядно демонстрирует, как можно эффективно инвестировать средства недропользователей в развитие минерально-сырьевой базы в соседнем для Брянской области регионе со схожим геологическим строением.
В рамках реализации программы ГЭМ на территории Брянской области планируется прежде всего решить следующие задачи:
— провести стоимостную оценку минерально-сырьевого потенциала территории Брянской области;
— провести переоценку геолого-экономических показателей наиболее перспективных для освоения объектов, числящихся в составе нераспределённого фонда;
— определить структуру и сформировать базу данных стоимостных показателей минерально-сырьевого потенциала административно-территориальных образований и основных видов минерального сырья.
Для оценки минерально-сырьевого потенциала рассчитывается стоимость основных видов полезных ископаемых в целом по области и распределение их по административным районам, определяется удельный вес полезных ископаемых в минерально-сырьевом потенциале области и Центрального федерального округа (ЦФО).
Экономически оценённый минерально-сырьевой потенциал позволит дать общее стоимостное
представление о минерально-сырьевой ценности территории области в сравнении с другими регионами, а также обеспечит возможность выбора приоритетных направлений геологических исследований по отдельным видам полезных ископаемых.
Рассмотренная система геолого-экономичес-кого мониторинга позволит сформировать базу данных, содержащую информацию о стоимости недр по месторождениям, административным районам и области в целом. Показатели, рассчитанные по результатам мониторинга, могут использоваться в целях принятия управленческих решений на разных уровнях, связанных с эффективным освоением и воспроизводством минерально-сырьевой базы региона, а также позволят привлечь инвесторов к совместному финансированию работ по освоению минерально-сырьевой базы региона.
Литература
1. Райзберг Б.А., Лобко А.Г. Программно-целевое планирование и управление: учебник. М.: Инфра-М, 2004.
2. Методические рекомендации по организации и ведению государственного мониторинга. М., 2000.
3. Паспорт государственной программы « Охрана окружающей среды, воспроизводство и использование природных ресурсов Брянской области (2012—2015 годы)» [Электронный ресурс] // Администрация Брянской области. URL: http:// www.bryanskobl.ru/. Дата обращения: 27.10.2012 г.
4. Паспорт долгосрочной целевой программы «Геологическое изучение недр и воспроизводство минерально-сырьевой базы Калужской области (2011—2015 годы)» [Электронный ресурс] // Портал органов власти Калужской области. URL: http:// www.admoblkaluga.ru/upload/. Дата обращения: 27.10.2012 г.