Научная статья на тему 'Программно-целевой подход к организации государственного мониторинга состояния недр на региональном уровне'

Программно-целевой подход к организации государственного мониторинга состояния недр на региональном уровне Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
231
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МОНИТОРИНГ / СОСТОЯНИЕ НЕДР / ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВОЙ ПОДХОД / STATE MONITORING / MINERAL WEALTH STATE / PURPOSE-ORIENTED APPROACH

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Кулагина Наталья Александровна, Дадыкин Валерий Сергеевич

Программно-целевой подход в настоящее время широко используется для решения проблем, характеризующихся масштабностью, настоятельностью, невозможностью решения традиционными методами. Одной из сфер его применения является минерально-сырьевой комплекс. Для эффективной реализации программы и достижения поставленных целей предлагается усовершенствовать систему государственного мониторинга состояния недр на уровне региона. В качестве инструмента предлагается внедрение геолого-экономического мониторинга.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Кулагина Наталья Александровна, Дадыкин Валерий Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PURPOSE-ORIENTED APPROACH TO ORGANIZATION OF STATE MONITORING OF THE REGIONAL MINERAL WEALTH SITUATION

It is reported that the purpose-oriented approach is being widely applied to-day to solve large-scale and urgent problems as well as those problems that can’t be solved by means of traditional methods. One of the spheres of its usage is the minerals-raw materials complex. In order to efficiently realize the program and to hit the targets it is suggested that the system of mineral wealth situation monitoring is to be improved, first of all, at the regional level. The introduction of geological and economical monitoring is suggested as one of the instruments of such kind of improvement.

Текст научной работы на тему «Программно-целевой подход к организации государственного мониторинга состояния недр на региональном уровне»

Программно-целевой подход к организации государственного мониторинга состояния недр на региональном уровне

Н.А. Кулагина, к.э.н., В.С. Дадыкин, аспирант, Брянский ГТУ

В условиях глобализации мировой экономики, в частности вступления России в ВТО, программно-целевой метод управления становится наряду с прогнозированием социальноэкономического развития страны и регионов одним из основных инструментов осуществления государственной региональной экономической и социальной политики. Целевые программы чётко определяют ресурсы, исполнителей, сроки осуществления работ в различных сферах экономики. Их применение наиболее целесообразно в тех регионах и отраслях, где проблемы экономического, инвестиционного, социально-демографического, экологического развития стоят наиболее остро. В связи с этим программно-целевой подход необходим в управлении минерально-сырьевым комплексом на региональном уровне.

Одно из основных преимуществ программного подхода в том, что он обеспечивает концентрацию ресурсов на наиболее перспективных и эффективных направлениях. Программы позволяют ускорить развитие региона за счёт привлечения дополнительных ресурсов и инвестиций. Поэтому они широко применяются как в России, так и за границей [1]. Для эффективного функционирования программ требуется контроль за их исполнением с целью корректировки мероприятий и создания обратной связи, которая позволит оперативно корректировать управляющее воздействие. Одним из инструментов контроля является система государственного мониторинга состояния недр (ГМСН).

ГМСН представляет собой систему регулярных наблюдений, сбора, накопления, обработки и анализа информации, оценки состояния геологической среды и прогноза её изменений под

влиянием естественных природных факторов и других видов хозяйственной деятельности [2]. Основными задачами государственного мониторинга являются:

— получение, обработка и анализ данных о состоянии недр;

— оценка состояния недр и прогнозирование его изменений;

— учёт состояния недр по объектам недропользования, запасов подземных вод и их движения;

— разработка, обеспечение реализации и анализ эффективности мероприятий по обеспечению экологически безопасного недропользования и охраны недр, а также по предотвращению негативного воздействия опасных геологических процессов;

— регулярное информирование органов государственной власти, организаций, недропользователей и других субъектов хозяйственной деятельности об изменениях состояния недр в установленном порядке;

— межведомственное взаимодействие и международное сотрудничество в сфере экологически безопасного природопользования.

Система государственного мониторинга включает в себя взаимодействующие подсистемы (рис. 1) [2].

Государственный мониторинг состояния недр осуществляется на федеральном, территориальном (региональном) и объектном (локальном) уровнях (рис. 2). На региональном уровне мониторинг осуществляют территориальные органы Министерства природных ресурсов и экологии России (МПР) во взаимодействии со специально уполномоченными органами в области охраны окружающей среды и природопользования субъектов РФ. Ведение объектного мониторинга осуществляется недропользователями и иными субъектами хозяйственной деятельности, влияющими на состояние недр [2].

Государственный мониторинг состояния недр

Г

подсистема мониторинга подземных вод

I_______________у

Рис. 1 - Подсистемы государственного мониторинга состояния недр

Л

подсистема

мониторинга

опасных

геологических

процессов

подсистема мониторинга участков недр, испол ьзуемых для целей, не связанных с добычей ПИ

подсистема

мониторинга

месторождений

твёрдых

полезных

ископаемых

Л

подсистема

мониторинга

месторождений

углеводородов

Федеральный уровень

Осуществляет МПР России

Территориальный (региональный) уровень

Осу ществл я ют территориальные органы МПР России и уполномоченные органы субъектов РФ

Объектный (локальный) мониторинг

Осуществляют недропол ьзовател и

Рис. 2 - Система государственного мониторинга состояния недр

На региональном уровне в настоящее время ведётся мониторинг состояния подземных вод и опасных геологических процессов. Информационной основой осуществления мониторинга являются сведения о состоянии недр, полученные при выполнении геологоразведочных, горнодобывающих и всех других видов работ, связанных с государственным геологическим изучением и использованием недр, и данные по наблюдательным пунктам.

Однако мониторинг по твёрдым полезным ископаемым и участкам недр, используемым для целей, не связанных с добычей, на уровне региона практически отсутствует.

Кроме того, в ведении мониторинга на региональном уровне выделяются следующие основные проблемы:

— отсутствует научно-техническая база ведения мониторинга на территориальном уровне;

— не реализуется постановка комплекса работ по обновлению геологических карт и поиску перспективных площадей и участков месторождений;

— отсутствует информационная система, которая в координации с федеральной системой мониторинга должна стать информационной основой на территориальном уровне;

— не осуществляется финансирование работ по функционированию и развитию системы мониторинга на территориальном уровне, отчасти в связи с отсутствием заинтересованности в результатах мониторинга для экономики региона;

— не проводится геолого-экономическая оценка недр, в особенности перспективных участков, которые могли бы привести инвесторов в регион и стать катализатором роста региональной экономики.

На основании вышесказанного предлагается создать программу геолого-экономического мониторинга состояния, использования и воспроизводства минерально-сырьевой базы на региональном уровне.

Под геолого-экономическим мониторингом (ГЭМ) понимается система оперативного отслеживания, анализа и прогноза изменения состояния ресурсов и запасов под влиянием меняющихся геолого-экономических и социальноэкономических факторов, а также показателей недропользования, необходимых для принятия управленческих решений.

Целью программы, с одной стороны, является обеспечение органов государственного управления информацией о состоянии пользования недрами (геологическое изучение, разведка и добыча твёрдых полезных ископаемых) в соответствии с действующими лицензиями для принятия управленческих решений по сохранению либо изменению условий пользования недрами. С другой стороны, мониторинг может эффективно использоваться при разработке программ социально-экономического развития территории, определении перспективных направлений геологоразведочных работ и выработки инвестиционной политики.

В рамках осуществления указанных целей планируется решить следующие задачи:

— выявить состояние и тенденции в развитии минерально-сырьевой базы, что является основой краткосрочного, среднесрочного и долгосрочного планирования;

— определить направление геолого-экономи-ческих исследований по видам сырья и конкретным объектам недропользования для привлечения инвестиций в минерально-сырьевой комплекс;

— совместно с государственным мониторингом состояния природной среды позволяет принимать решения для обеспечения безопасного использования геологической среды, снижения негативных последствий при пользовании недрами для экологии региона;

— развивать государственную картографическую информационную систему геологических и других информационных продуктов для обеспечения потребностей органов государственной власти, общества и недропользователей;

— вести статистическую отчётность выполнения основных показателей геологического изучения недр при проведении поисковых, поисково-оценочных и разведочных работ (составление проекта на проведение данных стадий работ, выполнение объёма полевых геологоразведочных работ, представление отчётов по оценке прогнозных ресурсов и подсчёту запасов);

— оценивать обеспеченность предприятий разведанными запасами полезных ископаемых и прирост запасов за счёт средств недропользователя;

— вести статистическую отчётность основных причин невыполнения лицензионных соглашений, обобщить поступающую информацию от недропользователей о принимаемых мерах по устранению этих причин;

— разработать предложения по оценке выполнения лицензионных соглашений и устранению выявленных недостатков.

Мониторинг должен выполняться путём аналитической обработки поступающего отчётного материала по утверждённым формам, предоставление которых является обязательным для всех недропользователей, и в установленные сроки. Ведение информационной базы осуществляется на постоянной основе, с внесением в неё новых объектов и переоценкой существующих при условии изменения параметров месторождений, а также под действием макроэкономических факторов. В качестве основных методов решения задач мониторинга предусматривается:

— сбор, изучение, систематизация и оценка материалов существующей статистической отчётности состояния и использования минеральносырьевой базы региона;

— типизация показателей и форм ведения, накопления и передачи геолого-экономических данных;

— системный анализ при оценке геологоэкономических индикаторов состояния минерально-сырьевой базы, динамики изменения объёмов добычи и использования минерального сырья;

— оперативный мониторинг геолого-эконо-мической информации;

— подготовка фактографической и картографической информации.

На основе результатов мониторинга будут разработаны предложения по прекращению, приостановлению и ограничению недропользования, возмещению вреда, причинённого государству, а также предложения по аннулированию лицензий и повторному распределению участков недр.

Наиболее ценными на данный момент являются металлические полезные ископаемые (ПИ), редкоземельные металлы, углеводородное сырьё, уголь. Регионы, где указанные ре-

сурсы отсутствуют, практически не развивают свой минерально-сырьевой комплекс. Одна из основных причин этого — отсутствие программы геолого-экономического мониторинга. Например, геолого-экономический мониторинг в настоящее время необходимо разработать на территории Брянской области.

В настоящее время на территории области действует программа «Охрана окружающей среды, воспроизводство и использование природных ресурсов Брянской области (2012—2015 гг.)» с общим финансированием мероприятий в размере 304 997,5 тыс. руб. В рамках данной программы действует подпрограмма «Обеспечение рационального использования минерально-сырьевой базы (2012—2015 гг.)». Финансирование подпрограммы за весь период действия составит 3304,8 руб., или 1% от общей суммы [3].

Освоение минерально-сырьевой базы предполагает проведение геологоразведочных работ, которые относятся к видам деятельности с отложенным во времени экономическим эффектом. Окончательная и объективная оценка их эффективности определяется на стадии технико-экономического обоснования разработки выявленных и разведанных месторождений. Помимо очевидного экономического эффекта в виде поступлений налогов и платежей в бюджет региона развитие минерально-сырьевого комплекса (МСК) окажет позитивное влияние на социально-экономическое развитие, прежде всего в районах, характеризующихся слаборазвитой инфраструктурой. Поэтому МСК нуждается в финансировании и внимании со стороны региональных властей. Благодаря ГЭМ будут выявлены наиболее привлекательные для инвестирования объекты, что позволит привлечь инвесторов к освоению МСБ области.

В качестве примера приведём Калужскую обл., где действует программа «Геологическое изучение недр и воспроизводство минерально-сырьевой базы Калужской области (2011—2015 гг.)». Целью данной программы является обеспечение сбалансированного развития и использования минерально-сырьевой базы для удовлетворения текущих и перспективных потребностей экономики области в минерально-сырьевых ресурсах и подземных водах нормативного качества. По результатам мониторинга в Калужской области разведано 552 месторождения твёрдых полезных ископаемых, по многим месторождениям выполнена стоимостная оценка и рассчитаны технико-экономические показатели. Один рубль, вложенный в геологоразведочные работы, обеспечит выявление минерального сырья ценностью около 50 рублей, что приравнивается к ожидаемым до 2020 г. общероссийским показателям [4]. При этом из внебюджетных источников (средств недропользователей) фи-

нансирование составляет 32,5%. Этот пример наглядно демонстрирует, как можно эффективно инвестировать средства недропользователей в развитие минерально-сырьевой базы в соседнем для Брянской области регионе со схожим геологическим строением.

В рамках реализации программы ГЭМ на территории Брянской области планируется прежде всего решить следующие задачи:

— провести стоимостную оценку минерально-сырьевого потенциала территории Брянской области;

— провести переоценку геолого-экономических показателей наиболее перспективных для освоения объектов, числящихся в составе нераспределённого фонда;

— определить структуру и сформировать базу данных стоимостных показателей минерально-сырьевого потенциала административно-территориальных образований и основных видов минерального сырья.

Для оценки минерально-сырьевого потенциала рассчитывается стоимость основных видов полезных ископаемых в целом по области и распределение их по административным районам, определяется удельный вес полезных ископаемых в минерально-сырьевом потенциале области и Центрального федерального округа (ЦФО).

Экономически оценённый минерально-сырьевой потенциал позволит дать общее стоимостное

представление о минерально-сырьевой ценности территории области в сравнении с другими регионами, а также обеспечит возможность выбора приоритетных направлений геологических исследований по отдельным видам полезных ископаемых.

Рассмотренная система геолого-экономичес-кого мониторинга позволит сформировать базу данных, содержащую информацию о стоимости недр по месторождениям, административным районам и области в целом. Показатели, рассчитанные по результатам мониторинга, могут использоваться в целях принятия управленческих решений на разных уровнях, связанных с эффективным освоением и воспроизводством минерально-сырьевой базы региона, а также позволят привлечь инвесторов к совместному финансированию работ по освоению минерально-сырьевой базы региона.

Литература

1. Райзберг Б.А., Лобко А.Г. Программно-целевое планирование и управление: учебник. М.: Инфра-М, 2004.

2. Методические рекомендации по организации и ведению государственного мониторинга. М., 2000.

3. Паспорт государственной программы « Охрана окружающей среды, воспроизводство и использование природных ресурсов Брянской области (2012—2015 годы)» [Электронный ресурс] // Администрация Брянской области. URL: http:// www.bryanskobl.ru/. Дата обращения: 27.10.2012 г.

4. Паспорт долгосрочной целевой программы «Геологическое изучение недр и воспроизводство минерально-сырьевой базы Калужской области (2011—2015 годы)» [Электронный ресурс] // Портал органов власти Калужской области. URL: http:// www.admoblkaluga.ru/upload/. Дата обращения: 27.10.2012 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.