УДК 352.075 ББК 67.99(2)061.2 К 75
Кохужева Саида Нурбиевна, старший преподаватель кафедры финансов и кредита филиала Московской открытой социальной академии в г. Майкопе, т.: 89604992810.
ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВОЙ МЕТОД КАК ИНСТРУМЕНТ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИМ РАЗВИТИЕМ РЕГИОНА
(рецензирована)
На современном этапе, в условиях преимущественного воздействия на экономику рыночных механизмов, целевые программы выступают одним из основных методов государственного регулирования. Вместе с тем, в механизме программно-целевого управления в Республике Адыгея существует ряд проблем при формировании и реализации государственных программ, которые требуют своего разрешения. Таким образом, применение программно-целевых методов на региональном уровне в условиях перехода к рыночным отношениям аккумулирует взаимодействие хозяйствующих субъектов, участвующих в решении единой проблемы и достижении общей программной цели, и вносит значительный вклад в производственную и временную координацию и интеграцию производственно-экономических, научно-технических и социальных процессов.
Ключевые слова: программно-целевой метод, развитие региона, управление, принципы построения.
Kokhuzheva Saida Nurbievna, senior lecturer of the Department of Finance and Credit of the Maikop branch of Moscow Open Social Academy of Social, tel: 89604992810.
PROGRAM- TARGET METHOD AS A TOOL OF GOVERNANCE OF SOCIAL AND ECONOMIC DEVELOPMENT OF THE AREA
(reviewed)
At the present stage when market forces influence the economy, targeted programs are the major methods of state regulation. However, in the mechanism of program-oriented management in the Republic of Adyghea there are some problems in the formulation and implementation of government programs that need to be resolved. Thus, the use of program-target methods at the regional level in the transition to a market economy accumulates interaction of economic actors involved in solving a single problem and achieving overall program objectives, and contributes significantly to the production and temporal coordination and integration of production and economic, scientific and technical and social processes.
Keywords: program-target method, the region's development, management, principles of construction.
На сегодняшний день программно-целевой метод используется как инструмент осуществления государственной социальной и экономической политики развития страны и ее отдельных регионов наряду с методами прогнозирования и индикативного планирования, в целях: укрепления единства и целостности государства; преодоления существенных различий между регионами по факторам развития, уровню жизни, пресечению регионального сепаратизма, максимальному использованию потенциала межрегионального обмена, созданию предпосылок для саморазвития регионов, функционированию без дотаций.
Формами непосредственного участия государства в управлении социально-экономи-ческим развитием регионов являются федеральные региональные программы. Они представляют собой разновидность целевых комплексных программ и служат инструментом регулирования и управления региональной стратегией экономического, социально и научно-техни-ческого развития, формой хозяйственной деятельности, способом приоритетной концентрации ресурсов для решения неотложных, первоочередных проблем (рис.1). [2].
Рис. 1. Типовая структура «Программы социально-экономического развития региона»
Разработка региональных программ - это целенаправленный процесс мобилизации всех возможностей регионов различных таксономических уровней.
Анализ практики применения региональных программ, принятых на уровне органов государственного управления субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, показывает ее неоднозначность. Это обусловлено тем, что попытки использовать программно-целевой метод для решения региональных проблем предпринимаются повсеместно, и зачастую “программами” называются документы, по существу ими не являющиеся, а представляющие собой текущий или перспективный план деятельности администрации того или иного территориального уровня в рамках выполнения ею своих повседневных функциональных обязанностей. Поэтому для повышения эффективности разработки, функционирования и реализации региональных программ необходимо законодательно установить приоритетные цели и основные задачи регионального развития, требующие программного разрешения.
Рассмотрим вышеуказанное на примере программы социально-экономического развития Республики Адыгея до 2025 года, которая представляет собой документ, определяющий направления и механизмы перехода республики к устойчивому социально-экономическому развитию, предполагающему сочетание динамичного экономического роста с развитием социальной сферы, эффективным использованием природно-ресурсного потенциала региона. Содержание Программы определяет основные приоритеты развития Республики Адыгея на долгосрочную перспективу и перечень конкретных задач, направленных на устранение существующих диспропорций и проблем развития в социально-экономической сфере региона и выход на траекторию устойчивого развития. Структура программных расходов на реализацию стратегического плана Республики Адыгея до 2025 года содержит три направления социально-экономического развития республики: развитие социальной сферы; обеспечение высоких темпов устойчивого экономического роста и повышение конкурентоспособности предприятий Республики Адыгея; проведение институциональных преобразований. На решение задач каждого направления, приходится 12,34 %, 87,41% и 0,25% всех расходов соответственно. Из
которых 20,24% - средства федерального бюджета, 18,77% - средства регионального бюджета и 60,99% -
внебюджетные средства.
Наибольшее количество расходов приходится на задачи второго направления, а именно на создание благоприятного инвестиционного климата для развития экономики - 0,70%, обеспечение поддержки развития действующих и создания перспективных промышленных производств - 23,76%, повышение эффективности функционирования агропромышленного кластера - 5,73%, создание условий для формирования строительного кластера - 1,69%, создание условий для формирования туристического кластера - 0,09%, поддержка и развитие
предпринимательской инициативы — 0,51%, развитие инженерной и дорожной инфраструктуры республики для обеспечения устойчивого роста валового регионального продукта - 18,00%, реализация инвестиционных проектов на территории Республики Адыгея - 36,03%, увеличение доходов и оптимизация расходов бюджета - 0,10%.'
Таким образом, основной принцип данной программы в том, что она формируется «изнутри» региона и базируется в большей степени на ресурсном потенциале и «инвестиционном портфеле» (второе направление программы), обеспечивающем ее реализацию. Наименьшее количество расходов приходится на третье направление, что приводит к снижению эффективности системы стратегического управления регионом.
1 Согласно данным приложения к Программе социально-экономического развития Республики Адыгея до 2025 года.
В связи с таким делением программы, определены требования к эффективности решаемых задач, при которых обеспечивается переход от поддержки региона к решению его системных проблем, согласно определенным принципам. 2
Все основополагающие принципы формирования программы социально-экономического развития региона можно разделить на две группы [1]. К принципам первой группы, относятся принципы формирования программ социально-экономического развития региона, в основе которых лежит системный подход и первенство стратегического, долгосрочного аспекта развития.
Вторая группа основана на принципах увязки воедино сложнейших разнонаправленных трендов, с одной стороны, требований сохранения изначальной чистоты окружающей среды и реабилитации национального этноса, а, с другой стороны, удовлетворения потребностей региона в сырьевых ресурсах.
Алгоритм разработки и реализации региональной программы имеет следующие недостатки:
• недостаточность обоснования основных положений проекта программы с точки зрения формулирования стратегических целей и определения основных задач реализации программы;
• малообоснованное завышение объема бюджетных заявок для реализации региональной программы, превышающего реальные возможности финансирования из бюджетных источников;
• отсутствие вариантов по составу мероприятий, рекомендуемых к реализации, в зависимости от объема реальных финансовых ресурсов;
• отсутствие достаточного контроля за реализацией региональных программ в части выполнения приоритетных проектов федерального, регионального и местного уровней.
С учетом выше указанных недостатков выстроена последовательность работ по подготовке Программы социально-экономического развития РА (рис. 2.).
Кроме того, процесс разработки, финансирования и реализации программы показывает несовершенство их правовой базы.
Рис. 2. Последовательность работ по подготовке программ социально-экономического развития РА
Важнейшим недостатком имеющейся правовой базы является то, что в ней не в полном объеме учитываются региональные особенности разработки, финансирования и реализации программных документов, которые используются на том или ином иерархическом уровне управления.
Таким образом, в число социально-экономических задач, решаемых программно-целе-вым методом, следовало бы включить:
• сохранение единого экономического пространства и развитие процессов межрегиональной экономической интеграции;
2 Принципы выделены автором из Концепции стратегий социально-экономического развития регионов Российской Федерации.
• обеспечение экономической самостоятельности регионов на основе взаимосогласованных отношений федерального бюджета и консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации;
• участие региона во взаимодействии формирования общероссийского и межрегиональ-ных рынков;
• содействие развитию государственного (федерального и регионального) и муниципального секторов экономики;
• преодоление чрезмерно глубоких различий в уровне социально-экономического развития между крупными экономическими районами и субъектами Российской Федерации;
• стимулирование экономического роста развитых и государственная поддержка кризисных и депрессивных регионов, регионов со сложными условиями хозяйствования и государственного регулирования
[5].
Следует отметить, что отдельные отечественные экономисты все еще продолжают рассматривать административно-правовые и рыночные механизмы развития экономики и социальной сферы как несовместимые между собой. Это противопоставление искусственно, о чем свидетельствует опыт программного управления в странах с развитой рыночной экономикой. [4] Программно-целевой метод дает возможность достижения целей, предусматривающих коренные сдвиги в развитии экономики и социальной сферы, переход к новым состояниям экономических систем, которые не могут быть достигнуты в процессе реализации частных целей развития каких-либо отдельных производственных, инфраструктурных или иных элементов хозяйственных региональных систем.
При использовании данного метода на первый план выдвигаются не формальные характеристики программного сектора экономики, такие как общее число программ и т.д., а заложенная в нем потенциальная возможность, что существенно повышает эффективность государственного управления процессами развития экономики региона.
Литература:
1. Концепция Стратегии социально-экономического развития регионов Российской Федерации. -Режим доступа: http://archive.minregion.ru
2. Лексин В.Н. Государство и регионы: теория и практика государственного регулирования территориального развития / В.Н. Лексин, А.Н. Швецов. - М.: УРСС, 2007.- 368 с.
3. Лексин В. Региональная политика России: концепции, проблемы, решения. Программные методы регулирования территориального развития / В. Лексин, А. Швецов // Рос. экон. журн.- 1996.- №°2.
4. Паникарова С.В. Проблемы совершенствования региональных целевых программ // Региональная
экономика и управление: электрон. науч. журн.- 2005. -№4 (4). -Режим доступа:
http://region.mcnip.ru/modules.php?name=News&file=article&sid=77
5. Переходько М.Н. Реализация приоритетных национальных проектов как форма внедрения программно-целевого планирования региональной экономики / М.Н. Переходько // Рубикон: сб. науч. работ молодых ученых.- Ростов н/Д: ЮФУ, 2009. - Вып. 53/1.
References:
1. The concept ofsocio-economic development ofregions of the Russian Federation. Http://archive.minregion.ru
2. Lexin V.N.. The state and regions. Theory and practice of state regulation of territorial development/ Lexin V.N., Shvetsov A.N. M.: URSS. 2007. 368p.
3. Lexin V.N. Regional Policy in Russia: concepts, problems, solutions / Lexin V.N., Shvetsov A.N. / / Russian economic journal. 1996. № 2.
4.Panikarova S. V. Problems of improving regional programs / / Public Administration: Electronic scientific journal. -№ 4 (4) . 2005.
5. Perehodko M.N. The implementation ofpriority national projects as a form of implementation ofprogram-oriented planning of the regional economy / / Rubicon. Collection of scientific works of young scientists. Issue 53 /1. Rostov-on-Don: SFU 2009.