Научная статья на тему 'Концептуальные основы формирования организационно-экономического механизма регулирования регионального развития'

Концептуальные основы формирования организационно-экономического механизма регулирования регионального развития Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
440
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОН / МЕХАНИЗМ / РЕГУЛИРОВАНИЕ / ПРОГНОЗИРОВАНИЕ / ИНВЕСТИЦИИ / НАЛОГИ / МЕЖБЮДЖЕТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВЫЕ МЕТОДЫ / REGION / MECHANISM / REGULATION / FORECASTING / INVESTMENTS / TAXES / INTER-BUDGETARY RELATIONS / PROGRAM-TARGETED METHODS

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Петросянц Виктор Завенович, Дохолян Сергей Владимирович, Петросянц Даниэл Викторович

В статье рассмотрены теоретико-методологические положения формирования организационно -экономического механизма регулирования развития регионов в условиях федеративных отношений. Представлены и систематизированы различные формы и методы регулирования регионального развития. В частности, методы государственного регулирования регионального развития подразделены на две группы: административные и правовые, прямые и косвенные. Показано, что регулирующее воздействие государства функционально должно быть направлено не только на поддержку, но и на стимулирование саморазвития регионов за счет использования собственного социально-экономического потенциала. Обосновано, что важнейшими элементами организационно-экономического механизма регулирования регионального развития являются прогнозирование и целевое программирование, а также меры по активизации инвестиционной деятельности в регионе. Предложена блочная структура такого механизма, включающая в себя восемь системно взаимосвязанных блоков, а также его базовую составляющую нормативно-правовое и законодательное обеспечение, регламентирующее параметры и условия функционирования каждого блока в отдельности и системы в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Петросянц Виктор Завенович, Дохолян Сергей Владимирович, Петросянц Даниэл Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONCEPTUAL FOUNDATIONS OF FORMING AN ORGANIZATIONAL-ECONOMIC MECHANISM OF REGULATION OF THE REGIONAL DEVELOPMENT

The manuscript discusses the theoretical-methodological provisions of forming an organizational-economic mechanism of regulation of development of regions in the conditions of federative relations. Different forms and methods of regulation of regional development are provided and systematized. In particular, the methods of state regulation of regional development are subdivided into two groups: the administrative and legal, the direct and indirect ones. It has been shown that the regulating impact of the state has to be functionally directed not only towards the support, but also towards stimulating the self-development of regions due to using their own social-economic potential. It has been substantiated that the most important elements of the organizational-economic mechanism of regulation of the regional development is forecasting and targeted programming, as well as measures on activization of the investment activity in the region. A block structure of such a mechanism has been suggested. This structure includes eight systematically inter-connected blocks, as well as its basic component the regulatory and legislative provision specifying the parameters and conditions of functioning of each block separately, as well as in a system as a whole.

Текст научной работы на тему «Концептуальные основы формирования организационно-экономического механизма регулирования регионального развития»

Региональная экономика

ПЕТРОСЯНЦ В.З.,ДОХОЛЯН С.В.,ПЕТРОСЯНЦ Д.В.

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО МЕХАНИЗМА РЕГУЛИРОВАНИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ1

Аннотация. В статье рассмотрены теоретико-методологические положения формирования организационно-экономического механизма регулирования развития регионов в условиях федеративных отношений. Представлены и систематизированы различные формы и методы регулирования регионального развития. В частности, методы государственного регулирования регионального развития подразделены на две группы: административные и правовые, прямые и косвенные. Показано, что регулирующее воздействие государства функционально должно быть направлено не только на поддержку, но и на стимулирование саморазвития регионов за счет использования собственного социально-экономического потенциала. Обосновано, что важнейшими элементами организационно-экономического механизма регулирования регионального развития являются прогнозирование и целевое программирование, а также меры по активизации инвестиционной деятельности в регионе. Предложена блочная структура такого механизма, включающая в себя восемь системно взаимосвязанных блоков, а также его базовую составляющую — нормативно-правовое и законодательное обеспечение, регламентирующее параметры и условия функционирования каждого блока в отдельности и системы в целом.

Ключевые слова: регион, механизм, регулирование, прогнозирование, инвестиции, налоги, межбюджетные отношения, программно-целевые методы.

PETROSYANTS V.Z. ,DOKHOLYAN S.V.,PETROSYANTS D.V.

CONCEPTUAL FOUNDATIONS OF FORMING AN ORGANIZATIONAL-ECONOMIC MECHANISM OF REGULATION OF THE REGIONAL DEVELOPMENT

Abstract. The manuscript discusses the theoretical-methodological provisions of forming an organizational-economic mechanism of regulation of development of regions in the conditions of federative relations. Different forms and methods of regulation of regional development are provided and systematized. In particular, the methods of state regulation of regional development are subdivided into two groups: the administrative and legal, the direct and indirect ones. It has been shown that the regulating impact of the state has to be functionally directed not only towards the support, but also towards stimulating the self-development of regions due to using their own social-economic potential. It has been substantiated that the most important elements of the organizational-economic mechanism of regulation of the regional development is forecasting and targeted programming, as well as measures on activization of the investment activity in the region. A block structure of such a mechanism has been suggested. This structure includes eight systematically inter-connected blocks, as well as its basic component - the regulatory and legislative provision specifying the parameters and conditions of functioning of each block separately, as well as in a system as a whole. Keywords: a region, a mechanism, regulation, forecasting, investments, taxes, inter-budgetary relations, program-targeted methods.

Создание эффективного организационно-экономического механизма регулирования регионального развития обуславливается необходимостью целенаправленной координации деятельности региональных органов управления с субъектами хозяйствования на подведомственной территории с позиций согласования федеральных, региональных и муниципальных интересов. В настоящее время вопросам разработки и совершенствования такого механизма уделяется большое внимание, осуществляется интенсивный поиск организационных форм, методов и инструментальных средств регулирования развития различного вида регионов с позиций сни-

1 Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ (проект № 16-02-00093а).

жения их дифференциации по достигнутым уровням социально-экономического развития [118].

Методологически организационно-экономический механизм регулирования развития региона формируется на основе теоретических положений и соответствующих им действующих и проектируемых законодательных актов, определяющих нормы и правила функционирования региональной хозяйственной системы в рамках соблюдения предельных параметров поведения субъектов рыночных отношений. При этом развитие хозяйственной системы региона с точки зрения учета интересов населения должно быть социально ориентированно.

Региональное развитие — это многофункциональный, многомерный и многогранный процесс, направленный на реализацию конкретных целевых установок, включающих:

- экономический рост доходов населения и, как следствие, повышение уровня жизни населения;

- структурные сдвиги в социальной, институциональной и административной сферах общественного обустройства;

- совершенствование систем образования и здравоохранения;

- формирование принципиально иных социальных, политических, экономических и институциональных условий общественной жизни с ориентацией на благосостояние человека.

Современный инструментарий регулирования социально-экономического развития региона располагает достаточно широкой палитрой различных форм и методов [2,3,5,24]. В самом общем виде можно выделить такие его формы, как законодательная, бюджетно-налоговая, кредитная и субвенционная.

Законодательная форма регулирования регионального развития предполагает наличие соответствующих законодательных актов, регламентирующих хозяйственные отношения в различных отраслях экономики, обеспечивая относительно равные конкурентные возможности предпринимательским структурам путем противодействия монополизму в сфере производства и ограничений в ценовой политики.

Бюджетно-налоговая форма регулирования предусматривает в рамках межбюджетных отношений широкое использование изменений налоговых ставок и различного рода налоговых льгот, позитивно воздействующих на развитие региона, расширение его экономических и инвестиционных возможностей.

Посредством кредитной формы регулирования регионального развития государство, варьируя условиями кредитования, может оказывать влияние на рост (сокращение) объемов производства. Кроме того, государство, продавая ценные бумаги, сокращает банковские резервы, что вызывает рост процентных ставок и, соответственно, сокращение производства. И наоборот, скупая ценные бумаги, государство увеличивает банковские резервы, что приводит к падению процентных ставок и соответствующему росту производства.

Субвенционная форма регулирования предполагает предоставление государственных субсидий и налоговых льгот отдельным отраслям, предприятиям (главным образом, таким отраслям, как сельское хозяйство, добывающая промышленность, судостроение, транспорт).

Непосредственно методы государственного регулирования регионального развития можно подразделить на две группы: административные и правовые, прямые и косвенные [3].

К административному регулированию относятся разнообразные меры по рационированию и контингентированию, лицензированию и квотированию, контролю над ценами, доходами, валютными курсами, учетным процентом и др. Эти меры имеют силу приказа и не опираются на экономические интересы и реализующие их стимулы. Оно осуществляется в рамках хозяйственного законодательства через систему соответствующих норм и правил.

Правовое регулирование осуществляется в рамках хозяйственного законодательства через систему законодательно устанавливаемых норм и правил. При этом особое внимание должно быть уделено проблемным, экономически слаборазвитым регионам.

В условиях федерализма именно таким регионам государство должно оказывать многогранную поддержку в виде развития производственной инфраструктуры, стимулирования притока частных инвестиций, предоставления ряда налоговых и кредитных льгот, селективного дотирования предприятий, увеличения трансфертов и др.

Прямое регулирование подразумевает управление развитием посредством бюджетной по-

литики, прямого финансирования, инвестирования отдельных регионов или отраслей для сдерживания спада или увеличения темпов развития. Это осуществление инвестиционных проектов, имеющих федеральную значимость: строительство и реконструкцию за счет федерального бюджета железных дорог, автомагистралей, научных, образовательных и медицинских центров и т. д. А также реализация проектов, оказывающие позитивное влияние на рост занятости, увеличение налоговой базы, качество социального обслуживания в том или ином регионе. Такие федерального уровня инвестиционные проекты включается в структуру федерального бюджета с привязкой к конкретным объектам инвестирования и предусматривают выделение инвестиционных средств для вложения в производственную и социальную сферы регионов.

Значительная же часть инвестиционных проектов должна осуществляться на долевой основе с использованием средств региональных бюджетов и частных инвесторов [24].

Кроме того, в рамках государственного регулирования может оказываться селективная поддержка действующим предприятиям в форме дотирования производимой ими продукции. В первую очередь это относится к предприятиям государственного сектора. С точки зрения регионального развития представляется важным, где размещаются такие предприятия, в какой региональной ситуации. Финансовая поддержка особенно целесообразна, когда она предотвращает более значительные экономические и социальные издержки в регионе от снижения производства, занятости или банкротства предприятия.

Одновременно государство может и должно действенно влиять на загрузку производственных мощностей, занятость и доходы в разных регионах, реализуя определенные задачи регионального развития. В кризисных условиях особенно важно обеспечивать заказами градообразующие предприятия, чтобы снизить безработицу и другие негативные социально-экономические последствия. Размещение госзаказа может стимулировать экономический подъем в проблемных регионах. Например, значительное увеличение оборонного заказа создало возможности для вывода из депрессивного состояния ряда промышленных центров с высокой концентрацией предприятий оборонной промышленности.

Не менее важной задачей государства (федерального центра) является поддержка регионов в тех видах деятельности, где возможности и компетенция региональных властей ограничены или недостаточны. И, прежде всего, это внешнеэкономическая деятельность. Государство должно оказывать помощь регионам в установлении контактов с внешнеторговыми партнерами и иностранными инвесторами, в получении международных кредитов и займов, в распространении региональных ценных бумаг на мировых финансовых рынках, во включении в международные программы и проекты технического содействия. Как правило, эти формы международного участия регионов реализуются на основе соглашений, заключаемых Правительством Российской Федерации, которое одновременно выступает гарантом возврата кредитов и завершения проектов.

Государство осуществляет также ряд специальных организационно-хозяйственных функций там, где они выходят за рамки возможностей отдельного региона. Например, такими функциями являются централизованный завоз жизненно необходимых грузов на Север, организация переселения людей с Севера и вахтового метода работы, содействие трудоустройству бывших военнослужащих и переселенцев из республик бывшего СССР. Государство приходит на помощь регионам при ликвидации последствий чрезвычайных экологических и техногенных ситуаций (землетрясения, наводнения, радиоактивное заражение территорий и т. п.).

Приведенные меры, принимаемые государством, в современных условиях носят преимущественно прямой характер.

Вместе с тем в настоящее время резко возрастает значение методов косвенного (опосредованного) регулирования, осуществляемого через финансовые, налоговые регуляторы, подкрепляемые региональными льготами и экономическими стимулами в разных сферах деятельности, влияющих на ход развития региональной экономики в России.

В то же время регулирующее воздействие государства функционально должно быть направлено не только на поддержку, но и на стимулирование саморазвития регионов на основе использования собственного социально-экономического потенциала [1,4].

С этих позиций важнейшим элементом механизма регулирования регионального развития

становится прогнозирование и целевое программирование социально-экономических процессов.

Именно прогнозирование и целевое программирование определяют стратегическую направленность пропорционального и сбалансированного в устойчивом режиме развития того или иного региона. Действительно, комплексный анализ и прогнозирование социально-экономического развития является отправной точкой в процессе регулирования регионального развития. Посредством обоснованных вариантных прогнозных оценок определяются цели социально-экономического развития региона, выстраиваются приоритеты и программные мероприятия в развитии региональной системы, направленные на достижение этих целей, а также их ресурсное обеспечение [3,20].

Соответственно, формирование комплексной программы социально-экономического развития региона включает в себя разработку специальных документов, описывающих цели, средства, порядок процедур и мероприятий, направленных на реализацию приоритетных проблем регионального развития. Важно отметить и то, что использование программно-целевых методов в механизме регулирования регионального развития предполагает активное участие региональных органов власти не только опосредованно, но и в части контроля и корректировки процесса реализации той или иной целевой программы.

Непосредственно целевые программы представляют собой системно структурированный комплекс различного рода мероприятий, обеспечивающих эффективную реализацию задач в области государственного, экономического, экологического, социального и культурного развития региона.

Вообще разработка программы комплексного социально-экономического развития региона как целостного образования представляется крайне сложной проблемой, поскольку в процессе ее формирования объективно возникает необходимость учитывать все многообразие ограничений, а именно: геополитическое положение, состояние природного фактора, современную социально-демографическую ситуацию, прогноз социальной напряженности в регионе, вызовы общественно-политической среды и др.

Действительно, целевые установки реализации программы регионального развития применительно к особенностям любого конкретного региона (субъекта в составе Российской Федерации) должны включать в себя ряд обязательных положений:

- обеспечение устойчивого и сбалансированного развития региональной экономики с позиций эффективного использования, имеющегося ресурсного потенциала, включая рациональное природопользование;

- гармонизация региональных законодательных актов по обеспечению реализации программы развития региона, учитывающих региональную специфику, с федеральным законодательством и требованиями международных инвестиционных институтов;

- создание условий для организации рациональной перестройки производственной инфраструктуры региона в соответствии современным требованиям для эффективной реализации инвестиционных проектов в рамках программы регионального развития;

- оптимизация использования ресурсного региона, включая бюджетные средства, с позиций совершенствования территориального размещения и развития производительных сил на уровне муниципальных образований (город, район);

- обеспечение эффективного участия субъектов хозяйствования на территории региона в реализации национальных интересов в области структурной перестройки и инновационных преобразований экономики страны в целом.

В целом комплексная программа региона представляет собой документ, содержащий взаимосвязанное представление различных аспектов деятельности в рамках конкретной региональной социально-экономической системы. Его подготовка содержит:

- научно-обоснованную постановку целей регионального развития;

- обоснование и определение направлений их поэтапного достижения;

- системный анализ потенциальных возможностей региона с позиций их эффективного использования в процессе реализации программы регионального развития;

- разработку методического инструментария организации продвижения по избранным путям развития региона;

- обоснование рационального ресурсного обеспечения реализации целевых установок регионального развития.

Фактически исходным пунктом разработки такой программы становится обоснование и определение хозяйственно-отраслевых приоритетов развития региона, но базовой стратегической целевой установкой является повышение уровня и качества жизни местного населения.

Инструментарий программно-целевого подхода предполагает в процессе разработки программы регионального развития широкое использование различных методов: «дерево целей», балансовых и технико-экономических расчетов, экономико-математического моделирования, экспертных оценок, сценарных вариантов и др. Именно такие, детально разработанные прогнозы и программы социально-экономического позволяют сформировать базовые положения концепции регионального развития, ее приоритетные цели и ресурсное обеспечение [4,20].

В то же время обеспечение регионального роста экономики связано с активизацией инвестиционной деятельности в регионе. При этом способность региона привлекать инвестиционные ресурсы связана с рядом проблем, одной из которых является отсутствие или недостаточная развитость соответствующего механизма инвестиционного обеспечения с привязкой к особенностям и специфики территории.

Динамичность развития региональных экономических систем в условиях рыночной экономики предполагает непрерывный процесс совершенствования имеющихся механизмов привлечения инвестиций в региональную экономику. Механизм привлечения инвестиций в развитие региона включает в себя совокупность целей, принципов и методов мобилизации инвестиционных ресурсов, а также различные инструменты и рычаги воздействия с позиций максимизации инвестиционного эффекта и минимизации инвестиционных рисков. Можно выделить четыре составляющих инвестиционного процесса: мотивационную, ресурсную, правовую, организационную .

В рамках мотивационной составляющей осуществляется комплексный анализ всех мотива-ционных и экономических ожиданий, которыми могут руководствоваться инвесторы при финансировании тех или иных объектов регионального развития.

Вторая, ресурсная составляющая инвестиционного процесса предполагает поиск наиболее рациональных направлений привлечения инвестиций, ресурсные возможности которых можно подразделить на три группы: собственные средства предприятий (уставный капитал, нераспределенная прибыль, амортизационные отчисления); заёмные средства (долгосрочные и краткосрочные кредиты банков и др.); привлечённые средства (средства бюджета, средства внебюджетных фондов и др.).

Правовая составляющая — это, прежде всего, соответствующие государственные законодательные и нормативные акты, а также методические положения и рекомендации, определяющие, регулирующие и регламентирующие порядок инвестиционной деятельности.

Организационно-хозяйственный механизм регионального развития

Блок аналитических оценок

Блок прогнозирования и сценарных вариантов развития региона

Блок целевого программирования (проектирования) развития региона

Блок межбюджетных отношений

Блок налоговой политики

Блок инвестиционной политики

Блок финансово-кредитных отношений

Блок межрегионального взаимодействия и внешнеэкономических связей

т

Нормативно-правовое и законодательное обеспечение функционирования регионального хозяйства

Рис. Структура организационно-экономического механизма регионального развития

Организационная составляющая инвестиционного процесса ориентирована на формирование структур, функционально обеспечивающих поступление и контроль движения инвестиционных средств, анализ и оценку эффективности инвестиционной деятельности [23,24].

С точки зрения целостности организационно-экономический механизм инвестиционного обеспечения регионального развития необходимо рассматривать с позиции процессного подхода в виде совокупности инструментальных средств, обеспечивающих воспроизводство инвестиционной деятельности. К таким средствам можно отнести: мобилизацию внутренних собственных ресурсов инвестирования; широкое использование денежных ресурсов кредитно-инвестиционных институтов регионального и федерального уровней; а также активизацию в сфере привлечения иностранных инвестиций и использование ресурсов отечественных и зарубежных фондовых рынков. Крайне важным представляется и создание системы управления рисками и долговыми обязательствами; формирование центров кооперационных связей хозяйствующих субъектов региона, мотивационные возможности налогового регулирования [19,21,22].

Таким образом, организационно-экономический механизм регулирования регионального развития представляет собой сложную многофункциональную систему, включающую в себя ряд укрупненных блоков, комплексно охватывающих специфику и многообразие хозяйственной деятельности на подведомственной территории. На рис. представлен один из возможных вариантов такого механизма. Структурно он включает в себя восемь системно взаимосвязанных блоков: блок аналитических оценок ресурсных и хозяйственных возможностей региона; блок прогнозирования и сценарных вариантов регионального развития; блок целевого программирования (проектирования) развития региона; блок межбюджетных отношений; блок налоговой политики; блок инвестиционной политики; блок финансово-кредитных отношений; блок межрегионального взаимодействия и внешнеэкономических связей. Все эти блоки связаны между собой прямыми и опосредованными связями, представляют собой целостную структуру, системно охватывающую все стороны экономической деятельности в регионе. Базовым, системно-образующим элементом организационно-экономического механизма регулирования регионального развития является нормативно-правовое и законодательное обеспечение, регламентирующее параметры и условия функционирования каждого блока в отдельности и системы в целом.

Литература

1. Гранберг, А. Г. Основы региональной экономики /А.Г. Гранберг. — М. : ГУ ВШЭ, 2001. С. 495.

2. Завельский, М. Г. Государственное регулирование рыночной экономики // РАН; Институт системного анализа. — М. : Наука, 2006. С. 328.

3. Петросянц, В. З. Экономическая политика депрессивного региона /В.З. Петросянц //РАН; Дагестанский научный центр; Институт социально-экономических исследований. — М. : Наука, 2005. С. 189.

4. Петросянц, В. З. Стратегия регионального развития в условиях инновационных преобразований экономики /В.З. Петросянц, С.В. Дохолян, Д.В. Петросянц, А.А. Баширова //РАН; Дагестанский научный центр; Институт социально-экономических исследований. — М. : Экономика, 2011. С. 302.

5. Петросянц, В. З. Государственное регулирование экономического развития депрессивного региона /

B.З. Петросянц, М.Х. Тагиев // Дагестанский научный центр; Институт социально-экономических исследований. — Махачкала, 2004. С. 179.

6. Лексин, В., Швецов, А. Общероссийские реформы и территориальное развитие. Статья 8. Депрессивные территории : прежние проблемы и новые варианты их решения / В. Лексин, А. Швецов // Российский экономический журнал. 2001. № 9. С. 35.

7. Артамонов, А.Д. Особенности российского федерализма в системе государственного управления /

A.Д. Артамонов //Российское предпринимательство. 2011. № 8. С. 110-113.

8. Глазырин, М. Системные факторы регионального развития /М. Глазырин // Экономист. 2013. № 6.

C. 90-96.

9. Петросянц, В. З. Стратегическое регулирование развития проблемных регионов в составе СКФО /

B.З. Петросянц //Региональная экономика : теория и практика. 2014. № 2. С. 2-11.

10. Петросянц, В. З. Северо-Кавказский федеральный округ : проблемы, возможности и направления экономического развития / В.З. Петросянц, С.В. Дохолян, Л.Г. Ниналалова, З.А. Мусаева // Региональные проблемы преобразования экономики. 2015. № 2. С. 29-40.

11. Петросянц, В. З. Стратегические приоритеты регионального развития проблемных территорий в условиях федерализма и инновационных преобразований экономики (на примере субъектов СевероКавказского федерального округа) /В.З. Петросянц // Россия : тенденции и перспективы развития. — РАН ИНИОН. Ч. 2, 2013. С. 681-683.

12. Луковников, Е. Региональное развитие в системе приоритетов государственной политики современной России /Е. Луковников //Власть. 2013. № 7. С. 42-46.

13. Ахмедуев, А. Ш. Проблемы и стратегические приоритеты социально-экономического развития субъектов Северо-Кавказского округа России / А.Ш. Ахмедуев // Региональная экономика : теория и практика. 2015. № 34 (409). С. 14-29.

14. Хорошавин, А. А. Региональное развитие как основа структурных преобразований в экономике /

A.А. Хорошавин, Н.В. Зяблицкая // Российское предпринимательство. 2011. № 7. Вып. 1 (187). С. 117121.

15. Гимбатов, Ш. М. Экономическое развитие в мультиэтничных регионах //Вопросы структуризации экономики. 2011. № 3. С. 26-29.

16. Дохолян, С. В. Социально-экономическая политика региона : теоретико-методологический подход / С.В. Дохолян, В.З. Петросянц, А.М. Садыкова //Апробация. 2014. № 9(24). С. 24-36.

17. Баширова, А.А. Анализ экологической ситуации субъектов Северо-Кавказского федерального округа в рамках реализации стратегии регионального развития // Региональные проблемы преобразования экономики. № 3. 2011. С. 39-45.

18. Баширова, А. А. Механизмы регулирования природопользованием на региональном уровне с позиций поддержания эколого-экономического равновесия (на примере Северо-Кавказского федерального округа) /А.А. Баширова // Региональные проблемы преобразования экономики. 2012. № 3. С. 354-362.

19. Ксенофонтов, В. И. Методология управления развитием инновационной экономики в российских регионах /В. И. Ксенофонтов, А. С. Соболев //Экономические науки. 2010. № 11. С. 141-144.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

20. Кохужева, С. Н. Программно-целевое управление социально-экономическим развитием региона : роль организационно-экономического механизма в разработке региональных целевых программ социально-экономического развития / С.Н. Кохужева // Российское предпринимательство. 2011. № 8. Вып. 1. С. 156-161.

21. Неделько, С. И. Инновационное развитие российских регионов и проблемы его стимулирования / С. И. Неделько, Е. Еремина //Власть. 2012. № 10. С. 74-80.

22. Петросянц, Д. В. Системные проблемы построения национальной инновационной системы // Региональные проблемы преобразования экономики. 2010. № 1.

23. Кузьминых, Н. А. Формирование и реализация механизма инвестиционного обеспечения инновационного развития // ИнВестРегион. 2012. № 3. С. 716.

24. Петросянц, В. З. Формы и методы реализации инвестиционных процессов в депрессивном регионе /

B.З. Петросянц, С.В. Дохолян //Региональная экономика : теория и практика. 2008. № 26. С. 36-43.

References:

1. Granberg, A. G. Basics of regional economics / A.G. Granberg. — Moscow : HSE, 2001. P. 495.

2. Zavelsky, M. G. State regulation of the market economics / RAS; Institute of Systems Analysis. — Moscow : Science, 2006.

3. Petrosjanc, V. Z. The economic policy of depressive region / V.Z. Petrosjanc // Russian Academy of Sciences; Dagestan Scientific Center; Institute of Social and Economic Research. — Moscow : Science, 2005.

4. Petrosjanc, V. Z. Regional development strategy in terms of innovation economy / V.Z. Petrosjanc, S.V. Dokholyan, D. V. Petrosjanc, A.A Bashirova // Russian Academy of Sciences ; Dagestan Scientific Center ; Institute of Social and Economic Research. — Moscow : Economics, 2011. P. 302.

5. Petrosjanc, V. Z. State regulation of the economic development of depressive region / V.Z. Petrosjanc, M.H. Tagiyev // Dagestan Scientific Center ; Institute of Social and Economic Research. — Makhachkala, 2004. P. 179.

6. Lexin, V., Shvetsov, A. All Russian reform and territorial development. Article 8. Depressed areas : old problems and new options for their solutions / V. Lexin, A. Shvetsov // Russian Economic Journal. 2001. No. 9. P. 35.

7. Artamonov, A. D. Features of Russian federalism in public administration / A.D. Artamonov // Russian En-trepreneurship. 2011. No. 8. P. 110-113.

8. Glazyrin, M. Systemic factors of regional development / M. Glazyrin // The Economist. 2013. No. 6. P. 9096.

9. Petrosjanc, V. Z. Strategic regulation of development ofproblem regions as part of North Caucasian Federal District / V.Z. Petrosjanc // Regional economy : theory and practice. 2014. No. 2. P. 2-11.

10. Petrosjanc, V. Z. North Caucasian Federal District: challenges, opportunities and directions of economic development / V.Z. Petrosjanc, S.V. Dokholyan, L.G. Ninalalova, Z.A. Musayeva // Regional problems of economic transformation. 2015. No. 2. P. 29-40.

11. Petrosjanc, V. Z. The strategic priorities for regional development ofproblem areas in the context offeder-alism and innovative changes in the economy (for example, the subjects of the North Caucasus Federal District) / V.Z. Petrosjanc // Russia : trends and prospects. — RAS INION. Part 2. 2013. P. 681-683.

12. Lukovnikov, E. Regional development in the system of priorities of the state policy of modern Russia / E. Lukovnikov//Power. 2013. No.7. P. 42-46.

13. Ahmeduev, A. Sh. Challenges and strategic priorities, social and economic development of the North Caucasus District Russia / A. Sh. Ahmeduev // Regional economy : theory and practice. 2015. No. 34 (409). P. 1429.

14. Horoshavin, A. A. Regional development as a basis for structural changes in the economy / A.A. Horo-shavin, N.V. Zyablitsky //Russian Entrepreneurship. 2011. No. 7. Vol. 1 (187). P. 117-121.

15. Gimbatov, Sh. M. Economic development in multiethnic regions // Problems of structuring the economy. No. 3. 2011. P. 26-29.

16. Dokholyan, S. V. Social and economic policy in the region : theoretical and methodological approach / S.V. Dokholyan, V.Z. Petrosjanc, A.M. Sadykova // Testing. 2014. No. 9 (24). P. 24-36.

17. Bashirova, A. A. Analysis of the environmental situation of subjects of the North Caucasus Federal District as part of a regional development strategy // Regional problems of economic transformation. 2011. No. 3. P. 39 -45.

18. Bashirova, A. A. Environmental regulatory mechanisms at the regional level from the standpoint of maintaining the ecological-economic balance (by the example of the North Caucasian Federal District) / A. A. Bashirova // Regional problems of transformation of the economy. 2012. No. 3. P. 354-362.

19. Ksenofontov, V. I. Methodology of management of the development of innovation economy in the Russian regions / V.I. Ksenofontov, A.S. Sobolev //Economics. 2010. No. 11. P. 141-144.

20. Kohuzheva, S. N. Program goals management of social and economic development of region : the role of organizational and economic mechanism in the development of regional programs of socio-economic develop-ment/S.N. Kohuzheva//Russian entrepreneurship. 2011. No. 8.Vol. 1. P. 156-161.

21. Nedeljko, S. I. The innovative development of Russian regions and the problems of its incentive / S.I. Nedel-jko, E. Eremin // Power. 2012. No. 10. P. 74-80.

22. Petrosjanc. D. V. Systemic problems of construction of national innovation system // Regional problems of economic transformation. 2010. No.1.

23. Kuzmina, N. A. Development and implementation of the mechanism of investment support of innovative development//InVestRegion. 2012. No. 3. P. 716.

24. Petrosjanc, V. Z. Forms and methods of implementation of investment processes in the depressed region / V.Z. Petrosjanc, S. V. Dokholyan // Regional economy : theory and practice. 2008. No. 26. P. 36-43.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.