ПРОГРАММНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ СТУДЕНТОВ ВУЗА НА ОСНОВЕ МЕЖНАУЧНОЙ КОММУНИКАЦИИ
PROGRAM AND TECHNOLOGICAL PROVISION OF UNIVERSITY STUDENTS' PEDAGOGICAL EDUCATION ON THE BASIS OF INTERSCIENTIFIC COMMUNICATION
П. А. Хроменков
Раскрывается компетентностный подход к педагогической подготовке студентов на основе межнаучной коммуникации, предполагающий разработку качественно новой обучающей программы и соответствующей ей интегративной образовательной технологии. Их внедрение в образовательный процесс вуза рассматривается путем построения базы межнаучных данных о человеке и использования широкого спектра межнаучных связей педагогики, которое обеспечивает эффективное формирование профессионально-педагогических компетенций у бакалаврав.
Ключевые слова: межнаучная коммуникация, банк межнаучных данных, интегративная образовательная технология, обучающая программа, профессионально-педагогическая компетентность.
О состоянии современного педагогического образования, его актуальных проблемах и перспективах развития размышляют теоретики и педагоги-практики, родители школьников и представители государственной власти, религии и культуры, общественность. Очевидно, что в системе профессиональной подготовки студентов - будущих учителей необходимы кардинальные изменения, касающиеся, в первую очередь, содержания, средств, методов и технологий педагогического образования. От того, чему и как профессионально готовить студентов в педагогическом вузе, будет зависеть качество их образования, а следовательно, и качество образования школьников и молодежи, культура подрастающего поколения и общества взрослых.
Казалось бы, компетентностный подход, положенный в основу образовательного процесса в вузе в соответствии с действующим образовательным стандартом, признанный как наиболее оптимальный и рациональный подход к построению его содержания, позволяет эффективно решать эту ключевую задачу в то время, когда выполнен ряд диссертационных исследований в данном направлении, опубликовано множество научных статей, монографий, учебных, учебно-методических пособий и рекомендаций по реализации этого подхода на практике.
Однако анализ первичного опыта педагогического образования студентов бакалавриата показывает, что вопрос о том, какими должны быть его содержание и способы, обеспечивающие выработку у них учебных компетенций и формирующие в итоге профессионально-педагоги-
P. A. Khromenkov
The competence approach to pedagogical training of students on the basis of interscientific communication presupposing the development of principally new educational program and the corresponding interactive educational technology is revealed. Their introduction into the educational process of university is analyzed through making an interscientific data bank on human and through using a wide range of pedagogical interscientific connections that provide effective forming of professional and pedagogical abilities among bachelors.
Keywords: interscientific communication, the intersci-entific data bank, interactive educational technology, educational program, professional and pedagogical competence.
ческую компетентность, остается недостаточно решенным. Действительно, развить у студентов способности к овладению арсеналом профессиональных знаний о личности современного школьника, выработать у них готовность требуемого уровня к организации целостного учебно-воспитательного процесса с помощью незначительного числа заданных педагогических компетенций, представленных в виде однонаправленных укрупненных дидактических единиц содержания педагогического образования, и традиционной образовательной технологии весьма затруднительно [1].
В то же время вузовская педагогика, являясь по своей природе наукой, предрасположенной к интеграции всесторонних знаний о человеке, продолжает быть автономной учебной дисциплиной, дистанцированной от других, изучаемых и не изучаемых студентами, наук о человеке, а используемые фрагментарные, бессистемные межпредметные, реже междисциплинарные связи педагогики обеспечивают лишь в незначительной степени расширение познавательной сферы личности студента и не приводят к интеграции этих знаний. В этом, на наш взгляд, кроются основные причины невысокого уровня профессионально-педагогической компетентности выпускников бакалавриата.
Решать эту проблему, как показывают результаты выполненного нами исследования, необходимо путем разработки программно-технологического обеспечения компетентностного подхода к педагогическому образованию, расширив информационно-образовательное про-
странство вуза, наполнив содержание учебных компетенций всесторонними знаниями о личности современного школьника, ее функциональных системах, о целостном обучении, воспитании и развитии и сформировав на этой основе у студентов обобщенные профессионально-педагогические умения, позволяющие им на практике эффективно строить управляемый образовательный процесс в школе. Иначе говоря, эффективно реализовать компе-тентностный подход к профессионально-педагогической подготовке студентов можно, построив образовательный процесс на основе широкого спектра межнаучных многосторонних связей педагогики, то есть на основе межнаучной коммуникации. Под межнаучной коммуникацией мы понимаем совокупность информационного, познавательного и коммуникативного процессов, возникающих в информационно-образовательной системе и обеспечивающих многосторонний поиск, многократный обмен разносторонней информацией о человеке и формирование межнаучной информации в сознании студента.
Структурными элементами этой системы являются студенты как субъекты образовательного процесса с присущими им информационно-познавательными потребностями, возникающими в учебно-познавательной, научно-информационной и коммуникативной деятельности, преподаватели - субъекты образовательного процесса; отобранные науки о человеке, другие науки, взаимодействующие с педагогикой, научные документы и тексты как потенциальные источники формируемой межнаучной информации, многосторонние межнаучные связи педагогики - носители межнаучной информации и механизм ее перевода на учебный язык педагогики. Таким путем заданные в основной образовательной программе педагогические компетенции приобретают межнаучный характер и их можно рассматривать как инте-гративные учебные элементы, составляющие стержень программно-технологического обеспечения педагогического образования.
По результатам выполненного нами исследования установлено, что феноменальность использования межнаучной коммуникации в педагогическом образовании состоит в том, что она приводит к его интеграции, а следовательно, к реализации компетентностного подхода, направленного на выработку профессионально-педагогической компетентности студентов. При этом интеграция педагогического образования на основе межнаучной коммуникации рассматривается, прежде всего, как оптимальный способ построения его содержания с помощью заданных межнаучных конструкций - интегрированных учебных элементов и как интегративное формирование профессионально-педагогических компетенций студентов посредством межзнаниевого взаимодействия и интеграции всесторонних знаний о человеке, формирования обобщенных учебно-познавательных действий и овладения метаязыком [2].
Разрабатывая программно-технологическое обеспечение педагогического образования бакалавров на основе межнаучной коммуникации, следует решить две клю-
чевые задачи - установить, что представляет собой его функциональная структура и что составляет базу для организации образовательного процесса. Прежде всего, отметим, что на основе межнаучной коммуникации изменяется традиционная структура информационно-образовательного пространства, она становится сложной комбинацией множества отобранных экспертным путем межнаучных связей педагогики в соответствии с заданными в основной образовательной программе педагогическими компетенциями, реализуемыми студентами в интегратив-ной учебно-познавательной деятельности. При этом каждая компетенция выступает своего рода центром этого пространства и наполняется качественно новым - межнаучным содержанием в соответствии с ее заданной семантикой, выступающей основным критерием отбора наук, взаимодействующих с педагогикой. В этом состоит сущность межнаучного подхода к структурированию обучающей программы, который требует:
• выявить и упорядочить типичные проблемы современной школьной образовательной практики, придерживаясь таких критериев, как: возраст, основные периоды жизнедеятельности и онтогенез школьника, факторы, условия и показатели развития личности;
• соотнести выявленные проблемы с содержанием и дидактическим объемом заданных образовательным стандартом профессионально-педагогических компетенций;
• выполнить диагностику информационно-познавательных потребностей студентов, оценить объем и уровень сформированных у них собственно педагогических знаний и умений, степень владения учебным и научным языками педагогики;
• разработать с помощью экспертов - представителей наук о человеке базу межнаучных данных как фундамент информационно-образовательного пространства;
• обосновать комплексы межнаучных знаний и виды обобщенных учебно-познавательных действий в роли составляющих содержания заданных профессионально-педагогических компетенций;
• разработать разнотипные педагогические задачи с межнаучным содержанием как основные единицы прогнозируемой интегративной учебно-познавательной деятельности студентов и обосновать возможные уровни ее организации в интегративной образовательной системе;
• разработать интегративную образовательную технологию, обеспечивающую формирование профессионально-педагогической компетентности студентов;
• выделить показатели оценки качества сформированных компетенций.
Приступая к разработке интегративной образовательной технологии, мы учитывали полученные нами положительные результаты [2] и опыт внедрения технологий такого вида в образовательную практику отечественных вузов [3-4]. Анализ результатов исследований, выполненных В. В. Афанасьевым, Т. Г. Везировым, В. В. Гузеевым, В. М. Жуч-ковой, А. Г. Казаковой, Е. А. Козыревой, А. И. Уманом, Т. Л. Шапошниковой и другими авторами по проблемам разработки и внедрения разных видов технологий обуче-
ния, контроля и управления учебно-познавательной деятельностью студентов, показывает, что при построении любой образовательной технологии следует руководствоваться принципами структурирования содержания обучения, критериями его организации и оценки качества усвоения учебно-познавательной информации.
При переходе от традиционной информационно-поисковой системы обучения к интегративной образовательной системе на основе межнаучной коммуникации необходимо придерживаться обоснованных в нашем исследовании принципов. К ним мы относим:
• принцип сочетания неформальных, формальных и формализованных процессов межнаучной коммуникации, устанавливающих роль ее субъектов (ученых, экспертов, специалистов, преподавателей, студентов) в организации образовательного процесса в вузе;
• принцип многосторонности и множественности межнаучных связей педагогики, обеспечивающих меж-знаниевое взаимодействие и интеграцию всесторонних знаний о человеке в педагогическом образовании;
• принцип связи всех видов информации: научной, содержащейся в научных документах и текстах; предметной информации в виде отдельных данных и сведений о человеке; межнаучной информации, содержащейся в готовом виде в бинарных и триадных науках;
• принцип обобщения и последующей интеграции научного знания, осуществляемых путем овладения языком педагогической науки, языками других наук о человеке и метаязыком;
• принцип единства информационного, познавательного и коммуникативного процессов, возникающих в связи с постановкой и решением педагогических задач с межнаучным содержанием.
Исследование структуры интегративной образовательной технологии, обеспечивающей формирование у студентов межнаучных знаний, обобщенных учебно-познавательных действий, овладение межнаучными понятиями и метаязыком, определяющих в совокупности их профессиональную компетентность, позволяет определить ее как дидактическую систему и назвать ее основные составляющие.
1. Межнаучная образовательная среда. Она включает интегративную образовательную цель, заданную в соответствии с информационно-познавательными потребностями студентов в поиске и усвоении межнаучной информации; содержание педагогического образования, представленное профессиональными компетенциями, наполненными межнаучным содержанием; межнаучный тезаурус, охватывающий систему отобранных межнаучных связей педагогики.
2. Информационно-техническая среда. Ее составляют: науки о человеке, научные документы и тексты как потенциальные источники формируемой в сознании студента межнаучной информации; разработанные экспертами информационные массивы, преобразованные в базу межнаучных данных о человеке, составляющую содержимое Банка межнаучных данных.
3. Программно-методическая среда. Она представлена основной образовательной программой, операционным и проверочным информационными массивами базы межнаучных данных, обеспечивающими решение системы педагогических задач с межнаучным содержанием, дидактическими уровнями и показателями оценки формирования заданных компетенций.
Результаты исследования проблемы технологизации педагогического образования на основе межнаучной коммуникации позволяют выделить в структуре инте-гративной образовательной технологии информационно-поисковую, проблемно-ориентирующую и личност-но-ориентирующую ее составляющие, которые можно рассматривать как относительно самостоятельные виды технологии обучения в информационно-образовательном пространстве, наполненном многосторонними межнаучными связями педагогики. Относительная самостоятельность этих видов технологии обучения объясняется тем, что поиск межнаучной информации осуществляется на основе возникающих учебно-познавательных проблем при решении педагогических задач с межнаучным содержанием с учетом индивидуальных характеристик студентов.
В условиях функционирования Банка межнаучных данных в интегративной образовательной системе изменяются содержательный и процессуальный компоненты и функции в целом информационно-поисковой технологии обучения. Действительно, в условиях традиционного обучения студент, устанавливая односторонние межнаучные связи между источниками информации, выполняет следующие операции: уточняет и определяет число доступных ему источников информации, распределяет время, необходимое для поиска, сбора и обработки прогнозируемой информации, определяет признаки-носители информации, содержащейся в отобранных источниках, выделяет одну или несколько смысловых единиц информации (семантик), выполняет их многомерное измерение путем сравнения и обобщения, формирует укрупненную семантику в том случае, если ее объем признан студентом достаточным для решения поставленной педагогической задачи. Формирование многосторонних межнаучных связей в процессе организации интегративной учебно-познавательной деятельности требует выполнения студентом тех же операций. Однако их число и объем значительно возрастают по сравнению с предыдущим случаем, так как, кроме информационной, познавательной и коммуникативной задач, он выполняет исследовательскую задачу, овладевая не только методами поиска, сравнения и обобщения полученной информации, но и, самое главное, -методом ее синтеза, механизмом формирования качественно новой - межнаучной информации, языками наук о человеке и метаязыком, которые в совокупности определяют уровень информационно-педагогической культуры студента. Чтобы решить эти задачи, необходимо на протяжении всех этапов информационно-поисковой технологии выявлять, оценивать и развивать потребностную составляющую этой культуры.
Базой для построения и реализации информационно-поисковой технологии в интегративной образовательной системе служит содержимое Банка межнаучных данных, который должен функционировать как научный и учебный Центр вуза. В его создании принимают участие эксперты - представители наук о человеке, преподаватели кафедры педагогики и других гуманитарных кафедр, студенты, занимающиеся научно-исследовательской деятельностью при выполнении междисциплинарных курсовых и дипломных работ, а также учителя, воспитатели, классные руководители, участвующие в инновационном образовании школьников.
Разработка информационных массивов, их перевод в базу межнаучных данных и создание на ее основе Банка межнаучных данных - длительный, трудоемкий и продуктивный процесс, требующий привлечения и использования значительного интеллектуального ресурса и определенных материальных затрат. Для его организации в структуре образовательного процесса нами были изучены теоретические положения, на которых основывается разработка и использование баз данных [5] и учтен опыт функционирования подобного рода информационно-поисковых систем в педагогическом образовании (Б. С. Гершунский, А. А. Елизаров, В. И. Журавлев, В. М. Полонский и др.). Чтобы разработать информационные массивы и осуществить их перевод в базу межнаучных данных о человеке, потребовалась разработка межнаучного тезауруса, межнаучного рубрикатора и межнаучного дескрипторного словаря, позволяющих постоянно систематизировать и пополнять базу новыми данными о человеке.
Следует отметить, что качество разработанной базы межнаучных данных является определяющим фактором формирования межнаучной информации с помощью информационно-поисковой технологии обучения. Семантику и объем выработанной сознанием студента межнаучной информации можно условно рассматривать завершающим этапом использования данного вида технологии.
Вместе с тем объем и качество межнаучной информации, трансформирующейся в итоге в межнаучные знания студента, зависят от того, насколько успешно решена возникшая или поставленная перед ним учебная проблема в связи с постановкой и решением учебных или критериальных (проверочных) задач с межнаучным содержанием. Поэтому возникает необходимость в построении и использовании проблемно-ориентирующей технологии обучения. Отметим, что выявленные типичные проблемы практики образования школьников, соотнесенные с содержанием заданных образовательным стандартом профессионально-педагогических компетенций, наполненных межнаучным содержанием, составляют основу для разработки разных типов этих задач.
Основными типами педагогических задач с межнаучным содержанием, составляющих стержень программно-технологического обеспечения педагогического образования на основе межнаучной коммуникации, являются:
• задачи, требующие полного и всестороннего объяснения фактов, явлений и процессов педагогической действительности, решение которых предполагает их межнаучную интерпретацию на основе поиска разносторонней информации, обогащающей познавательный опыт студентов (задачи с недостающими межнаучными данными);
• задачи, решение которых направлено на установление причинно-следственных связей и условий развития изучаемого педагогического процесса, системы путем межнаучного анализа природы их причин и следствий;
• задачи на прогнозирование возможных образовательных маршрутов личности школьника, содержащие собственно педагогические данные об этой личности, которые приобретают целостный - межнаучный характер в процессе поиска межнаучной информации о них;
• задачи, требующие поиска и обоснования средств, методов и форм всестороннего развития личностных систем школьников;
• задачи, решение которых позволяет установить связи между развивающимися личностными и физиологическими системами школьников;
• задачи, направленные на поиск эффективных средств, методов и форм всесторонней диагностики и педагогического сопровождения процессов адаптации и социализации детей в образовательной среде школы;
• задачи, решение которых обеспечивает построение целостного образовательного процесса и эффективного управления им на основе межнаучного подхода к анализу ценностно-формирующих и личностно-развива-ющих ресурсов школьной образовательной среды.
В процессе решения этих задач в сознании студентов возникает и срабатывает интеграционный механизм формирования межнаучных знаний и овладения обобщенными учебно-познавательными действиями, так как при этом удовлетворяются ранее сформированные и возникают новые потребности в поиске межнаучной информации, осуществляется ее аналитико-синтетическая обработка и самоконтроль за формированием, происходит включение полученной информации в связь с наличным собственно педагогическим знанием и выполняется ее перевод на учебный язык педагогики, вырабатывается алгоритм выполнения предстоящего действия, принимается и реализуется решение, адекватное исходному требованию задачи.
Постановка подобного рода задач и их включение в учебно-познавательную деятельность студентов рассчитаны на то, что решение задач будет связано с возникающими у них проблемами как основными элементами проблемно-ориентирующей технологии. Учебная проблема возникает в том случае, когда на основе рефлексии студент осознает отсутствие у него ментальных - собственно педагогических знаний для выхода из сложившейся ситуации.
При разработке программно-технологического обеспечения педагогического образования, моделируя процесс межзнаниевого взаимодействия и формирования
межнаучного знания путем постановки учебных проблем, необходимо руководствоваться исследованными в психологии «схемными» методами их решения, которые основываются на способности студента к представлению этого знания по сформированным у него схемам (Н. А. Абрамова, П. Я. Гальперин, П. И. Зинченко, А. Н. Леонтьев, И. В. Прангишвили и др.). Саму схему следует рассматривать как минимальную единицу мышления студента, предопределяющую способ перехода от предметных знаний к межнаучным знаниям, от предметных понятий к межнаучным понятиям. Разрешение проблемы предполагает осознание студентом того, что полученные им при поиске необходимой информации знания могут оказаться неполными и недостаточно определенными, в связи с чем требуется их корректировка путем поиска дополнительной информации. Если этот поиск не заканчивается формированием новых знаний, то необходима смена самой схемы представления знаний.
Аналитико-синтетический поиск межнаучной информации позволяет компенсировать, дополнить сформированные у студента собственно педагогические знания и установить последовательность его мыслительных операций: анализ возможных каналов используемой межнаучной связи; анализ цели использования этих каналов и оценка семантики полученной с их помощью информации; в случае недостижения поставленной ранее цели выдвижение других, более узких целей и последующий поиск информации; в случае частичного достижения основной цели использование других каналов используемой межнаучной связи и последующая оценка полученной итоговой информации на предмет ее частичного или полного совпадения, сопряженности или отдаленности от ранее полученной информации; сравнение итогового результата поиска межнаучной информации с исходной целью и ее трансформация в межнаучное знание.
Сказанное позволяет заключить, что основными условиями успешного решения учебной проблемы на основе межнаучной коммуникации являются: осознание студентом того, чего он не знает, в чем испытывает интеллектуальное затруднение при изучении педагогических фактов, явлений, процессов и систем; какими умениями не владеет при решении педагогических задач с межнаучным содержанием; самостоятельное обоснование и формулирование на этой основе проблемы; владение языками наук о человеке и умениями перевода межнаучной информации на язык педагогики; способность студента оперативно выполнять аналитико-синтетическую обработку полученной информации.
Вместе с тем следует отметить, что эффективность решения учебных проблем зависит от степени учета в инте-гративной учебно-познавательной деятельности студентов их индивидуальных характеристик. В связи с этим
требуется разработка и использование личностно-ориентирующей технологии обучения.
Результаты нашего исследования убедительно показали, что формирование качественно новых - межнаучных знаний, обобщенных учебно-познавательных действий и овладение метаязыком в интегративной образовательной системе возможно в условиях обучения развивающего типа. Поэтому использование широкого спектра межнаучных связей педагогики в образовательном процессе нами рассматривается в личностном измерении, в условиях персонификации обучения, которая сводится к удовлетворению информационно-познавательных потребностей студентов в поиске межнаучной информации по их индивидуальному информационному запросу, учету их когнитивного стиля и развитию способностей в продуцировании новых знаний в процессе работы с разнообразными информационными массивами в Банке межнаучных данных о человеке.
Таким образом, для эффективной и полноценной реализации компетентностного подхода к педагогическому образованию студентов вуза требуется разработка его программно-технологического обеспечения на основе межнаучной коммуникации путем привлечения экспертов, представляющих науки о человеке, для создания базы межнаучных данных, используемой студентами с целью формирования профессионально-педагогической компетентности в условиях интегративной образовательной системы.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. ФГОС ВПО по направлению подготовки 050100 Педагогическое образование (квалификация (степень) «бакалавр»). Приказ Минобрнауки РФ от 22 декабря 2009 г. № 788. Приложение // Российское образование. Федеральный портал [Электронный документ]. URL: http://www.edu. ru/db/mo/Data/d_09/prm788- 1.pdf (дата обращения 29.07.2013).
2. Хроменков П. А. Использование современного человекознания в высшем педагогическом образовании. М.: Изд-во МГОУ, 2012. 226 с.
3. Левина М. М. Технология профессионального педагогического образования: учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений. М.: Академия, 2001. 270 с.
4. Гузеев В. В. Системные основания интегральной образовательной технологии: дис. ... д-ра пед. наук. М., 1998. 390 с.
5. Базы данных: Интеллектуальная обработка информации / под ред. В. В. Корнеева, А. Ф. Гарее-ва, С. В. Васютина, В. В. Райх. М.: Нолидж, 2000. 351 с.