Научная статья на тему 'Исследовательская деятельность студентов педвуза в условиях межнаучной коммуникации'

Исследовательская деятельность студентов педвуза в условиях межнаучной коммуникации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
151
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Преподаватель ХХI век
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИНТЕГРАТИВНОЕ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО ПЕДВУЗА / INTEGRATIVE INFORMATION AND EDUCATIONAL SPACE OF PEDAGOGICAL UNIVERSITY / МЕЖНАУЧНАЯ СВЯЗЬ / МЕТАЯЗЫК СТУДЕНТА / METALANGUAGE OF A STUDENT / ФОРМАЛИЗОВАННАЯ МЕЖНАУЧНАЯ КОММУНИКАЦИЯ / FORMALIZED INTERSCIENTIFIC COMMUNICATION / ЯЗЫК ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАУКИ. / THE LANGUAGE OF PEDAGOGICAL SCIENCE. / INTERSCIENTIFIC CONNECTION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хроменков П. А.

Аннотация. Уточняется смысл и определяется понятие исследовательской деятельности студентов, организуемой на основе межнаучной коммуникации, как целостного образовательного процесса, органично сочетающего учебно-познавательную и научно-поисковую деятельность. Раскрываются дидактические основы построения исследовательской деятельности студентов бакалавриата на качественно новом уровне посредством использования развивающего потенциала широкого спектра множественных многосторонних межнаучных связей педагогики. Устанавливаются особенности организации исследовательской деятельности в интегративном информационно-образо­ва­тельном пространстве педагогического вуза с помощью интегративной образовательной технологии, обеспечивающей поиск межнаучной информации и выработку межнаучного знания об исследуемом педагогическом явлении. Выделяются совокупность мотивированных и саморегулируемых поисковых, информационно-коммуникационных, формализованных: аналитических, обобщенных и синтезированных познавательных и оценочно-измерительных действий студентов и система соответствующих им исследовательских задач с межнаучным содержанием.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RESEARCH ACTIVITY OF PEDAGOGICAL UNIVERSITY STUDENTS IN CONDITIONS OF INTERSCIENTIFIC COMMUNICATION

Abstract. The article specifies the meaning and defines the notion of students’ research activity based on interscientific communication as a whole educational process combining cognitive and research work. It discloses the didactic foundations of building undergraduate students’ research work on a qualitatively new level, through using a developing potential of multispectral manifold interscientific pedagogic connections. It establishes the particularities of research work activity in the integrative information and educational space of pedagogical institute through the integrative educational technology providing the search of interscientific information and the development of interscientific knowledge about the pedagogical phenomenon researched. It singles out the aggregate of motivated and self-regulated research, information and communication, formalized – analytical, generalized, synthesized cognitive and evaluative actions of students as well as the system of relevant research tasks with the interscientific contents.

Текст научной работы на тему «Исследовательская деятельность студентов педвуза в условиях межнаучной коммуникации»

УДК 378.147.88 ББК 74.5

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТУДЕНТОВ ПЕДВУЗА В УСЛОВИЯХ МЕЖНАУЧНОЙ КОММУНИКАЦИИ

П.А. Хроменков

Аннотация. Уточняется смысл и определяется понятие исследовательской деятельности студентов, организуемой на основе межнаучной коммуникации, как целостного образовательного процесса, органично сочетающего учебно-познавательную и научно-поисковую деятельность. Раскрываются дидактические основы построения исследовательской деятельности студентов бакалавриата на качественно новом уровне посредством использования развивающего потенциала широкого спектра множественных многосторонних межнаучных связей педагогики. Устанавливаются особенности организации исследовательской деятельности в интегративном информационно-образовательном пространстве педагогического вуза с помощью интегративной образовательной технологии, обеспечивающей поиск межнаучной информации и выработку межнаучного знания об исследуемом педагогическом явлении. Выделяются совокупность мотивированных и саморегулируемых поисковых, информационно-коммуникационных, формализованных: аналитических, обобщенных и синтезированных познавательных и оценочно-измерительных действий студентов и система соответствующих им исследовательских задач с межнаучным содержанием.

93

Ключевые слова: интегративное информационно-образовательное пространство педвуза, межнаучная связь, метаязык студента, формализованная межнаучная коммуникация, язык педагогической науки.

RESEARCH ACTIVITY OF PEDAGOGICAL UNIVERSITY STUDENTS IN CONDITIONS OF INTERSCIENTIFIC COMMUNICATION

P.A. Khromenkov

Abstract. The article specifies the meaning and defines the notion of students' research activity based on interscientific communication as a whole educational process combining cognitive and research work. It discloses the didactic foundations of building undergraduate students' research work on a qualitatively new level, through using a developing potential of multispec-

tral manifold interscientific pedagogic connections. It establishes the particularities of research work activity in the integrative information and educational space of pedagogical institute through the integrative educational technology providing the search of interscientific information and the development of interscientific knowledge about the pedagogical phenomenon researched. It singles out the aggregate of motivated and self-regulated research, information and communication, formalized - analytical, generalized, synthesized cognitive and evaluative actions of students as well as the system of relevant research tasks with the interscientific contents.

Keywords: integrative information and educational space of pedagogical university, interscientific connection, metalanguage of a student, formalized interscientific communication, the language of pedagogical science.

94

Государственная образовательная политика современной России, как известно, сконцентрирована на всемерном содействии повышению качества воспитания и обучения школьников и молодежи. Однако какие бы меры не были предприняты государством для достижения этой ключевой задачи, их результаты, как показывает история отечественного образования, всегда будут зависеть от профессиональной готовности и способности учителя, воспитателя и потребностей обучающихся, воспитанников к организации совместной творческой деятельности. Вместе с тем приходится констатировать факт, что выпускники педвузов зачастую недостаточно готовы творчески подходить к построению целостного и управляемого учебно-воспитательного процесса в школе. Первопричина такого состояния их готовности заключается вовсе не в том, что начинающие педагоги не имеют для этого достаточного опыта работы, она кроется в том, что студенты, обучаясь в педвузе, в основном, занимаются учебным исследованием и в силу существующих норм органи-

зации образовательного процесса не имеют возможности в равном объеме заниматься исследованием научным. Ни для кого не является секретом то, что научно-исследовательская деятельность студентов гуманитарных вузов в целом и педагогических в частности, в силу традиционности высшего образования по сравнению с учебно-познавательной деятельностью как бы отодвинута на второй план. В то же время курсовые исследования студентов, выполняемые по педагогике, психологии и методикам преподавания школьных учебных предметов, разобщены между собой и, порой, никак не связываются с базовыми дисциплинами. Подавляющее большинство дипломных проектов, о чем свидетельствуют результаты нашего исследования выпускных научных работ студентов за последние десять лет в разных регионах России, носят узкую и одностороннюю (собственно педагогическую) направленность. Студенты-выпускники слабо владеют или вовсе не владеют знаниями пограничных с педагогикой наук о человеке и поэтому не используют их в своей

Преподаватель XX

2 / 2014

научной работе и, как правило, избегают междисциплинарных исследований. Следствием такого подхода к организации научных исследований студентов являются: слабое владение ими аппаратом, логикой и методами педагогического исследования и низкий уровень их метая-зыковой культуры.

Вместе с тем решению этой проблемы посвящено немалое количество работ, авторы которых, разносторонне представляя виды, методы, формы и средства выполнения студентами курсовых и дипломных проектов, в большинстве случаев склонны рассматривать процессуальную сторону их исследовательской деятельности, то есть условия и этапы ее организации, требования к выполнению, правила оформления и т.п. [1; 2]. Содержательную сторону исследовательской деятельности студен -тов многие авторы сводят к основным направлениям и рекомендуемой тематике исследований по конкретным дисциплинам. Такой позиции придерживаются, как правило, ученые-теоретики и практики, рассматривая исследовательскую деятельность студентов, обучающихся в традиционной — предметоцентрированной образовательной системе.

Однако в ряде работ представители педагогической науки рассматривают исследовательскую деятельность студентов с позиций ее целостности — как органичное единство учебного и научного исследований — и считают его базой для организации их творческой деятельности (В.П. Беспалько, В.С. Леднев, С.П. Ломов, П.И. Пидкасистый, Н.Г. Тихонкина, Л.А. Федотов, Г.Ф. Федорец, Ю.Г. Фокин и др.).

Так, П.И. Пидкасистый утверждает, что студентов необходимо целенаправленно готовить к творческой профессионально-педагогической деятельности и включать их одновременно в учебное и научное исследования, постепенно усложняя их по мере накопления и развития учебно-познавательного опыта [3]. Мы полностью разделяем эту точку зрения, поскольку такие виды деятельности, как информационно-коммуникационная, проблемно-поисковая, учебно-познавательная, научно-информационная и научно-познавательная, фактически являются составляющими единой — исследовательской деятельности, часто отождествляемой с творческой деятельностью. Мы не ставим перед собой задачу установить общность и различия названных видов деятельности, так как эта задача, как известно, в определенной степени решена в отечественном науковедении и в педагогике в частности. Основываясь на результатах проведенного исследования, лишь отметим, что они тесно взаимосвязаны между собой, и их обособленное рассмотрение в интегративном информационно-образовательном пространстве педвуза, с нашей точки зрения, является слишком условным [4]. Действительно, студент, выполняя решение любой научно-исследовательской задачи, обучаясь в интегративной образовательной системе, использует выработанные предметные и межнаучные знания, сформированные предметные, общие (универсальные) и обобщенные учебно-познавательные умения, освоенный учебный язык и метаязык и, наоборот.

95

96

Таким образом, понятие «исследовательская деятельность» субъектов образовательного процесса, решение ими исследовательских задач представляются в отечественной педагогике по-разному, в зависимости от того, в какой образовательной системе они обучаются — репродуктивной или интегративной (развивающей). Если перевести это различие в подходах к организации исследовательской деятельности студентов в практическую область, то можно сказать иначе: студент не может решить любую исследовательскую задачу, обучаясь в интегративной образовательной системе, используя при этом учебный и научный языки только одной дисциплины и соответствующей ей науки — педагогики. Постановка такой задачи имеет смысл и ее эффективное решение возможно только в условиях межнаучной коммуникации, то есть на основе использования развивающего потенциала широкого спектра множественных, многосторонних межнаучных связей педагогики, потому что деятельность субъекта образовательного процесса, независимо от того, какой направленности он решает исследовательскую задачу, приобретает интегра-тивный характер за счет поиска межнаучной информации, выработки целостного — межнаучного знания, обобщенного умения и сформированного метаязыка в интегратив-ном информационно-образовательном пространстве [5]. Под исследовательской деятельностью студентов, обучающихся в интегративной образовательной системе, мы понимаем совокупность мотивированных и саморегулируемых поисковых, информационно-коммуникацион-

ных, неформальных, формальных и формализованных (аналитических, обобщенных и синтезированных) познавательных и оценочно-измерительных действий в соответствии с их потребностями при постановке и решении исследовательских задач с межнаучным содержанием. Следовательно, исследовательская деятельность студентов в условиях межнаучной коммуникации имеет свои особенности, которые можно выявить, раскрыв дидактические основы ее построения.

Прежде всего, установим, какой смысл мы вкладываем в понятие «интегративное информационно-образовательное пространство педвуза». Результаты выполненного нами исследования роли межнаучной коммуникации в интеграции высшего педагогического образования позволяют констатировать, что интегра-тивное информационно-образовательное пространство представляет собой совокупность программно-целевого, содержательного, субъект-но-деятельностного, технико-технологического, образовательного, информационно-коммуникационного, интегративного (развивающего) компонентов. Они формируются и развиваются по таким направлениям (координатам), как: экспертно выявленная, дидактически обработанная и объективированная в базе межнаучных данных о человеке система межнаучных связей педагогики; содержание педагогического образования, построенное с помощью дидактически обоснованных межнаучных конструкций; межнаучный тезаурус; интегративная образовательная технология и управляемая интегративная деятельность субъек-

Преподаватель

2 / 2014

тов образовательного процесса. Разумеется, изменение этих координат может привести к возникновению качественно новых информационно-образовательных пространств.

При этом основной целью исследовательской деятельности студентов является развитие у них межнаучного мышления и формирование метая-зыковой культуры, которые выступают базовым критерием оценки их профессионально-педагогической компетентности, вырабатываемой на основе межнаучной коммуникации. Следует отметить, что процесс ее реализации достаточно трудоемок и продолжителен, требует создания прочной учебно-научной материальной базы и определенных финансовых затрат. Опыт нашей работы в данном направлении позволяет утверждать, что наиболее оптимальным и в определенной степени универсальным дидактическим средством, обеспечивающим организацию исследователь -ской деятельности в интегративном информационно-образовательном пространстве, служит Банк межнаучных данных о человеке.

Для достижения этой цели студентам необходимо последовательно решить систему условно распределенных по группам задач.

Проблемно-поисковые задачи (группа А):

• всестороннее изучение возникшей собственно педагогической проблемной ситуации и формирование четких представлений о цели поиска дефицитной предметной и межнаучной информации при решении предметных педагогических задач и задач с межнаучным содержанием;

• предварительное определение недостающих предметных се-

мантик и объема межнаучной информации об исследуемых педагогических фактах, явлениях, процессах и системах;

• определение типа межнаучной связи педагогики, потенциально объективирующей в себе необходимую межнаучную информацию, и обращение с информационным запросом в Банк межнаучных данных;

• овладение методами, средствами поиска межнаучной информации в Банке межнаучных данных, в других (простых и сложных) информационно-поисковых системах, в системе Интернет.

Технологические задачи (группа Б):

• овладение умениями и навыками анализа структуры предметных педагогических задач, задач с межнаучным содержанием и алгоритмом их решения;

• овладение умениями и навыками оперативного выполнения информационного запроса;

• овладение умениями и навыками поэтапного и пооперационного поиска предметной и межнаучной информации;

• овладение умениями и навыками анализа полученной предметной и межнаучной информации;

• овладение умениями и навыками использования полученной предметной и межнаучной информации в учебно-познавательной и научно-познавательной деятельности.

Информационно-коммуникационные задачи (группа В):

• формирование знаний об основных источниках предметной и межнаучной информации;

• развитие способностей включаться в неформальную, формаль-

97

ную научную (предметную) и формализованную межнаучную коммуникации;

• овладение умениями перехода от неформальной к формальной и формализованной коммуникации;

• овладение элементарными предметными языками наук о человеке;

• овладение простейшим метаязыком.

Формализованные (конструктивные) задачи (группа Г):

• выработка сопряженных и дополняющих друг друга семантик;

• систематизация и обобщение полученных семантик;

• обмен выработанных семантик;

• выработка качественно новых — межнаучных знаний;

• выработка обобщенных учебно-познавательных и научно-познавательных действий;

• формирование межнаучных (общенаучных) понятий;

• овладение метаязыком.

Оценочно-измерительные задачи (группа Д):

98 • формирование знаний о механизме измерения выработанных сознанием семантик;

• формирование умений оценивать полученные семантики на предмет их информационной недостаточности, релевантности или избыточности;

• овладение умениями и навыками синтаксического, иерархического, прагматического и семантического измерений выработанной предметной и межнаучной информации;

• овладение умениями экстраполирования приемлемых в педагогике методов и приемов исследования, используемых в науках о человеке;

• овладение методами математической статистики, необходимыми для проведения собственно педагогического исследования и элементарного междисциплинарного исследования;

• овладение формализованным языком перевода предметной и межнаучной информации на учебный язык педагогики;

Информационно-познавательные задачи (группа Е):

• овладение механизмом формирования собственно педагогической и межнаучной информации;

• овладение механизмом меж-знаниевого взаимодействия;

• овладение механизмом выработки предметных и межнаучных знаний;

• овладение механизмом переноса сформированных предметных знаний и умений из одной исследуемой области в другую;

• овладение механизмом формирования предметных, общих (универсальных) и обобщенных учебно-познавательных и научно-познавательных действий;

• овладение собственно педагогическим познавательным опытом и опытом решения педагогических задач с межнаучным содержанием.

Рефлексивные задачи (группа Ж):

• овладение умениями самооценки сформированных (ментальных) собственно педагогических знаний, умений и навыков;

• формирование умений самоанализа информационно-познавательных потребностей в поиске необходимой предметной и межнаучной информации;

• овладение умениями количественно-качественной самооценки вы-

Преподаватель

2 / 2014

работанных межнаучных знаний и обобщенных учебно-познавательных и научно-познавательных действий;

• овладение умениями самооценки усвоенных собственно педагогических понятий и межнаучных (общенаучных) понятий.

Решение выделенных нами исследовательских задач в учебно-познавательной и научно-исследовательской деятельности студентов, построенной на основе межнаучной коммуникации, возможно в том случае, если она базируется на таких принципах, как: принцип взаимосвязи и единства учебного и научного исследований; принцип связи всех видов учебной и научной информации; принцип межзнаниевого взаимодействия и интеграции всесторонних знаний о человеке, принцип единства информационного, познавательного и коммуникационного процессов в исследовании.

Для эффективного решения перечисленных задач, как показали результаты выполненного нами исследования, следует использовать соответствующую технологию организации исследовательской деятельности. Таковой является интегратив-ная образовательная технология, которая включает информационно-поисковую, проблемно-ориентирующую и личностно-ориентирующую технологии исследовательской деятельности.

Таким образом, использование развивающего потенциала межнаучной коммуникации в высшем педагогическом образовании позволяет организовать исследовательскую деятельность студентов на качественно новом уровне, представляющую собой целостный дидактиче-

ский процесс, направленный на формирование их межнаучного мышления и исследовательской ме-таязыковой культуры.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бережнова, Е.В. Требования к курсовым и дипломным работам по педагогике : методические рекомендации для студентов [Текст] / Е.В. Бережнова. - М. : Пед. общество России, 1999. - 48 с.

2. Сорочинская, Е.Н. Методические рекомендации по организации самостоятельной научно-исследовательской работы студентов [Текст] / Е.Н. Сорочинская, Е.А. Петрухина, И.С. Чальцева. - Ростов-на-Дону : ООО «Вуд», 2005. - 30 с.

3. Пидкасистый, П.И. Подготовка студентов к творческой педагогической деятельности: учебно-методическое пособие / П.И. Пидкасистый, Н. А. Воробьева. - М. : Пед. общество России, 2007. - 192 с.

4. Хроменков, П.А. НИР бакалавров по педагогике. Научно-методическое пособие [Текст] / П.А. Хроменков. - М. : Изд-во МГОУ, 2011. - 44 с.

5. Хроменков, П.А. Развивающая образовательная система педвуза в условиях межнаучной коммуникации [Текст] / П.А. Хро-менков. - М .: ИИУ, 2013. - 196 с. 99

REFERENCES

1. Berezhnova E.V. Trebovaniya k kursovim I diplomnim rabotam po pedagogike: metodi-cheskie rekomendatsii dlya studentov [Requirements for course-papers and diploma projects in pedagogy: methodic recommendations for students], M.: Pedagogicheskoye Obschestvo Rossii, 1999, 48 p.

2. Sorochinskaya E.N., Petrukhina E.A., Chalt-seva I.S. Metodicheskie rekomendatsii po opganizatsii samostoyatelnoj nauchno-issle-dovatelskoj raboti studentov [Methodical recommendations on organizing independent research work of students], Rostov-on-Don: OOO "Vud", 2005, 30 p.

!ЕК

3. Pidkasisty P.I., Vorobyeva N.A. Podgotovka studentov k tvorcheskoj pedagogicheskoj deyatelnosti: uchebno-metodicheskoe poso-bie [Training students for creative pedagogical activity: educational and methodic manual], M.: Pedagogicheskoye Obschestvo Rossii, 2007, 192 p.

4. Khromenkov P.A. NIR bakalavrov po peda-gogike [Scientific- research work of under-

graduates in pedagogy], M.: Publishing house of Moscow State Regional University, 2013, 44 p.

5. Khromenkov P.A. Razvivauschaya obrazo-vatelnaya sreda pedvuza v usloviah mezh-nauchnoy kommunikatsii [Developing educational system of pedagogical university in conditions of interscientific communication], M.: IIU, 2013, 196 p. ■

Хроменков Петр Александрович, доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры педагогики Московского государственного областного университета, [email protected] Khromenkov P.A., PhD in Education, Associate Professor, Pedagogy Department, Moscow State Regional University, [email protected]

100

Преподаватель ^

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2 / 2014

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.