МЕТОДОЛОГИЯ И ИНСТРУМЕНТАРИЙ УПРАВЛЕНИЯ
С.К. ШВЕЦ
Сергей Константинович ШВЕЦ — доктор экономических наук, профессор департамента финансов СПб филиала НИУ ВШЭ.
В 1971 г. окончил Ленинградский политехнический институт им. М.И. Калинина. С 2000 г. по настоящее время работает в СПб филиале НИУ ВШЭ.
Автор более 100 научных работ, в том числе 5 монографий.
Сфера научных интересов — инновационная экономика, корпоративные инновационные системы, инновационный анализ, управление инновационными рисками, корпоративный риск-менеджмент.
^ ^ ^
ПРОГРАММНО-ПРОБЛЕМНЫЙ МЕТОД РАЗРАБОТКИ КОРПОРАТИВНОГО ИННОВАЦИОННОГО ФОРСАЙТ-ПРОЕКТА
В настоящее время российские компании осуществляют свою бизнес-деятельность в условиях расширения глобальных экономических процессов и усиления международной конкуренции. При этом на результаты их производственно-хозяйственной деятельности существенное влияние оказывают рисковые факторы внешней и внутренней среды (глобализация товарных и финансовых рынков, изменчивость цен, налоговая асимметрия, организация бизнес-процессов, уровень корпоративного управления и др.), которые обусловливают, как следствие, потерю компаниями части или всей стоимости своих активов. В связи с этим компании начинают уделять значительное внимание определению приоритетов долгосрочного развития своего бизнеса. При этом в качестве основного инструмента корпоративной политики выступает инновационный сценарий, который в наибольшей степени позволяет реализовать стратегические цели роста компании и усилить ее конкурентоспособность. Для достижения этих целей компании вынуждены адаптировать свои стратегии к усиливающейся глобальной конкуренции, основываясь на концепции открытых инноваций [3].
Стратегическая конкурентоспособность компании основывается на анализе долгосрочных трендов, прогнозировании модели потребительского поведения и спроса. В этом случае форсайт-исследования позволяют интегрировать в разработку стратегий компаний процессы выбора технологических приоритетов, оценку потенциальных продуктов, выявление инновационного потенциала компании, а также выбор мер (мероприятий), необходимых для развития своей конкурентоспособности.
Для получения отличительных конкурентных преимуществ компании необходимо обладать инновационной компонентой развития, которая обусловливает использование в долгосрочной перспективе новых инноваций-продуктов (инноваций-процессов). В таких условиях наиболее эффективным инструментом для разработки инновационных стратегий компании являются корпоративные форсайт-исследования.
Успешному развитию компании препятствуют факторы рыночной неопределенности, которые не позволяют осуществлять эффективное стратегическое управление и разрабатывать достоверные инновационные прогнозы на долгосрочный период. Проведение в этих условиях форсайт-исследований значительно повышает научную обоснованность инновационных стратегий компании, снижает неопределенность, помогает выявить будущие благоприятные возможности и неблагоприятные ситуации (угрозы).
В связи с этим разработка организационно-экономического механизма инновационного форсайт-проекта на уровне компании представляется актуальной научно-практической проблемой, как с целью
ГРНТИ 06.81.25 © С.К. Швец, 2014
94
С.К. Швец
более глубокого понимания и выявления основных детерминант изменений в ее инновационной деятельности, так и для выработки возможных рекомендаций по проведению форсайт-исследований в корпоративных структурах.
Корпоративный форсайт как один из наиболее эффективных методов исследования будущего состояния бизнес-деятельности компании применяется в разных корпоративных областях — от научнотехнического прогнозирования до формирования стратегий отдельных компаний и самостоятельных бизнес-единиц (СБЕ). Начало развитию корпоративного форсайта было положено в 1967 г., когда голландская компания Royal Dutch Shell провела исследование Year 2000, по результатам которого были сделаны прогнозы относительно состояния нефтяной индустрии к 1973 г. [8]
В настоящее время накоплен достаточный международный опыт разработки корпоративных фор-сайт-проектов (MICHELIN, Daimler, Shell и др.) [1; 6; 8; 12].
Разнообразием применяемых методов и инструментов проведения форсайт-исследований определяется широкий спектр подходов к проектированию процедур и процессов по их организации и оценке эффективности. Комплексность анализа форсайт-проекта обеспечивается включением таких элементов, как цели, стейкхолдеры, эффективность, затраты и др.
К сожалению, в работах, посвященных разработке форсайтов [5; 6; 8; 10], мало внимания уделяется теоретическим и практическим проблемам проведения форсайт-исследований на уровне корпоративных структур. Тем более не рассматриваются теоретические и практические вопросы разработки инновационных форсайт-проектов, а также процедуры экспертного оценивания входящих в них научных исследований и разработок. Однако в современных условиях корпоративные научные исследования и разработки становятся более дорогостоящими и мультидисциплинарными, поэтому компании во все более широких масштабах разрабатывают инновационные форсайт-проекты с целью достижения своих бизнес-целей в условиях неопределенности и риска. Корпоративный инновационный форсайт отличается от используемых в компаниях систем технологического прогнозирования проведением широкого анализа политических, экономических и социальных факторов и их взаимовлияния. Для этого выявляются социальные тенденции изменения в поведении контрагентов в зависимости от трансферта новых продуктов (технологий) на рынок.
В настоящей статье под корпоративным инновационным форсайтом (Corporate Innovation Foresight) понимается система методов оценки стратегических направлений инновационного развития компании, способных оказать воздействие на ее стоимость в долгосрочной перспективе с учетом социально-экономических факторов бизнес-среды.
Следует отметить, что главной целью инновационного форсайта является подготовка аналитического прогноза развития основных научно-технических направлений, разрабатываемых компанией с учетом имеющихся ресурсов и состояния социально-экономической среды. В связи с этим форсайт-исследования решают следующие задачи:
• формирование долгосрочных инновационных целей развития компании;
• определение научно-технических приоритетов инновационной деятельности;
• разработка программ по реализации сформированных инновационных стратегий;
• формирование управленческой команды, ориентированной на увеличение инновационного потенциала компании;
• проектирование внутрикорпоративных коммуникаций относительно реализации инновационных стратегий;
• снижение рисков и неопределенности инновационных процессов.
Инновационный форсайт нацелен на выбор технологических приоритетов, определение основных рисковых факторов, способных повлиять на рыночные ожидания, а также разработку мер (мероприятий), необходимых для достижения конкурентных преимуществ компании. При разработке форсайта основным является анализ взаимодействия между социально-экономическим и технологическим развитием компании. В этом случае форсайт объединяет в себе стоимостной подход к управлению компанией, методы обеспечения стратегической конкурентоспособности и интеллектуальные технологии, направленные на долгосрочное развитие компании. В рамках инновационного форсайта оцениваются возможные перспективы развития отдельных научно-технических направлений, определяются возможные горизонты, которые могут быть достигнуты при выделении определенных средств и организации работы, и возможные последствия увеличения инновационной активности компании. В этом за-
МЕТОДОЛОГИЯ И ИНСТРУМЕНТАРИЙ УПРАВЛЕНИЯ
95
ключается его основное отличие от традиционного технологического прогнозирования, которое ориентировано на предсказание будущего только отдельных научно-технических направлений.
Следует отметить, что инновационный форсайт обеспечивает компании выгоду за счет формирования конкурентных преимуществ и накопления ключевых компетенций менеджмента, что позволит ей достичь стратегически устойчивого развития в долгосрочном периоде. Форсайт-исследования помогают определить основные технико-экономические характеристики корпоративных инноваций, которые предполагаются к внедрению на производстве в прогнозируемом периоде.
Форсайт-исследования эффективно используются на любой стадии жизненного цикла инновации (от фундаментальных исследований до утилизации продукции). Функции форсайт-исследования в инновационном процессе изменяются в зависимости от его этапа. На каждом из этих этапов необходимо принимать решения, которые будут основываться на долгосрочных прогнозных экспертных оценках с учетом трех следующих факторов: инновация-продукт (процесс), стоимостные характеристики инновации-продукта (процесса), анализ рынка и социально-экономической среды. Такую оценку следует проводить постоянно, так как в процессе инновационной деятельности с течением времени и с приближением инновационной цели увеличивается точность информации и, следовательно, достоверность форсайт-исследований.
В данном случае корпоративный инновационный форсайт представляет собой новый инструментарий стратегического управления, который позволяет компании формировать корпоративное будущее и определять стратегии его достижения. Форсайт дает возможность не только активно конструировать будущее компании уже на настоящем этапе развития, но также трансформировать направления ее развития с учетом возможного изменения долгосрочных трендов. Следует отметить, что, в отличие от прогноза, форсайт-исследования требуют привлечения многих экспертов-специалистов из всех сфер деятельности компании, в той или иной степени связанных с тематикой конкретного форсайт-проекта (в том числе с привлечением стейкхолдеров компании).
Основываясь на методических принципах разработки корпоративных форсайт-проектов, основной процесс инновационного форсайт-исследования можно подразделить на поисковый и нормативный.
Поисковый инновационный форсайт позволяет определить возможные состояния научнотехнических направлений (инноваций-продуктов) в будущем. При этом поисковый форсайт как бы «зондирует» будущее, определяя основные технико-экономические характеристики инновации-продукта (процесса).
Нормативный инновационный форсайт определяет пути и средства (научные исследования и разработки, мероприятия), необходимые для достижения возможных состояний научно-технических направлений в будущем, которые определены в качестве инновационной цели (замысла).
При стратегическом планировании в компаниях используется как поисковый, так и нормативный форсайт в качестве единого основного процесса определения и оценки характеристик развития научно-технических направлений, причинно-следственных связей создания инновационных платформ и сетей, которые целесообразно использовать в качестве базы данных для инновационной деятельности компании.
По мере усиления влияния форсайт-исследований на формирование корпоративных стратегий увеличиваются требования к качеству и обоснованности их результатов. В связи с этим важными являются выбор и обоснование методов разработки и оценки корпоративных форсайт-проектов.
В процессе проведения корпоративных форсайт-исследований компании используют десятки традиционных и креативных методов [1; 2; 4]. При этом происходят их постоянное совершенствование, отработка процедур и процессов, что обеспечивает повышение эффективности форсайт-проектов.
При разработке инновационных форсайт-проектов компании применяют следующие группы методов: дескриптивные, нормативные, экстраполяции, моделирования и аналогий.
Дескриптивные методы основаны на преимущественном использовании качественных (относительных) оценок неструктурированных научно-технических проблем, что определяет эвристический (интуитивный) характер основных процедур форсайт-исследований (индивидуальные экспертные оценки, коллективные экспертные оценки, аксиоматические методы и др.).
Нормативные методы используют модели, подтверждающие существование определенной функции полезности для решения форсайт-задач. При этом используется не только качественная, но и количественная научно-техническая информация об альтернативных вариантах достижения инноваци-
96
С.К. Швец
онной цели (замысла). Они в большей степени регламентируют последовательность и содержание этапов форсайт-исследования, использующих формализованные процедуры сравнительного анализа инновационных альтернатив (аксиоматические методы, прямые методы, методы компенсации).
Методы экстраполяции исходят из статистических тенденций изменений тех или иных научнотехнических характеристик исследуемого форсайт-объекта, где не предвидятся существенные качественные изменения (скачки) в развитии инноваций-продуктов (инноваций-процессов), а также потенциальных рынков их реализации. При этом прогнозируемые показатели рассчитываются как продолжение динамического ряда на будущее по выявленной закономерности развития. Методы экстраполяции основаны на предположении, что существующие тенденции развития научно-технических направлений сохраняются в будущем до достижения технологического предела (метод прямой экстраполяции, метод скользящих средних, регрессионный анализ, факторный анализ).
Методы моделирования позволяют определить закономерности формирования и изменения количественных характеристик научно-технических направлений с учетом их качественного содержания. Эти методы используют в форсайт-исследованиях всю научно-техническую информацию вне зависимости от ее формы представления и степени формализации. При моделировании развития научнотехнических направлений выделяются детерминированные имитационные модели (с фиксированными параметрами) и статистические имитационные модели (со случайными значениями параметров); моделирование и симуляция (метод Монте-Карло); сценирование, СВОТ-анализ; картирование стейкхолдеров, картирование научно-технических направлений и др.
Методы аналогий предполагают перенос знаний об одном объекте исследования на другой. При форсайт-исследовании различают историческую и математическую аналогии. Метод исторической аналогии предполагает непосредственное соотнесение выявленных тенденций развития существующих научно-технических направлений с предполагаемым их развитием, а метод математической аналогии основан на установлении математических закономерностей их развития в будущем.
Как показала корпоративная практика [1; 4; 7], в любом успешном форсайт-проекте сочетаются различные методы, которые позволяют определить наметившиеся тенденции развития научнотехнических направлений, базируясь не только на эмпирических данных, но и на опыте высококвалифицированных специалистов-экспертов и стейкхолдеров. При этом набор методов, применяемых в том или ином форсайт-проекте, может выбираться с учетом множества факторов: временных и ресурсных ограничений, наличия достаточного количества высококвалифицированных специалистов-экспертов, доступа к информационным источникам и др.
Традиционные методы инновационных форсайт-исследований позволяют определить основные тенденции развития научно-технических направлений компании, но с их помощью практически невозможно определить весь набор перспективных научных исследований и разработок, а также достоверно спрогнозировать их развитие в условиях рисковых факторов внешней социальноэкономической среды. Это объясняется тем, что корпоративные инновационные исследования характеризуются многофакторностью процедур, сложностью иерархических структур и стохастическим характером развития, поэтому получить удовлетворительные прогнозные оценки развития инновационных процессов с помощью строго формализованных методов форсайта либо вообще невозможно, либо возможно с довольно большими допущениями. В связи с этим предлагается программнопроблемный метод разработки и оценки инновационных форсайт-проектов, который относится к синтетическим методам и успешно сочетает в себе достоинства традиционных методов научнотехнического прогнозирования и концептуальные требования форсайт-исследований. В качестве методической основы при разработке программно-проблемного подхода использовались методы сцени-рования, картирования стейкхолдеров, Делфи, PATTERN, PERT, CPM [5; 6; 13].
В настоящей статье приводятся следующие основные принципы программно-проблемного подхода к разработке форсайт-проектов на корпоративном уровне:
• анализ множественности вариантов решения одной и той же научно-технической проблемы (инновационного замысла), выявление альтернативных путей решения, оценки их по критерию перспективности и величине затрат (анализ внешнего и внутреннего контекста);
• систематическое решение задачи выбора и обоснования альтернативных вариантов создания новых продуктов (технологий);
МЕТОДОЛОГИЯ И ИНСТРУМЕНТАРИЙ УПРАВЛЕНИЯ
97
• использование системы критериев оценки перспективности выдвигаемых НИОКР (мероприятий);
• верификация результатов форсайт-исследования на основе прогнозной экстраполяции динамического ряда финансирования форсайт-проекта;
• разработка имитационных моделей форсайт-исследования, обеспечивающих сочетание эвристических способностей, опыта и интуиции специалистов, стейкхолдеров и научно-технических экспертов с возможностями использования современных интеллектуальных систем программирования и ЭВМ.
В процессе определения внешнего и внутреннего контекста (establishing the context) компания определяет параметры, влияющие на результаты форсайт-исследований, и устанавливает области их применения и критериев оценки перспективности НИОКР (мероприятий). Как правило, внешний контекст (external context) включает: культурную, социальную, правовую, регулирующую, финансовую, научно-техническую среды на международном, национальном, региональном и отраслевом уровнях, а также их взаимосвязи с заинтересованными сторонами (stakeholders). В то время как внутренний контекст (internal context) включает в себя анализ деятельности менеджмента компании, ее организационно-функциональной структуры, а также политики и стратегии в области бизнес-процессов, ресурсов и знаний. Такой анализ позволяет выявить взаимосвязи со стейкхолдерами, их ожидания и ценности в области развития тех или иных научно-технических направлений, разрабатываемых компанией.
При инновационном форсайт-проектировании происходят постоянный обмен информацией и консультирование с внешними и внутренними стейкхолдерами на всех этапах разработки и комплексного оценивания форсайт-проекта. На основе этой информации компания разрабатывает несколько сценариев развития научно-технического направления (проблемы). При этом, как правило, используются методы системного анализа и нормативного научно-технического прогнозирования. Сценарий предполагает подробное описание ситуации форсайт-проекта, на основе которого устанавливается логическая последовательность выполнения научных исследований и разработок (мероприятий) с учетом последовательного деления научно-технических проблем на последующие подпроблемы и т. д.
Особое место при использовании программно-проблемного метода занимает структуризация (декомпозиция) инновационной цели (замысла) форсайт-проекта, которая осуществляется на основе построения дерева «цель-НИОКР-ресурсы». Основной целью такого дерева является обеспечение перехода от цели (замысла) форсайт-исследования, заданной в достаточно обобщенном виде, к перечню перспективных НИОКР (мероприятий), представляющих собой совокупность средств достижения цели замысла форсайт-проекта. В этом случае дерево «цель-НИОКР-ресурсы» представляет собой опорный граф, содержащий обобщенное и формализованное коллективное суждение специалистов-экспертов, а также внешних и внутренних стейкхолдеров о совокупностях НИОКР (мероприятий), путях, средствах и сроках их выполнения для обеспечения инновационных стратегий компании. Дерево «цель-НИОКР-ресурсы» строится путем постепенной разбивки цели (замысла) проекта на отдельные проектные НИОКР (мероприятия) 1-го, 2-го и т. д. уровней до работ, для которых не нужно проводить новые научные исследования и разработки (см. рис.).
При этом необходимо придерживаться следующего принципа: перечень проектных НИОКР (мероприятий) должен полностью обеспечивать достижение цели форсайт-проекта. В состав проектных НИОКР включаются работы, проводимые в период построения дерева и ранее, если они имеют непосредственное отношение к достижению проектных целей. Построение дерева «цель-НИОКР-ресурсы» осуществляется сверху вниз, поэтапно, уровень за уровнем, так, чтобы НИОКР последующего уровня обеспечивали решение задач предыдущего. При его построении учитываются возможные альтернативные варианты, т. е. взаимоисключающие схемы выполнения проектных НИОКР.
Построенное таким образом дерево «цель-НИОКР-ресурсы» должно удовлетворять следующим условиям: содержать всю совокупность НИОКР, выполнение которых необходимо для достижения цели (замысла) форсайт-проекта; в дереве не должно быть НИОКР, в которые не входит ни одной связи, если только эти работы не завершающие (заземленные), т. е. находятся на последнем уровне; в дереве не должно быть НИОКР, из которых не выходит ни одной связи, если только эти работы не исходные цели проекта (т. е. находятся на нулевом уровне); в дереве не должно быть замкнутых контуров, т. е. не должно быть связей, соединяющих какую-либо НИОКР с ней же самой.
98
С.К. Швец
0-й
уровень
1-й
уровень
2-й
уровень
3- й
уровень
4- й
уровень
5- й
уровень
R-й
уровень
(зазем-
ленные
НИОКР)
Рис. Структурная схема дерева «цель-НИОКР-ресурсы» инновационного форсайт-проекта
Для комплексного оценивания перспективных НИОКР (мероприятий) форсайт-проекта используется система критериев, которая представляет собой совокупность абсолютных и относительных, качественных и количественных показателей (выраженных в баллах), характеризующих относительную полезность (перспективность) выдвинутой НИОКР для реализации форсайт-проекта. Следует отметить, что разработать единую (типовую) систему критериев не представляется возможным. Для каждого конкретного проекта такая система будет своей. Примерная система критериев оценки перспективности НИОКР (мероприятий) инновационного форсайт-проекта представлена в таблице.
В соответствии с принятой системой критериев оценки перспективности НИОКР (мероприятий) члены экспертных комиссий проставляют оценку по каждому отдельному критерию в таблице прогнозных оценок перспективности НИОКР по проекту. Оценка может принимать значение от 1,0 до 5,0 баллов (например, эксперт считает, что аналогичные НИОКР в компании уже проводились, тогда его индивидуальная оценка по критерию «степень новизны» может принять значение, равное 1,5). Конечным результатом форсайт-исследований в компании является выработка рекомендаций, разработка сценариев, формирование приоритетов НИОКР и обеспечивающих их мероприятий.
В настоящей статье были исследованы тенденции разработки и оценивания корпоративных инновационных форсайт-проектов. На основе полученных результатов предложена концептуальная модель проектирования форсайтов с использованием программно-проблемного метода. Структура данной модели позволяет осуществить анализ множественности сценариев решения научно-технической проблемы, выявить альтернативные пути решения, а также осуществить их экспертное оценивание с использованием системы критериев перспективности НИОКР (мероприятий). Основой данного подхода
МЕТОДОЛОГИЯ И ИНСТРУМЕНТАРИЙ УПРАВЛЕНИЯ
99
является структуризация (декомпозиция) дерева «цель-НИОКР-затраты» и критериальная оценка перспективности НИОКР (мероприятий) форсайта.
Таблица
Примерная система критериев оценки перспективности НИОКР (мероприятий) инновационного форсайт-проекта
Наименование критерия Относительный вес критерия Качественные уровни критерия Оценка уровня в баллах
i 2 3 4
1. Степень соответствия инновационной стратегии (инновационному замыслу 0,2 1.1. Инновационный форсайт может быть выполнен только при условии выполнения данной НИОКР 3,6-5,0
1.2. Возможно наличие других средств решения инновационной задачи (замысла), но наиболее вероятно, что выполнение данной НИОКР окажется самым приемлемым по срокам и затратам 2,5-3,5
1.3. Инновационный форсайт может быть выполнен и без данной НИОКР, однако вероятность его выполнения, в случае успешного хода работ, существенно повышается 1,0-2,4
1.4. Выполнение данной НИОКР не влияет на выполнение инновационного проекта в целом 0,1-0,9
2. Степень новизны 0,2 2.1. НИОКР такого рода еще нигде не проводились 3,6-5,0
2.2. Аналогичные НИОКР выполнены за рубежом 2,5-3,5
2.3. Аналогичные НИОКР на предприятии (организации) уже проводились 1,0-2,4
2.4. Аналогичные НИОКР имеют высокую степень морального и физического старения 0,1-2,9
3. Степень прогрессивности 0,2 3.1. Улучшение второстепенных характеристик, не являющихся определяющими для конкретной инновации-продукта (процесса) 1,0-2,9
3.2. Улучшение основных технических характеристик, являющихся определяющими для конкретной инновации-продукта (процесса) 3,0-4,0
3.3. Получение инновации-продукта (процесса), обладающего более высокими основными техническими характеристиками среди аналогичных известных видов 4,1-5,0
4. Научно-технический уровень 0,3 4.1. Научно-технический уровень оцениваемой НИОКР превышает показатели базовой НИОКР (НТУ > 1,5) 3,6-5,0
4.2. Научно-технический уровень оцениваемой НИОКР соответствует показателям базовой НИОКР (1,0 < НТУ < 1,5) 2,5-3,5
4.3. Научно-технический уровень оцениваемой НИОКР ниже показателей базовой НИОКР (НТУ < 1,0) 1,0-2,4
5. Инновационный риск 0,1 5.1. Инновационный риск наверняка реализуется 0,1-0,9
5.2. О появлении инновационного риска ничего определенного сказать нельзя 1,0-2,5
5.3. Инновационный риск скорее всего не реализуется 2,6-3,5
5.4. Данная НИОКР инновационного риска не имеет 3,6-5,0
Разработка корпоративных форсайт-проектов с использованием предложенного программнопроблемного метода обеспечивает проведение форсайт-исследований на всех уровнях управления, дает возможность привлекать внешних (внутренних) стейкхолдеров и специалистов-экспертов к разработке инновационных стратегий компании, тем самым обеспечивая ее инновационно-ориентированность и конкурентоспособность. Данная методика дополняет существующий спектр методов экспертного оценивания и системного анализа корпоративных инноваций и позволяет повысить качество корпоративных научно-технических экспертиз, а также подготовить обоснованные предложения по разработке корпоративных «дорожных карт» (corporate road mapping).
100
С.К. Швец
ЛИТЕРАТУРА
1. Барыкин А.Н., Субботина Е.В. Методика внедрения корпоративного форсайта на крупном промышленном предприятии на примере компании MICHELIN // Менеджмент инноваций. 2011. № 3. С. 243-261.
2. Гапоненко Н.В. Форсайт теория. Методология. Опыт М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008.
3. Гине Ж., Майсснер Д. Открытые инновации: эффекты для корпоративных стратегий, государственной политики и международного «перетока» исследований и разработок // Форсайт. 2012. № 1. С. 25-36.
4. Гохберг Л.М. Новые тенденции в российской практике форсайт-исследований // Форсайт. 2009. № 3.
5. Долгосрочный прогноз научно-технологического развития Российской Федерации до 2030 года. URL: http://prognoz2030.hse.ru/
6. Макарова Е.А., Соколова А.В. Лучшие практики оценки научно-технологического форсайта: базовые элементы и ключевые критерии // Форсайт Т-6. 2012. № 3. С. 62-75.
7. МартиноДж. Технологическое прогнозирование / пер. с англ. М.: Прогресс, 1977.
8. Becker P. Corporate Foresight in Europe: A First Overview. Luxembourg: Office for Official Publications of the European Communities, 2003.
9. Cuhls K., Lohnston R. Corporate foresight // Future-oriented Technology Analysis / Cagnin C. et al. (eds.). Berlin; Heidelberg: Springer-Verlag, 2008.
10. Daheim C. Corporate Foresight. How to Organize, Run and Manage a Corporate Foresight Exercise. Examples and Experiences, Future-oriented Technology Analysis. Berlin, Heidelberg: Springer-Verlag, 2009.
11. Daheim C., Uerz B. Corporate foresight in Europe. Ready for Next Step, 2006.
12. Popper R. Mapping Foresight-Revealing how Europe and Other World Regions Navigate into the Future. Luxembourg: Publications Office of the European Union, 2009.
13. Unido Technology Foresight Manual. Organization and Methods. Vol. 1. United nations industrial development organization. Vienna, 2005.