УДК / UDC 331 И. Н. Биктагирова,
кандидат экономических наук, доцент, заведующая кафедрой менеджмента, Кемеровский институт Российского государственного торговоэкономического университета (РГТЭУ), Кемерово, Россия, [email protected] Ю. Н. Клещевский,
доктор экономических наук, профессор, ректор Кемеровского института РГТЭУ, Кемерово, Россия, [email protected]
Irina Biktaguirova,
PhD in Economics, Associate Professor, head of the Department of Management, Kemerovo Institute (branch) of the Russian State Trade and Economic University, Kemerovo, Russia, [email protected] Yuri Kleshchevsky,
Doctor of Economics, Professor, rector of the Kemerovo Institute (branch) of the Russian State Trade and Economic University, Kemerovo, Russia, [email protected]
ИНСТРУМЕНТЫ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ РОССИИ И ЕГО КАДРОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ INSTRUMENTS OF INNOVATION DEVELOPMENT OF ECONOMY OF RUSSIA AND ITS STAFFING
Вектор инновационного развития экономики России изменил подход к решению многих экономических проблем и прежде всего тех, которые связаны с узкой сырьевой направленностью её экономики. Необходимость развития наукоемкого бизнеса и его всесторонней поддержки очевидна и актуальна. Следует шире использовать успешный зарубежный и отечественный опыт научного предпринимательства. Необходима популяризация успешных инструментов инновационного предпринимательства, таких как технологические платформы, программы инновационного развития, дорожные карты и комплексно использующий эти инструменты форсайт.
В предлагаемой вашему вниманию статье даны понятия, определения, направления и примеры использования этих инструментов инновационных преобразований в развитии экономики страны и его кадрового обеспечения. Отражена роль вузов, в том числе Кемеровского института (филиала) РГТЭУ, в формировании профессиональной подготовки необходимых кадров на основе компетентностного подхода по государственным образовательным стандартам третьего поколения.
The vector of innovative development of the economy of Russia has changed the approach to the solution of many economic problems, and, first of all, those, which are connected with a narrow resource orientation of its economy. The need to
develop science-intensive business and its comprehensive support is obvious and urgent. There should be a wider use of successful foreign and domestic experience of scientific entrepreneurship. Is necessary to popularize the successful tools of innovative entrepreneurship, such as technology platforms, the program of innovative development, road maps, and, comprehensively using these tools, - foresight.
The paper presents the concepts, definitions, trends and examples of using these tools for innovative transformations in the development of the economy of the country and its staffing. It outlines the role of universities, including the Kemerovo Institute (branch) of RSUTE, in the formation of professional training for needed staff on the basis of the competence-based approach for the Federal State Educational Standards of the third generation.
Ключевые слова: инновации, инновационное развитие, интеллектуальная собственность, научное предпринимательство, программы инновационного развития, дорожные карты, технологические платформы, форсайт, профессиональные компетенции, профессиональная подготовка.
Keywords: innovation, innovative development, intellectual property, scientific entrepreneurship, innovation development programme, road maps, technological platforms, foresight, professional competence, professional training.
Конкурентоспособность страны, её положение в мировом экономическом пространстве определяется развитием национальных инновационных систем, зависящих от уровня развития науки, образования и вовлеченности бизнес-сообщества. Стратегия экономического развития России на ближайшую перспективу имеет инновационную направленность.
Важнейшими направлениями стратегического развития России до 2020 года являются:
- создание 20-30 кластеров индустриального развития с открытием 25 млн новых качественных рабочих мест;
- развитие станко-, двигателестроения; авиа-, судостроения; фармацевтики и создание новых материалов;
- развитие Дальнего Востока и Восточной Сибири.
Реализация этих стратегических направлений основывается на таких понятиях, как дорожные карты, программы инновационного развития и технологические платформы, а инициативы исходят от Министерства экономического развития и Министерства образования и науки.
Дорожная карта - это наглядное представление сценария развития определенного объекта: отдельного продукта или группы продуктов; отдельной технологии или группы смежных технологий; отдельной компании или отрасли в целом; достижение политических и/или социальных целей.
Объектом дорожных карт является эволюция продукта, технологии, отрасли и т. д., а процесс формирования дорожных карт носит название «дорожное картирование» и представляется в форме графика, отображающего этапы эволюции. Это своего рода прогнозирование, формирование видения, в котором прослеживается эволюционная цепочка объекта картирования «прошлое - настоящее - будущее».
Как правило, дорожная карта содержит алгоритм принятия управленческих решений поэтапного развития объекта с причинноследственными связями, необходимыми инвестициями, возможными рисками и результатом, т. е. это план-сценарий развития объекта с учетом возможности «расшивки» потенциальных «узких мест» и имеющихся альтернатив этого сценария на основе прогноза.
Сформирована классификация дорожных карт [1] в зависимости от объекта дорожного картирования:
- продуктовая дорожная карта;
- технологическая дорожная карта;
- отраслевая дорожная карта;
- корпоративная дорожная карта.
Продуктовая дорожная карта - графическое представление создания различных вариантов изделия, содержащее организационные мероприятия.
Технологическая дорожная карта - это наглядное представление программы долгосрочного развития отдельной технологии или групп технологий от её начальной точки до конечной, где она будет использована для изготовления конечного продукта.
Отраслевая дорожная карта - это сценарий развития отрасли, сектора экономики или отдельного рынка.
Корпоративная дорожная карта - это сценарий развития отдельной компании, самостоятельного бизнеса или крупной корпорации.
Следует отметить общие характеристики дорожных карт:
- прогноз развития объекта не менее чем на Ю лет на основе экспертной оценки;
- оценка экономической эффективности предлагаемых альтернативных вариантов;
- формирование рабочей группы специалистов (ученые, финансисты, технологи, социологи, маркетологи, управленцы и т. д.);
- возможность корректирующих мероприятий по изменению и уточнению сценария развития объекта.
Для осмысления сущности понятия «дорожная карта» обратимся к зарубежному опыту, а именно к методу дорожных карт развития технологий (Technology Roadmapping, TRM) [2].
TRM имеет две важнейшие функции: прогноз будущего, т. е. предвидение развития ситуации и управление развитием ситуации. По сути это конструирование будущего.
Примером TRM может служить дорожная карта, разработанная NASA в рамках проекта изучения модели Вселенной «Beyonol Einstein: From the Big Bang to Black Holes» [3]. Дорожная карта представляет собой объемный текстовый материал, самостоятельные разделы которого посвящены фундаментальным основам проекта, новейшим технологиям наблюдения за Вселенной, и материал, относящийся к технологиям пропаганды и популяризации проекта, в частности, перечислены PR-технологии использования материалов проекта в системе среднего и высшего образования, в работе школьных кружков и даже в компьютерных играх. Сложная и абстрактная научная проблема была представлена в форме, доступной для восприятия и понимания широкими массами населения. Можно сделать вывод, что основной
целью дорожной карты в данном случае явилась массовая популяризация проекта. Но это не единственная цель дорожной карты. Более значимой является цель получения инвестиций, а для этого потенциальным инвесторам, далеким от научных интересов, необходимо убедительно доказать важность, практическую значимость и будущую прибыльность проекта, представляемого дорожной картой, что может придавать ей некое сходство с рекламным проспектом.
По заказу нескольких государственных департаментов США - Агентства по аэрокосмическим исследованиям (NASA), Департамента энергетики (ДОЕ) и ДАД (национального департамента по защите окружающей среды) - была разработана дорожная карта по вопросу замены угольных теплоэнергетических турбин на турбины, работающие на природном газе [3]. В рекомендательной части дорожной карты отражена корпоративная и государственная политика по формированию стратегического партнерства между научными, деловыми и властными структурами для решения важной перспективной проблемы энергетики.
По заказу European Commission Community Research [3] разработана дорожная карта по исследованию изменений, которые могут произойти в структуре общества, в укладе жизни населения в зависимости от перспектив развития информационных и коммуникационных технологий в виде четырех сценариев научно-фантастического характера. Это наиболее сложный вариант дорожного картирования, относящийся к области прогнозирования социально-экономических процессов.
Еще один пример дорожной карты социальной направленности - проект «Эффективное здравоохранение в контексте стареющего общества» [2], в котором методом экспертных оценок выделены наиболее перспективные технологии на период до 2020 года:
- диагностика и лечение нарушений генотипа;
- технология стволовых клеток;
- хирургия минимального вмешательства и др.
Приведенные выше примеры дают наглядное представление о широком диапазоне рассматриваемых дорожными картами проблем и позволяют сделать вывод о творческой состав-
ляющей дорожного картирования, зависящей от креативности авторской команды экспертов. Дорожная карта, с одной стороны, это «путеводная нить», позволяющая достичь намеченной цели, средство привлечения необходимых капиталовложений, а с другой - мощное средство PR для целевой аудитории.
Модель корпоративной дорожной карты может быть представлена графически (рис. 1).
Рис. 1. Модель корпоративной дорожной карты
Дорожная карта имеет определенные цели, разнесенные во времени, и взаимосвязанные параметры, необходимые для достижения каждой из них.
Стратегическое управление разнообразными объектами от конкретного продукта, бизнеса, отрасли или в целом экономики страны использует различные инструменты и в первую очередь стратегическое бизнес-планирование. Поэтому в силу новизны такого инструмента, как дорожная карта, проявляется некоторое отождествление этих понятий и возникновение еще одного термина «форсайт» (от английского foresight - предвидение).
Форсайт - это система методов экспертной оценки стратегических направлений социально-экономического и инновационного развития, выявления технологических прорывов, способных оказать воздействие на экономику и общество в средне-, долгосрочной перспективе [4].
Как правило, форсайт-проект использует комбинацию различных методов: Дельфи, SWOT-анализ, мозговой штурм, построение сценариев, деревья релевантности, анализ взаимного влияния и т. д., в том числе технологические дорожные карты.
Согласно современному экономическому словарю [5] бизнес-план - это программа осуществления бизнес-операции, действий фирмы, содержащая сведения о фирме, товаре, его производстве, рынках сбыта, маркетинге, ор-
ганизации операций и их эффективности. Т. е. бизнес-план - это план предпринимательской деятельности безвариантного использования, а дорожная карта несет сценарии развития объекта в широком диапазоне и имеет альтернативы. Поэтому дорожное картирование по сфере применения и возможностям прогнозирования значительно шире.
При сравнении понятий «дорожная карта» и «форсайт» следует подчеркнуть, что разработка дорожной карты может быть представлена как один из частных методов форсайта, поскольку он более масштабен и использует группу методов долгосрочного прогнозирования научнотехнологического и социального развития исследуемого объекта.
Тем не менее есть нечто общее в рассмотренных категориях - это формирование прогнозов с различной степенью допущений и ва-
риативности.
Следует понимать, что создание дорожной карты не является самоцелью, это подготовительный этап, за которым следует реализация сформированной научно-технической, экономической или социальной идеи на основе использования таких понятий, как «программы инновационного развития» (ПИР) и «технологические платформы» (ТП).
Целью ПИР являются модернизация и улучшение основных показателей эффективности существующих производств, а целью ТП -создание новых рынков высокотехнологической продукции и услуг на основе «прорывных» технологий.
Обозначим основные различия ПИР и ТП по трем основным категориям: критерии определения тематики НИОКР, горизонты планирования и источники финансирования.
Таблица 1
Сравнительная характеристика программ инновационного развития и технологических платформ
Критерии сравнения ПИР ТП
Критерии определения тематики НИОКР 1. Субъективный подход инвесторов и/или компании 2. Ключевые показатели эффективности модернизации (КР1): - 10-процентное снижение себестоимости; - 5-процентное снижение энергоемкости; - 5-процентное повышение производительности труда; - повышение экологичности и др. 1. Проблемы и вызовы в сфере науки, технологий и инноваций в мире и в России 2. Освоение рынков продукции ТП российскими компетенциями в России и за рубежом: - объем реализации продукции предприятий ТП, рублей; - доля российских организаций, входящих в состав ТП, в общем объеме реализации продукции на российском рынке; - доля российских организаций, входящих в состав ТП, в общем объеме реализации на мировом рынке
Горизонты планирования 3 года 10 лет
Источники финансирования Собственные источники (прибыль, амортизация) Привлеченные средства: кредиты, финансовый лизинг, инвестиции в ценные бумаги; денежные, имущественные и иные вклады в рамках партнерских соглашений и прочее, не противоречащее законодательству
Поскольку ПИР и ТП используют различные подходы в своем функционировании, но имеют в своей основе общую идею, необходима стыковка их целевых установок. Следует отметить широкую распространенность в российской практике программ инновационного развития и инфраструктуры, обеспечивающих
их реализацию: наукограды, технополисы, технопарки, бизнес-инкубаторы и прочее. Менее известным является понятие «технологические платформы», поэтому следует остановиться на этом более подробно.
Технологическая платформа - это коммуникационный инструмент, направленный на
активизацию усилий по созданию перспективных коммерческих технологий, новых продуктов (услуг) на привлечение дополнительных ресурсов для проведения исследований и разработок на основе всех заинтересованных сторон (бизнеса, науки, государства, гражданского общества), совершенствование нормативноправовой базы в области научно-технического, инновационного развития [3].
Технологические платформы образуются для решения стратегических задач научно-технологического развития на основе прогноза по методике форсайта, т. е. технологические платформы являются объектами инновационной инфраструктуры, обеспечивающими интеграцию науки и бизнеса и концентрацию ресурсов на приоритетных научно-технологических направлениях.
Опыт Евросоюза позволяет позиционировать технологическую платформу как само-регулируемое сетевое объединение передовых научных организаций, авторитетных некоммерческих организаций, активного бизнеса и государства.
Примером могут служить европейские технологические платформы по направлению KBBE (Knowledge Based Bio-Economy), которые включают в себя следующие направления:
- пища для жизни (Food for Life);
- селекция животных (Farm Animal Breeding);
- здоровье животных (Global Animal Health);
- растения для будущего (Plants for the Future);
- лесное хозяйство (Forest-Based Sector);
- биотопливо (Bio-Fuels);
- индустриальная биотехнология (industrial Bio-Technology).
Приведенный перечень технологических платформ наглядно свидетельствует о широком охвате направлений, обеспечивающих научные исследования и практическую реализацию жизненно важной потребности людей в пище.
По удельному весу НИОКР, связанных с продовольствием, в мире с большим отрывом лидирует Япония. Примерно равны (на уровне от 0,25 до 0,4 %) разработки таких стран, как Россия, Канада, Австралия и страны Европейского союза. Рассмотрим общее состояние создания и функционирование технологических платформ в России.
В Российской Федерации вопросы развития технологических платформ находятся в ведении Правительственной комиссии по высоким технологиям и инновациям, в одном из
документов которой дано определение технологической платформы [6]. В 2011 году Правительственной комиссией по высоким технологиям и инновациям утвержден перечень 27 технологических платформ по приоритетным направлениям развития науки и технологии (19 в Москве, 2 в Красноярском крае, 1 в Томской области, остальные совместные (г. Москва, Московская область и Санкт-Петербург) что говорит о ещё очень низкой степени вовлеченности регионов страны в данный процесс.
Для обоснования необходимости расширения сферы создания и использования технологических платформ необходимо обозначить потенциальные выгоды в среднесрочной перспективе для трех групп активных участников: бизнес,наука,государство.
Для бизнеса:
- финансовая поддержка реализации инновационных проектов;
- новые возможности для кооперации и расширения горизонта планирования;
- селекция лучших контрагентов.
Для науки:
- расширение компетенций, представляющих интерес для бизнеса;
- включение малых фирм, созданных научно-образовательными учреждениями, в сети субподряда;
- заполнение пробелов в прикладной науке;
- формирование новых корпораций.
Для государства:
- концентрация на приоритетных направлениях модернизации экономики частных и государственных ресурсов;
- координация НИОКР, финансируемых за счет бюджетных средств.
Эффективность результативности функционирования технологических платформ может быть определена с помощью критериев, которые условно подразделяются на внутренние и внешние.
К внутренним критериям оценки возможной результативности можно отнести:
- численность и состав технологической платформы (производственные и научные организации, ассоциации, коммерческие и некоммерческие организации, органы государственной власти и другие);
- ресурсный потенциал участников технологической платформы (кадровый и технологический потенциал, финансовое обеспечение из всех возможных источников);
- уровень потребности и готовности потенциальных участников технологической платформы к кооперации;
- виды ожидаемой наукоемкой продукции, её потребительские характеристики и конкурентные преимущества;
- ожидаемые выгоды и риски потенциальных участников технологической платформы и др.
К внешним критериям оценки результативности можно отнести:
- состояние конкурентной среды и её ожидаемый уровень;
- характеристику потенциального рынка для наукоемкой продукции технологической платформы;
- приоритетность отраслевых направлений деятельности технологической платформы с позиции государства и другое.
Использование методики SWOT-анализа при оценке внутренних и внешних факторов позволяет определить сильные и слабые стороны технологических платформ, а также установить потенциальные возможности и вызовы для технологической платформы. Такая оценка перспектив технологических платформ позволит рационально использовать инструменты их финансовой поддержки.
Безусловно, использование современных подходов к реализации стратегии инновационного развития экономики России требует значительных финансовых вложений. Но не менее важным является кадровое обеспечение этих процессов, т. е. высококвалифицированные специалисты, обеспечивающие разработку дорожных карт, реализацию программ инновационного развития территориальных образований и всей страны, а также функционирование технологических платформ. Необходимо консолидировать на этом пути усилия специалистов различных профессий: инженеров, экономистов, финансистов, маркетологов, управленцев и проч.
Государственная политика инновационного развития России ставит перед вузами задачи нового порядка. Образование должно соответствовать не только государственным образовательным стандартам, но и требованиям науки и реального сектора экономики. В части содержания и в части методов и технологий обучение должно быть ориентировано на формирование и развитие навыков и компетенций для инновационной деятельности. Речь идет прежде всего о формировании у студентов следующих компетенций инновационной деятельности:
- способности и готовности к непрерывному образованию, самообразованию, профессиональной мобильности;
- способности к аналитическому и критическому мышлению;
- креативности и предприимчивости, го-
товности к риску и работе в высококонкурентной среде;
- владение иностранными языками с возможностью сетевого профессионального обучения.
Важной задачей является актуализация содержания образовательных программ с учетом современного мирового уровня научных и технологических знаний, ориентация их на обучение навыкам, необходимым для инновационной деятельности. Такая актуализация должна базироваться на развитии системы стратегического партнерства и взаимодействия с предприятиями высокотехнологического сектора экономики.
Установление тесной взаимосвязи вузов и работодателей является актуальной проблемой, требующей осознанного и взвешенного подхода. Взаимодействие вузов с работодателями различных сфер экономики позволит придать учебному процессу практическую направленность, своевременно реагировать на запросы работодателей, формировать те профессиональные компетенции, которые будут востребованы на рынке труда в настоящем и будущем.
Актуализации будет способствовать включение в образовательные программы модулей обучения инновационному предпринимательству и их реализация на основе сотрудничества с ведущими инновационными компаниями, венчурными фондами, где обязательным элементом будет стажировка на инновационных предприятиях, выполнение групповых и индивидуальных проектов.
Интенсивное реформирование системы образования России выявило тенденцию изменения качества образования от накопления определенного объема профессиональных знаний и освоения алгоритмов их воспроизведения по образцам к формированию ключевых компетенций, умению самостоятельно приобретать знания и применять их в ситуациях, близких к будущей профессиональной деятельности.
В настоящее время остро ощущается нехватка организаторов инновационной деятельности и руководителей, понимающих смысл и механизмы, связанные с созданием, внедрением и воспроизводством нововведений, т. е. таких специалистов, которые способны решать необычную, ранее не встречавшуюся экономическую, техническую или организационную проблему, являясь идеологом и организатором инновационного процесса.
Кемеровский институт (филиал) федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российский
государственный торгово-экономический университет» активизирует свою деятельность по оказанию образовательных услуг в соответствии с основными положениями реформирования высшей школы, реализуя 14 программ подготовки специалистов, 8 направлений подготовки (бакалавриат и магистратура), 2 программы послевузовского образования, более 40 программ профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации, целевые программы опережающего обучения. Следует отметить, что Кемеровский институт является единственным вузом Кузбасса, готовящим инновационных менеджеров по специальности 080705 «Менеджмент организации». Инновационный менеджер - это управляющий инновационными процессами от создания новшества до его коммерциализации. В его арсенале должны быть знания по различным бизнес-функциям (финансы, право, маркетинг, управление персоналом и т. д.), при этом он должен понимать, как интегрировать эти знания в процессе управления инновационным бизнесом. Инновационный менеджер должен обладать лидерскими качествами, проявлять настойчивость в достижении цели, организовывать и объединять людей вокруг инновационной идеи, мотивировать их, обосновывать риски, четко отражать достоинства и недостатки принятой стратегии деятельности организации.
Для формирования специалистов подобного рода основой образовательного процесса может служить в том числе и обучение через действие, в ходе которого происходит формирование необходимых компетенций. Этому способствует функционирующая в вузе инновационная система стратегического партнерства на основе более 149 соглашений, в т. ч. с ОАО «Кузбасский технопарк», академическими институтами Сибирского отделения Российской академии наук.
Кафедра менеджмента Кемеровского института (филиала) РГТЭУ к настоящему времени готовит пятый выпуск таких специалистов. Все они успешно трудоустроены в организациях инновационной инфраструктуры и на крупных промышленных предприятиях Кемеровской области.
В 2011/12 учебном году осуществлен первый набор в магистратуру 080200 «Менеджмент» по программе «Стратегическое управление» как переход на 2-уровневую систему профессионального образования. Программа «Стратегическое управление» в рамках подготовки магистрантов напрямую коррелирует с подготовкой специалистов в области инно-
вационного менеджмента. Основной целью магистерской программы является подготовка высококвалифицированных сотрудников в области стратегического анализа и управления для предприятий и организаций, интегрированных бизнес-структур и всех видов образований инновационной инфраструктуры. Основными слагаемыми профессионализма магистров является: базовое образование, структура знаний, динамика квалификации, накопленный опыт, коммуникативность, интуиция, исследовательский подход, перспективность мышления, приоритет мотивации профессионализма, культура и стиль управления.
На подготовку и повышение квалификации управленческих кадров сектора исследований и разработок, органов государственного и муниципального уровня сегодня направлена система дополнительного профессионального образования. В центре подготовки, переподготовки и повышения квалификации Кемеровского института РГТЭУ проходит обучение свыше тысячи слушателей. Значительная часть слушателей осваивает знания в сфере инновационной деятельности, навыки предпринимательской деятельности, исследования современных финансовых инструментов, компьютерных технологий, инжиниринга.
Эффективной формой включения преподавателей и студентов в инновационную деятельность стала практика участия в разработке, экспертизе и оценке комплексных программ социально-экономического развития и инвестиционных проектов муниципальных образований Кемеровской области, курируемых на уровне полномочного представителя Президента РФ в Сибирском федеральном округе и администрации Кемеровской области, Концепции развития малого и среднего предпринимательства в Кемеровской области на период до 2025 года и Концепции развития внешнеэкономической и межрегиональной деятельности Кемеровской области на период до 2025 года.
Высокий уровень подготовки выпускников, обладающих всеми необходимыми компетенциями для работы в инновационных образованиях различного типа, позиционирует Кемеровский институт (филиал) РГТЭУ как базовое учебное заведение для работодателей Кемеровской области, ставшей на инновационный путь своего экономического развития.
1. Alb night R. E., Kappel T. A. Roadmapping in the Corporation // Research Technology Management? 2003. -№ 42 (2). - P. 31-40.
2. McMillan A. Roadmapping -Agent of Cange // Research Technology Management. 2003. -№ 46 (2). - P. 40-47.
3. Лидин К. Л. Многообразие построения дорожных карт [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www. virtass.ru/IO/14_5/doc (дата обращения: 06.09.2012).
4. Картирование технологий карт [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://stra.teg/ru/librari/global/ Prognoz/foresight\9 (дата обращения 10.09.2012).
5. Ройзберг Б. А., Лозовский Л. Ш., Стародубцева Е. Б.
Современный экономический словарь. 5-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2007. - 495 с.
6. Комплексная программа научно-технического развития и технологической модернизации экономики Российской Федерации до 2015 года [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://mon.gov.ru/work/nti/dok/ strZntr.pdf (дата обращения: 10.09.2012).
УДК / UDC 378:793.3 В. М. Исаков,
кандидат технических наук, профессор, проректор по научной работе, Академия русского балета им. А. Я. Вагановой, Санкт-Петербург, Россия, [email protected]
Vyacheslav Isakov,
PhD in Technical Sciences, Professor, pro-rector for scientific work, Vaganova Ballet Academy, Saint-Petersburg, Russia,
СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ХОРЕОГРАФИЧЕСКИМ ОБРАЗОВАНИЕМ SPECIFIC FEATURES OF MANAGEMENT IN CHOREOGRAPHIC EDUCATION
В статье рассмотрены особенности управления хореографическим образованием, выявлены системные элементы этого специфического вида образования, предложен подход к его анализу и проектированию.
The article concerns features of management in choreographic education. System elements of this specific type of education are revealed. It provides an approach to the its analysis and projecting.
Ключевые слова: хореография, образование, элементы, анализ, подход, проблема.
Keywords: choreography, education, elements, analysis, approach, problem.
Одной из важнейших задач совершенствования системы образования является модернизация сложившейся модели управления этой системой.
Анализ хода модернизации образования свидетельствует, что многие возникающие проблемы не могут быть решены в рамках существующей парадигмы управления образовательными ресурсами. Все более необходимой является разработка таких моделей управления, которые позволят рассматривать образовательную систему не как совокупность изолированных групп образовательных уч-
реждений с обособленными, негибкими образовательными программами, а как целостную систему, способную концентрировать ресурсы в интересах удовлетворения разнообразных образовательных потребностей населения. Среди этих потребностей имеется потребность в хореографическом образовании. «Чтобы стать профессиональной балериной, девочке желательно начать заниматься не позже чем с восьми лет. Тело еще податливо, как глина, но уже лет с шести ученик способен сознательно воспринимать задания. Если артист готов к профессиональным выступлениям лишь в во-семнадцать-девятнадцать лет, то - поверьте моему опыту, накопленному за восемьдесят лет в балете, - это поздно!» [1, с.176]. Ранее эта потребность удовлетворялась в России практически вплоть до появления методики классического танца А. Я. Вагановой эмпирическим путем. Чтобы это образование составило целостную систему, необходимо сформулировать его законодательные основы, существенные элементы которых до сих пор отсутствуют.
Предстоит решить следующие основные проблемы в области управления хореографическим образованием:
• упорядочить разделение и наладить координацию функций, полномочий и ответствен-