Научная статья на тему 'Проектирование фитнес-технологий в образовательном пространстве вуза'

Проектирование фитнес-технологий в образовательном пространстве вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
957
165
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОЕКТИРОВАНИЕ / ФИТНЕС-ТЕХНОЛОГИИ / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / СТУДЕНТЫ / DESIGN / FITNESS TECHNOLOGIES / PHYSICAL CULTURE / STUDENTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Губанцева Ирина Борисовна, Егоров Владимир Николаевич, Плужникова Лидия Александровна

Выявлены особенности мотивационной сферы и предпочтения студенток в выборе систем физических упражнений и видов. Разработано методическое обеспечение фитнес-технологии на основе приоритетного использования средств аэробики, клубных танцев и атлетической гимнастики. Исследованы особенности питания студенток, осуществлены систематизация пищевых продуктов и выбор базовых диет. Экспериментально обоснована эффективность фитнес-технологии в условиях образовательного пространства вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Губанцева Ирина Борисовна, Егоров Владимир Николаевич, Плужникова Лидия Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DESIGNING OF FITNESS TECHNOLOGIES IN THE EDUCATIONAL SPACE OF THE UNIVERSITY

The features of the motivational sphere and the preferences of female students in the choice of systems of physical exercises and species are revealed. Methodical support of fitness technology on the basis of priority use of aerobic means, club dances and athletic gymnastics has been developed. The peculiarities of the nutrition of female students have been studied, the 26 systematization of food products and the selection of basic diets have been carried out. Experimentally proved the effectiveness of fitness technology in the conditions of the educational space of the university.

Текст научной работы на тему «Проектирование фитнес-технологий в образовательном пространстве вуза»

УДК 796.035:796.41

ПРОЕКТИРОВАНИЕ ФИТНЕС-ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ВУЗА

И.Б. Губанцева, В.Н. Егоров, Л.А. Плужникова

Выявлены особенности мотивационной сферы и предпочтения студенток в выборе систем физических упражнений и видов. Разработано методическое обеспечение фитнес-технологии на основе приоритетного использования средств аэробики, клубных танцев и атлетической гимнастики. Исследованы особенности питания студенток, осуществлены систематизация пищевых продуктов и выбор базовых диет. Экспериментально обоснована эффективность фитнес-технологии в условиях образовательного пространства вуза.

Ключевые слова: проектирование, фитнес-технологии, физическая культура, студенты.

Сохранение и укрепление здоровья студенческой молодежи имеет огромное общественное и социально-экономическое значение, так как данная социальная группа обладает достаточно высоким потенциалом для социальной и профессиональной деятельности, представляет особую ценность для развития нашей страны [4, 19].

В этой связи особое внимание обращает на себя статистика роста заболеваемости учащихся, несоответствие их уровня физического, двигательного и функционального развития должным нормам, снижение потребности в двигательной активности, отсутствие мотивации в физкультурно-спортивной деятельности [5, 6, 14, 16].

Решение проблемы мотивации и оздоровления студентов во многом обусловлено возможностью использования инновационных подходов к учебному процессу по физической культуре [3, 17, 18].

В настоящее время в России достаточно высокую популярность приобрели занятия фитнесом [2, 7, 9], отличительными особенностями, которого являются динамичность и разнообразие направлений и видов программ [1, 10, 12, 13], а также соблюдение основных принципов рационального питания [8].

Проектирование фитнес-технологий в условиях образовательного пространства вуза - одно из важных направлений в здоровьесбережении учащейся молодежи [15, 20], ориентированное как на сохранение и укрепления здоровья студентов, так и на формирование у них общекультурной компетенции по использованию методов и средств физической культуры для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности.

Потребность в реализации инновационных походов в образовательном пространстве вуза объективизирует актуальность

исследования и выявляет базовое противоречие между перспективностью использования в рамках учебного процесса по физической культуре фитнес-технологий и недостаточной разработанностью методических основ и решений по внедрению продуктов физкультурно-оздоровительного проектирования.

Выявленные обстоятельства указывают на одну из важнейших проблем, связанных с повышением эффективности физического воспитания студентов.

Решение данной проблемы в рамках нашего исследования включает следующие исходные теоретические положения:

цель исследования - методически и экспериментально обосновать новые подходы к проектированию фитнес-технологий в образовательном пространстве вуза.

объект исследования - процесс физического воспитания студентов;

предмет исследования - фитнес-технологии в рамках учебного процесса по физической культуре;

гипотеза исследования заключается в предположении, что реализация фитнес-технологии в образовательном пространстве вуза повысит эффективность педагогических воздействий на характеристики физического развития, двигательной подготовленности и функционального состояния учащихся.

Доказательство гипотезы и достижение поставленной цели заложены в решении следующих задач:

1. Выявить особенности мотивационной сферы и предпочтения студенток в выборе систем физических упражнений и видов;

2. Разработать методическое обеспечение экспериментальной фитнес-технологии на основе приоритетного использования средств аэробики, клубных танцев и атлетической гимнастики;

3. Исследовать особенности питания студенток и осуществить выбор базовых диет;

4. Экспериментально обосновать эффективность фитнес-технологии в условиях образовательного пространства вуза.

Для решения поставленных задач применялись следующие методы исследования: анализ научно-методической литературы; анкетирование; педагогическое тестирование; педагогический эксперимент; методы математической статистики.

Исследование проводилось на кафедре физического воспитания и спорта Тульского государственного университета.

Исследование проводилось в четыре этапа.

На первом этапе (август 2014 г. - декабрь 2015 г.) проводился анализ научно-методической литературы по проблематике исследования.

Второй этап (январь 2016 г. - июль 2016 г.) предусматривал проведение анкетирования, педагогического тестирования и разработку методической части фитнес-программы.

В анкетировании приняло участие 1214 чел., в педагогическом тестировании - 82 чел, в педагогическом эксперименте - 25 чел.

Третий этап (август 2016 г - апрель 2017 г.) включал в себя педагогический эксперимент, направленный на оптимизацию использования средств аэробики клубных танцев и атлетической гимнастики в рамках учебного процесса по физической культуре с учетом индивидуальных особенностей физического развития, физической подготовленности и функционального состояния студенток.

Четвертый этап (апрель-май 2017 г.) характеризовался обработкой экспериментальных данных методами математической статистики и анализом и описанием полученных результатов.

Традиционно алгоритм процесса проектирования фитнес-технологий предполагает формулирование цели, исследование и оценку показателей психофизического и функционального статуса занимающихся, разработку организационно-методической части программы фитнес-подготовки.

Результаты социологического исследования отразили специфику мотивационной сферы студенческой молодежи и особенности их предпочтений в выборе систем физических упражнений и видов спорта.

Анализ предпочтений студентов к спортивным, фитнес- и танцевальным видам показал, что в студенческой среде наиболее популярными являлись клубные танцы и плавание, которыми хотели бы заниматься в рамках учебного процесса по физической культуре 41 и 35,3 % учащихся соответственно. Среди девушек наибольшей популярностью пользовались фитнес- и танцевальные виды. Кроме клубных танцев, они проявляли повышенный интерес к занятиям аэробикой (35,8 %), восточными (35,8 %) и спортивными (34,1 %) танцами, а также йоги (30,4 %).

Ориентируясь на приоритетные мотивации студенток к занятиям активной физкультурной деятельностью, их интересы в выборе средств физической подготовки, нами проведен ряд мероприятий, включающий подбор и продолжительность выполнения физических упражнений, распределение их в оптимальной последовательности по характеру закономерного влияния на занимающихся.

Основными средствами экспериментальной фитнес-программы являлись средства аэробики (базовая, степ-, слайд-), клубных танцев (Port De Bras) и атлетической гимнастики.

Составление аэробических и танцевальных программ осуществлялось на основе специально подготовленных музыкальных фонограмм и разработанных хореографических комбинаций. Хореографические комбинации состояли из сочетаний различных аэробных

шагов, которые выполнялись в определенном порядке, с заданной частотой, количеством движений и в точном соответствии с музыкальным сопровождением.

Существенным фактором при построении занятия являлось закономерное изменение работоспособности занимающихся в процессе двигательной активности. С учетом этих закономерностей в занятиях аэробикой выделялись три характерные части: подготовительную, основную и заключительную.

В подготовительную часть включались упражнения низкой ударности, низкой интенсивности (приставные шаги, марш на месте, полуприседания, виноградная лоза и т. д.), а также стретчинг с небольшой амплитудой движений.

Основная часть занятия строилась на основе синтеза разнообразных «базовых» шагов, общеразвивающих и гимнастических упражнений, бега, подскоков, скачков, выполняемых без пауз отдыха под музыкальное сопровождение 120-160 уд/ мин. Обычно эти упражнения выполнялись в положении стоя (на месте, с продвижением вперед, назад, в сторону), лежа, сидя. В силовой части занятия широко применялись отягощения (1-1,5 кг) и различные резиновые амортизаторы. Во время занятий исключались упражнения, оказывающие отрицательное воздействие на опорно -двигательный аппарат (глубокие резкие приседания, наклоны с прямыми ногами, экстремальные растяжки, круговые движения головой, прогибы в поясничном отделе и т. д.).

В заключительной части использовались танцевальные низкоударные упражнения низкой интенсивности и дыхательные упражнения.

Средства атлетической гимнастики для быстроты и удобства составления тренировочных программ были разделены на группы по анатомическому признаку. Выделялись 5 основных групп упражнений для мышц ног, спины, живота, груди и плечевого пояса. Каждая группа включала упражнения, отнесенные к базовому или индивидуальному компоненту тренировочной программы. Комплексное использование базовых и индивидуальных блоков обеспечивало целенаправленное педагогическое воздействие.

Для получения должного оздоровительного эффекта необходимо сочетание средств фитнес-технологии со средствами ОФП, в зависимости от индивидуальных характеристик физического развития, двигательной подготовленности и функционального состояния студенток.

В процессе исследования, наряду с решением вопросов использования средств аэробики, клубных танцев и атлетической гимнастики в условиях вуза, прорабатывались вопросы и рационального питания студенток. Выявлено, что 41,9 % девушек считают свое питание рациональным, 27,8 % - не придерживаются никакой диеты, 40,9 %

опрошенных ограничивают себя в общей калорийности рациона, а 25,7 % -в жирах, белках и углеводах. Рацион питания студенток характеризуется избыточным потреблением жиров животного происхождения и легкоусвояемых углеводов, наблюдается дефицит в отношении полиненасыщенных жирных кислот, растворимых и нерастворимых пищевых волокон, витаминов, макро- и микроэлементов.

На основе проведенного анализа особенностей питания занимающихся фитнесом осуществлена систематизация пищевых продуктов и базовых диет.

Из многообразия существующих пищевых продуктов нами выделены шесть основных групп: молочная, мясная, мучная, жировая, овощная и фруктово-ягодная.

Выбор диет при занятиях фитнесом осуществлялась на основе их калорийности. При большом разнообразии диет за основу были взяты три их разновидности: нормокалорийная, гипокалорийная и гиперпротеиновая.

Эффективность разработанной экспериментальной фитнес-технологии, включающей средства аэробики, танцев и атлетической гимнастики оценивалась по динамике уровня физического развития, двигательной и функциональной подготовленности. При повторном тестировании использовались аналогичные тесты по всем направлениям, что и в начале педагогического эксперимента.

Сравнительный анализ выявил гетерохронность динамики изучаемых показателей физического развития у девушек. Если, к концу педагогического эксперимента показатели их роста и ЖЕЛ практически не изменились, то в динамике массы тела, жировой ткани, окружности отдельных сегментов и базовых параметров тела наблюдались изменения.

У девушек отмечена тенденция к снижению массы тела на 0,1 кг и уменьшению окружностей отдельных частей тела (ОП - на 0,5 см, ОТ - на 0,6 см, ОБ - на 1,3 см, ОГ - на 0,9 см). Статистически достоверные различия выявлены в динамике показателя процентного содержания жировой ткани, снижение составило 0,8 % ^ = 2,8; Р < 0,05).

Динамика уровня двигательной подготовленности студенток свидетельствовала о существенном и статистически достоверном улучшение результатов выполнения всех контрольных тестов.

Результаты челночного бега увеличились, в среднем, на 0,4 с, прыжка в высоту с места - на 3 мс. Наибольший прирост наблюдался в показателях гибкости - в среднем на 41,5 % (с 9,4 до 13,3 см). Увеличение результатов 10-секундного бега на месте составило 22,6, показатели поднимания туловища из положения лежа возросли на 4,4 раз/мин.

При анализе динамики уровня функциональной подготовленности учащихся следует выделить значительный прирост в показателях индекса Руффье и пробы Штанге. Индекс Руффье улучшился с 13,4 до 10,3. В результатах пробы Штанге статистически достоверное улучшение

составило, в среднем, 9 с. Менее выраженное улучшение результатов в ортостатической пробе, в среднем, 2,4 уд/мин.

Таким образом, реализация фитнес-технологии в образовательном пространстве вуза повысила эффективность педагогических воздействий на характеристики физического развития, двигательной подготовленности и функционального состояния учащихся. Отмечена статистически достоверная положительная динамика у студенток по показателям процентного содержания жировой ткани, прирост по показателям двигательной подготовленности и функционального состояния составил, в среднем, от 5,8 до 41,5 %.

Список литературы

1. Горцев Г. Аэробика. Фитнес. Шейпинг. М.: Вече, 2001. 320 с.

2. Григорьев В.И., Давиденко Д.Н., Малинина С.В. Фитнес-культура студентов: теория и практика: учеб. пособие. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2010. 228 с.

3. Губа В.П., Морозов О.С., Парфененков В.В. Научно-практические и методические основы физического воспитания учащейся молодежи: учеб. пособие / под общ. ред. д-ра пед. наук, проф. В.П. Губа. М.: Советский спорт, 2008. 206 с.

4. Егоров В.Н. Многообразие и специфичность парадигмальных подходов к решению проблем здоровьесбережения студентов // Инновационные технологии в подготовке высококвалифицированных спортсменов в условиях училищ олимпийского резерва: матер. IX заоч. межд. науч.-практ. конф. Смоленск, 2014. С. 81-84.

5. Егоров В.Н. Фактологический аспект проблемы здоровье-сбережения учащейся молодежи // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. Вып. 1. Тула, 2013. С. 49-55.

6. Егоров В.Н., Яшин А.А. Мониторинг нозологических форм в образовательной системе «школа-вуз» // Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. Вып. 1. Ч 2. Тула: Изд-во ТулГУ, 2012. C. 32-37.

7. Иванчикова С.Н. Физкультурно-оздоровительная система «фитнес» как инновационное средство формирования культуры здоровья // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. Вып. 1. Тула: Изд-во ТулГУ, 2016.

8. Кифер И. Всё о калориях. Азбука питания / пер. с нем А. Плахиной. М.: ОАО Изд-во «Радуга», 2001. 224 с.

9. Кобылякова Л.В. Внедрение теории и методики оздоровительного фитнеса в систему физического воспитания студентов // Вестник Алтайской академии экономики и права. 2014. № 4 (36). С. 27-30.

10. Крючек С.С. Аэробика: Содержание и методика проведения оздоровительных занятий. М.: Терра-Спорт, Олимпия пресс, 2001. 64 с.

11. Лахина Е.М., Козлов А.В., Малорошвило Л.Н. Фитнес-технологии как компонент физкультурного образования студентов вузов // Теория и практика физической культуры. 2012. № 2. С. 36-39.

12. Лисицкая Т.С., Сиднева Л.В. Аэробика: в 2 т. Т. II. Частные методики. М.: Федерация аэробики России. 2002. 216 с.

13. Лось Е.Е., Глазько Т.А. Шейпинг: организация самостоятельных занятий. Минск, 2013. 52 с.

14. Саидюсупова И.С. Медико-социальная оценка состояния здоровья студентов медицинского вуза и пути совершенствования организации медицинской помощи: автореф. дис. ... канд. мед. наук. М., 2008. 23 с.

15. Сайкина Е.Г., Пономарёв Г.Н. Фитнес-технологии: понятие, разработка и специфические особенности // Фундаментальные исследования. 2012. С. 890-894.

16. Семенов Л.А. Мониторинг физической подготовленности в образовательных учреждениях: состояние, проблемы, перспективы. М.: Сов. спорт, 2007. 168 с.

17. Синенко Г.С. Социально-педагогические условия формирования рекреативно-оздоровительной деятельности студенческой молодежи: автореф. дис. ...канд. пед. наук. М., 2011. 24 с.

18. Соловьев В.Н. Оздоровительные технологии и социальные проблемы в физическом воспитании студентов: учеб.-метод. пособие. Ижевск: УдГУ, 2005. 515 с.

19. Физическая культура и здоровье: учебник / под ред. В.В. Пономарёвой. М.: ГОУ ВУНМЦ, 2006. 352 с.

20. Фитнес-технологии: классификационный подход / О.П Панфилов [и др.] // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. Вып. 1. Тула: Изд-во ТулГУ, 2013. С. 131-139.

Губанцева Ирина Борисовна, канд. пед. наук, доц., cifst_tulgu@mail.ru, Россия, Тула, Тульский государственный университет,

Егоров Владимир Николаевич, канд. пед. наук, проф., директор, EgorovW@mail.ru, Россия, Тула, Тульский государственный университет,

Плужникова Лидия Александровна, магистрант, lidavelo@mail.ru, Россия, Тула, Тульский государственный университет

DESIGNING OF FITNESS TECHNOLOGIES IN THE EDUCATIONAL SPACE

OF THE UNIVERSITY

I.B. Gubantseva, V.N. Egorov, L.A. Pluzhnikova

The features of the motivational sphere and the preferences of female students in the choice of systems of physical exercises and species are revealed. Methodical support of fitness technology on the basis of priority use of aerobic means, club dances and athletic gymnastics has been developed. The peculiarities of the nutrition of female students have been studied, the

systematization of food products and the selection of basic diets have been carried out. Experimentally proved the effectiveness of fitness technology in the conditions of the educational space of the university.

Key words: design, fitness technologies, physical culture, students.

Gubantceva Irina Borisovna, candidate of pedagogical Sciences, associate professor, cifst_tulgu@mail.ru, Russia, Tula, Tula State University,

Egorov Vladimir Nikolaevich, candidate of pedagogical Sciences, professor, director, EgorovW@mail.ru, Russia, Tula, Tula State University,

Pluzhnikova Lydia Alexandrovna, graduate student, lidavelo@mail.ru, Russia, Tula, Tula State University

УДК 796.011

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНЫХ ФИЗИЧЕСКИХ ВАЖНЫХ КАЧЕСТВ У СТУДЕНТОВ ВУЗА СРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ

А.В. Гусев, В.И. Шарагин

Рассмотрен вопрос совершенствования физической подготовки на кафедре физического воспитания и основ безопасности жизнедеятельности за счет внедрения в учебный процесс модернизированного блока формирования профессионально-прикладных физических важных качеств при проведении занятий по физической культуре в Московском государственном психолого-педагогическом университете преподавателями кафедры. Представлен модернизированный блок формирования профессионально-прикладных физических важных качеств у студентов-психологов, реализуемый на кафедре и раскрыто содержание модулей тренировки стрессоустойчивости, сердечно-сосудистой и дыхательной систем.

Ключевые слова: физическая подготовка, блок формирования профессионально-прикладных физических важных качеств.

Для успешного выполнения задач, связанных с профессией психолога, необходима физическая подготовленность, которая является обязательным атрибутом профессионально важных качеств (ПВК).

Значение физической подготовки в становлении будущих психологов обусловлено не только сложным и напряженным характером психологической работы, но и повышением числа физически неподготовленной молодежи, поступающей в Московский государственный психолого-педагогический университет (МГППУ). Это требует оптимизации физической подготовки для успешного выполнения задач будущими психологами. На занятиях по физической подготовке студентов-психологов осуществляется их физическое, эмоционально-волевое, мотивационное и нравственное развитие. На наш взгляд, уровень физической подготовленности является одним из показателей становления студента-психолога как специалиста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.