УДК 373.25
ПРОГРАММНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС «РАЗВИТИЕ КОНСТРУКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ»:
ОПЫТ РАЗРАБОТКИ И АПРОБАЦИИ
© 2016
Ремезова Лариса Асхатовна, кандидат педагогических наук, доцент, профессор кафедры специальной педагогики и специальной психологии Самарский государственный социально-педагогический университет, Самара (Россия)
Аннотация. В статье обозначены положения, лежащие в основе концепции созданного программно-методического комплекса «Развитие конструктивной деятельности детей дошкольного возраста с нарушениями зрения». Раскрываются методологические и психологические основы его построения, структура, стратегические цели и компоненты, разработанные в контексте требований ФГОС дошкольного образования. Акцентируется внимание на обеспечении условий, необходимых для максимально полного, соответствующего возрасту воспитанников развития конструктивной деятельности, и, одновременно, для их интересной жизни. Отражена специфика построения программно-методического комплекса: изменение форм взаимодействия взрослого и ребёнка (от учебно-дисциплинарной модели образования детей - к организации занятий в форме совместной партнёрской деятельности взрослого с детьми); реструктуризация содержания образовательной деятельности (от традиционных занятий - к творческому развитию конструктивной деятельности как культурной практики ребенка); рациональная организация предметно-пространственной среды (от «уголков» конструирования - к созданию кабинета конструирования с точки зрения соответствия коррекционно-развивающей среды принципам полифункциональности, трансформи-руемости и вариативности); эффективное взаимодействие детского сада с семьёй (от мероприятий при участии родителей - к регулярной и целенаправленной образовательной деятельности с ребёнком в семье), представляющие ключевые вопросы, современное состояние и основные практики культурно-исторической психологии и деятель-ностного подхода в интенсивном обучении конструированию.
Ключевые слова: программно-методический комплекс, культурно-историческая психология, деятельностный подход, профессиональные компетенции, конструктивная деятельность, дети дошкольного возраста с нарушениями зрения, парциальная программа, методологические и психологические основы построения программы.
PROGRAM-METHODICAL COMPLEX «THE DEVELOPMENT OF CONSTRUCTIVE ACTIVITIES PRESCHOOL CHILDREN WITH VISUAL IMPAIRMENTS»: THE EXPERIENCE OF DEVELOPMENT AND TESTING
© 2016
Remezova Larisa Askhatovna, candidate of pedagogical sciences, associate professor, associate professor of the chair «Special pedagogy and special psychology» Samara State University of Social Sciences and Education, Samara (Russia)
Abstract. The article outlines the provisions that underlie the concepts created by software and methodical complex "the Development of constructive activity of children of preschool age with visual impairments". Reveals the methodological and psychological foundations of its construction, structure, strategic objectives and components developed in the context of the requirements state Federal educational standard of preschool education. The focus is on ensuring that the conditions necessary for the most full, appropriate to the age of the pupils the development of constructive activities, and, simultaneously, for their interesting life. Reflects the specific structure of the program and methodical complex: changing forms of interaction between adult and child (from the disciplinary model of education children to the classroom in the form of joint partnership activities adult with children); the restructuring of the content of educational activities, from traditional classes to the creative development of constructive activities as cultural practices of the child); the rational organization of subject-spatial environment (from the "corners" of the design - to the creation of the Cabinet design from the standpoint of compliance with a development environment principles of multifunctional nature, transformed and variation); effective interaction of the kindergarten with the family (from events with the participation of parents is regular and targeted educational activities with the child in the family), representing the key issues of modern state and main practice of cultural-historical psychology and activity approach in intensive training in design.
Keywords: program and methodical complex, cultural-historical psychology, activity approach, professional competence, constructive activities for children of preschool age with visual impairments, partial programme, methodological and psychological foundations of the program.
Сегодня все более очевидным становится недостаточное количество специалистов, способных работать в рамках требований новых профессиональных стандартов. В соответствии с требованиями апробируемого в настоящее время в Российской Федерации профстан-дарта в части дошкольного образования качество организации образовательного процесса невозможно без психолого-педагогических исследований процессов обучения, воспитания и развития детей на разных возрастных этапах их образования с учетом их индивидуальных способностей, возможностей, особых образовательных потребностей [1].
Без опоры на результаты исследований, отвечающих требованиям ФГОС дошкольного образования, и «встраиваемых» в образовательный процесс, формирование необходимых дополнительных профессиональных компетенций современный педагог будет испытывать значительные трудности в оценке проблем, возникающих в условиях образовательного процесса, в создании и корректировке условий организации образования дошкольников. И, в связи с этим, не сможет правильно строить
эффективный образовательный процесс, направленный на достижение высокого уровня образовательных результатов в виде целевых ориентиров у воспитанников. Последнее, в свою очередь, является объективным препятствием для реализации ФГОС дошкольного образования.
Выше сказанное определяет необходимость конкретных действий, предусматривающих пересмотр традиционного подхода к организации педагогического процесса в дошкольной образовательной организации:
Так такие элементы существующей системы как цели работы детского сада, принципы организации образовательного процесса, механизм контроля и оценки деятельности педагогических кадров вступают в противоречие с новыми требованиями образовательного стандарта и поэтому должны быть полностью заменены на новые. Должны быть также пересмотрены методы работы педагога с детьми, организация предметной развивающей образовательной среды, взаимодействие с родителями дошкольников, осуществление преемственности со школой.
Таким образом, глубина обозначенных преобразований требует изменений в профессиональной деятельности педагогов и научно-методическом обеспечении образовательного процесса.
Программно-методический комплекс «Развитие конструктивной деятельности детей дошкольного возраста с нарушениями зрения» предлагает эффективное решение этих вопросов на основе более чем двадцатилетнего опыта научно-практических изысканий, результаты которых позволяют дошкольникам с нарушениями зрения освоить специальные умения и опыт, повышающие их сенсорно-перцептивные, предметно-практические, ориентировочные, двигательные, коммуникативные возможности, мобильность; сформировать компенсаторные способы деятельности; преодолевать дефицитарность функций и др. в условиях нового формата взаимодействия педагогов с детьми, с семьёй воспитывающих таких детей.
В основе концепции созданного программно-методического комплекса лежат следующие положения:
Первое положение. В настоящее время система образования дошкольников с нарушением зрения не готова обеспечить развитие конструктивной деятельности таких детей в контексте требований ФГОС дошкольного образования, провозглашающего в качестве основы идеологию и методологию развития детства, технологию развивающего взаимодействия между взрослыми и детьми. Это связано с: отсутствием комплексного медико-психолого-педагогического сопровождения развития конструктивной деятельности детей с нарушением зрения на разных возрастных этапах; необеспеченностью личносто-ориентированного и деятельностного подходов к развитию конструктивной деятельности этой категории дошкольников; отсутствием должного учёта развивающего потенциала конструктивной деятельности; отсутствием среды, необходимой для обеспечения превентивной, профилактической, коррекционно-раз-вивающей направленности конструктивной деятельности, специфической на разных возрастных этапах; отсутствием программного содержания развития конструктивной деятельности, отвечающего требованиям ФГОС дошкольного образования; отсутствием программы мониторинга динамики развития конструктивной деятельности; не определены подходы к решению задач достижения образовательных результатов в развитии конструктивной деятельности соответственно целевым ориентирам, анализа профессиональной деятельности, взаимодействия с семьями в контексте требований ФГОС дошкольного образования.
Второе положение. Базовыми подсистемами инновационной модели медико-психолого-педагогического сопровождения развития конструктивной деятельности дошкольников с нарушениями зрения являются: теоретико-методологическая (подходы, положения, принципы); организационно-методическая (специальные педагогические условия, способы управления деятельностью субъектов сопровождения, критерии оценки её качества, подготовка специалистов); диагностико-коррекционная (диагностический комплекс, коррекционно-развиваю-щие модули, объединяющие интегративные технологии дидактическими единицами - целями, задачами, подходом; психолого-педагогическая поддержка семьи); средовая подсистема: концепция, структура, организационные принципы коррекционно-развивающей среды, её предметно-пространственный, технологический и социальный уровни.
Третье положение. Особенности развития конструктивной деятельности слабовидящих дошкольников и дошкольников с косоглазием и амблиопией проявляются на всех возрастных этапах в несформированности или низком уровне развития представлений о сенсорных эталонах, обследовательских действий, аналитического восприятия, пространственных представлений, предметно-практической деятельности, приводящих к значи-
тельному снижению качества развития конструктивной деятельности, и могут рассматриваться как прогностически значимые критерии. Превентивное, профилактическое, пропедевтическое воздействие должно начинаться с раннего возраста и проводиться в комплексе с медицинским воздействием. Оптимальным вариантом решения этих проблем является созданная модель комплексного медико-психолого-педагогического сопровождения развития конструктивной деятельности дошкольников с нарушением зрения отвечающая требованиям ФГОС дошкольного образования.
Четвертое положение. Группа дошкольников с нарушениями зрения разнохарактерна в силу многообразия сочетаний сенсорных, двигательных, речевых, интеллектуальных вторичных нарушений; для эффективного управления развитием конструктивной деятельности таких детей, преодоления нарушений, недостаточности развития психических процессов, речевой функции и результирующего воздействия на предметную (познавательную) и коммуникативную линии развития конструктивной деятельности требуется углубленная диагностика особенностей её проявления.
Совокупность диагностических критериев (самостоятельность выполнения заданий; способность к подражанию; качество самоконтроля при выполнении заданий; использование помощи) позволяет выявлять особенности в развитии конструктивной деятельности слабовидящих дошкольников и дошкольников с косоглазием и амблиопией и определять разноуровневый характер развития конструктивной деятельности дошкольников с нарушениями зрения (низкий, средний, недостаточный, высокий).
Пятое положение. Теоретическое обоснование и определение направлений и этапов оказания комплексного медико-психолого-педагогического сопровождения развития конструктивной деятельности позволяет успешно реализовать разработанную инновационную модель, в том числе предупредить и нивелировать проявления недостатков в развитии конструктивной деятельности. Концепция медико-психолого-педагогического сопровождения развития конструктивной деятельности дошкольников с нарушениями зрения ориентирована на повышение образовательного потенциала каждого ребёнка и включает.
- организацию динамически действующих модулей, составляющих систему медико-психолого-педагогического сопровождения развития конструктивной деятельности, и скоординированное взаимодействие всех участников коррекционного-развивающего процесса;
- моделирование диагностических программ на основе специально разработанных положений позволяют раскрыть особенности развития конструктивной деятельности, максимально информативно выявить потенциальные возможности и спрогнозировать образовательные результаты по линиям развития конструктивной деятельности;
- проектирование содержания коррекционного развития конструктивной деятельности, организационных форм работы, методических приемов, индивидуальных программ с учётом уровня развития конструктивной деятельности детей с нарушениями зрения.
Шестое положение. Система комплексного медико-психолого-педагогического сопровождения развития конструктивной деятельности детей с нарушениями зрения, включающая базовые подсистемы, выступает в качестве важнейшего условия, способствующего разрешению индивидуальных особых образовательных потребностей детей; реализация инновационной модели развития конструктивной деятельности доступна в любой дошкольной образовательной организации, реабилитационном центре, что позволяет обеспечить качественное развитие конструктивной деятельности для каждого ребёнка с нарушениями зрения.
Предлагаемый программно-методический комплекс
разработан на основе:
- генетического подхода [2; 3], что позволило вести генетическое исследование, направленное на изучение того, как складывается развитие конструктивной деятельности при нарушениях зрения, определить психологическую природу этого процесса;
- возрастного подхода [4-8 и др.], что определило содержание конструктивной деятельности в соответствие с возрастными закономерностями, а также спецификой, отличной от другого возраста и позволило определить условия, содействующие ее развитию;
- культурно-исторического подхода [9], следуя принципам которого, развитие конструктивной деятельности строится с учётом зоны ближайшего развития ребёнка, организации продуктивного взаимодействия ребёнка со сверстниками и взрослыми в специально созданной развивающей среде, когда ребенок с помощью культурных средств овладевает своим поведением, становится его субъектом;
- личностно-ориентированного подхода [2 и др.], определяющего принципы ведущей роли личностного развития по отношению к интеллектуальному и физическому; амплификации развития [6] при организации образовательного процесса с опорой на психологические закономерности строения деятельности и общения;
- системно-деятельностнго подхода (А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, А.В. Запорожец, В.В. Давыдов), основывающегося на общих законах теории деятельности и такой организации образовательного процесса, при которой воспитанник осваивает культуру конструктивной деятельности не путём простой передачи ребёнку информации, что строить и как строить, а в процессе его собственных активных и инициативных действий.
Выбор методологии и методов культурно-исторической психологии и деятельностного подхода в качестве содержательной основы комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения конструктивной деятельности определен следующими обстоятельствами. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ориентирует педагогические коллективы дошкольных образовательных организаций на осуществление образовательного процесса на принципиально новой основе, носящей развивающий характер [10]. Это определено, в частности, в требованиях к образовательным результатам в виде целевых ориентиров. Практика показывает, что в дошкольных образовательных организациях возникают реальные проблемы, связанные с развитием разных видов детской деятельности, требующие психолого-педагогической поддержки именно в реализации принципов психического развития в образовании дошкольников, что представлено в традиции культурно-исторической психологии и деятельностного подхода в образовании, заложенных трудами Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, П.Я. Гальперина, А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова и их последователями.
В программно-методическом комплексе предложено системное сопровождение развития конструктивной деятельности дошкольников, принципиально новые дидактические основы организации образовательного процесса, отвечающие требованиям ФГОС дошкольного образования. Программно-методический комплекс «Развитие конструктивной деятельности детей дошкольного возраста с нарушениями зрения» имеет полное программно методическое обеспечение соответствующее двум линиям развития конструктивной деятельности ребёнка предметной (практическая и познавательная) деятельность и деятельности, направленной на развитие взаимоотношений со взрослыми и сверстниками, рассматриваемых как система средств и соответствующих образцов действий.
Созданные заново и скорректированные научно-методические и практические материалы в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования, спо-168
собствующие повышению качества профессиональной деятельности педагогов групп компенсирующей и комбинированной направленности для детей с нарушениями зрения, позволяют говорить о реальном воплощении принципов системно-деятельностного, деятельностно-го, личностно-ориентированного, гуманистического подходов; особом ценностном отношении к ребёнку, уважении его личности, учёте его индивидуальности, интересов, поддержке активности, предоставления ему широких возможностей освоения конструктивной деятельности.
В состав программно-методического комплекса «Развитие конструктивной деятельности детей дошкольного возраста с нарушениями зрения» входят 10 парциальных программ и 26 учебно-методических и практических пособий, разработанных на единых методологических, психолого-педагогических, коррекцион-но-компенсаторных и дидактических принципах, адекватных требованиям ФГОС дошкольного образования [11- 14 и др.].
Помимо учебно-методических пособий, методик, программ разработан широкий спектр дополнительных ресурсов, методически обеспечивающих образовательный процесс, направленный на развитие конструктивной деятельности дошкольников с нарушениями зрения: наглядно-дидактический материал, дидактические на-стольно-печатные игры; картотеки игр, игровых упражнений, пальчиковой гимнастики; методические материалы для родителей, электронные образовательные ресурсы.
Стратегической целью программно-методического комплекса «Развитие конструктивной деятельности детей дошкольного возраста с нарушениями зрения» является создание информационно-образовательной среды, обеспечивающей непрерывное накопление ребёнком культурного опыта деятельности и общения в процессе активного взаимодействия с окружающей средой, другими детьми и взрослыми при решении перцептивных, умственных, моторных, коммуникативных задач в ходе конструирования в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, достижение детьми осмысленных самостоятельных конструктивных действий, рационально вписывающихся в систему повседневных жизненных отношений.
Идеологической основой программно-методического комплекса является развитие ребёнка, развитие разнообразия; методология развития как культурно-историческая методология понимания детства, идущая от Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина, А.В. Запорожца, В.В. Давыдова; технология развития дошкольного детства как технология развивающего взаимодействия между взрослыми и детьми [4; 15- 17].
Дидактической основой программно-методического комплекса является воплощение принципов системно-деятельностного, деятельностного, личностно-ориенти-рованного, гуманистического подходов; развитие индивидуальности ребёнка, поддержка его инициативы в освоении конструктивной деятельности [18-20].
Методической основой программно-методического комплекса является методический инструментарий, практический материал, обеспечивающий эффективное развитие двух линий конструктивной деятельности.
Таким образом, программно-методический комплекс «Развитие конструктивной деятельности детей дошкольного возраста с нарушениями зрения» представляет собой целостную информационно-образовательную среду, реализующую единые методологические, психолого-педагогические, коррекционно-компенсаторные и дидактические принципы, адекватную требованиям ФГОС к результатам освоения основной образовательной программы дошкольного образования для детей с нарушениями зрения.
Представленная в программно-методическом комплексе парциальная программа «Конструирование в Балтийский гуманитарный журнал. 2016. Т. 5. № 3(16)
дошкольной образовательной организации для детей с нарушениями зрения» носит рамочный характер и имеет большой «арсенал» образовательных методов и приёмов, позволяющих решать различные проблемы, связанные с развитием конструктивной деятельности дошкольников со зрительной патологией на основе конкретной ситуации.
Парциальная программа «Развитие конструктивной деятельности дошкольников с нарушением зрения» представляет собой значительно исправленный и дополненный вариант изданной в 2003 [21] и переизданной в 2004-2005 издательством «Школьная пресса» учебного пособия «Учимся конструировать. Пособие для занятий с дошкольниками в ДОУ общего и компенсирующего вида» [22].
Парциальная программа раскрывает цели, задачи и содержание работы по развитию конструктивной деятельности дошкольников с нарушением зрения с учётом психофизиологических особенностей детей от 3 до 7 лет. Её наполнение осуществляется на основе принципов отбора содержания образования, с одной стороны - это деятельность, имеющая смысл для ребёнка, а с другой -деятельность, обеспечивающая его всестороннее развитие в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования.
Целью парциальной программы является непрерывное накопление ребёнком культурного опыта деятельности и общения в процессе активного взаимодействия с окружающей средой, другими детьми и взрослыми при решении двигательных, перцептивных, умственных, коммуникативных и др. задач в ходе конструирования в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, достижение детьми осмысленных самостоятельных конструктивных действий, рационально вписывающихся в систему повседневных жизненных отношений.
Образовательный процесс по конструированию с детьми с нарушением зрения согласно программе направлен на реализацию задач развития:
- основных культурных способов конструирования по образцу, моделям, условиям, заданной теме, замыслу;
способности к преобразованию (проблематизации) образца, непосредственно воспринимаемого или представляемого;
- универсальной способности к воображению и мышлению формой, цветом, перспективой и т.д.;
- любознательности в ходе действий с многообразием конструкторов и желания использовать разные конструкторы для построения одного и того же объекта, воображаемых объектов;
- интереса к проектной деятельности на материале конструирования;
- самостоятельности и инициативы в использовании известных средств и способов конструирования в игровой деятельности;
- общения в совместной конструктивной деятельности со сверстниками и взрослыми в ходе специфического «обмена смыслами».
Реализация выше перечисленных задач предполагает активное взаимодействие ребёнка с окружающими объектами, а также субъектами образовательного процесса - другими детьми (сверстниками, младшими, старшими) и взрослыми, применение современных аудиовизуальных средств и новых информационных технологий.
Таким образом, содержание парциальной программы «Развитие конструктивной деятельности дошкольников с нарушением зрения» направлено на овладение детьми основными культурными способами деятельности, развитие активности ребёнка; проявление им инициативы и самостоятельности; способности выбирать для себя род занятий конструированием, участников по совместной конструктивной деятельности. Парциальная программа определяет организацию специального образовательного пространства для конструирования, а также раз-
нообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей в ходе конструктивной деятельности и предполагает комплексный подход к развитию ребёнка на эмоциональном, психофизиологическом и интеллектуальном уровнях через овладение конструированием в различных культурных практиках (экспериментирование, создание образовательных проектов совместно с семьёй, создание альбома с фотографиями собственных построек, создание макетов, праздники интегрированного характера, развлечения и др.). Неотъемлемой частью и смысловым центром парциальной программы является ребёнок и его внутренний мир.
Содержание парциальной программы может изменяться в зависимости от уровня развития конструктивной деятельности детей, особо это касается детей, поступающих нередко в группы компенсирующей направленности в 5-6 лет. Тифлопедагогическая практика показывает, что старшие дошкольники с патологией зрения, не посещавшие ранее группу компенсирующей или комбинированной направленности, нередко оказываются не владеющими элементарными навыками различных видов деятельности.
Для оценки уровня развития конструктивной деятельности специально разработана комплексная диагностическая программа, которая позволяет педагогу разобраться с педагогической симптоматикой трудностей, возникающих в процессе конструирования, уяснить психологические причины проблем овладения детьми с нарушениями зрения конструированием и на этой основе спроектировать содержание коррекционно-педагогиче-ской работы для каждого ребёнка. Такая педагогическая диагностика представлена в приложении к парциальной программе.
В содержание всех компонентов программно-методического комплекса заложен развивающий потенциал, и это, прежде всего, наличие заинтересованности ребёнка в деятельности, его вовлеченность, любознательность и инициативность. Особый акцент сделан на индивидуализации образования, являющейся одним из основных принципов развивающей дошкольной программы. Создание психолого-педагогических условий в специально созданной развивающей предметно-пространственной среде в соответствии со способностями и интересами детей предполагает предоставление им широкого выбора игр, занятий конструированием. Это обеспечивается созданными культурно-смысловыми контекстами, модулями («Пропедевтика», «Моделирование», «Экспериментирование», «Проектирование», «Компьютерное конструирование», «Робототехника», «Игры на материале конструирования»), действуя в рамках которых взрослый может подобрать содержание, интересное для ребёнка, при этом обеспечив его коррекционную направленность, а также сам ребёнок свободен делать широкий выбор и проявлять свои пока еще не структурированные интересы и творческие способности. Идея модульного принципа была высказана Н.Н. Поддъяковым еще в 1973 году [23]. Он предлагал создавать программу таким образом, чтобы конкретные знания, получаемые детьми, выстраивались вокруг центрального звена, основу которого составляют важнейшие связи и зависимости в той или иной области [3, с 7]. Таким образом, модульное планирование понимается как законченный блок информации.
Коррекционная направленность модулей делает систему развития конструктивной деятельности дошкольников с нарушением зрения эффективной. Каждый модуль имеет универсальную структуру и создаётся по одной методологии. В различных модулях реализуются как общие, так и специфические задачи коррекционно-педагогической работы.
В рамках каждого модуля предусматривается выполнение творческих заданий; оформление выставок, альбомов, оригинальных конструкций, выполненных само-
стоятельно, в группе сверстников, совместно со взрослыми, педагогами или родителями; фантазирование на предложенную тему и придумывание новых построек, организация игр-развлечений, праздников и др.
Следует подчеркнуть, что образовательный процесс, ориентированный на ребёнка, строится «здесь и сейчас», в зависимости от конкретной ситуации развития каждого ребёнка. Поэтому парциальная программа не может сопровождаться подробно разработанным содержанием, предписанным к реализации. Она носит рамочный характер и опирается на известные возрастные особенности развития детей с нарушением зрения дошкольного возраста. Педагог принимает решение о применении коррекционно направленных методов и приёмов в зависимости от конкретной ситуации.
Развивающее значение конструктивной деятельности заключается в том, что она открывает перед ребёнком широкие возможности по проявлению творческой активности и утверждению себя как созидателя. У него развивается способность к целеполаганию и продолжительным волевым усилиям, направленным на достижение результата. Вместе с тем, он овладевает конкретными действиями, связанными с процессом преобразования материала: овладевает орудиями и инструментами, приобретает способность использовать схемы и чертежи и др.
Важной и значимой в развитии конструктивной деятельности является роль родителей. Поэтому в парциальную программу включено содержание, где родителям предлагается в условиях семейного воспитания выполнять вместе с ребёнком интересные для него задания с использованием конструктора, постепенно формирующими у детей способность к длительным волевым усилиям, направленным на достижение результата в соответствии с заданными извне стандартами качества при конструировании.
Благодаря регулярным и достаточно частым занятиям конструированием в семье, у детей появляется стремление к созидательной активности, желание почувствовать свою умелость - готовность к осуществлению практических действий с материалами и инструментами для получения результата или реализации своего замысла.
Реализация программно-методического комплекса требует достаточно высокого уровня компетентности педагогов групп компенсирующей и комбинированной направленности для детей с нарушениями зрения в области тифлопсихологии, а также в личностно-ориенти-рованных, развивающих технологиях образования этих детей, в частности, в технологиях обеспечения индивидуального подхода к каждому ребёнку. В связи с этим специально разработаны программы курсов повышения квалификации, реализуемые в системе модульного обучения «до результата», учитывающие вариативность сроков обучения в зависимости от исходного уровня подготовленности слушателей; предусматривающие использование интерактивных методов, тестирования и рейтингов, корректировку индивидуальных программ по результатам контроля и пр.
Созданный программно-методический комплекс позволяет обеспечивать и удовлетворять особые образовательные потребности детей с нарушением зрения; качественно решать образовательные задачи и обеспечивать расширение позитивного влияния конструктивной деятельности на другие виды детской деятельности, учитывая ее универсальный, интегрирующий характер. Данная модель прошла широкую практическую апробацию за последние шесть лет и подтвердила свою результативность в решении задач современного специального дошкольного образования.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образо-
вания) (воспитатель, учитель)» [Электронный ресурс]: приложение к Приказу Минтруда России № 544н от 18.10.2013 г. «Об утверждении профессионального стандарта "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)"» // Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации. URL: http://www.rosmintrud.ru/docs/mintrud/ orders/129
2. Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6 т. / Гл. ред. А. В. Запорожец. М.: Педагогика, 1982-1984. Т. 4 : Детская психология / Под. ред. Д. Б. Эльконина. 1984. 433 с.
3. Пиаже Ж. Избранные психологические труды / [пер. с фр.]. М. : Просвещение, 1969. 659 с.
4. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. СПб.: СОЮЗ, 1997. 224 с.
5. Божович Л.И. Личность и ее формирование в дошкольном возрасте: Психологическое исследование / Л.И. Божович . М.: Просвещение, 1968. 464 с.
6. Запорожец A.B. Условия и движущие причины психического развития ребенка // Хрестоматия по возрастной психологии: Учебное пособие для студентов / Сост. JI.M. Семенюк. Под ред. Д.И. Фельдштейна. - М.: Между-народная педагогическая академия, 1994. - С. 23-26.
7. Леонтьев Д.А. Личность: человек в мире и мир в человеке //Вопросы психологии. 1989. №3. С. 11-21.
8. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. Проблемы возрастной и педагогической психологии / Под ред. Д.И. Фельдштейна. М.: Международная педагогическая академия, 1995. 224 с.
9. Выготский Л. С. История развития высших психических функций // Собр. соч.: В 6 т. М: Педагогика, 1984. Т. 3. С. 6-58, 302-313.
10. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования». URL: http://www.firo.ru/wp-content/uploads/2013/11/PR_1155.pdf
11. Ремезова Л.А., Касаткина С.Н., Лапшина Т.В., Юрлина О.Ф. Развитие осязательного восприятия у дошкольников с нарушением зрения (монография). Самара: ПГСГА, 2011 220 с.
12. Ремезова Л.А., Сергеева Л.В., Лапшина Т.В., Фомина О.В., Шадрина Ю.А., Епимахова. Взаимосвязь и преемственность обучения пространственной ориентировке в детском саду для детей с нарушением зрения: Учебно-методическое пособие. Самара; ПГСГА, 2013. 322 с.
13. Ремезова Л.А., Жаборовская Л.Н. Формирование восприятия цвета у детей с нарушением зрения 2 - 3 лет. Учебно-методическое пособие Самара: ПГСГА, 2013. 154 с.
14. Ремезова Л.А., Ковалева Т.А., Степанова М.А. Психолого-педагогическая поддержка позитивной социализации детей дошкольного возраста. Учебно-методическое пособие. Самара; ПГСГА, 2015. 164 с.
15. Эльконин Д.Б. Психологические условия развивающего обучения.— В кн.: Обучение и развитие младших школьников. Киев, 1970. С. 3136.
16. Запорожец А.В. Избранные психологические труды. В 2 томах. Том 1. Психическое развитие ребенка / Под. ред. В.В. Давыдова, В.П. Зинченко. М.: Педагогика, 1986. 320 с.
17. Давыдов В.В., Кудрявцев В.Т. Развивающее образование: теоретическое основание преемственности дошкольной и начальной школьной ступеней // Вопросы психологии. 1997. № 1. С. 3-18.
18. Кустов Ю.А. Методологические подходы к формированию общепрофессиональных компетенций в воспитании будущих педагогов // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2015. № 2 (11). С.
50-53.
19. Гнатюк Н.В. Методическое сопровождение образовательного процесса в вузе // Карельский научный журнал. 2014. № 4. С. 48-50.
20. Сорокина И.В. Методическая компетентность учителя как условие его профессионализма и мастерства // Самарский научный вестник. 2014. № 4 (9). С. 114-116.
21. Ремезова Л.А. Обучение дошкольников с нарушением зрения конструированию из строительного материала. Издательство СГПУ, Самара, 2003. 210 с.
22. Ремезова Л.А. Учимся конструировать. Пособие для занятий с дошкольниками в ДОУ общего и компенсирующего вида. («Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. Библиотека журнала»; Вып. 9) (учебно-методическое пособие). М.: Издательство «Школьная Пресса», 2005. 96 с.
23. Поддьяков Н.Н. О развитии элементарных форм мышления в дошкольном детстве. Душанбе: Дониш, 1973. С.11-62.