3.Жихарев, Д. В. Формирование волевой саморегуляции на примере подготовки юных боксеров в условиях спортивной школы [Текст] / Д. В. Жихарев // Высшее образование сегодня. -2007. - № 10. - С.59-61.
4. Круглеевский, Н. В. Волевые качества и их воспитание у курсантов высших военно-
морских училищ [Текст] / Н. В. Круглеевский.: дисс____канд. псих. наук: 13.00.00. - М., 1967.
- 178 с.
5. Перевозкин, В. М. Развитие эмоционально-волевых качеств студента в образовательной практике вуза [Текст] / В. М. Перевозкин // Актуальные проблемы реализации образовательных стандартов нового поколения в условиях университетского комплекса/ Оренбургский гос. ун-т. - Оренбург: ОГУ, 2011. - 475 с.
6. Пирогова, Е. В. Управленческие решения [Текст] / Е. В. Пирогова. - Ульяновск: Ул-ГТУ, 2010. - 176 с.
7. Применение корреляционного анализа в психологии [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://psyjournals. ru/psyedu/2009/n1/Shishlyannikova_full. shtml. - Загл. с экрана.
8. Унадзе, Д. Н. Общая психология [Текст] / Д. Н. Унадзе. - СПб.: Питер, 2009. - 416 с.
9. Фетискин, Н. П. Диагностика волевого потенциала личности. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп [Текст] // Н. П. Фетискин, В. В. Козлов, Г. М. Мануйлов. - Москва.: Институт Психотерапии, 2012. - 362 с.
К. Ю. Грищенко, Е. В. Василовская ПРОГРАММИРОВАННЫЙ МЕТОД ОБУЧЕНИЯ: ОСОБЕННОСТИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ
Современные научно-технические преобразования в области развития персональных электронно-вычислительных машин повлияли на внедрение в пра- ктику педагогического процесса новых информационных и коммуникацион- ных технологий (ИКТ). Такие технологии предполагают применение в активных методах обучения Интернет-ресурсов, отличающихся, по мнению Сысоева П. В., «приемлемостью, эффективностью и эргономичностью использования данной Интернет-технологии для решения конкретной учебной задачи!» [5].
Вследствие этого мы обратились к изучению специфики программированного метода обучения или программированного обучения (далее ПО). Кроме того, важно было выявить перспективные направления его применения в современной образовательной среде.
В статье предпринята попытка проанализировать некоторые особенности ПО в учебном процессе и различные подходы к его оценке. На этой основе определить потенциальные возможности его применения в условиях компьютеризации школ, а также поиска новых, соответствующих современному уровню развития общества и школы, форм обучения. Программированное обучение с его специфическими методами, разработанное американским профессором Б. Ф. Скиннером (1954 г.) ставило своей целью повышение эффективности управления процессом учения при использовании современных тогда достижений экспериментальной психологии [3; 7].
Анализ литературы показал, что ПО, как метод обучения, получил развитие в работах специалистов многих стран, в том числе у отечественных учёных. В нашей стране в начале 60-х годов ХХ века серьезно увлекались скиннеровским вариантом данного обучения. В разработке отдельных положений концепции участвовали Н. Ф. Талызина, П. Я. Гальперин, Л. Н. Ланда, И. И. Тихонов, А. Г. Молибога, А. М. Матюшкин, В. И. Чепелев и другие. В то же время считается, что элементы программированного обучения встречались уже в древние времена. Их использовали Сократ и Платон, их обнаруживают в работах И. Ф. Гербарта и даже Дж. Дьюи.
В СССР элементы ПО разрабатывались, например, в Центральном институте труда [6].
Термин "программированное обучение" заимствован из области программирования для ЭВМ, очевидно потому, что, так же как в программах для ЭВМ, решение задачи представлено в виде строгой последовательности элементарных операций. В "обучающих программах" изучаемый материал подается в форме строгой последовательности кадров,
каждый из которых содержит, как правило, порцию нового материала и контрольный вопрос или задание [1; 3; 7].
Рассматривая особенности ПО, важно отметить, что последнее не отвергает принципов классической дидактики. Наоборот, оно возникло в ходе поисков усовершенствования процесса обучения путем лучшей реализации этих принципов. С этой целью оно предусматривает: 1) правильный отбор и разбиение учебного материала на небольшие порции (дозы); 2) частый контроль знаний: как правило, каждая порция учебного материала заканчивается контрольным вопросом или заданием; 3) переход к следующей порции лишь после ознакомления учащегося с правильным ответом или характером допущенной им ошибки; 4) обеспечение возможности каждому ученику работать со свойственной ему индивидуальной скоростью усвоения (т. е. реализацию на деле индивидуального подхода в обучении), что является необходимым условием активной самостоятельной деятельности ученика по усвоению учебного материала.
Перечисленные четыре особенности и характеризуют обучение, которое осуществляется с помощью специально разработанной «обучающей программы», содержащей совокупность материала и предписаний для работы с ним как основу ПО. Такая программа отличается от обычного учебника тем, что она определяет не только содержание, но и ход процесса обучения. Обучающая программа обеспечивает строгую систематизацию учебного материала и последовательность действий ученика. Процесс полностью детерминирован. С помощью каналов обратной связи можно получить информацию о результатах восприятия учащимися учебного материала и провести соответствующие корректирующие воздействия. Таким способом достигается высокая управляемость процесса обучения [1; 7].
Следует также отметить, что ПО основывается на выявлении алгоритмов обучения. Прежде чем составить обучающую программу, нужно разработать алгоритм выполнения мыслительных действий и учебных операций, по которому ЭВМ будет осуществлять управление учебным процессом. Алгоритм как система последовательных действий ведет к правильному результату. Он предписывает учащемуся состав и последовательность учебной деятельности необходимой для полноценного овладения знаниями, навыками и умениями. Вследствие чего эффективность обучающих программ целиком зависит от качества алгоритмов управления мыслительной деятельностью.
В ПО сочетаются новые и традиционные идеи, в т. ч. о частях основного содержания, а также о приёмах и методах обучения и учения, об их последовательности и т. д.
Учёные доказали, что применяемые в ПО методы можно разделить на:
- методы предъявления информации;
- методы выполнения программированных заданий;
- методы контроля и коррекции.
Характерной особенностью методов ПО является то, что все они неразрывно слиты в едином учебно-педагогическом воздействии.
Все эти методы необходимо организовать одним из 2-х способов: либо с помощью программированных пособий/учебников, перфокарт, планшетов и т. п., иначе говоря, безмашинным способом [1] либо машинным [2]. В последнем случае информация выводится на дисплей, а для контроля предусматриваются различные технические средства, вплоть до ЭВМ.
Для самообучения и контроля усвоения учебного материала применялись так называемые обучающие машины, которые либо предъявляли очередные порции материала в виде текстов или задач, либо выполняли только контрольно-проверочные функции (машины-экзаменаторы и т. д.) [1; 3; 7].
Методисты показали, что в ходе ПО выполнение заданий/ упражнений предполагает последовательное усвоения каждой порции учебного материала. Кроме того, преследуется триединая цель: тренировка, обратная связь и контроль. ПО предполагает доступное наблюдение и реальное воздействие на весь ход процесса учения, всё продвижение учащегося от незнания к знанию, а не только его результат.
Основу теории ПО составляют три исходных положения: обучение - процесс; обучение -процесс управляемый; обучение - строго индивидуализированный процесс.
В зависимости от способа предъявления учебной информации, характера работы над ней и контроля (самоконтроля) различают три вида программированного обучения: линейное, разветвленное и смешанное (комби- нированное) [1; 3; 7].
Рассмотрим кратко указанные три вида ПО. При линейном обучении учебный материал делится на порции, после изучения каждой из них предлагается контрольный вопрос (упражнение, задача). Неправильный ответ возвращает учащегося к повторному изучению этой порции, пока он не даст правильного ответа. Затем ученик приступает к изучению следующей порции, и так действует до полного изучения всей темы. Линейные программы рассчитаны на безошибочность шагов всех учащихся, т. е. все ученики получают задачи в одинаковой последовательности и должны выполнить одни и те же шаги. Такие программы должны соответствовать возможностям слабых учеников.
Разветвленное ПО имеет следующие особенности: предлагаются укрупненные порции учебной информации, а контрольные задания - сложные; ученик выбирает из набора готовых ответов правильный. Программой предусмотрена коррекция хода познавательной деятельности. При ошибочном ответе ученику следует найти дополнительную информацию/разъяснения, что помогает ему понять ошибку и выбрать правильный ответ. Лишь затем ученик переходит к изучению следующей укрупненной порции информации.
Комбинированное ПО объединяет два предыдущих его вида, при этом линейное используется при решении несложных дидактических задач, а разветвленное - при более сложных..
Первые попытки использования данного метода и результаты, пусть даже не совсем положительные, вызвали интерес и увлечение ПО у многих педагогов, особенно технических и точных наук, объясняется это, прежде всего тем, что данный метод позволяет максимально формализовать контроль обучения, а также даёт возможность жесткого управления ходом усвоения знаний. Начиная с момента подачи информации учащемуся и кончая проверкой того, насколько успешно проходит ее усвоение. Все действия обучаемого были, казалось, под контролем. Необходимо отметить, что обучающие машины или автоматизированные системы обучения (АСО) на базе ЭВМ, которые автоматически обеспечивают выполнение обучающей программы: ответ сообщается только после того, как ученик дал свой ответ. Они показывают необходимые кадры, меняя их последовательность в зависимости от выбранных учащимися ответов, т. е. обеспечивают различные варианты обучающей программы для разных учащихся [1; 3].
Иногда ПО неправильно отождествляют с машинным обучением или с обучением без учителя. В действительности же это не так. Всякие обучающие машины, в том числе и наиболее совершенные, являются лишь автоматизированными системами, создаваемыми в помощь, а не вместо учителя.
Однако, появившееся и получившее большую популярность в 50-60-х годах прошлого века программированное обучение стало подвергаться критике, как со стороны методистов, так и педагогов-практиков. За большим и широко разрекламированным подъемом наступил некоторый спад, и недавно вокруг программированного обучения велась дискуссия, в которой высказывались существенно различные, порой противоположные точки зрения.
С одной стороны, педагоги-практики, исходя из собственного опыта, отмечали тот факт, что управлять удается лишь формальной стороной учебной деятельности - получением и запоминанием учащимися некоторой совокупности знаний, иногда не совсем удачно отобранных и скомпонованных. Что касается контроля усвоения методом выбора одного из альтернативных вариантов ответов, то оказалось, что слишком велика возможность его угадывания или просто случайного попадания на правильный вариант. Методы этого варианта ПО не были направлены на активизацию мыслительной деятельности обучаемого, поэтому их нельзя отнести к активным методам.
Подтвердилась и справедливость критики ПО со стороны психологов США и других стран о принципиальной невозможности с помощью его методов развития творческих способностей учащихся, активизации самостоятельного мышления для свободной ориентировки в научной и другой информации.
Другие видели в самой идее программирования процесса обучения позитивный образовательный компонент, который служит основой управления формированием мышления учащихся, если использовать именно этот метод. Так, в исследованиях отечественных психологов (Н. Ф. Талызина и др.) было показано, что теория поэтапного формирования умственных действий позволяет программировать не порции запоминаемого учебного текста, а саму учебную деятельность учащегося. Эта теория делает необходимым и обязательным про-
граммирование всей деятельности по усвоению материала, не ограничиваясь формальным моментом запоминания готового учебного текста и шаблонных действий по выбору одного из альтернативных готовых ответов [1; 2].
В ходе изучения ПО отечественные исследователи выявили требования к теории обучения, которая является базой для программирования образова- тельного процесса: а) точно указывать, чем конкретно управлять, т. е. объект управления, а также каким образом должен проходить процесс усвоения учащимся различных видов деятельности, в первую очередь познавательной; б) сообщать необходимый набор независимых характеристик объекта управления для определения содержания информации. Её нужно передавать обучаемому, а также получать по каналу обратной связи для корректировки; в) называть основные этапы или промежуточные результаты усвоения для управления во время перехода процесса из одного качественного состояния в другое.
«... Для развития программированного обучения необходима такая теория обучения, которая рассматривает процесс учения как формирование познавательной деятельности учащихся, располагает системой независимых характеристик этой деятельности и знанием основных этапов ее становления как перехода из плана общественного опыта в план опыта индивидуального. Этим требованиям удовлетворяет только одна теория — теория поэтапного формирования умственных действий», выдвинутая в 50-х годах прошлого века П. Я. Гальпериным [2].
Эта теория понимает под учением определенную деятельность, выполнение которой приводит учащегося к новым знаниям, навыкам и умениям. Учебную деятельность как специфическую, организованную форму учения (как разновидность «всякой деятельности») составляет система образующих ее действий со своими целями, объединенных общим мотивом. В массовом обучении сложился такой порядок: чтобы овладеть новым для себя действием (деятельностью), человек должен сначала получить полное представление о нем (о ней): знать, что и как нужно выполнять и для чего, а затем научиться выполнять все это правильно.
Согласно теории поэтапного формирования процесс обучения строится иначе: получение знаний и представлений о новой деятельности и самообучение выполнению этой деятельности происходит одновременно, т. е. в едином процессе. Это существенное отличие теории обучения по П. Я. Гальперину от других теорий. [1; 2].
Какова особенность программирования обучения в соответствии с данной теорией?
Психологическая структура любой деятельности - это ее цель, средства ее достижения и конечный результат, в котором реализуется цель. Программированное обучение деятельности - это необходимость выбрать определенные средства для достижения цели и организовать управляемый процесс выполнения этой деятельности, чтобы обучаемый смог довести ее до получения намеченного в целевой установке результата. Особенность ПО заключается в том, что это система последовательных действий (операций), выполнение которых ведет к заранее запланированному результату [6].
Цель концепции заключается в повышении эффективности управления процессом обучения на базе кибернетического подхода. Роль преподавателя сводится к отслеживанию психологического состояния слушателя и эффективности поэтапного освоения им учебного материала, а в случае необходимости, регулированию программных действий. В соответствии с этим были разработаны различные семы, алгоритмы программированного обучения - прямолинейная, разветвлённая, смешанная и другие, которые могут быть реализованы с использованием компьютеров.
На основе проведенного анализа существующих точек зрения выделяются как сильные, так и слабые стороны программированного обучения.
Так, к сильным сторонам ПО, по мнению учёных, следует отнести отбор и структурирование учителем программного материала, расположения его в виде законченных порций, высокую самостоятельность и активность учебной деятельности учащихся, а также эффективное управление и самоуправление учебно-познавательной деятельностью, индивидуализацию обучения и адапта- цию его к возможностям каждого ученика, рациональное использование учебного времени. Кроме того, в одной программе невозможно учитывать все особенности учебного процесса, особенности каждого ученика/класса и т. п.
Слабыми сторонами ПО являются отсутствие непосредственного влияния личности учителя на ученика. Такое воздействие может быть лишь косвенным. Отсутствие непосредственного общения с учителем и межличностного общения учащихся отрицательно сказывается на формировании личности в целом, его информационного языка, а также на управлении внутренней психической деятельностью. Большая раздробленность задач, их однообразие, искусственно замедленный темп продвижения от незнания к знанию, наличие выборочного метода контроля не исключают возможность угадывания правильного ответа, а выбор неправильного ответа и ложных ссылок способствует повторению ошибок - это тоже черты ПО. Использование учебных устройств дает возможность только получать информацию о допущенных ошибках, а не проследить ход рассуждений, которые привели ученика к правильному ответу или к ошибке [6].
В целом программированное обучение можно рассматривать как попытку формализации процесса обучения с максимально возможным устранением субъективного фактора при непосредственном общении между преподавателем и обучающимся.
ПО направлено на повышение эффективности управления учебным процессом и подразумевает значительное увеличение доли самостоятельной работы учащихся, осуществляемой в индивидуальном темпе под контролем специальных средств.
Таким образом, удалось перестроить традиционное обучение за счет уточнения целей, задач, способов решения, форм контроля и поощрения учебных действий учащихся, четких операций, доступных управлению.
В настоящее время считается, что этот подход не оправдал себя. Его использование показало, что процесс обучения не может быть полностью автоматизирован, а роль преподавателя и общение с ним учащегося в процессе обучения остаются приоритетными. Тем не менее, развитие компьютерных технологий и дистанционного обучения повышает роль теории ПО в образовательной практике. Исходя из вышесказанного, мы полагаем, что это обучение может применяться в учебном процессе наряду с другими методами как первая ступенька овладения ИКТ.
Литература
1. Беспалько, В. П. Программированное обучение. Дидактические основы [Текст] / В. П. Беспалько, Москва: Высшая школа, 1970. - 300 с.
2. Гальперин, П.. Я. Программированное обучение и задачи коренного усовершенствования методов обучения [Текст] / П. Я. Гальперин //К теории программированного обучения. - Москва, 1967.
3. Крэм, Д. Программированное обучение и обучающие машины [Текст] /, Д. Крэм. -Москва: Мир, 1965. - 274 с.
4. Куписевич, Ч. Основы общей дидактики [Текст] / Ч. Куписевич. - Москва.: Высшая школа, 1986.
5. Сысоев, П. В. Информатизация языкового образования: основные направления и перспективы [Текст] / П. В. Сысоев// Иностранные языки в школе. - 2012. - № 3. - С. 2- 9.
6. Учитель. Книга о профессоре Израиле Ефремовиче Шварце [Текст] /сост.: Н. Г. Лип-кина, Л. А. Косолапова, Б. М. Чарный и др. - Пермь: Книжный мир, 2009. - 520 с.
7. Шварц, И. Е. Программированное обучение: Гл. X [Текст] / И. Е. Шварц // Педагогика школы: учеб. пособие. Ч. 1. Общие основы. Дидактика / Перм. гос. пед. ин-т. - Пермь: 1968. - 281 с.