Оценка за пройденный курс выставляется с учетом всех форм промежуточного и итогового контроля как средняя взвешенная [1].
Основываясь на своем педагогическом опыте уверена, что такая форма контроля знаний способна стимулировать студентов заочной формы обучения к систематической и более качественной подготовке к занятиям в течение всего семестра и в межсессионный период.
Таким образом, поднятые в статье проблемы, с которыми сталкиваются современные вузы в сфере заочного обучения, требуют поиска действенных подходов и стимулирующих к активной учебе контрольно-измерительных инструментов. Основываясь на изучении зарубежного опыта в данной сфере, предложены некоторые варианты решения поставленной в статье проблемы.
Литература
1. Гетман, Е. П. Маркетинговые принципы и технологии в управлении развитием вузам [Текст]/ Е. П. Гетман. - Краснодар, 2007.
2. Дружилов, С. А. Проблемы сегодняшнего очного и очно-заочного платного высшего образования/ Дружилов, С. А [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http novainfo. ru. -Загл. с экрана.
3. Староверова, Н. А. Проблемы заочного обучения в сфере профессионального образования [Текст]/Н. А. Староверова//Педагогические проблемы. - 2012. - № 9.
Е. Н. Гусарова, М. А. Шутилова ФОРМИРОВАНИЕ ВОЛЕВЫХ КАЧЕСТВ У СТУДЕНТОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО НАПРАВЛЕНИЮ «ГОСУДАРСТВЕННОЕ И МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ»
Волевые свойства государственного служащего имеют важное значение для его оценки готовности к занятию того или иного руководящего поста, а успех в деятельности специалиста направления государственного и муниципального управления обеспечивается не только развитием профессиональных, но и волевых качеств. Поэтому данная тема исключительно важна для будущих студентов, обучающихся по выбранному направлению [2].
Проявление воли можно оценить только через деятельность человека, его мотивацию к выполнению работы, эмоциональное состояние личности. Цель - основная составляющая воли. «Рефлекс цели, - отмечал И. П. Павлов, - имеет огромное значение, он есть основная форма жизненной энергии каждого из нас... Вся жизнь делается рефлексом цели, делается только людьми, стремящимися к той или другой поставленной ими себе в жизни цели» [8].
Основная задача преподавателя в развитии воли личности студента состоит в том, чтобы помочь студенту правильно составить программу самостоятельной работы, после чего грамотно и эффективно добиться ее реализации с целью повышения успеваемости и обеспечения прогресса в развитии личности студента.
Как отмечает Перевозкин В. М., к основным направлениям развития эмоционально-волевых качеств студентов в образовательной практике вуза можно отнести следующие:
- интеграция педагогических воздействий и физических упражнений с элементами психорегуляции;
- определение личностно и социально значимых целей для студентов;
- развитие психических процессов и выработка приемов саморегуляции с учетом мотивации и системы ценностей студентов;
- разработка и внедрение системы самоконтроля студента за своим поведением и результатами учебной деятельности;
- внедрение системного подхода, комплексного развития эмоционально-волевых качеств личности студента.
Рассмотрим специфику и особенности формирования волевых качеств у будущих руководителей - менеджеров, обучающихся по направлению бакалавриата «Государственное и муниципальное управление». Особенность управленческого решения состоит в том, что оно является «результатом волевого акта субъекта управления», а также характеризуется ответственностью, которую несут как субъект управления (руководитель) - за своевременное
принятие управленческого решения, так и субъект управления за своевременное и качественное выполнение решения [6].
С точки зрения психологии, управленческое решение - это результат мыслительной деятельности человека или группы людей, и поэтому качество таких решений определяется опытом лица, принимающего решение, его знаниями и глубиной мышления, а вот способность к реализации - волей студента.
Для успешной реализации процесса управления необходимо как наличие волевых качеств руководителя, так и волевых качеств его подчиненных.
Нами обследовалась группа студентов, обучающихся по направлению «Государственное и муниципальное управление» в процессе формирования волевых качеств. В обследовании участвовали студенты третьего курса факультета экономики управления и бизнеса Кубанского государственного технологического университета группы 11-Эб-ГУ1 - 22 человека (из них 22,7 % юношей и 77,3 % девушек). Средний возраст студентов - 20 лет. Успеваемость в группе средне-высокая (таблица 1).
Таблица 1. Распределение студентов группы 11-Эб-ГУ1 по успеваемости
Средний балл успеваемости Доля студентов, %
3,00-3,50 18,2
3,51-4,00 36,4
4,01-4,50 22,7
4,51-5,00 22,7
Для проведения исследования воли на практических занятиях по дисциплине «Разработка управленческих решений» проводилось тестирование студентов с использованием теста «Самооценка силы воли». Данная методика описана Н. Н. Обозовым и предназначена для обобщенной характеристики проявления силы воли [9].
Результаты самооценки силы воли по итогам первичного опроса показали, что: 41 % студентов считает, что у них высокий уровень волевых качеств, 59 % — средний, 0 % — низкий. Причем, студенты, с низкой самооценкой воли, были отчислены по итогам сессии еще на 1 курсе.
При вычислении корреляции (Microsoft Excel КОРРЕЛ) между показателями самооценки силы воли студентов и успеваемостью, выраженной в баллах, коэффициент корреляции составил - 0,55. Это указывает на средний уровень связи между данными показателями. Причем, высокая самооценка воли у мужской части испытуемых выражена сильнее (60 % имеют высокую самооценку воли), чем у женской (35 % имеют высокую самооценку воли).
Анализ данных показал, что для развития волевых качеств личности у студентов необходима разработка серьезной педагогической программы. Тем более, что в основном подобные работы ориентированы на развитие волевых качеств личности у детей и подростков, у спортсменов. В качестве основы для программы развития были взяты методики, предложенные в работах Жихарева В. В. [3], Круглеевского Н. В. [4].
Такая программа должна включать:
- индивидуальную психологическую помощь для выявления особенностей волевой саморегуляции, описываемых самими студентами, на основе которых затем будет разработана формирующая программа;
- психодиагностическое обеспечение в виде профессиональных тестовых материалов, предполагающее также наблюдение, анкетирование и проведение экспертизы;
- групповую психологическую работу, предполагающую цикл семинаров, направленных на предоставление информации по особенностям развития воли (особенности развития воли в юношеском возрасте, основы психической саморегуляции) и групповые тренинги, направленные на повышение уровня волевой саморегуляции студентов и формирование волевых качеств личности.
Разработанная нами программа формирования волевых качеств личности представлена на рисунке ниже:
Программа предполагает первоначальное изучение общего развития волевых качеств студентов, составление характеристик студентов, выявление контингента с различными волевыми качествами.
Для специализированного развития волевых качеств целесообразно проведение тренингов. Задачи тренингов по развитию воли состоят в следующем.
1. Формирование потребностей и способностей к саморазвитию и самореализации.
2. Углубление и развитие процессов самосознания и самопознания.
3. Формирование собственных позиций и взглядов при восприятии окружающей действительности.
4. Повышение чувства личной ответственности за свои поступки и действия.
5. Приобретение навыков волевой саморегуляции, повышение контроля над жизненными событиями.
6. Повышение коммуникативных способностей студентов в группе.
В ходе тренингов осуществляется формирование волевых качеств у студентов в ходе учебного процесса и самостоятельной работы с помощью методов убеждения, упражнения и стимулирования.
Критерии эффективности предлагаемой программы формирования волевой саморегуляции у студентов определяются в зависимости от изменений, произошедших после психолого-педагогического воздействия, и включают:
1. Повышение уровня знаний о себе, своем организме, возрастных особенностях и процессах саморегуляции воли.
2. Обращение внимания на собственные реакции и получение контроля над ними.
3. Приобретение способностей к познанию других людей, и к самоисследованию.
4. Развитие способностей к самостоятельному решению своих проблем, принятию на себя ответственности за решение.
5. Повышение уровня доверительных отношений в группе студентов и с преподавателем.
6. Умение контролировать негативные эмоциональные ситуации и повышение уровня волевой саморегуляции.
7. Формирование стремления к совершенствованию и развитию личности.
Как показал опыт внедрения данной программы в учебный процесс, развитие волевых качеств личности благотворно отражается на образовательной деятельности обучающихся.
Литература
1. Брихцин, М. В. Воля и волевые качества. Психология личности [Текст] / М. В. Бриц-хин. - Москва, 2010. - 220 с.
2. Гусарова, Е. Н. Профессиональное становление личности в процессе обучения [Текст] / Е. Н. Гусарова // Знание. Понимание. Умение. - 2011. - № 3. - С.248-252.
3.Жихарев, Д. В. Формирование волевой саморегуляции на примере подготовки юных боксеров в условиях спортивной школы [Текст] / Д. В. Жихарев // Высшее образование сегодня. -2007. - № 10. - С.59-61.
4. Круглеевский, Н. В. Волевые качества и их воспитание у курсантов высших военно-
морских училищ [Текст] / Н. В. Круглеевский.: дисс____канд. псих. наук: 13.00.00. - М., 1967.
- 178 с.
5. Перевозкин, В. М. Развитие эмоционально-волевых качеств студента в образовательной практике вуза [Текст] / В. М. Перевозкин // Актуальные проблемы реализации образовательных стандартов нового поколения в условиях университетского комплекса/ Оренбургский гос. ун-т. - Оренбург: ОГУ, 2011. - 475 с.
6. Пирогова, Е. В. Управленческие решения [Текст] / Е. В. Пирогова. - Ульяновск: Ул-ГТУ, 2010. - 176 с.
7. Применение корреляционного анализа в психологии [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://psyjournals. ru/psyedu/2009/n1/Shishlyannikova_full. shtml. - Загл. с экрана.
8. Унадзе, Д. Н. Общая психология [Текст] / Д. Н. Унадзе. - СПб.: Питер, 2009. - 416 с.
9. Фетискин, Н. П. Диагностика волевого потенциала личности. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп [Текст] // Н. П. Фетискин, В. В. Козлов, Г. М. Мануйлов. - Москва.: Институт Психотерапии, 2012. - 362 с.
К. Ю. Грищенко, Е. В. Василовская ПРОГРАММИРОВАННЫЙ МЕТОД ОБУЧЕНИЯ: ОСОБЕННОСТИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ
Современные научно-технические преобразования в области развития персональных электронно-вычислительных машин повлияли на внедрение в пра- ктику педагогического процесса новых информационных и коммуникацион- ных технологий (ИКТ). Такие технологии предполагают применение в активных методах обучения Интернет-ресурсов, отличающихся, по мнению Сысоева П. В., «приемлемостью, эффективностью и эргономичностью использования данной Интернет-технологии для решения конкретной учебной задачи!» [5].
Вследствие этого мы обратились к изучению специфики программированного метода обучения или программированного обучения (далее ПО). Кроме того, важно было выявить перспективные направления его применения в современной образовательной среде.
В статье предпринята попытка проанализировать некоторые особенности ПО в учебном процессе и различные подходы к его оценке. На этой основе определить потенциальные возможности его применения в условиях компьютеризации школ, а также поиска новых, соответствующих современному уровню развития общества и школы, форм обучения. Программированное обучение с его специфическими методами, разработанное американским профессором Б. Ф. Скиннером (1954 г.) ставило своей целью повышение эффективности управления процессом учения при использовании современных тогда достижений экспериментальной психологии [3; 7].
Анализ литературы показал, что ПО, как метод обучения, получил развитие в работах специалистов многих стран, в том числе у отечественных учёных. В нашей стране в начале 60-х годов ХХ века серьезно увлекались скиннеровским вариантом данного обучения. В разработке отдельных положений концепции участвовали Н. Ф. Талызина, П. Я. Гальперин, Л. Н. Ланда, И. И. Тихонов, А. Г. Молибога, А. М. Матюшкин, В. И. Чепелев и другие. В то же время считается, что элементы программированного обучения встречались уже в древние времена. Их использовали Сократ и Платон, их обнаруживают в работах И. Ф. Гербарта и даже Дж. Дьюи.
В СССР элементы ПО разрабатывались, например, в Центральном институте труда [6].
Термин "программированное обучение" заимствован из области программирования для ЭВМ, очевидно потому, что, так же как в программах для ЭВМ, решение задачи представлено в виде строгой последовательности элементарных операций. В "обучающих программах" изучаемый материал подается в форме строгой последовательности кадров,