Волкова Ризида Анверовна
ПРОГРАММИРОВАНИЕ В СРЕДЕ ЛОГО МИРЫ Часть 2. Задачи с переменными
ПЕРЕМЕННЫЕ № 1
Задача 1-1. Расчет суммы двух чисел
Определите переменную X, равную 10. Определите переменную У, равную 15. Рассчитайте переменную С, равную сумме переменных X и У. Результат выведите в текстовое окно «сумма_чисел»
Решение: это сложение пусть "X 10 пусть "У 15 пусть "С :Х + :У сумма_чисел, ст вставь :С конец
Задача 1-2. Расчет квадрата числа 8
Определите переменную X, равную 8. Выведите ее значение в текстовое окно «само_чис-ло». Рассчитайте переменную У, равную произведению числа X на число X (квадрату числа). Результат выведите в текстовое окно «квадрат_числа».
Задача 1-3. Расчет периметра квадрата
Сторона квадрата равна 50. Рассчитайте значение периметра квадрата, выведите значение длины стороны и значение периметра в текстовые окна «длина_стороны» и «периметр». Нарисуйте квадрат.
Задача 1-4. Делим яблоки
В корзине 15 яблок. Надо разделить эти яблоки между 5 детьми. Решите задачу. Результат выведите в текстовое окно «яблоки_на_1».
Задача 1-5. Считаем квадрат любого числа
Напишите процедуру, которая рассчитывает квадрат любого числа. Результат расчетов выведите в текстовые окна «само_число» и «квадрат_числа».
Подсказка: Процедура должна быть с параметром. Например: процедура, которая умножает любое число на 3.
это умнож "х само_число, ст вставь :х пусть "у :х * 3 число*3, ст вставь :у конец
Запускать эту процедуру можно из поля команд. Например: квадр_числа 8
В текстовое окно «само_число» выведется число 8, в текстовое окно «квадрат_чис-ла» выведется число 64.
Решение: это квадр_числа "х само_число, ст вставь :х пусть "у :х * :х квадрат_числа, ст вставь :у конец
ПЕРЕМЕННЫЕ № 2
Задача 2-1. Диаграмма роста
Напишите процедуру, которая рисует столбчатую диаграмму. Для этого узнайте у трех своих однокласников рост в сантиметрах. Представьте полученную информацию в виде столбчатой диаграммы. Используйте готовую процедуру «столбик X».
это столбик "х перо, нк 0 по повтори 2 [
вп :х пр 90 вп 15 пр 90
]
пр 45 пп вп 5 нц сл 140 крась нд 5 пр 45 вп 40 конец
Решение: это одноклассники перо, нм [-250 -100] столбик 136 столбик 142 столбик 154 конец
Задача 2-2. Расчет среднего роста
Напишите процедуру, которая считает средний рост для тех троих учеников, которых вы опросили для задачи 2-1. Полученное число выведите в текстовое окно «ср_рост».
Решение: это рост пусть "р1 136 пусть "р2 142 пусть "р3 154
пусть "ср (:р1 + :р2 + :р3) / 3 ср_рост, ст вставь :ср конец
Задача 2-3. Суммарный возраст членов семьи
Напишите процедуру, которая считает суммарный возраст всех членов вашей семьи и рисует диаграмму с возрастами членов семьи.
Задача 2-4. Расчет скорости автомобиля
Автомобиль проехал 210 километров за 3 часа. Рассчитайте скорость автомобиля. Результат выведите в текстовое окно.
ПЕРЕМЕННЫЕ № 3
Задача 3-1. Расчет длины отрезка
Дан отрезок АБ длиной 140. На нем отмечены две точки В и С. Известно, что длина АВ равна 20, длина СБ равна 80. Рассчитайте длину отрезка ВС. Результат выведите в текстовое окно «длина_ВС».
• . .В , • п
это отрезок
перо, пп нм [-300 -40] по нк 0 вп 5 нд 10 вп 5 нк 90 вп 40 нк 0 вп 5 нд 10 вп 5 нк 90 вп 80 нк 0 вп 5 нд 10 вп 5 нк 90 вп 160 нк 0 вп 5 нд 10 вп 5 конец
Решение: это задачаЗ пусть "АЛ 140 пусть "АВ 20 пусть "СЛ 80
пусть "ВС :АЛ - :АВ - :СЛ длина_ВС, ст вставь :ВС конец
Задача 3-2. Расчет периметра прямоугольника
Нарисуйте прямоугольник со сторонами 40 и 150.
Определите переменную пер и присвойте ей значение, равное периметру этого прямоугольника. Результат выведите в текстовое окно «периметр».
Задача 3-3. Расчет стороны прямоугольника по периметру и другой стороне
Периметр прямоугольника равен 200. Длина одной стороны 40. Рассчитайте длину второй стороны, выведите значение длины в текстовое окно «длина_стороны» и нарисуйте прямоугольник.
Задача 3-4. Сравнение длины и ширины прямоугольника
Периметр прямоугольника равен 400. Длина одной стороны 50. Рассчитайте длину второй стороны (выведите в текстовое окно «дл_стороны») и найдите, во сколько раз длина стороны больше его ширины (выведите в текстовое окно «в_раз»). Нарисуйте прямоугольник.
ПЕРЕМЕННЫЕ № 4. ДРОБИ
Задача 4-1. Расчет 1/3 отрезка
Дан отрезок АВ длиной 300. Нарисуйте отрезок СБ, составляющий 1/3 отрезка АВ. Значение длины второго отрезка выведите в текстовое окно.
это отрезок_АВ
перо, пп нм [-300 -10] по
нк 0 вп 5 нд 10 вп 5 нк 90 по вп 300 нк 0 вп 5 нд 10 вп 5 пп нм [-210 -14] конец
Решение: это задача1 пусть "АБ 300 пусть "СБ :АБ * 1 / 3 пп нм [-300 -50] по нк 0 вп 5 нд 10 вп 5 нк 90 по вп :СД нк 0 вп 5 нд 10 вп 5 пп длина_СБ, ст вставь :СБ конец
Задача 4-2. Расчет 1/3 от 6
Напишите процедуру, которая закрашивает красным цветом 1/3 от общего количества кубиков (всего 6 кубиков). Расстояние между кубиками - 30. это кубики
перо, нц 9 сг сч пп нм[-200 -100]
повтори 6 [по повтори 4 [ вп 25 пр 90] пр 15 пп вп 5 нц 9 крась нд 5 лв 15 вп 30] пр 90 вп 10 пр 90 пч нц 15 вп 10 конец
Решение: это задача2 пусть "к 1 / 3 * 6 перо, пп повтори :к [ крась вп 30 ] конец
Задача 4-3. Продолжительность жизни белки и зайца
Продолжительность жизни белки 6 лет, что составляет 3/5 продолжительности жизни зайца. Рассчитайте продолжительность жизни зайца. Результат расчетов выведите в текстовые окна («заяц», «белка»). Пусть заяц и белка пробегут вперед расстояние, равное количеству лет, умноженному на 10.
Решение: это задача3 пусть "жб 6 белка, ст вставь :жб пусть "жз :жб / 3 * 5 заяц, ст вставь :жз ззз, нк 90 по вп :жз * 10 ббб, нк 90 по вп :жб * 10 конец
Задача 4-4. Высота Останкинской башни и Московского университета
Здание Московского университета имеет высоту 240 м и составляет 4/9 высоты Останкинской башни. Чему равна высота башни?
Решение: это задача4 пусть "ун 240
Университет, ст вставь :ун пусть "баш :ун / 4 * 9
Башня, ст вставь :баш
перо, пп нм [-150 -200] по нк 0 повтори 2 [вп :ун / 3 пр 90 вп 20 пр 90 ] перо, пп нм [150 -200] по нк 0 повтори 2 [вп :баш / 3 пр 90 вп 20 пр 90 ] конец
ПЕРЕМЕННЫЕ № 5. УГЛЫ
Задача 5-1. Рисуем угол 60 градусов
Определите переменную у и присвойте ей значение 60. Выведите значение переменной в текстовое окно «угол». Нарисуйте угол, величина которого у градусов.
Решение: это задача1 пусть "у 60
перо, пп нм [-100 -100] по вп 100 пр (180 - :у) вп 100 угол, ст вставь 60 конец
Задача 5-2. Рисуем угол и его биссектрису
Нарисуйте угол величиной 120 градусов (черным цветом № 9). Дорисуйте к этому углу биссектрису красным цветом (№ 15). В текстовое окно «угол» выведите значение угла.
Задача 5-3. Рисуем любой угол
Напишите процедуру, которая запрашивает значение угла у пользователя. Затем чертит этот угол. В текстовое окно выведите значение угла.
Решение: это задача3
спроси [введи значение угла] пусть "у ответ перо, сг пп нм [-100 -100] по вп 100 пр (180 - :у) вп 100 Угол, ст вставь :у конец
Задача 5-4. Рисуем биссектрису любого угла
Напишите процедуру, которая запрашивает значение угла у пользователя. Затем чертит сам угол и его биссектрису. В текстовое окно выведите значение угла.
ПЕРЕМЕННЫЕ № 6
Задача 6-1. Считаем сумму чисел
Напишите процедуру, которая запрашивает значение первого и второго слагаемого и выводит в текстовое окно «пример значение суммы».
это подсказка1
покажи [Для ввода значения слагаемого используй команду - спроси []]
покажи [Определи переменную "сл1 и присвой ей содержимое ячейки ответ]
покажи [Тоже самое сделай для переменной "сл2]
покажи [Определи переменную "с, равную сумме :сл1 и :сл2]
покажи [Выведи по очереди в текстовое окно "пример - :сл1, "+ :сл2, "=, :с
(используй команду вставь [])]
конец
Решение: это сум пример, ст
спроси [введите первое слагаемое- ] пусть "сл1 ответ
спроси [введите второе слагаемое- ] пусть "сл2 ответ пусть "с :сл1 + :сл2
вставь :сл1 вставь "+ вставь :сл2 вставь конец
вставь :с
Задача 6-2. Считаем произведение чисел
Напишите процедуру, которая запрашивает значение первого и второго сомножителя и выводит в текстовое окно «пример» значение произведения.
Решение: это произв пример, ст
спроси [введите первый сомножитель- ] пусть "сл1 ответ
спроси [введите второй сомножитель- ] пусть "сл2 ответ
вставь :сл1 вставь "* вставь :сл2 вставь конец
вставь :сл1 * :сл2
Задача 6-3. Сколько будет 5*6 (диалог)
Напишите процедуру, которая спрашивает «Сколько будет 5*6», анализирует введенное значение и сообщает «Молодец», если ответ верный, и «Ха-ха-ха», если ответ ошибочный.
Решение: это таблица1 спроси [5 * 6=?]
если_иначе ответ = 30 [сообщи [Молодец] ] [сообщи[Ха-ха-ха]] конец
Задача 6-4. Сколько будет 7*8. Текстовое окно
Напишите процедуру, которая спрашивает «Сколько будет 7*8», выводит в текстовое окно сам пример и решение, анализирует введенное значение, пишет «YES», если ответ верный, и «NO», если ответ ошибочный.
Решение: это проверка
спроси [Сколько будет 7*8] пример, ст вставь [7 * 8 = ] вставь ответ если_иначе ответ = 56 [вставь "YES ] [вставь "NO] конец
Задача 6-5. Тест по таблице умножения
Напишите процедуру, которая десять раз случайным образом определяет два сомножителя, выводит в текстовое окно сам пример, запрашивает ответ, выводит ответ в текстовое окно, анализирует введенное значение, пишет «YES», если ответ верный, и «NO», если ответ ошибочный. При правильном ответе процедура прибавляет 1 к очкам и выводит очки в текстовое окно «очки».
это подсказка5
покажи [Определите переменную "оч и присвойте ей значение 1]
покажи [Для организации цикла используйте команду повтори 10 []]
покажи [Определите "с1 (пусть "с1 сл 10), также определите "с2 ]
покажи [В текстовое окно "пример выведите :с1, "*, :с2, "=]
покажи [Затем спросите [Чему равно?], ответ выведите в ТО]
покажи [Если ответ верный, в ТО выведите "YES, к переменной "оч прибавьте 1,
и выведите значение переменной "оч в ТО "очки .] покажи [Если ответ неверный, в ТО выведите "NO] конец
Решение: это тест_по_таблице пусть "оч 0 пример, ст повтори 10 [ пусть "с1 сл 10 пусть "с2 сл 10
пример, вставь :с1 вставь "* вставь :с2 вставь "= спроси [чему равно?] вставь ответ
если_иначе ответ = :с2 * :с1
[ пиши "YES пусть "оч :оч + 1 очки, ст вставь :оч] [пиши "NO]
]
если :оч = 10 [сообщи [ты - отличник]] если :оч < 5 [сообщи [ты - двоечник]] если и :оч > 4 :оч < 7 [сообщи [ты - троечник]] если и :оч > 6 :оч < 10 [сообщи [ты справился на 4]] конец
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ НА ТЕМУ «ПЕРЕМЕННЫЕ» Задача 1. Нахождение наибольшего общего делителя
Найдите наибольший общий делитель для любых двух чисел, введенных пользователем. Результат выведите в текстовое окно.
Решение: это НОД
спроси [Введите первое число -] пусть "а ответ
спроси [Введите второе число -] пусть "б ответ всегда [
если_иначе :а > :б [пусть "а :а - :б] [пусть "б :б - :а] если :а = :б [автостоп]] пример, ст вставь [Наибольший общий делитель для чисел -] вставь :а конец
Задача 2. Расчет весового коэффициента
Для того чтобы узнать нормальный у Вас вес или нет, нужно рассчитать весовой коэффициент. Он рассчитывается следующим образом - вес (кг) делится на квадрат роста
(м). Если коэффициент меньше 20 - вес человека считается пониженным. Если коэффициент больше 25 - вес человека считается повышенным. Если коэффициент от 20 до 25 -вес человека считается нормальным.
Написать процедуру, которая рассчитывает весовой коэффициент любого пользователя и выдает соответствующие сообщения.
Решение: это расчет_коэффициента спроси [Какой у тебя вес в кг?] пусть "вес ответ спроси [А рост в см?] пусть "рост ответ / 100 пусть "коэф :вес / (:рост * :рост)
если :коэф < 20 [сообщи [Кто это там за леской спрятался? ] сообщи :коэф останов] если :коэф > 25 [сообщи [надо ХУДЕТЬ!!!!!! ] сообщи :коэф останов] сообщи :коэф сообщи [У тебя нормальный вес] конец
Задача 3. Расчет стоимости молока
В течение месяца продавец доставляет на дом 4 литра молока в день. В марте молоко стоило 12 рублей за литр. В апреле молоко подорожало на 3 рубля за литр. Сколько надо заплатить за доставленное молоко продавцу в конце апреля? Количество покупаемого молока осталось прежним.
Задача 4. Расчет времени бега
Мальчик может бегать в три раза быстрее, чем ходить. Скорость ходьбы равна 4 км/час. Мальчик принял участие в марафонском беге (42 км), но сошел с дистанции, пробежав только X км. Сколько времени он затратил на преодоление этого расстояния?
Задача 5. Расчет заработной платы
Работник зарабатывет 50 руб за каждый из 38 часов своей работы. Ему платят в 1,5 раза больше за каждый час сверх 38 часов. Какую сумму он получит, если проработает А часов? (А должно быть заведомо больше 38).
Задача 6. Круговая диаграмма - суша-океаны
Поверхность земной суши составляет 149 млн. кв. км. Поверхность воды на земном шаре - 361 млн. кв. км. На круговой диаграмме изобразите соотношение земли и воды на земном шаре. Это должно выглядеть примерно так:
Решение: это сектор "а перо, по вп 58 пр 90 повтори :а [вп 1 пр 1] пр 90 вп 58 пр 180 конец
это океан-суша
пусть "зсуша 149
пусть "пвода 361
перо, сг пп нм [-180 -120]
пусть "к 360 / (:зсуша + :пвода)
сектор :к * :пвода
сектор :к * :зсуша
конец
;Рисует сектор размером а градусов.
Прогараммирование в среде Лого Миры. Часть 2. Задачи с переменными Задача 7. Круговая диаграмма - площади океанов
Площадь Тихого океана - 178 684 тыс. кв. км. Площадь Атлантического океана -91 655 тыс. кв. км. Площадь Индийского океана - 76 174 тыс. кв. км. Площадь Северного Ледовитого океана - 14699 тыс. кв. км. На круговой диаграмме изобразите соотношение площадей этих океанов.
Задача 8. Столбчатая диаграмма - длины рек (Амур, Волга, Урал, Дон, Нева)
Длина Амура - 4 444 км. Длина Волги - 3 531 км. Длина Урала - 2 428 км. Длина Дона - 1 870 км. Длина Невы - 74 км. На столбчатой диаграмме изобразите соотношение длин этих рек.
;процедура рисует столбики высотой х.
Решение: это столб "х по нк 0 вп :х нк 90 вп 20 нк 180 вп :х нк 270 вп 20 пп нд 40 конец
это РекиРоссии пусть "Амур 4444 пусть "Волга 3531 пусть "Урал 2428 пусть "Дон 1870 пусть "Нева 74
пусть "к 120 / :Амур ; расчет коэффициента масштабирования, 120 - максимальная высота столба.
перо, сг пп нм [-244 -160]
столб :Амур * :к ;Амур
столб :Волга * :к ;Волга
столб :Урал * :к ;Урал
столб :Дон * :к ;Дон
столб :Нева * :к ;Нева
конец
Задача 9. Столбчатая диаграмма - площади озер
Площадь Каспийского моря - 371 000 кв. км. Площадь Ладожского озера -17 700 кв. км. Площадь озера Байкал - 31 500 кв. км. Площадь озера Иссык-куль - 6 280 кв. км. На столбчатой диаграмме изобразите соотношение площадей этих озер.
Задача 10. Расчет количества минут в месяце
Рассчитайте количество минут в текущем месяце. Результат выведите в новое текстовое окно. Затем текстовое окно удалите.
Задача 11. Перевод фунтов в граммы
Выведите в текстовое окно таблицу перевода фунтов в граммы (1 фунт - 400 грамм).
Волкова Ризида Анверовна, руководитель группы информационных технологий общеобразовательного учебного заведения Тольяттинской академии управления.
© Наши авторы, 2004. Our authors, 2004.