Научная статья на тему 'Программа психологического сопровождения матерей-одиночек «Счастье материнства»'

Программа психологического сопровождения матерей-одиночек «Счастье материнства» Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
3826
432
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАТЕРИНСТВО / НЕПОЛНЫЕ СЕМЬИ / МАТЬ-ОДИНОЧКА / ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / ВОСПИТАНИЕ РОДИТЕЛЕЙ / СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРОГРАММЫ / Т-КРИТЕРИЙ ВИЛКОКСОНА / PARENTS’ EDUCATION / MOTHERHOOD / INCOMPLETE FAMILIES / SINGLE-MOTHER / PSYCHOLOGICAL SUPPORT / SOCIO-PSYCHOLOGICAL TRAINING / EFFECTIVENESS OF THE PROGRAM / WILCOXON SIGNED-RANK TEST

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Мягкова Мария Алексеевна

В данной статье представлена программа психологического сопровождения матерей – одиночек, воспитывающих детей разного пола и возраста от 6 до 18 лет, изложены основные результаты оценки ее эффективности по выделенным параметрам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

“Happiness of Motherhood” Program of Single Mothers’ Psychological Support

This article presents the psychological support program for single mothers with children of different sex, aged from 6 to 18; puts forward the main evaluation results of its efficiency according to selected parameters.

Текст научной работы на тему «Программа психологического сопровождения матерей-одиночек «Счастье материнства»»

УДК 159.9.075 ББК 88.4

Мягкова Мария Алексеевна

библиотекарь МБОУ города Кургана «Г имназия № 47» г. Курган Myagkova Maria Alekseevna Librarian MBEI of Kurgan «Gymnasium № 47»

Kurgan

Программа психологического сопровождения матерей-одиночек «счастье

материнства»

“Happiness of Motherhood” - Program of Single Mothers’ Psychological

Support

В данной статье представлена программа психологического сопровождения матерей - одиночек, воспитывающих детей разного пола и возраста от 6 до 18 лет, изложены основные результаты оценки ее эффективности по выделенным параметрам.

This article presents the psychological support program for single mothers with children of different sex, aged from 6 to 18; puts forward the main evaluation results of its efficiency according to selected parameters.

Ключевые слова: материнство; неполные семьи; мать-одиночка; психологическое сопровождение; воспитание родителей; социальнопсихологический тренинг; эффективность программы; Т-критерий Вилкоксона.

Key words: motherhood; incomplete families; single-mother; psychological support; parents’ education; socio-psychological training; effectiveness of the program; Wilcoxon signed-rank test.

Развитие общества всегда сопровождается большими изменениями в

области политической, экономической, социальной жизни, но наряду с этим всегда оставались общечеловеческие ценности, которые сохранялись на протяжении всего существования человечества. Одной из таких ценностей является семья, которая на сегодняшний день, несмотря на свою «неприкосновенность» терпит серьезные изменения. Усилилась тенденция роста числа неполных материнских семей, где одиночество для женщины становится нормальным явлением. Одиночество, которое она разделяет только со своим ребенком, справляясь самостоятельно со всеми навалившимися на нее трудностями материального и психологического

характера, что не может не сказаться на процессе половой идентификации ребенка, его интеллектуальном развитии, успешности обучения в школе, выборе профессии и многих других жизненноважных сфер жизни. Именно поэтому проблема неполного материнства является одной из актуальных на сегодняшний день, требующих внимания со стороны ученых многих отраслей знаний, в том числе психологии, направленной, прежде всего, на оказание помощи одиноким матерям. Одним из видов такой помощи является эффективное направление в психологии - психологическое сопровождения, программа которого представлена в данной статье.

Данная программа опирается на ряд подходов:

- индивидуальный подход (Н.К.Крупская, А.С.Макаренко,

В.А.Сухомолинский, А.В.Запорожец, А.Н.Леонтьев, Д.Б.Эльконин) обеспечил возможность учитывать индивидуально-специфические условия, влияющие на развитие неполного материнства и особенности его реализации в отношениях с детьми;

- дифференцированный подход (А.В.Мудрик, И.С.Кон, Н.А.Алексеев, Е.В.Бондаревская, В.Д.Шадриков) способствовал учету индивидуальных различий одиноких матерей в организации их психологического сопровождения;

- рефлексивный подход (В.А.Лефер, И.С.Ладенко, Г.П.Щедровицкий, И.Н.Семенова, Н.Г.Алексеева) позволил соотнести существующие знания, умения и опыт с полученными в ходе взаимодействия с психологом.

В ее основе также лежат:

- представления о возможности укрепления семьи путем воспитания родителей (Е.И.Захарова, Е.М.Мухаматулина, К.Роджерс);

- представления о психолого-педагогическом сопровождении в целом (М.Р.Битянова, Т.И.Чиркова, Т.И.Демидова и др.) [1], родительства в частности, ориентированные на обучении и личностном развитии (А.Адлер, А.Бандура, Т.Гордон, А.Я.Варга, Р.В.Овчарова, М.О.Ермихина и др) [4];

- основные принципы и закономерности социально-психологического тренинга (М.Р.Битянова, А.С.Спиваковская, А.Г.Лидерс, К.Рудестам и др.) [3,5], различные психологические упражнения, используемые в тренинговых программах (Н.В.Клюева, К.Фопель, Н.А.Грецов и др.), собственные авторские упражнения;

- разработанная автором структурно-содержательная модель материнства в неполной семье, состоящая из трех компонентов - когнитивного (представление о материнстве, степень осознанности материнских установок, позиций, отношений, ценностей), эмоционального (материнские чувства и переживания), поведенческого (материнская роль, осознанность стиля воспитания и материнской ответственности).

Программа включает в себя комплекс взаимосвязанных диагностических, обучающих (информационных), развивающих,

консультационных мероприятий, направленных на развитие когнитивного, эмоционального, поведенческого компонентов неполного материнства и создание благоприятных психологических условий для решение проблемных ситуаций в области материнства и особенностей взаимоотношений с ребенком в неполной материнской семье.

Реализация цели осуществлялась через решения следующих задач:

1. Диагностировать особенности неполного материнства у одиноких матерей, воспитывающих детей в возрасте от 6 до 18 лет.

2. Передать теоретические знания, умения и опыт материнства и построение взаимоотношений с детьми.

3. Развить показатели компонентов неполного материнства до их «идеальных» значений посредством психологического тренинга.

4. Выработать стратегию поведения одинокой матери с учетом ее индивидуально-типологических особенностей и особенностей ребенка для их гармоничного взаимодействия друг с другом.

Программа психологического сопровождения неполного материнства включает в себя несколько этапов.

Диагностический этап. На данном этапе проводится диагностика особенностей материнства, таких как осознанное отношение к материнству в целом, себе как к родителю, к ребенку, материнские роли, установки, позиции, ценности, стиль воспитания, ответственность, материнские чувства.

Информационный этап. Представляет собой семь лекционных занятий, на которых матери получают первичную информацию о влиянии семьи на формирование личности ребенка; о психологических особенностях детей разного возраста, их трудностях и проблемах; осознают свою ответственность за воспитание, свои неэффективные способы взаимодействия с ребенком, знакомятся с типичными ошибками воспитания, в том числе связанными с отсутствием отца и мужа в семье.

Данный этап является очень важным, несмотря на то, что он носит односторонний, репродуктивный характер и заставляет участников занимать пассивную позицию, поскольку он является первостепенным при получении знаний в любой области.

Предполагаемые темы для информационного этапа: «Влияние семьи и воспитания на формирование личности ребенка», «Возрастные кризисы ребенка в развитии, их трудности и способы преодоления», «Ошибки наших родителей живут в нас», «Материнские позиции и установки в воспитании», «Что такое родительская ответственность и как ее развивать?», «Типы семейного воспитания. Возможные нарушения процесса воспитания», «Материнские чувства и способы их выражения».

Лекционные занятия предшествовали психологическому тренингу и обеспечили наиболее эффективное вхождение его участников в дальнейшую работу, осознания важности затронутой проблемы и необходимости работы над ней.

Тренинговый этап. Участие в тренинге приводит к формированию навыков гармоничного межличностного взаимодействия, например, таких как, умение выражать свои чувства, разрешать конфликтные ситуации, навыки активного слушания, необходимые для построения эффективной

62

системы воспитания, особенно в ситуации одинокого материнства, которое как уже было сказано несет в себе достаточно большое количество проблем, как для матери, так и для ребенка.

В ходе занятий происходит осознание детских переживаний, связанных с собственным детством, родителями, которые часто бессознательно переносятся в систему отношений с собственным ребенком и не всегда положительно сказываются на процессе воспитания, сужают рамки представлений о материнстве, способах его проявления.

Тренинг позволяет расширить представления о себе как о личности, своих внутренних способностях, возможностях как неиссякаемом источнике решения возникающих жизненных проблем.

Кроме того, в течение занятий женщина нивелирует свое негативное отношение к отцу ребенка, которое оказывает влияние не только на ее эмоциональное состояние, но и на особенности поведения матери в отношении ребенка, например, воспринимаемого как обуза или проекция отрицательных качеств второго родителя.

Программа тренинга рассчитана на 25,5 часа, распределенных на 11 занятий, которые проводятся 2 раза в неделю. Перерыв между встречами позволяет матерям осмыслить полученные знания, умения и возможность применить их на практике в жизни.

Тренинг включает в себя 3 блока, каждый из которых ориентирован на работу с одним из компонентов структуры неполного материнства.

Первый блок - занятия, направленные на формирование когнитивного компонента, с целью увеличения степени осознанности материнских установок и позиций, расширении и систематизации представлений о себе как о родителе.

Второй блок - занятия, направленные на формирование эмоционального компонента, которые ставят своей главной задачей развитие основных составляющих материнской любви, необходимой для полноценного развития ребенка.

Третий блок - занятия, направленные на формирование поведенческого компонента, которые способствуют расширению поведенческого репертуара матери в ситуации одинокого материнства.

Кроме этих блоков разработано вводное занятие «Знакомство» и итоговое «Заключительное».

Каждое занятие имеет свою определенную структуру, включающую в себя следующие разделы:

1. Ритуал приветствия, который позволяет создать в группе атмосферу взаимного доверия, доброжелательности и взаимопонимания.

2. Разминка в целом настраивает участников группы на совместную деятельность, снимает эмоциональное напряжение, тревожность, повышает настроение. Ее можно проводить в начале занятия или в основной части тренинга между отдельными упражнениями для регуляции эмоционального состояния его участников.

3. Основное содержание тренинга представляет собой совокупность различного рода психологических приемов, упражнений, техник, направленных на реализацию поставленных целей и задач.

4. Рефлексия - обмен мнениями, чувствами о проведенных занятиях.

5. Ритуал прощания завершает занятие, создавая благоприятную психологическую атмосферу в группе.

Каждое занятие наполнено достаточно большим количеством упражнений, направленных на сплочение группы, поскольку оно в большей степени влияет на удовлетворение работой и, как следствие, на реализацию поставленных целей.

Реализация программы предполагает использование разнообразных методов и приемов, среди которых можно назвать: информирование, анкетирование, ролевые игры, упражнения - дискуссии, мозговой штурм, анализ ситуаций, домашнее задание, элементы арттерапии, психогимнастические упражнения, упражнения - разминки на групповое сплочение, активизацию участников, упражнения, завершающие занятия.

64

Консультационный этап. Представляет собой индивидуальную консультативную работу с каждым участником программы психологического сопровождения, направленных на решение, прежде всего, двух задач:

1) разрешение трудных ситуаций, возникающих в ходе воспитания у каждой матери;

2) разработка рекомендаций по изменению форм отношений матери к ребенку и условий воспитания, в зависимости от принадлежности женщины к тому или иному типу одиноких матерей, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей ребенка.

Консультации проводятся постоянно по ходу реализации программы. Женщины могут познакомиться с результатами диагностики, обсудить любые интересующие их вопросы, получить психолого-педагогические рекомендации по обсуждаемым темам.

Программа психологического сопровождения неполного материнства предназначена для матерей, воспитывающих детей начиная с младшего школьного возраста, поскольку раннее формирование эффективных навыков взаимодействия поможет устанавливать гармоничные отношения партнерства и сотрудничества в наиболее сложные периоды развития детей, например, такие как подростковый, тем более в отсутствие отца ребенка.

Для оценки эффективности разработанной программы был использован Т-критерий Вилкоксона [2] при помощи которого были сопоставлены показатели трех компонентов неполного материнства, рассчитанные до и после проведения программы.

В эксперименте участвовали 12 матерей-одиночек, воспитывающие детей в возрасте от 6 до 18 лет. Из трех компонентов неполного материнства по всем трем произошло повышение среднего уровня значений, результаты которого отражены в таблице 1.

Таблица 1

Достоверность различий показателей структуры неполного материнства до и после проведения программы психологического сопровождения

Компонент структуры материнства До проведения программы После проведения программы Т - критерий Вилкоксона

Когнитивный компонент 194 222,35 1

Эмоциональный компонент 222 233,62 63

Поведенческий компонент 51 55,75 1

Средний уровень значений повысился в когнитивном компоненте

неполного материнства. Эти изменения могут быть обусловлены расширением представлений участниц тренинга о женщине, материнстве в современном мире, в целом, и о себе, как о родителе, в частности, а также за счет увеличения степени осознанности материнских установок,

ожиданий, ценностей, отношений к материнству.

Повышение среднего уровня значений произошло и в эмоциональном компоненте неполного материнства. Увеличение может быть обусловлено возрастанием уровня эмоционально-положительного отношения матерей к себе как к родителю, к ребенку, основанные на его безусловном принятии, а не обусловленные только его достоинствами. Было пересмотрено эмоциональное отношение - гнев, страх, печаль, вина, любовь по отношению к отцу ребенка, ведь, как известно, негативное отношение женщины к отцу ребенка проецируются на самого ребенка и отношение к нему. Средний уровень значений по данному критерию увеличился также за счет

расширения представлений о материнской любви, способах ее проявления

- выражения, контроля, регулирования. Работа с личностными, субъективнопсихологическими переживаниями матери по отношению к ребенку,

которые характеризуются гаммой чувств, также отразилось на изменении уровне значений данного компонента в положительную сторону. Условия

тренинга также способствовали открытости матерей для получения нового опыта эмоциональных переживаний, как позитивного, так и негативного характера.

Повысился средний уровень значений в поведенческом компоненте неполного материнства. Повышение произошло за счет увеличения уровня осознанности ответственности, выбора стиля воспитания и уменьшения уровня стереотипизации и устойчивости материнской роли. Расширение опыта произошло за счет обмена информацией и действиями участников тренинговой группы друг с другом.

Таким образом, полученные числовые результаты свидетельствуют об изменении степени выраженности компонентов неполного материнства на 77% в соответствии с поставленными целями и задачами. Это говорит о достаточно высокой степени эффективности разработанной программы «Счастье материнства», что позволяет использовать ее в работе с матерями-одиночками, воспитывающих детей от 6 до 18 лет.

Библиографический список

1. Битянова, М.Р. Психология личностного роста: практическое пособие по проведению тренинга личностного роста психологов, педагогов, социальных работников [Текст] / М.Р.Битянова. - М.: Флинта, 1995. - 64 с.

2. Ермолаев, О.Ю. Математическая статистика для психологов [Текст] /О.Ю.Ермолаев. - М.: Флинта, 2003. - 335 с.

3. Лидерс, А.Г. Психологический тренинг с подростками [Текст] /А.Г.Лидерс.- М.: Академия, 2004. - 256 с.

4. Овчарова, Р.В. Психология родительства: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений [Текст] / Р.В.Овчарова. - М.: Академия, 2005.

5. - 368 с.

6. Рудестам, К. Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы: теория и практика [Текст] / К.Рудестам.- СПб.: Питер, 2005 - 368 с.

Bibliography

1. Bityanova, M.R. Personal Growth Psychology: Practical Manual for Training

Personal Growth Psychologists, Teachers, Social Workers [Text] / М^. Bityanova. - M.: Flinta, 1995. - 64 p.

2. 2.Ermolaev, O.Yu. Mathematical Statistics for Psychologists [Text] / O.Yu. Ermolaev. - M.: Flinta, 2003. - 335 p.

3. Leaders, A.G. Psychological Training with Teenagers [Text] / A.r. Leaders. -M.: Academy, 2004. - 256 p.

4. Ovcharova, R.V. Psychology of Parenthood: Textbook for Students of Higher Educational Institutions [Text] / R. V. Ovcharova. - M.: Academy, 2005. - 368 p.

5. Rudestam, K. Group Psychotherapy. Psycho-Correctional Groups: Theory and Practice [Text] / K. Rudestam. - SPb.: Piter, 2005. - 368 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.