УДК 796.325
ПРОГРАММА ПОДГОТОВКИ, РАЗРАБОТАННАЯ НА ОСНОВЕ ПОЭТАПНОГО КОНТРОЛЯ СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ КОМАНДЫ ДЕВОЧЕК-ВОЛЕЙБОЛИСТОК 1998 Г.Р. В СРАВНЕНИИ С КОМАНДОЙ ДЕВОЧЕК-ВОЛЕЙБОЛИСТОК 1990 Г.Р.
Нина Тадэушевна Строшкова, старший преподаватель,
Российский государственный профессионально-педагогический университет,
г. Екатеринбург
Аннотация
В статье обосновывается влияние поэтапного контроля спортивной подготовленности, определение спортивной пригодности к избранному виду спорта, своевременная коррекция тренировочной программы в соответствии с результатами периодического контроля физической, координационной и технической подготовленности на уровень спортивных достижений.
Ключевые слова: поэтапный контроль спортивной подготовленности, комплекс средств информационного обеспечения, определение предрасположенности к виду спорта.
PROGRAM OF THE PREPARATION DEVELOPED ON THE BASIS OF THE STAGE-BY-STAGE CONTROL OF SPORTS FITNESS OF A TEAM OF THE FAMALE YOUNG VOLLEBALL PLAYERS BORN IN 1998 IN COMPARISON WITH A TEAM OF THE YOUNG FEMALE VOLLEBALL PLAYER BORN IN 1990.
Nina Tadeushevna Stroshkova, the senior teacher,
Russian State Professional Pedagogical University,
Yekaterinburg
Annotation
The article justifies the influence of the stage-by-stage control of sports fitness, definition of the sports suitability to the selected kind of sports, modern correction of the training program according to the results of periodic control of physical, coordination and technical readiness to a level of athletic feats.
Keywords: stage-by-stage control of sports fitness, complex of the means of information support , definition of predisposition to a kind of sports.
В детском волейболе существует целый ряд вопросов, на которые до сих пор не получены информативные, аргументированные ответы. В первую очередь, это вопрос определения предрасположенности к виду спорта. К сожалению, сам ребенок не знает о своих способностях. Поэтому, зачастую, выбор занятий волейболом для ребенка на начальном этапе определяют его родители, не учитывая его желаний заниматься данным видом спорта, не соотнося его спортивные способности с требованиями, предъявляемыми волейболом. Кроме того, массового отбора детей в специализированные спортивные школы на занятиях физической культурой в общеобразовательных школах, как правило, не проводится. По этой причине большое количество спортивно одаренных детей не попадает в поле зрения детских тренеров.
Отсутствие системы последовательных организационно-методических мероприятий в детских спортивных школах по волейболу также негативным образом влияет на стабильность групп, как начальной подготовки, так и учебно-тренировочных групп. Внимание тренера при отборе, как правило, направлено на ярко выраженные уже на сегодняшний день способности, в то время как у многих детей в силу определенных условий, эти способности могут проявиться позднее. Наконец, сами тренировочные занятия проводятся по устаревшим программам подготовки без учета способностей набранного контингента юных спортсменов. Проводимые тестирования зачастую носят эпизодический, бессистемный характер, что не позволяет в полном объеме проанализировать результаты, отследить положительную или отрицательную динамику прироста показателей, и, вследствие этого, тренировочный процесс не корректиру-
SS
ется, а значит ожидание высоких спортивных достижений в ряде случаев невозможно [1,2].
После проведенных исследований группы девочек-волейболисток 1990 года рождения с целью обоснования эффективности этапного контроля за физической и технической подготовленностью нами был создан комплекс средств информационного обеспечения:
- компьютерная программа «Учет и анализ спортивных достижений у детей «УББ - спорт»;
- разработан «Паспорт юного спортсмена», включающий в себя резюме по предрасположенности к избранному виду спорта [3].
Данный комплекс средств информационного обеспечения позволил нам при следующем наборе девочек-волейболисток в группу начальной подготовки 1998 года рождения, определить степень предрасположенности к избранному виду спорта и динамику показателей уровня развития физических качеств и координационных способностей и используя программу тренировки, созданную для группы девочек 1990 года рождения, улучшить и стабилизировать показатели набранной группы девочек.
Анализ показателей уровня физической и координационной подготовленности при первичном тестировании детей в группе девочек-волейболисток 1990 и 1998 года рождения представленный в таблице 1 показывает, что показатели группы девочек 1998 года были значительно ниже, чем у девочек 1990 года рождения.
Таблица 1
Показатели уровня физической и координационной подготовленности при первичном тестировании групп девочек 1990 и 1998 г.г. рождения в семь л
ет (в баллах)
бег 30м челночный бег 3х10м прыжок в длину прыжок в высоту метание набивного мяча 1 кг ИПК
НП-1 (1990) 4 5 4,7 4,7 3,6 4,7
НП-1 (1998) 2,7 2,1 2,6 3,3 3,6 4,2
Внесение своевременных коррективов в тренировочную программу на основании результатов тестирования, позволили улучшить и стабилизировать уровень подготовленности в группе девочек 1998 г.р.
В результате динамика роста показателей уровня развития физических качеств и координационных способностей за 4 года в группе девочек-волейболисток 1998 г.р. была выше динамики в группе 1990 г.р. (Табл.2). Высокая динамика прироста показателей говорит о спортивной одаренности и учет этого показателя в дальнейшем скажется на стабильности достижений в спорте.
Таблица 2
Показатели уровня физической подготовленности в возрасте 8 и 10 лет групп де-
вочек 1990 и 1998 г.г. ^ (в баллах)
бег 30м челночный бег 3х10м прыжок в длину прыжок в высоту метание набивного мяча 1 кг ИПК
Возраст 10 лет
НП-2 (1990) 4,8 5 4,6 4,6 3,8 4,9
НП-2 (1998) 4,2 3,8 4 4 4,2 4,6
Возраст 10 лет
НП-3 (1990) 4,9 5 4,8 4,9 4,6 4,8
НП-3 (1998) 4,8 4,9 4,6 5 4 4,8
Анализ предрасположенности к видам спорта группы девочек 1998 года рождения к видам спорта, представленный в таблице 3 показывает, что показатели в группе девочек-волейболисток 1990 года рождения по сравнению с оценочными показателями группы девочек 1998 года рождения несколько отличаются. Такая картина связана
с тем, что начальный уровень физической и координационной подготовленности у девочек 1998 года был значительно ниже, но своевременное внесение изменений в подготовку детей, позволили к девятилетнему возрасту несколько выровнять ситуацию.
Таблица 3
Оценка предрасположенности к видам спорта групп девочек ______________1990 и 1998 года рождения (в %)_______________________
в/б л/а в/б л/а в/б л/а в/б л/а в/б л/а в/б л/а в/б л/а в/б л/а
1990 год рождения 1998 год рождения
высокая 33 42 42 33 42 8 33 8 33 48 33 33 42 12 33 25
средняя 50 58 33 58 25 67 42 50 42 33 50 42 33 58 42 33
низкая 17 0 25 9 33 25 25 42 25 19 17 25 25 30 25 42
Оценка предрасположенности помогает тренеру не только своевременно переориентировать девочку для занятий другим видом спорта, а, в первую очередь, индивидуализировать предлагаемые средства тренировки на каждом этапе отбора, подобрать именно те виды упражнений, которые значительно повысят уровень подготовленности конкретной волейболистки. К примеру, одна девочка предрасположена к бегу на короткие дистанции, а две другие - к прыжкам в высоту. Соответственно, первой девочке для повышения аэробных способностей необходимо увеличить количество беговых упражнений на средние дистанции (1000-1500 м), кроме того, дополнительно ввести упражнения для улучшения прыгучести. Двум другим девочкам предлагаются различные беговые упражнения. Конечно, подход должен быть сугубо индивидуальным, с учетом особенностей каждой юной волейболистки.
Высокая предрасположенность к волейболу в девятилетнем возрасте была одинаковой у обеих групп девочек и составляла 42%. Средний уровень у девочек 1998 года рождения был даже выше на 8%, в тоже время предрасположенность к легкой атлетике в группе девочек 1998 года была на 4% выше, что объясняется, на наш взгляд возросшими показателями в беге на 30м и челночном беге.
В десятилетнем возрасте показатели предрасположенности стали одинаковыми, так как показатели уровня физической и координационной подготовленности выровнялись.
Исследования уровня физической и координационной подготовленности были необходимы с целью формирования двигательного навыка юных волейболисток при овладении техническими приемами. Волейбол относится к сложно-координационным видам спорта и поэтому, чем выше уровень физической и координационной подготовленности юного спортсмена, тем он быстрее и более качественно овладеет техникой игры [4].
Комплекс мер, предложенный в нашей работе, таких как: определение предрасположенности к виду спорта, полугодичная периодичность проведения тестирования всех видов подготовленности и соответствующее корректирование тренировочной программы, несомненно, повышает уровень подготовленности юных волейболисток, что в дальнейшем положительно сказывается на стабильности выступления команды на соревнованиях различного уровня [5].
Таким образом, в результате опытно-экспериментальной работы было установлено, что своевременное определение спортивной пригодности к избранному виду спорта, периодический контроль уровня физической, координационной, технической и тактической подготовленности со своевременным внесением корректировок в учебнотренировочный процесс оказывает определяющее влияние на достижение высоких спортивных результатов.
Использование компьютерной программы «Учет и анализ спортивных достижений у детей «УББ^роЛ» позволяет детскому тренеру на этапах спортивного отбора и в спортивной подготовке эффективно определять степень предрасположенности к избранному виду спорта, вовремя рекомендовать ребенку сменить вид спорта для полноценного раскрытия его способностей. Также своевременно вносить изменения в
стандартную программу тренировки с учетом индивидуальных способностей ребенка и возможностями его организма.
ЛИТЕРАТУРА
1. Строшкова, Н.Т. Комплексный подход к проблематике первичного спортивного отбора детей // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2009. - № 12.
- С. 104-108.
2. Строшкова, Н.Т. Влияние стабильности групп начальной спортивной подготовки на эффективность системы отбора юных спортсменов // Сборник тезисов IX Всероссийский форум молодых учёных и студентов «Конкурентоспособность территорий и предприятий во взаимозависимом мире». - Екатеринбург, 2006. - С. 271 - 273.
3. Строшкова, Н.Т. Учет и анализ спортивных достижений у детей «VDB -спорт» : свидетельство о государственной регистрации программы для ЭВМ № 2009615530 от 05.10.2009 г.
4. Строшкова, Н.Т. Высокий уровень физической подготовленности - первая ступень на пути к успеху в спорте // Материалы IV научно-практической конференции «Валеопедагогические аспекты здоровьеформирования в общеобразовательных учреждениях : состояние, проблемы, перспективы» : сб. тез. - Екатеринбург, 2009. - С. 168-170.
5. Строшкова, Н.Т. Отбор юных волейболисток на основе поэтапного контроля видов подготовленности // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2010. -№ 6. - С. 83-86.
Контактная информация: [email protected]
УДК 796.071; 796.072 ИННОВАЦИОННАЯ СИСТЕМА ПОДГОТОВКИ СПОРТИВНОГО РЕЗЕРВА В УЧИЛИЩАХ ОЛИМПИЙСКОГО РЕЗЕРВА
Амалбек Казыбаевич Тшанов, кандидат технических наук, директор, Колледж спорта Республики Казахстан, г. Алматы,
Гарри Захарович Карнаухов, доктор педагогических наук, профессор, председатель совета директоров,
Государственное училище (техникум) олимпийского резерва,
г. Самара
Аннотация
В статье рассмотрены актуальные проблеме в системе подготовки спортивного резерва на базе училищ олимпийского резерва. Сформулированы основные направления их деятельности.
Ключевые слова: училище олимпийского резерва, система подготовки.
INNOVATIVE SYSTEM OF TRAINING OF THE SPORTS RESERVE IN SCHOOLS OF THE OLYMPIC RESERVE
Amalbek Kazybaevich Tshanov, the candidate of technical science, director,
College of Sports of Republic Kazakhstan,
Almaty,
Harry Zaharovich Karnauhov, the doctor of pedagogical science, professor, chairman of the Board of directors,
The state School (Technical School) of the Olympic Reserve
Samara
Annotation
The article considers the actual problems in system of training of sports reserve on the basis of