- известия вгпу. пе
Ю.В. КУТЛЫЕВ (Саратов)
интеграция гуманитарных и профессиональных знаний курсантов внутренних войск мвд россии на занятиях по правовой информатике
Представлена технология интеграции гуманитарных и профессиональных знаний в процессе реализации профессиональной образовательной программы по специальности 40.05.01 - «Правовое обеспечение национальной безопасности».
Ключевые слова: внутренние войска МВД России, национальная безопасность, профессиональная деятельность, информационные технологии, правовая статистика.
Предлагаемая работа посвящена педагогическим технологиям, применение которых в условиях интеграции междисциплинарных знаний является наиболее эффективным на пути достижения главной цели образовательной программы по специальности 40.05.01 - «Правовое обеспечение национальной безопасности» - сформировать у курсантов внутренних войск МВД России общекультурные, профессиональные и военно-профессиональные компетенции.
Особое внимание в статье уделено технологиям, позволяющим развивать у курсантов внутренних войск общекультурные и профессиональные компетенции в органическом единстве, которое может быть достигнуто, в частности, введением в учебный процесс военного вуза интегрированных курсов, включающих предметное содержание разных образовательных циклов.
Под междисциплинарной интеграцией понимают, прежде всего, такой процесс интеграции знаний, результатом которого является приобретение нового качества в самом широком смысле. В настоящей работе, наряду с традиционным пониманием, мы вкладываем новый смысл в понятие междисциплинарной интеграции, а именно мы рассматриваем междисциплинарную интеграцию как педагогическую технологию со всеми присущими педагогическим технологиям атрибутами. Междисциплинарная интеграция как педагогиче-
гогические науки -
ская технология обладает такими характерными чертами, как предварительное проектирование учебно-воспитательного процесса; определение структуры и содержания деятельности педагога и учебно-познавательной деятельности учащегося, определение целей обучения, гармоничное взаимодействие всех элементов педагогической системы и т. д. Таким образом, междисциплинарная интеграция как педагогическая технология обозначает организацию процесса обучения, предусматривающую определенную систему действий и взаимодействия всех его элементов, при которой внимание педагогов и учащихся сосредоточивается на изучении тех составляющих учебных дисциплин, которые в своем единстве образуют качественно новое знание.
образовательная программа специальности 40.05.01 - «Правовое обеспечение национальной безопасности», реализуемая в Саратовском институте внутренних войск МВд россии, включает в себя, в частности, гуманитарный, социально-экономический, информационно-правовой и профессиональный циклы. В базовую часть гуманитарного и социально-экономического циклов входят иностранный язык, логика, русский язык в деловой документации и культура речи, профессиональная этика и служебный этикет, а также другие традиционные для указанных циклов дисциплины. В вариативную часть в разных вузах МВд россии добавляются военная педагогика, военная психология, военная история и история внутренних войск, организация морально психологического обеспечения и другие дисциплины. Информационно-правовой цикл включает в качестве базовых дисциплин информатику и информационные технологии в профессиональной деятельности. Вариативная часть цикла может включать математические методы в профессиональной деятельности, правовую статистику и некоторые другие дисциплины, выполняющие связующую роль между первыми двумя циклами и профессиональным циклом, традиционно включающим в себя теорию государства и права, историю государства и права зарубежных стран, историю государства и права России, конституционное, гражданское, гражданское процессуальное, административное, трудовое и уголовное право и еще целый ряд дисциплин, среди которых особый интерес в контексте настоящей работы представляют криминалистика и криминология.
О Кутлыев Ю.В., 2016
- дидактика общего и проф
По нашему мнению, результативность междисциплинарной интеграции знаний как педагогической технологии может быть достигнута на пути включения в вариативную часть профессионального цикла дисциплины «Правовая информатика». Грамотное проектирование интегрированного курса «Правовая информатика» позволит в процессе изучения курсантами информационных процессов, информационных технологий и информационных систем в правовой сфере на основе исследования правовых особенностей изучаемых объектов, явлений и процессов эффективно войти в область своей будущей профессиональной деятельности, включающей разработку и реализацию правовых норм, правовое обеспечение национальной безопасности, обеспечение законности и правопорядка, юридическое образование и правовое воспитание, управление подразделениями внутренних войск.
Такие объекты профессиональной деятельности будущих офицеров внутренних войск МВД России, как события и действия, имеющие юридическое значение, общественные отношения в сфере реализации правовых норм, правового обеспечения и национальной безопасности, обеспечение законности и правопорядка, вполне могут быть классифицированы как определенного свойства информационные процессы в правовой системе. Цель изучения информационных процессов в правовой системе определяется, с одной стороны, необходимостью эффективной организации изучаемых процессов во всех видах будущей профессиональной деятельности курсантов, с другой стороны, выявлением их особенностей, учет которых необходим для грамотного правового регулирования тех общественных отношений, к возникновению которых приводят рассматриваемые информационные процессы.
Изучение курсантами правовой информатики позволит им ознакомиться с некоторыми из родственных информатике дисциплин, в число которых входит, например, кибернетика - наука о закономерностях управления сложными динамическими системами, включающими технические системы, живые организмы и социальные сообщества. Нам представляется важным продемонстрировать связи разных разделов правовой информатики с видами и задачами будущей профессиональной деятельности курсантов. Изучение основ кибернетики поможет будущим офицерам в усвоении основных принципов правотворче-
сионального образования -
ской, правоприменительной и, что особенно важно, организационно-управленческой деятельности.
разработка нормативных правовых актов, обоснование и принятие в пределах должностных обязанностей решений, организация работы малых коллективов и групп исполнителей в процессе решения конкретных профессиональных задач, проведение научных исследований в соответствии с профилем профессиональной деятельности - все это составляет то многообразие задач, эффективность решения которых возрастает в той мере, в какой может быть задействована правовая кибернетика -наука, изучающая закономерности, условия и особенности использования математических методов и технических средств в целях оптимизации и повышения эффективности управленческих процессов при решении конкретных правовых задач.
Остановимся более подробно на тех общекультурных и профессиональных компетенциях, формирование которых может быть осуществлено в рамках правовой информатики. на развитие способности к логическому мышлению, анализу, систематизации, обобщению, критическому осмыслению, постановке исследовательских задач и выбору путей их решения, а также способности креативно мыслить и решать профессиональные задачи, проявлять инициативу, в том числе в ситуациях риска, принимать оптимальные организационно-управленческие решения в повседневной деятельности и нестандартных ситуациях направлено изучение таких разделов информатики, как математическая и деонтическая логика. Знание логики помогает анализировать свои возможности, самосовершенствоваться, адаптироваться к меняющимся условиям профессиональной деятельности и социокультурным условиям, приобретать новые знания и умения, повышать свой интеллектуальный и общекультурный уровень, развивать социальные и профессиональные компетенции, изменять вид и характер своей профессиональной деятельности.
В математической логике разрабатываются методы, использующиеся для анализа различных процессов, в том числе и информационных, с помощью специализированных компьютерных программ. деонтическая логика используется для моделирования логической структуры правовой нормы. Моделирование и анализ правовых норм проводятся на основе формализации языка права с привлечением
известия вгпу. педагогические науки
экспертных систем. Изучение деонтической логики развивает способность анализировать правоотношения, являющиеся объектами профессиональной деятельности, юридически правильно квалифицировать факты, события и обстоятельства. Правильное оформление юридических и служебных документов, квалифицированное применение нормативных правовых актов в конкретных сферах юридической деятельности также являются предметом изучения деонтической логики.
для решения профессиональных задач в современных условиях офицеру внутренних войск МВд россии требуется владение современными информационными технологиями -справочными правовыми и юридическими экспертными системами, современными программными и техническими средствами защиты информации. В условиях активно формирующегося информационного законодательства будущим офицерам МВд россии предстоит осуществление правового регулирования новых общественных отношений, складывающихся по поводу таких объектов, как «информационные ресурсы», «информационные системы», «информационные технологии», «компьютерные сети». для эффективного правового регулирования необходимо четкое понимание существа данных информационных объектов, их особенностей и принципов функционирования, всего того, что уже построено и обосновано в теории информатики и правовой информатике. С этой точки зрения правовая информатика для курсанта внутренних войск МВд - это источник знаний, необходимых ему для решения профессиональных задач.
Информатика дает в руки будущему офицеру системно-информационный метод исследования. Правовые явления, по сути, являются информационными системами, т. е. системами, основанными на процессах создания, хранения, распространения и обработки информации.
результаты фундаментального исследования, выполненного на стыке теории права и информатики, приведены в учебнике [6]. В работах [1; 2] представлена модель междисциплинарной интеграции логики с математическими и естественнонаучными, общепрофессиональными, специальными дисциплинами профессиональной подготовки будущих информатиков-юристов. Продемонстрированы конкретные технологии интеграции гуманитарных и профессиональных знаний курсантов внутренних войск МВд россии.
В рамках проектирования дисциплины «Правовая информатика» осуществляется интеграция трех циклов дисциплин: цикл гуманитарных и социальных дисциплин представлен логикой, информационно-правовой цикл -информатикой и информационными технологиями в профессиональной деятельности и, наконец, профессиональный цикл - целым рядом правовых дисциплин. Интеграция гуманитарного и профессионального знания представляет по существу объединение логики, информационных технологий и правовых дисциплин. По нашему мнению, проблема интеграции указанных дисциплин является на сегодняшний день чрезвычайно важной. В период обострения международных отношений, когда руководство страны неуклонно следует по пути укрепления суверенитета российской Федерации, возникает необходимость воспитания офицеров внутренних войск МВд россии, готовых к выполнению своего долга в условиях сложной информационной реальности. Именно интеграция гуманитарного и профессионального знания в образовательном процессе поможет будущему офицеру, опираясь на информационную поддержку, принимать в сложной обстановке верные и взвешенные решения.
Проведенное автором исследование позволяет сделать вывод, что введение дисциплины «Правовая информатика» в учебный план специальности 40.05.01 - «Правовое обеспечение национальной безопасности», реализуемой в Саратовском институте внутренних войск МВд россии, является важным условием решения задач интеграции и оптимизации учебно-познавательной деятельности обучающихся.
список литературы
1. Букушева А.В. Профессионально-ориентированная система логической подготовки информатика-юриста // Вестник Саратовского госагроу-ниверситета им. Н.И. Вавилова. 2006. № 4. Вып. 2. С. 90-91.
2. Букушева А.В., Игошин В.И. К вопросу о логической подготовке будущего информатика-юриста // Вестник Саратовского госагроунивер-ситета им. Н.И. Вавилова. 2006. № 6. Вып. 3. С. 61-65.
3. Варенцов М.А., Гупалов М.М. Актуальные вопросы подготовки к реализации компетент-ностного подхода в военных вузах внутренних войск МВД России // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2011. № 2 (50). С. 192-196.
дидактика общего и профессионального образования
4. Варенцов М.А., Стародубцев М.П. Интеграция междисциплинарных знаний как основа развития компетенций курсантов военных вузов внутренних войск МВД России // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2014. № 5 (111). С. 175-179.
5. Варенцов М.А. Развитие профессиональных компетенций курсантов военных вузов посредством интеграции междисциплинарных знаний // ученые записки университета им. П.Ф. лесгафта. 2014. № 7 (113). С. 38-43.
6. Гаврилов О.А. Курс правовой информатики:
учебник для вузов. М.: Изд-во НОРМА, 2002. * * *
1. Bukusheva A.V. Professionarno-orientiro-vannaja sistema logicheskoj podgotovki informatika-jurista // Vestnik Saratovskogo gosagrouniversiteta im. N.I. Vavilova. 2006. № 4. Vyp. 2. S. 90-91.
2. Bukusheva A.V., Igoshin V.I. K voprosu o logicheskoj podgotovke budushhego informatika-jurista // Vestnik Saratovskogo gosagrouniversiteta im. N.I. Vavilova. 2006. № 6. Vyp. 3. S. 61-65.
3. Varencov M.A., Gupalov M.M. Aktual'nye voprosy podgotovki k realizacii kompetentnostnogo podhoda v voennyh vuzah vnutrennih vojsk MVD Rossii // Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta MVD Rossii. 2011. № 2 (50). S. 192-196.
4. Varencov M.A., Starodubcev M.P. Integracija mezhdisciplinarnyh znanij kak osnova razvitija kompetencij kursantov voennyh vuzov vnutrennih vojsk MVD Rossii // Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta. 2014. № 5 (111). S. 175-179.
5. Varencov M.A. Razvitie professional'nyh kompetencij kursantov voennyh vuzov posredstvom integracii mezhdisciplinarnyh znanij // uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta. 2014. № 7 (113). S. 3843.
6. Gavrilov O.A. Kurs pravovoj informatiki: uchebnik dlja vuzov. M.: Izd-vo NORMA, 2002.
Integration of classical and vocational knowledge of internal troops cadets of the Russian Ministry of Internal Affairs at the classes of law informatics
The article deals with the technology of integration of classical and vocational knowledge in the course of implementation of the vocational educational programme 40.05.01 - Legal national security.
Key words: Internal Troops, Russian Ministry of Internal Affairs, national security, vocational work, information technologies, law statistics.
(Статья поступила в редакцию 15.06.2016)
О Днепров С.А., Телепова Т.П., 2016
с.а. днепров, т.п. телепова
(Екатеринбург)
особенности синхронного контроля алгоритмизации самостоятельной работы будущих педагогов профессионального обучения
Рассматриваются возможности применения синхронного вида педагогического контроля в развитии умений алгоритмизации самостоятельной работы студентов. В сравнении с традиционными видами контроля подробно анализируются сущность, структура, характеристики и алгоритм этого вида. Детально раскрывается механизм формирования умений алгоритмизации самостоятельной работы в процессе реализации самоконтроля учебно-профессиональной деятельности. Обосновывается необходимость автоматизации функций синхронного контроля.
Ключевые слова: алгоритмизация, самостоятельная работа, синхронный контроль, непрерывность, алгоритм самоконтроля, автоматизация.
В современных условиях развития производства и экономики в целом возрастают алго-ритмичность различных видов производственной деятельности и их направленность на достижение заранее заданных промежуточных и конечных целей. Однако значительное число видов деятельности недостаточно формализовано. Это может привести к существенному снижению качества товаров и услуг. Соответственно растет востребованность в специалистах с высоким уровнем алгоритмической готовности, способных самостоятельно осваивать новые технологии и алгоритмизировать имеющиеся, анализируя и выделяя их процедурные составляющие. Поэтому будущие педагоги профессионального обучения должны быть способны сформировать это профессиональное качество у студентов колледжей.
В профессионально-педагогическом образовании алгоритмическую готовность студентов можно развить в процессе формирования знаний и умений, которым надо придать процедурный и, следовательно, алгоритмический характер. Это технологический вид знаний, включающий сведения о точной последовательности процессов и действий. Они осваиваются при изучении дисциплин техниче-