14. Surmach, B. (1991). Socio-aesthetic features of the Soviet cinema of the late 80-ies. Author's abstract. ... dis. Ph.D. Moscow. http://cheloveknauka.com/sotsialno-esteticheskie-osobennosti-sovetskogo-kinematografa-kontsa-80-h-godov#ixzz4qt9NgkzC.(In Russian).
15. Zharikova, V. (2015). The thematic-genre structure of the youth film (on the example of American and Russian cinema of the 1930s-1980s). PhD. Dis. Moscow: http://www.vgik.info/upload/science/aspirantura/avtoref-erat Zharikova.pdf (In Russian).
УДК 373.24
ББК 74.58:73
Челышева Ирина Викториновна
Кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой социокультурного развития личности, Таганрогского института имени А. П. Чехова (филиала) РГЭУ (РИНХ). Таганрог, Россия.
Мурюкина Елена Валентиновна
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и методики физической культуры и спорта Донского государственного технического университета. Ростов-на-Дону, Россия.
Мирошниченко Дмитрий Валентинович
Начальник управления продаж АО «Нарзан» по южному региону. Ростов-на-Дону, Россия.
ПРОГРАММА МЕДИАКРУЖКА ДЛЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
В статье мы рассмотрели целесообразность занятий медиаобразовательного кружка со старшими дошкольниками на материале мультфильмов, предложили тематический план ме-диаобразовательных занятий. Эффективным в этом возрасте будет использование игровых технологий. Они позволяют ребенку развивать творческое мышление, критическое отношение к информации. Мы выделили педагогические условия: благоприятный микроклимат; учет общих компетенций и возрастных особенностей детей старшего дошкольного возраста.
Ключевые слова: старшие дошкольники, медиакружок, игровые технологии, творчество, мультфильмы.
I. V. Chelysheva
Taganrog, Russia
E. V. Muryukina,
Rostov-on-Don, Russia
D. V. Miroshnichenko
Rostov-on-Don, Russia
CURRICULUM OF MEDIA TRAINING FOR SENIOR PRESCHOOLERS
The article deals with the desirability of classes in the media educational society with the senior preschoolers on the material of cartoons. It gives a thematic plan of media educational classes. The gaming technology is considered to be effective at this age. It allows a child to develop creative thinking, critical attitude to the information. The article identifies pedagogical conditions: favorable microclimate; the considering general competencies and the age characteristics of children.
Keywords: senior preschoolers, media educational society, gaming technology, art, cartoons.
При разработке программы медиаобразовательных занятий для дошкольников мы опирались на возрастные особенности данного возраста, изложенные в работах Л. И. Божович, Д. Б. Эльконина, Л. С. Выготского и др.; выводы педагогов и психологов Д. Б. Богоявленского, В. В. Зеньковского, М. В. Соколовой и др.; труды медиапедагогов А. Ю. Дейкиной, А. А. Немирич, О. В. Печинкиной, А. В. Федорова и др.
К положительным моментам проведения занятий медиаобразовательного кружка со старшими дошкольниками можно отнести:
• отсутствие традиционной оценочной системы;
• использование разнообразных медиаобразовательных методик;
• общение на занятиях носит форму диалога;
• план занятия медиакружка легко изменить в соответствии с необходимостью;
• создание благоприятной атмосферы на медиаобразовательных занятиях помогает узнать себя, своих одногруппников, что служит предпосылкой к сплочению детского коллектива, с одной стороны, и развитию индивидуальности, творческих способностей старших дошкольников, с другой.
Также в основу выбора формы проведения медиаобразовательных занятий мы заложили мнение психологов о том, что детское творчество гораздо полнее и ярче проявляется в кружках или в сфере досуга, где оно может реализовываться в процессе игровой деятельности. Беря во внимание эти выводы, на наш взгляд, целесообразно организовать медиаобразова-тельные занятия в форме кружка для детей старшего дошкольного возраста.
Цель программы: развитие медиакультуры старших дошкольников в процессе проведения занятий кружка на материале детских медиатекстов.
Важно определить методы, при помощи которых достигается цель медиаобразовательных занятий. Среди них мы выделяем:
- игровые;
- наглядные (просмотр мультфильмов);
- словесные (рассказы, беседы, диалог, обсуждения и пр.);
- исследовательские (изучение основ медиакультуры, выявление характеристик, определенных закономерностей в медиатекстах в соответствии с возрастными возможностями);
- репродуктивные (создание рисунков, аппликаций и пр. в процессе занятий кружка и т. д.).
Методика медиаобразовательных занятий подразумевает игровую, креативную деятельность с дошкольниками, что, по нашему мнению, позволяет:
• выявить преимущества как индивидуальных, так и групповых, коллективных форм работы для детей;
• развивать их самостоятельность;
• стимулировать активизацию творческих способностей.
Программа медиаобразовательных занятий с дошкольниками представлена нами в табл.
Таблица 1
Тематический план медиаобразовательных занятий со старшими дошкольниками
№ Темы Часы
1 Изучение и анализ с детьми-дошкольниками элементов медиа-текста (звуков, голосов и пр.) Просмотр мультфильма «Конек-горбунок». Изучение и анализ с детьми-дошкольниками звуков, голосов, предметов, эмоционального состояния персонажей, изменений, происходящих одновременно со сменой кадров. 1
2 Игровая методика «Что за чем» (по мультфильму «Конек-горбунок») Дети должны расположить картинки в определенной последовательности (в соответствии с развитием конкретного сюжета). 1
3 Игра «Старая сказка на новый лад» Инсценирование известной сказки «Золушка» 1
4 Игровое задание «Опиши героя фильма» Ребята должны описать характер, нравственные качества известных героев мультипликационных фильмов (по выбору дошкольников). 1
5 Игра «Рисуем сказку» На занятии детям предлагается изобразить героев мультфильма. 1
6 Выразительные средства экрана Знакомство дошкольников с выразительными средствами, используемыми в медиатекстах (цвет, музыка, кадр, движение и т. д.). 1
7 Детская литература на примере стихотворения С. Я. Маршака «Человек рассеянный с улицы Бассейной» Разыгрывание сценки из мультипликационной экранизации известного детского стихотворения С. Я. Маршака «Человек рассеянный с улицы Бассейной». 1
8 Игра-драматизация по мотивам мультфильма «Волшебник Изумрудного города». Организация и проведение игры-драматизации по мотивам мультфильма «Волшебник Изумрудного города». 1
10 Характеристика главных героев Ребятам предлагается охарактеризовать главных героев, аргументировать свою точку зрения. 1
11 Игровое задание «Что мы увидели в кадре?» Детям предлагается посмотреть по-новому на игровую комнату: «Представьте, что вместе с вами в «окошечко» смотрят зрители. Показывайте им то, что вам больше всего нравится вокруг вас, и расскажите об этом». 1
12 Изучение сюжетной линии Детям нужно разложить картинки (заранее подготовленные) по порядку, так, чтобы получилась сказка. 1
13 Викторина «Знатоки мультфильмов» Проведение викторины «Знатоки мультфильмов». 1
Отечественными медиапедагогами доказано, что самые эффективные методические методы и приёмы медиаобразования детей дошкольного возраста основаны с использованием игровых технологий. Неслучайно в медиаобразовательной работе активно используются игры-импровизации, ролевые, театрализованные, сюжетно-ролевые и другие виды деятельности на материале медиа. В процессе работы над комплексом творческих и игровых заданий, включающих элементы теории медиа и анализа медиатекстов, вполне успешно решаются основные задачи медиаобразования детей-дошкольников.
А. Ю. Дейкиной [Дейкина, 2010], И. В. Челышевой [Челышева, 2008] разработан ряд ме-диаобразовательных занятий, актуальных для старших дошкольников. Так, их увлекает создание собственных медиатекстов на свободные или заданные темы. Такая деятельность предполагает разыгрывание сценок из известных сказок и стихов, небольшие устные рассказы. Для устранения возможных трудностей у дошкольников можно предложить задания, используя принцип «рассказа по кругу». Такая методика опирается на то, что ребята очень любят рассказывать разные истории, часто придумывая собственные концовки для них. Такой приём активно используется и в процессе медиаобразования.
На занятиях медиаобразовательного кружка можно использовать игры-драматизации, к особенностям которых относится отсутствие каких-то внешних атрибутов. «Все предметы и события игрового сюжета могут быть воображаемыми или замещаются предметами обычного окружения. В сюжет игры-драматизации включаются творческие идеи и предложения самих участников. Например, к играм данного типа на материале медиа относятся рассказы «от первого лица», инсценировки эпизодов медиатекста, театрализованные этюды и т. д.» [Челышева, 2008, с. 71]. Их апробация показала, что такие задания не вызывают особой трудности у детей, поскольку в процессе игры они достаточно легко входят в роли «родителей и детей», «продавцов и покупателей» и т. д.
Играя присвоенную роль, ребенок «вживается» в нее, например, в образ весёлого, сильного, хитрого или храброго персонажа. Такое свойство дошкольников помогает им лучше проникнуть в суть медиатекста, приблизившись к замыслу автора. Ребенок на занятиях ме-диаобразовательного кружка получает возможность проявить и реализовать свои творческие
способности, активизировать воображение, фантазию, развивает социальные умения, учится управлению в разных ситуациях.
Большое значение медиапедагоги уделяют реализации игровых форм работы с дошкольниками на материале медиа, в которых присутствуют развивающие элементы. Например, могут использоваться игры, развивающие внимание с использованием медиатекстов, разнообразные как по форме, так и по характеру. Так, после просмотра мультипликационного фильма рекомендуется обращать внимание детей на голоса, звуки, эмоциональное состояние персонажей, предметы, изменения, происходящие одновременно со сменой кадров. Воспитатель задает дошкольникам вспомогательные вопросы: «Какие звуки были слышны?», «Что нового появилось в кадре?» и т. д.
Использование игровой методики «Что за чем» на занятии медиакружка способствует развитию умений интерпретировать смысловое содержание медиатекста. Ее проведение предполагает использование заранее заготовленных иллюстраций к выбранному для занятия мультфильму. При выполнении игрового задания, дошкольники должны расположить картинки в предполагаемой сюжетом последовательности.
Игра «Старая сказка на новый лад» направлена на развитие творческого воображения, фантазии и артистических способностей детей. Основой сюжета может стать любой фильм-сказка. Задача участников заключается в инсценировке известных сказочных сюжетов, например, «Золушки», «Спящей красавицы» и т. д.
«Опиши героя фильма» - игровое задание, развивающее творческое воображение, мышление и речь ребёнка. Как правило, описывая известных героев из художественных и мультипликационных фильмов, дошкольники дают им неоднозначные оценки. Когда участниками будут выбраны персонажи для описания, можно предложить им подобрать соответствующие эпитеты, которые больше всего подходят, например, умный, добрый, глупый, весёлый, хвастливый, жадный, смешной и т. д. Далее воспитатель просит игроков рассказать о тех поступках главных героев, которые им понравились, и тех, которые не понравились, объяснив свой выбор. Есть и другие варианты этого задания: можно предложить участникам рассказать, что бы они сделали, если бы могли попасть в эту сказку, с кем бы хотели дружить,
кому хотели бы помочь. Эти воображаемые ситуации с интересом воспринимаются аудиторией, которая с удовольствием фантазирует, придумывает различные приключения, которые могли бы произойти» [Челышева, 2008, с. 59].
Цель «медиаобразовательного занятия «Выразительные средства экрана» - познакомить дошкольников с выразительными средствами, которые используются в медиатекстах (музыка, кадр, цвет, движение и т. д.). Для этого упражнения необходимо подготовить видеофрагменты из мультипликационных фильмов, а также «стоп-кадры». Сначала участники знакомятся со «стоп-кадрами» из фильма, а затем - с видеофрагментом» [Мурюкина, 2007, с. 128]. Сравнение кадров и видеофрагментов позволяет дошкольникам прийти к выводу, что в мультфильме, в отличие от кадров, существует движение. Жесты и движения не только отличительная черта экранных искусств, но и средство создания экранного образа героев.
Занятие, предполагающее просмотр мультфильма «Как львёнок и черепаха пели песню», несет в себе задание охарактеризовать главных персонажей. Дети-дошкольники отмечают, что черепаха - неторопливая, медлительная, спокойная, Львёнок же, наоборот, быстр и тороплив. Итогом этого занятия станет не только изучение движения в кадре, но и пополнение словарного запаса, внимание к особенностям поведения животных.
Игровое задание «Что мы увидели в кадре?» развивает внимание, наблюдательность, фантазию и медиавосприятие. При подготовке к игре воспитатель заготавливает «кадры» из небольших листов плотной бумаги, вырезав в них «окошечки» по типу рамки. Далее детям предлагается посмотреть на игровую комнату через эти окошечки (они являются аналогом объектива видеокамеры): «Представьте, что вместе с вами в «окошечко» смотрят зрители. Покажите им то, что вам больше всего нравится, дополните картинку рассказом». При выполнении этого задания дошкольники находят много интересного в, казалось бы, привычной для них обстановке.
Интересным для дошкольников будет медиаобразовательное занятие по мультфильму «Снегурочка». Перед началом игры воспитатель предлагает ребятам представить ситуацию: «Стали старик со старухой вспоминать, что же произошло с ними и с их внучкой Снегурочкой. Вдруг налетел ветер и всё перепутал. Ребята, нам нужно разложить картинки по порядку,
так, чтобы получилась сказка». При выполнении этого задания дети должны восстановить фабулу, пересказывая коллективно сказку и вспоминая наиболее запомнившиеся эпизоды.
Мы считаем, что игровые задания и упражнения на материале медиатекстов могут быть включены в викторину или конкурсную программу. «Например, в группе можно провести конкурс «Самый наблюдательный». Этот конкурс включает в себя демонстрацию фрагментов из мультипликационных фильмов. Показ фрагмента длится определённое количество времени, после чего конкурсантам задается вопрос: «Какого цвета были ботинки у главного героя?» или «Сколько раз за это время в кадре появился тот или иной персонаж?» и т. п. Победителем становится самый наблюдательный участник» [Челышева, 2008, с. 94].
Отметим, занятиях медиакружка направлены на активное развитие воображения и фантазии, расширение кругозора детей, позволяя им почувствовать себя творцами, исследователями. Совместный игровой творческий процесс дошкольников способствует самовыражению каждого ребенка, воспитанию их культуры общения с медиатекстами. Поэтому вне зависимости от игровых приёмов, форм, используемых на занятиях медиакружка, медиапеда-гогическая деятельность понимается нами как целостная система. А. Ю. Дейкина [Дейкина, 2010] справедливо считает, что замысел каждого конкретного игрового медиазанятия направлен на интересы и возрастные возможности детей, способствует развитию их творческих способностей, получению новых знаний, познавательной активности. Важными условиями использования игровых методов на занятиях с дошкольниками выступают искренняя заинтересованность педагога в общении с детьми, создание в коллективе доброжелательной обстановки.
А. Ю. Дейкина предлагает ряд медиаобразовательных заданий для дошкольников на материале детской прессы: «Пересказ по кругу»; «Лучший вопрос»; «Сказочное королевство»; «Ключевое слово»; «Кто летает?»; «Часы»; «Текст наизусть»; «Животные»; «Наблюдательность»; «Детектив»; «Испорченный телефон»; «Подарки»; «Рассказ наоборот»; «История вещи»; «Рассмешить партнера»; «Фраза по кругу»; «За что мы любим» и др.» [Дейкина, 2010, с. 37].
В процессе диалога дошкольников друг с другом можно ввести в разговорный лексикон детей термины «медиатексты», «информация» и др. Например, можно предложить детям
рассказать о своем городе и услышав, когда прозвучит примерно такая фраза: «На улице... построили новый развлекательный центр», можно сказать следующее: «Спасибо за информацию!» Скорее всего дошкольник удивиться неожиданному повороту разговора, даже испытает замешательство. Воспитатель должен разъяснить: «То, что ты сейчас сказал, - построили новый развлекательный центр для детей - на языке прессы называется информацией, то есть, новостью, которую ты узнал и захотел сообщить другому. А если эта новость напечатана, то ее еще называют заметкой...».
Итак, в статье мы рассмотрели целесообразность занятий медиаобразовательного кружка со старшими дошкольниками на материале мультипликационных фильмов, определили форму проведения занятий с дошкольниками, предложили тематический план медиаобразо-вательных занятий с дошкольниками.
Мы выяснили, что медиаобразовательные занятия с дошкольниками на материале мультипликационных фильмов будут эффективны при использовании игровых технологий. Они позволяют ребенку раскрепоститься, «примерять» на себя различные роли, развивать творческое мышление, критическое отношение к информации. Среди педагогических условий к осуществлению медиаобразовательной деятельности со старшими дошкольниками на материале аудиовизуальных медиатекстов мы выделили:
- создание благоприятного микроклимата в группе, основанного на принципах взаимного уважения, гуманизации;
- развитие и учет общих компетенций детей старшего дошкольного возраста, их готовность к участию в занятиях медиакружка;
- учет возрастных особенностей детей дошкольного возраста в медиаобразовании на материале аудиовизуальных медиатекстов.
Библиографический список
1. Дейкина А. Ю. Развитие познавательных способностей дошкольников в процессе медиаобразования: дис. канд. пед. Наук. Барнаул, 2010. 24 с.
2. Мурюкина Е. В., Челышева И. В. Развитие критического мышления студентов педагогического вуза в рамках специализации «Медиаобразование»: учеб. пособие для вузов. Таганрог: Изд-во Кучма, 2007. 162 с.
3. Челышева И. В. Медиаобразование для родителей: освоение семейной медиаграмотности. Научно-популярное издание. Таганрог: Изд-во ТТИ ЮФУ, 2008. 184 с.
Reference
1. Daykina A.Y. (2010). Cognitive Development of preschoolers in the process of media education: dis. Cand. PED. Sciences: London, 2010. 24 р. (In Russian).
2. Muryukina E.V., Chelysheva I.V. (2007). The Development of critical thinking of students of pedagogical University in the framework of the specialization «media education». Taganrog: Publishing house Kuchma, 2007. 162 р. (In Russian).
3. Chelysheva I.V. (2008). Media education for parents: the development of family media literacy. Popular scientific edition. Taganrog: Izd-vo TTI UFU, 2008. 184 p. (In Russian).
УДК 791.43
ББК 85.373(2)
Шаханская Анастасия Юрьевна
Старший преподаватель кафедры музыкального и художественного образования Ростовский государственный экономический университет», Ростов-на-Дону, Россия
СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ЭВОЛЮЦИИ ОБРАЗА ШКОЛЬНИКА В СОВЕТСКИХ И РОССИЙСКИХ МУЛЬТФИЛЬМАХ *
На примерах конкретных советских и российских мультфильмов в статье осуществлен герменевтический анализ эволюции образа школьника. В советских мультфильмах школьник в основном представал положительным персонажем, или поначалу неуспевающим, но в итоге вставшим на путь исправления. Образ главного героя и/или поучительный сюжет призывал несовершеннолетнюю аудиторию быть честным, трудолюбивым, отзывчивым, верным дружбе, добрым, образованным, воспитанным, устремленным к знаниям, то есть давался образец, на который нужно было быть похожим. Отрицательные персонажи (хулиганы, бездельники, трусы, лентяи, двоечники) в советских мультфильмах безоговорочно осуждались, но им предлагались варианты эффективного изменения в положительную сторону.
В современной мультипликации к образу школьника и школы обращаются довольно редко, несмотря на то, что развивающих и обучающих мультфильмов сегодня достаточно. В