Книжная полка
Медиаобразование: что нового в печати?
В. И. Барсуков,
Ассоциации кинообразования и медиапедагогики России
Аннотация. Статья посвящена медиаобразовательных изданий последнего времени. Ключевые слова: медиа, медиаобразование, медиаграмотность, издания.
Bookshelf
Media education: what's new in print?
V.I. Barsukov,
Russian Association for Film and Media Education,
Abstract. Article is devoted to media education publications recently. Keywords: media, media education, media literacy, publishing.
За последние годы в России резко возрасло число изданий медиаобразовательного характера. Вслед за ведущими медиапедагогами вузов все больше учителей стремится доверить бумаге или интернет-сайту свои медиаобразовательные наработки. Массовым медиаобразованием активно заинтересовались и российские журналисты. Все чаще стали защищаться диссертации по теме медиаобразования.
Вот только некоторые темы медиаобразовательных публикаций последних лет:
- история медиаобразования в СССР;
- медиаобразование в зарубежных странах;
- анализ медиатекстов на медиаобразовательных занятиях;
- интеграция медиаобразования в условиях современной школы;
- интернет: возможности, компетенции, безопасность;
- медиаграмотность дошкольника;
- медиакультура и медиаобразование в поликультурном обществе;
- медиаграмотность и детская тревожность;
- медиаобразование в условиях современной медиасреды;
- медиаобразование и медиакритика;
- медиаобразование как средство развития медиакультуры студентов;
- медиаобразование на материале рекламы;
- медиаобразование на уроке иностранного языка;
- медиаобразование студентов на материале фанастического жанра;
- медиатворчество как педагогическая категория;
- мультфильмы в образовательном процессе школы;
- основы медиакомпетентности;
- развитие медиакомпетености аудитории и др.
- региональная программа медиаобразования школьников;
- светское и теологическое медиаобразование;
- синтез медийной и информационной грамотности как новая тенденция, предложенная ЮНЕСКО;
- технологии медиаобразования в школе и вузе; Выборочный список публикаций приводится нами далее.
Литература
Бадарацкий А.В., Григорьева И.В. Анализ положительных практик организации медиаобразования на уроке иностранного языка средствами «Google Apps» // Magister Aixit. 2014. № 1. http://md.islu.ru/ru/joumal/2014-1
Баранов О.А., Пензин С.Н. Кино и школа // Искусство и образование. 2014. № 1. С.87-113. Белицкая О.В. Обоснование двуединого результата развития образовательного медиапространства ссуза // Открытое и дистанционное образование. 2014. № 1. С. 94-99. Бондаренко Е.А. Медиаобразование и медиаграмотность на современном этапе развития российского образования // Российско-американский форум образования. 2014. Т.6. № 1. Возчиков В.А., Арутюнян А.Ю., Манузина Е.Б., Немирич А.А., Коробкина Е.С. Медиаграмотность и детская тревожность. Бийск: Бия, 2014. 98 с.
Гендина Н.И. Медиаграмотность в структуре информационной культуры младших школьников // Российско-американский форум образования. 2014. Т.6. № 1. Горбаткова О.И., Федоров А.В. Теоретическая модель медиаобразования в СССР 1920-х годов // Инновации в образовании. 2013. № 06. С. 114-128.
Гудилина С.И. «Восхождение на гору» медиаобразования // Российско-американский форум образования. Т.6. № 1.
Елинер И.Г. Современная мультимедийная система и проблемы ее оптимизации // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств. 2014. № 1. С. 27-31.
Забродина И.В. Проблемы медиаобразования в начальной школе // Сборники конференций НИЦ Социосфера. 2014. № 26. С. 19-21.
Зеленова А.Е. Необходимость медиаобразования в условиях современной медиасреды // Вопросы культурологии. 2014. № 2.
Ивлева Т.В. Некоторые особенности обеспечения информационной безопасности детей в россии и Великобритании // Евразийский юридический журнал. 2014. № 1 (68). С. 139-142. Интеграция медиаобразования в условиях современной школы. Таганрог: ТГПИ, 2014. Книжникова С.В. Медианасилие: «бить или не бить?» // Народное образование. 2014. № 5. С. 193-199.
Ковалева М. Е. Анализ диссертационных исследований по медиаобразованию периода перестройки // Дистанционное и виртуальное обучение. 2014. № 06. С.59-68. Колесникова И.А. Новая грамотность и новая неграмотность двадцать первого столетия // Непрерывное образование: XXI век. 2013. № 2 (2). С. 109-122.
Куниченко О.В. Медиаграмотность дошкольника как условие его противостояния экранному насилию // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. 2014. № 2. С. 121-128.
Ле-ван Т.Н.Инновационные основы медиаобразования дошкольников в контексте модернизации российского образования // Инновационный менеджмент в дошкольном образовании. М.: МГПУ, 2014.
Левицкая А.А. Медиаобразование в Румынии: современное состояние, проблемы и перспективы // Дистанционное и виртуальное обучение. 2013. № 06. С. 82-92. Левицкая А.А. Реалити-шоу как реклама образа жизни: медиаобразовательные аспекты // Медиаобразование. 2013. № 4. С. 39-50.
Левицкая А. А. Массовое медиаобразование: венгерский опыт реализации // Инновации в образовании. 2013. № 03. С. 108-117.
Левицкая А.А. Медиаграмотность детей и подростков - приёмы и способы развития (на материале рекламы). рекомендации педагогам, родителям и социальным работникам // Народное образование. 2013. № 10. С. 233-240.
Левицкая А.А. Медиаобразование и реалити-шоу // Российско-американский форум образования. 2014. Т.6. № 1.
Левицкая А.А. Современные тенденции развития медиаобразования в США // Школьные технологии. 2010. № 6. С. 54-59.
Левицкая А.А. Способы и приёмы развития медиаграмотности детей и подростков на материале рекламы // Школьные технологии. 2013. № 3. С. 122-132.
Лисеев Р. П., Мельник Г. С. Основы творческой деятельности журналиста: ценностно-смысловое содержание практических занятий // Средства массовой информации в современном мире. СПб, 2014. С. 62-73.
Машарова Т.В., Кузьмина М.В. Региональная программа медиаобразования школьников: цели и стратегические и тактические // Народное образование. 2014. № 1. С.149-155. Медиакультура и медиаобразование в поликультурном обществе / отв. ред. Т.В. Коваленко; редкол.: И. И. Горлова и др. М.: Перо, 2014. 160 с.
Мещеряков А.С., Дмитриев Д.В. Формирование медиакомпетентности будущих учителей английского языка в процессе профессиональной подготовки // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 2. С. 254.
Михалева Г.В. Культурологическая теория медиаобразования в британском варианте //Проблемы современной науки и образования. 2014. № 1 (19). С. 88-92.
Михалева Г.В. Теория «критической автономии» Л. Мастермана - основа современного медиаобразования в Великобритании // Проблемы современной науки и образования. 2013. № 3 (17). С. 152-157.
Молчанова Т.В. Состояние проблемы формирования медиакомпетентности студентов технического вуза в теории и практике профессионального образования // Вестник Иркутского государственного технического университета. 2014. № 5 (88). С. 255-259. Мурашкина Н.А. Теоретические предпосылки развития медиаобразования в отечественной педагогической мысли (вторая половина XX века) // Sworld. 2014. Т. 14. № 1. С. 68-72. Немова О.А., Бурухина А.Ф. Мультипликационные фильмы как средство формирования семейных духовно-нравственных ценностей // Вестник Московского университета. Серия 18: Социология и политология. 2014. № 1. С. 152-173.
Новые медиа в гуманитарном образовании / Под ред. М.С. Корнева. М.: РГГУ, 2013. 223 с. Паранина Н. А. Медиаобразование как средство развития медиакультуры студентов // Педагогическое образование и наука. 2014. № 1. С.80-83.
Петрова С.В. Медиатворчество как педагогическая категория в зарубежных и отечественных исследованиях: историко-теоретический аспект // Педагогика искусства. 2014. № 1. Подлесный К.А. Модель процесса медиаобразования студентов на материале аудиовизуальных медиатекстов фантастического жанра // Дистанционное и виртуальное обучение. 2014. № 4. С. 73-79.
Подлесный К. А. Педагогический потенциал аудиовизуальных медиатекстов фантастического жанра // Инновации в образовании. 2014. № 3. С. 151-161.
Поляничко З.А. Медиаобразование в контексте информатизации школьного образования в республике Польша в условиях евроинтеграции // Технологический аудит и резервы производства. 2014. № 1. С.42-44.
Семенов В.И., Семенова Е.В. Медиатекст в современном образовательном пространстве // Человек и язык в коммуникативном пространстве: сборник научных статей. 2014. Т. 5. № 5. С. 184-190.
Солдатова Г., Зотова Е., Лебешева М., Шляпников В. Интернет: возможности, компетенции, безопасность. Методическое пособие для работников системы общего образования. М.: Центр книжной культуры «Гутенберг», 2013. 165 с.
Спирина А.В. Культура телевосприятия как средство нивелирования у дошкольников тревожности возникшей под влиянием просмотра ими телепередач со сценами насилия // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. 2014. Т. 20. № 1. С. 83-86.
Федоров А.В. Анализ западных экранных стереотипов образа Г.Распутина на занятиях в студенческой аудитории // Медиаобразование. 2013. № 3. С. 59-66.
Федоров А.В. Анализ медийных стереотипов положительного образа СССР и советских персонажей в американских фильмах 1943-1945 годов на медиаобразовательных занятиях со студентами // Инновации в образовании. 2013. № 09. С. 127-136.
Федоров А.В. Анализ творческих работ участников научной школы «Медиаобразование и медиакомпетентность» // Медиаобразование. 2010. № 3. С. 77-85.
Федоров А.В. Анализ элитарных медиатекстов на занятиях в студенческой аудитории (на примере кинематографического наследия Алена Роб-Грийе) // Научно-педагогический журнал Восточной Сибири Magister Dixit. 2013. № 3 (9). С. 197-216.
Федоров А.В. До и после «Ночного портье»: эксплуатация темы нацизма в кинематографе // Медиаобразование. 2013. № 3. С. 67-78.
Федоров А.В. Кто есть кто в российской медиапедагогике // Медиаобразование. 2006. № 1. С. 73-93.
Федоров А. В. Кто есть кто в российской медиапедагогике // Медиаобразование. 2006. № 2. С. 62-86.
Федоров А.В. Краткая история компьютерных игр в России // Медиаобразование. 2013. № 4. С. 137-148.
Федоров А.В. «Маленький школьный оркестр»: опыт герменевтического анализа медиатекста на занятиях в студенческой аудитории // Научно-педагогический журнал Восточной Сибири Magister Dixit. 2013. № 2. С. 95-104.
Федоров А. В. «Маленький школьный оркестр»: опыт герменевтического анализа медиатекста на занятиях в студенческой аудитории // Медиаобразование. 2013. № 3. С. 48-58. Федоров А.В. Медиа, медиактивность и медиаобразование // Медиаобразование. 2013. № 3. С. 111-116.
Федоров А.В. Медиаобразование и медиакритика: поиски общих векторов // Дистанционное и виртуальное обучение. 2013. № 09 (75). С. 41-49.
Федоров А. В. Модели медиаобразования: светская и теологическая // Научно-педагогический журнал Восточной Сибири Magister Dixit. 2013. № 4 (12). С. 231-247. Федоров А.В. Модель развития медиакомпетентности // PR и реклама в изменяющемся мире: региональный аспект. 2007. № 5. С. 71-79.
Фёдоров А.В. Насколько в россии необходимо медиаобразование школьников? // Школьные технологии. 2013. № 4. С. 14-17.
Федоров А. В. Нацистские игровые фильмы на русскую тему: герменевтический анализ на занятиях в вузе // Инновации в образовании. 2013. № 03. С. 155-164.
Федоров А.В. Образ России в современной западной прессе // Медиаобразование. 2013. № 4. С. 51-58.
Федоров А.В. Обладает ли современная молодежь стихийно сформированным высоким уровнем медиакомпетентности? // Медиаобразование. 2014. № 2. С. 82-88. Федоров А.В. Программа учебного курса «Технология медиаобразования в школе и вузе» // Медиаобразование. 2005. № 6. С. 78-102.
Федоров А.В. Программа учебного спецкурса для вузов «Основы медиакомпетентности» // Медиаобразование. 2008. № 2. С. 79-120.
Федоров А.В. Развитие медиакомпетентности и критического мышления студентов педагогического вуза. М.: Директ-медиа, 2014. 618 с.
Федоров А.В. Развитие теоретических концепций в украинском медиаобразовании на современном этапе (1992-2012) // Инновации в системе высшего образования материалы IV Всероссийской научно-методической конференции. НОУ ВПО «Челябинский институт экономики и права им. М. В. Ладошина»; ответственный редактор А. В. Федоров; редколлегия: С. Б. Синецкий, Г. И. Ладошина, А. Е. Сомов. 2013. С. 73-78. Федоров А.В. Российские медиапедагоги XX века: краткие творческие биографии // Медиаобразование. 2005. № 5. С. 62-74.
Федоров А.В. Светская и теологическая медиаобразовательные модели // Медиаобразование. 2012. № 5 (35). С. 54-68.
Федоров А.В. Синтез медийной и информационной грамотности как новая тенденция, предложенная ЮНЕСКО: плюсы и минусы // Дистанционное и виртуальное обучение. 2013. № 10. С. 72-79.
Федоров А.В. Словарь терминов по медиаобразованию, медиапедагогике, медиаграмотности, медиакомпетентности. М.: Директ-медиа, 2014. 62 с.
Федоров А.В. Современное медиаобразование в Германии и России (2000-2010): сравнительный анализ (окончание. начало в № 2, 2011) // Alma mater (Вестник высшей школы). 2011. № 3. С. 73-79.
Федоров А.В. Современные медиа: «громоотвод» или «стимул»? // Медиаобразование. 2013. № 4. С. 165-168.
Федоров А.В. Учебное пособие для медиапедагогов-практиков // Медиаобразование. 2013. № 3. С. 116-119.
Федоров А.В. Экологическая тема в российском игровом киноискусстве звукового периода: проблемы и тенденции. Таганрог, 2003.
Федоров А.В., Левицкая А.А., Челышева И.В., Мурюкина Е.В., Григорова Д.Е. Медиаобразование в странах Восточной Европы. М.: МОО «Информация для всех», 2014. 140 c.
Федоров А.В., Челышева И.В., Мурюкина Е.В., Горбаткова О.И., Ковалева М.Е., Князев А.А. Массовое медиаобразование в СССР и России: основные этапы / Под ред. А.В. Федорова. М.: МОО «Информация для всех», 2014. 267 c.
Федоров А. В., Ковалева М. Е. Концептуальная основа теоретической модели медиаобразования эпохи «перестройки» // Дистанционное и виртуальное обучение. 2013. № 08 (74). С. 83-92.
Фёдоров А.В., Левицкая А. А. Опыт массового медиаобразования в Венгрии: становление и тенденции развития // Школьные технологии. 2013. № 3. С. 62-74.
Федоров А.В., Мурюкина Е.В. Медиаобразование в Сербии // Дистанционное и виртуальное обучение. 2013. № 07 (73). С. 66-75.
Челышева И. В. Анализ методологических и теоретических аспектов масс-медиа, определяющих основные тенденции и перспективы эстетически ориентированного медиаобразования в России // Crede Experto. 2014. № 1. http://ce.ipkro-38.ru/issue1/ Челышева И. В. Трансформация развития эстетической концепции в российском медиаобразовании (1960-2011). Таганрог: Изд-во Таганрог. ин-та имени А.П. Чехова, 2014. 220 c.
Fedorov A. Russia. In: Silverblatt, A. (Ed.). The Praeger Handbook of Media Literacy (in 2 volumes). Santa Barbara, California and Oxford, England : Praeger, 2014, pp.918-929. Fedorov A. Ukraine. In: Silverblatt, A. (Ed.). The Praeger Handbook of Media Literacy (in 2 volumes). Santa Barbara, California and Oxford, England : Praeger, 2014, pp.941-946. Fedorov A.V. Media education: sociology surveys. Taganrog, 2007.
Fedorov, A. Film studies in the university students' audience: from entertainment genres to art house. Moscow: ICO: Information for all, 2014. 232 p. http://window.edu.ru/library/pdf2txt/036/80036/60450/page9
Fedorov, A. Hermeneutic Analysis of Soviet Feature Films of 1941-1942 on the Military Theme // European Researcher. 2014, № 2-2. C358-371.
Fedorov, A. Media Education in Russia: Past and Present // European Researcher. 2014, № 1-2, C168-175.
Fedorov, A. Media Education Literacy in the World: Trends // European Researcher. 2014. № 1-2, C176-187.
Fedorov, A. Media education literacy in the world: trends // European researcher. 2014. № 1-2. C 176-188.
Fedorov, A. Moscow Media Education Centers for Non-professionals in the Media Fields // European Researcher. 2014. № 2-2, C176-187.
Fedorov, A. Russian and Western Media Literacy Education Models // European Researcher, 2014. № 4-2, C 764-780.
Fedorov, A. Russian Image on the Federal Republic of Germany Screen // European Researcher. 2014, Vol. 77, N 6-2, p.1194-1212.
Fedorov, A. The Opinions of Russian School Students and Teachers about Media Violence // European Researcher, 2014. № 4-2, C 781-804.
Formal Media Education in Europe. European Media Literacy Education Project. Barcelona: UAB, 2014, 180 p.
Mescheryakov A.S., Dmitriev D.V. The development of media competence of future English teachers during vocational training // Modern problems of science and education. 2014. № 2.