Научная статья на тему 'ПРОГРАММА ФИЗКУЛЬТУРНО- ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ'

ПРОГРАММА ФИЗКУЛЬТУРНО- ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
56
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАТРИОТИЗМ / СТУДЕНТ / ВОСПИТАНИЕ / РОССИЯ / РЕСПУБЛИКА САХА (ЯКУТИЯ)

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Беляева Ашлей Васильевна

В данной научной статье представлены результаты анализа исследования формирования физкультурно-патриотического воспитания у студентов ИФКиС СВФУ им. М.К. Аммосова. Анализ источников позволил определить существующие современные представления о средствах и методах воспитательной работы в вузе. Для получения необходимой информации были исследованы монографии по психологии и педагогике, направленные на изучение об особенностях формирования физкультурно-патриотического воспитания студентов. Это систематическое, целенаправленное прослеживание действий в определенных условиях. Научное наблюдение требует постановки четкой цели и планирования. Мы наблюдали за группой студентов Института физической культуры и спорта Северо-Восточного федерального университета им. М.К.Аммосова. Нас интересовали режим дня студентов, методы патриотического воспитания студентов, средства, методы и форма воспитательной работы в университете. Наблюдение нами использовано для получения первоначального представления выдвинутой проблемы. Проверку этих предположений мы осуществили при помощи экспериментального обследования. Цель исследования. Изучить и научно обосновать особенности формирования физкультурно-патриотического воспитания у студентов ИФКиС СВФУ им. М.К.Аммосова. Цель физкультурно-патриотического воспитания это- развитие у студентов любовь к родине, гражданственности и патриотизма. Понимать патриотизм как из важнейших духовных, социально значимых ценностей личности. Развивать работоспособность, формировать у нее профессионально значимые качества, умение и готовности к их активному проявлению в различных сферах жизни общества, управлять своими действиями в разнообразных условиях. Практическая значимость. Результаты исследования могут быть применены в вузе. Методы исследования. Анализ литературных источников по проблеме исследования; педагогическое наблюдение; экспериментальное тестирование; методы математической статистики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROGRAM OF SPORTS-PATRIOTIC UPBRINGING AMONG STUDENTS OF HIGHER SCHOOL

The scientific article presents the results of the research analysis concerning sports-patriotic upbringing among students of the Institute of Physical Culture and Sport North -Eastern Federal University named after М.К. Ammosov. The information sources analysis helped to define the existing modern notions of the upbringing work means and methods at a higher education establishment. Material. In order to get necessary information we studied the monographs concerning the peculiarities study of sports-patriotic upbringing among students. Research methods. Information sources analysis, pedagogical observation, experimental testing, methods of mathematical statistics. The aim of the research: to study and scientifically substantiate the peculiarities of sports-patriotic upbringing among the students of the Institute of Physical Culture and Sport North -Eastern Federal University named after М.К. Ammosov. Results. As a result of the held research work we achieved the set aim of sports-patriotic upbringing- develop students’ civic consciousness and patriotism in order to understand patriotism as one of the most important moral, socially significant values of a personality. The working capacity of students increased, we managed to form students’ professionally important qualities, the ability and readiness of their active demonstration in different spheres of society life, students’ ability to control own actions in different conditions. Practical relevance. The research results can be used in practice of higher education establishment. Conclusion. The program of sports-patriotic upbringing is directed toward perception, imagination, memory formation, interests, feelings, inclinations and abilities development. They provide an active attitude to life and Motherland protection appearance. These qualities demonstration and development is difficult to follow, in comparison with the definite results of knowledge and skills mastering. It is important to define the sequence of development.

Текст научной работы на тему «ПРОГРАММА ФИЗКУЛЬТУРНО- ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ»

УДК 796 DOI: 10.14526/2070-4798-2022-17-4-110-114

Программа физкультурно- патриотического воспитания студентов

высшей школы

Беляева А.В.*

Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова

Якутск, Россия ORCID: 0000-0003-4297-376X, [email protected]*

Аннотация: Аннотация: В данной научной статье представлены результаты анализа исследования по физкультурно-патриотическому воспитанию студентов ИФКиС СВФУ им. М.К. Аммосова. Анализ источников позволил определить существующие современные представления о средствах и методах воспитательной работы в вузе. Материал. Для получения необходимой информации были исследованы монографии по изучению особенностей формирования физкультурно-патриотического воспитания студентов. Методы исследования: анализ литературных источников, педагогическое наблюдение, экспериментальное тестирование, методы математической статистики. Цель исследования: изучить и научно обосновать особенности формирования физкультурно-патриотического воспитания у студентов ИФКиС СВФУ им. М.К. Аммосова. Результат. В результате проведенного исследования удалось добиться поставленной цели -физкультурно-патриотического воспитания - развитие у студентов гражданственности и патриотизма понимать патриотизм как одну из важнейших духовных, социально значимых ценностей личности. Повысилась работоспособность студентов, удалось сформировать у студентов профессионально значимые качества, умение и готовность их активного проявления в различных сферах жизни общества, управлять своими действиями в разнообразных условиях. Практическая значимость. Результаты исследования могут быть применены в практике работы вуза. Заключение. Программа физкультурно-патриотического воспитания направлена на формирование восприятия, воображения, памяти и на развитие интересов, чувств, склонностей и способностей, которые содействуют возникновению активного отношения к жизни и защите Родины. Проявление этих качеств и их развитие труднее проследить, чем конкретные результаты обучения знаниям и навыкам, важно определить последовательность этого развития. Ключевые слова: патриотизм, студент, воспитание, Россия, Республика Саха (Якутия).

Для цитирования: Беляева А.В.* Организационно-педагогические условия физкультурно-патриотического воспитания студентов высшей школы. Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2022; 17(4): 110-114. DOI: 10.14526/20704798-2022-17-4-110-114.

The program of sports-patriotic upbringing among students of higher school

Ashley V. Belyaeva* M.K. Ammosov North-Eastern Federal University Yakutsk, Russia ORCID: 0000-0003-4397-376X, [email protected]

Abstract: The scientific article presents the results of the research analysis concerning sports-patriotic upbringing among students of the Institute of Physical Culture and Sport North -Eastern Federal University named after М.К. Ammosov. The information sources analysis helped to define the existing modern notions of the upbringing work means and methods at a higher education establishment. Material. In order to get necessary information we studied the monographs concerning the peculiarities study of sports-patriotic upbringing formation among students. Research methods. Information sources analysis, pedagogical observation, experimental testing, methods of mathematical statistics. The aim of the research: to study and scientifically substantiate the peculiarities of sports-patriotic upbringing formation among the students of the Institute of Physical Culture and Sport North -Eastern Federal University named after М.К. Ammosov. Results. As a result of the held research work we achieved the set aim of sports-

patriotic upbringing- develop students' civic consciousness and patriotism in order to understand patriotism as one of the most important moral, socially significant values of a personality. The working capacity of students increased, we managed to form students' professionally important qualities, the ability and readiness of their active demonstration in different spheres of society life, students' ability to control own actions in different conditions. Practical relevance. The research results can be used in practice of higher education establishment. Conclusion. The program of sports-patriotic upbringing is directed toward perception, imagination, memory formation, interests, feelings, inclinations and abilities development, which provide an active attitude to life and Motherland protection appearance. These qualities demonstration and development is difficult to follow, in comparison with the definite results of knowledge and skills mastering. It is important to define the sequence of development.

Keywords: patriotism, sports-patriotic upbringing, moral, socially significant values.

For citation: Ashley V. Belyaeva*. The program of sports-patriotic upbringing among students of higher school. Russian Journal of Physical Education and Sport2022; 17(4): 110-114. DOI: 10.14526/2070-47982022-17-4-110-114.

Введение

Исследование теоретических основ патриотического воспитания, а также выяснение характерных черт российского патриотизма в ходе изучения общественно-исторических и идейно-психологических предпосылок становления современной России позволяет проанализировать данный феномен с точки зрения научных подходов. Содержание и направленность патриотизма определяются, прежде всего, духовным и нравственным климатом общества, его историческими корнями, питающими общественную жизнь поколений.

Цель исследования: изучить и научно обосновать особенности развития физкультурно-па-триотического воспитания у студентов ИФКиС СВФУ им. М.К.Аммосова.

Цель физкультурно-патриотического воспитания это- развитие у студентов и молодежи гражданственности и патриотизма как важнейших духовных, социально значимых ценностей личности, развитие высокой работоспособности, формирование у нее профессионально значимых качеств, умений и готовности к их активному проявлению в различных сферах жизни общества, управлять своими действиями в разнообразных условиях.

Материалы и методы

1. Анализ литературных источников по проблеме исследования.

2. Педагогическое наблюдение.

3. Экспериментальное тестирование.

4. Методы математической статистики.

Первый этап (Январь 2021 - август 2021г.)

- констатирующий, на данном этапе осуществлялся поисково-теоретический анализ научно-методической и психолого-педагогической литературы по теме исследования, выбрана экспериментальная база. Сформулированы цель, задачи, методы и рабочая гипотеза исследова-

ния, подготовлен материал экспериментальной работы.

Второй этап (сентябрь 2021 - январь 2022г.) - в ходе формирующего экспериментальную работу этапа определена организация исследования физкультурно-патриотического воспитания студентов ИФКиС СВФУ им. М.К.Аммосова, изучены точки зрения различных методик патриотического воспитания студентов высшего учебного заведения.

Третий этап (февраль 2022 г.) - контрольный. На данном этапе путем математического метода проведено сравнение показателей исходных и конечных данных контрольной и экспериментальной группы. Составлена обработка полученных результатов, сделаны определенные выводы уровня физкультурно-патриотического воспитания студентов ИФКиС СВФУ им.М.К.Ам-мосова.

Опытно-экспериментальная работа проведена на базе Института физической культуры и спорта Северо-Восточного федерального университета среди студентов 1 курса.

В начале учебного года (сентябрь 2021 г.) был составлен педагогический анализ исходных данных исследуемой проблемы. Констатирующие результаты получены в конце зимнего семестра (январь 2021 года).

В начале и конце эксперимента было проведено анкетирование среди студентов 1 курса, количество участников эксперимента 30 человек (20 девушек, 10 юношей).

Анкета заполнялась участниками в начале и в конце педагогического эксперимента. Перед заполнением анкеты участники получили инструкцию следующего содержания: «Вам предлагается ряд вопросов. Если данные вопросы совпадают с вашим личным мнением, то ответьте «Да», если вы не согласны с вопросом, то ответьте «Нет», если вы затрудняетесь ответить, то ответьте «не знаю»».

После заполнения анкеты результаты обрабатывались с помощью следующего ключа: «О высоком физкультурно-патриотическом уровне испытуемого говорят положительные ответы. Все эти ответы оцениваются в один бал. Отрицательные ответы не оцениваются. Общий уровень физкультурно-патриотического воспитания определяется суммой набранных баллов за ответы».

Результаты начального анкетирования (сентябрь 2021г.) показали, что развитие физкуль-турно-патриотического воспитания имеет невысокий уровень.

В связи с этим на базе университета нами разработан план мероприятий, направленный

на воспитание физкультурно-патриотического воспитания среди студентов, мероприятия рассчитаны на один учебный семестр.

Цель программы: вовлечение личности в процесс создания ценностей спорта, формирование интереса к истории спорта, спортивной жизни Республики Саха (Якутия), России и Мира. Главной педагогической целью следует считать гармоническое развитие личности, ее духовное обогащение, создающее необходимое равновесие в развитии физкультурно-патриотического направления, обусловливающее физическую и духовную активность личности. Также учить гимн России и РС(Якутии).

Таблица 1

План - график мероприятий, направленный на развитие физкультурно-патриотического воспитания студентов 1 кура

№ Название мероприятия Форма проведения Время проведения Место проведения Цель мероприятия

1 «Вместе с чемпионами»

(Леонид Спиридонов) организация встреч студентов с выдающимися спортсменами 15 сентября м. Юность (учебный класс) Формирование здорового образа жизни, изучение истории спорта РС(Я)

2 «Наше здоровье!» создание буклетов, пропагандирую-щих здоровый образ жизни 30 сентября м. Юность (учебный класс) Формирование здорового образа жизни, патриотическое воспитание

3 «Спорт- это жизнь» Посещение музея истории физической культуры и спорта 14 октября Ледовый дворец Эллэй Боотур Физкуль-турно-патри-отическое воспитание

4 «Какая встреча!» Встреча с Олимпийским чемпионами и призерами РС(Я) 30 октября ЦСП «Триумф» Музыкаль-но-эстетиче-ское воспитание личности

5 Гимн России и гимн РС(Я) лекция 15 ноября м. Юность (учебный класс) Формирование патриотического воспитания

Анализ реализации мероприятий дает основание сделать вывод, что нами правильно поставлены цели. Мероприятия по формированию физкультурно-патриотического воспитания в целом внедрена, мероприятия проводились на должном уровне, студенты 1 курса ИФКиС СВФУ им. М.К. Аммосова активно участвовали в пред-

ложенных мероприятиях, проявляли инициативу и заинтересованность. Беседы, чаепития, развлекательные программы, вызывают неподдельный интерес и положительные эмоции у студентов.

В ходе внедрения программы студенты 1 курса ИФКиС СВФУ им. М.К. Аммосова стали чаще

посещать различные соревнования, спортивные праздники, участвовать в круглых столах, дискуссиях, мероприятиях вне университета, стали узнавать именитых спортсменов республики, России и мира. А также они стали разбираться в правилах различных видов спорта и с интересом изучали якутские национальные виды спорта, повысился интерес к спортивной жизни не только нашей республики, но России. Таким образом, наблюдается положительная динамика в формировании физкультурно-патриотического воспитания студентов 1 курса университете.

Как выше нами отмечалось, анкетирование было проведено два раза, исходные данные получены в сентябре 2021, конечные результаты в январе 2022 года). Для этого нами путем свободной выборки отобрано 30 студентов из числа студентов 1 курса ИФКиС СВФУ им.МК.Аммосо-ва, которые мы условно разделили на две группы: контрольная и экспериментальная группа.

Участники контрольной группы принимали участие только в анкетировании, а для участников экспериментальной группы нами разработана специальная программа, направленная на формирование физкультурно-патриотического воспитания.

После проведения общего анализа по итогам анкетирования мы провели анализ результатов по группам (контрольная и экспериментальная), при этом нашей задачей было выведение итогов физкультурно-патриотического воспитания исследуемого контингента по уровням: «Низкий», «Средней», «Высокий».

Учитывая, что наше анкетирование состояло из 16 баллов, максимальное количество баллов, которое можно было бы набрать равна 16. За отрицательные ответы баллы не начисляются, за каждый положительный ответ полагается по 1 баллу.

Нами разработана шкала, выявляющая уровень физкультурно-патриотического воспитания:

1. Низкий уровень воспитания будет иметь студент, набравший менее половины возможного количества баллов, то есть 7 и менее.

2.Если студент набирает от 8 до 10 баллов, то считается, что у нее средний уровень физкуль-турно-патриотического воспитания.

3.Высокий уровень воспитания будет иметь студент, набравший более двух трети возможного количества баллов, то есть 12 и более.

Таблица 2

Динамика результатов физкультурно-патриотического воспитания студентов экспериментальной и контрольной групп

Экспериментальная группа Контрольная группа

Исходные данные (сентябрь 2021) Конечные данные (январь 2022) Исходные данные (сентябрь 2021) Конечные данные (январь 2022)

Низкий Средний высокий низкий средний высокий низкий средний высокий низкий средний высокий

5 7 3 1 4 10 8 4 3 7 4 4

33,4 46,6 20,0 6,8 26,6 66,6 53,3 26,6 20,1 46,6 26,6 26.8

По результатам проведенного эксперимента выявлено следующее: в начале эксперимента уровень физкультурно-патриотического воспитание в контрольной группе составляет 20,1%, экспериментальной группе - 20 %, то есть исходные данные в обеих групп одинаковые. В конце эксперимента наблюдается повышение физкультурно-патриотического воспитания у экспериментальной группы, показатели равны - 66,6%, а у контрольной группы результат - 26,8%, тем самым подтверждается, что внедрение специальной программы, направленной на формирование физкультурно-патриотического воспитания у студентов 1 курса ИФКиС СВФУ им. М.К. Аммосова имеет положительный результат.

Заключение

Программа физкультурно-патриотического воспитания направлена на формирование восприятия, воображения, памяти и на развитие интересов, чувств, склонностей и способностей, которые содействуют возникновению активного отношения к жизни и защите Родины. Проявление этих качеств и их развитие труднее проследить, чем конкретные результаты обучения знаниям и навыкам, важно определить последовательность этого развития.

Список литературы

1. Алиев М.Н., Джандаров Д.З. Значение физической культуры и спорта в патриотическом воспитании учащейся молодежи. Вестник Се-

веро-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова. 2016; 3(6): 52-57.

2. Гуськов Ю.В. Военно-патриотическое воспитание как фактор оптимизации отношений государства и гражданского общества. М.: МПСИ. 2016: 311.

3. Павлов А.В., Чернавин Ю.А. Патриотическое и нравственное воспитание в контексте формирования профессионального мировоззрения студенческой молодежи. Научно-информационный журнал Армия и общество. 2012;

2(30): 55-60.

4. Pavel I. Sidorov, Kirsan S. Kolodeznikov, Aleksey A. Efimov. Psychological support of athletes of regional combat sports combined teams in the Republic Sakha (Yakutia). Pedagogiko-psihologicheskie I mediko-biologicheskie problem fizicheskoj kul'tury = Russian Journal of Physical Education and Sport. 2022; 17(2): 38-44. DOI 10/14526/2070-4798-2022-14-2-38-44 [In Russ., In Engl.].

Статья поступила в редакцию: 11.11.2022

Беляева Ашлей Васильевна - старший преподаватель, Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова, 677000, Россия, г. Якутск, ул. Белинского, дом 58, e-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.