Научная статья на тему 'Решение задач по интеллектуальным играм средствами электронного обучения'

Решение задач по интеллектуальным играм средствами электронного обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
98
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
электронное обучение / электронные средства / учебно-тренировочные занятия / физкультурное образование / интеллектуальные игры / e-learning / electronic means / training sessions / physical education / intellectual games

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Барахсанов В. П.

В статье рассматривается подготовка будущих учителей физической культуры и спорта к использованию электронных средств. Исследование, проведенное среди студентов Института физической культуры и спорта (ИФКиС) в Северо-Восточном федеральном университете имени М.К. Аммосова (СВФУ им. М.К. Аммосова) свидетельствует о необходимости использования электронных средств в решении задач по интеллектуальным играм. Актуальность исследования обусловлена осуществлением одного из приоритетных направлений российского образования в области реализации информационных технологий в учебно-тренировочной деятельности и Постановления Правительства по программе «Цифровая экономика» в образовательных организациях. В эксперименте приняли участие бакалавры учебных подразделений ИФКиС СВФУ им М.К. Аммосова. В ходе исследования проведено тестирование студентов для определения уровня знаний и умений в использовании электронных средств при решении задач по восточной игре «Го (Бадук)». Результаты исследования показали, что уровень знаний и умений по использованию электронных средств в учебно-тренировочном процессе повысился, а также возрос уровень осознанного использования с целью совершенствования спортивного мастерства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOLVING PROBLEMS OF INTELLECTUAL GAMES BY MEANS OF E-LEARNING

The article deals with the preparation of future teachers of physical culture and sports to the use of electronic means. Research conducted among students of the Institute of physical culture and sports (Ifkis) in the North-Eastern Federal University named after M. K. Ammosov (NEFU). M. K. Ammosova) indicates the need to use electronic means in solving problems of intellectual games. The relevance of the study is due to the implementation of one of the priority areas of Russian education in the field of implementation of information technologies in training activities and government Regulations on the program "Digital economy" in educational institutions. In experiment took part bachelors the academic units Ifcis NEFU named after M. K. Ammosov. During the study, students were tested to determine the level of knowledge and skills in the use of electronic means in solving problems on the Eastern game "Go (Baduk)". The results of the study showed that the level of knowledge and skills on the use of electronic means in the training process has increased, as well as increased the level of conscious use to improve sports skills.

Текст научной работы на тему «Решение задач по интеллектуальным играм средствами электронного обучения»

"Educational bulletin "Consciousness" /"Образовательный вестник "сознание"

УДК 372.862

http://dx.doi.org/10.26787/nydha-2686-6846-2019-21-9-25-30

РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ ПО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМ ИГРАМ СРЕДСТВАМИ ЭЛЕКТРОННОГО ОБУЧЕНИЯ

Барахсанов В. П.

Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова, Якутск, Российская Федерация

SOLVING PROBLEMS OF INTELLECTUAL GAMES BY MEANS OF E-LEARNING

Barakhsanov V.P.

North-Eastern Federal university named after M. K. Ammosov, Yakutsk, Russian Federation

Аннотация. В статье рассматривается подготовка будущих учителей физической культуры и спорта к использованию электронных средств. Исследование, проведенное среди студентов Института физической культуры и спорта (ИФКиС) в Северо-Восточном федеральном университете имени М.К. Аммосова (СВФУ им. М.К. Аммосова) свидетельствует о необходимости использования электронных средств в решении задач по интеллектуальным играм. Актуальность исследования обусловлена осуществлением одного из приоритетных направлений российского образования в области реализации информационных технологий в учебно-тренировочной деятельности и Постановления Правительства по программе «Цифровая экономика» в образовательных организациях. В эксперименте приняли участие бакалавры учебных подразделений ИФКиС СВФУ им М.К. Аммосова. В ходе исследования проведено тестирование студентов для определения уровня знаний и умений в использовании электронных средств при решении задач по восточной игре «Го (Бадук)». Результаты исследования показали, что уровень знаний и умений по использованию электронных средств в учебно-тренировочном процессе повысился, а также возрос уровень осознанного использования с целью совершенствования спортивного мастерства.

Annotation. The article deals with the preparation of future teachers of physical culture and sports to the use of electronic means. Research conducted among students of the Institute ofphysical culture and sports (Ifkis) in the North-Eastern Federal University named after M. K. Ammosov (NEFU). M. K. Ammosova) indicates the need to use electronic means in solving problems of intellectual games. The relevance of the study is due to the implementation of one of the priority areas of Russian education in the field of implementation of information technologies in training activities and government Regulations on the program "Digital economy" in educational institutions. In experiment took part bachelors the academic units Ifcis NEFU named after M. K. Ammosov. During the study, students were tested to determine the level of knowledge and skills in the use of electronic means in solving problems on the Eastern game "Go (Baduk)". The results of the study showed that the level of knowledge and skills on the use of electronic means in the training process has increased, as well as increased the level of conscious use to improve sports skills.

Ключевые слова: электронное обучение, электронные средства, учебно-тренировочные занятия, физкультурное образование, интеллектуальные игры

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

[1] Барахсанова Е.А., Сорочинский М.А. Создание сетевого консорциума педагогических вузов как фактор устойчивого развития регионального образования //Современное образование:традиции и инновации. №3. 2016. С.20-24.

[2] Слободчикова А.А., Барахсанова Е.А. Внедрение новых электронных разработок в образовательный процесс в виде спецкурсов.

// Дистанционное и виртуальное обучение. 2009. № 6. С. 69-72.

[3] Прокопьев М.С. Использование интерактивной технологии в модульно-рейтинго-вой системе обучения // Преподаватель XXI век. 2012. No3. С. 27-32.

[4] Власова Е.З., Барахсанова Е.А. Электронное обучение в педагогическом вузе: проблемы и перспективы В сборнике: Гуманитарное образование как императив развития гражданского общества // Сборник научно-методических материалов международного научно-образоватеьного форума СВФУ.

2014. С. 191-199.

[5] Барахсанова Е.А. Научно-методическое сопровождение подготовки магистров в условиях сетевого обучения // Научно-методический электронный журнал "Концепт".

2015. № T26. С. 106-110.

[6] Barakhsanov V.P., Barakhsanova E.A., Olesov H.P., Prokopyev M.S. E-learning system application for physical education and sports specialist training //Theory and practice of physical culture. 2018. № 7. с. 4.

[7] Barakhsanova E.A., Golikov I.A., Sorochinsky M.A.,. Nikitina E.V, Lukina T.N., Ilina E.A. Implementación del Programa Master «Corpo-rate E-Learning» en la Interacción en línea de universidades rusas //Revista ESPACIOS Vol. 39 (N 20) Year 2018. Page 36.

Keywords: e-learning, electronic means, training sessions, physical education, intellectual games

REFERENCES

[1] Barahsanova E.A., Sorochinskij M.A. Sozdanie setevogo konsorciuma pedagogicheskih vuzov kak faktor ustojchivogo razvitiya regional'nogo obrazovaniya //Sovremennoe obrazovanie:tradicii i innovacii. №3. 2016. S.20-24.

[2] Slobodchikova A.A., Barahsanova E.A. Vnedrenie novyh elektronnyh razrabotok v obra-zovatel'nyj process v vide speckursov // Dis-tancionnoe i virtual'noe obuchenie. 2009. № 6. S. 69-72.

[3] Prokop'ev M.S. Ispol'zovanie interaktivnoj tekhnologii v modul'no-rejtingovoj sisteme obucheniya // Prepodavatel' XXI vek. 2012. -No3. S. 27-32.

[4] Vlasova E.Z., Barahsanova E.A. Elektronnoe obuchenie v pedagogicheskom vuze: problemy i perspektivy V sbornike: Gumanitarnoe obra-zovanie kak imperativ razvitiya grazhdanskogo obshchestva // Sbornik nauchno-metodicheskih materialov mezhdunarodnogo nauchno-obra-zovate'nogo foruma SVFU. 2014. S. 191-199.

[5] Barahsanova E.A. Nauchno-metodicheskoe so-provozhdenie podgotovki magistrov v usloviyah setevogo obucheniya // Nauchno-metodicheskij elektronnyj zhurnal "Koncept". 2015. № T26. S. 106-110.

[6] Barakhsanov V.P., Barakhsanova E.A., Olesov H.P., Prokopyev M.S. E-learning system application for physical education and sports specialist training //Theory and practice of physical culture. 2018. № 7. a 4.

[7] Barakhsanova E.A., Golikov I.A., Sorochinsky M.A.,. Nikitina E.V, Lukina T.N., Ilina E.A. Implementación del Programa Master «Corporate E-Learning» en la Interacción en línea de universidades rusas //Revista ESPACIOS Vol. 39 (N 20) Year 2018. Page 36.

[8] V.P. Barakhsanov, E.A. Barakhsanova, V.S. Golokova, N.D. Kronnikov Ethnic-educational aspects of intellectual games development process in Sakha (Yakutia) Republic Panina

[8] V.P. Barakhsanov, E.A. Barakhsanova, V.S. Golokova, N.D. Kronnikov Ethnic-educational aspects of intellectual games development process in Sakha (Yakutia) Republic Panina

Повышение профессионального уровня подготовки студентов по интеллектуальным видам спорта, бесспорно, зависит от использования современных информационных технологий и электронных средств.

Внедрение средств электронного обучения в учебно-тренировочной деятельности обусловливает необходимость дополнения основной образовательной программы подготовки учителей физической культуры и спорта факультативами по использованию информационных технологий в процессе обучения. К их числу относятся совместно разработанные кафедрами компьютерных технологий и электронного обучения (КТиЭО) РГПУ им. А.И. Герцена и информатики и вычислительной техники (ИВТ) СВФУ им. М.К. Аммосова дисциплины по выбору «Информационные технологии в образовании и науке», «Создание и разработка электронных ресурсов», «Использование сетевой технологии в образовании».

В системе физкультурного образования в СВФУ им. М.К. Аммосова Республики Саха (Якутия) в последние годы использованию информационных технологий и электронных средств в образовательном процессе уделяется особое внимание. Преподаватели университета на платформе системы СДО «МооШе» выставляют свои лекционные, практические занятия, фонд оценочных средств и материалы для самостоятельной работы студентов (СРС).

В этой связи следует отметить, что подготовка к учебно-тренировочным занятиям в условиях реализации электронного обучения обуславливает необходимость использования электронных материалов в образовательном процессе.

В настоящее время, как отмечают многие исследователи в области внедрения электронного обучения в региональной системе образования Республики Саха (Якутия) в опубликованных статьях Е. А. Барахсанова и М. А. Сорочинский [1], А. А. Слободчикова и Е. А. Барахсанова [2] и М. С. Прокопьев [3] на основе массового применения информационных технологий возникает необходимость научно-методического сопровождения образовательного процесса в вузе. Мы становимся свидетелями модернизации и компьютеризации высшего образования, ориентированной на внедрение электронных средств в учебный процесс. В этом отношении следует отметить, что эффективность образовательного процесса во многом определяется использованием современных образовательных технологий с опорой на интернет-коммуникации.

Анализ исследований, опубликованных в рецензируемых изданиях, на которые мы опираемся, связан с определением педагогической возможности использования электронных средств в учебно-тренировочной деятельности.

В рамках данной статьи нами поставлена следующая цель: выявление значимости использования электронных средств в учебно-тренировочной деятельности. Обсуждение полученных результатов. Использование электронных средств и их роль в системе физкультурного образования обусловлены современными изменениями в экономической и социальной жизни общества, стремительным развитием информационных технологий, изменением требований работодателей на рынке труда. Также они представлены в Федеральном законе №273-ФЗ «Об образовании Российской Федерации» и обновленных ФГОС высшего образования.

—--—

~ 27 ~

Под электронным средством в соответствии с опубликованными работами Е. А. Барах-сановой и Е.З. Власовой мы считаем использование компьютерных обучающих программ, состоящих из следующих видов: информационно-справочные, электронные учебники, дидактические электронные средства, экспертно-обучающие программы. В их работах отражено, что использование в образовательном процессе дидактических электронных средств предполагает внедрение средств вычислительной техники и информационно-коммуникационных технологий с опорой на технологическую и информационную подготовку обучающихся [4].

В опубликованных в зарубежных изданиях статьях авторский коллектив под руководством Е. А. Барахсановой отмечает, что развитие электронной информационно-образовательной среды способствует качественному подходу к развитию информатизации образования на различных этапах. Информационное и технологическое составляющие целесообразно основывать на двух дидактических функциях электронной образовательной среды, включающих в себя как предметную информацию, так и усвоение представленной учебной информации в рамках учебных дисциплин. При этом логика усвоения представленной информации отражается в содержании электронного учебника, что позволяет на основе степени детализации предметного материала в соответствии с требованиями основной образовательной программы специальности [5].

Создание системы электронного обучения (е-1еагшп§) является достаточно актуальной задачей в сфере образования. Одной из подсистем системы электронного обучения является содержательное научно-методическое обеспечение, которое включает в себя следующее: обеспечение цифровым образовательным контентом непрерывную систему физкультурного образования в открытом доступе, развитие электронной образовательной среды, централизованное создание и наполнение ресурсами учебно-методического комплекса образовательных программ по направлению «Физкультурное образование» [6].

Следует отметить, что при этом рекомендуется поэтапное внедрение различных видов дидактических электронных средств для того, чтобы обеспечить качество и эффективность проведения учебно-тренировочных занятий с использованием информационных технологий. Поэтому для подбора учебно-тренировочного материала необходимо уделить особое внимание на выполнение упражнений различной сложности, способствующих повышению спортивного мастерства.

В качестве контрольно-измерительных материалов для определения уровня знаний у студентов по использованию электронных дидактических средств в учебно-тренировочной деятельности был проведен тест о необходимости использования электронных дидактических средств в учебно-тренировочной деятельности. Были протестированы студенты, посещающие курсы по интеллектуальным видам спорта (шашечные игры и го (бадук) - (А), занятия физической культуры - (Б). Получены следующие результаты: А: 7, 5, 5, 1, 0, 3, 0, 1, 0, 0, 1; Б: 9, 0, 0, 0, 0, 0, 2, 3, 1, 2, 4

Сравнение проводилось при помощи критерия 1 - Стьюдента. Были вычислены средние значения мнений всех групп опрашиваемых.

Среднее значение мнений студентов X 1ср = 2,09 по интеллектуальным играм.

Среднее значение мнений студентов, посещающих занятия по физической культуре - X 2ср. =

2, 727.

Среднее значение мнений студентов, не прошедших подготовку в области электронного обучения X Зср = 1,91.

—--—

~ 28 ~

Далее были вычислены два эмпирических значения критерия 1 - Стьюдента при сравнении мнений студентов и преподавателей, прошедших подготовку в области электронного обучения и студентов СВФУ и студентов, не прошедших подготовку в области электронного обучения. Они соответственно равны: 11, 2 = 0,724 11, з = 0,16.

Для дальнейших вычислений было найдено число степеней свободы п = 11 + 11 - 2 = 20. критерия 1 - Стьюдента найдены критические значения: 1кр = 2,09 (а < 0,05) и 1кр = 2,84 (а < 0,01).

Далее значения 11, 2 и 11, з сравнили с 1кр. Из сравнения видно, что 1кр > 11, 2 = 2,84 и

1кр > 11, з = 0,16, а это означает, что подтверждается поставленная цель Н0, т. е. мнение студентов

не отличается в той и другой группе.

Понимая острую потребность в использовании электронных средств в учебно-тренировочной деятельности, мы на основе структуры электронного учебно-методического комплекса, разработанной кафедрой информатики и вычислительной техники Педагогического института СВФУ им. М.К. Аммосова в 2017 году внедрили в практику образовательного процесса электронный учебно-методический комплекс (ЭУМК) по восточной интеллектуальной игре «Го (Бадук)». По данной дисциплине обучение проходят студенты СВФУ, в том числе ИФКиС.

При выборе электронных ресурсов было уделено особое внимание разработке дидактических материалов, способствующих решению стратегических, позиционных задач, направленных на решение многоходовых теоретических и абстрактных позиций в середине и начале игры «Го (Бадук)».

Результаты, полученные в ходе исследования, показали, что использование дидактических электронных средств позволяет преподавателям вуза внедрить элементы дистанционного обучения в учебно-тренировочной деятельности, формировать конкретные навыки и умения у обучающихся, ориентировать на решение творческих задач, требующих не просто механического запоминания, но и конструирования.

Применительно к использованию электронных дидактических средств в учебно-тренировочной деятельности следует отметить то, что информационные технологии в образовательном процессе используются для:

1) интерактивного предоставления дидактического электронного материла, что позволяет повысить уровень изложения теоретического материала, а также способствует организации самостоятельной работы студентов;

2) обеспечения наглядности излагаемого материала, способствующей лучшему усвоению и запоминанию пространственного перемещения камней (фишек) игры «Го (Бадук)».

Также, следует отметить, что существует несколько моделей электронного обучения, такие как внедрение элементов дистанционного обучения, сетевое обучение на основе использования кейс-технологий, обучение, построенное преимущественно на видеоконференц-связи - вебинары и др., которые представлены опубликованных статьях зарубежных журналов [7]

Это все позволяет актуализировать научно-методическое обеспечение разработки дидактических электронных средств для проведения учебно-тренировочных занятий по различным видам спорта, в том числе по интеллектуальным видам как шашечные игры, шахматы и

восточная игра «Го (Бадук)» и играет немаловажную роль в организации соревнований различного уровня, включая и международные в дистанционной форме [8].

Внедрение дидактических электронных средств в образовательном процессе является одним из требований ФГОС нового поколения и относится к приоритетным направлениям информатизации образования и способствует совершенствованию содержания физкультурного образования, нацеленной на повышение информационной компетентности обучающихся, также активизирует использование преподавателями электронных ресурсов в учебно-тренировочной деятельности, что в целом содействует повышению качества образования. В современных условиях информатизации образования кадровое обеспечение является ключевой задачей. Для решения данной задачи в вузах Республики Саха (Якутия) проводятся мероприятия по повышению профессиональных компетенций учителей и преподавателей СВФУ в области информационных технологий.

Резюмируя вышесказанное, отметим, что научно-теоретический анализ литературных источников и исследование состояния информатизации образовательной среды в школах и вузах Республики Саха (Якутия) позволили продемонстрировать результаты использования электронных образовательных ресурсов в учебно-тренировочной деятельности и определить современное состояние развития информационно-образовательной среды СВФУ. Внедрение дидактических электронных средств в образовательном процессе является одним из требований ФГОС нового поколения и относится к приоритетным направлениям информатизации образования и способствует совершенствованию содержания физкультурного образования, нацеленной на повышение информационной компетентности обучающихся, также активизирует использование преподавателями электронных ресурсов в учебно-тренировочной деятельности, что в целом содействует повышению качества образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.