РЕГИОНАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ
И.В. Розенфланц, С.А. Суркова
ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ВАРИАНТОВ СТРУКТУРНОЙ ПЕРЕСТРОЙКИ РЫНКА НЕФТЕПРОДУКТОВ В РЕГИОНЕ
В статье рассмотрены варианты прогноза регионального рынка нефтепродуктов Курганской области. Проведен анализ эффективности стратегии структурной перестройки рынка нефтепродуктов в целях определения перспектив социально-экономического развития региона.
Расчет эффективности структурной перестройки рынка нефтепродуктов предполагает обоснование возможного состояния этого рынка в будущем и определение альтернативных путей его развития. Оценка эффективности разработанной на региональном уровне стратегии включает составление прогнозов, показывающих направления развития рынка нефтепродуктов, который рассматривается во взаимодействии с окружающей социально-экономической средой.
Результаты реализации стратегии должны проявиться уже в среднесрочной перспективе. Для отслеживания данного процесса в условиях нестабильной экономической ситуации целесообразно использование долгосрочных прогнозов: на период 7-10 и более лет. В настоящей работе таким прогнозным периодом исследования определен временной интервал в 10 лет. Прогноз для Курганской области разработан на период до 2015 г. по двум вариантам:
- базовому (инерционному), исходящему из предположения о неизменности существующих тенденций в будущем, т. е. развития экономики региона и рынка нефтепродуктов без учета реализации разработанной стратегии;
- целевому, предполагающему реализацию стратегии структурной перестройки рынка нефтепродуктов.
Оба варианта разработаны для определения масштабов будущего социальноэкономического развития региона, для оценки изменения экологической обстановки и энергетической ситуации в Курганской области.
В табл. 1 [1] приведены исходные данные для анализа и построения прогноза по базовому варианту. Далее в ходе расчетов были найдены линейные зависимости изменения от времени для показателей эффективности (табл. 2).
Линейная аппроксимация динамики валового регионального продукта (ВРП), доходов бюджета Курганской области, среднедушевых доходов населения и уровня безработицы оказалась достаточно точной. Поэтому для прогнозирования значения этих показателей в 2005-2015 гг. были использованы найденные формулы. В тех случаях, когда значение Я2 было низкое, использовался метод экспертных оценок, учитывалось мнение соответствующих специалистов. Это относится к прогнозированию выбросов вредных веществ в атмосферу и сброса загрязненных сточных вод. Также корректировке подверглись прогнозные данные потребления дизельного топлива и автобензина. Результаты прогноза по базовому варианту показаны в табл. 3.
За прогнозный период физический объем ВРП по базовому варианту возрастет на 25,6%, реальные доходы населения - на 43,8%, а доходы бюджета - на 62,1%. Осуществляя развитие по инерционному сценарию, область к концу прогнозного периода (2015 г.) не достигнет по индексу развития человеческого потенциала уровня 1997 г., в котором отмечалось наивысшее значение данного показателя (ИРЧПі997=0,745).
Таблица 1
Динамика изменения показателей, отражающих эффективность стратегии структурной перестройки рынка нефтепродуктов в Курганской области
Показатель 1995 г. 1996 г. 1997 г. 1998 г. 1999 г. 2000 г. 2001 г. 2002 г. 2003 г. 2004 г. 2005 г.
ВРП, млрд. руб.* Доход бюджета Курганской облас- 38,9 39,3 42,1 38,0 39,2 41,4 45,0 44,9 47,5 51,1 54,4
ти, млрд. руб.* Среднедушевые доходы населения, 13,3 17,4 15,8 5,6 4,6 6,0 7,1 9,2 10,2 10,4 11,3
руб./мес.* Уровень безработи- 3624 3530 3766 3039 2693 3040 3177 3501 3624 4352 4548
цы, % Индекс развития человеческого по- 6,2 5,1 4,1 3,2 1,7 1,4 1,4 2,3 2,1 2,7 2,5
тенциала Выбросы вредных веществ в атмо- 0,74 0,74 0,74 0,72 0,71 0,72
сферу, тыс. т Сбросы загрязненных сточных вод, 131,2 114,3 113,8 114,5 99,9 123,5 91,2 88,7 67,5 47,6 60,8
тыс. куб. м Удельный вес выброса вредных веществ в атмосферу от предприятий неф- 15,9 18,9 19,7 15,0 13,8 62,3 18,1 62,3 56,9 57,5 59,1
тепереработки, % Доля собственных источников в топлив- 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0
ном балансе, % Потребление дизельного топлива и 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0
автобензина, тыс. т 372 394 373 409 399 359 316 266 242 247 251
Количество АЗС Износ основных производственных фондов по предприятиям рынка 144 154 158 162 157 159 165 171 174 175 179
нефтепродуктов, % * В ценах 2005 г. 59,1 58,6 58,8 56,2 56,1 55,8 55,3 55,4 55,3 54,1 53,2
Таблица 2
Формулы аппроксимации исходных данных по методу наименьших квадратов
Показатель Формула линейной зависимости Коэффициент Я2
ВРП в ценах 2005 г. у = 1,4569? + 35,049 0,8079
Доход бюджета Курганской области в ценах 2005 г. у = 0,9959? + 3,5741 0,9269
Среднедушевые доходы населения в ценах 2005 г. у = 249,17? + 2375,6 0,8638
Уровень безработицы у = 0,2036? + 1,2 0,7039
Индекс развития человеческого потенциала у = -0,0004? + 0,7439 0,5696
Удельный выброс вредных веществ в атмосферу у = -4,744? + 130,99 0,5934
Удельный сброс загрязненных сточных вод у = 5,5224? + 3,6667 0,5641
Потребление дизельного топлива и автобензина у = -17,792? + 436,52 0,778
Количество АЗС у = 3,0273? + 145,29 0,9109
Износ основных производственных фондов по предприятиям рынка нефтепродуктов у = -0,5491? + 59,467 0,9022
В целом реализация данного варианта предполагает, что к 2015 г. объем ВРП составит только 62,5% уровня 1990 г.
Таблица 3
Прогноз изменения показателей, служащих критериями оценки эффективности стратегии по базовому варианту
Показатель 2006 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г.
ВРП в ценах 2005 г., млрд. руб. 51,1 52,5 54,0 55,4 56,9 58,4 59,8 61,3 62,7 64,2
Доход бюджета Курганской области в ценах 2005 г., млрд. руб. 14,5 15,5 16,5 17,5 18,5 19,5 20,5 21,5 22,5 23,5
Среднедушевые доходы населения в ценах 2005 г., руб./мес. 5117 5366 5615 5864 6113 6362 6612 6861 7110 7359
Уровень безработицы, % 2,4 2,6 2,8 3,1 3,3 3,5 3,7 3,9 4,1 4,3
Индекс развития человеческого потенциала 0,708 0,709 0,709 0,710 0,710 0,710 0,711 0,711 0,712 0,712
Выброс вредных веществ в атмосферу, тыс. т 47,6 45,1 44,3 42 40,2 38,1 35,5 34,7 30,2 28,9
Сброс загрязненных сточных вод, тыс. куб.м 58,0 61,3 64,7 68,1 69,4 70,8 72,2 73,3 74,4 75,5
Удельный вес выброса вредных веществ в атмосферу предприятиями нефтепереработки, % 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0
Доля собственных источников в топливном балансе, % 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0
Потребление дизельного топлива и автобензина, тыс. т 250 241 232 223 214 205 196 187 179 170
Количество АЗС 176 179 182 185 188 191 194 197 200 203
Износ основных производственных фондов по предприятиям рынка нефтепродуктов, % 53,4 52,9 52,3 51,8 51,2 50,7 50,1 49,6 49,0 48,5
Для прогнозирования по второму варианту отметим ряд основных факторов, которые окажут влияние на изменение показателей, выбранных для расчетов.
Во-первых, ожидается рост ВРП Курганской области в результате строительства нефтеперерабатывающего завода (НПЗ), увеличения числа АЗС и прочих объектов на сумму созданной ими добавленной стоимости.
Продолжительность строительства НПЗ составляет около 30 мес., а срок окупаемости наступит не более чем через 12 мес. после начала его эксплуатации. Это означает, что в случае начала строительства завода в 2007 г. прирост добавленной стоимости начнется уже в 2009 г., а первая прибыль будет получена в 2010 г.
Добавленная стоимость отраслей материального производства определяется по формуле:
ДС = а + V + т,
где а - амортизация; V - расходы по оплате труда, т - прибыль производства до уплаты процентов за кредиты и налога на прибыль [2].
Учитывая, что планируемая себестоимость готовой продукции в ценах 2005 г. составляет примерно 3,8 млрд. руб., нормативная прибыль может составить 1,1 млрд. руб. Нормативная прибыль установлена на уровне рентабельности нефтеперерабатываю-
щих отраслей (30%). Общая прибыль, учитывающая доход от дополнительно построенных АЗС, достигнет 1,4 млрд. руб.
Для расчета размера заработной платы определено, что согласно стратегии развития рынка нефтепродуктов в Курганской области, может быть создано не менее 255 новых рабочих мест, в том числе 150 на НПЗ. Определяя их заработную плату на уровне среднеобластных значений и учитывая социальные выплаты, а также единый социальный налог, получим 42 млн. руб. (255 чел. х 12 мес. х (4,5 тыс. руб. + 6,4 тыс. руб.) х 126%).
Амортизация принята на уровне 10% стоимости имущества нового завода. Она составит 108 млн. руб. (1081млн. руб. х 10%).
Общий размер добавленной стоимости, на величину которой возрастет ВРП Курганской области, составит не менее 1,6 млрд. руб. ежегодно:
ДС = 1450+42+108 =1600 млн. руб.
Во-вторых, повысятся доходы населения области за счет использования средств Стабилизационного фонда, где сосредоточены доходы от использования природного потенциала страны. Размер средств Стабилизационного фонда, который мо-
жет быть направлен в Курганскую область, составляет 27,6 млрд. руб.
2005 г.
Стабилизационный фонд России в сумме с избыточными золо-
товалютными резервами страны, млрд. руб. 4000,0
Численность населения РФ (на конец 2004 г.), тыс. чел. 143474
Средства Стабилизационного фонда, приходящиеся на одного
жителя страны, тыс. руб. 27,9
Численность населения Курганской области (на конец 2004 г.),
тыс. чел. 992
Объем средств Стабилизационного фонда, принадлежащего
Курганской области, млрд. руб. 27,6
Из этих средств могут быть выделены инвестиции в размере 1081,0 млн. руб. на строительство завода, а также организована льготная схема поставок ГСМ для сельского хозяйства, профинансированы другие мероприятия, предложенные в стратегии, расходы по которым не носят инфляционного характера. Остальные средства должны быть направлены на повышение благосостояния населения (объем средств, направляемый на рост доходов населения, должен составить 70-80% общей суммы), как это запланировано Программой социально-экономического развития Курганской области до 2010 года [3]. В денежном выражении это составит 20 млрд. руб. Заметим, что эти средства позволят не только повысить реальные доходы населения, но и увеличить ВРП (так как заработная плата входит в состав добавленной стоимости).
Устойчивость и темпы экономического роста в региональных социальноэкономических системах в значительной мере предопределяются масштабами инвестирования как одним из факторов экономической динамики. Увеличение на 1% доли капиталовложений в валовом национальном продукте приводит к повышению темпов экономического роста на 0,1% [4]. Поскольку остальные 7,6 млрд. руб. (из 27,6 млрд. руб.) должны быть инвестированы в реальный сектор экономики, то эти расходы также приведут к росту ВРП. Так как их доля в ВРП Курганской области за 2005 г. составляет 14% (7,6/54,4), то следует ожидать повышения темпов экономического роста на 1,4%.
В-третьих, значительно увеличатся доходы консолидированного бюджета Курганской области за счет увеличения удельного веса акцизов на нефтепродукты в доходной части бюджета, расширения других источников налоговых доходов.
В 2004 г. с территории Курганской области в виде акцизов на нефтепродукты поступило 285085 тыс. руб., из которых 114034 тыс. руб. были направлены в феде-
ральный и 171051 тыс. руб. в региональный бюджет. Удельный вес Курганской области в общей сумме доходов консолидированного бюджета РФ по данному акцизу составил всего 0,28%, что значительно ниже, чем в других субъектах Уральского федерального округа (рис. 1)
%
Рис. 1. Доля регионов Уральского федерального округа в общей сумме поступлений в бюджет РФ от акцизов на нефтепродукты
Строительство НПЗ, рост числа АЗС, льготы для сельскохозяйственных предприятий и другие мероприятия в совокупности увеличат обеспеченность жителей области продуктами нефтепереработки и, безусловно, увеличат размер налогов, собираемых от данного товара. Так, по нашим расчетам, только предприятие по переработке нефти дополнительно привнесет в бюджет области 1560 млн. руб., из них: НДС - 804,5 млн. руб.; акцизы - 448,5 млн. руб.; налог на прибыль и прочие налоги - 347 млн. руб.
Таким образом, после строительства завода поступление в бюджет от акцизов возрастет в 2,6 раза по сравнению с уровнем 2004 г., а общие бюджетные поступления увеличатся на 13,8%.
С учетом ожидаемых последствий реализации стратегии нами построен целевой прогноз изменения показателей, являющихся критериями эффективности развития рынка нефтепродуктов на период до 2015 г. с шагом расчета в один год (табл. 4).
При реализации стратегии структурной перестройки рынка нефтепродуктов по целевому варианту объем ВРП за 10 лет возрастет в 1,7 раза, что приблизит область по уровню развития к остальным субъектам РФ. Прогнозная величина ВРП в 2015 г. составит 85% объема 1990 г.
Реализация целевого варианта стратегии сыграет значительную роль в развитии производства, будет способствовать активному выходу курганского регионального рынка нефтепродуктов на межрегиональный и международный (Казахстан) уровни, что неизбежно привлечет внимание инвесторов к области. Модернизация предприятий даст возможность снизить цены на продукцию, тем самым сделает ее более конкурентоспособной. Развитие нефтеперерабатывающего производства приведет к расширению налогооблагаемой базы.
Поступления в бюджеты всех уровней возрастут в 2,2 раза, и интегральный бюджетный эффект составит 18,1 млн. руб. Дополнительная сумма чистой прибыли и амортизационных отчислений, а также отчислений в областной и местные бюджеты станет собственным (не зависимым от федерального центра) и постоянным источником финансирования развития области.
Таблица 4
Прогноз изменения показателей эффективности стратегии по целевому варианту
Показатель 2006 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г.
Валовой региональный продукт в ценах 2005 г., млрд. руб. 51,1 72,5 74,8 77,0 79,3 80,8 82,2 83,8 85,2 86,7
Доход бюджета Курганской области в ценах 2005 г., млрд. руб. 14,5 22,5 23,7 25,6 27,6 28,6 29,6 30,6 31,6 32,6
Среднедушевые доходы населения в ценах 2005 г., руб./мес. 5117 25527 25776 26046 26316 26566 26815 27064 27313 27562
Уровень безработицы, % 2,4 2,5 2,5 2,6 2,6 2,6 2,6 2,7 2,7 2,8
Индекс развития человеческого потенциала 0,708 0,715 0,722 0,729 0,737 0,744 0,752 0,759 0,767 0,774
Выброс вредных веществ в атмосферу, тыс. т 47,6 43,8 43 40,7 38,9 36,8 34,2 33,4 28,9 27,6
Сброс загрязненных сточных вод, тыс. куб. м 55,8 59,1 60,5 61,3 62,0 62,8 63,6 64,4 65,2 66,0
Удельный вес выброса вредных веществ в атмосферу от предприятий нефтепереработки, % 0 0 0 0 0,1 0,2 0,2 0,2 0,2 0,2
Доля собственных источников в топливном балансе, % 0 0 0 55,8 72,9 78,5 83,1 84,1 85,3 77,0
Потребление дизельного топлива и автобензина, тыс. т 255 259 264 269 274 280 289 297 311 325
Количество АЗС 187 195 204 213 223 234 246 258 271 284
Износ основных производственных фондов по предприятиям рынка нефтепродуктов, % 50,1 48,6 47,1 45,2 43,4 41,2 39,2 37,2 35,4 35,1
По данному варианту самыми значительными темпами роста отмечаются реальные доходы населения области. За 2006-2015 гг. они возрастут в 5,4 раза, что свидетельствует о социальной ориентации предложенной стратегии. Как уже упоминалось, в процессе реализации стратегии появится более 255 новых рабочих мест на модернизируемых и вновь создаваемых объектах. Кроме того, предусматриваются дополнительные рабочие места на АЗС в результате формирования биржи нефти и создания других структурных подразделений рынка нефтепродукта. В 2015 г. интегральный социальный эффект составит 22,2 млрд. руб.
В настоящее время экологическая обстановка в Курганской области остается сложной, несмотря на то, что техногенные нагрузки от источников антропогенного воздействия, расположенных на территории области, продолжают прогрессивно снижаться. При предполагаемом росте производства в рамках стратегии предусмотрены специальные мероприятия, направляющие экономическую стабилизацию в русло экологических требований. В своей основе эти мероприятия по области включают ресурсосберегающие и безотходные технологии. Это отражено в изменении показателей экологической безопасности. Во-первых, строительство завода по переработке нефти в соответствии с современными экологическими нормативами приведет к тому, что удельный вес выброса вредных веществ в атмосферу предприятиями нефтепереработки к 2015 г. не превысит 0,2% общего объема выбросов. Во-вторых, тенденции изменения показателей выброса вредных веществ в атмосферу и сброса загрязненных сточных вод являются более благоприятными, чем по базовому варианту. Поэтому реализация целевого варианта позволит стабилизировать экологическую и санитарно-эпидемиоло-
гическую обстановку в Курганской области, улучшить показатели здоровья населения, уменьшить экологический ущерб.
Проанализировав возникающие риски в отношении региональной стратегии развития рынка нефтепродуктов, приходим к выводу о невысокой вероятности их появления. В последние годы в Уральском федеральном округе потребление бензина и других продуктов переработки нефти в несколько раз выше их производства (рис. 2) [5], поэтому риск невостребованности дополнительной продукции рынком отсутствует.
%
12 1 10 -8 -6 -
4 -2 0
Рис. 2. Удельный вес Уральского федерального округа в производстве ( □ ) и потреблении (® ) нефтепродуктов в России
Задача дальнейшего анализа заключается в том, чтобы сформировать необходимую информацию для принятия решений о выборе целесообразной стратегии. Сравнительный анализ двух вариантов построенного прогноза развития региональной экономики выявляет большую эффективность стратегии, предусмотренной в целевом варианте, согласно которому по всем выбранным для этого критериям результат предпочтительнее по сравнению с базовым (табл. 5).
Так, ВРП, рассчитанный по целевому варианту, на 35% больше, чем по базовому. Комплекс мероприятий целевого варианта дает высокий бюджетный эффект; в сравнении с инерционным вариантом доход регионального бюджета возрастет на 38,7%. Следовательно, с точки зрения экономической эффективности реализация стратегии развития рынка нефтепродуктов является вполне обоснованной.
В социальной сфере эффективность стратегии заключается в повышении качества жизни населения области. По целевому варианту доходы населения к 2015 г. будут в 3,7 раза выше, чем по базовому, более высоким станет индекс развития человеческого потенциала, снизится уровень безработицы.
По остальным критериям эффективности также отмечается большая привлекательность целевого варианта по отношению к базовому. Возрастет количество АЗС и обеспеченность населения топливом. Уменьшатся удельные выбросы загрязняющих веществ в атмосферу и снизится износ основных производственных фондов. Кроме того, будет повышена топливная безопасность региона, поскольку планируется к 2015 г. обеспечить область собственными топливными ресурсами не менее чем на 77% потребности.
В целом к 2015 г. будет создана база для реализации приоритетных стратегических направлений развития области, что позволит ей достичь уровня социальноэкономического развития, сопоставимого со среднероссийскими показателями.
Таблица 5
Сравнение характеристик базового и целевого вариантов развития рынка нефтепродуктов Курганской области в 2015 г.
Блок характеристик эффективности Показатель Базовый (инерционный) вариант Целевой вариант (при условии реализации стратегии)
Экономическая результа- Валовой региональный продукт в ценах 2005 г., млрд. руб. 64,2 86,7
тивность Доход бюджета Курганской области в ценах 2005 г., млрд. руб. 23,5 32,6
Социальная эффектив- Среднедушевые доходы населения в ценах 2005 г., руб./мес. 7359 27562
ность Уровень безработицы, % 4,3 2,8
Индекс развития человеческого потенциала 0,712 0,774
Экологическая безопас- Выброс вредных веществ в атмосферу, тыс. т 28,9 27,6
ность Сброс загрязненных сточных вод, тыс. куб. м 75,5 66,0
Удельный вес выброса вредных веществ в атмосферу от предприятий нефтепереработки, % 0 0,2
Топливная безопас- Доля собственных источников в топливном балансе, % 0 77,0
ность Потребление дизельного топлива и автобензина, тыс. т 170 325
Количество АЗС 203 284
Износ основных производственных фондов по предприятиям рынка нефтепродуктов, % 48,5 35,1
К основным результатам реализации стратегии структурной перестройки рынка нефтепродуктов дотационной Курганской области следует отнести:
- модернизацию и структурное обновление регионального рынка нефтепродуктов, увеличение его эффективности и конкурентоспособности, что способствует росту ВРП, развитию социальной сферы и повышению качества жизни населения области;
- рост доходов населения и сглаживание резких территориальных различий в уровне доходов;
- расширение рынка труда, появление новых рабочих мест для квалифицированных кадров на предприятиях рынка нефтепродуктов;
- повышение топливной безопасности Курганской области за счет появления собственного производства топливно-энергетических ресурсов в виде продуктов нефтепереработки;
- ускорение темпов развития науки и техники, обеспечивающее подъем экономики;
- улучшение экологической обстановки.
Конечно, всякая экстраполяция грешит условностью: в столь стремительно меняющемся мире невозможно предвидеть точно, какой будет политическая ситуация через два, пять и более лет и соответственно какие экономические парадигмы будут определять параметры социально-экономического развития. Однако целью оценки эффективности стратегии реструктуризации было не определение точных показателей, а выявление тенденций и закономерностей развития экономики региона при внедрении того или иного комплекса мероприятий. Результаты оценки
объективно свидетельствуют о большей привлекательности варианта реализации
стратегии структурной перестройки рынка нефтепродуктов.
Литература
1. Регионы России. Основные характеристики субъектов Российской Федерации. 2005: Стат. сб. М.: Росстат, 2006.
2. Система национальных счетов (краткие положения) / Под ред. В.И. Ефименкова. Курган: КФ ИЭ УрО РАН, 1998.
3. Татаркин А.И., Ефименков В.И., Болтнев Н.И. Стратегия социально-экономического развития Курганской области до 2010 года. Препринт. Екатеринбург: УрО РАН, 2002.
4. Региональные стратегии устойчивого социально-экономического роста / Под ред. Татарки-на А.И. Екатеринбург: УрО РАН, 1998.
5. Мастепанов А.М., Саенко В.В., Рыльский В.А., Шафраник Ю.К. Экономика и энергетика регионов Российской Федерации. М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2001.