Ланских Анатолий Николаевич
соискатель, доцент, декан,
Финансовый университет при Правительстве РФ, г. Москва [email protected]
методология форсайт для прогнозирования тенденций
высшего образования
прогнозирование тенденций развития системы
высшего образования на основе методологии форсайт
_Аннотация
В статье обсуждаются возможности применения методологии Форсайт для прогнозирования тенденций развития системы высшего образования.
Ключевые слова: методология Форсайт, прогноз, стратегия развития, система высшего профессионального образования
Специфика системы высшего профессионального образования состоит в отложенном характере результатов образовательного процесса, что требует ориентации образовательных программ на перспективные потребности рынка труда и формирование стратегического видения своего развития с учетом этих потребностей и глобальных тенденций. Это актуализирует роль прогностических исследований системы высшего профессионального образования, в том числе и Форсайт1.
1 Форсайт (от англ. foresight - видение будущего) - метод, технология, процесс систематических попыток заглянуть в отдаленное будущее конкретной области деятельности на основе масштабного опроса экспертов
Форсайт для выявления тенденций в системе высшего образования
Из существующих в настоящее время методологий прогнозирования только Форсайт позволяет обеспечить учет всех вариантов развития событий в их взаимосвязи с мерами образовательной политики, возможными сценариями экономического развития. Обращаясь к вопросу выявления тенденций развития системы высшего образования методом Форсайт, необходимо отметить возможность получения нового знания, которое может в дальнейшем использоваться как
с целью определения областей стратегических исследований и технологий, которые вероятно смогут принести наибольшие экономические и социальные выгоды. -Прим. ред.
обра
информационная основа для изменения и уточнения политики в сфере высшего профессионального образования, Не менее важным результатом является формирование горизонтальных взаимосвязей между экспертами, представляющими различные социальные, общественные и экономические группы,
По мнению А.В. Соколова, важным аспектом проектов Форсайт является формирование согласованного видения, разделяемого в той или иной степени всеми заинтересованными сторонами, Это достигается путем интенсивных консультаций в рамках экспертных групп, семинаров, опросов и других мероприятий, Таким образом, можно сделает вывод, что прогнозируемая на основе методологии Форсайт стратегия развития основных аспектов системы высшего профессионального образования имеет следующие особенности:
- стратегия развития становится результатом общих усилий, а не навязывается сверху от правительства;
- достигается исключительно важный эффект, заключающийся в том, что в процессе проводимых обсужде-
.. .у Форсайта имеются возможности использования его в качестве инструмента международной кооперации в решении глобальных
проблем высшего профессионального образования
ний возникают горизонтальные связи между всеми заинтересованными субъектами системы высшего образования: работодателями, вузами, школами, родителями, преподавателями, чиновниками, и, следовательно, результатом этих взаимосвязей становится лучшее понимание проблем развития образования всеми сторонами,
Форсайт за рубежом и в России
Наряду с приведенными выше типами проектов, можно выделить ряд других потенциальных сфер применения Форсайта, Это могут быть такие направления, как интеграция науки и образования, Примером такого исследования может служить проект Европейской Комиссии по определению мер поддержки взаимосвязей между наукой и высшим образованием с целью упрочения стратегической базы европейского исследовательского пространства (3), В рамках этого проекта на основе аналитических исследований и интеграции экспертных мнений были сформированы два вероятных сценария:
- «Гонка на гребне волны» (продолжение и ускорение текущих тенденций);
- «Второй ренессанс» («проактив-ный» сценарий, предусматривающий качественное усиление роли науки и образования в повышении конкурентоспособности европейской экономики и усилении социальной сплоченности), Кроме того, экспертной группой высокого уровня были предложены семь блоков рекомендаций по мерам, которые необходимо принять Европейской Комиссии в области развития интеграционных процессов науки и образования,
В развитых странах это направление получило широкое распространение,
в рамках соответствующих проектов заняты тысячи молодых людей, формируются партнерские отношения между школами, университетами и промышленными компаниями, проводятся серии региональных и национальных конкурсов, что в итоге приводит к воспитанию у подрастающего поколения важных человеческих и профессиональных качеств.
В России первые опыты в области Форсайтов начались в 2003 году. В частности, Министерство информационных технологий и связи провело Форсайт-исследование по информационным и телекоммуникационным технологиям, которые относятся к классу «технологических Форсайтов». Федеральное агентство по науке и инновациям совместно с Курчатовским центром осуществило пилотный Форсайт-проект по нанотехнологиям, а совсем недавно ряд исследователей, в том числе ГУ - ВШЭ, получили результаты по Форсайту в области энергетического машиностроения. Выработанные сценарии и определение приоритетных направлений деятельности высших учебных учреждений по итогам Форсайтов крайне важны, в том числе и для совершенствования стратегий развития данных образовательных учреждений высшего профессионального образования и планов научно-исследовательских работ НИИ. Кроме того, у Форсайта имеются возможности использования его в качестве инструмента международной кооперации в решении глобальных проблем высшего профессионального образования.
Форсайт: аргументы «за»
Форсайт позволяет по-новому взглянуть на проблемы высшего профессионального образования, особенно в тех
Форсайт позволяет по-новому взглянуть на проблемы высшего профессионального образования, особенно в тех вопросах, которые касаются участия общества
вопросах, которые касаются участия общества. Это не позволит специалистам высшего профессионального образования зациклиться в своих узкопрофессиональных представлениях о путях решения проблем. Таким образом, следует говорить о целесообразности применения Форсайта при разработке, реализации и корректировке стратегий управления и развития системы высшего профессионального образования, особенно в тех случаях, когда существенную роль играют не только технологические инновации, но и изменение экономических отношений между участниками образовательного процесса.
Еще один момент, который также говорит в пользу применения методологии Форсайт, заключается в обострении конкуренции, которая ставит перед системой высшего профессионального образования задачу применения такого прогноза, который позволит выявить не только краткосрочные, но и долгосрочные тенденции развития. Главная особенность Форсайт-проектов в том, что они ориентированы на определение возможных вариантов
главная особенность Форсайт-проектов в том, что они ориентированы на определение возможных
вариантов будущего и активное формирование его наиболее предпочтительных сценариев
будущего и активное формирование его наиболее предпочтительных сценариев, А поскольку контуры будущего во многом определяются сегодняшними действиями, выбор наиболее предпочтительных сценариев следует подкрепить соответствующими мерами, которые обеспечат наиболее благоприятную траекторию развития в условиях конкуренции,
Методология Форсайт обеспечивает системное прогнозирование, в котором учитываются основные значимые факторы, определяющие развитие в научной, образовательной, экономической и социальной сферах, Она основана на целенаправленном выявлении и использовании знаний экспертов, представляющих экспертные знания, которые раньше не применялись экспертами, не мыслились ими как возможный сценарий будущих состояний,
По мнению Я, Кузьминова, прожектив-ные технологии, коллективное моделирование ситуаций «а если», экспертная оценка чужих прогнозов, в ходе которой формулируются новые
ограничения и прогнозы, должны найти место в формирующейся методике Форсайта (1),
Форсайт и развитие неформальных связей
Особое место принадлежит использованию результатов Форсайта на этапе выбора оптимальной долгосрочной стратегии, Разработка эффективных долгосрочных стратегий требует опоры на целевые ориентиры, которые определяются в результате экспертного анализа «поля возможностей», К этому этапу экспертного анализа необходимо подключать другую группу экспертов - представителей сложившихся в обществе групп интересов, Следует отметить, что долгосрочные стратегии могут реализовываться только при условии согласия между заинтересованными сторонами в отношении поставленных целей и предлагаемых мер по их достижению, Таким образом, Форсайт ориентирован не только на получение новых знаний (в форме докладов, набора сценариев, рекомендаций и т,п,), но и на развитие неформальных взаимосвязей, горизонтальных сетей, создание площадок, в рамках которых ученые, предприниматели, представители власти и общества могут систематически обсуждать общие проблемы, Хотя российский опыт Форсайтных исследований только формируется, тем не менее, перспективы Форсайта в России поистине безграничны, Этот инструмент может использоваться для выявления направлений развития в бизнесе, определения форм участия граждан в принятии социально значимых решений, выборе вектора научно-технической политики, установлении направлений регионального
партнерства и в других направлениях. Тем не менее, по мнению автора, начавшиеся подвижки в развитии системных инновационных проектов, к которым относятся такие проекты, как «Сколково», потребуют достоверных прогнозов среднесрочного и долгосрочного развития системы высшего профессионального образования в России.
Выводы
- из существующих в настоящее время методологий прогнозирования только Форсайт позволяет обеспечить учет всех вариантов развития событий в их взаимосвязи с мерами образовательной политики, возможными сценариями экономического развития;
- стратегия развития основных аспектов системы высшего профессионального образования имеет следующие особенности:
а) она становится результатом общих усилий, а не навязывается сверху от правительства;
б) целесообразность применения Форсайта при разработке, реализации и корректировке стратегий управления и развития системы высшего профессионального образования, особенно в тех случаях, когда существенную роль играют не только технологические инновации, но и изменение экономических отношений между участниками образовательного процесса.
Литература
1. Кузьминов Я. Перспективы Форсайта в России безграничны // Форсайт. -2007. - № 1. - C. 8-12.
2. Соколов А.В. Долгосрочное прогнозирование тенденций развития образования методами Форсайт // Вопросы образования. - 2004. - № 3. - С. 66-76.
3. Measures to Improve Higher Education / Research Relations in Order to Strengthen the Strategic Basis of the ERA. European Commission, November 2003. - PP. 192-206.
Anatoly N. Lansky
Applicant, Associate Professor, Dean,
Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow
Forecasting Trends in Higher Education Based on the Foresight Methodology
_Abstract
The article discusses the possibility of applying the Foresight methodology to forecast the development trends in higher education.
Keywords: Foresight methodology, forecast, development strategy, system of higher vocational education