МЕНЕДЖМЕНТ
Форсайт как новая методология управления развитием высшей школы
А. Н. Ланских
В статье рассмотрены перспективы метода прогнозирования форсайт для формирования приоритетных направлений развития высшей школы. Показаны методические различия в подходах к определению форсайта, проанализирован зарубежный опыт применения этой новой технологии долгосрочного прогнозирования, рассмотрены ее специфика и отличия от традиционных методов. Форсайт может быть эффективен для определения направлений развития общества и бизнеса, а также государственной политики в области подготовки специалистов.
Ключевые слова: форсайт, долгосрочное планирование, прогнозирование, высшая школа, временная перспектива, инструменты анализа.
Foresight as a New Methodology of Managing High School Development
A. N. Lanskikh
Perspectives of using a new method of forecasting "foresight" for forming priority directions of high school development are examined in this article. The author presents differences offoresight's definition, analyzes international experience of using this new technology of long-term forecasting, examines its specific character and distinction from traditional methods. Foresight can be effectivefor determination of society and business development directions and also of state policy in the sphere of expert's training.
Key words: foresight, long-term planning, forecasting, high school, provisional perspective, analysis instruments.
Инновационное развитие российской экономики требует формирования новых методов управления и планирования. Это особенно важно для развития системы высшего профессионального образования, обязанной обеспечивать подготовку специалистов с такими компетенциями, которые отвечали бы требованиям инновационной деятельности.
Изменения, происходящие в российской системе высшего и послевузовского образования, затрагивают многие важнейшие аспекты. Во-
первых, нужна новая экономическая основа подготовки научных работников и высококвалифицированных специалистов для инновационного развития страны; во-вторых, следует развивать механизмы финансирования учебного процесса в государственных вузах, а также решить проблему финансового обеспечения фундаментальных и прикладных научных исследований в вузах.
Кроме того, нуждаются в совершенствовании подходы к подготовке специалистов с высшим
Анатолий Николаевич Ланских - кандидат военных наук, доцент, и. о. ректора Всероссийского финансово-экономического института. E-mail: [email protected]
образованием для нужд рыночной экономики, в том числе и на коммерческой основе в частных вузах. Наконец, необходимо обеспечить устойчивую связь вузов с бизнес-средой.
Переход к рыночной экономике высветил проблемы, имеющие как типовые черты, характерные для всех стран с переходной экономикой, так и уникальные свойства, важные для обеспечения конкурентоспособности российского бизнеса [1]. Это утверждение в полной мере распространяется на российскую систему высшего образования.
Сегодня постановка основных, в том числе экономических, задач в нашей системе высшего образования ориентирована на решение текущих проблем, на элементарное выживание в условиях скудного государственного финансирования. Поэтому стоит вопрос реальной оценки изменений требований к образованию. Размыты приоритеты и долгосрочные цели развития высшей школы. Теряют эффективность традиционные методы планирования и управления, что делает подготовку инновационных специалистов для народного хозяйства практически невозможной.
Между тем есть успешный опыт развитых стран, который мог бы быть полезным для развития нашей системы высшего образования. Это прежде всего опыт планирования ресурсов, как материальных, так и интеллектуальных, выделяемых на развитие системы высшего образования и подготовки высококвалифицированных специалистов для нужд инновационной экономики.
В условиях нестабильности внешней среды и недостаточности финансирования при выборе путей развития высшей школы необходимо опираться на современные многофакторные модели прогнозирования, позволяющие комплексно оценивать стратегические альтернативы и принимать решения о путях и методах совершенствования деятельности вузов. В зарубежной науке и практике в качестве эффективной методологии для оценки направлений развития технологии активно применяется технологический форсайт (от гит. foresight — взгляд в будущее), в том числе для прогнозирования социально-политических процессов на макро-, мезо- и микро- уровнях.
Несмотря на расширение практики применения такого инструмента, как форсайт, в отно-
шении него до сих пор не сложилось единого мнения. Разные определения понятия «форсайт», представленные в Интернете и научной литературе, свидетельствуют о наличии методических различий:
• эффективный инструмент формирования приоритетов и мобилизации большого количества участников для достижения качественно новых результатов в сфере науки и технологий, экономики, государства и общества (Википедия, http://ru.wikipedia.org);
• систематические попытки оценить долгосрочные перспективы науки, технологий, экономики и общества, чтобы определить стратегические направления исследований и новые технологии, способные принести наибольшие социально-экономические блага;
• метод, технология, процесс систематических попыток заглянуть в отдаленное будущее науки, технологии, экономики и общества на основе масштабного опроса экспертов с целью определения областей стратегических исследований и технологий, которые, вероятно, смогут принести наибольшие экономические и социальные выгоды;
• методика долгосрочного прогнозирования научно-технологического и социального развития, основанная на опросе экспертов;
• система методов экспертной оценки стратегических направлений социально-экономического и инновационного развития, выявления технологических прорывов, способных оказать воздействие на экономику и общество в средне- и долгосрочной перспективе.
Все сходятся в одном: форсайт — это новая технология прогнозирования развитий социально-экономических процессов в большой временной перспективе. Форсайт обеспечивает намного более комплексный подход, чем традиционное прогнозирование, поскольку:
1) прогнозы, как правило, формирует узкий круг экспертов, и зачастую их прогноз ассоциируется с предсказанием малоуправ-ляемых событий (прогноз курсов акций, погоды, спортивных результатов и др.). В случае форсайта речь идёт об оценке возможных перспектив инновационного развития, связанных с прогрессом в области
— 6 1
науки и технологий, очерчиваются возможные технологические горизонты, которые могут быть достигнуты при вложении определённых средств и организации систематической работы, а также вероятные эффекты для экономики и общества;
2) форсайт всегда подразумевает участие многих экспертов, интенсивный обмен мнениями представителей всех сфер деятельности, в той или иной степени связанных с тематикой конкретного форсайт-проекта, а иногда и опрос определённых групп населения (жителей региона, молодёжи и др.), прямо заинтересованных в решении проблем, обсуждаемых в рамках проекта;
3) форсайт нацелен на разработку практических мер по приближению выбранных стратегических ориентиров;
4) в отличие от традиционных прогнозов, при форсайте горизонт прогнозирования составляет, как правило, 25-30 лет с пролонгированием до 50-60 лет.
В целом предсказание или предвидение будущего относится к классу глобальных задач, которые присущи всем сферам деятельности: социально-общественной, политической, научной, экономической и другим областям, которые целенаправленно управляются людьми или относятся к природным явлениям, совсем не управляемым или управляемым частично. В результате развития формальных методов (прежде всего таких разделов математики, как теория множеств, булева алгебра, нечеткая логика, теория вероятности и математическая статистика) выработаны типовые подходы к решению задачи прогнозирования. Однако из-за огромного разнообразия объектов прогнозирования и вариантов изменения со временем их свойств, сложно найти универсальный подход, который гарантировал бы требуемую достоверность прогноза, а для некоторых классов задач он вообще невозможен. Тем не менее для некоторых экономических объектов в отдельных областях и для определенных горизонтов прогнозирования (интервалов времени, на которые осуществляется прогноз) используются разные инструменты прогнозирования, дающие требуемую степень достоверности прогноза.
Для форсайта могут быть использованы разные (иногда числом до десяти) инструменты
анализа, работы с информационными потоками, экспертным сообществом и пр. Чаще всего используется метод дельфи, БШОТ-анализ и/или анализ информационных потоков, методика фокус-групп или панелей экспертов и сценарное планирование. Определяющее место в этой работе занимают аналитические методы, задающие граничные условия и форматы создания опросных панелей, сценарных вариантов развития, которые определяют связность образов будущего и сопряженных с ними стратегий [4].
В разных странах в основе форсайта лежат различные методологические и организационные принципы (см. табл. 1), используются разные комбинации методов. Общим при этом являются вовлеченность общественных сил в обсуждение и сопоставление долгосрочных прогнозов, стратегий развития, выработка комплексного видения будущего и согласование путей его достижения. Форсайт используется во многих не только развитых, но и развивающихся странах мира. Богатый опыт в этой сфере накоплен в Японии, Великобритании, Германии. На регулярной основе проводятся исследования в Китае, Корее, ЮАР, странах Латинской Америки. В Колумбии, например, насчитывается более 60-ти форсайт-проектов. Общее же число исследований в мире исчисляется тысячами.
Сегодня в России на разных уровнях управления актуальна задача выработки долгосрочных стратегий, обеспечивающих переход страны, региона, компаний, организаций и университетов на новый (инновационный) путь развития. На взгляд автора, именно форсайт может внести существенный вклад в решение этой задачи. Хотя применение этой новой технологии в нашей стране носит крайне ограниченный характер, сегодня реализуется несколько форсайт-проектов: в Минпромэнерго (промышлен-но-энергетический форсайт), в атомной промышленности, Минкомсвязи, Минобрнауки, а также региональные форсайты в Перми, Иркутской области, Республике Башкортостан [2].
Одним из форсайт-проектов Министерства образования и науки стала разработка прогноза потребности в специалистах через 5-7 лет. Как сказал в интервью от 07.03.2009 г. радиостанции «Вести-БМ» заместитель министра образования и науки Владимир
Миклушевский,1 прогноз выполнен «на основе математического форсайта» (надо понимать, что для прогноза применяли математические методы, а не экспертные оценки).
Политика в сфере высшего профессионального образования должна отвечать общенациональным интересам и учитывать общие тенденции мирового развития, включая ускорение темпов социально-экономического развития, переход к постиндустриальному информационному обществу, необходимость решения глобальных проблем, рост конкуренции, глубокие структурные изменения в сфере занятости и возрастание роли человеческого капитала. Известно, что специфика системы высшего профессионального образования состоит в отложенном характере результатов образовательного процесса, поэтому образовательные программы должны быть ориентированы на перспективные потребности рынка труда. Необходимо стратегическое видение путей развития с учетом этих потребностей и глобальных тенденций, а это актуализирует роль прогностических исследований системы высшего профессионального образования, в том числе и методом форсайт.
Выявление тенденций развития системы высшего образования методом Форсайт позволяет
получить новое знание, которое в дальнейшем можно использовать как информационную основу для изменения и уточнения политики в сфере высшего профессионального образования. Не менее важный результат — формирование прямых взаимосвязей между экспертами, изучающими разные социальные, общественные и экономические группы (группы ученых, промышленников, государственных служащих, представителей общественных организаций, юристов и др.). Такие взаимосвязи зачастую оказываются более эффективными в практическом плане, чем навязываемые сверху политические решения.
Крайне важно по итогам форсайт-проектов выработать сценарии и определить приоритетные направления деятельности вузов, в том числе и для совершенствования стратегий развития этих учреждений и планов научных исследований НИИ. В дальнейшем это поможет определить практику софинансирования форсайт-проектов со стороны бизнеса и исследовательских институтов, объем которого, однако, как показывает международная практика, обычно редко превышает 10-15%. Кроме того, форсайт можно использовать в качестве инструмента международной кооперации в решении глобальных проблем высшего профессионального образования.
Таблица 1
Наиболее распространенные сочетания методов, используемых при реализации форсайт-проектов
Методы 1 2 3 Группы форсайт-проектов 4 5 6 7 8 9
1. Обзор литературы Р ч ч Ч ч н Н Р Н
2. «Мозговой штурм» Ч р ч ч ч р Р Н Р
3. Сценарии ч ч р н н р Р Р Р
4. Экспертные группы ч ч н р н р Р Р Р
5. Рабочие совещания по футуристическим оценкам ч н н н р р Р Р Р
6. Дельфи н р р р р р Р Р Р
7. Анализ ситуации н р р р р р Р Р Р
8. SWОТ-анализ р н р р р р Р Р Р
9. Критические технологии н р р р р р Р Р Р
Применяемые в таблице обозначения:
Ч - часто используются вместе; Н - не очень часто используются вместе; Р - редко используются вместе.
mon.gov.ru (дата посещения сайта — 3 сентября 2011 г.)
Методология форсайт позволяет по-новому взглянуть на проблемы высшего профессионального образования, особенно если их решение требует участия общества, поскольку она не дает специалистам высшего профессионального образования зациклиться на своих узкопрофессиональных представлениях о способах решения проблем. Форсайт целесообразно применять при разработке, реализации и корректировке стратегий управления и развития системы высшего профессионального образования, особенно когда важно обеспечить не только технологические инновации, но и изменить экономические отношения между участниками образовательного процесса. Еще один аргумент в пользу применения Форсайта — обострение конкуренции, которая ставит систему высшего профессионального образования перед необходимостью такого прогноза, который позволит выявить не только краткосрочные, но и долгосрочные тенденции развития. Главная особенность форсайт-проектов — ориентация на поиск вариантов будущего и активное формирование его наиболее предпочтительных сценариев. А поскольку контуры будущего во многом определяются сегодняшними действиями, то выбор предпочтительных сценариев следует подкрепить соответствующими мерами, которые обеспечили бы оптимальную траекторию развития в условиях конкуренции.
Методология форсайт обеспечивает системное прогнозирование, при котором учитываются факторы, определяющие развитие в научной, образовательной, экономической и социальной сферах. Она основана на целенаправленном выявлении и использовании экспертных знаний, которые раньше не рассматривались при разработке возможных сценариев будущих состояний.
Для реализации форсайта в системе управления высшим профессиональным образованием необходимо проработать вопрос отношений органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации с субъектами системы высшего профессионального образования в части разработки прогнозов, так как в рамках действующего законодательства данные взаимоотношения не регламентированы. Безусловно, сегодня немало связанных с прогнозированием проблем, которые пока не решены на федеральном уровне, что затрудняет
разработку прогнозов, в том числе и с помощью методологии форсайт, которая в России еще только апробируется. Также очевидно, что социально-экономические прогнозы составляют неотъемлемую часть разработки концепции, по которой будет развиваться система высшего профессионального образования. И этой системе нужно активнее включаться в процесс прогнозирования социально-экономического развития общества, страны и субъектов федерации.
Из известных в настоящее время методологий долгосрочного, на 30-50 лет, прогнозирования только форсайт позволяет учесть все варианты развития событий в их взаимосвязи с мерами образовательной политики и возможными сценариями экономического развития. Хотя российский опыт форсайтных исследований только формируется, перспективы этого метода в наших условиях поистине безграничны. Его можно применять для определения направлений развития общества, бизнеса, для поиска форм участия граждан в принятии социально значимых решений, при выборе вектора государственной научно-технической политики в сфере высшей школы и подготовки специалистов, которые будут востребованы инновационной экономикой.
Литература
1.Эскиндаров М. А. Развитие корпоративных отношений в современной российской экономике. М.: Республика. — 1999.
2. Гапоненко Н. В. Форсайт. Теория. Методология. Опыт: монография. М.: Юнити — Дана. 2008. 239 с.
3. Гохберг Л. Новые тенденции в российской практике форсайт-исследований. // Форсайт, 2009. № 3(11).
4.Куклина И. Р. Форсайт как инструмент активного исследования и формирования будущего http://viperson.ru/wind. php?ID=361988&soch=l