A. M. BARKHATOVA
УДК 339.133 А. М. БАРХАТОВА
Байкальский государственный университет экономики и права,
г. Иркутск, Российская Федерация
ПРОГНОЗИРОВАНИЕ СПРОСА НА ДИЕТИЧЕСКИЕ ПРОДУКТЫ (ПО МАТЕРИАЛАМ МАРКЕТИНГОВЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ)
Аннотация. Описана необходимость расчета и прогнозирования спроса на этапе разработки маркетингового комплекса и обоснования рентабельности вывода на рынок товара-новинки — диетического продукта питания. Выделены особенности спроса на диетические продукты и возможные факторы, изменяющие структуру спроса. Проанализированы предпосылки развития рынка диетических продуктов на основе статистических данных по Иркутской области. Спрогнозированы наиболее выгодные товары на рынке диетических продуктов с учетом темпа роста заболеваний населения Иркутской области. Выявлены предпочтения потребителей по продуктовым категориям на основе наиболее потребляемых продуктов, в которых товар-новинка будет наиболее заметен. Представлены результаты авторского исследования потребителей диетических продуктов, на основе которого даны рекомендации по типу и объему упаковки. Приведены методики расчета спроса по Г. Л. Азоеву с выявлением их положительных и отрицательных сторон. Более подробно рассмотрен статистический способ, на основе которого произведен расчет потенциального спроса на майонез «Диабетический» — новый продукт Группы предприятий «Янта».
Ключевые слова. Исследование потребителей; особенности спроса; потенциальный спрос; тенденция роста; диетические продукты.
Информация о статье. Дата поступления 30 июня 2014 г.; дата принятия к печати 5 сентября 2014 г.; дата онлайн-размещения 31 октября 2014 г.
A. M. BARKHATOVA
Baikal State University of Economics and Law, Irkutsk, Russian Federation
FORECASTING THE DEMAND FOR DIET PRODUCTS (ACCORDING TO THE MARKET RESEARCH METERIALS)
Abstract. The necessity of calculating and forecasting the demand on the stages of marketing complex development and justification of profitability of a new diet product launch is described. The features of the demand for diet products and possible factors changing the structure of the demand are designated. The prerequisites for dietary food market development on the basis of statistical data of the Irkutsk region are analyzed. The most profitable products in the dietary food market with respect to the growth rate of population diseases in the Irkutsk region are forecasted. The author defines the consumer's preferences of some product categories including the most consumed products where a new product is the most noticeable. The results of the author's research of diet products consumers are provided. Proceeding from the results, the authors gives the recommendations on type and volume of product packaging. The article also contains the demand calculation methodology devised by Azoev, the positive and negative sides of which are evaluated. Special attention is paid to the statistical method, on the basis of which the potential demand for «Diabetes» mayonnaise — a new product of Yanta company — is calculated.
Keywords. Consumer research, demand features, potential demand, growth rate tendency, dietary products.
Article info. Received June 30, 2014; accepted September 5, 2014; available online October 31, 2014.
В настоящее время многие люди стали придерживаться здорового образа жизни. Открываются многочисленные тренажерные залы и спортивные магазины. Производители строят свою инновационную политику с учетом предпочтений основного сегмента потребителей и развития модных тенденций. Это развитие проявляется в продовольственной сфере, в частности, в появлении новых продуктов и связанных с ним
проблем вывода их на рынок. Для обоснования целесообразности вывода новых товаров необходимо рассчитывать финансовые показатели, следовательно, необходимо оценить спрос.
Расчет и прогнозирование спроса необходимы на этапе разработки маркетингового комплекса и обоснования рентабельности вывода нового продукта на рынок. Далее изучение спроса продолжается и на остальных этапах
© А М. Бархатова, 2014
109
PROBLEMS OF THEORY AND PRACTICE OF MANAGEMENT
жизненного цикла товара, и большинство проводимых маркетинговых исследований имеют цель изучить предпочтения потребителей и факторы увеличения спроса на потребительские товары.
«Спрос» является одним из базовых понятий маркетинга вместе с такими терминами, как «нужда», «потребность», «товар», «обмен», «рынок». Методики расчета, разновидности, классификации спроса эволюционируют вместе с маркетинговой наукой.
Среди классических исследователей спроса и его разновидностей с точки зрения маркетинговой теории нужно отметить таких ученых, как Ф. Котлер, Г. Армстронг, Ж. Ж. Ламбен, П. Дойль. В России этой проблемой занимаются Г. Л. Азоев, Е. Голубков, И. К. Беляевский, И. Л. Акулич и др. Подтверждением значимости категории спроса является, например, определение Дж. Эванса и Б. Бермана: «Маркетинг — это предвидение, управление и удовлетворение спроса на товары, услуги, организации людей, территории и идеи посредством обмена» [15, с. 17].
В маркетинге, говоря об оценке текущего спроса, имеют в виду количественную величину — объем спроса как количество товара данного вида, которое может быть приобретено группой потребителей в определенном географическом регионе в текущий момент времени [9, с. 133].
Как пишет Е. Голубков, рыночный спрос можно оценить через объем продаж на определенном рынке определенной марки товара или совокупности марок товара за определенный период времени [7, с. 59].
Целью нашего исследования является рассмотрение спроса на диетические продукты, который можно определить как количество этих продуктов, которое желают и могут приобрести потребители за некоторый период времени по определенной цене [4].
Диетические продукты относятся к товарам массового спроса. В то же время можно выделить следующие особенности спроса на диетические продукты:
1. Выраженный сезонный характер спроса. Спрос в «пиковый» сезон может превышать спрос «мертвого» сезона в 2-3 раза [5]. Весной и осенью наблюдается повышенный спрос на диетические продукты по причине обострения у населения многих хронических заболеваний. Потребители, которые в другие периоды могли пренебрегать диетами, после обострения возвращаются к диетическому питанию.
2. Особенности территориальной сегментации рынка диетических продуктов и высокая изменчивость рыночной конъюнктуры в зависимости от уровня и структуры заболеваемости населения данного региона — эпидемии, экологическое и техногенное состояние окружающей среды, эндемичность территории по тем или иным заболеваниям и др.
3. Сложная структура спроса на диетические продукты, связанная с необходимостью их персонификации и индивидуализации для каждой группы заболеваний. У каждой группы потребителей с определенными заболеваниями разрешены к употреблению только назначенные продукты или запрещено наличие в их составе определенных веществ, например, сахара для болеющих диабетом людей. Также важны условия приготовления еды, например пища, приготовленная на пару и без жиров, рекомендуется для людей с лишним весом.
4. Целевой аудитории не всегда понятно отличие диетических продуктов от обычных. Большая часть населения не задумывается о полезных свойствах пищи. Поэтому для увеличения продаж необходима огромная информационная работа по разъяснению пользы диетических продуктов и так называемых рекомендованных продуктов, подходящих группам потребителей с разными заболеваниями для получения ощутимого эффекта — в первую очередь улучшения самочувствия и здоровья.
5. Влияние на спрос медицинского маркетинга. Врачи, устанавливая диагноз, определяют, в сущности, спрос со стороны пациентов на диетические продукты питания. Как известно, коммуникации в связке «врач — пациент» обладают высокой степенью доверия и эффективности.
6. Особые требования, предъявляемые к качеству и безопасности диетических продуктов. К этим продуктам предъявляются повышенные стандарты качества.
7. Социальная значимость производства диетических продуктов питания (для государства и общества). Производство диетических продуктов развивается усилиями не только производителей, но и государства, поскольку является частью стратегии здорового образа жизни населения.
8. При постоянном потреблении диетических продуктов за определенный период времени наблюдается положительный результат. При правильном питании самочувствие человека улучшается и он видит эффект от их использования. В своей знаменитой статье «Теория распределения времени» лауреат Нобелевской премии по
экономике Г. Беккер указывает на то, что спрос «предъявляется не на рыночные товары сами по себе, а на извлекаемые из них полезные эффекты» [2, с. 159], поэтому необходимо различать «товары» (goods), приобретаемые на рынке, и «потребительские блага» (commodities), являющиеся конечным продуктом [8, с. 24]. Таким образом, потребители покупают диетические продукты с целью получения эффекта (результата) от потребления или вложения средств. Аналогичную мысль выразил К. Ланкастер в своем «Новом подходе к теории потребления». Он утверждал, что «товары, как таковые, не являются непосредственными объектами предпочтения, полезности или благополучия, но имеют некоторые характеристики, которые непосредственно связаны с интересами потребителя» [10, с. 86]. Интерес потребителей диетических продуктов реализуется в улучшении самочувствия и стабилизации здоровья.
В зависимости от характера спроса можно прогнозировать изменения потребностей потребителей в диетических продуктах, а следовательно, увеличение или уменьшение необходимого объема выпускаемой продукции.
Изменение величины спроса вызывается определенными факторами. Большинство исследователей считают основным фактором колебания спроса цену товара [11, с. 64-65; 13, с. 52-53; 14, с. 46-47]. Кроме цены, несомненно, на спрос влияют и другие факторы, которые принято называть неценовыми.
Выделим неценовые факторы, определяющие в той или иной степени спрос на диетические продукты.
1. Изменения в структуре населения. Так, старение населения увеличивает спрос на полезные для здоровья продукты.
2. Изменения в структуре заболеваемости населения. Болеющие люди в большей степени придерживаются диеты, покупая определенные диетические продукты.
3. Изменение доходов населения России. С ростом доходов у населения появляется потребность в новинках, в том числе в категории основных продуктов питания. Теперь покупатели хотят не просто молоко, а молоко с добавками витаминов или микроэлементов. Чем выше доходы, тем больше вероятность, что купят более дорогой и полезный для здоровья товар.
4. Изменения во вкусовых предпочтениях. Модные тенденции потребления вегетарианской пищи увеличивают потребление диетических продуктов. Как правило, новую линейку
Izvestiya of Irkutsk State Economics Academy, 2014, no. 5 (97),pp. 109-115. ISSN 1993-3541
A. M. BARKHATOVA
одежды сопровождает целый маркетинговый комплекс — это модные шоу («Модный приговор», «День с моделью», «Вкус жизни» и т. д.), публикации в журналах о новых тенденциях и рекламы модной одежды. Аналогично происходит с едой. Множество программ, информирующих о полезных свойствах продуктов («Здорово жить» с Еленой Малышевой, «О самом главном» с Сергеем Агапкиным) и о правилах приготовления пищи («Время обедать», «Званый ужин», «Реальная кухня», «Жить вкусно с Джейми Оливером» и др.), о здоровом образе жизни («Здоровье», «Спортивный регион»). Каждый месяц появляются новые программы, посвященные правильному питанию, например ток-шоу канала «ТВ Центр» «Доктор И...» под слоганом «Вести здоровый образ жизни — это не только правильно, но и модно»1. Очень много тематических журналов: «Кулинарные советы», «Здоровье», «Твое здоровье». В каждом глянцевом журнале обязательно имеется рубрика о здоровом питании, например, в журнале «Лиза» — рубрика «Меню здоровья», в «Cosmopolitan» — «Твое питание».
5. Преемственность вкусов потребителей от поколения к поколению. Поколение, выросшее на определенных продуктах, предпочитает в самостоятельной жизни те же продукты, что использовали их родители. ,
6. Культурные особенности населения, связанные с религией. Например, в дни постов увеличивается потребление диетических продуктов питания.
7. Эффективность рекламы и PR-деятельности производителей и продавцов. Большинство потребителей слышали, что такое диетические продукты. Но далеко не все понимают, для каких целей они нужны, какие полезные свойства имеет тот или иной продукт. В результате потребители не могут вполне оценить полезность продукта, что приводит к игнорированию рыночного предложения. Чем больше потребители осведомлены о полезных свойствах продукта, тем больше вероятность, что они купят диетический продукт. В открытом доступе появилось больше информации о правильном питании, способах приготовления здоровой пищи, полезных продуктах и критериях выбора, возможной сертификации и составе продукта. Рекламные материалы призваны информировать потребителей о новинках, полезных свойствах продукта, возможностях приготовления и использования.
1 Телепрограмма на сегодня. Иркутск, 2014. URL : http://tv.mail.ru.
PROBLEMS OF THEORY AND PRACTICE OF MANAGEMENT
Во многих медицинских учреждениях появляются информационные (рекламные) материалы, содержащие рекомендации по правильному питанию или режиму дня при определенных заболеваниях. Как известно, чем большей информацией о продукте владеет потребитель, тем больше вероятность его покупки [12]. Соответственно, повышение уровня информированности населения в области питания и выбора продуктов непосредственно увеличивает спрос на диетические продукты питания.
Учитывая перечисленные факторы, можно сделать следующие выводы: во-первых, всегда имеется некоторый потенциал для расширения доли затрат на покупку диетических продуктов питания у существующих потребителей; во-вторых, наблюдается тенденция к увеличению числа потребителей за счет вовлечения новых.
Руководство Группы предприятий «Янта»1 планирует выводить на рынок Иркутской области товар-новинку в области здорового питания — майонез «Диетический». В связи с этим была поставлена задача определить целесообразность вывода товара-новинки на рынок. Для этого автором статьи:
- проанализированы предпосылки развития рынка диетических продуктов на основе статистических данных по Иркутской области;
- выявлены предпочтения потребителей по продуктовым категориям на основе результатов авторского маркетингового исследования;
- проведены расчеты потенциального спроса на товар-новинку.
Анализируя изменения доли продаж основных продовольственных товаров по данным Российского статистического сборника 2012 г.2, можно сделать вывод, что россияне предпочитают продукты из мяса, которые в общей структуре потребления составляют 4,0 %, молочные продукты — 3,6 %, мясо животных — 2,3 %, хлеб и хлебобулочные изделия — 2,2 %. Следовательно, развитие диетических продуктов питания должно осуществляться в первую очередь в рамках этих продуктовых групп, так как они пользуются высоким спросом и новинки в большинстве случаев будут привлекать внимание потребителей.
Рассчитаем тенденцию развития иркутского рынка диетического майонеза на основе данных медицинской демографии Иркутска по отчету
1 Группа предприятий «Янта»: офиц. сайт. Иркутск, 2009. URL : http://www.yantacom.ru/.
2 Российский статистический ежегодник. М., 2012. 786 с.
по форме № 12 Департамента здравоохранения Иркутска [3].
Тенденция развития рынка характеризуется показателями темпа роста (падения) спроса (%). Темп роста рассчитывается по формуле
Т = У1,
У0
где у1 — отношение объема изучаемого явления текущего периода; у0 — отношение объема изучаемого явления к соответствующему показателю базисного (прошлого) периода.
Эту информацию можно получить из анализа вторичной информации.
Поскольку потребление диетических продуктов тесно связано с определенными заболеваниями населения, определим возможные темпы прироста потребления (покупок) этих продуктов питания(табл. 1).
Таблица 1
Расчет темпа роста заболеваемости по основным классам заболеваний на 100 тыс. взрослого населения г. Иркутска в 2009-2012 гг.
Заболевания 2009 2010 2011 2012 Темп роста, 2012 к 2011, %
Сердечно- сосудистые 3 956 3 937 3 784 4 082 7,8
Органов дыхания 19 051 17 673 18 482 16 542 -10,5
Костно-мышечной системы 7 051 6 449 7 761 7 437 -4,2
Органов пищеварения 2 639 2 786 3 399 3 322 -2,3
Мочевыводящих путей 6 183 6 809 7 662 6 618 -13,6
Эндокринные 1 863 1 842 1 781 2 070 16,2
Онкологические 1 458 1 485 1 422 1 502 5,6
Источник: [3].
Темп роста сердечно-сосудистых заболеваний увеличился на 7,8 и на 16,2 % в области эндокринных болезней (основную долю которых занимает сахарный диабет) (см. табл. 1). Можно утверждать, что при целенаправленной работе медицинских работников и учреждений, производителей, поставщиков диетических продуктов есть возможность увеличить продажи полезных для здоровья продуктов. В первую очередь с низким содержанием жиров и холестерина в еде для людей с сердечно-сосудистыми заболеваниями, а также с отсутствием сахара для людей с сахарным диабетом. Следовательно, это объективная основа для развития рынка диетических продуктов.
Расчет спроса общего и потенциального в частности на современном этапе развития маркетинговой науки является методической проблемой.
Определение размеров потенциального спроса позволяет «увидеть» верхнюю границу будущей цены, за пределами которой сбыт становится проблематичным [9].
Проанализируем методики расчета спроса, рассмотренные Г. Л. Азоевым [1, с. 43-48]. Первый метод определения спроса — на основе норм потребления. По заданным нормативным документам рассчитывается потребление диетических продуктов. Например, при заболевании сахарным диабетом второго типа расписан рацион питания на день и целую неделю в граммовом исчислении на пациента. Таким образом, можно рассчитать спрос на диетические продукты по категориям (молочные, мясные, овощи). Этот способ расчета спроса затруднителен в сфере диетических продуктов, потому что мы не знаем количество людей, в точности придерживающихся рекомендованных диет.
Второй метод, предложенный Г. Л. Азое-вым, — метод цепного показателя, в котором имеющийся опыт продаж одних регионов проецируется на другие региональные рынки с использованием соответствующих коэффициентов приведения продаж. Сложность этого метода заключается в определении значений коэффициентов приведения относительно г. Иркутска.
Третий метод расчета спроса строится на основе индекса исследовательской панели. Суть метода состоит в том, что объем продаж равняется объему покупок. Так как у нас диетический продукт, который еще не вышел на рынок, — этот метод невозможен по причине отсутствия объемов продаж и покупок.
К четвертому методу относятся эвристические способы [6, с. 24-46], используемые в условиях неполной информации о рынке. Наиболее распространенный — это метод экспертных оценок. Этот метод требует больше финансовых и временных затрат, поскольку необходимо собирать группу одновременно и из медицинских работников, работников пищевой промышленности и разных представителей целевой аудитории.
К пятой группе методов Г. Л. Азоев относит статистические способы расчета спроса. Рассмотрим подробнее, как этот метод можно применить в расчете потенциального спроса на диетические продукты.
Izvestiya of Irkutsk State Economics Academy, 2014, no. 5 (97), pp. 109-115. ISSN 1993-3541
A. M. BARKHATOVA
Потенциальный спрос — это количество диетических продуктов, которые потребители хотят купить, но по каким-то причинам не покупают (на рынке нет соответствующих товаров).
Для определения спроса вначале рассчитаем количество покупателей n по формуле N = Gl,
где G — генеральная совокупность численности населения г. Иркутска; l — % людей, готовых покупать диабетический майонез.
Спрос на диабетический майонез S (шт. упаковок за полгода) можно определить по формуле
S = Х nqcpi,
где n — количество покупателей; i — рассматриваемый товар, в данном случае диабетический майонез; цср — среднее по группе количество упаковок за полгода, шт.
Рассчитаем потенциальный спрос на диабетический майонез и определим тенденцию развития рынка на основе полученных автором результатов анкетирования, проведенного по статистически обоснованной выборке (Д 6 %) в сети супермаркетов Группы предприятий «Янта».
Для определения n возьмем информацию
0 статистике населения г. Иркутска. По данным ежегодного статистического сборника России на
1 января 2014 г. численность населения Иркутска составляла 606,2 тыс. чел. По результатам опроса 24 % опрошенных готовы покупать новый диабетический майонез, значит, n = 606 200 • 0,24 = = 145 488 чел., а q определим по результатам ответов респондентов на следующие вопросы анкеты: «Как часто вы будете покупать диабетический майонез?» и «Укажите привычный для вас объем разовой покупки майонеза».
Получены следующие данные по частоте разовой покупки: «1 раз в неделю» ответили 12,5 % опрошенных при среднем объеме потребления 250 мл. «2-3 раза в месяц» будет покупать большая часть опрошенных — 50 % по среднему общему объему 300 мл. «Раз в месяц» — приобретают 31,25 % по 320 мл и 6,25 % опрошенных будут покупать по 300 мл «2-3 раза в полгода».
Для удобства расчета построим табл. 2.
Исходя из табл. 2, можно сделать вывод, что потенциал рынка диетического майонеза составляет 1 600 368 шт. упаковок в год. Переведем в денежные единицы при примерной планируемой предприятием цене 32 р. за одну упаковку «дой-пак» объемом 250 мл. Доход предприятия составит 51 211 776 р.
PROBLEMS OF THEORY AND PRACTICE OF MANAGEMENT
Таблица 2
Определение потенциального спроса на диетические продукты питания
Частота покупки диабетического майонеза Про- цент отве- тов, % Количество ответивших ni Количество упаковок диетических продуктов за полгода, купленное одним человеком Ясс шт. Спрос S за полгода, шт.
1 раз в неделю 12,50 18 186 24 436 464
2-3 раза в месяц 50,00 72 744 12 872 928
1 раз в месяц 31,25 45 465 6 272 790
2-3 раза в полгода 6,25 9 093 2 18 186
Всего 100,00 145 488 44 1 600 368
По данным маркетингового исследования проанализируем предпочтения потребителей по привычному объему упаковки диетического майонеза (рис. 1).
6
Рис. 1. Распределение ответов по привычному объему разовой покупки майонеза, %
Наиболее предпочтительный для потребителей объем упаковки — 500 и 250 мл. Причем упаковку «дой-пак» предпочитают 53 % опрошенных, а упаковку «стакан» — 23 % (рис. 2).
Рис. 2. Распределение ответов потребителей по предпочтениям упаковки майонеза, %
В результате расчета потенциального спроса на диетический продукт, изучения предпочтений потребителей в еде и анализа рынка на основе динамики заболеваемости населения Иркутской области можно сделать вывод: рынок диетического майонеза имеет хорошие перспективы развития и возможности для получения прибыли компаний. В то же время этот благоприятный прогноз может быть оправдан только в случае успешной маркетинговой деятельности производителя. Следует развивать этот рынок путем пропаганды здорового питания, информирования и обучения потенциальных потребителей правильному выбору продуктов в зависимости от имеющегося заболевания.
Список использованной литературы
1. Азоев Г. Л. Методы оценки емкости рынка / Г. Л. Азоев // Маркетинг и маркетинговые исследования в Рос-
сии. — 1999. — № 6 (24). — С. 43-48.
2. Беккер Г. С. Избранные труды по экономической теории / Г. С. Беккер. — М. : ГУ ВШЭ, 2003. — 653 с.
3. Белялов Ф. И. Отчет по терапевтической службе города Иркутска за 2010 год / Ф. И. Белялов. — Иркутск : Росздрав, 2011. — 38 с.
4. Беттджер Ф. Вчера неудачник — сегодня преуспевающий коммерсант / Ф. Беттджер ; пер. с англ. Б. Алексеева. — М. : ФАИР : Информпресс+, 1999. — 155 с.
5. Буторина И. А. Пути уменьшения сезонных колебаний спроса на туристический продукт / И. А. Буторина,
Н. В. Зюбр // Теоретические и прикладные проблемы маркетинга : сб. науч. тр. — Иркутск : Изд-во БГУЭП, 2009. — 269 с.
6. Голубков Е. П. Исследование рынка / Е. П. Голубков // Маркетинг в России и за рубежом. — 1999. — № 1. — С. 24-46.
7. Голубков Е. П. Маркетинговые исследования: теория, методология и практика / Е. П. Голубков. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Финпресс, 2000. — 464 с.
8. Капелюшников Р. И. Экономический подход Гэри Беккера к человеческому поведению / Р. И. Капелюшни-ков // США: Экономика, политика, идеология. — 1993. — № 11. — С. 25-34.
9. Котлер Ф. Маркетинг-менеджмент: экспресс-курс / Ф. Котлер ; пер. с англ. под ред. С. Г. Божук. — 2-е изд. — СПб. : Питер, 2006. — 464 с.
10. Ланкастер К. Перемены и новаторство в технологии потребления / К. Ланкастер. — СПб. : Экономическая школа, 1993. — 326 с.
11. Макконнелл К. Р. Экономикс: Принципы, проблемы и политика : в 2 т. / К. Р. Макконнелл, С. Л. Брю. — М. : Республика, 1992. — Т. 1. — 399 с.
Izvestiya of Irkutsk State Economics Academy, 2014, no. 5 (97), pp. 109-115. ISSN 1993-3541
A. M. BARKHATOVA
12. Поляков В. В. Формирование квалифицированного спроса как проблема развития российского банковского розничного сектора / В. В. Поляков // Известия Иркутской государственной экономической академии. — 2011. — № 2. — С. 92-94.
13. Самуэльсон П. Экономика : в 2 т. / П. Самуэльсон. — М. : НПО «Алгон» ВНИИСИ, 1992. — Т. 1. — 333 с.
14. Фишер С. Экономика : пер. с англ. / С. Фишер, Р. Дорнбуш, Р. Шмалензи. — М. : Дело ЛТД, 1993. — 864 с.
15. Эванс Дж. Р. Маркетинг : сокр. пер. с англ. / Дж. Р. Эванс, Б. Берман. — М. : Экономика, 1990. — 131 с.
1. Azoev G. L. Market capacity assessment methods. Marketing i marketingovye issledovaniya v Rossii = Marketing and Market Research in Russia, 1999, no. 6 (24), pp. 43-48. (In Russian).
2. Bekker G. S. Izbrannye trudy po ekonomicheskoy teorii [The Selected Works on Economic Theory]. Moscow, GU VShE Publ., 2003. 653 p.
3. Belyalov F. I. Otchet po terapevticheskoy sluzhbe goroda Irkutska za 2010 god [Irkutsk Therapeutic Service Report, 2010]. Irkutsk, Roszdrav Publ., 2011. 38 p.
4. Bettdzher F. Vchera neudachnik — segodnya preuspevayushhiy kommersant [Yesterday's loser is a successful businessman today]. Moscow, FAIR Publ., Informpress+ Publ., 1999. 155 p.
5. Butorina I. A., Zyubr N. V. Ways to reduce seasonal fluctuations in demand for tourism products. Teoreticheskie i prikladnye problemy marketinga [Theoretical and applied problems of marketing]. Irkutsk, Baikal State University of Economics and Law Publ., 2009. 269 p.
6. Golubkov E. P. Market research. Marketing v Rossii i za rubezhom = Marketing in Russia and abroad, 1999, no. 1, pp. 24-46. (In Russian).
7. Golubkov E. P. Marketingovye issledovaniya: teoriya, metodologiya ipraktika [Marketing research: theory, methodology and practice]. 2nd ed. Moscow, Finpress Publ., 2000. 464 p.
8. Kapelyushnikov R. I. Gary Becker's economic approach to human behavior. SShA: Ekonomika, politika, ideologiya = USA: Economics, Politics, Ideology, 1993, no. 11, pp. 25-34. (In Russian).
9. Kotler F. Marketing-menedzhment: ekspress-kurs [Marketing management: a crash course]. 2nd ed. Saint Peretsburg, Piter Publ., 2006. 464 p.
10. Lankaster K. Peremeny i novatorstvo v tekhnologii potrebleniya [Changes and innovation in the technology of consumption]. Saint Peretsburg, Ekonomicheskaya shkola Publ., 1993. 326 p.
11. Makkonnell K. R., Bryu S. L. Ekonomiks: Printsipy, problemy i politika [Economics: Principles, Problems and Policy]. Moscow, Respublika Publ., 1992. Vol. 1. 399 p.
12. Polyakov V. V. Forming quality demand as problem of Russian retail banking sector development. Izvestiya Irkutskoy go-sudarstvennoy ekonomicheskoy akademii = Izvestiya of Irkutsk State Economics Academy, 2011, no. 2, pp. 92-94. (In Russian).
13. Samuelson P. Ekonomika [Economics]. Moscow, NPO «Algon» VNIISI Publ., 1992. Vol. 1. 333 p.
14. Fisher S., Dornbush R., Shmalenzi R. Ekonomika [Economics]. Moscow, Delo LTD Publ., 1993. 864 p.
15. Evans Dzh. R., Berman B. Marketing [Marketing]. Moscow, Ekonomika Publ., 1990. 131 p.
References
Èнформация об авторе
Author
Бархатова Анна Михайловна — аспирант, кафедра маркетинга, Байкальский государственный университет экономики и права, 664003, г. Иркутск, ул. Ленина, 11, е-таН: [email protected].
Barkhatova Anna Mihailovna — PhD student, Department of Marketing, Baikal State University of Economics and Law, 11 Lenin St., 664003, Irkutsk, Russian Federation, e-mail: [email protected].
Áиблиографическое описание статьи
Reference to article
Бархатова А. М. Прогнозирование спроса на диетические продукты (по материалам маркетинговых исследований) / А. М. Бархатова // Известия Иркутской государственной экономической академии. — 2014. — № 5 (97). — С. 109-115.
Barkhatova A. M. Forecasting the demand for diet products (according to the market research materials). Izvestiya Irkutskoy gosudarstvennoy ekonomicheskoy akademii = Izvestiya of Irkutsk State Economics Academy, 2014, no. 5 (97), pp. 109-115. (In Russian).