ПРОГНОЗИРОВАНИЕ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА СИСТЕМЫ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
А. К. Орешкина
Современный этап становления отечественного образования характеризуется широкими интеграционными процессами, согласующимися с прогнозированием развития образовательных систем в рамках общемировых глобализационных процессов в образовании. Целостность организационносодержательной основы системы непрерывного образования формируется в рамках широких диверсификационных процессов по образовательным линиям общего (полного) среднего, высшего образования, что обусловливает определение нового механизма взаимосвязи дифференцированных и одновременно целостных образовательных процессов системы непрерывного образования. С этих позиций приоритетное значение в развитии современного педагогического знания приобретает трактовка понятия «образовательное пространство», сущность которого концептуально направлена на обновление теоретико-методологического контекста теории непрерывного образования. Педагогическое прогнозирование развития процессов в образовании выступает объективной тенденцией, обогащающей педагогическую практику с позиции повышения эффективности и оптимизации всех подсистем, развивающихся в условиях многоаспектной интеграции «по вертикали» (уровням и ступеням образования) и «по горизонтали» (в рамках уровня или ступени).
Представление процесса прогнозирования целесообразно рассматривать с позиции доминантных принципов оптимизации подсистем образования, а также выявления закономерностей развития образовательных процессов, отражающих сущностную составляющую процесса интеграции системы социальных институтов постиндустриального общества. При этом предусматривается учет различных видов интеграции - на федеральном, региональном, муниципальном уровнях, уровнях подсистем образования, конкретных видов образовательных учреждений, учреждений науки и производства. Вследствие этого прогнозирование развития социального пространства системы непрерывного образования целесообразно с позиции расширения взаимосвязи институциональных и неинституциональных (или социальноинституализированных) структур образования, поскольку наряду с институциональными структурами образования особую значимость на современном этапе приобретают структуры, не являющиеся образовательными, но имеющие значительный образовательный потенциал («Центры досугового образования», «Центры креативного дополнительного образования» и т. д.), музеи, библиотеки, различного вида «Фонды», а также производственные структуры при вузах и учреждениях науки. Отметим, что перспективными для прогнозирования развития социального пространства системы непрерывного образования становятся интегративные структуры «образование - наука -производство - высокие технологии» с учетом их взаимосвязи со структурами дополнительного образования, что отражает контекст современной педагоги-
69
ческой теории в рамках толкования сущности понятия «конгломератная диверсификация» [3].
В контексте разработки педагогической теории одним из оптимизирующих направлений расширения сферы социального пространства выступает дополнительное образование, являющееся важной в функциональном и содержательном аспекте организационной компонентой структурой системы непрерывного образования, создающей ее целостность. Развитие социального пространства дополнительного образования целесообразно рассматривать с позиции преемственности формы организации деятельности, являющейся приоритетной в образовательном процессе институционального образования. В таком контексте под организационной культурой деятельности понимается проектно-технологический тип её организации, являющийся на современном этапе приоритетным [2]. Включенность дополнительного образования в организационную структуру системы непрерывного образования находит свое выражение в векторной направленности образовательных программ дополнительного образования, расширяющих возможности освоения личностью образовательных программ (основных и дополнительных) в форме проектной и исследовательской деятельности в системе «образование - наука - производство - высокие технологии». С позиции прогнозирования этот процесс может рассматриваться в качестве устойчивой стратегии развития самоценности и самодостаточности формы дополнительного образования в контексте ведущих идей современного образования.
Рассматривая инновационные процессы в системе высшего образования, целесообразно отметить, что в системе дополнительного профессионального образования наличествуют основания предпосылок, которые способствуют повышению интенсивности образовательного процесса непрерывного образования, в числе которых: (а) осознанная ориентация в сфере познавательной деятельности, мотивирующая на непрерывность освоения образовательных уровней; (б) устойчивая мотивация к приращению общих и профессиональных умений и знаний; (в) высокий творческий потенциал вследствие свободы выбора непрерывной образовательной траектории; (г) образовательные программы дополнительного образования в «системе образование - наука - производство - высокие технологии», реализуемые в системе досугового образования и переподготовки и повышения квалификации взрослых и характеризующиеся важным свойством - многоуровневостью;
(д) с позиции компетентностного подхода акцент с контроля за содержанием освоения образовательных программ дополнительного образования перемещается на его личностный и социально-значимый результат - в виде умений, знаний, навыков (общих и профессиональных компетенций).
Прогнозирование развития социального пространства представляется с позиции одного из приоритетных векторов образовательного процесса системы «образование - наука - производство - высокие технологии» - так называемых досуговых образовательных программ, реализуемых в образовательных структурах дополнительного образования. В этой связи целесообразно констатировать развивающуюся связь академической науки и практики в рамках деятельности учреждений, например, такого типа, как уч-
70
реждение дополнительного образования «Дом ученых» ЦАГИ (г. Жуковский Московской области)1.
Отметим, что устойчивый характер подобной стратегии взаимодействия образовательных, производственных, научных структур придают развивающиеся инновационные модели дополнительного образования, ориентированные на педагогическое прогнозирование развития социального образовательного пространства от дошкольного образования до образования взрослых и лиц «третьего возраста». На муниципальном уровне интересен опыт учреждения дополнительного образования «Центр эстетического воспитания детей и юношества» (г. Королев, Московская область), являющийся экспериментальной площадкой лаборатории методологии образовательного пространства Института теории и истории педагогики РАО, позволяющей как школьникам, так и студентам вузов, взрослым и лицам «третьего» возраста осуществлять познавательную деятельность на основе личностно-значимых проектов на базе учреждений дополнительного образования.
Важным направлением реализации в практике типа конгломератной диверсификации, которая расширяет спектр взаимодействия науки, образования, производства, выступают образовательные программы, ориентированные на их интеграцию в рамках международных проектов; при этом характерной тенденцией выступает совместная разработка содержания образовательных программ дополнительного образования, осуществляемая профессорско-преподавательским составом вуза и высококвалифицированными специалистами-практиками [3]. Вследствие этого ведущей формой организации проектной и научно-исследовательской деятельности, обеспечивающей включенность личности в систему дополнительного образования, выступает механизм эффективного взаимодействия общеобразовательных школ, лицеев, техникумов, учреждений дополнительного образования, колледжей и российских вузов, что направлено на развитие социального образовательного пространства системы непрерывного образования. При этом целесообразно отметить социально-значимые результаты совместной деятельности всех подсистем непрерывного образования: (а) интеграция деятельности администрации и педагогических коллективов общего, профессионального, дополнительного образования, представителей науки, позволяющая разрабатывать и апробировать новые образовательные технологии, модели образовательных учреждений повышенного уровня обучения, формы и методы обучения, учебно-методические пособия, программы дополнительного профессионального образования; (б) интеграция деятельности подсистем образования непрерывного образования, позволяющая осуществлять научные и производственные практики в научноисследовательских лабораториях, мастерских, на кафедрах высших учебных заведений и на ведущих предприятиях и др.
1 Функционируя с 1995 г., данное образовательное учреждение приобретает стратегию инновационного развития, его деятельность направлена не столько на сохранение духовных традиций науки и научной интеллигенции, сколько на формирование разновозрастной образовательной сферы (детей, молодежи, взрослых и лиц «третьего» возраста).
71
В определении тенденции прогнозирования развития социального пространства системы непрерывного образования, согласующегося с потенциалом функций дополнительного образования, целесообразно учитывать значение его социально и личностно-значимого аспектов, ориентированных на реализацию идей непрерывного и постиндустриального образования как ведущих на современном этапе.
Список литературы
1. Мерцалова Т. А. Образовательное сообщество и дополнительное образование (модель деятельности неформальной общественной организации) // Новые ценности образования. Принцип дополнительности. - Вып. 4 (28). - М., 2006.
2. Новиков А. М. Методология. - М.: Эгвес, 2008.
3. Орешкина А. К., Цибизова Т. Ю. Развитие преемственности образовательных процессов в системе непрерывного образования. - М.: Издательство МГОУ, 2010.
72