Научная статья на тему 'Прогнозирование поступлений земельного налога в условиях формирования новой индустриальной экономики'

Прогнозирование поступлений земельного налога в условиях формирования новой индустриальной экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
473
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗЕМЕЛЬНЫЙ НАЛОГ / НАЛОГОВЫЕ ПОСТУПЛЕНИЯ / ПОСТКОНФЛИКТНОЕ ВОССТАНОВЛЕНИЕ / НОРМАТИВНАЯ ДЕНЕЖНАЯ ОЦЕНКА / МЕСТНЫЙ БЮДЖЕТ / LAND VALUE TAX / TAX REVENUE / POST-CONFLICT RECOVERY / MONETARY VALUATION / LOCAL BUDGET

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Павлий А. С.

Рассмотрена проблема прогнозирования поступлений земельного налога в условиях формирования новой индустриальной экономики. В качестве примера используется опыт Донецкой Народной Республики. В работе проанализирована динамика поступлений земельного налога за десятилетний период, рассчитаны прогнозные значения показателя. Разработаны рекомендации по созданию такой системы земельного налогообложения, при которой земельный налог являлся бы доходным источником местных бюджетов и при этом не обременял налогоплательщиков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The issue of land tax revenue forecasting under conditions of new industrial economy formation has been considered in this paper. The experience of Donetsk People`s Republic has been used as an example. The trend of land tax revenue covering a ten year period has been analyzed; the projected values have been determined. Recommendations on formation such a system of land value taxation where the land tax would be-come a profitable source of local budgets have been developed in this paper.

Текст научной работы на тему «Прогнозирование поступлений земельного налога в условиях формирования новой индустриальной экономики»

УДК 332.144:332.624

А.С. ПАВЛИЙ, младший научный сотрудник, е-mail: [email protected]

ГУ «Институт экономических исследований», г. Донецк, ДНР

ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ПОСТУПЛЕНИЙ ЗЕМЕЛЬНОГО НАЛОГА В УСЛОВИЯХ ФОРМИРОВАНИЯ НОВОЙ ИНДУСТРИАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ

Рассмотрена проблема прогнозирования поступлений земельного налога в условиях формирования новой индустриальной экономики. В качестве примера используется опыт Донецкой Народной Республики. В работе проанализирована динамика поступлений земельного налога за десятилетний период, рассчитаны прогнозные значения показателя. Разработаны рекомендации по созданию такой системы земельного налогообложения, при которой земельный налог являлся бы доходным источником местных бюджетов и при этом не обременял налогоплательщиков.

Ключевые слова: земельный налог, налоговые поступления, постконфликтное восстановление, нормативная денежная оценка, местный бюджет.

Pavliy A.S. Land tax revenue forecasting under conditions of new industrial economy formation.

The issue of land tax revenue forecasting under conditions of new industrial economy formation has been considered in this paper. The experience of Donetsk People's Republic has been used as an example. The trend of land tax revenue covering a ten year period has been analyzed; the projected values have been determined. Recommendations on formation such a system of land value taxation where the land tax would be-

come a profitable source of local budgets have been developed in this paper.

Keywords', land value tax, tax revenue, post-conflict recovery, monetary valuation, local budget.

Построение функциональной системы земельного налогообложения во многом зависит от эффективности государственного планирования и прогнозирования объёмов налоговых поступлений. В мировой практике разработаны и успешно функционируют методики по прогнозированию налоговых поступлений в бюджет. Все они преимущественно направлены на обеспечение реализации принципов реалистичности и прозрачности бюджета и максимальной мобилизации доходов государственного бюджета с учетом направлений бюджетной и налоговой политики и в соответствии с задачами социально-экономического развития государства [1].

Однако в условиях формирования новой индустриальной экономики или когда экономика государства находится на стадии постконфликтного восстановления, процесс прогнозирования налоговых поступлений может значительно усложниться из-за определённых специфических трудностей, обычно связанных с ведомственными, статистическими и техническими ограничениями.

© А.С. Павлий, 2017

В этой связи актуальным становится вопрос определения ожидаемой суммы налога на землю в условиях формирования новой индустриальной экономики на постконфликтных территориях, поскольку поступления от этого налога могут стать одним из основных доходных источников, доступных для органов местного самоуправления.

Исследования вопроса налогового прогнозирования на макроуровне подробно изложено в работах М.В. Васильевой [2], Е.Д. Разник, И.А. Самсоновой [3], Е.В. Ильичевой, И.Е. Подгорного [1]. Модели и методы прогнозирования налоговых поступлений исследовали зарубежные ученые, в частности, T. Leal, J. Perez, M. Tujula, J. Vidal [4], J. King [5]. В их публикациях представлен обзор теоретических принципов и международного опыта по оптимизации методик налогового прогнозирования. Однако в научных трудах отечественных и зарубежных исследователей и экономистов вопрос налогового прогнозирования в условиях формирования новой индустриальной экономики раскрыт не в полной мере и требует более детального научного исследования.

В этой связи в качестве цели в работе предлагается рассчитать прогнозные значения поступлений земельного налога для г. Донецка, на основе полученных результатов разработать рекомендации по созданию такой системы земельного налогообложения, при которой земельный налог являлся бы доходным источником местных бюджетов и при этом не обременял налогоплательщиков.

Налоговое прогнозирование в условиях формирования новой индустриальной экономики на постконфликтных территориях сопряжено с рядом специфических трудностей, обычно связанных с ведомственными, статистическими и техническими ограничениями. Поэтому для достижения поставленной в работе цели

необходимо учесть следующие факторы, напрямую связанные с постконфликтным восстановлением экономики Донецкой Народной Республики (далее - ДНР):

начиная с 2014 г., после становления ДНР как государства, по причине напряженной политико-экономической ситуации статистические данные по ежегодным поступлениям земельного налога в местные бюджеты публично не обнаро-дуются;

ежегодная индексация нормативной денежной оценки земли в ДНР в 2014-2015 гг. не проводилась;

некоторые земельные участки, расположенные на прифронтовых территориях, простаивают по причине продолжающихся военных действий.

Для построения прогноза поступлений земельного налога в бюджет г. Донецка ниже приведена экономико-математическая модель, которая позволит спрогнозировать сумму поступлений земельного налога на основании данных предыдущих лет с учётом вышеприведенных факторов.

Общую экономическую постановку задачи можно сформулировать следующим образом. Земельный налог уплачивается повсеместно, объектом налогообложения являются все земельные участки, находящиеся в собственности. Задача состоит в том, чтобы:

определить размер налоговых поступлений в бюджет г. Донецка в период с 2014 по 2016 г.;

исследовать зависимость суммы налоговых поступлений от нормативной денежной оценки земли, которая используется в качестве базы налогообложения;

построить прогноз поступлений земельного налога до 2020 г.

Для расчета прогноза поступлений земельного налога в бюджет г. Донецка приняты следующие понятия [6]:

налогоплательщик - юридические лица и физические лица-предприни-

матели, являющиеся собственниками земельного участка, земельной доли (пая); физические лица, являющиеся собственниками земельного участка, земельной доли (пая), которые используют данные категории земель в коммерческой деятельности, а также физические лица -граждане;

объект налогообложения - земельный участок, а также земельная доля (пай), находящийся в собственности;

налоговая база - нормативная денежная оценка земельных участков с учётом коэффициента индексации;

ставка налога - законодательно установленный размер налога в процентном соотношении к базе налогообложения. В данной работе прогноз сумм налога на землю рассчитан по средней ставке 1% [6];

налоговые поступления полностью зачисляются на бюджетные счета местных органов самоуправления и расходуются на финансирование мероприятий по землеустройству и улучшению инфраструктуры населённого пункта.

На основе этих допущений прогнозирование поступлений налога на землю осуществляется с помощью регрессионной модели, которая учитывает нормативную денежную оценку земли и коэффициент ее индексации (в соответствии с законодательством) [7, с. 43-45]. В качестве исходных данных для параметризации модели используется ретроспективная информация о поступлениях земельного налога, нормативная денежная оценка земли и кумулятивные (накопительные) коэффициенты индексации для каждого периода. Прогнозирование показателей осуществляется по годам.

Суммы уплачиваемого налога на землю зависят от нормативной денежной оценки земельных участков, которая устанавливается городским Советом, а также от кумулятивного коэффициента индексации нормативной денежной

оценки земли, который рассчитывается на основе индексов потребительских цен за годы, прошедшие с момента проведения денежной оценки земли. В течение исследуемого периода (2005-2013 гг.) базовая нормативная денежная оценка земли (до индексации) изменялась один раз: до 01.01.2010 г. она составляла 119,5 грн. за м2, а с 01.01.2010 г. составляет 166,6 грн. за м .

В соответствии с налоговым законодательством кумулятивный коэффициент индексации нормативной денежной

оценки земли 12, рассчитывается по

формуле:

izt = п

t l=ti

t f (max(If ,110) -10) Л

100

(1)

где - индекс потребительских цен в 1 -м периоде;

]0- год, в котором была проведена последняя нормативная денежная оценка земли.

Тогда индексированная нормативная денежная оценка земли Ы™, которая действует по состоянию на г -й период, рассчитывается следующий образом:

= N212,, (2)

где N2 - базовый размер нормативной денежной оценки земли (до индексации).

В табл. 1 представлены результаты расчета индексированной нормативной денежной оценки земли для г. Донецка, которые совпадают с данными Управления земельных ресурсов Донецкого городского совета (с 2005 по 2013 г.). Согласно данным Управления земельных ресурсов Донецкой Народной Республики в 2014-2015 гг. нормативная денежная оценка не индексировалась.

Таблица 1

Расчет индексированной нормативной денежной оценки земли для г. Донецка за период с 2005 по 2016 г.

Показатель Годы

2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016

Базовый размер нормативной денежной оценки до индексации, 119,5 119,5 119,5 119,5 119,5 166,6 166,6 166,6 166,6 166,6 166,6 166,6

грн. за м2, NZ

Коэффициент индексации нормативной денежной 1,035 1 1,028 1,152 1,059 1 1 1 1 1 1 1,034

оценки, IZt

Индексированная нормативная денежная оценка, 128,4 132,8 132,8 136,6 157,3 166,6 166,6 166,6 166,6 166,6 166,6 166,6

2 л riz грн за м , N t

Сумма налога на землю, который платит каждый налогоплательщик, рассчитывается в процентах от нормативной денежной оценки земли (базовая ставка равна 1%). Таким образом, общая сумма уплачиваемого в городе налога на землю

,со1

в каждом периоде т( зависит от нормативной денежной оценки земли, на основе которой исчисляется налог на землю с учетом кумулятивного коэффициента индексации нормативной денежной оценки земли. Прогнозное значение соб-

,2 ,со1

ранного в городе налога на землю т{ рассчитывается с помощью мультипликативной регрессионной модели по формуле:

^ 'сЫ =а0( Ы? )а, (3)

где а0, а1 - коэффициенты мультипликативной модели;

^ - порядковый номер периода.

Поскольку в бюджет города может поступать на весь объём налога на землю, а только установленная Бюджетным кодексом часть (до 2011 г. поступало 75%, а начиная с 2011 - 100%), то прогноз поступлений налога на землю в бюджет города рассчитывается следующим образом:

г2 = г2 ,со1с2Ы, (4)

или

х2 = С2Ыа0( Ы? )а, (5)

где С- удельный вес налога на

землю, который поступает в бюджет города.

Для построения прогноза сумм налога на землю использованы материалы Главного управления статистики в Донецкой области [8] о нормативной денежной оценке земли и налоговых поступлениях за 2005-2013 гг. (табл. 2). В связи с тем, что данные о поступлениях земельного налога с 2014 по 2016 г. официально нигде не обнародованы, для построения прогноза были использованы расчетные значения, полученные на основе имеющихся сведений об индексированной нормативной денежной оценке за тот же период путём использования формулы 5.

По данным, представленным в табл. 2, видно, что в довоенный период поступления земельного налога в бюджет г. Донецка ежегодно увеличивались. Однако с 2014 г. (начало боевых действий) согласно данным, полученным расчет-

Таблица 2

Данные о нормативной денежной оценке и поступлениях земельного налога в бюджет г. Донецка за 2005-2016 гг.

Показатель Годы

2005 | 2006 | 2007 |2008 |2009| 2010 | 2011 | 2012 | 2013 2014 | 2015 | 2016

Официальные данные Расчетные данные

Индексированная нормативная денежная оценка, грн. за м2 128,4 132,8 132,8 136,6 157,3 166,6 166,6 166,6 166,6 166,6 166,6 166,6

Поступления земельного налога, млн. грн. 37,86 37,43 38,03 42,13 57,87 76,34 79,76 80,37 81,32 77,47 77,47 77,47

ным путём, поступления сократились приблизительно на 5%. Снижение поступлений земельного налога может быть связано с простоем земельных участков, расположенных на прифронтовых территориях.

Для того, чтобы оценить зависимость суммы налоговых поступлений от нормативной денежной оценки земли, которая используется в качестве базы налогообложения, был рассчитан коэффициент корреляции, который составил 0,98. Данное значение коэффициента корреляции свидетельствует о том, что анализируемые показатели находятся в тесной корреляционной зависимости. То есть при увеличении нормативной денежной оценки земли поступления земельного налога будут также расти.

На основе статистических данных (табл. 2) с использованием приведенной

выше регрессионной модели рассчитаны прогнозные значения поступлений земельного налога до 2020 г. (табл. 3). Полученные значения приведены в российских рублях, для перевода принят коэффициент 2.

По результатам, представленным в табл. 3, в краткосрочной перспективе наблюдается рост поступлений земельного налога в доходах бюджета г. Донецка.

С целью оценки достоверности полученных прогнозных значений была рассчитана средняя ошибка (отклонение оценочных значений показателей от фактических) за 2005-2013 гг. (табл. 4). Средняя ошибка является комплексной ошибкой, то есть учитывает погрешность как самой прогнозной модели, так и моделей, которые используются для расчета выходных переменных каждой модели.

Показатель Расчетные значения Прогнозные значения

2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020

Поступления земельного налога, млн. руб. 154,9 154,9 154,9 171,6 197,5 206,8 216,2

Таблица 4

Сравнение оценочных и фактических значений поступлений земельного налога в бюджет г. Донецка за 2005-2013 гг.

Показатель Фактическое значение за 2013 г. Оценочное значение на 2013 г. Ошибка прогноза на 2013 г. Средняя ошибка за 2005-2013 гг.

Поступления земельного налога, млн. грн. 81,32 77,47 4,7% 4,3%

Таблица 3

Прогнозные значения поступлений земельного налога в бюджет

г. Донецка (до 2020 г.)

По данным табл. 4 средняя ошибка для прогноза налоговых поступлений не выходит за рамки допустимых ограничений, то есть не превышает 10%. Так, средняя ошибка за 2005-2013 гг. составляет 4,3%, а ошибка прогноза на 2013 г. -4,7%.

Выводы

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таким образом, для того, чтобы земельный налог стал доходным источником местных бюджетов Республики в среднесрочной и долгосрочной перспективе, необходимо реализовать следующие направления в сфере земельного налогообложения:

для формирования отчетности по налоговым поступлениям, в частности, поступлениям земельного налога в бюджет Республики, необходимо создать систему автоматизированной отчетности, которая будет содержать информацию о количестве земель, которые были задекларированы, количестве налогоплательщиков и размере налоговых поступлений в разрезе земель сельскохозяйственного и несельскохозяйственного назначения;

в перспективе, в условиях развития рынка земли, целесообразным будет использование рыночной или оценочной стоимости объектов налогообложения в качестве налоговой базы по аналогии с системами имущественного налогообложения зарубежных стран, в которых налоги на землю и недвижимость являются основными доходными источниками местных бюджетов;

для предупреждения негативных экономических и социальных последствий налогообложения необходимо обеспечить высокое качество администрирования земельного налога (сбор, обработка и периодическая актуализация значительных объёмов информации, подготовка специалистов по оценке земли и т.д.).

В качестве перспективы дальнейших исследований планируется оценить экономические последствия использования кадастровой стоимости в качестве налоговой базы при исчислении земель-

ного налога для местных бюджетов и налогоплательщиков.

Список использованной литературы

1. Ильичева, Е.В. К вопросу планирования и прогнозирования налоговых поступлений в территориальный бюджет [Электронный ресурс] / Е.В. Ильичева, И.Е. Подгорный // Интернет-журнал «Науковедение».- 2015. - № 4. - URL: http: // naukovedenie.ru / PDF/ 53EVN415. pdf.

2. Васильева, М.В. Методы налогового прогнозирования на макроуровне [Электронный ресурс] / М.В. Васильева // Управленческий учет. - 2011. - № 6. -URL: http: // dis.ru / library / 709/30209/.

3. Разник, Е.Д. Прогнозирование и планирование в налогообложении / Е.Д. Разник, И.А. Самсонова. - Владивосток: ВГУЭС, 2006. - 80 с.

4. Leal, T. Fiscal Forecasting: Lessons from the Literature and Challenges / T. Leal, J. Perez, M. Tujula, J. Vidal // ECB Working Paper Series, No 843. - 187 p.

5. King, J. Alternative Methods of Revenue Forecasting and Estimating / J. King // Washington, DC: International Monetary Fund. - 1995. - 257 p.

6. Закон о налоговой системе № 99-IHC от 25.12.2015 [Электронный ресурс]. Официальный сайт Народного Совета Донецкой Народной Республики. - URL: http: // dnrsovet.su / zakon - o -nalogovoj - sisteme - donetskoj-narodnoj-respubliki/.

7. Вишневський, В.П. Звгг про ви-конання науково-техшчного проекту «1нформацшно-анал^ичний комплекс перспективного прогнозування бюджету мюта» / В.П. Вишневський, Р.М. Лепа. -Донецьк: 1ЕП НАН Украши, 2013. -129 с.

8. Официальный сайт Главного управления статистики в Донецкой области [Электронный ресурс]. - URL: http: // www.donetskstat.gov.ua/.

Статья поступила в редакцию 17.07.17

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.