УДК 330.15
ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА
Л. Ш. АХМЕДОВА, кандидат биологических наук, заведующая кафедрой геоэкологии E-mail: textima@mail. ru
Дагестанский государственный университет Г. И. ИДЗИЕВ,
кандидат экономических наук, старший научный сотрудник E-mail: textima@mail. ru
Институт социально-экономических исследований Дагестанского научного центра РАН
В данной статье раскрываются основные перспективы экологизации энергопотребления в рамках стратегии устойчивого развития Северо-Кавказского федерального округа. Дается характеристика наиболее эффективного использования гидроэнергетических ресурсов в Дагестане. Отмечено, что оптимизация процессов вызывается беспрецедентными по масштабу проблемами сокращения ресурсов жизнеобеспечения, ухудшения качества среды и качества жизни людей.
Ключевые слова: устойчивое развитие, антропогенная нагрузка, энергетический потенциал региона, качество жизни, экологическая емкость.
Сегодня очевидно, что в XXI в. новым типом экономического роста должно стать устойчивое сбалансированное развитие, включающее разумное использование экосистем, эффективную экономику и справедливое общество. Задачи экономического и социального развития каждого региона должны быть определены с учетом устойчивого развития в соответствии с экологическим императивом.
Центральным звеном стратегии устойчивого развития является экологизация всех сфер хозяйственной деятельности человека. Для разработки концепции экологизации экономического развития требуется существенное изменение приоритетов и
целей как для всей экономики в целом, так и для ее секторов. В настоящее время необходимо выработать такие принципы и подходы к реформированию, которые обеспечивали бы динамичный рост макроэкономических показателей стран (в том числе и России, каждого субъекта Российской Федерации), прибыльное функционирование предприятий всех видов деятельности, улучшение жизненного уровня населения и его социальную защиту, а также реализацию важного фактора - сохранения благополучной природной среды [3]. Действительно, от того, насколько рационально и бережно используются природные ресурсы как естественная основа хозяйственного развития, во многом зависят эффективность общественного производства в целом, темпы экономического роста, уровень благосостояния и качество жизни населения.
Последствия воздействия человека на окружающую среду на современном этапе развития цивилизации все более влияют на экономические показатели производства. Причем этот факт свидетельствует, что экологизация экономики - это долговременная и единственно возможная программа развития.
Взаимодействие общественного производства с окружающей средой прослеживается в трех функциях природы. Во-первых, природа - это
источник естественных ресурсов для развития общественного производства. Во-вторых, природа является пространственным базисом размещения производительных сил. В процессе труда человек опосредует, регулирует и контролирует обмен веществ между собой и природой. При этом земля дает рабочему определенное место (locus standi), а производственному процессу - сферу действия. В-третьих, природа выступает как жизненная среда обитания.
Под экологизацией экономики понимается необходимость осуществления защитных мероприятий, снижающих объем антропогенного воздействия на окружающую среду, причем сре-дозащитные мероприятия не являются тормозом экономического развития, а во многих случаях имеют непосредственный экономический смысл. Отказ от их осуществления влечет за собой еще большие народнохозяйственные издержки. С учетом неизбежного характера экологических издержек единственной стратегией борьбы с их негативным влиянием должна быть минимизация их величины. Именно минимизация экологических издержек и является экономической сущностью процесса экологизации экономики.
Необходимо отметить, что понятие минимизации издержек не следует понимать как исключение определенного вида затрат, в том числе и на природоохранные мероприятия. В действительности это не так, ведь закон необходимой регламентации воздействия человека на окружающую среду должен создать комплекс жестких требований по нормированию воздействий на окружающую среду, включая и платежи за природопользование.
В настоящее время для решения проблемы экологизации производства используются в основном технические и технологические возможности. Этими средствами можно добиться некоторого улучшения состояния окружающей среды в каком-то конкретном регионе, однако их недостаточно для решения проблемы загрязнения в целом по стране. Проблема может быть решена только при комплексном анализе всей совокупности экономических и экологических процессов, который дает возможность не только совершенствовать систему мероприятий по обезвреживанию производственных отходов, но и управлять самим процессом возникновения техногенного загрязнения, его отраслевой и территориальной структурой. На современном этапе природоохранная политика неэффективна,
поскольку игнорирует более эффективные пути сохранения окружающей среды через воздействие на объем и характер производственных отходов при определении направлений структурной перестройки хозяйственной деятельности [5].
В связи с этим необходимо решение методологических проблем включения экологического аспекта в процесс совершенствования структуры экономической деятельности. Критерии структурной перестройки хозяйства наряду с экономическими интересами должны отвечать цели сохранения окружающей природной среды.
Однако экологическая составляющая является лишь необходимым, но недостаточным фактором устойчивого развития. Переход к устойчивому развитию подразумевает достижение целей социальной, экономической и экологической устойчивости как в краткосрочной, так и в долгосрочной перспективе. Разных исследователей, стоящих на различных позициях по отношению к устойчивому развитию, объединяет стремление разработать концептуальную систему, способную преодолеть остроту противоречий элементов отношения «человек - общество - биосфера».
Между тем достичь параметров устойчивого развития можно только при условии планирования не «социально-экономического», а эколого-эконо-мического развития стран и регионов, соблюдая естественные лимиты и пороги воздействия на окружающую среду.
Экономика представляет собой упорядоченный процесс, поддерживаемый внешним потоком энергии, использующий в основном невозобновимые ресурсы природы (топливо, металлы), которые в конечном итоге превращаются в отходы производства. Между тем для биоты не существуют понятия «ресурс» и «отходы», поскольку она находится в созданной и поддерживаемой ею в пригодном для жизни состоянии окружающей среде, перерабатывает в системе «биосинтез - разложение» только продукцию, создаваемую самой биотой. Любой дисбаланс в этой системе быстро устраняется самой же биотой: избыток биопродукции откладывается в запас (торфяники, почвенный гумус) и устраняется из оборота, а недостаток биогенного вещества восполняется за счет разложения запасов - быстрый (за десятки лет) возврат к первоначальному состоянию обеспечения путем направленного отклонения от замкнутости круговорота системы «биосинтез -разложение» огромной мощности. Этому и другим
различиям и необходимым ограничениям экономики будет посвящен анализ программы экоразвития Северо-Кавказского региона.
Юг России представляет собой целостный социально-экономический регион, имеющий выгодное экономико-географическое и геополитическое положение, располагающий уникальным природно-ресурсным потенциалом и квалифицированными трудовыми ресурсами, представляющий собой многоотраслевой социально-экономический комплекс, являющийся составной частью народнохозяйственного комплекса России.
В контексте устойчивого развития в сентябре 2010 г. был принят программный документ - Стратегия социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа до 2025 года (далее - Стратегия). После ситуационного анализа дел в субъектах округа главная цель Стратегии была сформулирована следующим образом: «Обеспечение условий для опережающего развития реального сектора экономики... переход от политики стабилизации к политике форсированного роста. для обеспечения самодостаточного существования субъектов Российской Федерации, входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа». В этой формулировке (а также в последующем тексте) ключевыми являются способы, средства и основные направления по достижению целей устойчивого, самодостаточного и безопасного развития территорий, повышение качества жизни граждан.
Очень не хотелось бы, чтобы изложенные высокие цели Стратегии постигла участь множества других аналогичных документов. Судя, однако, по двум приложениям к тексту, где приводится перечень приоритетных инвестиционных мероприятий, такая опасность существует, поскольку все средства достижения целей устойчивого развития сведены к простым действиям экономического роста: реконструкции старых и созданию новых предприятий. Увы, такая узкая экономическая трактовка понятия «устойчивое развитие» не только не решает проблемы регионов, но и усугубляет их, поскольку экономический рост вслед за ростом численности населения ведет к повышенной эксплуатации ресурсов жизнеобеспечения, ухудшению качества среды обитания и стандартов качества жизни людей.
Следовательно, нужны иные подходы и способы достижения жизненно важных параметров устойчивого развития регионов, учитывающих неизбежность эколого-экономических и демогра-
фических компромиссов и жертв на пути к более сбалансированному и устойчивому миру. Иначе к концу завершения сроков Стратегии (2025 г.) можно прийти к грустному заключению, что современная цивилизация не обеспечивает ни нормальных условий жизни человека, ни устойчивого существования жизни на Земле [2].
Стратегия устойчивого развития и способы его достижения должны базироваться на иных принципах, имеющих целью привести в соответствие растущие экономические потребности населения с возможностями оскудевшей природы и ее ресурсов. В соответствии с этими требованиями следует придерживаться следующей формулировки: «Устойчивое развитие - повышение качества жизни людей в пределах экологической емкости среды» [1]. В данном определении в явном виде просматривается принцип экологического императива, первичности экологических ограничений по отношению к целям экономического роста и развития. Верховенство экологических требований выражается в сочетании роста качества жизни людей с ограничениями экологической емкости среды (расчетной величины, ограничивающей допустимую антропогенную нагрузку на окружающую среду). Напомним, что в понятии «экологическая емкость» интегрируются два нормированных аспекта ограничений: эколого-демографический и эколого-техногенный. В совокупности они образуют антропогенную нагрузку на экосистемы, причем в первом случае - через плотность населения, во втором - через давление техники.
Устойчивое развитие стран и регионов возможно только в условиях антропогенной нагрузки, не превышающей экологическую емкость среды. В субъектах Северо-Кавказского федерального округа существенно превышен эколого-демографический аспект антропогенной нагрузки, что существенно усложняет проблему устойчивости региона.
В деле депопуляции полагаться на стихийные процессы не приходится, здесь нужна продуманная и эффективная практика планирования семьи и организованной миграции населения. Соблюдение норм эколого-демографической емкости территорий способно смягчить актуальную для Российской Федерации проблему региональных конфликтов. Как показывает мировой и отечественный опыт, превышение нормированной плотности населения сопровождается накоплением груза отрицательных эмоций, политическими потрясениями и граждан-
скими войнами, ростом безработицы, криминала, экстремизма и терроризма, конфликтов на этнической почве и увеличением неорганизованных миграционных потоков. В этой связи представляется крайне важной и актуальной предложенная в Стратегии идея создания в округе Агентства по трудовой миграции с частно-государственным инвестиционным фондом. Такое агентство могло бы организовать групповые потоки миграции в обезлюденные районы центральной России, оказав соответствующую финансовую поддержку не только по переезду на новое место, но и их обустройству и созданию различных производств.
Для правильного восприятия замечаний и предложений по реализации обсуждаемой Стратегии полезно напомнить основные характеристики и параметры экологической ниши современного человека. Это необходимо для понимания реальной ситуации в обсуждаемом аспекте программы, подкрепления ее снизу базовыми потенциальными возможностями территорий, потребностями населения и выбора наиболее эффективных ориентиров для направления инвестиций.
Вещественно-энергетические потребности современного человека неоднократно публиковались и частично эти нормативы закреплены в документах ООН по устойчивому развитию («Повестка дня на XXI век»). Для обобщенного описания и количественных сопоставлений разномасштабных регионов потребности человека (нормированные и фактические) принято выражать в энергетических единицах. Согласно этим данным вещественно-энергетические потребности современного человека характеризуются следующими показателями [2, 5].
Метаболическая мощность существования нормально питающегося человека составляет 130-140 Вт/чел. Это соответствует энергии 280 кг/год зерна в калорическом выражении. Примерно столько же зернового эквивалента требуется для производства 35 кг/год также нормированной животной продукции. В итоге нормальное потребление человеком растительной продукции для обеспечения его метаболической мощности составляет 500 кг/год зернового эквивалента, из которых половину потребляет сам человек, вторую половину - скот.
Для удовлетворения этих (врожденных) и других потребностей человека необходим определенный минимум пространственного комфорта. Согласно этим оценкам он складывается из 2 800 м2 пашни, 3 200 м2 пастбищ, 250 м2 селитебной
площади, 750 м2 лесов и в сумме 7 000 м2/чел. В материалах ООН содержится рекомендация принять эту оценку за устойчивый стандарт. Если согласиться с этой рекомендацией, то вся эффективная территория суши (135 х 106 км2) может быть заселена населением численностью 20 х 109 чел. (!). Если же исходить из стандартов экологической емкости биосферы (1 % мощности фотосинтеза = 1 кВт), то нормированная численность населения Земли составит примерно 109 чел., как в начале XX в.
Поэтому при рассмотрении численности и плотности населения СКФО авторам Стратегии следует придерживаться более строгих демографических оценок и прогнозов, а не исходить из нормированных стандартов территориального комфорта. В частности, реалистичные демографические расчеты дадут оптимальную численность по Республике Дагестан (0,8 - 1,2) х 106 чел. (против 2,9 х 106 чел. в настоящее время).
Тепловой комфорт человека достигается при величинах теплоотдачи тела в пределах 40-75 Вт/м2, что обеспечивается разным сочетанием в окружающей среде температуры, влажности, скорости ветра, прямого солнечного облучения мест пребывания человека.
Приведенная выше метаболическая мощность человека (135 Вт/чел.) представляет собой врожденную потребность. Помимо пищи человек нуждается и в других видах биопродукции: в древесине, продуктах рыболовства и охоты, др. Вследствие этого совокупная мощность потребления биопродукции составляет 1,14 кВт/чел. Для поддержания устойчивости окружающей среды в канал антропогенного потребления может быть переведено не более 1 ТВт энергии, или 1 % годовой биопродукции (в настоящее время более 10 %). Это и есть экологический предел роста человечества в регионах, стране и мире в целом. По этим данным экологически нормированная численность населения Земли превышена в 7-8 раз, а в Республике Дагестан - в 2,5-3 раза.
Вследствие такой переэксплуатации биоты нарушены фундаментальные законы функционирования биосферы (закон обратного противодействия Ле Шателье-Брауна), снижена мощность биотической регуляции окружающей среды и ее устойчивости, стремительно сокращается биоразнообразие и др. Помимо потребления биопродукции человек и современная цивилизация нуждаются в создании и содержании техносферы - глобальной совокупности орудий и средств общественной деятельности.
Площадь суши, занятая современной техносферой, превышает 30 %, а ее энергетическая мощность составляет 15-20 ТВт, что на порядок превышает экологически допустимый порог энергопотребления.
Мощность душевого потребления энергии на создание и обслуживание современных технологий составляет в среднем 3,5 кВт/чел. Однако потребление энергии по странам существенно различается: от 10,5 кВт/чел. (США) до нескольких ватт на душу в развивающихся странах. По многочисленным оценкам, нормированная мощность на обслуживание техносферы составляет 1 кВт/чел. экологически чистой (возобновимой) электроэнергии. Таким образом, совокупная мощность душевого энергопотребления, нормированная относительно экологической безопасности, составит 2,5 кВт/чел.
Основу современного энергобаланса составляет топливная энергетика (90 %). На атомную и гидроэнергетику приходится 10 %. Экологические последствия подобного дисбаланса в пользу невозобновимых ресурсов многократно обсуждались мировым сообществом и хорошо известны.
По структуре энергобаланса Республика Дагестан находится в относительно благополучном положении: на действующих гидростанциях вырабатывается 97 % энергии и лишь 3 % - на тепловых. Мощность действующих ГЭС РД составляет 2,8 х 106 кВт и при нынешней численности населения (2,9 х 106 чел.) душевое потребление экологически чистой электроэнергии составляет 0,9-1,0 кВт/чел. Это соответствует экологически нормированной удельной мощности на обслуживание современной техносферы. Если же привести численность населения к экологически допустимой норме (~ 1 х 106 чел.), да еще реализовать проектируемые ГЭС мощностью 2 х 106 кВт, то республика может превратиться в крупного экспортера электроэнергии. Таковы высокие индивидуальные стандарты качества жизни людей, достижимые при соблюдении ограничений эколого-демографической емкости территорий.
В контексте изложенного станут понятны представленные замечания к Стратегии и предложения по наполнению ее базы мероприятиями достижения изложенных выше параметров устойчивого эко-развития (на примере Республики Дагестан). Разумеется, достижение целей устойчивого развития определяется прежде всего энергетикой, ее структурой и качеством. Энергетика - это та сфера производства, которая развивается невиданно быстрыми темпами. Если численность населения в условиях
современного демографического взрыва удваивается за 40-50 лет, то в производстве и потреблении энергии это происходит через каждые 12-15 лет. При таком соотношении темпов роста населения и энергетики энерговооруженность лавинообразно увеличивается не только в суммарном выражении, но и в расчете на душу населения.
Одним из главных условий реализации программы социально-экономического развития является коренное расширение энергетической базы на основе широкого привлечения в энергетический баланс экономически эффективных гидроэнергетических ресурсов. Дагестан богат гидроэнергетическими ресурсами, они оцениваются в 55,17 млрд кВт-ч, что составляет около 40 % потенциала рек Северного Кавказа. В настоящее время освоено около 10 % гидроресурсов при очень низком потреблении электроэнергии на душу населения -1 550 кВт-ч против 5 342 кВт-ч в среднем по России. Напомним, что современное энергопотребление в округе составляет 24 млрд кВт-ч, причем по инерционному сценарию развития округа в Стратегии предусматривается достичь к 2025 г. выработки электроэнергии 43 млрд кВт-ч.
По степени освоения экономически эффективных гидроресурсов Дагестан, как и Россия в целом, значительно уступает экономически развитым странам. Так, освоенный гидроэнергетический потенциал для ряда густонаселенных стран составляет, в частности: Франция - 94 %, Щвеция - 89, Австрия -76, Норвегия - 60, США - 45 %.
Потенциальные гидроэнергетические ресурсы по республике распределены неравномерно. Более 94 % общего потенциала сосредоточено в бассейнах рек Сулака и Самура.
В целях более эффективного использования гидроэнергетических ресурсов была разработана программа ускоренного развития гидроэнергетики в республике. В ней предусматривается развитие гидроэнергетики по четырем основным направлениям:
1) освоение экономически апробированных гидроэнергетических ресурсов в бассейне р. Сулак;
2) начало освоения гидроэнергетических ресурсов второй водной артерии республики р. Самур;
3) реконструкция и расширение действующих гидроэлектростанций;
4) восстановление и строительство новых средних и малых ГЭС.
Освоение гидроэнергетических ресурсов р. Су-лак близится к завершению. Дальнейшие перспективы строительства здесь связаны с каскадами ГЭС на притоках р. Сулак - Аварском Койсу, Андийском Койсу и Каракойсу. Проработки, проведенные Лен-гидропроектом, подтвердили возможность строительства 8 ГЭС на Андийском Койсу дополнительно к строящейся Ирганайской.
Для перекрытия имеющегося осенне-зимнего дефицита в электроэнергии также намечается первоочередное строительство водохранилищ сезонного регулирования на Агвалинской и Магарской ГЭС. В весенне-летнее время вода будет аккумулироваться этими водохранилищами и использоваться в осенне-зимний период, когда энергосистема из-за дефицита водных ресурсов на гидроэлектростанциях испытывает острую нехватку в энергии.
Общая прогнозируемая мощность гидроэлектростанций в бассейне р. Сулак составляет 4 691 мВт с годовой выработкой 10 424 млн кВт-ч. Поэтому актуальным в этой связи является разработанная ОАО «Дагэнерго» и утвержденная в соответствии с постановлением Совета Министров Республики Дагестан от 24.01.1994 № 3р «Программа строительства малых гидроэлектростанций в Республике Дагестан до 2010 года» (увы, так и не реализованная в установленные сроки).
Для снижения стоимости проектирования, строительства, изготовления основного оборудования и значительного сокращения сроков сооружения малых ГЭС в энергосистеме разработана и запатентована технология типового проектирования «Прометей», основанная на строительстве ГЭС модульного типа с применением унифицированного, однотипного, многократно повторяемого в производстве гидросилового оборудования, работающего в автоматическом режиме без обслуживающего персонала.
Уже получен положительный опыт эксплуатации малых ГЭС по этой технологии на следующих станциях:
• Гергебильская ГЭС мощностью 18,3 тыс. кВт;
• Ахтынская МГЭС мощностью 1,8 тыс кВт;
• Бавтугайская МГЭС мощностью 600 кВт.
Сравнение расчетных значений коэффициента
общей экономической эффективности с нормативным показывает, что при существующих условиях эксплуатации МГЭС остаются рентабельными и позволяют ежегодно экономить в среднем 30 тыс. т условного топлива. Себестоимость вырабатываемой электроэнергии не превышает средних значений
для малых ГЭС, а капиталоемкость, установленная на киловатт мощности, в три раза ниже, причем не превышает 300 долл. на 1 кВт.
Среди других положительных факторов, определяющих актуальность строительства малых ГЭС, можно выделить следующие:
• незначительные (не более 2-4 лет) сроки строительства и реализации проекта в целом, обеспечивающие ускоренный ввод мощностей и быстрый возврат вложенных инвестиций;
• простота и надежность конструкций оборудования, в первую очередь гидроагрегатов, что определяет малые затраты на обслуживание и эксплуатацию малой ГЭС;
• гибкость в эксплуатации - возможность изменения объема производимой электроэнергии в зависимости от нужд пользователей;
• экологическая «чистота» и незначительное воздействие на окружающую среду речной долины.
Для реализации данной программы создано предприятие ООО «Энергострой ЛТД», основной деятельностью которого является проектирование, строительство и эксплуатация малых ГЭС. С активным участием ООО «Энергострой ЛТД» на базе Бавтугайской малой ГЭС создан полигон для испытаний унифицированного оборудования малых ГЭС по технологии «Прометей».
Использование гидроэнергии имеет существенные и хорошо известные преимущества в сопоставлении с другими источниками энергии: она является возобновляемым источником, технология получения электроэнергии хорошо разработана, при выработке электроэнергии не происходит загрязнение окружающей среды, эксплуатация источника энергии довольно проста, в процессе эксплуатации не образуются отходы.
Намечаемое ускоренное использование гидроэнергетических ресурсов путем строительства за короткий срок каскадов гидроэлектростанций в горных районах со значительным увеличением генерирующих мощностей и производства дешевой электроэнергии позволит создать прочную энергетическую базу для ускоренного развития экономики республики. Вследствие этого строительство гидроэлектростанций имеет комплексное значение. Оно является основой технического и технологического преобразования экономики республики, совершенствования его структуры, территориального размещения с учетом отсталости развития горных районов.
Создаваемая мощная энергетическая база с низкой стоимостью электроэнергии, вырабатываемой гидроэлектростанциями, будет стимулировать интенсификацию промышленного производства и дальнейшее его развитие. Наряду с этим намечено создать в горных районах три крупных территориально-производственных комплекса. На основе этих баз предусматривается строительство новых промышленных предприятий по переработке местных природных ресурсов, а именно: предприятия по консервированию и переработке фруктов, продукции животноводства, по производству строительных материалов и конструкций.
Производимая гидроэлектроэнергия позволит резко увеличить (примерно в 3 раза) отпуск ее сельскому хозяйству, поднять электровооруженность и производительность труда, технически перевооружить сектор экономики, перевести его на интенсивные технологии, поднять уровень комплексной механизации трудоемких процессов, в полной мере электрифицировать стационарные процессы в растениеводстве, животноводстве и ирригации. Создаваемые водохранилища позволят привлечь в сельскохозяйственный оборот более 22 тыс. га склоновых и террасных земель в горных районах. На голых скалистых берегах водохранилищ, где в недавнем прошлом были вырублены леса, появится растительность.
Намечаемое использование гидроэнергетических ресурсов позволит провести реконструкцию старых дорог, сооружение новых. Эти дороги надежно свяжут горную часть Дагестана с равниной, будут способствовать организации новых туристических баз и маршрутов повышению уровня медицинского, культурного, бытового и торгового обслуживания населения.
В результате осуществления указанной программы выработка электроэнергии на электростанциях республики может быть доведена до 11,8 млрд кВт-ч в год против нынешних 5 млрд кВт-ч. Как следствие этих количественных и качественных изменений, энергетическая система ОАО «Дагэ-нерго» станет способной в полной мере обеспечить качественной электроэнергией намечаемое в Стратегии ускорение развития народного хозяйства республики, внести весомый вклад в энергобаланс Северо-Кавказского федерального округа. Политика энергетической безопасности, как известно, является важным условием устойчивого развития региона, ведь она выполняет следующие функции:
а) регулирование и координирование развития энергетической сферы на всем ее протяжении: оценка, разведка, добыча энергоресурсов в регионе;
б) осуществление эффективной транспортно-коммуникационной политики по доставке энергоресурсов до потребителя и реализации их по адекватным ценам;
в) социально-экономическая функция - обеспечение экономики энергоресурсами не только для простого ее функционирования, но и с учетом внедрения новых технологий и развития научно-технического прогресса, в основе которых - снижение энергозатратности, обеспечение систем жизнеобеспечения населения доступной электроэнергией, сохранение от вредного воздействия природной среды;
г) проведение политики взаимовыгодного сотрудничества республик округа через систему экспорта энергоносителей и энергоресурсов, с превалированием экспорта продукции высоких переделов над простым вывозом сырья.
Важнейшим условием обеспечения национальных интересов субъектов РФ и приоритетов является устойчивость экономической, политической, социальной и духовно-нравственной сфер, их защищенность по отношению к внешним и внутренним угрозам. Риски и угрозы энергетической безопасности России и ее регионов носят не единичный, а системный характер и включают риски, связанные:
• с внутриэкономической деятельностью, обусловленные угрозой технологического отставания энергетической сферы;
• с физическим и моральным старением оборудования;
• с возникновением энергодефицита;
• с невосполнимыми потерями потенциала надлежащего уровня безопасности. Подробный анализ потенциала гидроэнергетики одного из субъектов СКФО показывает, что реализация существующих проектов по средним и малым ГЭС РД способна подкрепить снизу мероприятия Стратегии дешевой и экологически чистой электроэнергией, которая потянет за собой все остальные проекты, окажет содействие по направлению ожидаемых инвестиций в более разумное и эффективное русло: не только в борьбу с потерями энергии в сетях, хищениями и неплатежами, но и в более фундаментальные проекты.
На фоне изложенных потенциальных возможностей энергообеспечения регионов СКФО чрезвычайно скромно выглядят вынесенные в приложения к
Стратегии конкретные мероприятия по достижению ее целей. В тексте констатируется, что «большинство субъектов Российской Федерации, входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа, являются дефицитными по обеспечению электроэнергией... В перспективе на территории Северо-Кавказского федерального округа может возникнуть дефицит электроэнергии (потенциал роста спроса на электроэнергию составляет 2,5-3 раза), что ограничит развитие приоритетных отраслей»! Справедливое утверждение. И что же предусматривается для преодоления этого дефицита и ожидаемого его роста?
В контексте изложенных возможностей развития гидроэнергетики региона крайне странно выглядит экзотичное предложение по созданию «дополнительных стимулов для развития альтернативной энергетики (солнечной, ветровой)». Эти и другие виды «альтернативной энергетики» - дело далекого будущего, выходящего за рамки сроков исполнения Стратегии.
Однако продолжим анализ дальше. В перечне инвестиционных проектов (мероприятий) на 2010-2013 гг. по разделу «энергетика» предусматривается реконструкция Зеленчукской ГЭС-ГАЭС (КЧР) и Верхне-Красногорской ГЭС (КЧР), а также строительство нефтеперерабатывающего комплекса в Чеченской Республике (проекты 1-3).
На более отдаленную перспективу (до 2025 г.) в перечень инвестиционных мероприятий по энергетическому разделу вошли следующие:
• завершение строительства Ирганайской ГЭС (РД) (проект 52);
• строительство двух каскадов ГЭС на реках Аргун (ЧР) и Терек (КБР) (проекты 53 и 55);
• восстановление энергетических объектов Чеченской Республики (проект 54);
• строительство теплоэлектростанции в г. Грозном, (проект 56).
И никаких предложений по мобилизации потенциала каскада малых и средних ГЭС на реках Сулак и Самур. П. 51 приложения 2 «Снижение сверхнормативных потерь электроэнергии в сетях.» трудно отнести к стратегическим мероприятиям. Это скорее соблюдение элементарных норм и правил эксплуатации сетей, регулируемых соответствующими отраслевыми документами. Аналогичные по банальности рекомендации даются и по разделу «Охрана окружающей среды»: мониторинг ООС и использования природных ресурсов; контроль над промышленными выбросами и отходами; рацио-
нальное лесопользование; строительство полигонов отходов и скотомогильников. Все эти вопросы регулируются соответствующими федеральными законами, поэтому было бы достаточно призвать граждан к соблюдению этих законов, а властей - к ужесточению контроля над их исполнением. Однако эти вопросы совсем не для Стратегии.
Как видно, в тексте Стратегии до 2025 г. есть «борьба с потерями в электросетях», а вот о судьбе готовых проектов 31 средней и малой ГЭС на реках Сулак и Самур (РД) не сказано ни слова. Речь здесь не о региональном эгоизме, а в показанных выше реальных возможностях Республики Дагестан обеспечить не только себя, но и соседей дешевой возобновляемой и экологически «чистой» электроэнергией. Может быть, это упущение местных властей республики, не сумевших показать стратегические возможности республики в энергообеспечении субъектов округа?
В заключение следует отметить, что современный мир тесен, страны взаимозависимы и перегружены беспрецедентными по масштабу проблемами сокращения ресурсов жизнеобеспечения, ухудшения качества среды и качества жизни людей. Поэтому при разработке перспективных планов и программ все регионы и страны должны нести долю ответственности перед мировым сообществом за свои обязательства по снижению антропогенной нагрузки в интересах обеспечения параметров устойчивого эколого-экономического развития.
Список литературы
1. Ахмедова Л. Ш. Методы измерения и оценки устойчивости геосистем. Махачкала: АЛЕФ, 2008.
2. Горшков В. Г. Физические и биологические основы устойчивости жизни. М.: ВИНИТИ, 1995.
3. Идзиев Г. И. Потенциал промышленного развития юга России // Региональная экономика: теория и практика. 2011. № 26.
4. Идзиев Г. И., Цапиева О. К. Анализ воспроизводственного потенциала республик СевероКавказского федерального округа // Проблемы современной экономики. 2012. № 2.
5. Реймерс Н. Ф. Экология (теория, законы, правила, принципы и гипотезы) . М. : Изд-во журнала «Россия молодая», 1994.
6. Хрусталёв Е. Ю. Экономический анализ и методология измерения национального оборонного потенциала России и ведущих государств мира // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2012. № 8.