Научная статья на тему 'Прогноз развития негосударственных пенсионных фондов России в 2013-2040 гг. В условиях реализации пенсионной реформы'

Прогноз развития негосударственных пенсионных фондов России в 2013-2040 гг. В условиях реализации пенсионной реформы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2257
341
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕНСИОННАЯ СИСТЕМА / ПРОГНОЗ / ПЕНСИЯ / НЕГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕНСИОННЫЙ ФОНД / ПЕНСИОННЫЕ НАКОПЛЕНИЯ / PENSION SYSTEM / FORECAST / PENSION / NON-STATE PENSION FUND / PENSION SAVINGS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Федотов Дмитрий Юрьевич

Пенсионная система России регулярно реформируется. Очередной этап пенсионной реформы связан с принятием в 2012 г. Стратегии долгосрочного развития пенсионной системы Российской Федерации. Данным документом предусматриваются ощутимые преобразования в деятельности негосударственных пенсионных фондов, а также в части управления пенсионными накоплениями российских граждан. В частности, Стратегией предусмотрены меры по снижению тарифа страховых взносов на накопительную часть пенсии для застрахованных лиц, не переведших свои пенсионные накопления из государственной управляющей компании. В ходе данного исследования составлен прогноз развития негосударственных пенсионных фондов России с применением модели актуарного оценивания негосударственного пенсионного страхования России; выявлено, что сохранение существующих тенденций развития негосударственных пенсионных фондов России позволит к 2040 г. увеличить численность его участников. Как показало исследование ощутимый толчок к активизации деятельности российских негосударственных пенсионных фондов должны дать предусмотренные Стратегией меры по снижению тарифа страховых взносов на накопительную часть пенсии для застрахованных лиц, не переведших свои пенсионные накопления из государственной управляющей компании, по увеличению размера пенсионных накоплений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORECAST OF RUSSIAN NON-STATE PENSION FUNDS DEVELOPMENT IN 2013-2040 UNDER THE CONDITIONS OF A PENSION REFORM

The Russian pension system is reformed on the regular basis. A prerequisite for the next stage of a pension reform was an adoption of the Strategy of the Russian pension system development in 2012. This document presupposes a big range of tangible changes in the performance of non-state pension funds, as well as in the Russian citizens' pension savings management system. The Strategy includes measures on reduction of premiums rates for pension savings intended for the insured who didn't transfer their pension savings from the State Pension Fund. One of the findings of this research is a forecast of the Russian non-state pension funds development which is based on a model of actuarial evaluation of the non-state pension insurance sector. It has also been concluded that adherence to the current trends in development of Russian non-state pension funds enables to increase the number of their participants by 2040. The findings of the research also show that special measures on reduction of premiums rates for pension savings intended for the insured who didn't transfer their pension savings from the State Pension Fund, are expected to invoke an increase in the Russian non-state pension funds' performance.

Текст научной работы на тему «Прогноз развития негосударственных пенсионных фондов России в 2013-2040 гг. В условиях реализации пенсионной реформы»

ФИНАНСОВАЯ, НАЛОГОВАЯ И ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА

УДК 336.6:364(47) Д. Ю. ФЕДОТОВ

ББК 65.271.312(2Рос) доктор экономических наук, доцент,

Байкальский государственный университет экономики и права

ПРОГНОЗ РАЗВИТИЯ НЕГОСУДАРСТВЕННЫХ ПЕНСИОННЫХ ФОНДОВ РОССИИ В 2013-2040 гг. В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ПЕНСИОННОЙ РЕФОРМЫ*

Пенсионная система России регулярно реформируется. Очередной этап пенсионной реформы связан с принятием в 2012 г. Стратегии долгосрочного развития пенсионной системы Российской Федерации. Данным документом предусматриваются ощутимые преобразования в деятельности негосударственных пенсионных фондов, а также в части управления пенсионными накоплениями российских граждан. В частности, Стратегией предусмотрены меры по снижению тарифа страховых взносов на накопительную часть пенсии для застрахованных лиц, не переведших свои пенсионные накопления из государственной управляющей компании. В ходе данного исследования составлен прогноз развития негосударственных пенсионных фондов России с применением модели актуарного оценивания негосударственного пенсионного страхования России; выявлено, что сохранение существующих тенденций развития негосударственных пенсионных фондов России позволит к 2040 г. увеличить численность его участников. Как показало исследование ощутимый толчок к активизации деятельности российских негосударственных пенсионных фондов должны дать предусмотренные Стратегией меры по снижению тарифа страховых взносов на накопительную часть пенсии для застрахованных лиц, не переведших свои пенсионные накопления из государственной управляющей компании, по увеличению размера пенсионных накоплений.

Ключевые слова: пенсионная система; прогноз; пенсия; негосударственный пенсионный фонд; пенсионные накопления.

D. YU. FEDOTOV

Doctor habil. (Economics), Associate Professor, Baikal State University of Economics and Law

FORECAST OF RUSSIAN NON-STATE PENSION FUNDS DEVELOPMENT IN 2013-2040 UNDER THE CONDITIONS OF A PENSION REFORM

The Russian pension system is reformed on the regular basis. A prerequisite for the next stage of a pension reform was an adoption of the Strategy of the Russian pension system development in 2012. This document presupposes a big range of tangible changes in the performance of non-state pension funds, as well as in the Russian citizens' pension savings management system. The Strategy includes measures on reduction of premiums rates for pension savings intended for the insured who didn't transfer their pension savings from the State Pension Fund. One of the findings of this research is a forecast of the Russian non-state pension funds development which is based on a model of actuarial evaluation of the non-state pension insurance sector. It has also been concluded that adherence to the current trends in development of Russian non-state pension funds enables to increase the number of their participants by 2040.

The findings of the research also show that special measures on reduction of premiums rates for pension savings intended for the insured who didn't transfer their pension savings from the State Pension Fund, are expected to invoke an increase in the Russian non-state pension funds' performance.

Keywords: pension system; forecast; pension; non-state pension fund; pension savings.

* Работа выполнена при финансовой поддержке научно-исследовательского проекта ФБ-100 «Повышение уровня жизни населения на основе развития пенсионной системы России» (№ 12-32-01233а2, номер регистрации в ФГНУ ЦИТиС 01201255176).

© Д. Ю. Федотов, 2013

В связи с принятием в декабре 2012 г. Стратегии долгосрочного развития пенсионной системы Российской Федерации (далее — Стратегия пенсионной реформы), утвержденной распоряжением Правительства РФ от 25 декабря 2012 г. № 2524-р1, в новую стадию вступила пенсионная реформа в нашей стране. Значительная роль в Стратегии пенсионной реформы отводится негосударственным пенсионным фондам (НПФ). Через развитие деятельности НПФ предполагается создать полноценный добровольный уровень национальной пенсионной системы за счет массового заключения договоров негосударственного пенсионного обеспечения, особенно представителями среднего класса. Кроме того, в соответствии со Стратегией пенсионной реформы планируется, что вырастет количество застрахованных лиц, которые переведут свои пенсионные накопления из государственной управляющей компании в НПФ. Мотивировать к этому граждан должно планируемое с 2014 г. перераспределение тарифа страховых взносов для застрахованных лиц (в настоящее время он составляет 6 %), которые не осуществили выбор в пользу формирования средств пенсионных накоплений в управляющей компании или негосударственном пенсионном фонде, — направление 2 % указанного тарифа на накопительную составляющую и 4 % тарифа страховых взносов на распределительную составляющую пенсионной системы. Для того, чтобы оценить основные тенденции развития негосударственной составляющей российской пенсионной системы в условиях реализации пенсионной реформы, был составлен прогноз развития негосударственных пенсионных фондов России с применением модели актуарного оценивания негосударственного пенсионного страхования России.

Исходным элементом построения модели актуарного оценивания негосударственного пенсионного страхования России является модель прогнозирования численности участников, зарегистрированных в НПФ, пенсионеров, получающих из НПФ негосударственные пенсии, а также застрахованных лиц, переведших свои пенсионные накопления в НПФ.

1 Об утверждении Стратегии долгосрочного развития пенсионной системы Российской Федерации : распоряжение Правительства РФ от 25 дек. 2012 г. № 2524-р.

Прогноз численности участников НПФ построен исходя из ретроспективного анализа корреляционной связи данного показателя с отдельными социально-экономическими показателями развития России за 2000-2012 гг. Для корреляционного анализа были выбраны три показателя, которые предположительно имеют тесную связь с изменением численности участников НПФ:

1. Реальный рост заработной платы в стране. Изменение данного показателя должно влиять на структуру расходов населения. Согласно теории Дж. М. Кейнса о формировании эффективного спроса повышение доходов напрямую влияет на повышение склонности к накоплениям, к которым относится и вложение средств на дополнительное пенсионное страхование.

2. Рост экономики страны. Развитие производственных процессов корпораций должно побуждать работодателей осуществлять дополнительное пенсионное страхование своих наемных работников, чей труд является важнейшим фактором производства.

3. Снижение уровня замещения государственной пенсией заработка. Положительная динамика данного показателя должна повышать уровень недоверия граждан к системе обязательного пенсионного страхования, повышая тем самым мотивацию добровольного дополнительного пенсионного страхования.

Результаты корреляционного анализа факторов, влияющих на рост численности участников НПФ, приведены в табл. 1. Как видно из представленных данных, наивысшее значение коэффициент корреляции достиг при сопоставлении темпов прироста численности участников НПФ и реального роста заработной платы в стране — он составил 0,741 4, что позволило принять его за основу при прогнозировании численности участников НПФ.

Таблица 1 Корреляционный анализ факторов,

влияющих на рост численности участников НПФ России

Факторы Коэффициент корреляции с численностью участников НПФ

Реальная начисленная заработная плата 0,741 4

Темпы роста ВВП России 0,370 7

Темпы роста уровня замещения пенсией заработка 0,196 4

Вместе с тем на изменение количества участников НПФ оказывают влияние и демографические факторы — при увеличении количества лиц трудоспособного возраста увеличивается количество потенциальных работающих граждан, которые могли бы заключить договор о негосударственном пенсионном обеспечении (либо в отношении этих лиц данный договор заключили бы их работодатели). Соответственно, при снижении количества лиц трудоспособного возраста снижается и количество потенциальных участников НПФ. Поэтому прогнозируемая численность участников НПФ скорректирована с учетом тенденций изменения половозрастной структуры населения России в период до 2040 г. Исходными данными для составления прогноза половозрастной структуры населения России послужили демографические прогнозы, составленные Департаментом экономической и социальной политики Организации Объединенных Наций. В соответствии с представленными прогнозными расчетами в трех вариантах1 численность населения России в трудоспособном возрасте в период 2013-2040 гг. снизится на 20-24 %.

1 Первый вариант прогноза предполагает низкие темпы экономического роста в России в сочетании с существенным сокращением численности населения, сопровождающимся его старением; третий вариант прогноза построен на гипотезах о высоких темпах экономического роста в условиях незначительно роста численности населения; при составлении второго варианта прогноза использованы промежуточные значения прогнозных показателей.

Численность получателей негосударственных пенсий в период 2000-2012 гг. ежегодно росла от 104,5 до 140,7 %, в этот период не было ни одного года, когда их численность снижалась по сравнению с предыдущим годом. Это объясняется тем, что ежегодно вступает в пенсионный возраст все большее количество участников НПФ. Вместе с тем темпы роста получателей негосударственных пенсий ежегодно замедляются — в 2012 г. темпы роста составили 104,5 % (самое низкое значение за весь анализируемый период). Несмотря на это ежегодно увеличивается доля участников НПФ, получающих негосударственную пенсию, — к 2012 г. она достигла 22,7 %. В этой связи при составлении прогноза была использована гипотеза о том, что доля получателей негосударственной пенсии будет расти в прогнозируемом периоде более высокими темпами, но к его концу не достигнет половины от общего количества участников НПФ. Согласно заложенным в прогноз тенденциям к 2040 г. доля получателей негосударственной пенсии достигнет 41,4 %, вследствие чего численность участников НПФ, получающих негосударственную пенсию, по разным вариантам прогноза составит от 3,8 до 6,1 млн чел. (рис. 1).

На рис. 1 показаны основные результаты прогноза количества участников НПФ, получателей негосударственных пенсий и застрахованных лиц, разместивших свои пенсионные накопления в НПФ на 2013-2040 гг. Как видно из представленных данных, к 2040 г. планируется некоторый рост численности участников

ГЧ|ГЧ|ГЧ|ГЧ|ГЧ|ГЧ|ГЧ|ГЧ|ГЧ|ГЧ|ГЧ|ГЧ|ГЧ|ГЧ|ГЧ|ГЧ|ГЧ|ГЧ|ГЧ|ГЧ|ГЧ|ГЧ|ГЧ|ГЧ|ГЧ|ГЧ|ГЧ|ГЧ|

> Количество участников НПФ И Количество получателей негосударственной пенсии

А Количество застрахованных лиц

Рис. 1. Прогноз количества участников НПФ, получателей негосударственных пенсий и застрахованных лиц, разместивших свои пенсионные накопления в НПФ на 2013—2040 гг. по третьему варианту прогноза, млн чел.

НПФ, по разным сценариям она составит 9,2-14,8 млн чел. В связи с ростом численности участников НПФ ожидается увеличение общей численности получателей негосударственной пенсии до уровня 7,5-12,8 млн чел. (по разным вариантам прогноза).

Все большую роль в формировании доходов НПФ будут играть застрахованные лица, разместившие свои пенсионные накопления в НПФ. Как видно на рис. 1 их численность к концу прогнозируемого периода достигнет 67,8-69,6 млн чел. (по разным вариантам прогноза). При составлении прогноза численности застрахованные лица, разместившие свои пенсионные накопления в НПФ, была использована гипотеза о том, что их доля в общем количестве лиц, располагающими пенсионными накоплениями, будет увеличиваться высокими темпами. Если по итогам 2012 г. на их долю приходилось 26 % от общего количества застрахованных лиц, гораздо меньше, чем лиц, чьими пенсионными накоплениями управляет государственная управляющая компания, то к 2040 г. доля лиц, переведших свои пенсионные накопления в НПФ вырастет до 68,5 %. Это соответствует основным тенденциям изменения способов управления российскими гражданами своими пенсионными накоплениями (рис. 2), которые предусматривают перевод пенсионных накоплений из государственной управляющей компании в НПФ. Особо массовый перевод пенсионных накоплений в НПФ ожидается в течение 2013 г. в связи с внесенными в пенсионное законодательство изменениями, предполагающими снижение в три раза тарифа

страховых взносов на накопительную часть пенсий для граждан, не переведших свои пенсионные накопления из государственной управляющей компании.

Исходными данными для составления прогноза макроэкономических показателей развития России в 2013-2040 гг. послужили официальные данные государственных органов статистики1 и Сценарные условия долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2030 г., составленные Министерством экономического развития России2.

Моделирование финансовых поступлений в НПФ производилось по формуле:

I = I +1 +1 +1 , где I — общие поступления в негосударственные пенсионные фонды; 1р — сумма поступивших в НПФ пенсионных взносов и целевых поступлений по договорам о негосударственном пенсионном обеспечении;

— инвестиционный доход НПФ при управлении пенсионными резервами; 1а — сумма поступивших в НПФ пенсионных накоплений; I — доходы НПФ от инвестирования средств пенсионных накоплений.

Прогноз суммы поступивших в НПФ пенсионных взносов и целевых поступлений рассчитан по формуле:

’ Российский статистический ежегодник. 2012 : стат. сб. / Росстат. М., 2012. С. 768 ; URL : http:// www.gks.ru.

2 Сценарные условия долгосрочного социальноэкономического развития Российской Федерации до 2030 г. М., 2012. 61 с.

80

70

60

50

40

30

20

10

0

^“1

1 О 3,6 5,7 12,1 20,0

0,2 0,9 0 9 0,9 0,9 w / 1 0,7 0,6

0,7 0,8 0,9 0,5

54,5 57,6 60,С 63,2 62,5 60,6 61,3 56,5

005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012

Частные управляющие компании

■ Государственные управляющие компании

■ Негосударственные пенсионные фонды

Рис. 2. Распределение застрахованных лиц в России по способам управления пенсионными накоплениями в 2005—2012 гг., млн чел. (на конец года) (Составлено по данным http://www.fcsm.ru; http://www.ffms.ru)

----

где 5 — размер среднемесячной заработной платы в стране, являющейся базой для исчисления суммы пенсионных взносов в НПФ; ТI — среднемесячная ставка взносов в НПФ по заключенным договорам (в расчетах принят средний размер ставки взносов в НПФ, сложившийся в 2005-2012 гг.); М — количество участников НПФ; Q — количество участников НПФ, являющихся получателями негосударственной пенсии.

Прогноз инвестиционного дохода НПФ при управлении пенсионными резервами в соответствии с договорами о негосударственном пенсионном обеспечении составлен по формуле:

I. = PR

'

где PR — стоимость пенсионных резервов, в том числе в году, предшествующему расчетному периоду (х - 1); г — среднегодовая доходность размещения пенсионных резервов, в том числе в расчетном году (х); Е1 — расходы на размещение пенсионных резервов, которые складываются из оплаты услуг управляющих компаний, специализированного депозитария и других участников фондового рынка.

Расходы на размещение пенсионных резервов спрогнозированы по формуле, которая предусматривает учет норматива расходов на размещение пенсионных резервов, исчисленного по отношению к стоимости пенсионных резервов, средний размер которого за период 2005-2012 гг. составил 0,54 %:

где пе — сложившийся норматив расходов на размещение пенсионных резервов.

Прогноз среднегодовой доходности размещения пенсионных резервов НПФ в 2013-2040 гг. составлен в трех вариантах: первый (низкий) вариант предполагает неблагоприятную экономическую конъюнктуру на фондовом рынке (на котором в основном размещаются пенсионные резервы), согласно этому сценарию к концу прогнозируемого периода возможно снижение уровня доходности до -1,4. Третий (высокий) вариант прогноза составлен в предположительных условиях благоприятной экономической ко-

нъюнктуры, позволяющей достичь к 2040 г. уровень доходности НПФ +15,4 %.

Прогноз суммы ежегодных поступивший в НПФ пенсионных накоплений (1а) составлен исходя из сложившейся в период 20042012 гг. величины среднегодовой суммы пенсионных накоплений, поступившей на счет одного застрахованного лица. Соотношение данной величины с размером среднемесячной заработной платы в стране, являющейся базой для расчета сумм пенсионных накоплений, использовано для расчета совокупных сумм пенсионных накоплений, ежегодно поступающих на счета всех застрахованных лиц в прогнозируемом периоде.

Прогноз инвестиционного дохода НПФ при управлении пенсионными накоплениями в системе обязательного пенсионного страхования составлен по формуле:

X-1

'

где РА — величина пенсионных накоплений; га — среднегодовой уровень доходности от инвестирования пенсионных накоплений; Еа — расходы на размещение пенсионных накоплений, которые складываются из оплаты услуг управляющих компаний, специализированного депозитария, а также направление средств на формирование имущества для обеспечения уставной деятельности НПФ.

Изложенные подходы к оценке основных тенденций развития НПФ России в долгосрочной перспективе позволили спрогнозировать величину финансовых ресурсов, располагаемых НПФ: величины пенсионных накоплений, являющихся источником выплаты накопительной части трудовой пенсии, и стоимости пенсионных резервов НПФ, в которые размещаются средства, предназначенные для финансирования выплаты негосударственных пенсий. Результаты данного прогноза приведены на рис. 3. Как видно из представленных данных, в составе имущества НПФ ежегодно будет возрастать доля пенсионных накоплений, величина которых по разным вариантам прогноза к 2040 г. составит 23,7-44,5 трлн р. Это связано с тем, что предусмотренные Стратегией пенсионной реформы 2012 г. меры по снижению тарифа страховых взносов на накопительную часть пенсии для застрахованных лиц, не переведших свои пенсионные накопления из государственной управляющей компании, должны простимулировать рос-

ИзвестияИГЭА. 2013. № 5 (91)

Таблица 2

Отдельные показатели прогноза развития НПФ России в 2013-2040 гг.

Показатель Вариант прогноза 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020 2025 2030 2035 2040

Отношение величины пенсионных накоплении к ВВП, % Низкий 2,1 3,0 3,8 4,6 5,2 5,8 6,3 6,7 7,4 6,9 6,4 5,7

Средний 2,1 3,0 3,9 4,6 5,3 5,9 6,4 6,8 7,8 7,6 7,5 7,4

Высокий 2,1 3,1 4,0 4,7 5,4 6,0 6,5 7,0 8,1 8,1 8,2 8,6

Отношение стоимости пенсионных резервов к ВВП, % Низкий 1,2 1,2 1,2 1,2 1,2 1,2 1,1 1,1 1,1 1,0 1,0 1,0

Средний 1,2 1,2 1,2 1,2 1,2 1,2 1,2 1,2 1,2 1,3 1,3 1,3

Высокий 1,2 1,2 1,2 1,2 1,2 1,2 1,2 1,3 1,5 1,6 1,6 1,2

Количество участников НПФ, тыс. чел. Низкий 6 956,7 7 165,6 7 347,9 7 507,0 7 631,8 7 727,2 7 827,2 7 919,5 8 283,8 8 715,2 9 146,9 9 250,8

Средний 7 009,6 7 274,6 7 516,1 7 736,8 7 925,1 8 085,1 8 252,0 8 412,7 9 140,6 9 989,7 10 891,8 11 729,7

Высокий 7 062,4 7 384,3 7 686,8 7 972,0 8 227,4 8 456,9 8 696,4 8 932,7 10 078,6 11 438,7 12 952,4 14 840,3

Количество застрахованных лиц, разместивших свои пенсионные накопления в НПФ, тыс. чел. Низкий 44 027,8 44 862,4 45 704,8 46 555,0 47 413,1 48 279,0 49 152,7 50 034,3 54 559,4 58 881,8 63 265,1 67 804,5

Средний 44 027,8 44 862,4 45 704,8 46 555,0 47 413,1 48 279,0 49 152,7 50 034,3 54 559,4 59 117,2 63 815,7 68 694,2

Высокий 44 027,8 44 862,4 45 704,8 46 555,0 47 413,1 48 279,0 49 152,7 50 034,3 54 559,4 59 352,9 64 367,0 69 583,9

Среднемесячный размер негосударственной пенсии, р. Низкий 2 120,0 2 255,7 2 393,3 2 532,1 2 671,4 2 810,3 2 948,0 3 083,6 3 697,7 4 122,6 4 268,7 4 100,5

Средний 2 131,9 2 279,0 2 445,4 2 614,2 2 805,0 2 998,5 3 217,4 3 439,4 4 855,6 6 829,2 9 641,1 13 560,0

Высокий 2 131,9 2 294,0 2 475,2 2 678,2 2 905,8 3 161,5 3 449,2 3 773,4 6 160,3 10 759,5 20 087,5 40 051,7

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ФИНАНСОВАЯ, НАЛОГОВАЯ И ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА

45

40

35

30

25

20

15

10

5

0

ёВШШ]]

'"an -ап .an -a- "an Tin Bin шШ ii all ill llH ill ill lIN ill

Г0'Ч-^-О1^С00'О--Г\Г0'Ч-^-О1^С00'О--Г\Г0'Ч-^-О1^С00'О

rNrNrNrNrNrNrNrNrNrNrorororororororororo-^

0000000000000000000000000000

2222222222222222222222222222

Величина пенсионных накоплений низкая I_I средная I_I высокая

Стоимость пенсионных резервов —^—низкая —О—средная —ф— высокая

Рис. 3. Прогноз величины пенсионных накоплений, размещенных в НПФ, и стоимости

пенсионных резервов НПФ на 2013—2040 гг. по трем вариантам прогноза, трлн р.

сийских граждан перевести их в массовом порядке в НПФ. В дальнейшем ожидается присоединение к НПФ все большей части молодых поколений трудящихся, располагающих пенсионными накоплениями. Этот процесс будет сопровождаться замедлением темпов роста участников НПФ, заключивших договоры о негосударственном пенсионном обеспечении, на фоне охлаждения интереса к данной форме пенсионной защиты, особенно по 1-му варианту прогноза.

В табл. 2 приведены отдельные показатели прогноза развития НПФ России в 20132040 гг. Развитие российской экономики и повышение уровня жизни населения, хоть и замедляющимися темпами, будут увеличивать склонность российских граждан страховать свои пенсионные риски с участием НПФ, что, в свою очередь, будет способствовать росту финансовых ресурсов НПФ, количества участников НПФ и количества застрахованных лиц, разместивших свои пенсионные накопления в НПФ. Благодаря благоприятным экономическим условиям к 2040 г. количество участников НПФ вырастет по сравнению с 2012 г. в 1,4-2,2 раза по разным вариантам

прогноза. Ощутимый толчок к активизации деятельности российских НПФ должны дать предусмотренные Стратегией пенсионной реформы 2012 г. меры по снижению тарифа страховых взносов на накопительную часть пенсии для застрахованных лиц, не переведших свои пенсионные накопления из государственной управляющей компании, — как ожидается к концу прогнозируемого периода количество застрахованных лиц, разместивших свои пенсионные накопления в НПФ, увеличится в 4,1-4,2 раза. В результате величина пенсионных накоплений вырастет до внушительного размера, достигнув 5,7-8,6 % ВВП России. Вследствие устойчивого развития деятельности российских НПФ должен ощутимо вырасти уровень пенсионной защиты российских граждан, осуществляемый НПФ: по высокому варианту прогноза среднемесячный размер негосударственной пенсии к 2040 г. увеличится в 20,2 раза, достигнув 40,1 тыс. р., тогда как по низкому варианту прогноза размер негосударственной пенсии вырастет только в 2,1 раза, существенно отставая от прогнозируемых темпов инфляции в стране в данный период.

Информация об авторе

Федотов Дмитрий Юрьевич — доктор экономических наук, доцент, декан факультета налогов и таможенного дела, Байкальский государственный университет экономики и права, 664003, г. Иркутск, ул. Ленина, 11, e-mail: [email protected].

Author

Fedotov Dmitry Yurievich — Doctor habil. (Economics), Associate Professor, Dean of Taxes and Customs Department, Baikal State University of Economics and Law, 11 Lenin St., 664003, Irkutsk, Russia, e-mail: [email protected].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.