УДК 330
ПРОГНОЗ ОЖИДАЕМЫХ ИЗМЕНЕНИЙ В СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЯХ В ПРОЦЕССЕ ПРОДВИЖЕНИЯ ОБЩЕСТВА К НОВЫМ ЭТАПАМ РАЗВИТИЯ
Тебекин Алексей Васильевич1,
д-р техн. наук, д-р экон. наук, профессор, e-mail: [email protected], 1Одинцовский филиал Московского государственного института международных отношений (Университета) Министерства иностранных дел России, г. Одинцово, Россия
Рассмотрены перспективы очередного этапа научно-технического и социально-экономического развития Российской Федерации. Описаны условия, при которых в России могут возникнуть качественно новые социально-экономические отношения. Оценены возможности позитивного изменения в социально-экономических отношениях в обществе в результате реализации стратегии социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года. На основе модели TESP-анализа дана оценка вероятных сценариев технологического, экономического, социального и политического развития Российской Федерации. С использованием сочетания моделей Р. Венсила - П. Лагранжа и матричной модели McKinsey дана оценка стратегических планов социально-экономического развития страны и ожидаемых результатов их реализации с учетом разработки Правительством РФ стратегии социально-экономического развития страны до 2030 года во исполнение Указа Президента РФ «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года». С учетом оценок возможных сценариев развития Российской Федерации в ближайшее десятилетие на основе SWOT-анализа спрогнозированы перспективы возникновения качественно новых общественных отношений в процессе продвижения России к новому этапу научно-технического и социально-экономического развития.
Ключевые слова: прогноз, изменения, социально-экономические отношения, продвижение общества, новые этапы развития
FORECAST OF EXPECTED CHANGES IN SOCIO-ECONOMIC RELATIONS IN THE PROCESS OF SOCIETY PROMOTION TO NEW STAGES OF DEVELOPMENT
Tebekin A.V.1,
doctor of engineering, doctor of economics, professor, e-mail: [email protected], Odintsovo branch of the Moscow State Institute of International Relations (University) of the Ministry of Foreign Affairs of Russia, Odintsovo, Russia
The prospects for the next stage of scientific, technical and socio-economic development of the Russian Federation are considered. The conditions under which qualitatively new socio-economic relations may arise in Russia are described. The possibilities of positive changes in socio-economic relations in society as a result of the implementation of the strategy of socio-economic development of the Russian Federation for the period up to 2030 are assessed. On the basis of the TESP-analysis model, an assessment of the probable scenarios of the technological, economic, social and political development of the Russian Federation is given. Using a combination of R. Vensil - P. Lagrange's models and the McKinsey matrix model, an assessment of strategic plans for the country's socio-economic development and the expected results of their implementation is given, taking into account the development by the Government of the Russian Federation of a strategy for the socio-economic development of the country until 2030 pursuant to the Decree of the President of the
Russian Federation "On national development goals of the Russian Federation for the period up to 2030". Taking into account the assessments of possible scenarios for the development of the Russian Federation in the next decade, on the basis of a SWOT analysis, the prospects for the emergence of qualitatively new social relations in the process of moving Russia to a new stage of scientific, technical and socio-economic development are predicted.
Keywords: forecast, changes, socio-economic relations, promotion of society, new stages of development
DOI 10.21777/2587-554X-2021-3-7-12
Введение
В процессе продвижения Российской Федерации к новому этапу развития, направления которого определены национальными целями на период до 2030 года, безусловно, на фоне ожидаемых производственно-технологических изменений произойдут социально-экономические изменения в обществе, жизненно необходимые для развития Российской Федерации.
При этом возможны различные варианты изменения социально-экономических отношений в обществе - от эволюционно-линейных поступательных изменений до революционно-нелинейных радикальных изменений. Анализ вариантов (сценариев) изменения социально-экономических отношений в обществе до настоящего времени не нашел должного отражения в научной литературе.
В этой связи представляет интерес рассмотрение вопроса о том, повлекут ли за собой планируемые в настоящее время в Российской Федерации изменения в научно-техническом и социально-экономическом развитии возникновение качественно новых общественных отношений, сопровождающих процесс продвижения к новому этапу развития России, и каковы вероятные последствия этих изменений с учетом различных сценариев развития событий?
Методы исследования
В качестве методов решения задач исследования в данной работе применялось сочетание модели TESP-анализа для оценки вероятных сценариев технологического, экономического, социального и политического развития Российской Федерации и модели Р. Венсила - П. Лагранжа для обеспечения возможности оценки стратегических планов социально-экономического развития страны и ожидаемых результатов их реализации с учетом разработки Правительством РФ Стратегии социально-экономического развития страны до 2030 года1 («Стратегии-2030») во исполнение Указа Президента РФ «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года»2.
Для оценки перспектив возникновения качественно новых общественных отношений в процессе продвижения России к новому этапу научно-технического и социально-экономического развития используется модель SWOT-анализа.
Основные результаты исследований
При проведении исследований ожидаемых в процессе продвижения к новому этапу развития России изменений в социально-экономических отношениях, способных вызвать генезис качественно новых общественных отношений в российском обществе, за основу были приняты инструменты TESP-анализа, рассматриваемые применительно к инициативам Правительства РФ, декларируемым
1 Перечень поручений по итогам рабочего совещания у Председателя Правительства Российской Федерации по вопросам разработки стратегии социально-экономического развития Российской Федерации 26 января 2021 года [Электронный ресурс] // Председатель Правительства Российской Федерации. - 2021. - 26 января. - URL: https://www.storage.strategy24.ru/files/news/2 02102/353531f97afd198ef357b1bf20bf3c53.pdf (дата обращения: 30.06.2021).
2 Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» [Электронный ресурс]. - URL: http://www.publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202007210012 (дата обращения: 30.06.2021).
как прорывные направления, включаемые в Стратегию социально-экономического развития России до 2030 года [1].
Результаты анализа воздействия известных инициатив Правительства РФ, включаемых в Стратегию социально-экономического развития России до 2030 года, на параметры технологического, экономического, социального и политического развития Российской Федерации, выполненные с использованием модели TESP-анализа на основе известных экспертных оценок [2-9] разрабатываемой Правительство РФ «Стратегии-2030»3, представлены в таблице 1.
Таблица 1 - Результаты анализа воздействия известных инициатив Правительства РФ, включаемых в Стратегию социально-экономического развития России до 2030 г., на параметры технологического, экономического, социального и политического развития РФ4
№ Направление развития Проекты Оценка воздействия
1 Технологическое Беспилотные логистические коридоры Автономное судовождение Новая конкурентоспособная авиационная промышленность Чистая энергетика Прорыв на рынки СПГ Создание композитной долины в Туле Создание условий для заказа и оплаты энергетических услуг за счет цифровых технологий Поддержка школ российской селекции и генетики Создание 30 инженерных школ В целом не носят прорывного характера по ключевым технологиям шестого технологического уклада. Не направлены на развитие масштабных производств, конкурентоспособных на мировом рынке. Отсутствует системность
2 Экономическое «Одно окно» экспортера FAST TRACK для инвестиций в регионах Взлет - от стартапа до IPO Повышение эффективности использования земельных ресурсов Система поддержки студенческих стартапов Снижение временных и финансовых затрат бизнеса по созданию промышленных производств Таргетированная акселерация субъектов МСП Не носят системный, комплексный характер. Точечная поддержка носит исключительно локальный характер. Указанные инициативы не способны обеспечить рост национальной экономики с темпами выше среднемирового уровня
3 Социальное Аэротакси Внедрение электронного документооборота юрлиц и физлиц Генеральная уборка Доступные лекарства для человека Инфраструктурное меню Модернизация медицинской реабилитации Новый ритм строительства Обновление транспорта в городах Оказание госуслуг онлайн и в единой точке доступа Организация системы поддержки креативного сектора Поддержка учителей русского языка за рубежом Санитарный щит страны Система мониторинга выбросов парниковых газов Создание социального казначейства Софинансирование инфраструктуры массового спорта Цифровая психологическая служба для детей и родителей Цифровизация управления трудовыми ресурсами Повышение престижности среднего профессионального образования Экономика замкнутого цикла Не носят радикальный характер, способный качественно улучшить положение в социальной сфере
4 Политическое Выстраивание работы госуправления вокруг запросов граждан Носят реактивный, а не проактив-ный характер, что содержит в себе угрозу инерционности реакции на запросы общества - как сформировавшиеся (высказанные), так и латентные (уже существующие, но еще не высказанные, или не выраженные в другой форме)
3 Разработка фронтальной стратегии социально-экономического развития Российской Федерации [Электронный ресурс] // Правительство Российской Федерации. - 2021. - URL: https://dpo-rd.ru/upload/iblock/fde/fde3983057ab8fdff17b67806891ed98. pdf (дата обращения: 25.06.2021).
4 Составлено автором.
Как показали исследования, результаты которых представлены в таблице 1, главная проблема формируемой «Стратегии-2030» заключается в том, что она не носит системный характер, покрывая все потребности в достижении национальных целей на период до 2030 года. К сожалению, формируемая «Стратегия-2030», напротив, носит очень селективный («лоскутный») характер. Иначе говоря, существующий вариант «Стратегии-2030» (до настоящего времени не представленный Правительством РФ в законченном виде) пока не является стратегией в полном смысле этого слова.
С использованием сочетания моделей Р. Венсила - П. Лагранжа и матричной модели McKinsey [1] в работе была дана оценка стратегических планов социально-экономического развития страны и ожидаемых результатов их реализации (таблица 2) с учетом разработки Правительством РФ стратегии социально-экономического развития страны до 2030 года во исполнение Указа Президента РФ «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года».
Таблица 2 - Оценка стратегических планов социально-экономического развития страны и ожидаемых результатов их реализации с учетом разработки Правительством РФ стратегии социально-
экономического развития страны до 2030 г.5
Уровень развития Составляющие развития
Технологическое Экономическое Социальное Политическое
Прорыв Отсутствует Отсутствует Отсутствует Отсутствует
Избирательное развитие Присутствует в незначительной доле Отсутствует Присутствует в незначительной доле Отсутствует
Поддержание уровня Присутствует преимущественно Присутствует Присутствует преимущественно Присутствует
Как показано в таблице 2, главная проблема инициативных проектов Правительства РФ, включаемых в «Стратегию-2030», заключается в том, что, к сожалению, несмотря на отдельные попытки, в целом они не носят прорывной характер, как было заявлено Минэкономразвития Российской Федерации.
Для оценки перспектив возникновения качественно новых общественных отношений в процессе продвижения России к новому этапу научно-технического и социально-экономического развития была использована модель SWOT-анализа [10], результаты которого представлены в таблице 3.
Таблица 3 - Результаты SWOT-анализа перспектив возникновения качественно новых общественных отношений в процессе продвижения России к новому этапу научно-технического и социально-экономического развития6
Возможности (Opportunities) - предоставляются началом развития шестого технологического уклада на выходе мировой экономики из глобального экономического кризиса 2020-х гг. Угрозы (Threats) - сохраняющееся отставание в темпах развития страны от мировых лидеров на выходе мировой экономики из глобального экономического кризиса 2020-х гг. в начале развития шестого технологического уклада
Сила (Strengths) - высокий уровень ресурсного потенциала (начиная от природных ресурсов и заканчивая интеллектуальными ресурсами) Слабость (Weaknesses) - существующая модель государственного квази-монополистического капитализма, при которой страна играет в мировом сообществе роль узкоспециализированного и дешёвого сырьевого придатка
Результаты SWOT-анализа, представленные в таблице 3, показывают, что наиболее благоприятный сценарий развития Российской Федерации в ближайшее десятилетие, лежащий в поле SO, заключается в эффективном использовании высокого уровня отечественного ресурсного потенциала на этапе, соответствующем началу развития шестого технологического уклада на выходе мировой экономики из глобального экономического кризиса 2020-х годов. Самый неблагоприятный сценарий развития Российской Федерации в ближайшее десятилетие, лежащий в поле WT, заключается в сохранении существующей модели государственного квази-монополистического капитализма, при которой страна играет в мировом сообществе роль узкоспециализированного и дешёвого сырьевого придатка, обеспечивающей сохранение отставания России в темпах развития от мировых лидеров на выходе мировой
5 Составлено автором.
6 Составлено автором.
экономики из глобального экономического кризиса 2020-х годов в начале развития шестого технологического уклада.
Обсуждение результатов и выводы
Таким образом, обобщение результатов анализа воздействия известных инициатив Правительства РФ, включаемых в Стратегию социально-экономического развития России до 2030 года, на параметры технологического, экономического, социального и политического развития Российской Федерации, выполненных с использованием модели TESP-анализа, показывает, что в целом предложенные инициативы:
- не носят системный и комплексный характер, тем самым не позволяя достичь в полном объеме национальных целей развития Российской Федерации на период до 2030 года, предусмотренные Указом Президента Российской Федерации от 21.07.2020 № 474;
- не носят прорывного характера по ключевым технологиям шестого технологического уклада, не обеспечивая тем самым конкурентоспособность отечественных производств на мировом рынке;
- носят исключительно локальный характер, не способный обеспечить рост национальной экономики с темпами выше среднемирового уровня;
- не носят радикальный характер, способный качественно улучшить положение населения России в социальной сфере;
- носят реактивный, а не проактивный характер, что содержит в себе угрозу инерционности реакции на запросы общества - как сформировавшиеся, так и латентные.
Оценка стратегических планов социально-экономического развития страны и ожидаемых результатов их реализации с учетом разработки Правительством РФ Стратегии социально-экономического развития страны до 2030 года во исполнение Указа Президента РФ «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года», проведенная с использованием сочетания моделей Р. Венсила - П. Лагранжа и матричной модели McKinsey, показала, что главная проблема инициативных проектов Правительства РФ, включаемых в «Стратегию-2030», заключается в том, что, к сожалению, несмотря на отдельные попытки, в целом они не носят прорывной характер.
Результаты SWOT-анализа перспектив возникновения качественно новых общественных отношений в процессе продвижения России к новому этапу научно-технического и социально-экономического развития, накладываемые на результаты PEST-анализа, показывают, что наиболее вероятен неблагоприятный сценарий развития Российской Федерации в ближайшее десятилетие, лежащий в поле WT, и заключается в сохранении существующей модели государственного квази-монополистического капитализма, при которой страна играет в мировом сообществе роль узкоспециализированного и дешёвого сырьевого придатка, обеспечивающей сохранение отставания России в темпах развития от мировых лидеров.
Таким образом, представляется возможным заключить, что планируемые в настоящее время в Российской Федерации в рамках «Стратегии-2030» изменения в научно-техническом и социально-экономическом развитии, проецируемые на вероятные сценарии развития событий, не повлекут за собой возникновения качественно новых позитивных общественных отношений.
Список литературы
1. Виноградова Е. Стратегия и практика: прорывные проекты кабмина обойдутся в 5,6 трлн [Электронный ресурс]. - URL: https://www.iz.ru/1175300/ekaterina-vinogradova/strategiia-i-praktika-proryvnye-proekty-kabmina-oboidutsia-v-56-trln (дата обращения: 23.09.2021).
2. Ведерина Е. Экономисты раскритиковали новую стратегию социально-экономического развития [Электронный ресурс]. - URL: https://www.vedomosti.ru/economics/articles/2021/05/13/869660-ekonomisti-raskritikovali (дата обращения: 23.09.2021).
3. McKinsey Matrix/GE Business Screen [Электронный ресурс]. - URL: https://www.12manage.com/ methods_ge_mckinsey.html (дата обращения: 23.09.2021).
4. Королева А. Стратегия развития России: много или мало конкретики? [Электронный ресурс]. - URL: https://www.expert.ru/2Q21/Q4/12/strategiya-razvitiya-rossii-mnogo-ili-malo-konkretiki (дата обращения: 23.Q9.2Q21).
5. Кошкина А., Рубченко М. Правительство готовит новую стратегию социально-экономического развития [Электронный ресурс]. - URL: https://www.vedomosti.ru/economics/articles/2Q21/Q2/Q2/856382-pravitelstvo-gotovit-novuyu-strategiyu-sotsialno-ekonomicheskogo-razvitiya (дата обращения: 23.Q9.2Q21).
6. Мингазов С. «Очень модно»: правительство разработает новую стратегию для выполнения указов Путина [Электронный ресурс]. - URL: https://www.forbes.ru/newsroom/biznes/42Q415-ochen-modno-pravitelstvo-razrabotaet-novuyu-strategiyu-dlya-vypolneniya (дата обращения: 23.Q9.2Q21)
T. Свинков И. Определен срок внесения Стратегии социально-экономического развития РФ до 2Q3Q года в Правительство - 14 мая 2Q21 года [Электронный ресурс]. - URL: https://www.strategy24.ru/rf/news/ opredelen-srok-vneseniya-strategii-sotsialnoekonomicheskogo-razvitiya-rf-do-2Q3Q-goda-v-pravitelstvo-14-maya-2Q21-goda (дата обращения: 23.Q9.2Q21).
8. Тебекин A.B. Взгляд «вперед» как основа стратегического развития национальной экономики // Журнал исследований по управлению. - 2Q21. - Т. T, № 3. - С. 3-11.
9. Тебекин A.B. Взгляд «снизу» на разрабатываемую стратегию социально-экономического развития Российской Федерации до 2Q3Q г. в части перспектив достижения национальной цели «Сохранение населения, здоровье и благополучие людей» // Журнал экономических исследований. - 2Q21. - Т. T, № 3. - С. 3-21.
1Q. Филип Котлер, Роланд Бергер, Нильс Бикхофф. Стратегический менеджмент. Лучшие приемы и методы. - М.: Альпина Паблишер, 2Q12. - 144 с.
References
1. Vinogradova E. Strategiya i praktika: proryvnye proekty kabmina obojdutsya v 5,6 trln [Elektronnyj resurs]. - URL: https://www.iz.ru/11T53QQ/ekaterina-vinogradova/strategiia-i-praktika-proryvnye-proekty-kabmina-oboidutsia-v-56-trln (data obrashcheniya: 23.Q9.2Q21).
2. Vederina E. Ekonomisty raskritikovali novuyu strategiyu social'no-ekonomicheskogo razvitiya [Elektronnyj resurs]. - URL: https://www.vedomosti.ru/economics/articles/2Q21/Q5/13/86966Q-ekonomisti-raskritikovali (data obrashcheniya: 23.Q9.2Q21).
3. McKinsey Matrix/GE Business Screen [Elektronnyj resurs]. - URL: https://www.12manage.com/methods_ ge_mckinsey.html (data obrashcheniya: 23.Q9.2Q21).
4. Koroleva A. Strategiya razvitiya Rossii: mnogo ili malo konkretiki? [Elektronnyj resurs]. - URL: https:// www.expert.ru/2Q21/Q4/12/strategiya-razvitiya-rossii-mnogo-ili-malo-konkretiki (data obrashcheniya: 23.Q9.2Q21).
5. Koshkina A., Rubchenko M. Pravitel'stvo gotovit novuyu strategiyu social'no-ekonomicheskogo razvitiya [Elektronnyj resurs]. - URL: https://www.vedomosti.ru/economics/articles/2Q21/Q2/Q2/856382-pravitelstvo-gotovit-novuyu-strategiyu-sotsialno-ekonomicheskogo-razvitiya (data obrashcheniya: 23.Q9.2Q21).
6. Mingazov S. «Ochen' modno»: pravitel'stvo razrabotaet novuyu strategiyu dlya vypolneniya ukazov Putina [Elektronnyj resurs]. - URL: https://www.forbes.ru/newsroom/biznes/42Q415-ochen-modno-pravitelstvo-razrabotaet-novuyu-strategiyu-dlya-vypolneniya (data obrashcheniya: 23.Q9.2Q21)
T. Svinkov I. Opredelen srok vneseniya Strategii social'no-ekonomicheskogo razvitiya RF do 2Q3Q goda v Pravitel'stvo - 14 maya 2Q21 goda [Elektronnyj resurs]. - URL: https://www.strategy24.ru/rf/news/opredelen-srok-vneseniya-strategii-sotsialnoekonomicheskogo-razvitiya-rf-do-2Q3Q-goda-v-pravitelstvo-14-maya-2Q21-goda (data obrashcheniya: 23.Q9.2Q21).
8. Tebekin A.V. Vzglyad «vpered» kak osnova strategicheskogo razvitiya nacional'noj ekonomiki // Zhurnal issledovanij po upravleniyu. - 2Q21. - T. T, № 3. - S. 3-11.
9. Tebekin A.V. Vzglyad «snizu» na razrabatyvaemuyu strategiyu social'no-ekonomicheskogo razvitiya Rossijskoj Federacii do 2Q3Q g. v chasti perspektiv dostizheniya nacional'noj celi «Cohranenie naseleniya, zdorov'e i blagopoluchie lyudej» // Zhurnal ekonomicheskih issledovanij. - 2Q21. - T. T, № 3. - S. 3-21.
1Q. Filip Kotler, Roland Berger, Nil's Bikkhoff. Strategicheskij menedzhment. Luchshie priemy i metody. - M.: Al'pina Pablisher, 2Q12. - 144 s.