Научная статья на тему 'Прогноз конкурентоспособности инвестиционных проектов по переработке отходов'

Прогноз конкурентоспособности инвестиционных проектов по переработке отходов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
74
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Прогноз конкурентоспособности инвестиционных проектов по переработке отходов»

СЕМИНАР 13

ДОКЛАД НА СИМПОЗИУМЕ "НЕДЕЛЯ ГОРНЯКА -2000"

МОСКВА, МГГУ, 31 января - 4 февраля 2000 г.

© И.Е. Тейменсон, 2001

УДК

И.Е. Тейменсон

ПРОГНОЗ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ

ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ ПО

ПЕРЕРАБОТКЕ ОТХОДОВ

И

нвестирование в переработку металлсодержащих отходов предприятий горно-металлургического комплекса является выгодным в силу нескольких факторов, что объясняется спецификой отрасли переработки отходов. Во-первых, снижения цены сырья за счёт снижения себестоимости его получения по сравнению с добычей минерального сырья и затрат на транспортировку (если переработка отходов организуется непосредственно на металлургических и обогатительных предприятиях). Этот фактор особенно значим, если предприятие, перерабатывающее отходы, само потребляет продукты переработки. Во-вторых, снижения платежей в природоохранные организации за содержание хранилищ отходов.

Кроме того, государственная поддержка переработки отходов также подкрепляется двумя факторами:

• экономия природных ресурсов за счёт максимального вовлечения отходов в хозяйственный оборот;

• оздоровление окружающей среды.

Однако, в связи с переходом экономики на

новую систему хозяйствования появился ещё один фактор, влияющий на конкурентоспособность инвестиционных проектов (ИП), но не зависящий от самих проектов, - конъюнктура рынка сырья, которое сможет заменить продукция, полученная при реализации ИП. Этот фактор самым непосредственным образом влияет на эффективность проектов, обладая свойством внезапно и существенно её изменять. Традиционный подход к оценке жизнеспособности проектов учи-

тывает только текущее положение дел в отрасли, не осуществляя точный прогноз будущей ситуации и тенденций на соответствующем рынке продукции. Но если конъюнктура рынка в перспективе ухудшится, это может в значительной степени ухудшить и будущую конкурентоспособность проекта, например, за счёт снижения в будущем цены реализации продукции, производство которой этот инвестиционный проект предусматривает. В этом случае проект, ранее оцененный как перспективный, в дальнейшем может потерять свою привлекательность.

Анализ специфики проектов программы «Отходы» выявил, что сильнее всего на будущую прибыль от инвестиционного проекта влияет именно цена соответствующего ресурса, замещаемого продукцией проекта, поскольку в большинстве ИП программы «Отходы» предприятия, реализующие проекты, используют их продукцию в качестве своего сырья. Исходя из этого, в разрабатываемом подходе в качестве критерия «будущая конкурентоспособность проекта» предлагается использовать относительное изменение средней мировой цены на соответствующий ресурс, вычисляемое по следующей формуле Р - Р

АР = -2-----5-100, (1)

Р

где АР - относительное изменение средней мировой цены на ресурс; Р5 - средняя мировая цена ресурса на начало реализации ИП; Р2 - средняя мировая цена ресурса на период реализации ИП.

Среднюю мировую цену правомерно брать по двум причинам:

• цена российского рынка сырья выровнена с ценой мирового рынка сырья;

• любые изменения на мировом рынке немедленно отражаются на показателях российского рынка.

Итак, для учёта критерия «будущей конкурентоспособности» необходимо осуществлять прогноз динамики мировой цены на период реализации соответствующего ИП. На основе анализа литературы по математической обработке статистической информации [1, 2] были

выявлены основные существующие методы прогнозирования. Обобщённо их можно разделить на три группы: кривые роста, адаптивные модели и нейросетевые модели [2]. По типу входных данных эти методы разделяются на методы прогнозирования изолированных и взаимосвязанных временных рядов.

Для прогнозирования изолированного временного ряда используется статистика динамики мировых цен, а для прогнозирования взаимосвязанных временных рядов - статистические данные о динамике запасов, производства, потребления, внешней торговли (экспорт, импорт) и цен на минеральное сырьё, которое планируется добывать из отходов, т.е. основные составляющие конъюнктуры рынка горно-металлургического сырья.

Результаты прогнозирования этими моделями показывают, что на разных интервалах прогнозирования различные методы являются лучшими, т.е. нельзя однозначно выбрать один метод для прогнозирования конъюнктуры. В этом случае

целесообразно построить обобщённый прогноз, который формируется как линейная комбинация частных прогнозов [2].

Прогноз осуществляется на интервал, равный сроку реализации инвестиционного проекта. Шагом прогнозирования выбран год, как наиболее широко используемый шаг расчёта ИП. На основе спрогнозированной цены мирового рынка рассчитывается средняя цена за период реализации проекта путём нахождения среднего арифметического цен, спрогнозированных по годам. Затем по формуле (1) определяется будущая конкурентоспособность проекта.

Этот критерий непосредственно воздействует на прибыльность ИП, следовательно, будет правильным отнести его к критериям коммерческой эффективности. Однако, чтобы его влияние не занижалось, критерий «будущая конкурентоспособность проекта» должен быть учтён так, чтобы влиять на все критерии коммерческой эффективности, уменьшая или увеличивая её в зависимости от изменения конъюнктуры рынка.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Лукашин Ю.П. Адаптивные методы краткосрочного прогнозирования. - М.:

«Статистика», 1979.

2. Шелобаев С.И. Математические методы и модели в эконо-

мике, финансах, бизнесе. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000.

КОРОТКО ОБ АВТОРАХ

Тейменсон Илья Ефимович - аспирант, Московский государственный горный университет.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.