Научная статья на тему 'Прогностическая модель экономического реформирования регионального вуза (проект для обсуждения)'

Прогностическая модель экономического реформирования регионального вуза (проект для обсуждения) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
61
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гаудеамус
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Прогностическая модель экономического реформирования регионального вуза (проект для обсуждения)»

Теория и методология:

проблемы, тенденции

ПРОГНОСТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ЭКОНОМ И Ч ЕСКОГО РЕФОРМ И РОВАНИ Я РЕГИОНАЛЬНОГО ВУЗА (ПРОЕКТ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ)

В.М. Юрьев

Yur>cv V.M. A speculate- model of economic reformation of a regional higher educational institution (a project for discussion). The author considers the model of economic reformation of regional higher educational institutions of Russia.

Проблема реформирования социальной сферы, образования и здравоохранения сегодня уже переросла просто тему дискуссии и стала практической реальностью. Глобальные изменения экономической и социальной системы страны диктуют свои конкретные условия. Среди них особое место занимает реорганизация системы высшего профессионального образования. Эго связано и с темпами HTI1. и назревшими проблемами и изменениями в самой системе вузов при вхождении российского образования в Болонский процесс, а хозяйства страны - в ВТО. Об этом, в частности, было сказано В.В. Путиным в его выступлении на Совете по науке и высоким технологиям при Президенте Российской Федерации 17 февраля 2004 года.1

За прошедший год тема реформирования системы высшего профессионального образования постоянно находилась в центре внимания вузовского сообщества. 9 декабря 2004 года Л.А. Фуре емко вынес на обсуждение Правительством России пакет документов Минобразования РФ «О приоритетных направлениях развития образовательной системы Российской Федерации». Документ сложный и многогранный. В нем, в частности, отмечается: «Российская система образования как один из важнейших компонентов социально-экономического развития страны призвана превратиться в привлекательную и открытую для инвестиций сферу».' Так же система образования должна приобрести ин-

1 Путин В.В. Кадры в государственной научнотехнологической политике // Высшее образование сегодня. 2004. jV» 3. С. 2-5.

О приоритетных направлениях развития образовательной системы Российской Федерации // Высшее образование сегодня. 2005. № I. С. 5.

новационный характер, особую значимость на международной арене.' А все это «ставит вопрос как об изменении структуры высшего образования в России, так и о развитии принципиально новых подходов к формированию содержания и оценки качества высшего образования».4 Но именно последний тезис вызывал и вызывает как у руководства вузов, так и у всего вузовского сообщества и главные сомнения, и возражения, и конкретные предложения реформирования и реорганизации.

За последнее время в специальных журналах появились многочисленные статьи и интервью. Достаточно назвать такие выступления. как беседа с ректором Г'У-ВШЭ Я. И. Кузьм и новым, интервью с A.A. Фур-сенко «Две концепции»6, ряд статей о мировых тенденциях развития вузов, подготовленных O.A. Зимулиным. Б.Г. Капустиным. Д.Л. Константиновским, Н.Е. Покровским. Ю.М. Почтой, В.В. Гадаевым и другие публикации. В них обсуждались самые различные стороны реформирования вузов, но наиболее сложной остается их экономическая реорганизация.

Представляется, что наиболее точный вектор развития экономических преобразований в высшей школе России дан в статье

I .A. Балыхина. Он в качестве приоритетов вы-

Там же.

4 Там же.

Кузьминой Я.И. Действовать вопреки рынку просто бессмысленно // Платное образование.

2004. № 12. С. 4-12.

h Фурсенко A.A. Две концепции // Экономика и образование сегодня. 2004. № 12. С. 4-5.

Высшее образование сегодня. 2004. № 12. С. 42-45; 2005. № I. С. 38-40 и др.

деляет: «...создание механизмов, гарантирующих определенный уровень финансово-экономической поддержки со стороны федеральных и региональных властен, местных органов управления... выработку новых экономических механизмов, соответствующих современному этапу социально-экономического развития нашей страны...»’, финансирование системы образования на основе

10

принципа «управления по результатам» , ... «нормативно-подушевое финансирование»". ... «использование для дифференцированного поступления в высшие учебные заведения государственных именных финансовых обязательств...»1 ', ... механизмов системы «кредитования граждан, обучающихся на платной основе»1'.... «введение государственного субсидирования граждан Российской Федерации на получение высшего и среднего профессионального образования... при условии. что субсидии будут предоставляться лицам, изъявившим желание отработать не менее трех лег на предприятиях или в учреждениях государственного сектора экономики. а так же в сфере управления по направлению органа исполнительной власти или местного самоуправления, выступающих заказчиками специалистов»", ... «важным механизмом реализации бюджетного финансирования является использование среднесрочных программ развития, основанных на программно-целевом подходе»'5.

Сегодняшняя структура системы высшего профессионального образования может быть классифицирована по разным признакам. Например, по количеству студентов и другим показателям размера. Можно классифицировать вузы по геог рафическому признаку: расположенные в столице, областных центрах, малых и средних городах, то есть делить их на столичные и региональные. Но более правильной, по нашему мнению, явля-

" Балыхин I .A. Новые экономические механизмы в образовании. Воспитание и духовное развитие студенчества // Высшее образование сегодня.

2005. №2. С. 3.

10 Там же.

11 Гам же.

12 Там же.

' Гам же.

14 Там же.

15 Там же.

сгся классификация по типу учредительства и доминирующей форме собственности. На основе этих признаков среди российских вузов можно выделить: государственные вузы (федеральные государственные образовательные учреждения высшего профессионального образования, сокращенно ФГОУ ВНО): местные вузы (региональные или муниципальные образовательные учреждения, сокращенно Р(м)ОУ ВНО) и частные вузы. Всего сегодня в России насчитывается более 1200 различных вузов. Но предстоящее их реформирование особо больно и остро коснется ФГОУ ВНО, расположенных в регионах страны. Среди них и классические университеты, и профильные университеты, и академии (например, технические или педагогические). и специализированные вузы. Сегодня в регионах их более 300. Судьба этих вузов во многом определяет будущее России, и не только социально-экономическое, но и политическое.

Ведь во мног их регионах России именно эти вузы остались единственными проводниками государственной идеологии, то есть идеологии Президента. Думы и 11равнгельства. За последние двадцать лет авторитет большинства региональных Ф1 ОУ В1Ю заметно возрос и играет значительну ю роль в жизни субъектов Федерации. Однако без государственных дотаций большинство территорий не в состоянии содержать региональные ФГОУ ВПО. На то есть не только экономические, но и сугубо местные политические причины. Например, региональная клановость элиты и тому подобные обстоятельства. И все же главным камнем преткновения на пути полной регионализации вузов стала догационность большинства хозяйств субъектов РФ. Возникает, на первый взгляд, замкнутый круг.

С одной стороны, реформирование региональных ФГОУ ВПО необходимо и соответствует условиям социально-экономического развития страны, а с другой стороны, просто объективно невозможно. Однако, как нам представляется, выход есть. И лежит он в плоскости особой, поэтапной приватизации этих вузов, путем создания на их базе особых. корпоративных открытых акционерных обществ. Но процесс этот противоречивый, и мы выносим наши предложения для обсуждения в качестве прогностического проекта.

Условно автор попытался представить процесс реформирования регионального ФГОУ ВПО в виде виртуальной модели, г рафически изобразив его на ряде рисунков и схем. В качестве примера нами был использован Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина. Вуз молодой, но динамично развивающийся. Достаточно сказать, что по рейтинговым показателям среди 345 университетов в России в 2004 году ТГУ вошел в первые 10 % сообщества, а его интегрированный показатель принадлежности к классическим университетам в 1.89 раза превышает индекс соответствия критериям аккредитации университетов. Процент остепененности ППС составляет почти 82 %. а каждый пятый работающий в вузе преподаватель - профессор, доктор наук. Однако реальность такова, что вряд ли Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина даже с такой динамикой войдет в число двадцати национальных на-учно-образовагельных центров России. Надо реалистично смотреть на вещи. Но и терять такие бриллианты как ТГУ тоже не по-государственному .

Следовательно, схема дальнейшего совершенствования динамично развивающегося регионального ФГОУ ВПО должна соответствовать ряду условий:

во-первых, не ухудшить государственную образовательную политику в стране и регионе, сохранив прямое государственное влияние на ее развитие и состояние, а так же сохранив вуз как идеологический проводник своей политики:

во-вторых, не сорвать и не ликвидировать позитивной кадровой политики в регионе. сохранив вуз как регионообразующий фактор социально-экономического развития территории;

в-третьих, не у ничтожить вуз как образовательный и научно-исследовательский центр;

в-четвертых, не ухудшить социально-экономического положения жителя региона, не у малять его гражданских свобод, и навсегда не лишить рядового россиянина права на высшее образование в соответствии с его материальными возможностями и реальным уровнем жизни в субъекте федерации;

в-пятых, обеспечить рациональное использование государственных, региональных и личных средств граждан при получении высшего образования:

в-шестых, обеспечить получение в региональном вузе высокопрофессионального конкурентоспособного образования:

в-седьмых, сохранить опыт и позитивы российского высшего образования при одновременном эффективном вхождении через Болонский договор в мировое образовательное пространство.

Можно назвать и другие координационные условия. Но важнейшее условие - не навредить России, ее буду щему, ее детям, ее предстоящей судьбе.

Если в целом сохранить условия реорганизации системы высшего профессионального образования, то уже к 2006 году мы можем иметь в России качественно новую совокупность вузов. Их структура будет отражать именно те процессы изменений в социально-экономической системе страны, которые позволяют ей адекватно соответствовать развитым государствам мирового сообщества. В частности, ФГОУ ВПО должны быть дифференцированно перепрофилированы в два типа вузов:

во-первых, в федеральные государственные образовательные учреждения высшего профессионального образования в форме национальных образовательно-исследовательских университетов;

во-вторых, в федеральные акционерные образовательные учреждения.

Реорганизация должна коснуться и местных. и частных вузов.

Общая модель реформирования системы высшего профессионального образования Российской Федерации представлена на рис. 1. Как видно из него, данный процесс будет проходить потрем направлениям:

а) переоформление стагуса вуза: ФГО-УВПО в ФГОУ ВПО - национальные исследовательские университеты: частные вузы -в частные образовательные организации высшего профессионального образования, сокращенно ЧОО ВПО:

б) приватизация вуза, что будет означать реорганизацию ФГОУ ВПО в ФАОО ВПО;

в) реорганизация части вузов, что в основном должно коснуться малых ФГОУ ВПО

Система высшего профессионального образования 2004 год

і . >

Государственные вузы (ФГОУ) Местные вузы (Р(м)ОУ)

— Частные вузы

5-

3

а

I

переофор мление

Система высшего профессионального образования 2006 год

ФГОУВПО +-

ФАООВПО

Р(м)ОУ ВПО «-ЧОО ВПО

переоформя ение

привит и ¡ация

реорганизация

Обозначения:

ФГОУ - Федеральное государственное образовательное учреждение Р(м)ОУ - Региональное (муниципальное) образовательное учреждение ФАОО Федеральная акционерная образовательная организация ЧОО - частная образовательная организация ВПО - высшее профессиональное образование

Рис. I. Общая модель реформирования системы высшею профессионального образования РФ

в 2005-2006 годах

или слабых по своей МТБ и динамике развития и основной части местных вузов, которые должны приобрести статус региональных (муниципальных) образовательных учреждений высшего профессионального образования.

В результате этой реорганизации в стране сформируется новая система высшего профессионального образования. Ее футурологический вариант представлен на рис. 2.

По нашему мнению, в состав этой системы войдут четыре типа вузов:

1. ФГОУ ВПО в форме национальных университетов и центров, а также специальных вузов (консерватории, военные вузы, вузы МВД, ФСБ и т. п.); их число должно быть ограничено.

2. ФАОО ВПО в форме инновационных, корпоративных, предпринимательских университетов, академий, институтов; их число должно соответствовать потребностям национального образования.

3. Р(м)ОУ ВПО в форме специальных региональных вузов (медицинских, педагогических, сельскохозяйственных и т. п.); их число определяется самими регионами на основе материальных возможностей и потребностей в кадрах.

4. ЧОО ВПО в форме предпринимательских университетов, академий, институтов, центров дистанционного образования; их число неограничено.

Для эффективного результата реорганизации системы высшего профессионального образования необходимо вырабогать унифицированные параметры формирования новых по сущности и форме вузов. В качестве таких параметров мы предлагаем в нашей модели избрать следующие базовые узлы:

- учредитель - «хозяин» вуза;

- финансирование - «заказчик» образовательною процесса и его контролер;

ФГОУ ВПО Университетские центры Исследовательский университет

- Специальные вузы

ЧОО ВПО _____________________________________

Университеты

Университетские комплексы и технопарки

Академии

Институты

Центры дистанционного ВПО и т. д.

ФАОО ВПО Корпоративные вузы Федерально-региональные вузы Федерально-президентские вузы

Р(м)ОУ ВПО

Региональные

(муниципальные)

вузы

Обозначения:

Ф1 ОУ Федеральное государственное образовательное учреждение Р(м)ОУ Региональное (муниципальное) образовательное учреждение ФАОО Федеральная акционерная образовательная организация ЧОО частная образовательная организация ВПО высшее профессиональное образование

Рис. 2. Системы высшего профессионального образования (ВПО) в России (футурологический вариант)

- экономические правомочия - ведение своей экономической деятельности вузом,

- формирование контингента студентов - осуществление заказчиком своего права на обучение конкретных лиц в вузе:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- правомочия коллектива - условия работы вуза.

Также мы сочли необходимым в определенных случаях ввести критерий «обременение» с целью уточнить правомочия учредителя. вуза и его трудового коллектива. Эти критерии по типам вузов представлены в схемах 1-4.

Как показывает анализ этих схем. наибольшие преобразования коснутся вузов, переходящих в форму ФАОО ВПО. При этом очень важно помнить, что само наименование вуза как учреждения или организации значительно изменяет его статус и его правомочия. Вместе с тем. как представляется автору, усиление роли государства в вузах типа ФГ'ОУ ВПО просто необходимо, иначе суть реорганизации сведется к замене вывески. В первую очередь это касается самого коллектива государственного вуза. И ППС, и другие работники должны стать госслужа-

щими, с соответствующими правами, обременениями, пенсионным обслуживанием и т. д. Чегко должна быть определена роль государства и при формировании контингента студентов ФГОУ ВПО.

Немаловажным моментом является и система формирования контингента студентов в ФА(Х) ВПО и ЧОО ВПО. Здесь должна быть четко проведена линия госзаказов. Ьез борьбы за госзаказ данные вузы утратят в значительной мере связь с органами государственной власти в сфере образования, а следовательно. снизится степень влияния государства на образование в целом, но это уже вопрос политический. Наряду с госзаказом широкое распространение должны получить

I ФИО. субсидии на образование, кредиты и система в целом должна строиться на принципе нормативно-подушевою финансирования.

Безусловно, изменения в системе высшего профессионального образования вызовут определенные изменения в системе у правления ею. Представляется, что наряду с сохранением уже сформированных органов управления, таких, как Минобрнауки, Федерального агентства по образованию. Федеральной службы по

Учредитель Российская Федерация в лице Минобразования

Финансирование Прямое постатейное финансирование образовательной, научной и воспитательно-социальной деятельности, полная бюджетная защищенность

Экономические правомочия Фиксированная заработная плата и дополнительные денежные выплаты; запрет на любое самостоятельное распоряжение имуществом (вплоть до принятия решения об аренде и списании пришедшего в негодность оборудования и г. п.); освобождение от всех видов налогов

Формирование контингента студентов На основе результатов ЕГЭ при условии заключения обязательного трехстороннего договора об обязательном трудоустройстве по направлению Минобразования

Правомочия коллектива Срочные договоры-контракты с Г1Г1С (на 5 лет) и обслуживающим персоналом (на 10 лет) с представлением всем членам трудового коллектива статуса госслужащих

Схема I. Федеральное государственное образовательное учреждение (ФГОУ) высшего профессионального образования

Учредитель Создание на базе ранее существовавших ФГОУ ВПО и специальных вузов, коллективом вуза, региональными (муниципальными) властями, частными и юридическими лицами (гражданами): передача государством через лизинг акционерам свое имущества, закрепленного ранее за приватизируемым вузом: срок лизингового соглашения при первом взносе 25 % - от 20 до 30 лет. Тип организации ОАО с правом эмиссии акций

Обременение Сохранение образовательною и научно-исследовательского профиля деятельности, запрет на участие в организации и руководстве ФАОО иностранных юридических и частных лиц

Экономические правомочия Свободная система оплаты труда, экономическая деятельность в соответствии с законодательством РФ и Уставом ФАОО: освобождение от налога на прибыль. НДС и т. п. в части рефинансирования средств на образовательную, научно-исследовательскую и воспитательную деятельность организации; ускоренная амортизация имущественного компонента

Формирование контингента студентов На основе вступительных экзаменов (с использованием результатов ЕГЭ) и на договорной основе с учетом целевого набора и государс 1-венно-рег ионального заказа

Правомочия коллектива Трудовые договоры с ФАОО: ППС - срочные (на 5 лет). МОП и АУП и другие, согласно КЗОТ РФ

Схема 2. Федеральная акционерная образовательная организация (ФАОО) высшего профессионального образования

Учредитель Региональный (муниципальный) орган исполнительной власти по решению регионального (муниципального) органа законодательной власти

Финансирование Прямое постатейное финансирование образовательной и иной деятельности из местного (регионального или муниципального) бюджета

Экономические правомочия Фиксированная заработная плата и дополнительные денежные выплаты. запрет на коммерческую и предпринимательскую деятельность, запрет на самостоятельное распоряжение имуществом, освобождение от всех видов региональных (муниципальных) налогов, государственные льготы по федеральным налогам

Формирование контингента студентов По направлениям региональных (муниципальных) органов управления на основе результатов ЕГЭ по трехсторонним договорам, предусматривающим обязательное целевое трудоустройство по направлениям рег иональных (муниципальных) заказчиков

Правомочия коллектива Срочные договоры-контракты с ППС (на 5 лет), контракты согласно КЗОТ РФ. с МОП. ЛУП и другими категориями, приравнивание работников Р(м)ОУ к служащим региональных (муниципальных) органов исполнительной власти

Схема 3. Региональное (муниципальное) образовательное учреждение (Р(м)ОУ) высшег о профессионального образования

Учредитель Юридические и частные липа в том числе и иностранные, запрет государственным, региональным (муниципальным) структурам и органам РФ в создании ЧОО, тип организации ООО. ЧП. ЗАО

Обременение Обязательность 100 % образовательного, научно-исследовательскою и консультационного профиля деятельности

Финансирование По программам и договорам (типа «нормативно-подушевого»)

Экономические правомочия Полная экономическая самостоятельность, государственные и местные льготы по налогам, ускоренная амортизация имущественного комплекса

Формирование контингента студентов На основе договоров с учетом результатов ЕГЭ

Правомочия коллектива Трудовые дог оворы в соответствии с КЗОТ РФ. для ППС договоры на 5 лет

Схема 4. Частная образовательная организация (ЧОО) высшего профессионального образования

надзору в сфере образования и науки, региональных органов управления образования, вузовских ассоциаций и союзов (например. Совет ректоров и т. п.), должны быть созданы корпоративные (профессиональные) ассоциации и холдинги вузов по типу образова-

тельных корпораций. Особенно эта проблема затронет вновь создаваемые ФАОО ВПО и реформируемые мастные вузы. Условная схема такой новой управленческой модели представлена автором на рис. 3.

Однако важнейшим блоком реорганизации вузовской системы, как мы считаем, будет реформирование уже существующих государственных учреждений ВПО в ФАОО ВПО. На рис. 4 дана концептуальная схема такого реформирования на примере Тамбовского государственного университета им. Г .Р. Державина. По всей вероятност и, в реальной жизни эти процессы будут сложнее, многограннее и противоречивее. Но мы попытались абстрагироваться от ряда моментов и создать некую идеальную модель такого реформирования.

В качестве пояснения предложенной схемы необходимо подробнее остановиться на ряде ее блоков.

Во-первых, на форме рсортанизации. Ею выбрана приватизация. В России это слово многих просто пугает. А на практике данный процесс означает разгосударствление собственности на имущественный комплекс вуза. Он может идти через прямой выкуп, аукцион.

Обозначения:

Ф1 ОУ Федеральное государственное образовательное учреждение Р(мЮУ Региональное (муниципальное) образовательное учреждение ФАОО Федеральная акционерная образовательная организация ЧОО частная образовательная организация ВПО высшее профессиональное образование

Мы же предлагаем лизинг, т. е. особый вид товарного кредита, гак как в иных случаях коллектив вуза будет выдавлен из процесса приватизации и потеряет свое влияние на образовательную политику вновь формируемой организации.

Во-вторых, это предоставление ФАОО ВПО права эмиссии акций. Это необходимо для привлечения свободных частных средств, что обеспечит динамичность развития вуза. Однако это же является прямым показателем инвестиционной привлекательности конкретного ФЛСЮ ВПО и реальным проявлением конкуренции образовательных организаций и формирование действительно >ффек-тивной конкурентоспособной системы российского образования.

Эги и ряд других преимуществ создания ФАОО ВПО мы представили в схеме 5.

Но еще раз подчеркиваем, что это прогностическая схема. Реатьность внесет свои

Рис. 3. Схема управления новой системой высшего профессионального образования в РФ

16

Ранее

существовавшие

' ФГОУ впо < пример:

ТГУ

им. Г.Р. Державина (г. Тамбов)

Учредители ФАОО ВПО ТИУ им. Г.Р. Державина:

коллектив, частные юридические и гражданские лица

Схема реорганизации

1. Формы реорганизации - создание на базе приватизации открытого акционерного общества.

2. Вид приватизации - лизинг государственного имущественного комплекса на 25 лет.

3. Участие в создании ОАО частных юридических и гражданских лиц.

4. Эмиссия акций на общую сумму 33 % зарегистрированной стоимости имущественного комплекса ФАОО ВПО ТИУ им. Г.Р. Державина.

Вновь созданный в рамках приватизации ФАОО ВПО Тамбовский инновационный университет (ТИУ) им. Г.Р. Державина

Рис. 4. Концептуальная схема реформирования путем приватизации ранее существовавшего ФГОУ ВПО (на примере Тамбовского государственного университета им. Г.Р. Державина)

Схема 5

Преимущества создании Федеральной акционерной образовательной организации высшего профессионального образования

государства:

1) сохранение контроля над образовательными процессами и идеологической составляющей (имущество, налоги и т. д.):

2) приумножение интеллектуального базиса государс тва:

3) управление трудовыми ресурсами через заказ:

4) воспитательная функция:

5) экономическая целесообразность (сокращение затрат, финансирование по результатам, программность в подготовке кадров и т. д.);

региона:

1) управление кадровой политикой в регионе;

2) экономическая целесообразность;

3) благоприятный социально-экономический климат в регионе; вуза:

1) рост управляемости и конкурентоспособности;

2) экономическая эффективность;

3) академическая свобода; человека:

1) возрастание индивидуальности выбора:

2) ответственность;

3) экономическое многообразие предложений.

коррективы. Футурология российского высшего образования такова, что мы сегодня ответственны за эффективность наших будущих специалистов. Выступая на заседании Совета по науке, технологиям и образованию при Президенте Российской Федерации 26 октября 2004 года. В.В. Путин особенно отметил: «Мы должны сформировать в России конкурентоспособную систему генерации, распространения и использования знаний. Только такая система станет основой устой-

чивых темпов и высокого качества экономического роста в стране»16. Это наша цель и ради нее мы готовы и к реформированию вузов и к поиску оптимальных решений возникающих на этом пути задач. Главное -это наши дети - будущее России - ее судьбы и успех.

и’ Путин В.В. Создать в России конкурентоспособную систему генерации, распространения и использования знаний // Высшее образование сегодня. 2004. № 11. С. 2.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.