Б01: 10.12731/2218-7405-2015-11-56 УДК 378
ПРОГНОСТИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ БУДУЩИХ АКТЕРОВ-ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ: К ПРОБЛЕМЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПОНЯТИЯ
Цалко Е.В.
В данной статье на основе вспомогательных понятий компетенции, прогнозирования, прогностической компетенции разрабатывается авторское определение прогностической компетенций будущего актера-преподавателя. Под прогностической компетенцией будущего актера-преподавателя понимается специальная компетенция, которая позволяет субъекту, занимающемуся профессиональной деятельностью в качестве исполнителя ролей в театре (кино, телевидении), а также выполняющему преподавательскую деятельность в данной области искусств, получать необходимую опережающую информацию об исследуемом явлении (об исполнении ролей в театре, кино, на телевидении; об учебном процессе при подготовке актеров, преподавателей). Выделяются компоненты прогностической компетенции, а именно когнитивный, инструментально-операционный и мотивационно-ценностный. В контексте прогностической компетенции рассматривается особенность профессиональной деятельности будущего актера-преподавателя, которая заключается в одновременном решении художественно-творческих, организационных и учебно-воспитательных задач.
Цель: определение понятия «прогностическая компетенция будущих актеров-преподавателей».
Методы. В исследовании применяются методы теоретического уровня это - сравнение, анализ и синтез, обобщение, конкретизация; аналитические методы; идеализация и моделирование.
Результат. Результатом исследования является разработка авторского понятия «прогностическая компетенция будущего актера-преподавателя».
Область применения результатов: результаты могут применяться в работе преподавателей, готовящих актерско-преподавательские кадры, а также педагогов-исследователей.
Ключевые слова: компетенция; прогнозирование; прогностическая компетенция; прогностическая компетенция будущего актера-преподавателя.
PROGNOSTICAL COMPETENCE OF THE FUTURE TEACHERS-ACTORS: TO THE ISSUE OF THE CONCEPT DEFINITION
Tsalko E.V.
In this paper on the basis of the notions of competence, forecasting, prognostical competence the author's definition of future actors-teachers 'prognostical competence is developed. Under prognostic competence of future actors-teachers we understand a special competence that allows the subject, engaged in professional activities as a performer of roles in the theater (movies, TV), as well as performing teaching activities in the field of arts, to receive the necessary anticipatory information about the phenomenon under investigation (on performing roles in the theatre, films, and television, on the learning process and actors-teachers training). Components of prognostical competence as a type of competencies (cognitive, instrumental and operational and motivational-value) are singled out. The feature of the future actor-teacher'sprofessional activities in the context of prognostical competence is viewed. It is the simultaneous solving the artistic-creative, organizational and teaching-upbringing problems.
Purpose. The purpose of the paper is the definition of prognostical competence of future teachers-actors.
Methodology. In the research the methods of theoretical level are used: comparison, analysis and synthesis, generalization, concretization; analytical methods; idealization and modeling.
Result. The result of the research is the development of the author's concept of «prognostical competence of the future teachers-actors».
Practical implications. Application of the results: The results may be applied to the work of teachers-actors' trainers as well as the researchers in Pedagogy.
Keywords: competence; forecasting; prognostical competence; prognostical competence of future teachers-actors.
Результатом современного образования выступают сформированные компетенции, позволяющие будущему специалисту успешно справляться с кругом поставленных задач. 90-е годы
прошлого столетия характеризуются закреплением компетентностного подхода в российском образовании, а с начала ХХ века становится актуальным выявление различных компетенций для проектирования моделей выпускников. Исследованиям компетенций посвящены труды Э.Ф. Зеера, И.А. Зимней, Н.В. Кузьминой, А.К. Марковой, А.В. Хуторского и других ученых.
В русле компетентностного подхода, подготовка будущего специалиста требует максимально приблизить учебно-профессиональную деятельность - к профессиональной деятельности. В связи с этим, возникает необходимость вооружить будущего специалиста арсеналом средств, которые позволят ему в дальнейшем решать различного рода профессиональные проблемы самостоятельно. Одним из этих эффективных средств является прогнозирование. Таким образом, прогностическая компетенция необходима современному актеру-преподавателю.
Теоретическое осмысление проблемы исследования предполагает определение сущности составляющих ее понятий [32].Термин «понятие» мы трактуем как «логически оформленная мысль о классе предметов, явлений» [18].
До определения авторского понятия «прогностическая компетенция будущих актеров-преподавателей» считаем первоочередным рассмотреть составляющие его дефиниции. В нашей работе такими дефинициями являются «компетенция», «прогнозирование», «актер-преподаватель».
«Компетенция» как составляющая понятия прогностической компетенции будущего актера-преподавателя
В толковых словарях компетенция имеет двоякое значение, понимается в смысле приобретенного права (полномочий, правомочия) и в смысле владения информацией, в какой либо области [7; 15; 29].
В педагогическом словаре компетенция трактуется как: круг полномочий, прав и обязанностей конкретного государственного органа; круг вопросов, в котором данное должностное лицо обладает познаниями, опытом; возможность установления субъектом деятельности связи между знанием и ситуацией или, в более широком смысле, способность найти, обнаружить ориентировочную основу действий, процедуру (знание + действие), необходимую для решения проблемы в конкретной ситуации [20].
Отечественным педагогическим сообществом компетенция рассматривается так же не однозначно. Приведем несколько примеров. Компетенция, это:
■ отчужденное, заранее заданное социальное требование (норма) к образовательной подготовке ученика, необходимой для его эффективной продуктивной деятельности в определенной сфере [14];
■ совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов, и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним
[31];
■ обобщенные способы действий, обеспечивающие продуктивное выполнение профессиональной деятельности или совокупность знаний, умений, способов действий, способностей [10];
■ совокупность тех социальных функций, которыми обладает человек при реализации социально значимых прав и обязанностей члена общества, социальной группы, коллектива [1].
По мнению ряда исследователей, компетенции включают:
■ знания, представления, программы (алгоритмы) действий, системы ценностей и отношений [11];
■ когнитивный, функциональный и ценностно-этический компоненты [17];
■ когнитивный, процессуальный, оценочный и мотивационно-личностный компоненты [27];
■ когнитивный, деятельностный, рефлексивно-ценностный компоненты [13].
В нашем исследовании, отправной точкой мы принимаем определение компетенции в самом общем смысле, а именно как «область знаний, круг вопросов, в которых кто-либо хорошо осведомлен» [7]. В качестве структурных компонентов компетенции будем рассматривать когнитивный, инструментально-операционный и мотивационно-ценностный [8].
«Прогнозирование» как составляющая понятия прогностической компетенции будущего актера-преподавателя
Теории прогнозирования в различных областях знаний посвящены работы И.В. Бестужева-Лады, Б.С. Гершунского, В.А. Лисичкина, В.М. Сафроновой, Л.А. Регуш, и др.
Проанализируем понятие «прогнозирование». Философской наукой прогнозирование рассматривается как исследование тенденций развития бытия, а также специальное исследование, предметом которого выступают перспективы научного явления [3]. С точки зрения социологии, - это формулирование, на основе информации о современном состоянии (уровне) социальных процессов и истории их развития, обоснованных предположений об их дальнейшем
развитии [26]. В психологическом аспекте, прогнозирование трактуется как вид человеческой деятельности, основной продукт которого - знание о будущем, а цель - получение прогноза [24]. В рамках педагогики - это мысленное конструирование будущего состояния образовательной практики на основе предвидения характера и темпов технологического и социально-экономического развития; познавательная деятельность учителя, направленная на раскрытие черт и особенностей процессов будущего развития личности воспитанника и ожидаемых от них следствий, предсказание пути и условий осуществления предвидения [20].
Карманчиков А.И. называет прогнозирование наукой фантазирования, которая необходима каждому человеку, «...чтобы предвидеть к чему может привести то или иное событие, действие и даже слово в ближайшей перспективе и в отдаленном будущем» [12]. Он же отмечает, что думая о будущем, у человека появляется уверенность, определенность, пропадает агрессия, возникает понимание и толерантность [там же].
Существенными признаками прогнозирования являются: познавательная деятельность, знания о прошлом, преобразование знаний, прогноз (знание, отражающее специфику будущего, которое имеет вероятностный характер) [21].
Ученые считают, что операционный состав прогностической деятельности складывается из следующих компонентов:
■ умственных действий установления причинно-следственных связей, реконструкции и преобразовании представлений, выдвижения и анализа гипотез, планирования [9; 19; 24; 28];
■ установления причинно-следственных связей (на основе выдвижения и анализа гипотез), реконструкции и преобразования представлений (составляют содержание процесса творческого мышления), планирования (возможность оценки правильности прогнозируемых целей и действий) [4];
■ умений педагогического прогнозирования [6].
В образовании выделяют педагогическое прогнозирование, которое трактуют как:
■ предвидение будущих изменений в развитии, формировании личности; определение путей совершенствования личности; проектирование хода развития педагогического процесса [2];
■ вид деятельности, осуществляемый на основе теории педагогической прогностики и направленный на исследование возможных перспектив развития и преобразования объектов и субъектов прогностической деятельности [6];
■ процесс получения опережающей информации о результатах действий, который строится на основе знания сущности и логики педагогического процесса, закономерностей возрастного и индивидуального развития учащихся [16].
По мнению исследователей, педагогическое прогнозирование обеспечивает преобразование педагогической действительности. Выводит ее на новый уровень развития и функционирования, обеспечивает опережающий подход в обучении и воспитании. Оно одновременно является и средством познания окружающей действительности, и средством коррекции педагогической реальности, и средством управления образованием [6].
Объектами педагогического прогнозирования могут выступать: педагогическая наука и ее компоненты (В.Н. Соколов); система образования и воспитания (Э.Г. Костяшкин); педагогическая система (Б.С. Гершунский); образовательная ситуация (А.В. Рождественский); класс, ученик, знания, отношения (В.А. Сластенин).
Субъектом прогнозирования является педагог, реализующий профессиональную педагогическую функцию прогнозирования.
Предметной областью приложения результатов педагогического прогнозирования выступают: образование, как объект педагогической науки; образовательная практика; развитие образования и образовательной практики [25].
Вслед за Гершунским Б.С., под прогнозированием мы будим понимать процесс получения необходимой прогностической информации для разработки соответствующего прогноза [5].
«Прогностическая компетенция» как составляющая понятия прогностической компетенции будущего актера-преподавателя
Рассмотрим, как ученые интерпретируют понятие «прогностическая компетенция»:
■ это вид профессиональной компетенции, обеспечивающей построение научно-обоснованных прогнозов в ходе выполнения профессиональной деятельности [23];
■ вид профессиональной компетенции, определяющий требования к освоению того или иного компонента содержания профессиональной подготовки к прогностической деятельности (когнитивного, деятельностного, рефлексивно-ценностного) и выражается в теоретико-методологическом, профессионально-практическом и рефлексивно-ценностном компонентах [13];
■ результат педагогического образования (общего, профессионального), при котором уровень подготовленности обучаемого (школьника, студента, будущего специалиста) к жиз-
ни и деятельности в обществе, его знания, умения, навыки прогнозирования качества деятельности, позволяют: демонстрировать действия по адекватному целеполаганию, планированию, программированию, проектированию нужных учителю видов деятельности; владеть знаниями процесса прогнозирования, умениями и навыками сбора информации прогнозного фона, ее анализа, определение тенденций ее изменения; развить понимание своих склонностей, возможностей, путей их совершенствования, которые определят успешность личности в социуме [22].
Согласно классификации Присяжной А.Ф. [там же], прогностическая компетенция будущего актера-преподавателя будет относиться к специальной компетенции, поскольку действует в конкретном виде профессиональной деятельности.
Обобщая все выше изложенное, под прогностической компетенцией мы понимаем специальную компетенцию, которая позволяет субъекту получить необходимую опережающую информацию об исследуемом явлении.
«Будущий актер-преподаватель» как составляющая понятия прогностической компетенции будущего актера-преподавателя
Специальную компетенцию определяют особенности приобретаемой специальности и специализации. Согласно ФГОС [30], в специальные компетенции будущего актера-преподавателя входят творческо-исполнительская и педагогическая деятельность.
Профессия актер-преподаватель комбинированная. Приоритетным здесь является слово «актер». Актер - это исполнитель ролей в театральных представлениях, кино, на телевидении [18]; - профессиональный исполнитель ролей в театральных представлениях [29]. Преподаватель - это человек, профессионально занимающийся преподаванием чего-нибудь, преимущественно в учебных заведениях (учитель, профессор и т.п.) [29].
Таким образом, будущий актер-преподаватель — это учащийся, профессиональное обучение которого позволит в дальнейшем ему вести профессиональную деятельность в качестве исполнителя ролей в театре (кино, телевидении), а также выполнять преподавательскую деятельность в данной области искусств.
Профессиональная деятельность будущих актеров-преподавателей характеризуется следующей особенностью: она связана с решением одновременно художественно-творческих, организационных и учебно-воспитательных задач. Прогнозирование позволит специалисту предвосхищать результаты, планировать и видеть дальнейшую перспективу своей деятельности как актера, и как преподавателя.
Понятие прогностической компетенции будущего актера-преподавателя
Проанализировав составляющие понятия прогностической компетенции будущего актера-преподавателя, мы видим, что:
1) она представляет собой специальную компетенцию, которая позволяет субъекту получить необходимую опережающую информацию об исследуемом явлении;
2) субъектом деятельности выступает учащийся, профессиональное обучение которого позволит в дальнейшем ему вести профессиональную деятельность в качестве исполнителя ролей в театре (кино, телевидении), а также выполнять преподавательскую деятельность в данной области искусств.
Вышеизложенное позволяет сделать вывод, что под прогностической компетенцией будущих актеров-преподавателей следует понимать специальную компетенцию, которая позволяет субъекту, занимающемуся профессиональной деятельностью в качестве исполнителя ролей в театре (кино, телевидении), а также выполняющему преподавательскую деятельность в данной области искусств, получать необходимую опережающую информацию об исследуемом явлении (об исполнении ролей в театре, кино, на телевидении; об учебном процессе при подготовке актеров, преподавателей).
Выводы
Результаты исследования отражаются в следующих позициях:
1. Будущий актер-преподаватель - это учащийся, профессиональное обучение которого позволит в дальнейшем ему вести профессиональную деятельность в качестве исполнителя ролей в театре (кино, телевидении), а также выполнять преподавательскую деятельность в этой области искусств.
2. Основная особенность профессиональной деятельности актера-преподавателя заключается в комбинировании компетенций опережающего видения задач актерской и преподавательской деятельности. К ним относятся такие задачи как постановка целей актерской и преподавательской деятельности, планирования учебного процесса и собственной актерской деятельности, перспективное видение содержания выступлений и т.д.
3. Под прогностической компетенцией будущих актеров-преподавателей мы понимаем специальную компетенцию, которая позволяет субъекту, занимающемуся профессиональной деятельностью в качестве исполнителя ролей в театре (кино, телевидении), а также выполняющему преподавательскую деятельность в данной области искусств, получать необходимую
опережающую информацию об исследуемом явлении (об исполнении ролей в театре, кино, на
телевидении; об учебном процессе при подготовке актеров, преподавателей).
4. Компонентами прогностической компетенции как одного из видов компетенций являются когнитивный, инструментально-операционный и мотивационно-ценностный.
Список литературы
1. Белкин А.С. Компетентность. Профессионализм. Мастерство. Челябинск: ОАО «Юж-Урал. кн. изд-во», 2004. 176 с.
2. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989. 190 с.
3. Бестужева-Лада И.В. Нормативное социальное прогнозирование: возможные пути реализации целей общества. Опыт систематизации. М.: Наука, 1987. 213 с.
4. Булдакова Н.В. Развитие прогностической способности как интегративного качества у студентов педагогических колледжей: Дис. ... канд. пед. наук. Киров, 2006. 230 с.
5. Гершунский Б.С. Образовательно-педагогическая прогностика: теория, методология, практика: учебное. пособие. М.: Флинта: Наука, 2003. 764 с.
6. Дымова Т.В. Обучение будущих учителей педагогическому прогнозированию: Дис. .канд. пед. наук. Астрахань, 1998. 203 с.
7. Ефремова Т.Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный. М.: Русский язык, 2000 г. 1222 с.
8. Загвязинский В.И., Емельянова И.Н. Теория обучения и воспитания: учебник для бакалавров. М.: Издательство Юрайт, 2012. 314 с.
9. Захаров А.В. Формирование прогностических умений студентов педагогического вуза: на материалах изучения дисциплин психолого-педагогического цикла: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. Новокузнецк, 2009. 24 с.
10. Зеер Э.Ф. Психология профессионального образования: учебник для студ. высш. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2009. 384 с.
11. Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентност-ного подхода в образовании. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. 42 с.
12. Карманчиков А.И. Логика педагогического прогнозирования. Ижевск, 2012. 104 с.
13. Корнилова К.В. Формирование прогностической компетентности будущих специалистов дошкольного образовательного учреждения в вузе: Дис. .канд. пед. наук. Магнитогорск, 2009. 198 с.
14. Краевский В.В., ХуторскойА.В. Основы обучения. Дидактика и методика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2008. 352 с.
15. Крысин Л.П. Толковый словарь иноязычных слов. М.: Эксмо, 2008. 944 с.
16. Кузьмина Н.В., Кухарев Н.В. Психологическая структура деятельности учителя. Гомель: Изд-во Гомельского гос. ун-та, 1996. 57 с.
17. Медведев В., Татур Ю. Подготовка преподавателя высшей школы: компетентностный подход // М.: Высшее образование в России. 2007. №11. С. 46-56.
18. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М.: АСТ, 2012 г. 896 с.
19. Осипова Н.Н. Подготовка учителей начальных классов к прогностической деятельности в обучении математике младших школьников: Дис. ... канд. пед. наук. Пенза, 2000. 145 с.
20. Пидкасистый П.И., Мижериков В.А. Словарь - справочник по педагогике. М.: ТЦ Сфера, 2004. 448 с.
21. Потапова М.Г. Развитие прогностических способностей как условие профессионального самоопределения личности в юношеском возрасте: Дис. .канд. психологических наук. Астрахань, 2006. 196 с.
22. Присяжная А.Ф. Педагогическое прогнозирование в системе непрерывного педагогического образования: методология, теория, практика: Дис. ... д-ра пед. наук. Челябинск, 2006. 380 с.
23. Пузиков О.П. Формирование управленческо-прогностической компетенции у курсантов военных вузов: Дис. .канд. пед. наук. Пермь, 2015. 235 с.
24. Регуш Л.А. Психология прогнозирования: успехи в познании будущего. СПб.: Речь, 2003. 352 с.
25. Рождественский А.В. Прогнозирование в области образования как научно-педагогическая проблема: Дис. .канд. пед. наук. М., 2005. 149 с.
26. Сафронова В.М. Прогнозирование, проектирование и моделирование в социальной работе: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - 3-е изд., испр. и доп. М.: Издат. центр «Академия», 2010. 240 с.
27. Седова Н. Е., Назаренко А. Н. Обновление содержания обучения на основе компетентност-ного подхода // Среднее профессиональное образование. 2009. № 12. С. 4-8.
28. Сомова Н.Л. Диагностика способности к прогнозированию: Методика и ее стандартизация: Дис. ... канд. психологических наук. СПб., 2002. 185 с.
29. Ушаков Д. Н. Толковый словарь русского языка. М.: АСТ, 2010. 1022 с.
30. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки (специальности) 070301 Актерское искусство (квалификация (степень) «специалист»)».иЯЬ: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi? req=doc;base=LAW;n=188444;div=LAW;dst=100002,1;rnd=180312.05905681964941323 (дата обращения 12.11.2015).
31. Хуторской А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты // Интернет-журнал «Эйдос». 2002. 23 апреля. http://eidos.ru/journal/2002/0423.htm. - В надзаг: Центр дистанционного образования «Эйдос», e-mail: [email protected] (дата обращения: 01.01.2015).
32. Яковлев Е.В., Яковлева Н.О. Педагогическая концепция: методологические аспекты построения. М.: Владос, 2006. 239 с.
References
1. Belkin A.S. Competentnoct. Professionalizm. Masterstvo. [Competence. Professionalism. Craftsmanship] Chelyabinsk: Yuzhno-Uralskoe kn. izd-vo, 2004. 176 p.
2. Bespalko V.P. Slagaemye pedagogicheskoy technologii [The terms of educational technology]. Moscow: Pedagogika, 1989. 190 p.
3. Bestuzhev-Lada I.V. Normativnoe sotsialnoe prognozirowanie: vozmozhnye puti realisatsii tseley obshchestva. Opyt sistematizatsii [Normative social forecasting: the possible ways of achieving the goals of society. Experience of systematization]. Moscow: Nauka, 1987. 213 p.
4. Buldakova N.V. Razvitieprognosticheskoy sposobnosti kak integrativnogo kachestva u studentov pedagogicheskich kolledzhej [Development of predictive ability as an integrative quality of students of pedagogical college]: Dis. ... kand. ped. nauk. Kirov, 2006. 230 p.
5. Gershunsky B.S. Obrasowatelno-pedagogicheskajaprognostika: teorija, metadologija, praktika: uchebnoe posobie [Educational and pedagogical prognostics: theory, methodology, practice: textbook]. Flinta, Moscow: Nauka, 2003. 764 p.
6. Dymova T.V. Obuchenie budushchich uchitelej pedagogicheskomu prognozirovaniju [Training pedagogical forecasting to future teachers]: Dis. ... kand. ped. nauk. Astrakhan, 1998. 203 p.
7. Efremova T.F. Novy slovar russkogo jazyka. Tolkovoslovoobrazovatelny [A new dictionary of the Russian language. Explanatory-derivational]. Moscow: Russky yazyk, 2000. 1222 p.
8. Emelyanova I.N., Zagvyazinsky V.I. Teorija obuchenia i vospitanija: uchebnik dlja bakalavrov [Theory of training and education: a textbook for undergraduate students]. Moscow: Izdatelstvo Yurayt, 2012. 314 p.
9. Zakharov A.V. Formirovanie prognosticheskich umenij studentov pedagogicheskogo vuza: na materjalach izuchenija distsiplin psichologo-pedagogicheskogo tsikla [Formation of prognostic abilities of students of pedagogical higher school: based on the study of the subjects of psycho-pedagogical cycle]: authoref. dis. ... cand. ped. nauk. Novokuznetsk, 2009. 24 p.
10. Zeer E.F. Psichologija professionalnogo obrazovanija: uchebnik dlja studentov vysshich ucheb-nych zavedeny [Psychology of professional education: textbook for students of higher educational institutions]. Moscow: Izdatelsky center «Academija», 2009. 384 p.
11. Zimnaja I.A. Kljuchevye kompetentnosti kak rezultativno-tselevaja osnova kompetentnostnogo podchoda v obrazovanii [Key competence as effectively-target competency-based approach in education]. Moscow: Issledovatelsky center problem kachestva podgotovki spezialistov, 2004. 42 p.
12. Karmanchikov A.I. Logika pedagogicheskogo prognozirovanija [The logic of pedagogical forecasting]. Izhevsk, 2012. 104 p.
13. Kornilova T.V. Formirovanie prognosticheskoy kompetentnosti budushchich spetsialistov dosh-kolnogo obrazovantlnogo uchrezhdenija v vuze [Formation of prognostic competence of future professionals of preschool educational institution in higher school]: Dis. ... cand. ped. nauk. Magnitogorsk, 2009. 198 p.
14. Krajewskiy V.V., Hutorskoy A.V. Osnovy obucheniya. Didaktika I metodika: ucheb. Posobie dlja stud. vysch.ucheb. zavedeny [Fundamentals of education. Didactics and methodology: Textbook for higher school students]. Moscow: Izdatelsky center «Academy», 2008. 352 p.
15. Krysin L.P. Tolkovy slovar inojazychnych slov [The explanatory dictionary of foreign words] Moscow: Eksmo, 2008. 944 p.
16. Kuharev N.V., Kuzmina N.V. Psychologicheskaja struktura dejatelnosti uchitelja [Psychological structure of teacher's activity]. Gomel: Izd-vo Gomelskogo gos. Universiteta, 1996. 57 p.
17. Medvedev V., Tatur Yu. Vysshee obrasovanie v Rossii [Higher education in Russia] no. 11 (2007): P. 46-56.
18. Ozhegov S.I., Shvedova N.Y. Tolkovy slovar russkogo jazyka [Explanatory dictionary of the Russian language] Moscow: AST, 2012. 896 p.
19. Osipova N.N. Podgotovka uchiteley nachalnyh klassov kpedagogicheskoy deyatelnosti v obuche-nii matematike mladshih chkolnikov [Training of primary school teachers to forecast activity in mathematics education of primary school pupils]: Dis. ... kand. ped. nauk. Penza, 2000. 145 p.
20. Pidkasistyi P.I., Mizherikov V.A. Slovar - spravochnikpo pedagogike [Dictionary - a guide in pedagogy]. Moscow: TC Sphera, 2004. 448 p.
21. Potapova M.G. Razvitie prognosticheskich sposobnosty kak uslovie professionalnogo samoopre-delenya lichnosti v junosheskom vozraste [Development of predictive abilities as a condition of professional self-identity in adolescence]: Dis. ... kand. psychology. nauk. Astrakhan, 2006. 196 p.
22. Prisyazhnaya A.F. Pedagogicheskoe prognozirovanie v sisteme nepreryvnogo obrazovanija: methodologija, theorija, praktika [Pedagogical forecasting in the system of continuous pedagogical education: methodology, theory, practice]: Dis. ... Dr. ped. nauk. Chelyabinsk, 2006. 380 p.
23. Puzikov O.P. Formirovanie upravlenchesko-prognosticheskoy kompetentsii u kursantov voen-nych vuzov [Formation of administrative-prognostical competence in cadets of military higher schools]: Dis. ... kand. ped. nauk. Perm, 2015. 235 p.
24. Regush L.A. Psichologija prognozirovanija: uspechi v poznanii budushchego [Psychology of prediction: progress in the knowledge of the future] SPb.: Rech, 2003. 352 p.
25. Rozhdestvenskiy A.V. Prognozirovonie v oblasti obrazovanija kak nauchno-pedagogicheskaja problema [Forecasting in the sphere of education as a scientific and pedagogical problem]: Dis. ... kand. ped. nauk. Moscow, 2005. 149 p.
26. Safronova V.M. Prognozirovanie,, proektirovanie I modelirovanie v sotsialnoy rabote: ucheb-noe posobie dla studentov wysshich uchebnych zavedeniy [Forecasting, planning and modeling in social work: a manual for students of higher educational institutions]. Moscow: Izdat. center «Academy», 2010. 240 p.
27. Nazarenko A.N., Sedova N.E. Srednee professionalnoe obrazovanie [Vocational education], no. 12 (2009): 4-8.
28. Somova N.L. Diagnostika sposobnosti kprognozirovaniju: Metodika i ee standartizatsija [Diagnostic capacity for forecasting: Methodology and its standardization]: Dis. ... kand. psychology. nauk. SPb., 2002. 185 p.
29. Ushakov D.N. Tolkovy slovar russkogo jazyka [Explanatory dictionary of the Russian language] Moscow: AST, 2010. 1022 p.
30. Federalny gosudarstvenny obraszovatelny standart vysshego professionalnogo obrazovanija po napravlenijupodgotovki (spezialnosti) 070301 Akterskoe iskusstvo (kvalifikaziya (stepen) «spet-sialist»): http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=188444;div=LAW; dst=100002,1;rnd=180312.05905681964941323 (accessed October 12, 2015).
31. Khutorskoy A.V. [Internet journal «Eidos». April 23, 2002.]: http://eidos.ru/journal/2002/0423. htm. In nadzag: Center distantsionnogo obrazovanija «Eidos», e-mail: [email protected]. (accessed February 1, 2015).
32. Yakovlev E.V., Yakovleva N.O., Pedagogicheskaja kontseptsja: metodologicheskie aspekty postroeniya [Pedagogical concept: methodological aspects of building]. Moscow: VLADOS, 2006. 239 p.
ДАННЫЕ ОБ АВТОРЕ
Цалко Елена Викторовна, преподаватель
Южно-Уральский государственный институт искусств им. П.И. Чайковского ул. Плеханова, 41, г. Челябинск, 454000, Россия e-mail: [email protected] SPIN-код: 4994-1300
DATA ABOUT THE AUTHOR Tsalko Elena Viktorovna, teacher
South-Ural State Institute of Arts named after P.I. Tchaikovsky 41, Plekhanov Street, Chelyabinsk, 454000, Russia e-mail: [email protected]