Наталья Михайловна Прошина
кандидат исторических наук, доцент,кафедра гуманитарных дисциплин,
г. Оренбург, ГОУВПО «ОГИМ»
ПРОФСОЮЗЫ УРАЛА: СОцНАЛБНЫЕ ОРИЕНТИРЫ и опыт практической деятельности
Период новой экономической политики является переломным в деятельности советской России. В соответствии с «новым курсом профдвижения» приоритетной становится защитная функция профсоюзов. Радикально меняются отношения профсоюзов с государством и работодателями.
Ключевые слова: профсоюз, «новый курс профдвижения 1922 года», коллективный договор, охрана труда.
Профессиональные союзы - необходимый институт цивилизованного общества. Общественное назначение и социальная роль профсоюзов определяется содержанием их деятельности во всех сферах функционирования социума: экономической, социальнобытовой, культурной. Задача этих организаций, обусловленная логикой их становления и развития, состоит в том, чтобы не позволять работодателям, вне зависимости от их удельного веса, будь то транснациональные компании, государственные структуры, смешанные государственно-частные объединения или собственно частнопредпринимательские институты произвольно действовать по отношению к работникам.
В результате длительного развития профсоюзы превратились в крупные объединения, создаваемые по территориальному, отраслевому или иному, учитывающему профессиональную специфику признаку, в основные центры защиты социально-трудовых и жизненных интересов своих членов, всех трудящихся. Они получили признания как на национальном уровне (в конституциях государств, законодательных актах о профсоюзах), так и в международном масштабе (во Всеобщей декларации прав человека, международных пактах о гражданских и политиче-
ских правах, об экономических, социальных и культурных правах, Европейская конвенции о защите прав человека и основных свобод, Европейской социальной Хартии, в конвенциях и рекомендациях Международной организации труда и т.д.).
Все это свидетельствует о том, что профессиональные союзы действовали и будут выполнять свои функции до тех пор, пока существует система наемного труда. Исторический опыт пока не знает иной массовой общественной неполитической организации трудящихся, более нацеленной на защиту работающих-- по найму людей, чем профсоюзы.
Важным фактором, способным повысить эффективность деятельности российских профсоюзов в современной России, является умение использовать накопленный исторических опыт, поскольку многие средства, формы и методы деятельности профсоюзов в XX вв., прошли проверку временем и доказали, что они оказались одной из самых жизнестойких общественных структур, остались единственной организацией, действующей как на федеральном, отраслевом и региональном уровнях, так и на уровне трудовых коллективов.
Возросшее на рубеже ХХ-ХХ1 вв. значение субъектов Российской Федерации в современном обществе усиливает потребность
выявления общего и особенного в происходящих в стране многогранных процессах, преломление их на уровне регионов России. На Урале наиболее рельефно проявляются многие тенденции осуществляемых преобразований в общественно-политической и социально-экономической сферах: совершенствование федеральных и межнациональных отношений, правовом регулировании новых форм рыночного хозяйства, проведение государственной политики в области трудовых отношений и т.д. Урал, как и другие субъекты Российской Федерации, переживает трудный, противоречивый период поиска путей дальнейшего развития, обеспечения устойчивого экономического роста и повышения уровня жизни населения. на принципиально новой основе стали строиться отношения профсоюзов с органами исполнительной власти и работодателями.
Вековой опыт практической деятельности профсоюзов Урала уникален и поучителен. В современных условиях профсоюзы региона определяют, настойчиво ищут новые пути развития, пытаются вернуться к своей изначальной, защитной функции. Значительный научный интерес в этом плане представляет их деятельность в 20-е годы. Именно в условиях новой экономической политики значительное внимание профсоюзы уделяли развитию традиционной сферы своей деятельности -охране труда, правовой защите, улучшению жилищно-бытового обслуживания, оздоровления и организация отдыха трудящихся и членов их семей.
новая экономическая политика радикально изменила тарифную работу союзов. Краеугольным камнем взаимоотношений профсоюзов с хозяйственными структурами стали коллективные договоры и тарифные соглашения. В них регламентировались основные права и обязанности рабочих и администрации в производственной, экономической и социальной сферах.
В марте 1922 года Уралбюро ВЦСПС утвердило проект примерного коллективного договора для промышленных предприятий области. Убедительную картину практики заключения колдоговоров представляет отчет Уралбюро ВЦСПС о проведении новых союзных задач. В документе говорится, что договоры заключены практически со всеми частными предпринимателями, а также в предприятиях мелкой промышленности. Что же касается мелкой индустрии, то здесь положение сложнее и кроме договора с Уралпла-той, Асбестовой концессией, других не имеется. При этом металлисты встали на путь
заключения временных тарифных соглашений. Фактически колдоговоры в крупной и средней промышленности области начали заключаться с мая-июня. И только во второй половине 1922 г. практика получила широкое распространение.
В декабре 1922 г. по горной металлопромышленности было зафиксировано 28 договоров, охватывающих 72 302 рабочих и служащих. В целом по области в конце 1922 г. действовало 47 коллективных договоров, которые охватили 157,713 тыс. членов союзов [4].
1923 год в Оренбургской губернии прошел под знаменем усиливающегося внимания к колдоговорам. Хозорганы убедились, что колдоговоры являются необходимыми в деле увеличения объемов производства, а значит, улучшения материального положения рабочих.
Если на 1 сентября 1922 года в Оренбургской губернии было заключено 22 колдогово-ров, охвативших 7 856 работников, то в январе 1923 г. - колдоговоров действовало 80, охвативших 10 057 работников, а к сентябрю 1923 года было уже заключено 103 колдогово-ра, которые охватили 17 193 работника. [5]
на начало 1923 года действовал 1 генеральный договор, а к концу года - уже 13 генеральных договоров. Явно, предубеждение против колдоговоров было побеждено.
к заключению договоров союзы относились очень внимательно. Это отразилось на жизненности принимаемых документов. За весь 1923 год было только 2 случая, когда подписанные уже договоры пришлось аннулировать, так как хозяйственники заключали их, не подсчитав своих ресурсов (Кирцирк и Губздрав). Обычно предварительно договоры подвергались длительному всестороннему обсуждению на общих собраниях, в правлениях и т.д.
Всякий союз, заключая договор, полагался на реальные результаты, учитывая ресурсы производства и интересы рабочих. Это подчас было не по силам одному союзу. Необходима была консультационная помощь. Ее оказывал отдел труда экономики губернского Совета профессиональных союзов (ОТГСПС). В большинстве случаев, благодаря такой помощи, стороны приходили к согласию.
Для практики заключения колдоговоров на 1923 год характерно то, что было всего 7 случаев передачи конфликтов по заключению и перезаключению договоров в Примирительную камеру и Третейский суд.
На декабрь 1923 г. по всей промышленности Урала колдоговорами было охвачено 80,4% всех занятых на ней работников. Если
раньше заключение коллективных договоров носило эпизодический характер, то теперь они получили широкое распространение.7
Одним из важнейших направлений тарифной работы профсоюзов был вопрос о сроках действия заключенных договоров. Средняя продолжительность договоров и тарифных соглашений на Урале не превышала 3 месяца. В крупной промышленности области коллективные договоры заключались союзами не с отдельными предприятиями, а с правлениями трестов. Наряду с локальными договорами, заключаемыми губернским отделами союзов с отдельными предприятиями и учреждениями, заключались генеральные колдоговоры во всероссийском масштабе. Они распространялись на те отрасли народного хозяйства, управления и ресурсы которых были централизованы; как правило, к ним относились металлическая и горная промышленность. Однако генеральные договоры не могли в полной мере учитывать специфику местных условий и гибко реагировать на изменение деятельности отдельных предприятий в губерниях. на этой почве часто возникали конфликты. надо отметить, что практически повсеместно профсоюзами при заключении колдоговоров приходилось сталкиваться с различными трудностями, обусловленными целым рядом причин. Возникавшие трения между профсоюзами и администрацией предприятий во многом объяснялись некомпетентностью, неумением ориентироваться в ситуации, верно определить, что же выгоднее - регламентировать или не регламентировать отношения с профсоюзными организациями. Часто хозяйственники недостаточно полно учитывали имевшиеся у них ресурсы и в стремлении перестраховаться давали на переговорах заниженные данные о состоянии предприятия. Аналогичное, а иногда и в более выраженной форме, наблюдалось со стороны отдельных профсоюзов.
Существенным фактором договорных отношений являлась экономика края, которая в силу своей отсталости не только препятствовала их развитию, но оказывала решающее влияние на содержание последних. Особенно ярко это проявилось на размере тарифных ставок. Так, ставки, определенные договорами в течение летних месяцев 1922 г., не превышали уровня, установленного высшим тарифным советом. Отдельные же договоры регламентировали лишь определенные правовые аспекты, оставляя ставки Высшего тарифного совещания, очень редко с незначительным повышением.
Необходимо учитывать, что при установленной высоте тарифной ставки фактический размер заработной платы, получаемый рабочими на руки, зависел, прежде всего, от своевременности ее выплаты, что объяснялось нестабильным валютным курсом в государстве.
Задолженность по выплате заработной платы - типичное явление для крупной уральской промышленности. Тяжелейшим психологическим последствием этого являлась зависимость заработной платы рабочего не только и даже не столько от производительности труда, сколько от совершенно не зависящего от рабочего обстоятельства наличия средств у предприятия.
коллективный договор регулировал не только вопросы оплаты труда, но и обусловливал правовые аспекты жизнедеятельности рабочего, важнейшим из которых являлась охрана труда.
Если до «нового курса» в профдвижении союзы выполняли государственные функции в области охраны труда, то в новых условиях данный вид деятельности передавался в ведении НкТ. В результате государственный контроль за охраной труда осуществлялся отделами труда НКТ. Помимо общего наблюдения за выполнением законов Республики по охране труда надзор включал в себя еще санитарный и технический, назначение которого - предупреждать производственный травматизм и заболевания.
Таким образом, сосредоточив в своих руках аппарат по научной разработке вопросов охраны труда и законодательства в этой сфере, отделы труда всю работу проводили по общим руководством профсоюзов.
Избираемая союзами инспекция труда осуществляла контроль за соблюдением рабочего дня, применением сверхурочных работ, социальным страхованием трудящихся и другими вопросами.
При обследовании предприятий инспекторы труда опирались на профсоюзные комитеты. Инспекция труда была подотчетна как организациям, их выделявшим, так и соответствующим межсоюзным органам.
Профсоюзные объединения области активно включались в процесс реорганизации данной сферы своей деятельности. Уже в апреле 1922 г. Повсеместно инспекция труда была переведена в ведение Наркомата труда [9].
Следует отметить, что каждый профсоюз организовал свою работу исходя из сложившейся ситуации на местах. В частности, при заключении колдоговора они включали
конкретные пункты по охране труда, определяемые спецификой данного производства. Вопросы ставились самые разнообразные. к примеру, деятельность металлистов в области охраны труда выражалась в организации комиссии по обследованию предприятий и отдельных цехов; рыболовных артелей, а в отдельных случаях мелкого ремонта жилищ; прикреплений предприятиям необходимого количества больничных коек для обслуживания рабочих, а также в привлечении рабочих в отделы труда.
Введение нового КЗОТа (ноябрь 1922 г.) значительно активизировало работу профсоюзных организаций области, придав ей более массовый, систематический и четкий характер. кЗОТ в законодательном порядке возложил на профсоюзы наблюдение за точным исполнением администрацией предприятий, учреждений установленных норм по охране труда, социальному страхованию, выплате заработной платы, правил санитарии и техники безопасности.
Приоритетным направлением в деятельности профсоюзов являлось их участие в государственной политике занятости. С окончанием гражданской войны и введением НЭПа понятие безработицы получило официально узаконенный и юридически точный смысл. На Урале по данным 1921 г. насчитывалось 3 464 безработных, зарегистрированных на биржах труда. Причины безработицы на Урале были те же, что и по стране: переход промышленности щ, хозрасчет, вызвавший закрытие нерентабельных предприятий, сокращение числа рабочих мест на действующих предприятиях из-за режима экономии; приток крестьянского населения в города в связи с неурожаем 1921 г. [10].
Однако безработица на Урале имела и специфические особенности больший, чем в других регионах страны процент выходцев из сельских районов (57%, в то время как в Москве данная категория составляла 12%, в Ленинграде - 11%, в среднем по губернским городам - 47,8%); консервация большего количества предприятий с устаревшим оборудованием, относительно медленные темпы реконструкций действующих предприятий, большой процент неквалифицированных рабочих среди безработных, преобладание тяжелой индустрии, и в силу этого дефицит рабочих мест для женщин и подростов, концентрация промышленного производства в относительно небольшом количестве городов и рабочих поселков [11].
Профсоюзы участвовали в оказании материальной помощи и устройстве на работу
безработных членов союзов. Это выражалось в формировании фондов материальной помощи и трудовой помощи, выражавшейся в организации общественных работ и создании для этих целей трудовых коллективов. Так, по союзу металлистов помощь безработным со стороны союзной организации увеличивалась ежемесячно. По данным на 1 июля 1925 г. 50% безработных металлистов, нигде не получавших пособия, пользовались помощью союза.
Источник свидетельствует, что часто расход превышал отпущенные средства на пособия. Например, Челябинскому и ЮжноУральскому союзам, которые испытывали серьезные затруднения, были выделены дотации. Это позволяет говорить о наличии в фонде помощи безработным резерва областных средств, которые формировались не только за счет отчислений, но и спонсорских пожертвований. к примеру, южно-Уральский союз металлистов (1923 г.) оказал помощь безработным членам союза в сумме 28 000 рублей, распределив ее конкретно по заводам. Помощь, оказываемая данным союзам, непрерывно возрастала, о данной стороне деятельности Южно-Уральским райкома свидетельствуют и другие источники. Часто помощь, оказываемая союзам, являлась более существенной, нежели пособия органов страхования [12].
Важным способом борьбы с безработицей являлась организация общественных работ и создание трудовых коллективов для привлечения в них лиц, не имеющих работы.
Профсоюзы совместно с отделами труда формировали трудовые артели, столовые для безработных, помогали в устройстве на работу, оказывали помощь в приобретении квалификации.
С октября 1922 г. по октябрь 1925 г. на работу было устроено 213 тыс. безработных.
По справедливому замечанию английского советолога Эдварда Карра: «Это было знамение времени, когда осенью был выпущен декрет, поднимавший до уровня современных требований законодательство 1918 г. о пособиях по безработице, а дальнейшим декретом предусматривалась выплата полумесячного содержания (в качестве компенсации) рабочим, «уволенным не по своей воле» государственными предприятиями и учреждениями» [13].
Вопрос о состоянии безработицы и мерах борьбы с ней находился в поле зрения профсоюзных структур Урала. Так как на заседании бюро фракции Уралпрофсовета предлагались меры по борьбе с безработицей:
интеллект. инновации. инвестиции
3/2008
расширить круг безработных, получающих пособия, добиваться отпуска средств на организацию общественных работ, осуществлять контроль за наймом рабочей силы и др.
Профсоюзы принимали участие в охране здоровья трудящихся. В частности, проводили большую работу по созданию домов отдыха и санаториев для рабочих. Совместно с государственными и партийными органами уже в 1921 г. были открыты первые в Урале 28 домов отдыха временного типа на 400 мест.
Отбор нуждающихся в лечении определяли врачебные комиссии. Профсоюзные органы на основе данных курортно-отборочных комиссий определяли состав лиц, нуждающихся в санаторно-курортном лечении. При необходимости они ходатайствовали о предоставлении дополнительных отпусков нуждающимся в углубленном лечении. Неоднократно профсоюзы ставили вопрос перед вышестоящими организациями о строительстве и оборудовании медицинских учреждений.
В целях улучшения медицинской помощи рабочим губернский совет профсоюзов при-
нял постановление о создании отдела рабочей медицины при Губздравотделе. В его функции входила организация и регулирование медицинской помощи рабочим, строгий контроль за расходованием средств страховых сумм по рабочей медицине соответственно их прямому назначению.
В результате только в 1924/25 гг. курортносанаторное лечение прошли 6 тыс. рабочих и служащих Урала. В 15 домах отдыха поправили здоровье 15 тыс. человек. Профсоюзы держали под постоянным контролем работу органов, осуществляющих государственное социальное страхование и медицинское обслуживание рабочих и служащих.
Исторический опыт свидетельствует, что приоритетными направлениями деятельности профсоюзов в XXI в., в условиях глобализации экономики останутся борьба за обеспечение полной занятости населения, достаточного уровня заработной платы, создание безопасных условий труда, эффективная защита малоимущих слоев населения, обеспечение охраны жизни и здоровья всех трудящихся, сохранение и развитие социальнокультурной среды.
список литературы:
1. см: Права человека : Сборник международных документов. - М., 1986; Жарков Б. Н. Профсоюзные права и их международно-правовая защита. - М., 1998; Профсоюзная азбука. - М, 1998.
2. ГАОО. ф. 1-273. оп. 1. л. 57.
3. ГАРФ. ф - 5451., оп. 6., д. 162., л. 29.
4. Уральский рабочий в 1922 г. Статистика Урала. Серия III. Материалы по статистике труда. Т. I. Екатеринбург, 1929, с. 88.
5. История профсоюзов области. - к 100-летию создана. - Оренбург, 2005. - с. 27-28.
6. см. там же.
7. ГАРФ.ф., 5451. оп. 6., д. 162., л. ЗЗ.
8. Рабочий журнал. 1922. - № 1. - С. 9.
9. Рогачевская Л. С. Ликвидация безработицы в СССР. 1917-1930 гг. / Рогачевская Л. С. -М., 1973. с. 74.
10. См. там же
11. ГАЧО. Ф.-114.0П. 1.д. 20. л. 69.
12. ГАЧО. Ф. - 153. оп. 1. д. 88. л. 153.
13. Карр Э. Х. История Советской России. Большевисткая революция. 1917-1923. / Э. Х. Карр. - М. : Прогресс, 1990. кн 1. - 763 с.
14. ЦДНИ.С.О.ф. - 4. оп 2. д. 273. л. 58.
15. Профсоюзы Урала. Отчет Уралпрофсовета III областному съезду профсоюзов : Свердловск. : Уралпрофсовет., 1925. р. 133.