YAK 304.2 ББК 60.584
И.Н. ГАРЬКИН, A.M. МЕДВЕДЕВА
ПРОФОРИЕНТАУИЯ: ПЕРВЫЙ ЭТАП ПОСТРОЕНИЯ КАРЬЕРЫ
I.N. GARKIN, L.M. MEDVEDEVA
PROFORIENTATION: FIRST STAGE CONSTRUCTION OF CAREER
Анализируется предпочтения потенциальных абитуриентов при выборе ВУЗа (по примеру Пензенской области) на основе социологического исследования, проведённого специалистами Пензенского государственного университета архитектуры и строительства. Приводятся данные, свидетельствующие о необходимости проведения подобных исследований в целях грамотной реализации профриентационной и маркетинговой политики ВУЗов.
Preferences of potential entrants in choosing a university are analyzed (based on the example of the Penza region) on the basis of a sociological survey conducted by specialists of the Penza State University of Architecture and Construction. Data are given that testify to the need to conduct similar studies with a view to the competent implementation of the orientation and marketing policy of universities.
Ключевые слова: абитуриенты, студенты, профориентация, социологическое исследование, образовательный процесс, строительные направления подготовки.
Key words: entrants, students, vocational guidance, sociological research, educational process, construction directions of training.
В последнее время все учебные профессиональные учреждения испытывают нехватку абитуриентов, связанную с уменьшением количества выпускников школ и демографической проблемой. В этих условиях особо актуальна работа по исследованию профессионального выбора школьниками учебных заведений и специальностей [1]. К завершению периода обучения в среднем образовательном учреждении выпускники школ определяются с планами о дальнейшем обучении. Высшее образование является ресурсом, необходимым для достижения высоких статусных позиций в обществе, поэтому большинство выпускников школ планируют поступать в ВУЗ. Очень важно выбрать верное направление и учебное заведение, чтобы потом уверенно чувствовать себя на рынке труда.
Пензенский государственный университет архитектуры и строительства провел исследование школьников 11 классов Пензенской области методом сплошного опроса в форме анкетирования [2]. Цель опроса - выявить профориентационные предпочтения и планы будущих абитуриентов. Репрезентативность исследования обеспечена высоким количеством респондентов, выборка составила 3858 чел. из 4839 учащихся 11 классов Пензенской области, что составляет 79,7% из генеральной совокупности.
В анкетировании приняли участие школьники всех 27 районов области, г. Заречный и г. Пенза. Большая часть респондентов представлена Пензой (1742 чел., 45,1%); Сердобским районом (187 чел., 4,8%); г. Заречный (178 чел., 4,6%) и Кузнецким районом (171 чел., 4,4%). Результаты опроса показали, что большинство одиннадцатиклассников планирует продолжить обучение в ВУЗах г. Пенза (около 74%), чуть более четверти (около 26%) планируют учиться в других городах.
Рис. 1. Распределение ответов на вопрос о том, планируют ли опрашиваемые продолжать обучение в г. Пенза
Среди местных государственных ВУЗов (которые представлены Пензенским государственным университетом - ПГУ, Пензенским государственным университетом архитектуры и строительства - ПГУАС, Пензенским государственным технологическим университетом - ПензГТУ, Пензенским государственным аграрным университетом - ПГАУ) наибольшей популярностью пользуется ПГУ, туда планируют поступать около 46%. Не определились с выбором - 26% опрошенных. ПГУАС выбрали 11%, ПензГТУ - 5%, ПГАУ - 4%, другой ВУЗ - 8%. Таким образом, более четверти школьников оставили выбор учебного заведения на более позднее время.
Другое ПГАУ ПензГТУ ПГУАС Не решили ПГУ
■ 4% %
^Г ^г ^г ■ 11%
0%
10%
20%
26%
30%
40%
Р 46%
-г
50%
Рис. 2. Планы выпускников школ относительно поступления в ВУЗы
На вопрос о планируемом направлении подготовки опрашиваемые могли выбрать несколько вариантов ответов, поэтому сумма результатов превышает 100%. Полученные данные позволили составить рейтинг наиболее популярных профессий:
тлдп
Стандартизация и метрология Экология Гр ад остр отель ство Сервисное дело Коммерция Ландшафтная архитектура Актерское мастерство Землеустройство и кадастры Туризм Социология Архитектура Реклама Журналистика Управление персоналом Иностранные языки Т ехнол огия тр анспор тных пр оцессов Эксплуатация тр анспор тно-техиологических машин и комплексов
Строительство Психология М енеджменг Другое Педагогика Информационные технологии Медицина Экономика Юр испр у денция
0.00 2.00 4.00 6.00 8.00 10.00 12.00 14.00 16.00
Рис. 3. Рейтинг популярности направлений подготовки у выпускников школ Пензенской области
Из данных на рисунке 3 видно, что популярными направлениями у выпускников являются гуманитарные: юриспруденция, экономика, медицина, информационные системы и технологии. К инженерным направлениям школьники проявляют несколько меньший интерес. В последнее время на рынке труда наиболее востребованы врачи, педагоги, рабочие и инженерные профессии, несмотря на это, юриспруденция и экономика так же популярны у будущих абитуриентов [3].
Ландшафтная архитектура - новое перспективное направление, открывшееся в ПГУАС, поэтому важно было выяснить, вызовет ли оно интерес у будущих абитуриентов. Данное направление оказалось достаточно интересным для школьников и на нем хотели бы обучаться около 9% респондентов (346 чел.).
Рис. 4. Количество выпускников школ Пензенской области, желающих обучаться на направлении «Ландшафтная архитектура»
Основную часть направлений подготовки ПГУАС составляют инженерные, при поступлении на которые требуются результаты ЕГЭ по физике и математике профильного уровня. Опрос показал количество школьников, планирующих сдавать такие экзамены. Так, ЕГЭ по физике планируют сдавать всего около 35% опрошенных, а профильную математику планирует сдавать большинство - около 70%.
Рис. 5. Количество выпускников, планирующих сдавать ЕГЭ по физике
планируют ■ не планируют
Рис. 6. Количество выпускников, планирующих сдавать ЕГЭ по математике профильного уровня
Социологическое исследование, проведенное в форме анкетирования, выпускников школ Пензенской области позволяет сформулировать ряд выводов:
- большинство выпускников школ определились с планами после окончания школы и уже сделали выбор ВУЗа и специальности;
- основная часть опрошенных планирует продолжить обучение в Пензе (т.е. в родном городе);
- почти половина, из которых планирует поступать в ПГУ (головной ВУЗ региона), четверть респондентов пока не определились с выбором ВУЗа, далее по популярности следуют ПГУАС, ПензГТУ, ПГАУ.
Наиболее популярными направлениями подготовки у выпускников Пензенской области являются традиционно юриспруденция, экономика, медицина, информационные системы и технологии. Выбор направлений выпускники осуществляли, основываясь на личных склонностях и интересах к тому или иному виду деятельности [4, 5]. Большая часть школьников не планирует сдавать ЕГЭ по физике, результаты которого необходимы для поступления на инженерные направления. ЕГЭ по математике профильного уровня будут сдавать практически все выпускники.
Проведение аналогичных исследований, независимо от региона, позволит руководству и профильным службам учебных заведений решить следующие задачи:
- объективно учесть предпочтения абитуриентов для возможной корректировки маркетинговой и профориентационной политики в течение года;
- выявлять сильные и слабые стороны ВУЗа;
- предпринять шаги по привлечению дополнительных абитуриентов.
Полученные результаты необходимо использовать для корректировки
профориентационной работы и учебного процесса.
Литература
1. Данилов, А.М. Образовательная система с позиций идентификации и управления [Текст] / А.М. Данилов, И.А. Гарькина // Региональная архитектура и строительство. - 2013. - № 2. - С. 143-146.
2. Депутатов, М.А. Реализация молодежной политики в строительном ВУЗе: социологический аспект [Текст] / М.А. Депутатов, И.Н. Гарькин, Л.М. Медведева // Региональная архитектура и строительство. - 2017. - № 2 (31). -С. 122-126.
3. Данилов, А.М. ВУЗ как система [Текст] / А.М. Данилов, И.А. Гарькина, А.А. Киселев // Региональная архитектура и строительство. - 2015. - № 3 (24). -С. 138-142.
4. Гарькин, И.Н. Анализ воздействия информационной среды на студентов строительного вуза [Текст] / И.Н. Гарькин, Л.М. Медведева // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. - 2017. - № 2. -С. 55-59.
5. Найниш, Л.А. Универсальная технология обучения как средство решения проблем педагогики технического ВУЗа [Текст] / Л.А. Найниш, С.А. Болдырев, Т.В. Голубинская // Alma mater (Вестник высшей школы). - 2015. -№ 1. - С. 71-75.
References
1. Danilov A.M., Gar'kina I.A. Obrazovatel'naya sistema s pozicij identifikacii i up-ravleniya. Regional'naya arhitektura i stroitel'stvo [Educational system from the point of identification and management. Regional architecture and construction]. 2013. N 2. P. 143-146.
2. Deputatov M.A., Gar'kin I.N., Medvedeva L.M. Realizaciya molodezhnoj poli-tiki v stroitel'nom VUZe: sociologicheskij aspect. Regional'naya arhitektura i stroitel'stvo [Implementation of youth policy in the construction University: the sociological aspect. Regional architecture and construction]. 2017. N 2 (31). P. 122-126.
3. Danilov A.M., Gar'kina I.A., Kiselev A.A. VUZ kak sistema. Regional'naya arhitektura i stroitel'stvo [The University as a System. Regional architecture and construction]. 2015. N 3 (24). P. 138-142.
4. Gar'kin I.N., Medvedeva L.M. Analiz vozdejstviya informacionnoj sredy na studentov stroitel'nogo vuza. Vestnik Surgutskogo gosudarstvennogo peda-gogicheskogo universiteta [Analysis of the impact of the information environment on students of construction University. Bulletin of the Surgut State Pedagogical University]. 2017. N 2. P. 55-59.
5. Najnish L.A., Boldyrev S.A., Golubinskaya T.V Universal'naya tekhnologiya obucheniya kak sredstvo resheniya problem pedagogiki tekhnicheskogo VUZa. Alma mater (Vestnik vysshej shkoly) [Universal technology of education as a means of solving the problems of pedagogy of technical University. Alma mater (Bulletin of higher school)]. 2015. N 1. P. 71-75.