УДК 378.62
Агафонкина Наталья Викторовна
кандидат технических наук Пензенский государственный университет архитектуры и строительства
НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ РАЗРАБОТКИ ПРОГРАММ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
ДЛЯ ЭКСПЕРТОВ-СТРОИТЕЛЕЙ
Приводится метод разработки и состав программы по курсам повышения квалификации для экспертов строителей, специализирующихся на обследовании зданий и сооружений в части выяснения возможного хищения средств при выполнении строительно-монтажных работ на объектах капитального строительства. Данный курс реализуется в Пензенском государственном университете архитектуры и строительства. Длительность курса 144 часа, по окончанию выдается свидетельство о повышении квалификации. Необходимость создания такого курса была продиктована неоднократными обращениями правоохранительных органов к руководству университета с целью выделения специалистов для проведения исследования в рамках оперативно розыскной деятельности по административным и уголовным делам. Курс был создан с учетом реально проведённых экспертиз и исследований в дальнейшем послуживших для возбуждений дел.
Ключевые слова: повышение квалификации, инженеры, эксперт-строитель, техническая экспертиза, судебно-техническая экспертиза, оперативно розыскная деятельность.
Большое количество административных и уголовных дел связанных с хищением в строительной сфере требует проведения технической экспертизы с целью оценки выполненных объёмов работ и сравнении их с заявленными в документах (сметы, справки по форме КС-2, КС-3). Для проведения подобных экспертиз в структуре правоохранительных органов существуют специализированные отделы (как правило, криминалистические центры) со штатом аттестованных экспертов. Для независимой же оценки, согласно закону об оперативно-розыскной деятельности, для дополнительных исследований правоохранительные органы имеют право привлекать представителей специализированных организаций.
В связи с тем, что специалисты Пензенского государственного университета архитектуры и строительства постоянно проводят подобные исследования (по просьбам различных силовых структур и органов государственной власти), было принято решение разработать специализированную программу повышения квалификации в рамках развития непрерывного профессионального образования [5] для всех заинтересованных лиц: «Техническая экспертиза: методы выявление возможных хищений при строительно-монтажных работах».
В связи с тем, что нарушения в сфере строительства случаются и вследствие и недостаточного опыта по оформлению исполнительной и иной документации, данный курс будет интересен работникам строительных и иных предприятий занимающихся аудитом (как внутренним, так внешним). Позволит подготовиться к проверкам надзорных органов в сфере строительства (государственный строительный надзор, ростехнадзор и др.) или контроля расходования бюджетных средств (контрольно-ревизионные управления, счетная палата и др.).
Основные цели проведения данных курсов:
1. Дать представление о технологиях выполнения строительно-монтажных работ (СМР) при новом строительстве, реконструкции и капитальном ремонте.
2. Познакомить с новыми видами строительных материалов.
3. Ознакомить слушателей со спецификой проведения технических экспертиз (методика проведения, состав экспертного заключения, особенности той или иной сферы).
4. Привести реальные примеры по выявлению фактов хищения (на основе реально проведенных экспертиз явившимися аргументами в судебных тяжбах).
5. Научить обращаться с методами инструментального контроля и экспертизы.
6. Проведение экспертизы проектной и сметной документации (рассказывается о видах и типах документации).
7. Подготовится и успешно пройти проверку ревизионно-надзорных органов (как государственных, так и частных).
8. Наличие документа об успешном прохождении данного курса является дополнительным аргументом для эксперта, выполняющего обследование или техническую экспертизу для подачи документов в суд.
Ведут курс повышения квалификации члены профессорско-преподавательского состава из числа практиков-производственников (неоднократно выполнявшие технические экспертизы по обследованию, проектированию и усилению строительных конструкций, составлению сметной документации или же испытаний строительных материалов и конструкций) и представители силовых структур (ведут юридические аспекты курса). Основной упор в занятиях делается на подачу практических знаний. Курс проходит как в очной, так и в дистанционной форме обучения (на базе электронной образовательной среды ВУЗа). Итоговая аттестация
© Агафонкина Н.В., 2018
Педагогика. Психология. Социокинетика ^ №4
175
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
проводится в виде письменного экзамена, или же возможна в виде электронного тестирования. Занятия проходят в форме:
- лекций с подачей материала с максимальной степенью визуализации (обучающие фильмы, презентации, раздаточный материал), 72 часа;
- семинаров с обратной связью (с ответами на вопросы обучающихся во время занятий), 62 часа;
- тренингов (в основном направленных психологическую подготовку для общения с потенциальными расхитителями средств при СМР), 4 часа;
- деловых игр (рассматриваются ситуационные задачи), 4 часа;
- итоговая аттестация (письменный экзамен), 4 часа.
Программа курса приведена в учебном плане (табл. 1).
Основы технологи строительно-монтажных работ по новому строительству, реконструкции и капитальным ремонтам даются как в общих случаях (на основе уже существующих курсов [1]), так и под конкретную специфику в зависимости от заявки слушателя.
Методы экспертизы технической экспертизы рассматриваются направлениям обследования строительных конструкций в:
- жилых и общественных зданий;
- промышленных зданий;
- промышленных сооружений (эстакады, мачты и др.);
- объекты коммунальной инфраструктуры (водонапорные башни, скважины, насосные станции и др.);
- линейные объекты (дороги, линии электропередач, водопроводы и т.д.);
- объекты культурного наследия;
- иные специальные, обладающие своей спецификой, объекты (мосты, трубы, объекты в сфере сельского хозяйства и др.) [2].
В модуле рассматривается структура заключений по экспертной оценке, делаются акценты на
Рис. 1. Классификация видов технической документации
моменты более всего интересующие надзорные органы и суды.
В модуле экспертиза проектной документации рассматривается документация согласно рисунка 1. Даётся понятия о её классификации, составе особенностей её составления и проверки [3].
В модуле метод инструментального контроля рассматриваются виды инструментального контроля, а именно основанные:
- на методах неразрушающего контроля (молоток Кашкарова, ОНИКС и др.);
- на методах разрушающего контроля (гидравлические пресса).
Даются примеры составления отчетов по результатам инструментального контроля. Приводятся характерные ошибки при составлении подобных отчетов.
Среди деловых игр следует отметить:
- «Инспектор» данная деловая игра проходит в виде кейса и даёт возможность слушателям попробовать себя как в роли проверяющей стороны (инспектор надзорного органа), так и проверяемой стороны (представитель подрядной организации или владельца строительного объекта). Соответственно задачей каждого наиболее полно защитить
Таблица 1
Учебный план
№ Наименование разделов, тем Всего академических часов В том числе Формы аттестации
лекции практические занятия
1 Основы технологии строительно-монтажных работ при новом строительстве 10 4 6
2 Основы технологии строительно-монтажных работ при капитальном ремонте 10 4 6
3 Основы технологии строительно-монтажных работ при реконструкции 10 4 6
4 Методы проведения технической экспертизы (по направлениям) 50 10 40
5 Экспертиза проектной документации 20 4 16
6 Методы инструментального контроля 40 6 34
7 Итоговая аттестация 4 4 Письменный экзамен
ВСЕГО: 144 32 112
Вестник КГУ Л 2018
176
интересы своей стороны. Инспектор должен найти и обосновать наибольшее количество нарушений, проверяемые должны наиболее обоснованно противостоять действиям «инспектора». Каждой стороне даётся определённый набор документов (проектно-сметная исполнительная документация, отчет об экспертной оценке объекта), причем в документах изначально имеются ошибки. Плюсом к имеющимся, в ходе игры каждая из сторон имеет право «заказать» ещё два документа. К примеру, справки подтверждающие наличие или отсутствия тех или иных работ в смете.
- «Эксперт» в данной игре слушателям даются комплекты документов (проектно-сметная документация, рабочая документация, акт ввода в эксплуатацию, лицензии и др.) на объекты капитального строительства различного профиля (от водонапорных башен до жилых домов). Задача слушателя найти наибольшее количество ошибок и несоответствий.
В ходе курса используются и иные деловые игры, по запросу слушателей (при необходимости проверки объектов определенной специфики: в области промышленной безопасности, линейных объектов и т.д.).
В рамках курса предусмотрены несколько тренингов направленных на психологическую подготовку экспертов. Зачастую при проверке тех или иных объектов, эксперты сталкиваются с противодействием со стороны проверяемых (агрессивное поведение, нежелание идти на сотрудничество и т. д.). В связи с этим в рамках двух психологических тренингов (по 2 часа каждый) рассматриваются следующие вопросы: «Противодействие агрессивному поведению», «Выявление лжи», «Противодействие психологическому воздействию» и другие направленные на развитие самодисциплины и психологической защиты.
Несмотря, что данный курс повышения квалификация не ориентирован на широкий круг слушателей, тем не менее, он основан на системном подходе при подаче материала и пользуется спросом на рынке образовательных услуг [4].
Библиографический список
1. Гарькин И.Н. Компетентностный подход к разработке рабочей программы по дисциплине «Технология и организация в городском строительстве» [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. - 2017. - № 1. -Режим доступа: http://www.science-education.ru/ article/view?id=26119 (дата обращения: 5.09.2018).
2. Гарькин И.Н. Обследование строительных конструкций объектов по хранению и переработке растительного сырья // Вестник ПГУАС: строи-
тельство, наука и образование. - 2017. - № 2 (5). -С. 23-27.
3. Гарькина И.А., Гарькин И.Н. Этапы проведения технической экспертизы: анализ документации // Научное обозрение. Технические науки. -2017. - № 1. - С. 59-б4.
4. Гарькина И.А., Данилов А.М. Системный подход к повышению качества образования // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокине-тика. - 2013. - Т. 19. - № 4. - С. 4-7.
5. НайнишЛ.А., Болдырев С.А., Голубинская Т.В. Универсальная технология обучения как средство решения проблем педагогики технического ВУЗа // Alma mater (Вестник высшей школы). - 2015. -№ 1. - С. 71-75.
6. Найниш Л.А., Голубинская Т.В., Лазарева О.И. Модель прогноза результатов профессиональной подготовки // Alma mater (Вестник высшей школы). - 2015. - № 11. - С. 5S-63.
References
1. Gar'kin I.N. Kompetentnostnyj podhod k razrabotke rabochej programmy po discipline «Tekhnologiya i organizaciya v gorodskom stroitel'stve» [EHlektronnyj resurs] // Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. - 2017. - № 1. - Rezhim dostupa: http:// www.science-education.ru/article/view?id=26119 (data obrashcheniya: 5.09.201S).
2. Gar'kin I.N. Obsledovanie stroitel'nyh konstrukcij ob"ektov po hraneniyu i pererabotke rastitel'nogo syr'ya // Vestnik PGUAS: stroitel'stvo, nauka i obrazovanie. - 2017. - № 2 (5). - S. 23-27.
3. Gar'kina I.A., Gar'kin I.N. EHtapy provedeniya tekhnicheskoj ehkspertizy: analiz dokumentacii // Nauchnoe obozrenie. Tekhnicheskie nauki. - 2017. -№ 1. - S. 59-б4.
4. Gar'kina I.A., Danilov A.M. Sistemnyj podhod k povysheniyu kachestva obrazovaniya // Vestnik Kostromskogo gosudarstvennogo universiteta im. N.A. Nekrasova. Seriya: Pedagogika. Psihologiya. Social'naya rabota. YUvenologiya. Sociokinetika. -2013. - T. 19. - № 4. - S. 4-7.
5. Najnish L.A., Boldyrev S.A., Golubinskaya T.V. Universal'naya tekhnologiya obucheniya kak sredstvo resheniya problem pedagogiki tekhnicheskogo VUZa // Alma mater (Vestnik vysshej shkoly). -2015. - № 1. - S. 71-75.
6. Najnish L.A., Golubinskaya T.V., Lazareva O.I. Model' prognoza rezul'tatov professional'noj podgotovki // Alma mater (Vestnik vysshej shkoly). -2015. - № 11. - S. 5S-63.
Педагогика. Психология. Социокинетика J 14 4
177