Т.Н. Мацаренко
ПРОФОРИЕНТАЦИЯ АРТИСТА БАЛЕТА
ПОСЛЕ ЗАВЕРШЕНИЯ СЦЕНИЧЕСКОЙ КАРЬЕРЫ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
В статье представлены профессиональная перспектива артистов балета, завершающих сценическую карьеру; специфические особенности педагогической деятельности в системе дополнительного образования детей; трудности адаптации артиста балета к новым условиям деятельности.
Ключевые слова: артист балета, педагогическая деятельность, трудности в адаптации к педагогической деятельности.
В современном обществе, в связи с социально-экономическими преобразованиями, особую актуальность приобретает проблема профессионального долголетия, востребованности в хореографической сфере деятельности. Эта проблема усугубляется как особенностями самой профессии, так и несовершенством законодательства.
В ходе констатирующего эксперимента нашего исследования проводилось анкетирование, направленное на выявление желаемой профессиональной перспективы артистов балета. В качестве испытуемых выступили танцоры Академии танца им. Н. Нестеровой, Академического ансамбля песни и пляски Российской Армии им. А.А. Александрова, Ансамбля песни и пляски внутренних войск МВД, Академического ансамбля песни и пляски Московского военного округа, Ансамбля воздушно-десантных войск, Московского областного государственного театра «Русский балет», Театра пластического балета «Новый балет». В анкетировании приняли участие 100 человек, среди которых 62 % женщин и 38 % мужчин, в том числе профессиональных исполнителей с 10-летним стажем сценической деятельности - 42 % и со стажем 15-20 лет - 58 % респондентов в возрасте от 20 до 60 лет.
Результаты анкетирования показали, что 37 % артистов балета желают открыть свой театр, центр или школу, 22,5 % -быть педагогом-хореографом, 17 % при любых обстоятельствах останутся работать в своем коллективе, 13,5 % желают уйти в систему дополнительного образования детей, 6 % -в спорт, фитнес, 4 % стремятся стать репетиторами (рис. 1).
Для нас значимо, с какими трудностями сталкиваются артисты балета, пришедшие в педагогическую деятельность. В анкетировании приняло участие 100 педагогов-хореографов и руководителей хореографических коллективов со стажем педагогической деятельности от 3-х до 15 лет. Экспериментальной базой послужили МОУ ДОД Дворец пионеров им. А. Гайдара, Московский Дом самодеятельного творчества, ДК «Гармония», ДК «Салют», ДК «Гайдаровец», ДК Плеханова (хореографические коллективы «Гелиос», «Спектр», «Геликон»), МОУ ДОД Центр эстетического воспитания учащихся «Ровесник», шоу-балеты «Антре» и «Блюз». Результаты исследования показали, что 20,5 % респондентов сталкиваются с материальными трудностями, 17 % с непониманием со стороны руководства, 14 % отмечают слабую собственную педагогическую подготовку, 13,9 % - незнание специфики преподавания хореографии, 12,8 % отмечают трудности в общении с коллегами, 11,8 % - трудности в работе с детьми, 10 % -трудности в организации творческого процесса.
■ Руководитель театра, центра, школы 37%
■ Педагог-хореограф 22,5%
■ Остаться работать в своем коллективе 17%
■ Дополнительное образование детей 13,5%
■ Спорт,фитнес 6%
■ Репетитор 4%
Рис. I. Желаемая профессиональная перспектива артистов балета
Трудности профориентации на педагогическую деятельность в системе дополнительного образования детей связаны с тем, что артисты балета не осознают особенности работы с детским хореографическим коллективом учреждения дополнительного образования детей и сталкиваются с незнанием специфических особенностей работы [I]. Артисты балета стремятся к более высоким целям в хореографической деятельности, желают обладать определенным положением (статусом) в коллективе и сталкиваются с отсутствием необходимых знаний, умений, компетенций [2, с. 185-189].
Длительный период жизни артиста балета на профессиональной сцене связан с демонстрацией своих возможностей и стремлением к демонстрации личных успехов. Артисты балета ищут пути завоевания престижного положения, выражающегося в повышении своей социальной значимости, статуса, авторитета, который основывается не только на высоком профессиональном качестве исполнительского искусства, но и на безусловном признании обществом, то есть на высоком престиже.
Артисты балета, которые уже работают руководителями хореографических коллективов в системе дополнительного образования детей и имеют педагогический стаж, более адекватно оценивают деятельность преподавателя и руководителя хореографического коллектива. Из 100 артистов балета, преподающих во Дворцах и Домах культуры, хореографических школах, только 8 % стремятся к открытию своего хореографического центра или школы, осознавая трудности и ответственность. Они больше увлечены процессом педагогической или постановочной деятельности, не заботясь о собственных достижениях; 56 % артистов балета с педагогическим стажем считают, что преподавательская деятельность обеспечивает надежность существования, такая профессия - признак стабильности; 22,5 % отметили, что для преподавания хореографии необходим индивидуальный стиль деятельности; 13,5 % акцентируют внимание на желании повысить свою квалификацию для совершенствования в педагогической деятельности.
Методом наблюдения и в процессе опросов была выявлена проблема в профессионально-педагогической позиции артистов балета. Стремление сохранить профессиональный статус мешает артистам балета отождествлять себя с другими педагогами дополнительного образования, они себя позиционируют как специалисты, мастера хореографии. Однако, начиная работать руководителем хореографического коллектива, они испытывают трудности при организации коллектива, прогнозируемо-сти результатов своей деятельности. Артисты балета, работающие в педагогической сфере, не учитывают две основные задачи дополнительного образования детей: организацию коллективной жизнедеятельности и включение в нее каждого учащегося. Спецификой хореографических занятий здесь является общее развитие учащихся, а не профессиональное овладение хореографией. Базовым компонентом образовательного процесса в дополнительном образовании детей является приобщение учащихся к миру танца.
Характер затруднений определяется в основном низким уровнем психологической и педагогической компетентности, отсутствием направленности на решение задач творческого развития учащихся. 20,5 % артистов балета отметили, что в своей работе стараются быть оригинальными, что проявляется, с одной стороны, как педагогическая практика, с другой стороны -как поиск различных направлений двигательной активности; 24 % опираются на особый стиль, национальную хореографию.
Привлечение учащихся в коллектив и их закрепление в нем является основной трудностью для начинающего руководителя хореографического коллектива. Специфика дополнительного образования детей состоит в том, что если артисту балета как руководителю не хватает организационных качеств по созданию хореографического коллектива, умения расположить к себе учащихся, пробудить интерес к хореографии, показать преимущества, убедить, мотивировать учащихся к занятиям, то группы у него не набираются. Учащиеся в любое время могут поменять кружок или покинуть учреждение вообще, что связано
с добровольностью в посещении занятий. Для их удержания руководитель хореографического коллектива в дополнительном образовании детей не может использовать тот арсенал дисциплинарных приемов, который есть у школьного учителя, следовательно, появляется проблема с формированием хореографического коллектива.
В основе взаимодействия руководителя хореографического коллектива и учащихся лежит стиль деятельности, который предопределяет специфику руководства учебным процессом и стиль общения с коллективом [3]. Специфика состоит в том, что возможные стили по-разному воспринимаются учащимися. Анкетирование, проведенное среди 100 учащихся, посещающих хореографические студии и коллективы, показало, что наиболее адекватно и доброжелательно они воспринимают демократический стиль руководства и общения. Авторитарный стиль тоже принимается учащимися, при условии, если он будет не очень жестким. По результатам опроса 58 % учащихся предпочитают демократический стиль общения, либеральный - 26 %, авторитарный - 16 %.
Для учащихся на первом месте - личность педагога-хореографа (стиль его общения, увлеченность и заинтересованность), а затем сам предмет интереса (хореография). Необходимым элементом является процесс сотворчества педагога-хореографа и учащихся: взаимодействие, взаимопонимание, взаимоответственность.
Профессиональная сценическая деятельность для артистов балета, участвовавших в нашем анкетировании, связана с желанием добиться высоких исполнительских результатов. При этом артисты балета считают значимым трудоспособность -18 %, творческий подход - 16,8 %, исполнительность - 15 %, профессиональную хореографическую подготовку - 14 %, технику движений - 11 %, требовательность - 9,2 %, дисциплинированность - 9 %, преданность делу - 7 %. Это связано с балетной педагогикой, основанной на требовательности, дисциплинированности, выносливости и четкой самоорганизации.
Все эти требования артисты балета привносят в преподавательскую деятельность, имея в виду, что предпосылкой танцевальной деятельности является наличие способностей и одаренности учащихся, поэтому изначально критерием отбора являются определенные физические данные учащихся. Однако, предъявляя очень жесткие требования к детскому коллективу, они не учитывают специфику преподавания хореографии в дополнительном образовании детей: ограниченность времени и то, что хореографией занимаются все дети, без учёта их способностей [4]. Спецификой дополнительного образования детей является то, что на занятия приходят учащиеся, не имеющие специальных данных (плохое чувство ритма, отсутствие музыкально-двигательной координации и т. п.).
Анкетирование, проведенное нами среди педагогов-хореографов и руководителей хореографических коллективов Дворцов и Домов культуры, показало, что неудовлетворенность своей педагогической деятельностью респонденты объясняют следующими причинами: 37 % респондентов выделяют плохую физическую форму учащихся, 17 % акцентируют внимание на физических недостатках, 15,4 % жалуются на плохую организацию, 15,8 % - на свое неумение убеждать, 14,8 % представляют себя человеком настроения.
На результаты педагогической деятельности начинающих руководителей хореографических коллективов отрицательно влияют нервно-психическая и эмоциональная неустойчивость. Артисты балета, пришедшие в педагогическую деятельность, зачастую действуют силовыми, директивными методами, навязывая свою систему требований, жестко направляя учащихся по пути достижений, подчас блокируя инициативность детей. При этом они проявляют пренебрежительное отношение к своим профессиональным обязанностям, допускают агрессивный тон общения с учащимися. Деструктивное поведение артистов балета является следствием фрустрации, возникающей по причине неудовлетворённости своей педагогической деятельностью, и вызывает негативные эмоции, гнев, раздражение из-за невозможности сделать коллектив образцово-показательным.
Артист балета сталкивается со своеобразным психологическим барьером в отношениях, требуя от учащихся своего коллектива высоких исполнительских результатов, не осознавая, что дети приходят в дополнительное образование не с целью профессионального овладения хореографией, а с целью развития эмоциональной сферы, формирования художественно-эстетической культуры, танцевальности, координации движений, основ музыкальной культуры, артистизма. Спецификой хореографических занятий в дополнительном образовании детей является активизация двигательной деятельности учащихся, приобщение их к красоте искусства, раскрытие творческой индивидуальности и выявление способностей к данному виду деятельности с последующей рекомендацией заниматься тем или другим видом хореографии в любительских танцевальных коллективах [5].
Каким бы ни было педагогическое мастерство артиста балета, если ему не удалось найти способ вызвать активность самого учащегося, воздействие не даст ожидаемого результата. Важным условием успешной адаптации артиста балета к педагогической деятельности является индивидуальный подход как реализация индивидуальных профессиональных возможностей, приобретенных в сценической деятельности, которые служат средством приспособления артиста балета к требованиям педагогической деятельности.
Вместе с тем необходимо отметить, что предшествующий профессиональный сценический опыт артиста балета содержит потенциал, обеспечивающий успешность в педагогической деятельности. Исследование, проведенное среди действующих педагогов-хореографов и руководителей хореографических коллективов, показало, что продолжение хореографической деятельности в новой для артиста балета роли укрепляет его веру в собственные силы и способности, порождает надежду на полноценную, интересную творческую жизнь, мечты и стремление добиться своего признания в обществе, реализуя себя в качестве руководителя хореографического коллектива.
Рамки дополнительного образования характеризуются свободой выбора [6], и у артиста балета есть возможность вариативно выбирать любые хореографические методики, программы, направления, стили деятельности, что способствует удовлетворению потребности. Проведенное среди артистов балета анкетирование показало, что из них 32 % стремятся найти единомышленников для реализации своей профессиональной деятельности через активную общественную жизнь, 28 % привлекает свобода выбора в педагогической деятельности, повод изучить новый танцевальный стиль, 23 % отметили, что преподавание приносит внутреннее удовлетворение, для 17 % артистов балета педагогика представляет интерес.
Артисты балета, осознающие свой сценический потенциал, отличаются высокой мотивацией к саморазвитию в личном и профессиональном плане. В процессе перехода к педагогической деятельности они создают атмосферу художественно-творческого поиска, включая реализацию в образовательной среде авторских хореографических спецкурсов. Возможность выбирать средства, формулировать задачи, определять условия их решения делает деятельность артиста балета все более свободной.
Переход в педагогическую деятельность выявляет скрытый потенциал артиста балета, новые творческие способности, помогает обрести уверенность в себе. Сфера дополнительного образования детей как сфера неформального образования способна помочь ему в успешной адаптации к педагогической деятельности, так как неформальное образование основывается на личном интересе воспитанников. Основным условием успешной педагогической деятельности артиста балета является накопление его предшествующего сценического (исполнительского) опыта. Использование сценического опыта дает возможность и ему, и коллективу под его управлением показать свои успехи, получить удовлетворение от затраченного труда, престижем коллектива вызвать заинтересованность учащихся к учреждениям системы дополнительного образования в целом.
ПРИМЕЧАНИЯ
1. Полтавец, Г. А. Научно-методическим материал по анализу практической проблемы оценивания качества в системе дополнительного образования детей / Г. А. Полтавец, С. К. Никулин. М., 2000. - 160 с.
2. Митакович Л.А. Подготовка будущих педагогов-хореографов к решению профессиональны» задач // Известия Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена. - СПб., 2009. - № 116. - С. 18S-189.
3. Тарасенко Т.В. Взаимосвязь традиционных и инновационных методов в профессиональной подготовке руководителей детских хореографических коллективов: автореф. дисс. канд. пед. наук. - Москва, 2006. - 26 с.
4. Валеева М.А. Развитие профессионализма педагога дополнительного образования: дисс. канд. пед. наук. - Оренбург, 1999.
5. Яценко А.С. Развитие профессионально-хореографической направленности детей в учреждениях дополнительного образования: автореф. дисс. канд. пед. наук. - М., 2001. - 24 с.
6. Андрианова Н.Н. Формирование готовности к профессии педагога дополнительного образования у студентов педколледжа: На примере квалификации «педагог дополнительного образования» в области художественного творчества с дополнительной подготовкой по музыке: автореферат дисс. канд. пед. наук. - Москва, 2001. - 22 с.
Abstract
The article presents: a professional perspective of ballet dancers who are finishing their stage career, the specific features of educational activities in the system of supplementary education for children; difficulties of adapting to the new conditions of activity.
Keywords: ballet dancer, educational activities, difficulties in adapting to teaching.