ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
www.pmedu.ru
2011, №5, 71-78
ПРОФИЛЬНОСТЬ КАК НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ ПРИ ОВЛАДЕНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМИ КОМПЕТЕНТНОСТЯМИ
SPECIALIZATION AS A NECESSARY REQUIREMENT OF EDUCATIONAL CONTINUITY IN PROFESSIONAL COMPETENCE ACQUISITION
Александрова Н.Б.
Соискатель Московского Института Открытого Образования (МИОО)
E-mail: [email protected]
Alexandrova N.B.
Degree-seeking aspirant of Moscow Institute of Open Education (MIOE)
Аннотация. В статье рассмотрен компетентностный подход как новая концепция образования, согласно требованиям европейского образовательного стандарта. Дана характеристика профильного образования гимназий и лицеев; изучены образовательные компететности - общекультурная, допрофессиональная, профессиональная и методологическая.
Annotation. Article considers competence approach as a new concept of education according to the European education standards. The characteristic of specialized education in grammar schools and lyceums is given; educational competences such as general culture, pre-professional, professional and methodological are studied. Ключевые слова: Болонские преобразования, европейский образовательный стандарт, компетентностный подход, образовательные компетентности, профильное образование, образовательная преемственность. Keywords: Bologna reformations, European educational standard, competence approach, educational competences, specialized education, educational continuity.
В связи с глобальными преобразованиями в мире и расширением межгосударственного торговоэкономического сотрудничества определились основные направления модернизации российского образования, основанные на принципах Болонских реформ, что подтверждает приверженность Российской Федерации целям интеграции в общеевропейское пространство высшего образования и науки.
Болонские реформы требуют устойчивого качества образования, что достигается развитием элитарного образования в университетах, которое в значительной степени обеспечивается предуни-верситетской образовательной моделью. Данная модель реализуется в лицеях и гимназиях на основании цивилизационного, субъектного и компетентностного подходов в рамках интеграционной парадигмы согласно европейскому образовательному стандарту. Это позволяет обучающимся качественно осуществлять осознанный выбор будущей профессии при обучении в университетах, способствующей овладению компетентностями и профессиональной самореализации, культурноисторической и ценностной самоидентификации, формированию европейского сознания в новом экономико-правовом пространстве.
В межгосударственных правовых документах Всемирного Банка, МВФ, ЮНЕСКО, Болонских соглашений, ВОИС о культуре, науке и образовании указывается на необходимость решения проблемы устойчивого качества образования в едином европейском научно-образовательном пространстве. Проектирование высшей профессиональной и профильной деятельности по освоению образовательных компетентностей (общекультурной, допрофессиональной, профессиональной и методологической) осуществляется на основании научных Стратегических Концепций развития цивилизации, разрабатываемых Всемирным Банком, МВФ, Советом Европы, Комиссией по модернизации и технологическому развитию экономики России, а также в государственных документах Российской Федерации - Законе «Об Образовании», Национальной доктрине образования РФ, Стратегии развития образования и реализуется в гимназиях, лицеях и университетах на основании компетентност-ного подхода в индивидуальных образовательных траекториях (ИОТ), индивидуальных учебных планах (ИУП), индивидуальных образовательных программах (ИОП). Это качественно возможно при условии осуществления образовательной преемственности в элитарном профильном и элитарном высшем профессиональном образовании.
Под образовательной преемственностью понимается результат воздействия преемственности как общедидактического принципа в элитарном профильном и элитарном высшем профессиональном образовании, реализуемом на основе компетентностного подхода согласно европейскому образовательному стандарту. В нем зафиксирована устойчивая система взаимосвязей между всеми структурными компонентами содержания и структуры элитарного образования в системе «предгим-назическое/ предлицейское образование - гимназия/лицей - университет - послевузовское образование - бизнес-образование», способствующая скоординированности всех составляющих образовательного процесса.
В процессе его осуществления происходит целенаправленное субъектно-личностное взаимодействие и развитие его участников, что позволяет достигать устойчивого качества и эффективности при освоении образовательных компетентностей (общекультурной, допрофессиональной, профессиональной, методологической), становления креативной и конкурентоспособной личности.
Интеграция России в европейское научно-образовательное пространство в условиях становления информационного общества и экономики знаний характеризуется «нормативным закреплением бизнеса в разработке образовательных стандартов»[3], выполнением экономико-правовых требований, возникновением интеллектуального класса, соблюдение прав интеллектуальной собственности, интеграцией в системе образование-наука-производство. Важность этих процессов отметил Председатель Правительства РФ В.В. Путин 18 мая 2010г. на Общем собрании Российской академии наук: «Как и во всём мире, мы должны усилить интеграцию науки, образования и производства»[5]. Развитие глобальной сетевой цифровой инфраструктуры (киберпространства) позволяет существенно расширить возможности человеко-машинного интерфейса, широко применять информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) для формирования профессиональных и профильных компетентностей, универсальных мыслительных, коммуникативных, учебных действий в условиях единого информационного образовательного пространства [1]. Формирование цивилизации XXI века как цивилизации информационного общества и общества экономики знаний потребовало соблюдения прав интеллектуальной собственности. Договор ВОИС по авторскому праву вступил в силу 6 марта 2002 г.
В условиях реализации Болонских соглашений новой концепцией образования, определяющей стратегию модернизации образования, является компетентностный подход. А.П. Тряпицына считает достижением российского образования «реализацию идей компетентностного подхода, который существенно изменил технологии образовательного процесса, обусловил появление индивидуальных образовательных маршрутов ученика и новых профессиональных ролей учителя»[6]. О.Е. Лебедев обосновал компетентностный подход в образовании как новую концепцию образования, появление которой обусловлено изменениями в обществе, отметив, что прежний подход к определению целей и содержания образования не позволяет провести его модернизацию, то есть обеспечение соответствия его требованиям, запросам и возможностям общества[4].
Компетентностный подход согласно Болонских реформ, являющийся требованием европейского образовательного стандарта университетов, подразумевает полноценную реализацию его на старшей ступени гимназий и лицеев, что позволит максимально учесть потребности личности и сообществ в профессиональной подготовке. Компетентностный подход является новой образовательной концепцией, поэтому в теоретической науке требуется разработка новых основ методологии, дидактики, методики организации образовательной деятельности обучающихся, соответствующих развивающих технологий.
Профильное образование в гимназиях, лицеях и высшее профессиональное образование в университетах, реализуемое на компетентностной основе, отражает вариативность содержания элитарного образования, личностную и профессиональную ориентации образовательного процесса: завершение профильного образования и профессионального самоопределения старшеклассников, достижения ими допрофессиональной компетентности с целью успешного продолжения образования в университете и личностного развития; достижение профессиональной и методологической компетентностей студентами, формирование лидерских качеств и конкурентоспособности.
Как отмечает О.Е.Лебедев, с позиций компетентностного подхода основным непосредственным результатом образовательной деятельности становится формирование ключевых компетенций[4], а для элитарного профильного и высшего профессионального образования осуществляется формирование профильных и профессиональных компетенций.
Проектируемое на компетентностной основе содержание элитарного образования обеспечивает целостность профильно-профессионального образования и реализуется через индивидуальную образовательную траекторию (ИОТ), индивидуальный модульный учебный план (ИУП), индивидуальную профильную образовательную программу(ИОП) с использованием развивающих технологий в условиях единого информационного пространства(ЕИП).
По словам Министра образования и науки РФ А.А. Фурсенко, «Болонский процесс помогает отбирать (селектировать) лучшие вузы», этим способствует повышению эффективности и качества образования при подготовке лидеров-профессионалов. Все российские университеты с наступающего учебного 2011/2012 года должны будут начать работать по новым государственным образовательным стандартам высшего профессионального образования, составленного на основании компетентностного подхода согласно требованиям европейского образовательного стандарта.
Профессорско-преподавательский состав университетов работает над проблемой понимания того, какие компетенции вырабатывают их образовательные курсы, так как новый стандарт регламентирует перечень конкретных компетенций, а не курсов. Новые стандарты предоставляют студентам свободу выбора курсов с целью овладения профессиональными компетентностями - ранее список курсов задавался российским образовательным стандартом.
В зависимости от ценностно-целевых установок и предпочтений и психофизиологических возможностей выпускника, О.Е. Лебедев и А.П. Тряпицына рассматривают на основании стандартов ЮНЕСКО в программах общешкольных учреждений, в том числе гимназий и лицеев, таких три уровня образованности:
1) общая грамотность;
2) функциональная грамотность;
3) образовательная компетентность, осуществляемая на основании ИКТ.
В свою очередь образовательная компетентность рассматривается в трёх видах:
- общекультурная (освоение культурно-исторического пространства);
- допрофессиональная (умение решать задачи профессионального выбора и готовность к получению профессионального образования определённого профиля);
- методологическая (освоение методов исследовательской и творческой деятельности).
В элитарном высшем профессиональном образовании к трём видам образовательной компетентности добавляется профессиональная компетентность (умения работника выполнять работу в соответствии с требованиями должности в данной организации).
Формирование образовательной компетентности осуществляется в элитарных образовательных учреждениях - на третьей ступени гимназий, лицеев и в университетах. По О.Е. Лебедеву необходимый уровень образованности характеризуется функциональной грамотностью; достаточный уровень образованности характеризуется образовательной компетентностью.
Образовательная компетентность характеризуется критериями образованности, выражающимся в умении решать исследовательские задачи в различных сферах деятельности, в использовании средств новых ИКТ. Общекультурная компетентность характеризуется готовностью обучающегося к творчески деятельностной самореализации на основе ориентации в ценностях культурно-исторического пространства, что предполагает:
- ориентацию в методологических основах культуры и её ценностях (понимание роли и места различных областей знания как элементов общечеловеческой культуры, взаимосвязей различных областей культуры друг с другом, особенностей различных ценностных позиций);
- готовность к оценочной деятельности (умение давать аргументированную оценку различным взглядам, позициям, умение формулировать и обосновывать свою позицию);
- способность оценивать границы собственной компетентности; освоение методов преобразующей образовательной деятельности; формирование информационно-коммуникативной культуры.
Допрофессиональная компетентность характеризуется готовностью обучающегося гимназии или лицея к осознанному выбору профессии на основе запросов, возможностей, получения соответствующего допрофессионального образования и продолжением профессионального образования в университетах. Этот вид компетентности, таким образом, подразумевает: ориентацию в методологических основах допрофессионального образования, ориентацию в выбранной профессиональной области(понимание особенностей избранной профессии); оценочное соотнесение профессиональных намерений и собственных индивидуальных возможностей; подготовленность в предмете (предметной области), необходимую для получения дальнейшего высшего профессионального образования; освоение методов преобразующей образовательной деятельности и ИКТ.
Сформулируем основные характеристики профессиональной компетентности. Обобщая подходы к пониманию профессиональной компетентности, в науке можно выделить два основных направления толкования её понятия:
- функциональный: способность и готовность человека действовать в соответствии со стандартами (основан на описании задач и ожидаемых результатов), его придерживаются представители британской школы труда;
- личностный: характеристики личности, позволяющие ей добиваться результатов, задатки (основывается на качества человека, обеспечивающие успех в деятельности), его придерживаются представители американской школы труда.
Профессиональная компетентность личности характеризуется достаточной квалификацией, опытом, достаточными интеллектуальными и психофизиологические качествами, толерантным поведением, результативной деятельностью, действиями в соответствии с квалификационными требованиями, стандартами и задачами, принятыми и реализуемыми в данной корпорации, организации или отрасли/производстве, широкое применение информационных и коммуникационных технологий, то есть сочетает функциональный и личностный подходы к определению компетентности.
Методологическая компетентность характеризуется готовностью обучающегося к самостоятельному исследованию проблем теоретического и практического характера, что подразумевает: освоение методологических основ преобразующей образовательной деятельности; оценочную деятельность в ходе исследования; освоение методов научного познания; освоение методов преобразующей образовательной деятельности и ИКТ; подготовленность к продуктивной, исследовательской, творческой деятельности в образовательной области, в образовательном курсе.
Все виды компетентностей взаимосвязаны друг с другом. Таким образом, освоение общекультурной, допрофессиональной, профессиональной и методологической компетентностей - это личностный результат осуществления индивидуальной образовательной траектории учащихся на третьей ступени гимназий, лицеев и студентов университетов при достижении ими высокого уровня образо-
ванности, в основе которого лежат профессиональная и методологическая компетентности, исследовательская, творческая преобразующая деятельность и критическое мышление.
В элитарном профильном и элитарном высшем профессиональном образовании системообразующую функцию в развитии человека выполняет субъектность, рассматриваемая как основа внутреннего механизма развития, обеспечивающего переход к качественно более высоким уровням развития. Субъектность - качество субъекта, позволяющее проектировать, конструировать и реализовывать свою стратегическую деятельность на ценностно-целевой основе, осуществлять оценочную деятельность, достигать поставленных целей, развивать одарённость.
Одарённость как качество психики, выражающее степень выдающихся интеллектуальных и творческих способностей субъектов, основанных на критическом, творческом мышлении, характеризующееся усиленной мотивацией, высокой эрудицией, возможностью выполнения сложных целей, оригинальностью мышления согласно меритократической (аксиологической) и альтиметрической (функциональной) стратегий к формированию типов элитарного профильного и профессионального образования является необходимым условием для становления элитарной личности, что и подтверждает наше исследование.
Рост качества человеческого капитала зависит от уровня профессионализма субъектов всей системы элитарного образования, эффективность которой определяется преемственностью элитарного профильного образования на третьей ступени гимназий, лицеев и высшим профессиональным образованием в университетах. Являясь подсистемой системы непрерывного элитарного профессионального образования лицеи способствуют усилению интеграции в системе образование-наука-производство, а гимназии реализуют интегративные принципы в системе образование-наука.
Подготовка профессиональной элиты - это цель и задача цивилизационного общества на всех уровней. Профильное образование на старшей ступени гимназий и лицеев является одним из условий образовательной преемственности в непрерывном элитарном высшем профессиональном образовании при поступлении в университеты, что способствует повышению эффективности подготовки конкурентоспособных специалистов.
Как показывают экономико-социологические исследования, элитарное профильное образование на третьей ступени гимназий, лицеев и элитарное высшее профессиональное образование в университетах формирует в обучающихся качества, позволяющие им быть конкурентоспособными на европейском и мировом рынке труда: владение образовательными компетентностями (общекультурной, допрофессиональной, профессиональной, методологической) и субъектно-личностными характеристиками: лидерство, интеллект, конкурентность, инициативность, самоуправление, выбор, ответственность, динамичность, гибкость, толерантность, тогда как российская образовательная система в целом пока не настроена на базовые механизмы и ценности, присущие рыночной экономике.
Качество образования в современных условиях формирования экономики знаний значительно повышается при условии интеграция науки, образования и производства. Но создание в России инновационной экономики, как отмечает Е.Г. Ясин, возможно через 20-30 лет, так как необходимо осуществить комплекс условий, таких как: интеграция науки с образованием, концентрация науки на приоритетных направлениях, максимальная открытость и интеграция российской науки в мировое научное сообщество, независимая научная экспертиза, первоочередное и массовое развитие индустрии инноваций, коммерциализация науки, приближение науки к нуждам практики [8].
Существенным фактором инновационного развития современной экономики является такая организационная форма элитарного образования как экспорт образовательных услуг. Для всех российских вузов активный экспорт образования является новым видом деятельности, его успешно может осуществить элита, формирование которой осуществляется на основании меритократической и альтиметрической стратегий в формирования элит в науке, в образовании, в культуре, в бизнесе на основе разработки собственной стратегии выхода на внешние рынки с использованием имеющегося мирового опыта, готовящая сообщества интеллектуалов - профессионалов для осуществления стратегических задач.
Результаты по проблеме исследования показали, что вопрос качества подготовки конкурентоспособных профессионалов в элитарном образовании решается положительно при осуществлении образовательной преемственности элитарного профильного образования на третьей ступени гимназии, лицея и элитарного высшего профессионального образования в университете согласно требованиям Болонских преобразований.
Профильное образование создаёт условия для проектирования и реализации на компетентност-ной основе индивидуальных образовательных траекторий на основе широкого выбора профильных программ и образовательных интегрированных курсов, практикумов, факультативов, стажировок. Программа подготовки профессионалов в гимназиях, лицеях и университетах, связанная с проблемами экспорта российского образования, позволяет подготовить интеллектуальную элиту, способную осуществить научно-образовательные задачи европейской интеграции, а обучающимся - получить опыт креативной деятельности в приобретении профильно-профессиональных компетенций.
В результате исследования установлено, что для достижения обучающимися высокого уровня образованности в элитарном профильном и элитарном высшем профессиональном образовании необходим комплексный подход, позволяющий каждому обучающемуся овладеть универсальными мыслительными, коммуникативными и учебными действиями, способами деятельности, необходимыми и достаточными для достижения образовательных компетентностей, овладения ключевыми, профильными и профессиональными компетенциями, ИКТ, для развития интеллектуальной, творческой преобразующей деятельности и формирования личностных качеств, развития одарённости.
Достижение образовательных компетентностей (общекультурной, допрофессиональной, профессиональной, методологической) возможно, когда приоритет отдаётся интеллекту и креативности, то есть в целом происходит усиление субъектно-личностного компонента в элитарном профильном и высшем профессиональном образовании, осуществляется образовательная преемственность.
Образовательная преемственность элитарного профильного и элитарного высшего профессионального образования, проектируемого и конструируемого согласно компетентностному подходу, реализуется комплексом педагогических условий, основу которых составляют такие преемственные связи: субъектно-личностная (субъектная связь развития элитарного сознания личности и менталитета обучающихся, одарённости), стратегическая (определяет ценности и цели образовательной стратегии, способствуя вхождению в европейское и мировое научно-образовательное пространство), ведущая (содействует развитию образовательной деятельности как преобразующей), универсальная (определяет выбор развивающих технологий) и результативная (способствует достижению образовательных компетентностей).
Важной характеристикой профильного обучения является возможность реализации индивидуального выбора, что усиливает преемственность между элитарным образованием на старшей ступени гимназии, лицея и элитарным высшим профессиональным образованием в университете, то есть на субъектно-личностном уровне.
По данным А.Н. Джуринского[11], исследующего вопросы истории зарубежной педагогики, наиболее общими характеристиками организации обучения на старшей ступени общего образования в современной зарубежной школе являются:
- обязательный профильный статус последних двух-трёх лет обучения;
- несколько вариантов профилей, обычно 2-3 профиля: в Европе - академический, позволяющий продолжить обучение в вузах и профессиональный, где изучаются по упрощённому учебному плану прикладные и профильные дисциплины, а в США - академический, общий и профессиональный, предполагающий предпрофессиональную подготовку;
- многообразие способов формирования индивидуального учебного плана профильной подготовки (от жёстко фиксированного до свободного выбора из 15-25 учебных курсов);
- снижение количества обязательных учебных предметов (курсов) на профильной ступени сравнительно с основной;
- выделение старшей профильной школы в самостоятельный вид образовательного учреждения (лицей, гимназия, «высшая» школа); как правило, возможность прямого зачисления в высшие учеб-
ные заведения на основании диплома об окончании профильной школы; возрастающая ответственность центральной власти за организацию и результаты профильного образования.
В педагогической науке в разработке проблем профильного образования формируется принципиально новый, не характерный для российской педагогики организационно-педагогический подход (ранее был только традиционный дидактический подход). Особенностью этой инновации является то, что впервые в практике российского образования объектом эксперимента в системе общего образования стал комплекс, включающий условия, модели и механизмы организации, технологии образовательного процесса. Ранее в качестве такого объекта выступали исключительно структура и содержание образования и связанные с ними аспекты учебно-методического обеспечения образовательного процесса.
Таким образом, на рубеже ХХ-ХХ1 в. осуществилась возможность осуществления индивидуализации обучения в современном профильном образовании не только в элитарной, но и в массовой старшей школе. Как отмечено в Концепции профильного обучения на старшей ступени общего среднего образования (2002 г.), профильное обучение - средство дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющее за счёт изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитывать интересы, склонности и способности учащихся, создавать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования.
Следует разграничить понятия «профильное обучение» и «профильная школа». Профильная школа есть институциональная форма реализации цели профильного образования.
Развитие профильного обучения в гимназиях и лицеях России к середине первого десятилетия XXI века в основном соответствует требованиям мирового развития образования. Особенно можно отметить:
- выполнение требований Болонских соглашений; проектирование и реализация индивидуальной образовательной траектории на компетентностной основе согласно европейскому образовательному стандарту;
- информатизация образования и компьютерные технологии;
- создание ИнКо - инновационных комплексов в сфере образования, их деятельность в режиме ресурсного центра по профильному обучению (ОУРЦ);
- широкое использование дистанционных курсов в системе профильного обучения;
- тьюторское сопровождение обучающихся; использование цифровых портфолио как накопительную систему индивидуальных образовательных достижений, проведение ЕГЭ.
Обобщая изложенное, можно сказать, что специфичность профильного образования в гимназиях, лицеях и университетах в новых экономико-правовых и культурно-исторических условиях состоит в том, что образовательный процесс носит личностно-развивающий характер, позволяющий реализацию индивидуальной образовательной траектории обучающегося на основании компетентност-ного подхода согласно европейскому образовательному стандарту.
Профильность в школьном и университетском образовании является необходимым педагогическим условием образовательной преемственности структуры и содержания элитарного образования в системе «гимназия/лицей-университет». Поэтому профилизация образования на третьей ступени гимназий и лицеев является полноценным самостоятельным профильным элитарным образованием по структуре и содержанию более высокого уровня по сравнению с профильным обучением и поэтому целесообразно определить и применять понятие: «элитарное профильное образование».
Таким образом, в России и других странах к концу первого десятилетия XXI века выделились учреждения элитарного профильного образования и элитарного высшего профессионального образования (гимназии, лицеи, университеты, высшие школы, бизнес-школы). Профильность на третьей ступени гимназий, лицеев и университетов обоснованно является необходимым условием образовательной преемственности высшего профессионального образования в университетах при овладении профессиональными компетенциями и становлении креативной и конкурентоспособной личности.
Список литературы:
1. Асмолов А.Г., Семёнов А.Л., Уваров А.Ю. Российская школа и новые информационные технологии: взгляд в следующее десятилетие.- М.: Изд-во «НексПринт», 2010. http://rcokoit.ru/dld/metodsupport/russianschoolit.pdf Источник проверен 20.08.2011г.
2. Джуринский А.Н.История зарубежной педагогики. - Москва: «Форум-Инфра-М»,1998. http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Ped-agog/Djurin/07.php Источник проверен 9.05.2008г.
3. Заседание Государственного совета и Комиссии по модернизации и технологическому развитию экономики России от 31 августа 2010 года. http://www.kremlin.ru/news/8785
4. Лебедев О.Е. Компетентностный подход в образовании// http://pedlib.ru/Books/3/0389/3_0389-1.shtmL Источник проверен 30.04.2011.
5. В.В. Путин http://www.premier.gov.ru/ Источник проверен 17.03.2010г.
6. Тряпицына А.П. Новая школа и новый учитель: выступление на Педагогической ассамблее // Вестник Герценовского университета. 2010.- № 3(77).С.23-28 // http://pedlib.ru/Books/3/0389/3_0389-1.shtml. Источник проверен 30.04.2011.
7. Фурсенко А.А. Лондонский Всемирный форум обучения и технологий 12 января 2010г. http://mon.gov.ru/str/mon/mis/; http://dic.edu.ru/news/2704/ Источник проверен 20.02.2011.
8. Ясин Е.Г. Модернизация и общество // Вопросы экономики.- 2007. №5.- С.4-29.
Интернет-журнал «ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ»
2011, №5