УДК 371+373.3/5
Коротько Галина Андреевна
Заслуженный учитель Российской Федерации, кандидат педагогических наук, директор МБ ОУ «Новосибирский городской педагогический лицей им. А. С. Пушкина», pedlicey@ pochta.ru, Новосибирск
Пономарева Екатерина Сергеевна
Соискатель кафедры педагогики и психологии Института физико-математического и информационно-экономического образования НГПУ; учитель математики МБ ОУ «Новосибирский городской педагогический лицей им. А. С. Пушкина», pks1983@mail.ru, Новосибирск
профильное обучение в современных условиях
Korotko Galina Andreevna
Is an outstanding teacher of Russian Federation, candidate of Pedagogical Sciences, director of Novosibirsk Municipal Pedagogical lyceum of A. S. Pushkin, pedlicey@pochta.ru, Novosibirsk
Ponomareva Ekaterina Sergeevna
Is a postgraduate student ofpedagogics and psychology department of the Institute ofphysico-mathematical and informational-economic education of Novosibirsk State Teacher Training University; mathematics teacher of Novosibirsk municipal pedagogical lycie of A. S. Pyschkin, pks1983@mail.ru, Novosibirsk
TEACHING FOCUS GROUPS IN THE MODERN WORLD
Инновационный подход, провозглашенный президентом России в экономике, в модели российского образования имеет вполне определенные очертания. Во-первых, образование в старшей школе рассматривается как индивидуализированное, ориентированное на запросы конкретного учащегося. Базовой формой такого образования становится профильное обучение, индивидуальная образовательная программа (ИОП).
Во-вторых, образование развивает свою открытость на основе сетевого взаимодействия. Источниками получения образования являются практики, продуктивное обучение за рамками школы, участие в «параллельных» школьным образовательных проектах и программах, музеи, библиотеки, Интернет-ресурсы, дистанционное обучение. Функция учителя на ступени старшей школы в этом образовательном пространстве сводится к уровню модератора, консультанта, координатора при достижении планируемого образовательного результата.
В-третьих, деятельностный подход к образованию в реализации собственных проектов, исследований, проведении творческих акций позволяет формировать ключевые компетентности, востребованные сегодня в социуме.
Наконец, в-четвертых, новая организация образования на старшей ступени. Директор Департамента государственной политики в сфере образова-
ния Минобрнауки РФ И. Калина отметил: «Старшая школа - это не окончание общего, а старт другого, нешкольного типа образования». По замыслу разработчиков инновационной модели, общее образование заканчивается в 9 классе. Старшая школа должна быть отделена от общеобразовательной, а партнерами учащегося становятся кадровые агентства, бизнес-тренеры, Интернет-администраторы, тьюторы, социальные продюсеры.
В ряде нормативных документов, а именно, Законе «Об образовании», Государственном стандарте общего образования, Федеральной целевой программе развития образования, Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования (2002 г.), ключевых направлениях национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» отмечена переориентация российского образования на формирование ключевых компетентностей обучающихся, раскрытие способностей каждого ученика, на воспитание личности, способной к жизни в высокотехнологичном и конкурентном мире. Кроме того, актуальным направлением остается поддержка и развитие профильного обучения на старшей ступени школы.
Идея профильного обучения получила широкое распространение в российской образовательной практике. К положительным аспектам профильного обучения можно отнести благоприятные условия для развития способностей, усиление мотивации к учебе, реализацию свободы выбора, использование сензитивных периодов в развитии личности школьника и др. [8].
К отрицательным аспектам профильного обучения относятся сужение образовательного пространства; недостаточная профессиональная компетентность учителя для проведения объективной диагностики познавательных интересов и задатков способностей школьников; недостаточная разработанность мониторинга и коррекции образовательного процесса.
Проблема, связанная с программным содержанием профильного обучения и его освоением, достаточно разработана, но решение методических и дидактических вопросов формирования ключевых компетентностей в образовательном процессе является характерным направлением поисков для современного этапа развития профильного обучения. Мы разделяем точку зрения О. Б. Даутовой о том, что перед современным образованием встает задача - «достижение сбалансированности познавательного освоения учебных программ и стандартов и овладение ведущими компетентностями: информационной, социальной, личностной и предметно-практической» [4].
В соответствии с «Комплексной программой модернизации образования» была поставлена задача создания системы специализированной подготовки (профильного обучения) в старших классах общеобразовательной школы, ориентированной на индивидуализацию обучения, его функциональность и эффективность, а также социализацию обучающихся, в том числе с учетом реальных потребностей рынка труда [1].
Профильное обучение есть способ дифференциации и индивидуализации образования за счет нововведений и изменения структуры, содержания и организации образовательного процесса. Оно создает возможность бо-
лее полно учитывать интересы, склонности и способности учащихся, формировать интерес к продолжению образования и получению современной профессии.
Как отмечается в национальной образовательной инициативе «Наша новая школа», старшеклассники должны иметь возможность осваивать программы профильной подготовки в очно-заочном, заочном, дистанционном варианте, а также в различных центрах при федеральных научных исследовательских институтах. Таким образом, в ходе реализации профильного обучения все участники этого процесса: учителя, учащиеся и их родители получают возможность выстраивать личностно ориентированный план обучения.
По мнению В. Б. Гаргай, основная психологическая идея профильного обучения опирается на концепцию личностного и социального развития [3]. Таким образом, профильное обучение можно считать формой реализации личностно ориентированного образования, главные ценности которого -сам ребенок, культура и творчество.
Анализируя опыт введения профильного обучения в России и за рубежом можно выделить некоторые тенденции развития данного направления. Профильное обучение всегда выступало в единстве предметного и социального аспектов. С одной стороны оно преследовало цель углубленного изучения отдельных предметов для дальнейшего продолжения профессионального образования, с другой - расширяло возможности социализации, учитывало личностные особенности обучающихся. Основной целью преобразований системы профильного обучения всегда было, и является на данный момент, стремление индивидуализировать образовательный процесс, предоставить обучающемуся возможность получения образования в соответствии с его профессиональными интересами и намерениями.
Личностная ориентация профильного обучения способствует наиболее успешному усвоению знаний, умений и способов деятельности в практических ситуациях, а, следовательно, способствует формированию ключевых компетентностей в различных жизненных сферах. Таким образом, современное профильное обучение имеет в своей основе достаточный ресурс для формирования ключевых компетентностей учащихся в процессе его освоения.
Новосибирский городской педагогический лицей им. А. С. Пушкина (НГПЛ) - это среднее общеобразовательное учебное заведение, реализующее принцип непрерывного образования с ярко выраженной педагогической специализацией. Одной из важнейших целей лицея является достижение уровня образованности, соответствующего потенциалу учащегося и обеспечивающего дальнейшее развитие его личности и возможность продолжать образование в сере «человек - человек», а также выстраивание системы допрофессионального педагогического образования [2].
В 2004/2005 учебном году были организованы три специализированных 10 класса: физико-математический, социально-гуманитарный и основ
предпринимательства. Для более объективного и полного удовлетворения образовательных потребностей старшеклассников и их родителей в плане профессионального самоопределения Центр мониторинга качества образования лицея осуществил мониторинг удовлетворенности обучающимися выбором профиля класса. В последствии, среди обучающихся 9-10 классов ежегодно стал проводиться опрос на предмет содержания спроса на образовательные услуги лицея.
В следующем учебном году на основе результатов мониторинга спроса на образовательные услуги, удовлетворенности выбором профиля класса, на основе имеющихся ресурсных возможностей лицея было принято решение предложить обучающимся социально-гуманитарный и экономико-математический профили.
Четыре года работы по реализации идеи профильного обучения показали, что, обучение в профильных классах ограничивает выбор учащимися изучаемых курсов и не дает возможности свободного выбора предметов, необходимых для дальнейшего получения образования. Поэтому на основе результатов изучения образовательного спроса, представленности результатов ЕГЭ в вузах с сентября 2009 г. обучение по ключевым учебным предметам организовано по модульной системе: база и углубленный вариант курса.
Сегодня в 10-11 классах НГПЛ реализуется профильное обучение по экономико-математическому и социально-гуманитарному направлениям. Программа обучения обеспечивает изучение основ наук в соответствии с федеральным, лицейским базовым и индивидуальным компонентами. Лицейский базовый компонент включает в себя профильные предметы, соответствующие направленности лицея (основы педагогической культуры, основы психологической культуры, риторика). Индивидуальный лицейский компонент - содержание образования, соответствующее склонностям и интересам учащегося (курсы по выбору, спецкурсы психолого-педагоги-ческой и профильной направленности).
Таким образом, дифференциация процесса обучения в системе профильного обучения в лицее включает в себя: профильный уровень учебных предметов, углубленное изучение предметов избранного цикла, факультативы, спецкурсы, индивидуальные занятия по выбору [6].
Особое внимание уделяется при реализации предпрофильной подготовки на базе 8-9 классов, которая представляет собой сочетание трех основных направлений работы:
- информационная работа (информирование учащихся о возможностях продолжения образования или трудоустройства, знакомство с учреждениями профессионального образования, информирование о программах профильного обучения, информирование о состоянии и прогнозах развития рынка труда);
- реализация различных форм деятельности в рамках предпрофильной подготовки (начальная школа - шефская работа старшеклассников; сред-
нее звено - педагогические гостиные, педагогическая практика; старшее звено - организация встреч с представителями службы занятости населения, представителями ВУЗов и т. д.);
- психолого-педагогическое сопровождение проектирования учащимся своей образовательной траектории (консультирование, организация рефлексии полученного учащимися опыта, их самопознания, соотнесение полученной информации и предпочтений учащихся).
В результате реализации данной работы учащиеся получают необходимые информационные и организационные ресурсы для планирования своего образовательного будущего; получают представление о деятельности, характерной для той или иной сферы труда, а также опыт осуществления ответственного выбора.
Профильное обучение усиливает содержание одного направления, преимущественно связанного с конкретной образовательной областью. Особенностью педагогического лицея является компетентностный подход к образованию, предусматривающий целенаправленное формирование у учащихся организаторских способностей, коммуникативных навыков и лидерских качеств [7] .
В НГПЛ им. А. С. Пушкина создана система по развитию умений построения качественных коммуникаций. Она позволяет развивать у учащихся такие способности, которые помогают гибко реагировать на перемены в жизни, критически мыслить, делать ответственный выбор, проявлять творческие способности. Организация образовательного процесса в лицее дает возможность учащимся включаться в особые формы деятельности: социальное проектирование, коллективную творческую деятельность (КТД) и педагогическую практику [7]. В образовательном процессе лицея преобладают деятельностные формы обучения, воспитания и межгруппового проектирования, что, несомненно, повышает качество образования и создает условия для формирования коммуникативной компетенции на всех возрастных ступенях (от начальной до старшей школы). Данный опыт организации деятельности лицеистов при введении профильного обучения позволяет совершенствовать личность в разных направлениях.
Кроме этого, в НГПЛ апробируется технология формирования коммуникативной компетентности учащихся профильных классов, состоящая из следующих компонентов: цель, задачи, принципы, содержание, критериально-оценочные процедуры, прогнозируемый результат, организационнопедагогические условия.
Целью данной технологии является развитие коммуникативной компетентности учащихся профильных классов. В связи с целью технологии были поставлены следующие задачи: развитие структурных компонентов коммуникативной компетентности (теоретического, практического и личностного). Разработанная нами технология в основе своей содержит ряд принципов: формирование коммуникативной компетентности через общение (общение в процессе обучения служит каналом, по которому осущест-
вляется познание; инструментом воспитания необходимых черт личности; средством, развивающим индивидуальность; способом передачи опыта и развития умения общаться), принцип индивидуализации (профильное обучение основывается на индивидуальном выборе учащимся своей образовательной траектории, таким образом, позволяет вызвать мотивацию, которая является внутренним побуждением, а не привнесенной в процесс обучения извне), принцип интегративности (проявляется во взаимосвязи теоретической подготовки учащихся, практической подготовки, а также возможности реализовать полученные знания, умения и навыки на практике).
Основой предлагаемой технологии формирования коммуникативной компетентности учащихся является содержание, которое представлено двумя компонентами: теоретическим (курс «Основы психологической культуры» (блок «Общение»)) и практическим (элективные курсы по профильным дисциплинам (использование в процессе их преподавания форм, методов, приемов, способствующих формированию и развитию коммуникативной компетентности учащихся)).
Процесс формирования коммуникативной компетентности личности целесообразно осуществлять, опираясь на развитие ее основных составляющих: теоретической, практической и личностной.
За счет ведения курса «Основы психологической культуры» (блок «Общение» рассчитан на 12 часов, в нем рассматриваются следующие понятия: общение, отношение, межличностные отношения, социальные роли и установки, конфликты, коммуникативные барьеры, способы эффективной коммуникации, язык общения, механизмы массового воздействия и т. д.) мы имеем возможность обеспечить учащихся теоретическими знаниями в области межличностного общения, а также общей психологии человека, предоставить учащимся возможность развивать коммуникативные качества личности на практических занятиях. Таким образом, предоставляя возможность развития каждой из трех составляющих коммуникативной компетентности личности. Таким образом, на занятиях курса «Основы психологической культуры» учащиеся не только получают необходимые знания в области теории общения, также имеют возможность применения их в практических ситуациях.
Практическая составляющая содержательного компонента технологии формирования коммуникативной компетентности учащихся, предполагает реализацию индивидуального компонента образовательного учреждения через организацию элективных курсов по профильным дисциплинам. Данная составляющая технологии имеет в своей основе предметное содержание: логическое продолжение курса профильной дисциплины; более углубленное изучение конкретных тем профильной дисциплины; интегрированное содержание нескольких профильных дисциплин, изучение смежных дисциплин. Формирование коммуникативной компетентности учащихся происходит опосредованно за счет реализации форм и методов организации образовательного процесса на основе личностно значимого
для обучающегося содержания, таким образом, формируя положительную мотивацию учения.
Основной организационной формой обучения элективных курсов является урок, который может быть представлен как: лекция, семинар, практикум, защита проектов, презентация, аукцион, путешествие, круглый стол, конференция, консультация, домашняя работа и др.
Например, организация занятий в форме лекций, способствует развитию умений составлять план, конспект, тезисы, письменные высказывания, адекватно передающие содержание прослушанного текста. Такая форма как практикум или семинар, развивает способность адекватно воспринимать устную речь, выбирать и использовать средства языка в соответствии с коммуникативной задачей, владеть монологической и диалогической речью, соблюдая этические нормы общения.
Для наиболее полного проявления и развития коммуникативных умений, таких как, умение организовывать общение, использовать различные методы общения, умение пользоваться речевым этикетом, законами логики и практикой аргументации, по мнению А. В. Шевкун, необходимо строить образовательный процесс с использованием групповой и коллективной форм организации обучения [9].
Особенностью организации занятий в данной технологии является неоднократное вовлечение учащегося в практическую деятельность, способствующую формированию коммуникативной компетентности, которое происходит во время урока, а также во время подготовки домашнего задания. В качестве домашнего задания учащийся должен подготовить этап актуализации знаний на следующее занятие с использованием того приема, метода или формы, которые были использованы учителем на данном уроке. Таким образом, ученик имеет возможность не только быть вовлеченным в процесс беседы, дискуссии, игры, подготовки проекта и т. д., но и сам выступить в роли организатора данного вида деятельности.
Мы предлагаем максимально использовать в образовательном процессе приемы проблемно-диалогического обучения, а также следующие методы обучения: беседа, дискуссия, метод проектов, практические методы (упражнение, практическая и лабораторная работы), метод дидактических игр, метод «творческой учебы» (в основе метода - методика проведения коллективных творческих дел), методы научного исследования («мозговая атака»), и др.
Использование проблемно-диалогических приемов обучения в реализации образовательного процесса направлено на развитие практической составляющей коммуникативной компетентности. Таким образом, на уроках с использованием проблемно-диалогических приемов обучения учитель посредством диалога помогает учащимся сформулировать учебную проблему (сформулировать тему урока или вопрос для исследования), тем самым вызывая познавательную мотивацию. Далее учитель посредством диалога организует поиск решения, при этом достигается подлинное понимание материала учащимися, так как они самостоятельно его открыли.
Проблемно-диалогическое обучение имеет в своей основе диалогический подход, который определяет субъект-субъектное взаимодействие в процессе обучения. Данный подход к обучению развивает творческие способности учащихся, логику мышления и формирует познавательную мотивацию, кроме того предоставляет возможность учащимся в процессе обучения развивать и совершенствовать практическую составляющую коммуникативной компетентности (умения аргументировано и логично строить доказательства, формулировать тезисы; умения развертывать устное и письменное высказывание в соответствии с замыслом; умения строить общение, ориентируясь на его цель: информировать, убеждать, воздействовать на партнера; умения строить процесс общения не только с одним или несколькими собеседниками, но и с аудиторией), так как в основе ее содержится диалог между участниками образовательного процесса.
Мы предполагаем использование выше перечисленных приемов, методов, форм обучения при реализации элективных курсов, но, на наш взгляд, организация преподавания большинства учебных дисциплин (особенно профильных) с применением данных дидактических и методических основ будет способствовать наиболее эффективному развитию коммуникативной компетентности учащихся.
Развитие коммуникативной компетентности будет более эффективным, при параллельном осуществлении данного процесса, как в учебной, так и внеучебной деятельности. На наш взгляд, также целесообразна организация воспитательной работы в образовательном учреждении, способствующей развитию коммуникативной компетентности учащихся.
Неотъемлемой частью образовательного процесса является процесс воспитания. По нашему мнению, одной из методик организации воспитательной работы, направленной на развитие и формирование коммуникативной компетентности, является методика коллективного творческого воспитания. В состав коллективного творческого дела входят такие элементы, как совет дела, общие сборы и классные «огоньки», коллективное планирование, осуществление мероприятия, обсуждение и оценка сделанного.
В основе данной методики воспитательной работы лежит организация межгруппового взаимодействия учащихся, позволяющая развивать деятельностно-практические и социально-психологические коммуникативные умения. В процессе подготовки общего мероприятия учащиеся учатся продуктивному взаимодействию, умению строить комфортный процесс общения с представителями разных возрастных групп (от педагога-органи-затора до младшего школьника), умению решать конфликтные ситуации, умению проявлять толерантность к мнению партнера, умению работать в команде на общий результат. В опыте коллективных отношений формируется эмпатия, социальная чуткость, которая помогает психологически грамотно строить свое взаимодействие с партнерами.
Следует отметить, что необходимым условием осуществления данной технологии является личностная готовность самого педагога к организа-
ции образовательного процесса на основе субъект-субъектных отношений. Создание на занятии положительного микроклимата, ситуаций успеха каждого, утверждение стиля доверительных взаимоотношений, стиля сотрудничества - все это способствует повышению мотивации учения, а также положительно отражается на процессе формирования коммуникативной компетентности учащегося, так как учитель становится его полноправным партнером по общению.
Таким образом, содержание технологии формирования коммуникативной компетентности учащихся профильных классов, представленное двумя компонентами: теоретическим и практическим, целенаправленно развивает теоретическую, практическую и личностную составляющую коммуникативной компетентности.
Для оценки уровня сформированности коммуникативной компетентности учащихся мы определили следующие критерии: (когнитивный, операционально-деятельностный и критерий личностной направленности). Выделенные нами критерии и показатели позволили определить пять уровней сформированности коммуникативной компетентности учащихся - минимальный, допустимый, базовый, оптимальный, максимальный. Прогнозируемым результатом, реализации технологии формирования коммуникативной компетентности учащихся профильных классов, является переход на более высокий качественный уровень сформированности коммуникативной компетентности.
Процесс формирования коммуникативной компетентности учащихся профильных классов будет более успешным при соблюдении выделенных организационно-педагогических условий:
- конструирование личностно значимого содержания образования на основе индивидуального выбора учащегося;
- использование интерактивных методов воспитания и обучения с учетом формирования профильных умений;
- реализация социально-профессиональной позиции учителя как педа-гога-аниматора в процессе учебной и внеучебной деятельности учащихся;
- осуществление образовательного мониторинга формирования коммуникативной компетентности на основе когнитивного, операционально-деятельностного критериев и критерия личностной направленности на общение.
Технология формирования коммуникативной компетентности учащихся профильных классов рассматривается нами как совокупность функционально связанных элементов, составляющих определенную целостность при организации образовательного процесса. При реализации данной технологии достигается комплексное овладение всеми компонентами коммуникативной компетентности, интеграция учебной и внеучебной деятельности учащихся, положительное мотивационное обеспечение образовательного процесса. Специфика данной технологии формирования коммуникативной компетентности заключается именно в предоставлении возможности пост-
роения учащимся его индивидуальной образовательной траектории, за счет освоения программ элективных курсов, что отражает одну из основных целей профильного обучения.
Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса, система профориентационной работы, особенности познавательного процесса и внеурочной деятельности предоставляют учащемуся лицея возможность реализации своих интересов, способностей, дальнейших жизненных планов, расширяют возможности его социализации и выстраивания собственной (индивидуальной) образовательной траектории, реализации главной задачи - выбора максимально успешного жизненного пути.
Таким образом, сущностью профильного обучения, отражающего специфику педагогического лицея, являются:
- целостность образовательного процесса;
- направленность на развитие педагогических способностей;
- непрерывность образования с педагогической специализацией;
- организация деятельности на основе субъект-субъектных отношений.
Опираясь на образовательные запросы социальных заказчиков, педагогический коллектив лицея при осуществлении идеи профильного обучения не ориентируется на какой-либо один вуз или специальность. Мы строим обучение учащихся в профильных группах на принципе их компетентнос-тного развития, что позволяет обучающимся продолжать свое дальнейшее образование в различных учебных заведениях.
Практическая значимость реализации идеи профильного обучения достаточно велика как для учащегося, так и для образовательного учреждения в целом. Для образовательного учреждения - это, прежде всего, способ функционирования в рыночных отношениях, повышение конкурентоспособности. Для учащегося - это возможность построения и реализации индивидуальной образовательной траектории, возможность получения образования, соответствующего собственным запросам и способностям, возможность выбора оптимальной сферы труда и дальнейшего жизненного пути.
Библиографический список
1. Андриенко, Е. В. Основы педагогической культуры. Программа предпрофильной и профильной подготовки учащихся НГПЛ [Текст]/ Е. В. Андриенко, Г. А. Казанская, Г. А. Коротько - Новосибирск, 2005. - 36 с.
2. Березина, Т. И. Управление качеством образования в лицее [Текст]: монография / Т. И. Березина, Г. А. Коротько; Новосиб. гос. пед. ун-т. - Новосибирск: НГПУ, 2005. - 186 с.
3. Гаргай, В. Б. Лицейско-гимназическое образование в условиях профили-зации [Текст]/ В. Б. Гаргай, Д. А. Метелкин // Директор школы. - 2005. - № 10. -С. 53-57.
4. Даутова, О. Б. Современные педагогические технологии в профильном обучении [Текст]: учеб.-метод. пособие для учителей / под ред. А. П. Тряпицыной. -СПб.: КАРО, 2006. - 176 с.
5. Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования. [Текст] - М., 2005. - 22 с.
6. Концепция развития городского педагогического лицея. - Юбилейное изд., доп. и испр. [Текст] - Новосибирск: НГПЛ, 2006.
7. Программа опытно-экспериментальной деятельности по созданию системы пролицейского образования. [Текст]- Новосибирск, 2005.
8. Селевко, Г. К. Современные образовательные технологии [Текст]: учеб. пособие / Г. К. Селевко. - М.: Народное образование, 1998. - 256 с.
9. Шевкун, А. В. Коммуникативная компетентность как средство социальной адаптации студентов первого курса [Текст]: дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук: 13.00.01 / А. В. Шевкун. □ Екатеринбург, 2007. □ 195 с.
УДК 374.3
Киселева Татьяна Владимировна
Учитель математики, Соискатель кафедры педагогики Ульяновского Государственного педагогического университета им. И. Н. Ульянова, katya.17.90@mail.ru, Ульяновск
СТИХОТВОРНОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ -ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО ОБУЧЕНИЯ
Kiselyova Tatyana Vladimirovna
The mathematics teacher. The competitor of chair of pedagogics of the Ulyanovsk State pedagogical university of I. N. Ulyanov, katya.17.90@mail.ru, Ulyanovsk
POETIC STATEMENT - A TRAINING EFFECTIVE REMEDY
Тенденции развития современного общества, его глобализация и бурный рост информационных потоков, развитие компьютерных технологий, затрагивают все сферы общественного устройства, в том числе и едва ли не самое главное достижение цивилизации - образование. В этих условиях многими исследователями отмечается изменение общего психологического настроя, когда восприятие достаточно длинных связных фрагментов, понимание их внутренней логики, простейший анализ и последующее удержание материала становится всё более проблематичным для школьников.
Традиционные методические установки, направленные на запоминание и воспроизведение отдельных квантов информации в этих условиях перестают работать вообще или становятся малоэффективными. При этом актуальными становятся задачи переосмысления методических приёмов при изложении традиционных тем. Очевидна потребность в развитии новых, более эффективных методов обучения, т. е. потребность в совершенствовании учебных текстов, применяя к ним стихотворное изложение, которое становится средством улучшения знаний учащихся.