Опыт деятельности является внутренним условием движения личности к цели, он выступает как готовность личности к определенным действиям и операциям на основе имеющихся знаний, умений и навыков. Он включает в себя, кроме учебно-познава-тельной деятельности, опыт оценочных, профессионально и социально значимых видов деятельности. Опыт деятельности приобретает статус дидактической единицы. Таким образом, при деятельностнокомпетентно стном подходе традиционная триада дополняется новой дидактической единицей:
Знания - Умения - Навыки - Опыт деятельности
В ходе профессиональной подготовки происходит постоянное обогащение содержания деятельности на основе модели деятельности специалиста, включающей описание системы его основных функций, проблем и задач, предметных и социальных компетентностей. Компетентность - интегральный показатель качества обучения классных руководителей. Компетенция ближе к понятийному полю «знаю, как», чем к полю «знаю, что». «Знаю, что» относится к атрибутам традиционной знаниевой парадигмы, а «знаю, как» больше связано со «знаниями в действии», и поэтому компетенции, компетентностный подход ближе к целям и задачам пракгико-ориентированного обучения педагогов.
Автор статьи акцентирует внимание на роли и месте учителя современной профильной школы, рассматривает компоненты готовности педагога к реализации профильного обучения.
Тугунбаева Гульян Акмаганбетовна
специалист департамента образования администрации Сургутского района г. Сургут
Роль и место учителя в современном профильном образовании
Как введение профильного обучения в старшей школе зависит от готовности учителя к качественным изменениям в своей профессиональной деятельности? Ключевые слова: модернизация образования, профессиональные компетенции, профильное обучение, качество обучения.
Перемены в государственно-политическом устройстве и социально-экономической жизни страны делают образование одной из самых важных сфер че-
Введение понятия компетентности как «умение мобилизовать знания и опыт к решению конкретных проблем» (термин Жана-Франсуа Перре), позволяет рассматривать компетентность как многофункциональный инструмент измерения качества повышения профессионального мастерства педагогов.
Литература
1. Алексеева М.П. Программа саморазвития учителя как форма повышения педагогического мастерства // Эксперимент и инновации в школе.- 2009. - №6.
2. Асламазова З.С. Алгебра гармонии. Мастер-класс // Эксперимент и инновации в школе. - 2008.- №2.
3. Блинкова Л.В. и др. Педагогическая мастерская гимназии. // Инновационные проекты и программы в образовании. - 2009. - №2.
4. Гришакина О.П. Мастер-класс по теме «Введение в науку» // Эксперимент и инновации в школе. - 2008. - №1.
5. Краевский В.В. Методология педагогики: Пособие для педагогов-исследователей. - Чебоксары: Изд-во Чуваш. Ун-та, 2001. - 244 с.
6. Хуторской А.В. Теоретико-методологические основания инновационных процессов в образовании // Интернет-журнал «Эйдос». - 2005. - 26 марта, http://www.eidos.ru/ ] оита1/2005/0326.htm
7. Ялалов Ф.Г. Деятельно стно-компетентностный подход к практико-ориентированному образованию // Интернет-журнал «Эйдос». - 2007. - 15 января, http://wwweidos. гш] оита1/2007/0115
ловеческой деятельности. Образовательная политика направлена на повышение качества образования и, в конечном итоге, на повышение качества жизни.
Важнейшим социальным требованием к школе, заявленным в Концепции модернизации российского образования и в других стратегических документах, является ориентация образования не только на усвоение обучающимися определённой суммы знаний, но и на целостное развитие личности школьника, на формирование у него познавательных и созидательных способностей, необходимых для успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда.
Формирование образованных, мобильных, творческих, инициативных людей, которые способны легко адаптироваться к быстро изменяющимся условиям жизни, темпам экономического развития и обладают потребностью и способностью к самосовершенствованию, - главная задача образования, которая в свете новых представлений неизбежно требует качественных изменений.
Ответом образовательной среды на происходящие процессы является формирование новой технологии построения содержания профильного образования,
которое отражает социальный заказ. В основание педагогического конструирования закладываются принципы педагогико-методологического проектирования и экспериментирования, в контексте которого складывается новая структура педагогического знания. В кратком перечислении эта структура включает исто-рико - культурологические, инженерно - проектные, психотехнические, антропологические образовательные дисциплины. Они направлены на переход к методически обеспеченной системе саморазвития личности как помощи ребёнку в самостоятельном решении жизненных проблем, общения, в сохранении здоровья, профессиональной ориентации, воспитании в системе «динамического стереотипа» современного общества, т.е. помощи в самоопределении, самореализации, самоорганизации и самореабилитации. Это указывает на то, что речь идёт об объективной гуманизации образования [1].
Таким образом, формируется маркетинговая концепция образовательных услуг, согласно которой образование как таковое выносит на рынок совершенно особый вид товара: оно торгует шансами, т.е. позволяет человеку приобретать разнообразные новые жизненные шансы. Шанс понимается здесь как внутренняя возможность совершения чего-либо, возможность внешней реализации личностно и профессионально, что зависит от самого человека. Научить человека выбирать то, «что зависит от него самого», - одна из основных задач современной профильной школы. Единственное, зачем человеку может быть необходимо образование в любом возрасте, легко выражается в потребности расширения собственных внутренних возможностей, потребности расширения пространства собственных жизненных шансов [4].
Очевидно, что переход к новой парадигме профильного обучения требует иного педагога, который должен владеть адекватной дифференцированной системой приемов и методов, которые и могут обеспечить индивидуализацию процесса обучения.
Задачи, поставленные сегодня государством и обществом перед профильной школой, требуют формирования у педагогов новых компетенций, готовности к решению педагогических задач в новых нестандартных ситуациях. В.Г.Воронцова считает, что учителя надо рассматривать как «главное действующее лицо любых преобразований, не функционера, а творческую личность с философским мировосприятием, высокого уровня образованности, педагога, способного на решительный поворот от авторитарной педагогики к педагогике гуманной, нравственной, созидательной, педагогике свободной личности» [2].
С нашей точки зрения, профильной школе нужен учитель, не только умеющий адаптироваться к современным требованиям, но и учитель-проектировщик собственной профессиональной судьбы, учитель-ме-
тодист, компетентный специалист, способный критически, творчески осмысливать и применять на практике достижения науки и педагогического опыта.
Ориентируясь на процессы гуманизации обучения, на целостное формирование личности учащегося, признание её ценности и необходимости для современного общества, мы прежде всего должны помнить, что она формируется личностью учителя.
Учителя, осуществляющие профильное обучение, должны быть готовы к решению ряда новых задач:
- оказание учащимся помощи в профильном и профессиональном самоопределении в процессе обучения;
- подготовка учащихся к самостоятельному ответственному выбору учебного плана, профильных дисциплин, элективных курсов, заданий и т.д.;
- развитие у обучающихся способности к самооценке и рефлексии результатов собственной учебной деятельности;
- осуществление педагогической поддержки учащихся при разработке ими индивидуальных учебных планов;
- оказание помощи учащимся в формировании собственного портфолио;
- методическое обеспечение и организация самостоятельной работы учащихся;
- освоение и использование в практике преподавания метода проектов, исследовательского метода обучения;
- реализация компетентностного подхода в преподавании предметов на профильном и базовом уровнях;
- разработка (освоение) тематического планирования и планирования учебных занятий по предметам на профильном и базовом уровнях в условиях традиционной системы обучения;
- разработка (освоение) тематического планирования и планирования учебных занятий по предметам на профильном и базовом уровнях в условиях новых систем обучения: блочно-модульной системы обучения, дистанционной, очно-заочной, индивидуальной, а также при реализации метода проектов и исследовательского метода обучения и т.д.;
- разработка поурочных планов и освоение методики ведения занятий в условиях лекционно-семи-нарской системы обучения;
- разработка поурочных планов и методики ведения занятий в условиях дистанционного обучения;
- разработка системы контрольных заданий для программ профильного уровня с учётом особенностей используемых дидактических систем и технологий;
- подготовка учащихся старшей профильной школы к участию в профильных олимпиадах, рейтинговых состязаниях, к сдаче экзаменов в формате ЕГЭ, к поступлению в вуз и т.д.;
- разработка программ и методического сопровождения элективных курсов в рамках предпрофильной подготовки и профильного обучения;
- освоение методики организации занятий элективных курсов;
- самообразование в русле реализации задач введения профильного обучения.
Изучение профессиональных затруднений педагогов позволило сделать вывод о том, что введение профильного обучения в старшей школе зависит во многом от готовности учителя к качественным изменениям в своей профессиональной деятельности.
Профессиональная компетентность педагога профильной школы предполагает наличие теоретической, практической и мотивационной готовности педагогов к осуществлению профильного обучения.
Теоретическая готовность слагается из следующих умений:
- составлять рабочие учебные программы по предмету на базовом и профильном уровнях;
- разрабатывать программы элективных курсов;
- определять наиболее рациональные виды деятельности учащихся по овладению учебным материалом и предвидеть сложности в его освоении учащимися;
- определять наиболее эффективные методы и приёмы ведения урока;
- разрабатывать диагностический инструментарий;
- диагностировать и анализировать трудности, определять причины и пути их преодоления;
- проектировать на основе результатов диагностики личности учащихся образовательный процесс, направленный на максимальную индивидуализацию обучения, развитие исследовательской деятельности обучающегося, усиление творческого, самостоятельного начала в деятельности учеников на уроке;
- строить логику преподавания предмета, исходящую из потребностей и возможностей учащихся конкретного профиля;
- систематически пополнять свои знания путём самообразования;
- систематически расширять свои знания путём изучения опыта коллег;
- добывать новые знания из реального педагогического процесса.
Практическая готовность предполагает наличие умений:
- изучать личность учащихся и ученический коллектив с целью выявления уровня их развития и условий, влияющих на результаты обучения и воспитания;
- анализировать и практически оценивать учебный материал, учебные и методические пособия, программы курсов, средства обучения и творчески их использовать;
- устанавливать педагогически целесообразные контакты (учитель-класс, учитель-ученик, ученик-класс, ученик-ученик);
- использовать разнообразные виды и формы организации деятельности старшеклассников в образовательном процессе (рост удельного веса проектных, исследовательских, индивидуальных и групповых форм деятельности, введение социальной практики, профессиональной пробы);
- не столько транслировать знания, изложенные в учебнике, сколько организовывать учебно-познава-тельную деятельность учащихся;
- адекватно интерпретировать результаты диагностики личности учащихся;
- вести мониторинг продвижения учащихся по намеченному образовательному маршруту;
- стимулировать самостоятельную работу с различными источниками информации и базами данных, использовать в учебном процессе возможности информационных технологий для открытого образования;
- обеспечить практическую ориентацию и инструментальную направленность образования для формирования у учащихся предметных, надпредметных и ключевых компетентностей;
- дополнительно к традиционным использовать новые виды, формы, методы и средства оценки продвижения учащихся в учебном процессе: рейтинговая оценка, рубежная оценка, накопительная оценка;
- организовывать совместную творческую деятельность, направленную на развитие социально значимых качеств личности;
- формировать у обучающихся опыт ответственного выбора и ответственной деятельности, опыт самоорганизации;
- обеспечивать условия, способствующие профессиональному самоопределению учащихся;
- изучать достоинства и недостатки собственной личности и деятельности и перестраивать свою деятельность в соответствии с целями и условиями её протекания.
Мотивационная готовность выражается:
- в наличии устойчивой мотивации профессионального роста;
- в понимании необходимости обновлять профессиональные знания и совершенствовать педагогические умения;
- в наличии желания переносить полученные знания в новые условия педагогической деятельности;
- в стремлении творчески решать педагогические задачи;
- в умении адекватно оценивать результаты своей профессиональной деятельности с учётом условий их получения;
- в признании учащегося субъектом образовательного процесса и желании выстраивать с ним взаимодействие на паритетных началах.
Одним из приоритетных направлений профессиональных компетенций учителя является мониторинговая деятельность, поскольку именно она является системой организации сбора, обработки, оценки информации об учебно-воспитательном процессе, обеспечивая непрерывное слежение за его состоянием и динамикой развития.
Наиболее важной из всех профессиональных компетенций современного учителя является высокий уровень управленческих умений - анализировать, планировать, организовывать учебный процесс и оценивать результаты блока учебных занятий или одного урока как целостной системы. И несомненно, главное из этих средств - умение учителя ставить цели учебного занятия или блока занятий, т.к. именно цели представляют собой системообразующий компонент в любом социальном проекте, к которым относится учебная деятельность. Умение учителя проектировать цели для современных учащихся становится важнейшей составляющей профессионализма учителя [5].
Идея моделирования и проектирования профильной образовательной среды вполне продуктивна уже потому, что постоянно ощущается необходимость ответа на вопрос: зачем каждому ученику те знания, которые предлагаются образовательными стандартами? Таким образом, важным качеством современного учителя является способность к созданию условий для усиления мотивации в обучении и помощи в осознании роли изучаемого предмета в жизни ученика. Такой подход к проблеме позволяет создать учебную ситуацию, в которой каждый ребёнок будет самостоятельно действовать, принимать решения, корректировать собственные ошибки и вполне мотивированно и осознанно работать с предложенным (или самостоятельно избранным) учебным материалом [3].
Подобный подход приводит к необходимости освоения и применения личностно ориентированных технологий, поскольку именно они ставят в центр всей школьной образовательной системы личность ребёнка, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий её развития, реализацию её природных потенциалов. Личность ребёнка в этих технологиях не только субъект, но и субъект приоритетный; она является целью образовательной системы, а не средством достижения какой-либо отвлечённой цели.
Кроме того, важнейшими требованиями к методике личностно ориентированного преподавания профильных и непрофильных предметов является деятельность учителя по организации самостоятельной работы учащихся в классе и во внеклассной учебной
работе. Пространство класса расширяется, образование становится открытым, в него вовлекаются и иные учебные пространства, т.к. оставляется большой простор инициативе учеников. Таким образом, сам характер работы учителя меняется, поскольку он уже не излагает истину, а вместе с учащимися ищет ответы на ключевые вопросы науки.
Применять ресурсы Интернета как источника информации для проведения исследований разных уровней - ученических, учительских или совместных
- целесообразно в связи с его огромным информационным потенциалом именно в профильном обучении. Поэтому использование информационных технологий является профессиональной компетенцией современного учителя по любому предмету, поскольку педагогические проблемы поиска и отбора необходимой для исследования информации любой образовательной области во многом зависят от умений пользоваться Интернетом. Подобная компетенция является не просто желательной, она становится необходимой профессиональной компетенцией современного учителя в профильном образовании, т.к. применение информационно-компьютерной среды развивает кри-тически-конструктивное восприятие окружающего мира и способствует выработке системного подхода к объективно существующей реальности как у самого учителя, так и у его воспитанников.
Таким образом, во-первых, в связи с объективной необходимостью модернизации российского образования происходит смещение акцентов в деятельности учителя в сторону гуманизации и личностной ориентированности процесса профильного обучения; во-вторых, от уровня профессиональной готовности педагогов профильного обучения к решению новых задач во многом будет зависеть результат внедрения данной инновации в образовательную практику.
Литература
1. Артюхов М.В. Управление образовательными системами: менеджмент, маркетинг, человеческие ресурсы / М.В.Артюхов- Новокузнецк: МОУ ДПО ИПК, 2004-270 с.
2. Воронцова В.Г. Гуманитарно - аксиологические основы постдипломного образования педагога / В.Г. Воронцова. - Псков: Изд-во ПОИПКРО, 1997. - 421с.
3. Лернер Г.И Деловая игра как средство моделирования образовательной среды / Г. И.Лернер // Биология в школе. - 2002. - №5. - С.26-32.
4. Цукер А.А. Преодолима ли проблема мотивации, или образование как рынок шансов и времени / А.А. Цукер // Сибирь. Философия. Образование. - 2003. - Вып. 7. -С. 6-15.
5. Шамова Т.И. Постановка целей и планирование учебного процесса / Т.И.Шамова, Н Л. Галеева // Биология в школе. - 2004. - №4. - С.29-33.