Романенко Ю.А., Лоцманова Е.В. ПРОФИЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ - ПРИОРИТЕТНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ В СИСТЕМЕ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Принятие городской целевой программы «Развитие образования г. Серпухова на 2007-2010 годы», основной целью которой стало обеспечение условий для удовлетворения потребностей населения и рынка труда города Серпухова в качественном образовании путем совершенствования содержания и технологий образования, развития фундаментальности и практической направленности образовательных программ, формирования системы непрерывного образования, позволило переосмыслить и определить конкретные шаги по совершенствованию муниципальной системы образования.
При определении концепции дальнейшего развития предстояло ответить на вопрос - всем и всегда ли нужно образовываться и кому это нужно - обществу или личности? А еще точнее, какой формуле следовать: "образование на всю жизнь" или "образование через всю жизнь"? Без ответов на эти глобальные
вопросы нельзя решить и вечных проблем, стоящих перед образованием, как организованной структурой общества: для чего, чему и как обучать в новых социально-экономических условиях.
В результате пришли к мнению, что система непрерывного образования должна включать в себя все виды образования и воспитания, которые каждый человек получает от рождения до смерти: дошкольное,
среднее, начальное и среднее специальное, высшее, последипломное и прочее, то есть учебная деятельность человека должна стать неотъемлемой и естественной составляющей частью его образа жизни во всяком возрасте. Она предусматривает необходимость достройки образовательной лестницы новыми ступенями, рассчитанными на все периоды жизни. В качестве основной цели непрерывного образования рассматривается пожизненное обогащение творческого потенциала личности.
Поэтому, одна из основных задач Программы развития образования - создание оптимальной городской единой образовательной системы, решение которой предусматривается, в том числе, и за счёт введения профильного обучения, обеспечивающего возможность выбора учащимися индивидуальной образовательной траектории.
Организация профильного обучения на старшей ступени общего образования является одним из приоритетных направлений модернизации общего образования и призвана обеспечить государственные гарантии доступности качественного образования, индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся, в том числе с учётом реальных потребностей рынка труда.
Законом Российской Федерации «Об образовании» определены базовые основания для создания системы профильного обучения. Организационной основой государственной политики России в области образования в соответствии с п.2 статьи 1 Закона является Федеральная целевая программа развития образования (ФЦПРО).
В действующей ФЦПРО, утверждённой Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2005 № 803 на 200 6-2010 годы, важнейшими целевыми индикаторами и показателями являются:
удельный вес численности учащихся 9 - 11 классов, обучающихся по программам предпрофильной подготовки, индивидуальным учебным планам и программам профильного обучения;
рост числа обучающихся в рамках интегрированных учреждений общего образования, увеличение удельного веса численности учащихся, проходящих обучение по программам с использованием сетевого подхода.
Для того чтобы в образовательных учреждениях определить, какие возможности образовательных результатов являются приоритетными, доминирующими, для того, чтобы на получение именно этих результатов было сориентировано управление, целесообразно изучить мнение разных социальных заказчиков, а именно: родителей, потенциальных работодателей, вузов, армии и самих учащихся [1].
Для апробации введения профильного обучения на территории города в апреле 2007 года в городе был проведён мониторинг по изучению потребностей разных социальных заказчиков и возможностей образовательных учреждений при выборе приоритетов дальнейшего развития для педагогов образовательных учреждений, учащихся 8-9 классов, родителей учащихся 8-9 классов, родителей учащихся 3-4 классов, руководителей предприятий и организаций. В анкетировании приняли участие 4 036 человек.
УЧАЩИЕСЯ 8-9 КЛАССОВ:
Готовы ли Вы перейти вдругую школудля получения профильного образования?
«Да» - 35,2%
«Нет» - 54,8%
Какой уровень профессиональной подготовки необходим Вам для реализации жизненных планов?:
Высшее образование - 70,5%
Средне-специальное
образование - 22,6%
Начальное профессиональное образование - 3,1%
Достаточно среднего образования - 3,8%
ПЕДАГОГИ:
Обладаете ли Вы достаточной информацией по вопросу предпрофильной подготовки и профильного обучения учащихся? «Да» - 56,6%
« Нет» - 26,4%
Нужнали Вам дополнительная подготовка по выбранному профилю?
«Да» - 67,9%
«Нет» - 39,1%
Готовы ли Вы перейти в другую школудля работы в классах по выбранному Вами профилю?
«Да» - 18,9%
«Нет» - 81,1%
РОДИТЕЛИ УЧАЩИХСЯ 8-9 КЛАССОВ:
Какой уровень профессионального образования необходимо получить Вашему ребенку для реализации жизненных планов?
Высшее образование -71,8%
Средне-специальное
образование -19,5%
Начальное профессиональное образование - 2,8%
Среднее образование - 5,9%
РУКОВОДИТЕЛИ ПРЕДПРИЯТИЙ И ОРГАНИЗАЦИЙ:
Какое профильное обучение старшеклассников необходимо в большей степени для работы на Вашем предприятии?
1) Физико-химический - 7,7%;
2) Социально-экономический - 30,8%;
3) Индустриально-технологический - 53,8%;
4) Химико-биологический - 7,7%.
Какую помощь Комитету по образованию Вы можете предложить по организации профильного обучения?
1) проведение обучения специальности на предприятии - 23,1%;
2) проведение экскурсии - 92,3%
3) оплата обучения будущих специалистов -15,4%.
На основании полученных результатов и с учетом целесообразности были распределены профильные классы по образовательным учреждениям, что позволит уже с 1 сентября 2008 года 100% учащихся старшей ступени иметь возможность выбора профиля обучения.
На основании Концепции профильного обучения в городе будет существовать несколько моделей организации профильного обучения: школьная и внутришкольная профилизация. Определены однопрофильные и многопрофильные школы.
Спрогнозированы факторы риска и пути их преодоления [2].
Риски введения профильного обучения
Проблема Пути решения
Отношение к профильному обучению как к системе, созданной только для успешно обучающихся школьников. Эффективность информирования целей и задач профильного обучения.
Понимание целей профильного обучения как целей профориентации. Проведение групповой и индивидуальной информационно-просветительской работы с руководителями и педагогами школ.
Стремление учителей для создания элективных курсов использовать старые наработки по углублению предметов, нежелание разрабатывать новые программы. Индивидуальная работа с учителями. Работа творческих групп по обучению и методам анализа, проектирования, исследования, сравнения.
Стремление сохранить лучших учащихся в своей школе. Развитие внешних связей.
Невозможность проезда учащихся при выборе отдалённой школы от места проживания. Работа с родителями.
Нежелание администрации школы менять привычный режим работы. Апробация эффективной организации учебного процесса в учреждении.
Трудности при выборе направления профилизации. Совместная работа профконсультанта и психолога учреждения для оказания помощи учащимся и родителям.
Недостаточный профессиональный уровень педагогов для реализации профильного обучении. Повышение квалификации, проведение мастер-классов, консультирования.
Однако в большинстве случаев негативные установки, имеющиеся у участников образовательного процесса, заменяются на позитивные только на этапе введения профильного обучения в практику школы.
Профильное обучение - лишь звено в цепи изменений в средней общеобразовательной школе, среди которых: нормативно-подушевое финансирование, изменение системы оплаты труда, реструктуризация сети
школ, введение новых организационно-правовых форм школы, введение предшкольного образования.
Последовательная реализация этих изменений позволит существенным образом изменить основы общего образования - педагогическую деятельность учителя и учебную деятельность ученика - и, в результате, существенно повысить качество общего образования. При этом успешность введения профильного обучения во многом будет зависеть от выстроенной системы непрерывного образования, включающей все виды и ступени образования и воспитания.
В настоящее время все более острой в связи с модернизацией всей системы образования становится проблема обеспечения непрерывности дошкольного и начального школьного образования.
За определенный достаточно длительный период стабильного существования системы дошкольного воспитания в городе сложились прочные преемственные связи между детским садом и школой.
В основе установившихся связей принцип территориального расположения учреждений, в основе взаимодействия - типологические педагогические подходы. Согласно Концепции содержания непрерывного образования 2000г., цели и задачи непрерывного образования детей дошкольного и младшего школьного возраста направлены на охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, воспитание нравственного человека, развитие компетентности ребенка в сфере отношения к миру, к людям, к себе, включение в
различные формы сотрудничества, на этапе начальной школы - освоение учебного сотрудничества и социальной позиции «Я - ученик, школьник».
При создании единых образовательных комплексов вполне реально установление приоритетов деятельности дошкольного учреждения с учетом профилей той школы, в которой будут обучаться воспитанники, но опять же с реализацией основного базового содержания дошкольного образования с последующим безболезненным переходом в начальное звено. Преемственность и непрерывность образования будет определена содержанием применяемых программ, а приоритетность облегчит выборность предоставляемых образовательных услуг в каждом звене образования.
С учётом социологического опроса и в результате анализа имеющихся на территории города образовательных учреждений и предприятий, Комитет по образованию с целью развития системы непрерывного образования, учебных комплексов (детский сад - профильная школа - ВУЗ (ССУЗ) - предприятие) разработал схемы взаимодействия образовательных учреждений и предприятий.
С целью апробации механизмов формирования новых интегрированных научно-образовательных структур, позволяющих повысить целостность отечественного образования на основе принципов сетевого взаимодействия, совершенствования систем управления качеством, обеспечения общественной поддержки программ развития образования структурное подразделение Администрации г.Серпухова «Комитет по образованию» в соответствии с приказом ФИРО № 78 от 09.10.07 является участником экспериментальной площадки по теме «Развитие региональной системы непрерывного образования на основе интеграционного взаимодействия дошкольных и школьных учреждений, гражданских и военных вузов, научных, производственных и общественных организаций». Данная сетевая экспериментальная площадка объединила такие учреждения, как: межрегиональное общественное учреждение «Институт инженерной физики», Московский авиационный институт («МАИ»), Московский государственный технический университет («МАМИ»), Серпуховский военный институт ракетных войск, среднюю общеобразовательную школу №12 «Центр образования» г.Серпухова, гимназию №1 г. Серпухова, центр развития ребёнка - детский сад №47 «Радуга» г. Серпухова. Следует отметить, что данная площадка стала результатом уже длительного взаимодействия данных и других образовательных учреждений города.
Интеграционное взаимодействие образовательных учреждений всех уровней и предприятий позволяет решить проблемы непрерывности образования, развивает региональные и межрегиональные связи с образовательными учреждениями и общественными структурами гражданского общества в интересах выполнения поставленных задач
С этой целью со 2 по 6 июля в городе проводилась организованная Комитетом по образованию I Всероссийская научно-практическая конференция «Информационные технологии в образовании, науке и производстве .
Данная конференция объединила 286 представителей преподавательского состава и научных сотрудников НИО и НИУ, общеобразовательных и дошкольных учреждений, аспирантов и адьюнтов, студентов, инженернотехнических работников других научных и промышленных организаций, среди которых 35 докторов и 62 кандидатов наук, молодые учёные, педагоги, специалисты различных предприятий из 40 городов страны, ближнего зарубежья, а также Мексики.
Были организованы мастер-классы и выставки достижений промышленных предприятий, Вузов, средних общеобразовательных учреждений, презентации научных изданий, обеспечивших информационную поддержку ВНПК - 2 0 07.
В рамках Всероссийского праздника «День науки» структурным подразделением Администрации г.Серпухова 8-9 февраля 2008 года была проведена Научно-практическая конференция научных обществ учащихся.
Основные задачи, решаемые в ходе проведения конференции:
• повышение интереса учащихся к изучаемым предметам, развитие творческих способностей, углубление теоретических знаний и практических умений, содействие самоактуализации личности;
• реализация идеи непрерывного образования путём подготовки одарённой учащейся молодёжи для продолжения обучения в учреждениях, обеспечивающих получение высшего образования;
стимулирование деятельности педагогических коллективов по развитию способностей и талантов учащихся;
• развитие у учащихся интереса к научной деятельности, пропаганда научных знаний.
В конференции приняли участие более 4 00 чел. из таких районов, как г. Серпухов, г.Троицк, г.Климовск, г.Подольск, Подольский район, г. Чехов, Чеховский район, Серпуховский район, г.Пущино, г.Протвино, г.Витебск Республики Беларусь.
Издан сборник трудов: 220 страниц, 104 статьи. На секционных заседаниях было заслушано 119 докладов и 12 стендовых докладов по следующим направлениям: информатика и информационные технологии, ис-
тория и краеведение, гуманитарные науки, экология и биология, естественно-математические науки, техническое творчество.
Таким образом, интеграционное взаимодействие образовательных учреждений всех уровней и предприятий, развитие региональных и межрегиональных связей позволяет выстраивать систему непрерывного образования, решать возникающие проблемы в интересах выполнения поставленных задач.
ЛИТЕРАТУРА
1. Управление качеством образования./ под ред. М.М.Поташника. - М.: Педагогическое общество России, 2000.
2. Сергеев И.С. Руководителю образования о введении профильного обучения: Практическое пособие. -М.: АРКТИ, 2006. - 136 с.