Н. Г. Милованова
(Тюмень)
Потенциал сельских базовых школ в построении единого
образовательного пространства школьного округа
В статье рассмотрен потенциал сельских базовых школ в построении единого образовательного пространства школ-партнеров на основе сетевого взаимодействия. Раскрывается принцип сетизации применительно к деятельности сельской базовой школы как координационного центра в школьном округе.
Современная сельская школа - это явление культурное, социальное и экономическое, потому что она во многом определяет жизнь села. Школа и социум на селе неразделимы. Являясь органической частью целого, сельская школа отражает все противоречия, проблемы, ценности, присущие сельскому жителю, помогает в преодолении социальных различий, сохранении принципа социального равенства сельского социума. Существуют разные модели сельских школ. В Тюменской области функционируют и развиваются сельские базовые школы на основе принципа сетизации, раскрывающего особенности перехода к современным методам управления образованием на муниципальном уровне.
Следует отметить, что сегодня использование сетевых принципов организации образовательных учреждений становится ведущим направлением в менеджменте. Термин «сетизация» означает метод, заключающийся в формировании сети с ее узлами и связями для достижения целей в соответствии с потребностями и ожиданиями партнеров.
Особенностью сети является горизонтальная структура, то есть коммуникация осуществляется не по вертикали, а по горизонтали - равноправных людей при их прямых контактах друг с другом. При этом важны три основных элемента, которые должны присутствовать в сетевом движении:
- общее коммуникативное пространство -каждый участник сети должен иметь доступ к любой информации об организации, а также к знаниям любого другого участника;
- объединяющая идея или смысловой концепт - явным для всех является блок перспективного видения, который задает контекст (рамку] для работы всех организаций сети;
- равенство и связанность участников -используется стратегия интеграции и организации данных и сведений, обеспечивающая возможность для специалистов разных профилей включаться в работу сетевых организаций [1].
Под сетевым взаимодействием понимается система горизонтальных и вертикальных связей, обеспечивающая доступность качественного образования для всех категорий граждан, вариативность образования, открытость образовательных организаций, повышение профессиональной компетентности и использование современных ИКТ-технологий.
Сетевое взаимодействие позволяет:
- разделять ресурсы при общей задаче деятельности;
- опираться на инициативу каждого конкретного участника;
- осуществлять прямой контакт участников друг с другом;
- выстраивать многообразные возможные пути движения при общности внешней цели;
- использовать общий ресурс сети для нужд каждого конкретного участника.
Во взаимодействии современной наукой выделяются две стратегии: кооперация и конкуренция. Кооперация, или кооперативное взаимодействие, предполагает посильный вклад каждого участника в решение общей задачи. Средством объединения людей здесь являются возникающие в ходе совместной деятельности отношения. Важным показателем «тесноты» кооперативного взаимодействия является степень включенности в него всех участников процесса, которая определяется величиной произведенных ими вкладов.
Межшкольное сетевое взаимодействие -это процесс взаимодействия администрации школ и педагогических коллективов по организации деятельности по конкретному направлению (или нескольким направлениям]. Роль координатора деятельности межшкольного взаимодействия выполняет сетевая школа, как правило, имеющая необходимые ресурсы для реализации взаимодействия.
Системообразующим фактором для межшкольного взаимодействия в условиях сельского социума, интегральным основанием для его создания является доступность -транспортная, погодная, коммуникационная и т.п.]. Поэтому сельская базовая школа, реализующая программы общего образования, оснащенная современным телекоммуникационным, компьютерным и иным оборудованием в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов, в которую может быть организована транспортная доставка детей из близлежащих населенных пунктов, выступает в качестве сетевой школы.
Таким образом, сетевое взаимодействие образовательных учреждений - это паритетная кооперация общеобразовательных учреждений с целью привлечения дополнительных образовательных ресурсов в общеобразовательные учреждения, повышения качества образования, создания единого образовательного пространства.
Сельская базовая школа как сетевая школа - координатор деятельности межшкольного сетевого взаимодействия, имеющий необходимые ресурсы для реализации взаимодействия по конкретным направлениям. Инициатором сетевого взаимодействия могут выступать как сами образовательные учреждения, так и муниципальные органы управления образованием.
Если инициатором сетевого взаимодействия является орган управления образованием, то его основной задачей является обеспечение гарантий прав граждан на получение общего образования, эффективного использования имеющихся ресурсов системы образования, оптимизации управления региональными и муниципальными системами образования. В этом случае значимыми становятся механизм зачета общеобразовательным учреждением результатов, полученных обучающимся в иных образовательных учреждениях, механизм кооперации образовательных учреждений.
Инициирование сетевого взаимодействия в муниципальной системе образования реально происходит тогда, когда потенциальные участники и партнеры сети начинают видеть возможное решение своих вопросов и стоящих перед ними задач совместными усилиями, за счет простейшей координации уже проводимых в различных организациях и учреждениях работ.
Если инициатором сетевого взаимодействия выступает общеобразовательное учреждение, то решаются задачи прежде всего расширения спектра образовательных услуг. Базовым механизмом взаимодействия образовательных учреждений (организаций] становится механизм их кооперации - совместного использования ресурсов для реализации образовательных программ и индивидуальных учебных планов обучающихся.
Качество образования зависит от ресурсо-обеспеченности образовательного учреждения: организационно-управленческой, кадровой, материально-технической, информационно-образовательной. Кроме того, рассматриваются как ресурсы образовательной организации: социокультурное взаимодействие школы и среды; контроль как условие ресурсного обеспечения; гуманитарная экспертиза как ресурс общественно-государственного управления; финансово-стимулирующий ресурс; дополнительное образование как расширение образовательного пространства, ресурс личностного развития; система ценностных отношений; инновационные процессы как ресурс повышения качества образования; миссия и имидж школы как ведущий ресурс её развития.
Сельская базовая школа выполняет функции организации и обеспечения образовательного процесса, методического руководства единым образовательным пространством, позволяя снизить эффект социальной отчужденности для удаленных или малокомплектных школ, входящих в ее сеть.
К основным функциям сельской базовой школы относятся: учебная, дистанционная, методическая. Учебная деятельность может предполагать реализацию в смешанных (межшкольных] классах или группах образовательных программ, например, профильных предметов, элективных курсов, социальных практик, проектно-исследовательской деятельности в системе предпрофильной подготовки и профильного обучения.
Дистанционная функция предполагает реализацию образовательных программ с использованием средств дистанционных технологий, например, в системе предпрофильной подготовки и профильного обучения; при организации работы с высокомотивированными детьми (очно-заочные школы].
Методическая функция направлена на осуществление научно-методической, информационной и консультационной поддержки образовательных учреждений, например, в реализации предпрофильной подготовки и профильного обучения, накоплении и передаче опыта в области профильного обучения, повышении квалификации педагогических кадров профильного обучения.
Особенности деятельности сельской базовой школы:
- образовательное пространство не ограничивается стенами учебного заведения, а охватывает школы, входящие в ее сеть;
- устанавливаются партнерские отношения образовательного учреждения с другими учебными заведениями, предприятиями, организациями, действующими на селе, также других поселений (там, где находятся школы, входящие в ее сеть];
- создается нормативно-правовая база формирования внутренних и внешних связей и отношений с целью интеграции ресурсов и усилий субъектов образовательной деятельности;
- координация совместной деятельности учебных заведений и их социальных партнеров обеспечивается органами местного самоуправления;
- формируется уникальная и эффективная образовательная система учебного заведения как благоприятная среда для интеллектуального, нравственного и физического развития сельских детей.
Цели сельской базовой школы как ресурсного центра формирования единого образовательного пространства:
- выравнивание условий для получения учащимися сельской местности полноценного образования путем создания, наряду с традиционными, гибких форм дошкольного и дополнительного образования детей в структуре единого образовательного пространства;
- обеспечение доступа сельских школьников к качественным знаниям за счет использования транспортных схем доставки учащихся в базовую школу, интеграции общеоб-
разовательной школы с учреждениями дошкольного и дополнительного образования детей;
- поддержка инновационных образовательных структур, формирующихся в сельской местности;
- создание для учащихся сельских населенных пунктов системы школьных перевозок учащихся в школьном округе, обеспечивающей условия равного доступа к образовательным ресурсам, соответствующим требованиям материально-технического, кадрового и методического обеспечения образовательного процесса;
- создание условий для всесторонней подготовки учащихся к самостоятельной жизни и сельскохозяйственному труду, жизненному и профессиональному самоопределению на основе усиления взаимосвязей общеобразовательного учреждения и производственных структур данной территории, предпрофес-сиональной специализации школ;
- модернизация системы повышения квалификации кадров для общеобразовательных учреждений школьного округа. Заметим, что увлечение модернизацией без планирования ожидаемых результатов скорее вредно [3, с. 13].
Направления совместной деятельности базовой сельской школы и школ, входящих в ее сеть:
- улучшение различных аспектов жизни школьных сообществ;
- изменение форм, содержания и качества образования;
- изменение качества жизни сельских сообществ посредством изменения качества образования участников;
- активное включение школьных сообществ в решение актуальных проблем сегодняшней сельской жизни;
- привлечение сельских сообществ в школьные дела и управление ими;
- кооперирование в учебном процессе (компьютерное обучение, спецкурсы по различным предметам, подготовительные курсы для поступающих в вузы];
- методическая работа;
- воспитательная работа (встречи-учеба актива старшеклассников, спортивные состязания, смотры художественной самодеятельности];
- учебно-производственная деятельность (сельскохозяйственные работы, ведение под-
собного хозяйства, организация внеклассной трудовой занятости обучающихся, летних лагерей].
Одно из важных направлений деятельности базовой сельской школы - профилизация образования. Цель - создание системы специализированной подготовки (профильного обучения] в старших классах общеобразовательной школы, ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся, с учетом реальных потребностей рынка труда, запросов учащихся и их родителей.
Для эффективного управления введением профильного обучения необходимы:
- создание и корректировка нормативно-правовой базы профильного обучения в условиях школьного округа;
- отработка гибкой системы профилей и кооперации старшей ступени школы с учреждениями начального, среднего, высшего профессионального образования;
- формирование учебно-материальной базы для реализации профильного обучения по направлениям, востребованным в территории, в Тюменской области;
- создание системы повышения квалификации педагогических кадров для работы в профильной старшей школе в условиях школьного округа;
- осуществление мониторинга и оперативного регулирования процесса введения профильного обучения;
- проведение комплекса мероприятий по информационной поддержке профильного обучения;
- разработка моделей организации профильного обучения.
Практика показывает, что сельская базовая школа как ресурсный центр является оптимальной для организации профильного обучения в образовательных учреждениях, входящих в сеть. При этом необходимо предусмотреть возможность использования дистанционного обучения. Сетевое взаимодействие образовательных учреждений в условиях сельского социума позволяет эффективно решать проблемы нехватки высококвалифицированных специалистов, способствует распространению передового опыта и его внедрению в образовательный процесс сетевых школ, а также позволяет выстраивать индивидуальную траекторию обучения сельского школьника.
Миссия сельской базовой школы как ресурсного центра формирования единого образовательного пространства - всячески поддерживать и развивать детей, выявлять и стимулировать проявление их индивидуально-личностного и творческого потенциала и учебно-познавательных возможностей, создавать условия для формирования информационной культуры, роста индивидуальных психологических ресурсов школьников, расширяя возможности выстраивания учеником собственной образовательной траектории в соответствии с интересами, способностями, намерениями на основе внедрения образовательных технологий в процесс обучения на всех его ступенях, организации предпрофиль-ного и профильного обучения школьников, развития школы как социокультурного центра сельского поселения.
Единое образовательное пространство, в котором учащиеся могут опробовать себя в разных учебных и внеучебных ситуациях, пережить успех и состояние творческого акта, в условиях школьного округа должно быть максимально вариативным, разнообразным по своему содержанию и представленным в нем способам деятельности.
Направления взаимодействия сетевой школы со школами-партнерами определяются прежде всего наличием (распределением] ресурсов как сельской базовой школой, так и школами-партнерами:
- выполнение практической части Госстандарта по общеобразовательным предметам в специализированных кабинетах базовой школы (проведение лабораторных и практических занятий по предметам естественно-математического цикла];
- проведение уроков по общеобразовательным предметам с использованием технических и электронных ресурсов базовой школы;
- организация подготовки к государственной (итоговой] аттестации 9, 11 классов (консультирование, проведение элективных курсов и предметов по выбору];
- организация работы с высокомотивированными и талантливыми детьми;
- предпрофильная подготовка обучающихся в 9-х классах и организация профильного обучения в старшей школе;
- формирование единого образовательного пространства путем координации планов
воспитательной работы, организации совместной досуговой занятости детей;
- оказание платных дополнительных образовательных услуг (создание опорных пунктов с вузами];
- организация учебно-методической работы с педагогами, родителями.
Главным требованием при планировании и проведении сетевых мероприятий является своевременная обработка промежуточных результатов, направленная на их использование, продвижение идеи сетевого образования, перенос и передачу полученного опыта.
Проведенное исследование позволило выявить, что в качестве положительных результатов сетевого взаимодействия деятельности сельских базовых школ большинством школ называются следующие изменения:
- полное или частичное решение кадровой проблемы при открытии вакансий (за счет планирования работы учителей базовых школ];
- единый график работы логопедов, психологов, социальных педагогов;
- организация сетевых методических объединений (обмен и распространение педагогического опыта];
- повышение ответственности педагогов и качества проведения уроков, рациональное использование времени педагогов;
- достижение системности и своевременности выполнения в полном объеме практической части по предметам естественнонаучного цикла;
- создание условий для качественного обучения за счет максимального использования специализированных кабинетов в полном объеме и за счет использования электронных ресурсов;
- проведение единых контрольных и сре-зовых работ для учащихся начальной, основной и средней школы (2, 4, 5-7, 9-11 кл.), что позволяет проконтролировать объективность выставления отметок и качество преподавания общеобразовательных предметов;
- организация индивидуально-группового обучения учащихся 10-11 классов (предметы по выбору] на основе реализации часов школьного компонента;
- расширение возможностей для обновления организации предпрофильной подготовки и профильного обучения старших школьников.
Важной задачей для муниципальной системы образования является разработка критериев и показателей эффективности сетевого взаимодействия. В зависимости от целей и направлений, реализуемых в сети, осуществляется выбор критериев и показателей эффективности сетевого взаимодействия.
Применительно к нашему исследованию эффективность деятельности базовой сельской школы как координатора сетевого взаимодействия в школьном (образовательном] округе должна определяться следующими положениями.
Сельская базовая школа - не только оптимальный вариант трансляции результатов инновационной деятельности самой базовой сельской школы, но и форма взаимообмена инновационным опытом школ сети, база проектирования и апробации форм сетевого взаимодействия ОУ, аккумулятор информации об успешных образцах инновационной и образовательной деятельности образовательных учреждений.
Сельская базовая школа, работая на сеть, развивается сама и способствует развитию образовательных учреждений сети по актуальным направлениям инновационной деятельности.
Различные формы сетевого взаимодействия образовательных учреждений позволяют использовать ресурсы школ сети для обеспечения доступности и качества обучения учащихся.
Активными формами работы являются семинары, мастер-классы, творческие мастерские для педагогических коллективов и организация развивающих интеллектуальных игр, конкурсов, турниров, марафонов для обучающихся.
Сетевое взаимодействие образовательных учреждений на уровне учащихся:
- расширяет спектр форм работы с мотивированными, успешными в учебной деятельности детьми;
- увеличивает возможности каждой школы по вовлечению обучающихся 1-10 классов в интеллектуальную среду сверстников;
- расширяет поле выбора детьми собственной образовательной траектории, профиля обучения и в конечном итоге профессиональных предпочтений;
- повышает учебную мотивацию, уровень толерантности, развивает коммуникативные
навыки, способствует ранней социализации школьников.
сетевого взаимодействия, представляющего собой согласование действий субъектов для достижения общих целей; организацией взаимодействия в формах коллективно распределенной деятельности.
Таким образом, потенциал сельской базовой школы в построении единого образовательного пространства на основе сетевого взаимодействия определяется содержанием
Литература
1. Кравцов А. О. Управление образовательными системами на основе принципов «сетевой организации» // Экстернат.рф [Электронный ресурс]. URL: http://ext.spb.ru/2011-03-29-09-03-14/84-education-management/837--l-r (дата обращения: 24.10.2014).
2. Фильчиков Ю. А., Харчевникова Е. Л. Оценка эффективности модели сетевого взаимодействия в организации предпрофиль-ной подготовки и профильного обучения //Вопросы интернет-образования. № 56 [Электронный ресурс]. URL: http://vio. uchim.info/Vio_56/cd_site/articles/art_4_7.htm (дата обращения: 24.10.2014).
3. Суртаева Н. Н. Преобразование, или модернизация, или реформирование педагогического образования - заказ будущему // Проблемы педагогической науки в профессиональной школе : материалы 14 междунар. науч.-практ. конф. - СПб.: Экспресс, 2013. - С. 9-13.
4. Зубарева Т. А. Использование сетевого взаимодействия для инновационного развития образовательных учреждений : авто-реф. дис. ... канд. пед. наук - Томск, 2011. - 24 с.