Пспхопого-педагогическая коррекция состояний
УДК 159.96
ПРОФИЛАКТИКА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ДЕЗАДАПТАЦИИ СОТРУДНИКОВ ОВД
М. В. Корехова, А. Г. Соловьев, И. А. Новикова
Выявлены особенности психологической адаптации у сотрудников органов внутренних дел в процессе профессиональной деятельности. Разработаны рекомендации по профилактике явлений дезадаптации сотрудников в соответствии с условиями служебной деятельности; предложен перечень мероприятий по совершенствованию программ психологического сопровождения личного состава правоохранительных органов.
Ключевые слова: психологическая дезадаптация, сотрудники правоохранительных органов, профилактика.
Служба в правоохранительных органах связана с необходимостью постоянной работы в режиме большого напряжения и самоотдачи. Эта деятельность требует соблюдения строгой иерархии, особого организационного построения и межличностного общения, дисциплины, приближающейся к военной, повышенной социальной и профессиональной ответственности и высокой степени риска потери здоровья, а иногда и жизни.
Выполняющие служебные и профессиональные обязанности в условиях, осложненных воздействием эмоциональных и стрессовых факторов, связанных с обострением криминальной обстановки, локальными боевыми действиями, сотрудники полиции могут быть отнесены к группе риска возникновения стрессовых состояний и, как следствие, развития психологической дезадаптации 1.
Проблема дезадаптации личности изучается с различных позиций в медицине, педагогике и в разнообразных отраслях психологии: медицинской, педагогической, юридической, социальной, превентивной. Психологическая дезадаптация сотрудников органов внутренних дел (ОВД) негативно сказывается как на самой личности, так и на качестве выполняемой им деятельности 2, поэтому возрастает роль психологического обеспечения служебной деятельности сотрудников правоохранительных органов и, в частности, профилактики проявлений дезадаптивного поведения.
Целью исследования стало выявление особенностей психологической адаптации у сотрудников правоохранительных органов для разработки программы профилактики дезадаптационных нарушений.
Материал и методы исследования. Объектами исследования явились 153 сотрудника ОВД по Архангельской области; средний возраст составил 33,66±7,26лет (М±у).
С помощью многоуровневнего личностного опросника (МЛО) «Адаптивность»3 определялись адаптационные возможности сотрудников на основе оценки психофизиологических и социально-психологических характеристик личности, отражающих интегральные особенности психического и социального развития. Для оценки толерантности (стрессоустойчивости) к организационному стрессу нами была использована шкала организационного стресса Мак-Лина 4. С применением опросника «Эмоциональное выгорание» В. В. Бойко5 изучали картину эмоционального выгорания с выделением ведущих симптомов «эмоционального выгорания» и определения фазы развития стресса — «напряжения», «резистенции», «истощения». Ситуативную и личностную тревожность определяли тестом Ч. Спилбергера в модификации Ю. А. Ханина 6. Для диагностики личностных особенностей использовался метод проективного теста «Несуществующее животное» М. 3. Дукаре-
7 ~
вича ' с оценкой таких показателей, как агрессивность, тревожность, низкая самооценка, трудности в адаптации, импульсивность, интраверсия, подчеркнутый сексуальный интерес, демонстративность, депрессия.
Для обработки результатов применялся пакет прикладных статистических программ 8Р88 (версия 15) и стандартные расчетные методы8. Для достоверности разницы средних при анализе количественных данных с нормальным распределением использовался метод Стьюден-та; с ненормальным распределением—и-критерий Манна-Уитни. Для анализа различий по частоте встречаемости использовался ц-критерий Фишера. Применялись корреляционный (критерий Пирсона) и факторный анализы.
Результаты и их обсуждение. Все сотрудники в соответствии со стрессогенными условиями служебной деятельности нами были разделены на три группы:
I группа—31 чел. (20,3%), находившийся ранее в командировках в Северо-Кавказском регионе (СКР); II группа — 22 чел. (14,4%), которые не были в командировках, но в ходе выполнения профессиональных обязанностей сталкивались со стрессовыми ситуациями и страхом за свою жизнь; III группа — 100 чел. (65,4%), не ездивших в командировки в СКР и не сталкивавшихся с указанными стрессовыми ситуациями.
£ 49 м
48
47
46
45
44
43
I группа
II группа
III группа
Рис. 1. Показатели организационного стресса у сотрудников ОВД разных групп в зависимости от условий служебной деятельности (баллы)
Примечание. Различия достоверны при ** р < 0,01 в сравнении с группой I.
По результатам обследования по методике МЛО «Адаптивность» установлено, что снижение адаптационных способностей наблюдалось у 3,3% сотрудников
I группы, 9,0%—II, 5,0%—III группы, с наличием сложностей в процессе адаптации, нервно-психических срывов, низким уровнем нервно-психической устойчивости и конфликтностью. Для 3,3% сотрудников I группы отмечен низкий уровень коммуникативных способностей, с наличием сложностей в умении достигнуть контакта и взаимопонимания с окружающими и высоким уровнем конфликтности. Низкий уровень поведенческой регуляции, характеризующийся снижением уровня нервно-психической устойчивости и социального одобрения, свойствен для 4,6% сотрудников II группы. Среди сотрудников III группы у 2,0% их отмечен низкий уровень коммуникативных способностей и у 5,0% — низкий уровень моральной нормативности, что проявлялось неумением достигать взаимопонимания с окружающими и сложностями в восприятии морально-нравственных норм проведения.
В целом дезадаптационные нарушения отмечались наиболее часто у сотрудников I (16,7%), реже — III (6,9%) и II групп (4,6%). По шкале астенических реакций и состояний был выявлен низкий показатель у 16,7% сотрудников I группы, 4,6% — II, 4,0% — III группы — с ухудшением сна, снижением аппетита, отсутствием мотивации к профессиональной деятельности, низкой толерантностью к неблагоприятным факторам труда, высоким уровнем тревожности, ипохондрической фиксацией. Низкие показатели по шкале психических реакций и состояний, проявляющиеся высоким уровнем нервнопсихического напряжения, агрессивностью, ухудшением межличностных контактов, нарушением моральнонравственной ориентации, были обнаружены у 6,7% в I, 9,0% — II и у 2,0% сотрудников — III группы.
Сотрудники I группы, в отличие от II и III, имели более высокие значения по шкале психопатии базовых шкал СМИЛ первого уровня (р<0,05), отличаясь признаками социальной дезадаптации, агрессивности, кон-
фликтности, частой сменой настроения, интересов и привязанностей.
Факторный анализ у сотрудников I группы показал, что на первом месте был фактор «невротичность» (29,15%), включающий шкалы ипохондрии, психопатии, психастении, шизоидности, что говорило о наличии невротических проявлений и ригидности обследуемых. Второй по значимости фактор — «оптимистичность» (18,16%) — свидетельствовал о склонности к повышенному настроению, чрезмерной активности, бурной деятельности. Третий фактор — «демонстративность» (14,12%) — говорил об истерии, эмоциональной лабильности, обращенности интересов в мир внутренних переживаний.
Во II группе было выделено три значимых фактора. Первый — «оптимистичность» (40,34%) — свидетельствовал о приподнятом настроении, частной перемене настроения, нерешительности, беспечности. Второй фактор — «невротичность» (19,52%) — включал шкалы ипохондрии и паранойяльности. Третий фактор — «эгоцентричность» (12,09%) — говорил о вытеснении сложных психологических проблем, демонстративности, большой обращенности интересов в мир внутренних переживаний.
В III группе на первом месте был фактор «невротичность» (32,41 %), включающий шкалы ипохондрии, психопатии, психастении, паранойяльности. Второй фактор — «депрессия» (13,44%) — говорил о преобладающем сниженном фоне настроения, отчужденности в межличностных отношениях, сниженной активности, пессимистичности. Третий фактор — «эгоцентричность» (11,91%) — включал шкалы истерии и социальной интроверсии и свидетельствовал о вытеснении сложных психологических проблем, социальной и эмоциональной незрелости личности, значимой обращенности интересов в мир внутренних переживаний.
У большинства сотрудников по методике Мак-Лина отмечались умеренные показатели организационного стресса (рис. 1). Наиболее часто высокий показатель орга-
Психосоматические и псижвегетативные нарушения Личностная отстраненность Эмоциональная отстраненность Эмоциональный дефицит Редукция профессиональных обязанностей Расширение сферы экономии эмоций Эмоционально-нравственная дезориентация Неадекватное эмоциональное избирательное реагирование
Тревога и депрессия Загнанность в клетку Неудовлетворенность собой Переживание психэтравматирующих обстоятельств
0123456789 10 11 12
Баллы
ИI группа ■ II группа ■ Ш группа
Рис. 2. Симптомы эмоционального «выгорания» у сотрудников ОВД (в баллах)
Примечание. Здесь и на рис. 3 различия достоверны при * р<0,05, ** р<0,01, *** р<0,001; а — в сравнении с I, б — в сравнении со II группами.
низационного стресса встречался во II группе (45,5%), несколько реже — в III (32,7%) и только у 16,7% сотрудников I группы — с наличием низкой толерантности к организационному стрессу, связанной с неумением общаться, адекватно оценивать ситуацию без ущерба для своего здоровья и работоспособности, быстро восстанавливать свои силы.
По методике «Эмоциональное выгорание» В. В. Бойко у большинства обследуемых всех групп не было обнаружено полностью сформированных фаз профессионального «выгорания», тем не менее, фаза резистен-ции, проявляющаяся неадекватным эмоциональным реагированием, эмоционально-нравственной дезориентацией, редукцией профессиональных обязанностей, была сформирована у 16,7% сотрудников I, у 18,2% — II, у 7,9% их—III групп (рис.2).
Фаза истощения находилась на стадии формирования у 6,7% сотрудников I, у 4,6%—II, у 3,0%—III групп; для них были свойственны симптомы эмоциональной и личностной отстраненности, психосоматических и со-матовегетативных нарушений.
По методике Спилбергера-Ханина высокий показатель личностной тревожности наблюдался чаще во
II (72,7%), несколько реже — в I (56,7%) и III (52,5%) груп-
пах, при этом тревожность, как личностная черта, чаще отмечалась у сотрудников, которые были в ситуациях стресса, сопровождающихся страхом за свою жизнь. Высокий показатель ситуативной тревожности, характеризующийся напряжением, беспокойством, нервозностью, отмечался у 5,9% в III и 4,6% во II группах, и не был отмечен в I группе сотрудников.
По проективной методике «Несуществующее животное» достоверно более высокий показатель демонстративности был выявлен во II группе сотрудников (р<0,01) (рис.3). У сотрудников I группы по сравнению со II группой показатели были выше по шкале депрессии (р<0,05). Представители I группы, в отличие от II и III, имели меньший уровень агрессивности (р<0,05).
У сотрудников I группы повышенный уровень личностной тревожности был связан с высоким показателем организационного стресса (1=0,546, р=0,003), низкой поведенческой регуляцией (1=0,443, р=0,018), депрессивным состоянием (1=0,498, р=0,007) и нерешительностью (1=0,512, р=0,005).
Во II группе была обнаружена зависимость между ситуативной тревожностью и поведенческой регуляцией (г=-0,532, р=0,019). У сотрудников с высоким уровнем личностной тревожности были выше показатели орга-
Депрессия Демонстративность Подчеркнутый сексуальный интерес
Интроверсия Импульсивность Трудности в адаптации Низкая самооценка Тревожность Агрессивность
1 1 Т
—1
*—1
и а*
10
20
15
М I группа ■ II группа ■ III группа
Рис. 3. Показатели по шкалам проективного теста «Несуществующее животное» у сотрудников ОВД
25
Б аллы
низационного стресса (1=0,509, р=0,026) и склонность к социальной пассивности, подчиняемости (1=0,521, р=0,022).
В III группе выявлены связи между личностной тревожностью и поведенческой регуляцией (г=0,480, р=0,035), коммуникативным потенциалом (г=0,422, р=0,000), психотическими реакциями (г=0,299, р=0,003), ипохондрией (г=0,239, р=0,019): чем выше был уровень личностной тревожности, тем ниже поведенческая регуляция, коммуникативный потенциал, выраженное нервно-психическое напряжение, выше склонность к социальной пассивности, подчиняемости.
Таким образом, сотрудники всех групп с высоким уровнем личностной тревожности проявляли склонность к социальной пассивности, подчиняемости и нерешительности, а также обладали сниженной нервно-психической устойчивостью.
Профилактика психологической дезадаптации представляет собой совокупность предупредительных мероприятий, ориентированных на снижение вероятности развития ее предпосылок и проявлений.
В соответствии с полученными результатами исследования профилактика явлений психологической дезадаптации будет различаться в зависимости от условий служебной деятельности. Считается, что профилактика более эффективна в форме воздействия на условия и причины, вызывающие психологическую дезадаптацию на ранних этапах проявления проблем.
При профилактике явлений психологической дезадаптации у представителей I группы необходимо обращать внимание на развитие коммуникативных способностей и умений распознавать свои эмоции, расслаб-
ляться, а также усвоение навыков самопознания. Профилактические мероприятия должны включать:
— обучение способам эмоционально-волевой саморегуляции в обычных, а также экстремальных ситуациях;
— релаксационные занятия;
— обучение эффективным способам совладания со стрессом;
— коммуникативный тренинг;
— развитие профессионально-психологических качеств, необходимых для успешных действий в напряженной и опасной обстановке.
В ходе профилактических мероприятий для сотрудников, относящихся ко II группе, следует обратить внимание на повышение нервно-психической устойчивости и уверенности в своих силах и действиях. Рекомендуются такие мероприятия, как:
— ранняя психодиагностика психологической дезадаптации (методики изучения личностных особенностей, психических состояний и особенностей реагирования на стресс);
— информирование сотрудников: об основных стресс-факторах штатных и экстремальных условий служебной деятельности;
— обучение: эффективным способам совладания со стрессом и адаптивного поведения в экстремальных условиях служебной деятельности; приемам произвольной саморегуляции психического состояния; алгоритмам конструктивного психологического взаимодействия и воздействия на окружающих; развитию профессионально-психологических качеств, необходимых для успешных действий в напряженной и опасной обстанов-
ке; формированию психологической устойчивости, способности успешно действовать в условиях эмоционального напряжения, умений владеть собой и не допускать срывов в поведении; развитию профессиональнопсихологических умений и навыков: психологического анализа обстановки, психологической наблюдательности, умения вести переговоры и оказывать психологическое воздействие на правонарушителей;
— тренинг уверенности в себе;
— тренинг принятия решений.
Профилактические мероприятия для представителей
III гр. должны быть направлены на развитие адекватной самооценки и профессиональных качеств сотрудников ОВД, осознание своего места и роли в коллективе и в системе правоохранительных органов. Рекомендуемые профилактические мероприятия включают:
— информирование сотрудников о негативных последствиях использования неэффективных способов совладания со стрессом;
— обучающие занятия, направленные на: формирование и развитие патриотических и моральных основ честной и ответственной службы; развитие специальной мотивация личного состава на самоотверженные действия при решении ответственных задач, понимание государственной необходимости их решения; совершенствование профессионально значимых качеств, навыков и умений в соответствии со спецификой деятельности различных подразделений; формирование положительных установок на профессиональное и личностное самосовершенствование и нормативной стратегии поведения сотрудников (профессиональный рост, дисциплинированное поведение, товарищество, наставничество, мужество, честность).
Заключение. Среди сотрудников правоохранительных органов, бывших в командировках в СКР, каждый шестой имеет признаки социальной и психологической дезадаптации, ухудшение сна, снижение аппетита, отсутствие мотивации к профессиональной деятельности, низкую толерантность к неблагоприятным факторам труда, высокий риск профессионального «выгорания», признаки агрессивности, конфликтности, частую перемену настроения, интересов, привязанностей, низкий уровень коммуникативных способностей, проявления организационного стресса.
Среди обследуемых, которые были в ситуациях стресса, сопровождающихся страхом за свою жизнь, 2/3 обладают высоким уровнем личностной тревожности, каждый второй — высоким уровнем организационного стресса, каждый десятый — снижением адаптационных способностей, высоким уровнем нервно-психического напряжения, агрессивностью, ухудшением межличностных контактов.
Только у 5,0% сотрудников, которые не были в командировках и не переживали витального стресса, отмечаются неумение достигать взаимопонимания с окружающими, сложности в восприятии морально-нравственных норм проведения, высокий показатель ситуативной тревожности.
При профилактике психологической дезадаптации у сотрудников I группы необходимо делать акцент на развитие коммуникативных способностей и умений распознавать свои эмоции и расслабляться, а также получение навыков самопознания. В ходе профилактических мероприятий во II группе следует обратить внимание на повышение нервно-психической устойчивости и уверенности сотрудников в своих силах и действиях. Профилактические мероприятия для представителей III группы должны быть направлены на развитие адекватной самооценки и профессиональных качеств, осознание своего места и роли в коллективе и в системе ОВД.
Результаты исследования необходимо учитывать при разработке и совершенствовании программ психологического сопровождения личного состава правоохранительных органов.
1 Организация психологического обеспечения деятельности сотрудников органов внутренних дел в экстремальных условиях : метод. пособие / под ред. В. М. Бурыкина. М., 2004. 240 с. ; ТарабринаН. В. Практикум по психологии пост-травматического стресса. СПб., 2001. 272 с.
2 Змановская Е.В., Новикова И. А., Сложеникин А. П. Особенности социально-психологической адаптации сотрудников органов внутренних дел к экстремальным условиям служебно-боевой деятельности // Вестник психотерапии. 2009. № 29(34). С. 66-80 ; КотенёвИ. О. Психологические реакции работников милиции в чрезвычайных обстоятельствах и пост-стрессовые состояния: предупреждение и психологическая коррекция // Психопедагогика в правоохранительных органах. 1996. № 1. С. 76 ; Ксенофонтов А. М., Беликов И. И., Новикова И. А. Психологическая адаптация сотрудников милиции в стрессогенных условиях служебной деятельности // Психо педагогика в правоохранительных органах. 2010. № 1(40). С. 54-57.
3 Организация психологического обеспечения деятельности сотрудников органов внутренних дел в экстремальных условиях.
4 Водопьянова Н. Е., Старченкова Е. С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. СПб., 2009. 336 с.
5 Бойко В. В. Синдром «эмоционального выгорания» в профессиональном общении. СПб., 1999. 105 с.
6 Общая психодиагностика / под ред. А. А. Бодалева, В. В. Столина. М., 1987. 304 с.
7 Цит. по: Романова Е. С. Графические методы в практической психологии. СПб., 2001. 416 с.
8 Наследов А. Д. Математические методы психологического исследования. Анализ и интерпретация данных. СПб., 2006. 392 с.