ности, на поиск внутренних ресурсов и характеризуется более выраженной субъектной позицией, высокой степенью обобщенности при рефлексии собственных ресурсов в реализации личностных ценностей. Барьерность при этом сопряжена с опорой на отчужденные от самого субъекта ресурсы и с фиксацией на барьерах, на необходимости преодоления препятствий. Полученные результаты расширяют представление о психологическом содержании динамических тенденций барьерности-реализуемости личностных ценностей и раскрывают особенности их проявления в представлениях личности о барьерах и ресурсах в период ранней взрослости.
Литература:
1. Асеев В.Г. Личностная значимость и вероятность событий // Проблемы психологии личности: советско-финский симпозиум / Отв. ред. Е.В.Шорохова,
О.И.Зотова. — М.: Наука, 1982. — С. 236 — 242.
2. Братусь Б.С. Аномалии личности.— М.: Мысль, 1988.
3. Леонтьев А.Н. Образ мира // Избранные психологические произведения.— М., 1983. - С. 251 — 261.
4. Леонтьев Д.А. Новые горизонты проблемы смысла в психологии // Проблема смысла в науках о человеке (к 100-летию Виктора Франкла) / Материалы международной конференции. — М.: Смысл, 2005. — С. 36 — 49.
5. Леонтьев Д.А. Психология смысла: природа, структура и динамика смысловой реальности. — М.: Смысл, 1999.
6. Салихова Н.Р. Типы смыслообразо-вания в контексте личностных ценностей.— Казань: Издательский центр КГУ, 2005.
7. Салихова Н.Р. Жизненное пространство личности в зависимости от барьерности или реализуемости ценностей // Известия Тульского государственного университета. Серия «Психология». Выпуск 6 / Под ред. Е.Е. Сапоговой. — Тула: Издательство ТулГУ, 2006. — С.149—165.
8. Салихова Н.Р. О механизме барь-ерности-реализуемости личностных ценностей в структурировании жизненного пространства // Третья Всероссийская научно-практическая конференция по экзистенциальной психологии: материалы сообщений / Под ред. Д.А. Леонтьева. — Москва: Смысл, 2007. — С. 103—106.
9. Фанталова Е.Б. Об одном методическом подходе к исследованию мотивации и внутренних конфликтов // Психологический журнал. — 1992.— Т.13.— №1. — С. 107—117.
10. Шакуров Р.Х. Психология смыслов: теория преодоления // Вопросы психологии.— 2003.— №5. — С. 18 — 33.
ПРОФИЛАКТИКА ПОДРОСТКОВОЙ ИНТЕРНЕТ-АДДИКЦИИ В ПРОЦЕССЕ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ И ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ
ТЕХНОЛОГИЙ
В.Г. Соловьянюк-Кротова
В статье поднимается проблема профилактики одной из разновидностей девиантного поведения — интернет-аддикции. Раскрывается механизм ее возникновения у подростков и рассматриваются возможности профилактики интернет-аддикции в учебной деятельности в процессе обучения информатике и информационно-коммуникационным технологиям.
Ключевые слова: девиантное поведение, интернет-аддикция, учебная деятельность.
The article deals with the prevention issue of Internet addiction, the latter being a sort of deviant behavior. The author discloses the mechanism of its formation in the adolescence and considers the possible ways of Internet addiction prevention in the course of information science and information — communication technologies teaching.
Key words: deviant behavior, internet-addiction, educational activity.
В связи с интенсивным развитием той части интернета, которую принято называть рунетом (русским интернетом), подростки оказались под массированным воздействием всемирной паутины на личность. Интернет-среда как сложная знаковая система и психологическое орудие опосредует основные виды деятельности в сформировавшемся сообществе пользователей.
Согласно исследованиям лаборатории Калифорнийского университета под руководством М. Коул, в интернете формируется особая «социальная виртуальная реальность». Наполняют эту реальность почти закрытые подпространства, заполненные текстами, звуками, изображениями, отчужденными от субъекта автопроекциями реальных либо мнимых людей. Исследуя социум данной реальности, ученые особо отмечают влияние этой среды на формирование у пользователей «наркотического» типа зависимости от интернета. М. Гриффитсом (Griffiths, 1995) введено понятие «технологические зависимости», разделяющиеся на пассивные (просмотры сайтов, видео и др.) и активные (интернет-игры). Одним из направлений развития компьютерной зависимости стала новая форма девиантно-
го поведения — интернет-аддикция (синонимы: нетаголизм, избыточное применение интернета).
По своим личностным особенностям подростки подвержены развитию у них интернет-аддикции сильнее, чем люди других возрастов. В странах, где интернет распространился раньше, исследования показывают удручающие результаты. По данным корейских исследователей, среди старших школьников интернет-аддикция регистрируется у 38% подростков, пользующихся интернетом (Kim et al., 2005). Мониторинг пользователей интернетом, проведенный корпорацией Ромир (http://romir. ru/), показал, что число российских несовершеннолетних в сети за последние 5 лет возросло до 33%. Рядом исследователей показано, что применение интернета может способствовать аутизации детей и подростков, вести к неадекватным эффектам в процессах социальной перцепции и др. (Бабаева, Войскунский, 1998) [1].
Констатировать интернет-аддикцию можно, опираясь на критерии диагностики поведенческих аддикций И. Маркса (Marks, 1990).
Одной из важнейших социальных потребностей подросткового возраста является потребность в самоутверж-
дении. В процессе самоутверждения подросток добивается того, чтобы его собственная оценка своих качеств совпадала с оценкой со стороны социума. Реальное самоутверждение — это соответствие высокой самооценки подростка оценке социума, которое достигается за счет реальных успехов в какой-либо деятельности. Если этого нет, то субъект пытается удовлетворить реальную потребность в самоутверждении через осознанное или неосознанное стремление хотя бы казаться таким человеком, каким ему хотелось быть. К способам иллюзорного самоутверждения можно отнести алкоголизм, наркоманию, манипулирование другими людьми и т.п.
С развитием компьютерных технологий появилось новое поле деятельности для самоутверждения — интернет-среда: электронная почта, сайты общения и знакомств, социальные сервисы, погодные службы, телемагазины, интернет-пейджинг, файл-обменнные сети, он-лайн-развлечения и другие виды работы в интернете. Израильские ученые отмечают, что «кажется, нет такого аспекта в жизни, который не затронул бы интернет» (И.Амичай-Хамбургер и Е. Бен-Арци, 2003 г.). Но при этом появились и новые возможности для иллюзорного самоутверждения.
Имидж современного подростка обязательно включает в себя телефон, поддерживающий интернет-технологии, или смартфон, использующий мобильную операционную систему. Такой подросток обычно бывает зарегистрирован в нескольких популярных социальных сетях (например, на vkontakte), на десятке
форумов; участвует в он-лайн-играх; имеет 3 — 4 номера icq и т.п.
Анализируя список членов сообщества школы № 129 г. Уфы в социальной сети, мы обнаружили, что 70% ее участников — это учащиеся 8 — 9 классов. В 15 — 16 лет реальные достижения большинства подростков минимальны. Однако они представляются как студенты престижных вузов или как перспективные менеджеры доходных фирм.
Аватара (аватарка) — небольшая анимированная или статичная картинка, которую пользователь интернета избирает в качестве своего личного представителя. У большинства подростков аватарки — это портреты известных людей, популярные персонажи фильмов, топ-модели, культуристы и т.д. Подростки не просто следуют принципу: «Кем хочу быть, так и выгляжу», они всегда рисуют образ себя, улучшенный по сравнению с тем, как они воспринимают себя. Представленные ими описания жизни опираются на вымышленные ситуации социальной успешности и благополучия. Так создается иллюзорное удовлетворение потребности в самоутверждении.
Для самоутверждения подростку также необходимо общение с себе подобными. Icq-пейджинг («Аська») позволяет общаться без условностей и преград. Для этого не обязательно быть грамотным, так как есть модный «олбанский» язык, при использовании которого слово не может быть написано одинаково дважды. Стесняющемуся, не умеющему проявить свои эмоции несовершеннолетнему на помощь приходят смайлики и
звукоподражания. Все это в принципе неплохо для начала развития личности. Но если развитие этим же и заканчивается, то вместо развития происходит деградация.
В некоторых случаях «Аська» служит поддержанию иллюзии нужности. Почти нервическое желание быть постоянно на связи заставляет подростка не расставаться с сотовым даже в ванной.
Максимальные возможности для мнимого самоутверждения дают онлайн-игры. Из многообразия интернет-игр подростки выбирают в основном ролевые групповые игры в воображаемом (виртуальном) пространстве. В нем функционирует пространство виртуального мирка, который живет по упрощенным правилам и развивается усилиями членов игрового сообщества. Созданные игроками (вплоть до внешнего воплощения) «персонажи» взаимодействуют друг с другом в нереальном социуме, тратя на это невосполнимое реальное время своей собственной жизни. Одновременно могут играть до 10 000 человек, а за день через популярную игру проходит около 40 000 людей.
Подростков в таких играх привлекают воображаемые социальные перспективы: возможность стать членом группы (клана), приобрести (заработать в бою, купить) псевдонавыки, недоступные в реальной жизни, общаться на темы, интересные всем, завести «нормальную» семью, «хороших и успешных» родителей и т.д. Возможности и предложения современных виртуальных игр расширяются день ото дня, а иллюзия самоутверждения в интернете стано-
вится ложным достоянием все большего числа подростков.
Интернет-среда в отличие от реальной жизни представляет собой уникальную возможность для многократных проб и ошибок. Не получилось в этот раз — перезагрузи игру и начни все сначала. И так до тех пор, пока не получится то, чего хочется. В реальной жизни очень трудно исправлять сделанные ошибки, а в некоторых случаях (ранение, аварии, инвалидность, смерть и т. п.) в принципе не возможно.
Интернет-игры, виртуальное общение внешне похожи на реальную жизнь в главном. Чтобы подниматься с одной социальной ступеньки на более высокую, необходимы определенные достижения, заслуги, успехи. Поэтому в интернет-играх для перехода на более высокий и престижный уровень играющему всегда предлагается выполнить какие-то конкретные задания — квесты, которые подростки с готовностью пытаются решить.
Многие подростки готовы выполнять какие-то иллюзорные задания потому, что в реальной жизни они многого не умеют делать, боятся неудачных решений, насмешек со стороны сверстников и взрослых. Интернет-игра предоставляет им возможность путем многократных проб и ошибок без свидетелей и комментаторов установить правила успешной игры. А на решение же жизненно важных для подростка задач путем проб и ошибок у него часто нет ни времени, ни средств, ни сил.
Интернет-технологии дают подростку возможность представить себя в статусе успешного взросло-
го. Происходит псевдореализация мечты о самоутверждении. Поэтому заметная часть подростков восприняла интернет-технологии как новые возможности для иллюзорного самоутверждения.
Упрощение доступа в интернет, удешевление услуг и сопутствующей техники ставит всех современных подростков в группу риска виртуальной зависимости.
Интернет-аддикция относится к нехимическим (поведенческим) ад-дикциям. Для коррекции возникших интернет-аддикций предлагаются или запретительные меры, или медицинские психиатрические средства [2].
Однако насильственное выключение «Аськи» или изъятие мобильного телефона воспринимается подростком как покушение на его личность ненавистным взрослым. Противостояние на основе запрета виртуального общения способно сделать врагами всех, кто старается оградить подростка от дальнейшего пребывания в сети.
Согласно нашей гипотезе, при правильной организации учебной деятельности подростка можно добиться профилактики появления интернет-аддикции. Профилактика должна осуществляться во время образовательного процесса за счет превращения учебной работы подростков в полноценную учебную деятельность [3].
При этом учебная деятельность на уроке:
— организуется на основе умений подростков в области интернет-технологий;
— опирается на потребность и готовность школьников к овладению теоретическими знаниями;
— является высокомотивированной;
— направляется на решение жизненно важных для подростка задач;
— принимает формы продуктивной совместной деятельности;
— повышает статус индивида как личности созданием условий для самовыражения и самореализации.
Учитель информатики владеет достаточной квалификацией для того, чтобы обнаружить у школьника предрасположенность к интернет-зависимости. Учитель создает условия для развития уже имеющихся навыков и интенсивного развития новых так, чтобы подросток стал успешен на уроке не менее, чем в виртуальном мире. Подростки понимают искусственность виртуального мира и охотно откликаются на ситуации, способствующие их самоутверждению в реальности.
Например, при изучении в 9-м классе инструментов «Растрового графического редактора» подросткам предлагается составить простой фотоколлаж. Каждый из них заранее готовит четыре фотографии: свою; того места, в котором он хотел бы побывать, но в ближайшее время это невозможно (место моей мечты); того материального предмета, который в их глазах олицетворяет успех или счастье; фотографию того, на кого хотел бы быть похож подросток.
Первый коллаж изготавливается совместно преподавателем и учащимися. Всем классом выбираются две случайные фотографии. При совмещении отдельных участков ученики видят недостатки, анализируют их причину, описывают словесно вероятный
способ решения задачи, как будто они просто рисуют на бумаге. После этого учитель показывает инструмент или набор инструментов, позволяющих проделать данную операцию в редакторе. Выявленные технологические приемы фиксируются учащимися в тетрадях. На глазах и при непосредственной активности учащихся появляется уникальный кадр. Остается зафиксировать в тетрадях параметры сохранения работы для печати, для экрана и для публикации в интернете.
Далее сугубо практические знания учащиеся реализуют в течение следующих 4-х уроков. Подростки занимаются совмещением фотографий, вырезанием фрагментов, работают со слоями, работают над коррекцией изображений для более точного соответствия. Их неподдельный интерес, желание поместить себя в самые невозможные и фантастические ситуации обеспечивают высокую мотивацию, целенаправленность учебной деятельности, соответствие учебной деятельности программному материалу.
Для девиантных подростков особенно ценным оказывается опыт общения с одноклассниками и учителем, так как данный проект заставляет их задуматься о будущем, прогнозировать свое собственное развитие, помечтать об «идеальном самом себе».
Навыки, приобретенные при выполнении проекта, могут быть ими применены непосредственно в на-
стоящем и при выборе будущей специальности. При наличии интернет-зависимости подростки испытывают серьезные сложности при проецировании себя в будущее, постоянно советуются с педагогом по вопросам жизнеопределения. Так учитель получает возможность оказывать непосредственное влияние на самоопределение подростка.
Применяя разработанную нами технологию организации учебной деятельности, мы добились хороших результатов в области самореализации, саморазвития, самоизменений подростков и в стремлении их к успеху. Комплекс тестовых методик показал позитивную динамику указанных качеств личности в экспериментальной группе. Тест определения склонности к отклоняющемуся поведению Н. Орел также показал позитивные изменения.
Литература:
1. Войскунский А.Е. Групповая игровая деятельность в интернете // Психологический журнал. — 1999. — Т. 20.— №1.
2. Лоскутова В.А. Интернет-зависимость как форма нехимических аддик-тивных расстройств: Автореф. дис. ... канд. пед. наук, 14.00.18. — Новосибирск, 2004.— 18 с.
3. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. — М.: Педагогика, 1986.— 240 с.