УДК 37
DOI 10.21661/Г-462733
М.И. Пальчикова
К ВОПРОСУ РАЗРАБОТКИ ПРОГРАММ ПРОФИЛАКТИКИ ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТИ
Аннотация: в статье рассматривается проблема эффективности профилактики интернет-зависимости и анализируются возможные варианты профилактики интернет-зависимости у младших школьников. Автор предлагает подходить к решению проблемы комплексно, разрабатывая социально-педагогические программы профилактики с использованием потенциала образовательной среды и учитывая особенности интересов и потребностей конкретных учащихся.
Ключевые слова: социально-педагогическая профилактика, интернет-зависимость, младший школьник, формы профилактической работы, принципы организации профилактики, образовательное учреждение.
M.I. Palchikova
TO THE QUESTION OF CREATING PROGRAMS FOR THE PREVENTION
OF INTERNET ADDICTION
Abstract: the article examines the problem of the effectiveness of preventing Internet addiction and analyzes possible options for preventing Internet addiction among younger schoolchildren. The author suggests addressing the problem in a comprehensive manner, developing social and pedagogical prevention programs using the potential of the educational environment and taking into account the specific interests and needs of specific students.
Keywords: social and pedagogical prevention, Internet addiction, junior school-child, forms of preventive work, principles of prevention organization, educational institution.
Сегодня дети с самого раннего возраста окружены технологиями, поэтому осваивать просторы Интернета они начинают уже с 6-7 лет. Интернет представляет собой новое «социокультурное пространство со своим особым языком, особым содержанием, которое зачастую невозможно контролировать. Внедряясь в детское сознание посредством оптических эффектов и образов» [4], это пространство не только формирует новые ценности и потребности, но и трансформирует их. Для родителей и педагогов очевидно, что появился новый вид психического расстройства детей - Интернет - зависимость. По мнению психологов, «проблема зависимости начинается тогда, когда стремление ухода от реальности, связанное с изменением психического состояния, начинает доминировать в сознании, становясь центральной идеей...» [1].
Важной особенностью зависимого поведения является возможность легкого перехода от одной формы зависимости к другой, с сохранением основных аддик-тивных механизмов. Соответственно, зависимость от Интернета позднее может повлечь за собой и другие, не менее опасные, для ребенка формы зависимости. Ученые подчеркивают, что достаточно часто наблюдается одновременное существование разнообразных видов зависимости. А. Холл и Д. Парсонс отмечали, что избыточное использование Интернета может навредить когнитивной, поведенческой и аффективной сферам, то есть повлиять на состояние здоровья человека [5].
Формирование компьютерной зависимости часто связано с особенностями воспитания и отношений в семье, наличием различных форм девиации родительских функций: гипоопека и отсутствие родительского контроля, гиперопека, завышенные требования и «комплекс неудачника», внутрисемейные конфронтации и др.
Как следствие нарушения детско-родительских отношений в семье возникают проблемы поведения у детей: замкнутость и неумение общаться, предпочтение виртуальной реальности реальным отношениям со сверстниками, разрыв семейных взаимоотношений и неуправляемость, изоляция и т. д. Таким образом,
неокрепшая и беззащитная психика ребенка становится легкой добычей кибер-преступников. Недостаток или отсутствие у родителей психолого-педагогических знаний об особенностях возрастной психики делают невозможным предотвращение конфликтов с детьми. Часто родители пребывают в состоянии отчаяния, не зная, как изменить сложившуюся ситуацию абсолютной зависимости их ребенка от компьютера и Интернета. Некоторые считают эту проблему нереша-емой. Многие работают над решением проблемы Интернет-зависимости, не учитывая достижения педагогики и возрастной психологии.
Профилактических программ, разработанных педагогами образовательных учреждений для детей разного возраста огромное количество. Хотелось бы определить основные теоретико-методологические ориентиры в организации профилактической работы в этом направлении.
Исходя из теоретических исследований и опыта работы с детьми, мы считаем, что интернет-зависимость можно предотвратить или минимизировать негативные последствия уже возникших предпочтений, если:
- придать этой увлеченности более рациональный характер;
- учитывать индивидуальные и возрастные особенности ребенка, его интересы в процессе организации реального социального опыта;
- сделать внеурочную деятельность детей более насыщенной, разнообразной, эмоциональной;
- опираться на закономерности процесса воспитания (единство обучения и воспитания, системность, воспитание возможно только в процессе деятельности, опора на положительное в процессе воспитания и др.);
- создавать в образовательном учреждении комфортную среду, основанную на отношениях дружбы, доверия, сотрудничества и сотворчества.
Интересна в этой связи авторская программа А.А Салихова и Г.Л. Юнусо-вой «Программа обучения детей и подростков правилам безопасного поведения в интернет-пространстве, профилактике интернет-зависимости, предупреждения рисков вовлечения в противоправную деятельность на 2013-2015 годы» [4]. Осо-
бенностью программы можно считать отсутствие запрета и ограничений на работу в интернете, т.е. организацию жизнедеятельности детей при свободном владении интернет-ресурсами. Соответственно, отсутствие прямого запрета, основанное на учете возрастных особенностей школьников, в сочетании с учетом эффективности ненавязчивого воспитания как закономерности, может повысить эффективность профилактической работы.
На основе идей данной программы мы попытались предложить и реализовать свой вариант программы профилактики интернет-зависимости.
Цель программы: реализация системного комплексного социально-психолого-педагогического и психокоррекционного воздействия, направленного на укрепление психического здоровья и благополучия обучающихся, развитие и стабилизацию факторов устойчивости к интернет-зависимости в условиях ситуации успеха и комфортной образовательной среды.
Задачи программы:
- выявить с помощью комплекса социально-психолого-педагогических методик обучающихся, подверженных склонности к интернет-зависимости, нивелировать негативные личностные особенности младших школьников, способствующие развитию интернет - зависимости;
- обеспечить наличие у младших школьников компетенций цифрового гражданина для успешной и безопасной жизни и учебы в сети Интернет;
- способствовать изменению ценностного отношения детей и родителей к сети Интернет и пониманию причин проблемы Интернет-зависимости;
- сдерживать развитие интернет-аддикций несовершеннолетних за счёт пропаганды здорового образа жизни, личной ответственности за свое поведение, формирования «антизависимых» установок, включая, при крайней необходимости, отказ от интернета;
- формировать интерес к различным сферам современного досуга, альтернативного компьютерному, развивать у обучающихся социально-личностные, личностно-адаптивные, психологические и иные способности живого общения с
окружающими людьми через вовлечение в различные виды социально-значимой и интересной для ребенка деятельности.
Новизна данной программы заключается в том, что в процесс обучения включена проектная и исследовательская деятельность с использованием компьютерных технологий, большое внимание уделяется формированию образовательной среды, четко определена целевая группа учащихся и предполагается вариативность в применении стратегий воздействия и форм работы. В основе воздействия на обучаюшихся лежат несколько стратегий: отвлечение внимания, вовлечение в альтернативную деятельность, повышение информированности, убеждение, формирование позитивных навыков работы в интернете, формирование навыков общения и взаимодействия со сверстниками, организация комфортной образовательной среды.
Независимо от того, в каком сочетании и последовательности применяются эти стратегии, результирующий вектор всех стратегий воздействия направлен на изменение отношения, мотивации и поведения.
Программа ориентирована на школьников 4-5 классов в возрасте 10-11 лет, склонных к девиантному поведению, различным видам аддикций, имеющих конфликтные семейные или школьные отношения, не имеющих никаких серьезных увлечений, которые находят в виртуальном мире отдушину и считают свое пребывание в сети самоутверждением.
Основные причины выбора целевой группы:
1) психолого-возрастные особенности, предполагающие слабое представление последствий пользования Интернетом;
2) отсутствие критического мышления, интеллектуальная незащищенность;
3) отсутствие культуры пользования Интернетом;
4) легкодоступность Интернета, отсутствие контроля со стороны родителей;
5) отсутствие возрастного ценза к входу в Интернет;
6) отсутствие временного контроля пребывания в Интернете и мн. др.
В данном возрасте мы чаще всего имеем дело со становлением Интернет-зависимости, поскольку дети только начинают привыкать к самостоятельности и делают «первые шаги» в планировании своего времени.
Поэтому программа профилактики ориентирована на превентивные профилактические меры по двум направлениям:
- социально-педагогическая превенция (диагностика, информирование, предупреждение, психопрофилактика, организация образовательной среды);
- социально-психоло-педагогическая интервенция (обучение социально-важным навыкам, организация исследовательской и проектной деятельности, альтернативной зависимому поведению, организация здорового образа жизни, активизация личностных ресурсов).
Эффективность программы может быть ориентирована на следующие критерии:
- самочувствие ребенка в образовательном учреждении (критерий отношений);
- адекватное отношение к Интернету (критерий независимости);
- культура взаимодействия родителей и детей в отношении Интернета (критерий компромисса);
- содержание деятельности, эмоциональная насыщенность (критерий содержания).
В рамках программы обучающиеся активно привлекаются к участию в масштабных мероприятиях, проводимых в образовательном учреждении, муниципальных конкурсах, тематических неделях, месячниках, Днях Здоровья, спортивных соревнованиях, ролевых играх, дискуссиях, олимпиадах предметных и творческих, анкетировании, тренингах, фестивалях, конкурсах, выставках и др. Индивидуальная и групповая рефлексия в процессе участия в деятельности являются важным принципом реализации программы. Коллективные просмотры выступлений, выполненных работ, их анализ, дают возможность обучающимся справедливо и объективно оценивать работу свою и других, радоваться не только своей, но и общей, удаче.
6 www.interactive-plus.ru
Содержимое доступно по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 license (CC-BY 4.0)
Одной из форм подведения итогов работы по программе является итоговая выставка буклетов, рисунков, плакатов, листовок для других учащихся на тему «Подросток и Интернет. Для нас опасной грани - Нет!». А также это может быть конкурс памяток и эссе по данной теме. Итоговое мероприятие служит показателем освоения обучающимися программы, а также способствует сплочению детского коллектива, формированию актива из ребят, которые заинтересовались организацией социально-значимой деятельности. Лучшие работы учащихся стоит отметить поощрительными призами. Также на последнем занятии подводят итоги за прошедший год, каждый рассказывает о том, как изменилась его жизнь, что он хочет пожелать новым друзьям.
Лучшие работы детей и подростков могут быть размещены на сайте лицея, обязательно проводится награждение.
Программу вполне может реализовать социальный педагог совместно со школьным психологом и заинтересованными классными руководителями и учителями-предметниками.
Список литературы
1. Короленко Ц.П. Социодинамическая психиатрия / Ц.П. Короленко, Н.В. Дмитриева. - Екатеринбург, 2000. - С. 291-292.
2. Неценко О.В. Среда как объект изучения и средство профессиональной подготовки будущих социальных педагогов. Опыт работы кафедры общей и социальной педагогики / О.В. Неценко, М.В. Шакурова // Социальная педагогика в России. - 2016. - №1. - С. 54 - 61.
3. Оськина Н.Г. Проблема интернет-зависимости: психолого-педагогическая трактовка // Омский научный вестник. Психологические и педагогические науки. - 2012. - №3. - С. 152-154.
4. Салихов А.А. Программа обучения детей и подростков правилам безопасного поведения в интернет-пространстве, профилактике интернет-зависимости, предупреждения рисков вовлечения в противоправную деятельность на 20132015 годы / А.А. Салихов, Г.Л. Юнусова // Сайт школы Баймакский лицей-интернат. [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
7
http://baimaklicei.ucoz.ru/obrasov_prog/programma_po_profilaktike.docx (дата обращения: 22.05.2017).
5. Холл А. Интернет аддикция: студенческое тематическое исследование с помощью лучших методов познавательной терапии / А. Холл, Д. Парсонс // Журнал консультации психического здоровья. - 2001. - Т. 23. - №4 - С. 312-327.
Пальчикова Марина Ивановна - социальный педагог МБОУ лицей №7, Россия, Воронеж.
Palchikova Marina Ivanovna - social teacher at the Lyceum №7, Russia, Voronezh.