Руфат КУЛИЕВ
ПРОФИЛАКТИКА НАЛОГОВЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
В статье автор рассматривает совершенствование российской налоговой системы, вопросы укрепления налоговой дисциплины, состояние которой определяется её важной составляющей - надлежащим исполнением обязанностей по уплате налогов и сборов.
In the article author considers the improvement of the Russian tax system and a problem of consolidation of the tax discipline defined by appropriate discharge of duties on payment of taxes and dues, which is its important component.
Ключевые слова:
принципы налоговой политики, налоговые правонарушения, налоговая система, налоговая дисциплина, налоговые платежи; tax policy principles, tax offences, tax system, tax discipline, tax payments.
Практика контрольной работы налоговых органов показывает, что суммы скрываемых от налогообложения доходов и иных объектов за последние два года увеличились более чем в 3 раза.
Наряду с резким возрастанием масштабов уклонения от уплаты налогов отмечается, что налоговые правонарушения приобретают всё более организованный и изощрённый характер. Используя несовершенство законодательных норм, руководители целого ряда предприятий, в особенности крупнейших должников бюджету, применяют сложные механизмы сокрытия объектов налогообложения, связанные с использованием посреднических фирм, дочерних компаний, кредиторов, поставщиков и потребителей их продукции. Широкое распространение приобретают факты ведения финансово-хозяйственной деятельности без постановки на учёт в налоговых органах, а также с использованием фальшивых реквизитов и печатей или без представления бухгалтерской и налоговой отчётности в Госналогинспекции.
В этой связи возникает потребность в выработке и наиболее эффективном применении системы экономических, политических, организационных, правовых и других средств обеспечения налоговых платежей в бюджеты различных уровней.
Механизм правореализации обязанности по уплате налогов можно рассматривать с различных точек зрения его форм и методов. Исполнение обязанности по уплате налогов включает исполнение данной обязанности в добровольном порядке в виде активных положительных действий налогоплательщиков (уплата налогов) и в принудительном порядке (взыскание налога).
С точки зрения методов обеспечения процесса реализации соответствующих налогово-правовых норм механизм их реализации представляет собой совокупность средств, содействующих налоговым платежам в бюджеты. Обеспечение исполнения обязанностей как общеправовая категория включает в себя всю совокупность правовых средств (методов, способов), направленных на то чтобы право было реальным, осуществимым. В результате закрепления в правовых актах различных отраслей права разных конкретных средств обеспечения возникают правовые институты, содержание которых во многом не совпадает.
Налоговое законодательство Российской Федерации в настоящее время представляет собой массив нормативных правовых актов, всё
КУЛИЕВ Руфат Пашаевич — аспирант РАГС при Президенте РФ [email protected]
ещё находящихся в стадии кодификации и постоянно претерпевающих изменения. При таком положении дел даже налоговые органы не всегда своевременно реагируют на существенные изменения налогового законодательства, зачастую запаздывая с изданием методических материалов, рекомендаций и инструкций, разъясняющих налогоплательщикам порядок применения тех или иных норм.
По-разному комментируя положения актов о налогах и сборах, должностные лица до сих пор создают неразбериху в данной области. Дублирование функций и противоречивые инструкции, свойственные Министерству финансов и Министерству по налогам и сборам Российской Федерации, долгое время приводили в замешательство налогоплательщиков. Позиции разноуровневых подразделений Министерства по налогам и сборам Российской Федерации были также не всегда однозначны и часто не совпадали друг с другом, в то время когда важно добиваться определения однозначной позиции по вопросам налогового законодательства у всех правоприменителей — государственных органов и их структурных подразделений, министерств и ведомств Российской Федерации.
По замечанию президента Российской Федерации Д.А.Медведева, «...основными принципами налоговой политики должны оставаться простота налогового учёта и применения правовых норм; равенство субъектов налогообложения и разумный уровень налогов. ...Налоговая реформа у нас, к сожалению, становится постоянной и непрерывной. Да, предложенные правительством меры по снижению налогового бремени — это движение, конечно же, в правильном направлении. Но частота вносимых в налоговое законодательство изменений явно превышает допустимый уровень...»1
При этом нельзя не отметить, что за годы реформ среди того арсенала правовых средств, которые так или иначе направлены на содействие исполнению налоговых обязанностей, традиционно основное внимание уделялось мерам ответственности за совершение налоговых правонарушений субъектами финансово-правовых отношений. Подобная исключительно фи-
1 Послание Президента Российской Федерации Д.А. Медведева Федеральному Собранию Российской Федерации 5 ноября 2008 г.
скальная направленность налоговой политики государства имела обратный эффект: при невероятно большой налоговой нагрузке и такого же рода санкциях налогоплательщики использовали любые способы ухода от налогообложения.
В результате происшедших изменений в налоговой системе проблема обеспечения налоговых платежей как института налогового законодательства приобрела свою актуальность не только в теоретическом, но и в практическом аспекте, в том числе в силу ряда причин, связанных с недостаточной проработанностью круга вопросов. Так, отсутствие комплексных теоретических разработок обеспечения налоговых платежей в финансово-правовой науке оказывает отрицательное влияние на качество принимаемых нормативных правовых актов, и, как следствие, правоприменительной практики, складывающейся в процессе реализации отдельных способов обеспечения.
Под налогово-правовым обеспечением понимается совокупность норм налогового законодательства, регулирующих отношения по установлению и реализации дополнительных гарантий исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов. Такие гарантии направлены на защиту финансовых интересов общественно-территориальных образований путём предупреждения возможных нарушений и восстановления их имущественных потерь, вызванных неуплатой или неполной уплатой налогов и сборов обязанными лицами (налогоплательщиками, плательщиками сборов, налоговыми агентами).
Среди функций способов обеспечения как внешних проявлений свойств механизма налогового обеспечения в работе выделяются три: фискальная, компенсационная, профилактическая.
По мнению автора, важнейшим направлением профилактики налоговых правонарушений является, в первую очередь, совершенствование налогового законодательства. При этом совершенствование законодательства о налогах и сборах должно осуществляться в сторону его максимально возможного упрощения, доступности содержания, позволяющего руководствоваться им не только организациям с большим штатом высококвалифицированных юристов и бухгалтеров, но и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим деятельность самостоятельно.
Как указывается в «Настольной книге по оформлению законов», законодатель должен чётко понимать, что правовые предписания ориентируются на неопределённое число лиц, из которых большинство не являются юристами и финансистами. Поэтому, чтобы не возникал непонятный и по-разному читаемый для неспециалистов текст, при редактировании законов должны приниматься во внимание особенности профессионального языка. Если предписания должны быть понятными для каждого, то профессиональные понятия и выражения, которые могут применяться в повседневном языке в произвольном значении, должны толковаться в тексте предписания понятийными определениями1.
Объём налоговых платежей — не единственный критерий, по которому налоговики готовы оказывать доверие клиентам. Сертификат выдадут, если отсутствуют документы и информация, ставящие под сомнение происхождение средств налогоплательщика, если претендент своевременно сдаёт отчётность в электронном виде, предоставляет все необходимые документы, не имеет налоговой задолженности и задолженности по зарплате работникам и если средняя зарплата на предприятии не ниже прожиточного минимума. Золотой сертификат могут получить только те компании, которые участвуют в национальных проектах. В обязательном порядке претендент на сертификат должен доказывать лояльность и региональным властям, то есть «вносить значительный вклад в социально-экономическое развитие области», как сказано в положении о сертификатах доверия ростовского управления Федеральной налоговой службы.
Необходимо формировать правовую позицию у граждан относительно надлежащего исполнения всеми обязанности по уплате налогов и сборов.
В Налоговом кодексе Российской Федерации налог определяется как обязательный, индивидуально безвозмездный платёж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности,
1 Настольная книга по оформлению законов / Пер. с нем. — Кёльн : Бундесанцайгер, 1991, стр. 2.
хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований. Например, если средства налогоплательщиков консолидированы в дорожном фонде, то расходовать их необходимо именно на ремонт и постройку новых дорог.
Кроме того, эффективность профилактических мероприятий в сфере борьбы с налоговыми правонарушениями целиком зависит от степени их подготовки и проработанности, компетенции и профессионализма должностных лиц органов, их осуществляющих. Профилактикой налоговых правонарушений должны заниматься органы, должностные лица, которые, прежде всего, сами не должны допускать нарушения налогового законодательства.
Надо признать, что законная налоговая минимизация превратилась в достаточно развитый участок бизнеса, поэтому любая инициатива государства по усилению налогового бремени и пресечению путей уклонения от уплаты налогов натолкнется на схемы сведения на нет их эффективности. Кроме того, лучшие специалисты сконцентрированы там, где они получают достойное вознаграждение за свой труд.
Что касается эффективности профи -лактики налоговых правонарушений и преступлений, то они зависят от совершенства не только уголовного и налогового законодательства, но также и от совершенства административного, уголовнопроцессуального, финансового, валютного законодательства, порядка регистрации и постановки на налоговый учёт налогоплательщиков и плательщиков сборов. Необходимо признать, что привить населению налоговое правосознание и зако-нопослушание пока не удалось.
Пока в массовом сознании добросовестное соблюдение налогового законодательства не начнет ассоциироваться с процветанием и укреплением государства и, как следствие, с улучшением жизни каждого гражданина России, будет трудно добиться кардинального изменения криминогенной обстановки в области налогообложения.