Журнал Алматинского государственного института усовершенствования врачей
79
изменила ситуацию. Широко стали практиковаться массовые осмотры детей в организованных коллективах, не завершающиеся лечением. Это стало способом повысить финансирование ДСП за счет числа посещений. В трудный период 90-х годов большую роль в осознании момента и поиска путей выхода из сложившейся ситуации сыграло стоматологическое общество Казахстана, которое уделяло большое внимание необходимости формирования службы альтернативной государственной, ломая психологические стереотипы отношения организаторов здравоохранения, специалистов и населения к возможности платной стоматологической помощи и в частности, стоматологической помощи детям.С другой стороны недостаточный уровень профессиональной подготовленности врачей в определенной степени сдерживал возможность внедрения мировых технологий в клиническую практику. Большой заслугой общества была и в обучении специалистов стоматологического профиля и популяризации передовых технологий путем огромной работы по организации выставок, съездов, конференций, семинаров, мастер-классов, расширения спектра профессиональных печатных изданий и т.д.(Мырзабеков О.М.,Куракбаев К. К.).
Платная помощь, дополнительный источник финансирования ДСП, помогает ДСП улучшить материально-техническую базу, повысить качество помощи детям, способствует развитию специализированных служб. Дополнительное финансирование позволяет увеличить заработную плату врачам и обслуживающему персоналу, что уменьшает отток кадров. Поскольку на платную помощь есть спрос, постепенно формируется сектор службы альтернативной государственной. В эти годы появилась возможность разработки и внедрения профилактических программ, которые финансировались фирмами-производителями (спонсорами). Программы особенно важны в связи с тем, что в этот период, из-за роста потребности в лечении и закрытия многих школьных кабинетов, детские стоматологи не могли уделить должного должного внимания вопросам профилактики и, в частности, гигиене полости рта. В стране внедрилась практика аттестации и серттификацииврачей. В детской стоматолгии остро стояли вопросы среднего медицинского персонала и поэтому врач, в основном работающий в школьном кабинете, вынужден был зачастую выполнять и функции медицинской сестры. Это в значительной степени снижало объемы и качество выполняемой лечебной, и, особенно, профилактической работы.Важным событием в стоматологии стало появление в 2001 году специалиста «гигиенист стоматологический». В его обязанности входит проведение профилактической работы, что позволяет и расширить этот спектр деятельности, и разгрузить врача от несвойственных функций. Важным моментом является разработка и применение профилактических средств, которые были бы просты в из-
готовлении и применении и, к тому же, обладали высокой эффективностью. В этом плане перспективны активизированные реминерализующие растворы, а также гели. Заслуживает одобрения система создания методических центров.Дополнительно к международной программе профилактики стоматологических заболеваний мы предлагаем все проводимые медицинские обследования в учреждениях, начинать с профилактических мер. Врач-профилактист изучает пациента, заполняет соответствующие документы, ставит на диспансерный учет и после этого по необходимости направляет к другим специалистам. Сам выполняет меры, направленные на санацию полости рта. Когда лечение закончено, проводится контрольный осмотр, ставится дата повторного осмотра.
На основании полученных нами данных можно отметить, что у детей школьного возраста калорийность питания не дифференцировалась по возрасту и расходу энергии. У детей, проживающих в зоне с загрязнением атмосферного воздуха, распространенность кариеса выше на 12%.Содержание минеральных элементов у 7-летних детей в связи с нарушением срока прорезывания уменьшалась. В стоматологическом просвещении, помимо врачей-стоматологов, должны участвовать психологи, педагоги и другие специалисты. Целесообразно начинать мотивацию к проведению профилактических мер в дошкольних учреждениях. Следует организовать встречи с родителями детей, объяснить им возможность и важность предотвращения заболеваний зубов и десен, рассказывать о правилах и особенностях чистки зубов у детей. Комплексная профилактика с учетом факторов риска снижала заболеваемость в 2 раза. Занятия с детьми должны быть строго дифференцированы в зависимости от их возраста: если с маленькими детьми лучше проводить занятия в форме игры, то со старшими разговаривать надо так же, как с взрослыми. Назначение сбалансированного питания в комплексе с фторидами снижало до 48%. Должно сформироваться общественное мнение, что заботиться о здоровье полости рта так же необходимо, как и о красоте своей внешности.
Литература:
1.Безруков А.М. Справочник по стоматологии / 1988,656с.
2.Боровский Е.В. и др. Справочник по стоматологии/2002, 736с.
3.ВиноградоваТ.Ф. Диспансеризация детей у стоматолога/М.1988,254с.
4.Кабулбеков А.А. и др. Профилактика стом.заболеваний у детей/А-ты,2003,108с
5.Курякина Н.В. Терапевтическая стоматология дет. возраста/М.,2004,744с.
6.Мырзабеков О.М. и др. Профилактика стом.заболеваний/А-ты,2009,446с.
Профилактика кариеса зубов у детей при гипоплазии эмали
КабулбековА. А. Курс стоматологии детского возраста АГИУВ УДК/3780758.616.31.
Гипоплазия эмали — наиболее распространённое заболевание твёрдых тканей зубов некариозного происхождения, формирующиеся до их прорезывания. Проведённое в 1999 г. эпидемиологическое стоматологическое обследование населения России показало, что средняя распространённость некариозных поражений зубов у 12-летних детей составила 43,5%, из них системная гипоплазия эмали (СГЭ) —36,7. Системная форма составляет 90,6% всех видов гипоплазии(5,6,7).
У детей кариес зубов с СГЭ составляет 91%, что говорит о преимущественном поражении кариесом порочно развитых зубов. При проведении профилактики СГЭ происходит ускорение процессов минерализации эмали зубов, повышение уровня минерализации эмали и профилактика кариеса в гипоплазированных зубах. Особенности созревания твёрдых тканей зубов в СГЭ служат основанием для использования средств профилактики с целью регуляции созревания неправильно развитых тканей и формирования
80
Вестник АГИУВ №2, 2012
кариесрезистентных структур зубов(1,2,3,4,5).
В условиях Алматы когда дети получают достаточные количества фтора, представляют интерес найти эффективные средства профилактики и лечения. С этой целью представляет интерес применение пасты изготовленных на основе дигиромонофосфата кальция(монофосфат), без запаха и вкуса. Соотношение Са/Р в составе пасты равняется к 0,5; что является оптимальным для реминерализующих растворов. Нами опровирована паста при деминерализации эмали, при этом отмечено восстановление эмали у 40%. Пасту втирают шпателем на деминерализоаванный участок и при этом образуется трудноснимаемая повязка, курс применения 2 дня, до 4 раз в год . Под нашим наблюдением находились 2 ребенка в возрасте один год с жалобой на тусклый цвета и податливость эмали зуба. При объективном осмотре ребенок подвижен, кожные покровы чистые, заключение терапевта-здоров. Со слов родителей зубы прорезались в срок. Со стороны зубочелюстной системы патологии не отмечается. В рту при осмотре имеется 8 молочных зубов, из них эмали центральных верхних резцов тусклые, при зондировании зонд застревает. С диагнозом системная гипоплазия эмали проведено профилактическое
лечение. Назначены: гигиеническое обучение и воспитание родителей, чистка зубов ребенка фторидной пастой, у него сняты зубные налеты, проведено втирание пасты из дегидромонофосфата кальция на дентине, в домашних условиях назначения выполняли родители. Дети посетили стоматолога с интервалом месяц 3 раза, при последнем осмотре эмаль резцы имелит естественный блеск, зонд не застревает в эмали.
Литература:
1.Гоошиков М.И. Некариозные поражения тканей зуба/М.,171 с.
2.Курякина Н.В. Терапевтическая стомат. детского возраста/ М,2004,744 с.
3.ЛеонтьевВ.К. и др. Руководство по тер.стоматологии/ М.,2010,452-485.
4.Яковлева В.И., Трофимова Е.К. и др. Диагностика, лечение и профилактика стом. заболеваний/1994,122-137.
5.Справочник по стоматологии (ред. проф. Безрукова В.М.)/ М,1998,657 с.
6.Справочник по дет. Стоматологии ( ред.Камерона А., К .Уидмера ) /М.2003, 115-154.
7.Стоматология детского возраста (ред.Виноградова Т.Ф.)/М, 1987,127-180.