СТОМАТОЛОГИЯ ' " STOMATOLOGY
К ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ СТОМАТОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ ДЕТЯМ
А.А. КАБУЛБЕКОВ, Ж.А. КИСТАУБАЕВА
Институт стоматологии Казахского Национального медицинского университета им. С.Асфендиярова, Казахстанский медицинский университет непрерывного образования
УДК 378/075.8/:61.31.
Еще в сочинениях Гиппократа (460-372 гг. до н.э.) приведены сведения о прорезывания зубов, где описана клиническая картина болезней полости рта, даны рекомендации по лечению и советы по гигиене рта. Данные о прорезывании зубов, росте и строении в различном возрасте, о симптомах заболеваний зубов и полости рта, о методах лечения и ухода содержатся в «Каноне врачебной науки» Абу Али Ибн Сина (980-1037 гг.). Среди казахского народа ходит молва о его методе профилактики и лечения, в том числе зубов. В отечественной медицинской науке, особенно в области стоматологии, мало пропагандируется его практические рекомендации по лечению воспалительных процессов. В Узбекистане его труды и жизнь широко изучается в университетах и научных институтах. Н.В. Склифосовский на VI съезде русских врачей в 1879 году прочитал доклад «О порочности зубов у обитателей столицы», где доказал связь между поражаемостью кариесом и внешней средой и предложил профилактику путем воздействия на организм в целом.
Ключевые слова: стоматология, профилактика, гигиена полости рта, детей дошкольного возраста, методы, распространяющиеся кариеса.
XIX-XX вв. характеризовался формированием дисциплины и кадров, организацией специализированной стоматологической помощи детям. В 1896 году А.К. Лимбергом был разработан основы плановой санации полости рта школьников. В 1922 году в «Вестнике государственного зубоврачевания» опубликован труд П.Г.Дауге по стоматологии детского возраста «Проект систематической борьбы с костоедой зубов в РСФР», в котором ведущая роль отводилась детской стоматологии и санации полости рта детьям. Вопросы плановой профилактической санации обсуждались на одонтологических съездах, где было предложено проводить плановую санацию полости рта не только у школьников, но и у детей— дошкольников.На III Всесоюзном одонтологическом съезде в 1928 году значительное внимание было уделено профилактике стоматологических заболеваний у школьников. По проекту П.Г. Дауге был издан циркуляр № 25 от 18 февраля 1931 года «Об обязательной санации полости рта детей школьного возраста», который предлагал всем немедленно приступить к проведению плановой санации школьников, в первую очередь в крупных промышленных районах (1-9).
Несмотря на трудности, в стране развивалась сеть школьных амбулаторий и количество детей с санированной полостью рта увеличилось.В 1953 году Н.И. Агапов выпустил монографию «Клиническая стоматология детского возраста»,которая освещала все разделы детской стоматологии и доказал, что под санацией полости рта необходимо понимать оздоровление не только постоянных зубов, но и молочных.
Накопленный клинический и организационный опыт дифференцированного приема детей лег в основу Постановления Совета министров СССР «О мерах по улучшению стоматологической помощи населению» еще на IV Всесоюзном съезде стоматологов (1962). На
съездах стоматологов Казахстана было указано на необходимость введения в номенклатуру врачебных специальностей специальности «врач-стоматолог детский», так как особенности детского организма требуют полного отказа от схематического переноса накопленного опыта лечения взрослых на ребенка. Было утверждено «Положение о детском стоматологе», введена интернатура по детской стоматологии.
Стоматолог детский формировался как врач широкого профиля, работающий на смешанном приеме и сочетающий детского терапевта, детского поликлинического хирурга в пределах неотложной и первой помощи и специалиста, владеющего знаниями и навыками профилактической ортодонтии, а создание профилактики стоматологических
заболеваний было еще одним этапом совершенствования подготовки кадров. Проведенные эпидемиологические исследования позволили создать банк данных о стоматологической заболеваемости населения, планировании, внедрении и оценке эффективности профилактических стоматологических программ (4,5). Сеть лечебных учреждений, оказывающих амбулаторную стоматологическую помощь детям, сложилась к началу 90-х годов прошлого столетия. В наибольшем количестве были представлены школьные стоматологические кабинеты(6). Появление ДСП в Казахстане было революционным ш а г о м в детской стоматологии, открыло возможность выделения различных видов специализированной помощи. Дифференцировка службы неизбежно потребовала подготовки кадров (1,2,3). Организационные формы детской стоматологии получали все большее распространение и к концу 80-х годов дали реальные результаты. В целом, нуждаемость в лечении кариеса снизилась в лучших клиниках до 40-50%, охват санаций составил 80-85%, а число осложнений —
КазНМУ
№2-2016
менее 2%.Такие результаты были достигнуты благодаря широкой сети школьных стоматологических кабинетов и внедрению в них системы диспансеризации детей с
дифференцированной степенью активности кариеса(7-11).
Период современного развития детской стоматологии (с 1990 года по настоящее время) — характеризуется застойным состоянием службы детской стоматологии, связанным с изменением социально-экономического положения страны и поиском путей выхода из него. Переход на новые экономические условия поставил детскую стоматологию в худшее положение, чем другие отрасли стоматологии, так как ее организация была более тесно связана с государственной системой. Начиная 90-е годов возросло число детских стоматологов. Усугубляло эту проблему нежелание молодых специалистов работать в детской стоматологии. Соотношение между плановой профилактической помощью и лечением по обращаемости изменилось в пользу последнего. Все это немедленно сказалось на качестве стоматологической помощи детям и их здоровье. По данным на 1995 год, при сохранении практически прежней распространенности кариеса нуждаемость в лечении выросла до 85%, а охват санаций снизился до 35% (6.). Впечатляет резкий рост количества осложнений, например, число случаев осложненного кариеса в постоянных зубах выросло. Значительно увеличилось количество удаленных постоянных зубов и число детей, госпитализируемых по поводу одонтогенных воспалительных заболеваний. Однако, в данное время, детская стоматология пережила основной период кризиса. Сегодня можно констатировать, что сеть детских стоматологических организаций (отделения, кабинеты) в принципе сохранились. В случае введения специальности «стоматолог общей практики», в должностные функции которого входит оказание, наряду со взрослыми, квалифицированной помощи и детям), а также специальности «гигиенист
стоматологический», в обязанности которого входит только оказание профилактической помощи, в будущем следует ожидать постепенного перераспределения объема стоматологической помощи, что подвинет детскую стоматологию к позициям, характерным для других стран, где стоматологическую помощь детям оказывают стоматологи общей практики и, лишь сложные, осложненные и редкие формы заболеваний детей лечатся в специализированных клиниках. В данное время предметом работы и изучения по детской стоматологии стали:
1. период первичного беззубия детей;
2. наличие периода сменного и временного прикуса;
3. постоянная динамика состояния зубочелюстной системы, связанная с ростом и развитием;
4. наличие периода естественного и искусственного вскармливания ребенка;
5. наличие процесса прорезывания и естественной смены зубов;
6. психические и психологические особенности стоматологического контакта с детьми и родителями;
7. врожденные и приобретенные уродства, аномалии развития.
Методами обследования, профилактики и лечения, присущими детской стоматологии стали:
1.лечение заболеваний временных и постоянных зубов;
2.методы лечения и профилактики нарушения прикуса и развития челюстей;
3. методы профилактики кариеса зубов и болезней пародонта;
4.методы привития полезных навыков для развития зубочелюстной системы и гигиены полости рта.
5. стоматолог должен участвовать при состовлени рациона питания детей.
Для развития должны быть выполнены следующие меры:
- должен быть узаконен статус врача-стоматолога,медсестры и санитарки школьных стоматологических кабинетов, их обеспечение кадрами, материалами и определена ответственность за их работу.,
- в структуру школьной стоматологии должна быть вв е дена должность «гигиениста стоматологического» для реального проведения профилактической работы в школах.
Опыт работы в системе медицинского страхования показал, что и эта форма, в ее первоначальном виде, мало изменила ситуацию. Широко стали практиковаться массовые осмотры детей, не завершающиемся лечением. Это стало способом повысить финансирование поликлиники засчет числа посещений. Платная помощь, как дополнительный источник финансирования, помогает улучшить материально техническую базу, повысить качество помощи детям, способствует развитию специализированных служб. Поскольку на платную помощь есть спрос, постепенно формируется сектор службы альтернативной к государственной. В этот период, из-за роста потребности в лечении и закрытия многих школьных кабинетов, детские стоматологи не могли уделить должного внимания вопросам профилактики и, в частности, гигиене полости рта детей.В детской стоматолгии остро стояли вопросы среднего медицинского персонала и поэтому врач, в основном работающий в школьном кабинете, вынужден был зачастую выполнять и функции медицинской сестры. Это в значительной степени снижало объемы и качество выполняемой лечебной, и, особенно, профилактической работы. Важным событием в стоматологии стало появление в 2001 году специалиста «гигиенист
стоматологический». В его обязанности входит проведение профилактической работы, изучает пациента, заполняет соответствующие документы, ставит на диспансерный учет и после этого по необходимости направляет к другим специалистам., что позволяет и расширить этот спектр деятельности и разгрузить врача от несвойственных функций, выполняет меры помощи врачу при санации полости рта детей. Когда лечение закончено, проводится контрольный осмотр, ставится дата повторного осмотра.
На основании изучения рациона питания можно отметить, что у детей школьного возраста калорийность не дифференцировалась по возрасту и расходу энергии, не учитывался факторы риска. У детей, проживающих в зоне с загрязнением атмосферного воздуха, распространенность кариеса
выше на 12%. Содержание минеральных элементов в слюне у 7-летних детей в связи с нарушением срока прорезывания уменьшалась. Поэтому стоматолог должен участывать при составлении рациона питания школьников.
В стоматологическом просвещении, помимо врачей-стоматологов, должны участвовать психологи, педагоги и другие специалисты. Целесообразно начинать мотивацию к проведению профилактических мер еще в дошкольних учреждениях. Следует организовать встречи с
родителями детей, объяснить им возможность и важность предотвращения заболеваний зубов и десен и рассказывать о правилах и особенностях чистки зубов у детей.
Комплексная профилактика с учетом факторов риска снижала заболеваемость в 2 раза. Назначение сбалансированного питания в комплексе с микроэлементами снижало до 48%. Должно сформироваться общественное мнение, что заботиться о здоровье полости рта так же необходимо, как и о красоте своей внешности.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1 Виноградова Т.Ф. Диспансеризация детей у стоматолога. - М.: 1988. - 254 с.
2 Кабулбеков А.А. и др. Профилактика стом.заболеваний у детей. - Алматы: 2003. - 108 с.
3 Курякина Н.В. Терапевтическая стоматология дет.возраста. - М.: 2004. - 744 с.
4 Мырзабеков О.М. и др. Профилактика стом.заболеваний. - Алматы, 2009. - 446 с.
5 Леонтьев В.К. и др. Руководство по терапевт. стоматологии. - М.: 2010. - 341 с.
6 Леус П.А. Задачи по внедрению массовой профилактики стом. заболеваний // Стоматология. - 1990. - №3. - С. 4-6.
7 Садыкова В.Б. Современный взгляд на проблему остеопатии и остеопорозов у детей. - Алматы: 2010. - 88 с.
8 Казахстандагы стоматологиялык; жэрдемнщ дамуы.
А.А. КАБУЛБЕКОВ, Ж.А. КИСТАУБАЕВА
БАЛАЛАРFА СТОМАТОЛОГИЯЛЫК К0МЕКТЩ ДАМУ ТАРИХЫ
Тушн: бтюз^ен профилактикалык; жумыстардын, непнде стоматологиялык аурулардын, профилактикасынын, тиiмдi эдiстерi талданды.Стоматологиялых аурулардын, алдын алуда, ДД¥-дын, усыныстарын орындауда жогаргы керсетюштерге жету Yшiн бiрiншiлiк профилактиканы уа;тылы жэне баланын, сэби кезiнен бастау усынылады.Сонда ЖYргiзiлген профилактикалык; шаралар тиiмдiрек жэне кеп каражатты керек етпейдi. ТYЙiндi сездер: стоматология, профилактика, ауыз куысынын, тазалыгы, сэбилер, эд^тер.
A.A. KABULBEKOV, ZH.A. KISTAUBAYEVA
FEATURES PROPHYLAXIS OF TOOTH DECAY FOR THE CHILDREN
Resume: On the basis conducted preventive works is discussing the most acceptable methods of the warning dental diseases. For achievement high result in preventive maintenance dental diseases, the execution WHO's recommendations carry on this problem is offered well-timed undertaking the primary preventive maintenance, as from early baby age as follows. The System method of the preventive maintenance called on at child's early years is most acceptances and does not require greater the expenses.
Keywords: dentistry, preventive maintenance, hygiene cavities of mouth, children of the preschool age, methods, spreading of caries.
ВОПРОСЫ ПРОФИЛАКТИТКИ КАРИЕСА У ДЕТЕЙ
А.А. КАБУЛБЕКОВ, Ж.А. КИСТАУБАЕВА
Казахский Национальный медицинский университет им. С.ДАсфендиярова, Казахский медицинский университет непрерывного образования
УДК /378.0758: 616.31.
Заболеваемость кариесом зубов у детей в Алматы связана с негативным воздействием несбалансированного питания, избытком углеводов в рационе, негигиеническим содержанием полости рта, нарушением экологии окружающей среды и состоянием профилактических работ. Оказание профилактической помощи по Виноградовой Т.Ф. не всегда отражает склонность детей к кариесу, а сам метод сложен при исполнении. Предлагаются комплексные профилактические меры с учетом патогенеза болезни. Ключевые слова: кариес, питание, гигиена,углеводы, экология, многообразие методов.
Профилактические меры, сами по себе, не смогут кариозных полостей. В местах где профилактические
гарантировать детские население от появления меры не проводились распространенность кариеса