Научная статья на тему 'ПРОФИЛАКТИКА ЭКСТРЕМИЗМА В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ НА ТЕРРИТОРИИ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ: ОРГАНИЗАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ'

ПРОФИЛАКТИКА ЭКСТРЕМИЗМА В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ НА ТЕРРИТОРИИ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ: ОРГАНИЗАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
178
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ЭКСТРЕМИЗМ / ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ / ОРГАНИЗАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ / МОЛОДЕЖНАЯ СРЕДА / КРАСНОДАРСКИЙ КРАЙ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Коняхин Владимир Павлович, Прохорова Марина Леонидовна, Улитин Илья Николаевич

В статье рассмотрены особенности организационно-управленческой модели профилактики экстремизма в молодежной среде, предназначенной для реализации на региональном уровне. Авторами осуществлен анализ современного состояния мер противодействия экстремистским проявлениям на территории Российской Федерации и Краснодарского края. В рамках исследования установлено, что в текущий период принято множество нормативных правовых актов, которые закрепляют основы противодействия экстремистской деятельности. Вместе с тем в Краснодарском крае реализация оцениваемых мер носит формальный характер либо отсутствует вовсе. С учетом этого предложена разработка плана мероприятий по реализации Стратегии противодействия экстремизму, которая будет являться основой для создания способов оптимизации механизма взаимодействия субъектов профилактики экстремизма среди молодежи на региональном уровне, выработки методов и мер, направленных на повышение эффективности правоприменительной практики в рассматриваемой сфере на территории Краснодарского края.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Коняхин Владимир Павлович, Прохорова Марина Леонидовна, Улитин Илья Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PREVENTING EXTREMISM AMONG YOUTH IN THE KRASNODAR KRAI ORGANIZATIONAL AND MANAGERIAL MODEL

The paper examines the specifics of an organizational and managerial model for the prevention of extremism among youth, intended for implementation at the regional level. The authors analyzed the current state of measures to combat extremist manifestations on the territory of Russian Federation and the Krasnodar Krai. The study found that many legal acts have been adopted in the current period that consolidate the foundations for countering extremist activity. At the same time, it was found that in the Krasnodar Krai the implementation of the measures under consideration is formal or non-existent altogether. With this consideration in mind, the development of an action plan to implement the counter-extremism strategy has been proposed, which will form the basis for the creation of ways to optimize the mechanism for cooperation between bodies involved in preventing youth extremism at regional level, as well as the development of methods and measures to improve the effectiveness of law enforcement in the field concerned in Krasnodar Krai.

Текст научной работы на тему «ПРОФИЛАКТИКА ЭКСТРЕМИЗМА В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ НА ТЕРРИТОРИИ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ: ОРГАНИЗАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ»

Общество: политика, экономика, право. 2021. № 8. С. 48-52. Society: Politics, Economics, Law. 2021. No. 8. P. 48-52.

Научная статья УДК 343.3/.7(470.620) https://doi.org/10.24158/pep.2021.8.8

Профилактика экстремизма в молодежной среде на территории Краснодарского края:

организационно-управленческая модель

Владимир Павлович Коняхин1, Марина Леонидовна Прохорова2, Илья Николаевич Улитин3

123Кубанский государственный университет, Краснодар, Россия 1https://orcid.org/0000-0002-6062-7759 2hooligang@mail.ru, https://orcid.org/000-0003-1011-2316 3iliaylitin1994@gmail.com, https://orcid.org/0000-0001-8907-840X

Аннотация. В статье рассмотрены особенности организационно-управленческой модели профилактики экстремизма в молодежной среде, предназначенной для реализации на региональном уровне. Авторами осуществлен анализ современного состояния мер противодействия экстремистским проявлениям на территории Российской Федерации и Краснодарского края. В рамках исследования установлено, что в текущий период принято множество нормативных правовых актов, которые закрепляют основы противодействия экстремистской деятельности. Вместе с тем в Краснодарском крае реализация оцениваемых мер носит формальный характер либо отсутствует вовсе. С учетом этого предложена разработка плана мероприятий по реализации Стратегии противодействия экстремизму, которая будет являться основой для создания способов оптимизации механизма взаимодействия субъектов профилактики экстремизма среди молодежи на региональном уровне, выработки методов и мер, направленных на повышение эффективности правоприменительной практики в рассматриваемой сфере на территории Краснодарского края.

Ключевые слова: экстремизм, противодействие, организационно-управленческая модель, молодежная среда, Краснодарский край

Для цитирования: Коняхин В.П., Прохорова М.Л., Улитин И.Н. Профилактика экстремизма в молодежной среде на территории Краснодарского края: организационно-управленческая модель // Общество: политика, экономика, право. 2021. № 8. С. 48-52. https://doi.org/10.24158/pep.2021.8.8.

Финансирование: исследование выполнено при финансовой поддержке Кубанского научного фонда в рамках научного проекта № ФНИ-Г0-20.1/16.

Original article

Preventing extremism among youth in the Krasnodar Krai: organizational and managerial model

Vladimir P. Konyakhin1, Marina L. Prokhorova2, Ilya N. Ulitin3

123Kuban State University, Krasnodar, Russia 1https://orcid.org/0000-0002-6062-7759 2hooligang@mail.ru, https://orcid.org/000-0003-1011-2316 3iliaylitin1994@gmail.com, https://orcid.org/0000-0001-8907-840X

Abstract. The paper examines the specifics of an organizational and managerial model for the prevention of extremism among youth, intended for implementation at the regional level. The authors analyzed the current state of measures to combat extremist manifestations on the territory of Russian Federation and the Krasnodar Krai. The study found that many legal acts have been adopted in the current period that consolidate the foundations for countering extremist activity. At the same time, it was found that in the Krasnodar Krai the implementation of the measures under consideration is formal or non-existent altogether. With this consideration in mind, the development of an action plan to implement the counter-extremism strategy has been proposed, which will form the basis for the creation of ways to optimize the mechanism for cooperation between bodies involved in preventing youth extremism at regional level, as well as the development of methods and measures to improve the effectiveness of law enforcement in the field concerned in Krasnodar Krai.

Keywords: extremism, countering extremism, Organizational and managerial model, Youth Environment, Krasnodar Krai

For citation: Konyakhin V.P., M.L. Prokhorova, Ulitin I.N. Preventing extremism among youth in the Krasnodar Krai: Organizational and managerial model // Society: Politics, Economics, Law. 2021. No. 8. P. 48-52. (In Russ.). https://doi.org/10.24158/pep.2021.8.8.

Борьба с экстремизмом остается одним из приоритетных направлений государственной политики в современной России. Хотя законодателем принят большой объем нормативных правовых актов по противодействию экстремистской деятельности, уровень ее проявлений, в том

числе криминальных, остается весьма высоким. Кроме того, следует подчеркнуть, что названному явлению свойственно возникновение новых форм. Это особенно характерно для молодежной среды. Указанные обстоятельства, в свою очередь, предопределяют острую необходимость выработки эффективной системы мер общесоциального, специально-криминологического и индивидуального характера по его предупреждению.

Возникновение и развитие экстремизма в молодежной среде объясняется рядом объективных и субъективных факторов, отражающих особенности социализации современного подрастающего поколения [1]. Кризис экономической системы, семьи и других социальных институтов, возрастание общественного неравенства, неопределенность будущего, преобладание в обществе гедонистических стремлений, падение коллективистских идеалов, отсутствие устойчивой системы жизненных ценностей и приоритетов обусловливают обострение социальной напряженности, приводящее к формированию экстремистских настроений среди молодежи [2].

В свете изложенного следует обратить особое внимание на то, что под экстремизмом в молодежной среде понимается многогранный феномен, выражающийся в отрицании правовых и иных общепринятых норм и правил поведения маргинально ориентированными слоями населения в возрасте от 14 до 30 лет, подрывающий национальную и общественную безопасность государства посредством насильственных методов и психофизического воздействия, мотивированный «крайними» взглядами, обусловленными политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненавистью или враждой либо ненавистью или враждой в отношении какой-либо социальной группы [3, с. 162]. Внедрение экстремизма в молодежную среду приобрело широкий масштаб и имеет опасные последствия для благополучия страны, так как подрастающее поколение - это ресурс национальной безопасности, гарант поступательного развития социума. Кроме того, и на это указывается в научной литературе, в том числе зарубежной, молодежный экстремизм носит насильственный характер, что, в свою очередь, повышает степень общественной опасности его проявлений [4].

Сказанное позволяет констатировать, что одной из центральных задач современного общества и государства становится разработка действенной организационно-управленческой модели профилактики экстремизма, особенно среди молодежи как наиболее уязвимой части населения страны.

Организационно-управленческие основы борьбы с экстремизмом определены в ст. 4 Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности» [5], закрепляющей, что в работе по противодействию участвуют Президент РФ, Правительство РФ, федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления. Первые два субъекта устанавливают правовую регламентацию, а остальные - непосредственно выполняют действия императивного содержания.

Непосредственное регулирование противодействия экстремистской деятельности осуществляется рядом нормативных правовых актов федерального, регионального и локального уровней. Например, на основании п. 7.1 ч. 1 ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения относится участие в профилактике терроризма и экстремизма [6]. Следует подчеркнуть, что законодателем предусмотрена ответственность уголовно-правового, административного и гражданского характера за совершение экстремистских действий. Важно подчеркнуть, что Указом Президента РФ от 29 мая 2020 г. № 344 утверждена Стратегия противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 г. (далее - Стратегия) [7]. Данный документ определил цели, задачи и основные направления государственной политики в сфере противодействия экстремизму. Вместе с тем приходится констатировать, что на сегодняшний день в России не в полной мере проводится реализация Стратегии, а большинство ее положений носит формальный характер.

Одной из ее задач является создание на региональном и муниципальном уровнях соответствующих целевых программ, предусматривающих формирование системы профилактики экстремизма. Например, в Ростовской области на основании постановления Правительства Ростовской области от 28 декабря 2020 г. № 403 утвержден план мероприятий по реализации Стратегии противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 г. [8]. Положительным аспектом указанной программы выступает ее конкретизация. Однако, обращаясь к законодательству Краснодарского края, следует отметить, что до настоящего времени не принято никаких региональных программ подобного рода.

Несомненным позитивным аспектом содержания Стратегии является то, что в ней уделено внимание борьбе с экстремизмом в молодежной среде. К задачам государственной политики в сфере противодействия экстремизму относится в том числе включение в региональные и муниципальные программы по развитию образования и воспитанию несовершеннолетних мероприятий по формированию у подрастающего поколения уважительного отношения ко всем национальностям, этносам и религиям; организация досуга детей, подростков, молодежи, семейного досуга, обеспечение доступности для населения объектов культуры, спорта и отдыха, создание

условий для реализации творческого и спортивного потенциала, культурного развития граждан; осуществление мер государственной поддержки системы воспитания молодежи, основанной на традиционных российских духовно-нравственных ценностях, и т. д.

Обращаясь к практике профилактики экстремизма в молодежной среде в Краснодарском крае, следует с сожалением констатировать, что реализация перечисленных задач находится здесь не на должном уровне. Бесспорно, в регионе осуществляется профилактика экстремизма в молодежной среде. Согласно данным Центра по противодействию экстремизму ГУ МВД России по Краснодарскому краю, на территории края проводятся круглые столы, заседания районного штаба воспитательной работы по вопросу недопущения вовлечения несовершеннолетних в деструктивную идеологию в сети Интернет и т. д. [9]. Помимо этого, сотрудниками правоохранительных органов ведутся проверочные действия по факту экстремистских проявлений. Однако профилактические меры реализуются несистемно, носят фрагментарный характер либо производятся на базе поручений вышестоящих федеральных органов власти.

С учетом сказанного полагаем, что перед законодательными и исполнительными органами Краснодарского края стоит важная задача по созданию плана мероприятий по реализации Стратегии противодействия экстремизму в Российской Федерации, которая будет являться основой для определения способов оптимизации механизма взаимодействия субъектов профилактики экстремизма среди молодежи на территории региона, разработки способов и мер, направленных на повышение эффективности правоприменительной практики в рассматриваемой сфере. В рамках темы исследования предлагается проект плана мероприятий по реализации Стратегии противодействия экстремизму в Российской Федерации на территории края, предусматривающего в качестве особого объекта воздействия при его формировании и реализации молодежную среду (таблица 1).

Таблица 1 - Проект плана мероприятий по реализации

Стратегии противодействия экстремизму в РФ на территории Краснодарского края

Мероприятие Срок

1 2

В области законодательной деятельности

Подготовка предложений о корректировке плана мероприятий Ежегодно

Анализ результатов реализации мероприятий Ежемесячно

Мониторинг и оценка эффективности мер, направленных на противодействие экстремизму, в том числе в молодежной среде Ежемесячно

В области правоохранительной деятельности

Координация деятельности правоохранительных органов с другими органами Краснодарского края в совместной работе с институтами гражданского общества и организациями по выявлению и пресечению экстремистских проявлений, в том числе в молодежной среде Ежедневно

Проведение профилактической работы с лицами, подверженными влиянию экстремистской идеологии, с особым акцентом на молодежную среду Ежемесячно

В области государственной национальной политики

Социологические исследования социальной обстановки в сфере противодействия экстремизму, в том числе в молодежной среде Квартально

Проведение совещаний по вопросам сохранения межэтнической стабильности в Краснодарском крае Ежемесячно

Организация на регулярной основе круглых столов по вопросам гармонизации межнациональных отношений Ежемесячно

Оказание поддержки некоммерческим организациям, реализующим проекты в области содействия предупреждения экстремистских проявлений, в том числе в молодежной среде Ежегодно

Совершенствование системы контроля доступа на спортивные мероприятия в целях обеспечения выявления правоохранительными органами лиц, склонных к радикальным и экстремистским проявлениям и провокациям массовых беспорядков, в первую очередь из молодежной среды Ежегодно

В области государственной миграционной политики

Подготовка предложений для разработки программ в сфере социальной и культурной адаптации иностранных лиц, в том числе молодого возраста Ежегодно

Принятие мер по профилактике распространения в среде обучающихся образовательных организаций Краснодарского края радикальной и экстремистской идеологии и формирования ячеек экстремистских организаций Ежегодно

Проведение консультаций с гражданами об их участии в социальной и культурной адаптации иностранных граждан Постоянно

Стимулирование работодателей, трудоустроивших иностранных лиц и проводящих с ними работу по социальной и культурной адаптации Ежегодно

Продолжение таблицы 1

1 | 2

В области государственной информационной политики

Системный мониторинг средств массовой информации и информационно-телекоммуникационной сети Интернет в целях пресечения распространения материалов экстремистского характера на территории Краснодарского края, в первую очередь в молодежной среде Постоянно

Оказание поддержки организациям, осуществляющим производство, распространение и тиражирование информации в печатных и электронных средствах, направленной на профилактику экстремизма, в том числе в молодежной среде Ежегодно

Организация освещения информационно-разъяснительной деятельности органов исполнительной власти по противодействию экстремизму Постоянно

Обеспечение расширения практики вещания социально значимых программ по дискредитации идеологии насилия, пропаганды фашизма, национальной, религиозной ненависти и вражды Постоянно

В области образования и государственной молодежной политики

Создание площадок для реализации потенциала несовершеннолетних лиц, развитие подростковых и молодежных центров, мест интеллектуального досуга на территории муниципальных образований в Краснодарском крае в целях профилактики экстремистских проявлений в молодежной среде Постоянно

Оказание содействия молодежным программам, проектам и инициативам, направленным на борьбу с экстремизмом в моложеной среде Ежегодно

Вовлечение молодежи в реализацию программ и форумов по борьбе с экстремизмом в моложеной среде Постоянно

Повышение квалификации специалистов, работающих в молодежной среде, по вопросам противодействия экстремизму в образовательной среде Ежегодно

Обеспечение работы психологов с обучаемыми в образовательных организациях для выявления психологических проблем, связанных с экстремизмом Постоянно

Проведение обучающих семинаров, информационных мероприятий в профессиональных образовательных организациях по проблемам борьбы с экстремизмом Ежемесячно

Внедрение в практику работы образовательных организаций Краснодарского края дополнительных образовательных программ, направленных на борьбу с экстремизмом Постоянно

Организация досуга молодежи, создание условий для реализации творческого и спортивного потенциала, культурного развития молодежи Постоянно

Организация временной занятости подростков в свободное от учебы время Постоянно

В области государственной культурной политики

Создание на территории Краснодарского края культурных центров в целях духовно-нравственного воспитания граждан, в том числе молодого возраста Постоянно

Проведение культурно-массовых мероприятий, направленных на предотвращение экстремизма, с активным вовлечением в них в качестве участников представителей молодежи Ежегодно

Включение в программы подготовки работников культуры учебного предмета, направленного на изучение основ профилактики экстремизма в моложеной среде Ежегодно

Содействие активному распространению идеи исторического единства народов, в первую очередь в молодежной среде Постоянно

В области международного сотрудничества

Развитие международного, межкультурного и межконфессионального взаимодействия как эффективного средства противодействия распространению экстремистской идеологии Постоянно

Привлечение иностранных специалистов в области борьбы с экстремизмом в моложеной среде для получения соответствующего позитивного опыта Ежегодно

Аккумулируя сказанное, необходимо отметить, что представленный план является проектом и может быть взят за основу в рамках разработки региональными законодательными органами плана мероприятий по реализации Стратегии противодействия экстремизму в Российской Федерации на территории Краснодарского края до 2025 г.

Список источников:

1. Вешкин С.В. Модель профилактики этнического экстремизма среди студенческой молодежи в процессе их обучения в вузе // Современные проблемы науки и образования. 2020. № 6. https://doi.org/10.17513/spno.30290.

2. Гомлешко Р.Р. Молодежный экстремизм в современном социокультурном пространстве // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. 1: Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология. 2011. № 2. С. 184-190 ; Сердюк Н.В., Грищенко Л.Л., Столяренко А.М. Психолого-педагогические аспекты профилактики экстремизма в молодежной среде // Психология и право. 2018. Т. 8, № 3. С. 167-178. https://doi. org/10.17759/psylaw.2018080312.

3. Леготин М.П., Голубых Н.В., Алимпиев С.А. Вопросы общесоциального предупреждения экстремизма в молодежной среде // Актуальные проблемы российского права. 2016. № 3 (64). С. 161-167. https://doi.org/10.17803/1994-1471.2016.64.3.161-167.

4. Adam-Troian J., Tecmen A., Kaya A. Youth Extremism as a Response to Global Threats? A Threat-Regulation Perspective on Violent Extremism Among the Youth // European Psychologist. 2021. Vol. 26, no. 1. P. 15-28. https://doi.org/10.1027/1016-9040/a000415 ; Grassroots Community Actors Leading the Way in the Prevention of Youth Violent Radicalization / L. Puigvert, E. Aiello, E. Oliver, M. Ramis-Salas // PloS One. 2020. Vol. 15, no. 10. P. 15-10. https://doi.org/10.1371/journal.pone.0239897.

5. О противодействии экстремистской деятельности [Электронный ресурс] : Федер. закон от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ : в ред. от 8 дек. 2020 г. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

6. Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ [Электронный ресурс] : Федер. закон от 6 окт. 2003 г. № 131-ФЗ : в ред. от 29 дек. 2020 г. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

7. Об утверждении Стратегии противодействия экстремизму в РФ до 2025 г. : Указ Президента РФ от 29 мая 2020 г. № 344 // Собрание законодательства РФ. 2020. № 22. Ст. 3475.

8. Об утверждении плана мероприятий по реализации Стратегии противодействия экстремизму в РФ до 2025 г. [Электронный ресурс] : Постановление Правительства Ростовской области от 28 дек. 2020 г. № 403 // Официальный портал Правительства Ростовской области. 2020. URL: https://www.donland.ru/documents/13193 (дата обращения: 17.08.2021).

9. Информация об опыте взаимодействия ГУ МВД России по Краснодарскому краю и администрации Краснодарского края по профилактике экстремизма в молодежной среде [Электронный ресурс] // ГУ МВД России по Краснодарскому краю : официальный сайт. 2021. URL: https://23.мвд.рф/action/Interaction/extremism_among_young_people (дата обращения: 17.08.2021).

Информация об авторах В.П. Коняхин - доктор юридических наук, профессор, заведующий кафедрой уголовного права и криминологии, Кубанский государственный университет, Краснодар, Россия. https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=350294.

М.Л. Прохорова - доктор юридических наук, профессор, профессор кафедры уголовного права и криминологии, Кубанский государственный университет, Краснодар, Россия. https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=415969.

И.Н. Улитин - преподаватель кафедры уголовного права и криминологии, Кубанский государственный университет, Краснодар, Россия.

https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=945395.

Information about the authors V.P. Konyakhin - LL.D, Professor, Head of the Criminal Law and Criminology Department, Kuban State University, Krasnodar, Russia.

https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=350294.

M.L. Prokhorova - LL.D, Professor, Professor of the Criminal Law and Criminology Department, Kuban State University, Krasnodar, Russia.

https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=415969.

I.N. Ulitin - Lecturer, Criminal Law and Criminology Department, Kuban State University, Krasnodar, Russia.

https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=945395.

Статья поступила в редакцию / The article was submitted 30.07.2021; Одобрена после рецензирования / Approved after reviewing 16.08.2021; Принята к публикации / Accepted for publication 19.08.2021.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.