рии которых они создаются. Взаимодействие обусловлено в первую очередь достижением общих целей (например, поддержание законности, правопорядка, обеспечение безопасности жизнедеятельности населения и др.).
Говоря о взаимодействии между территориальными органами федеральных органов исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ, главной проблемой хотелось бы назвать отсутствие соглашения между федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел (МВД России), и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации о передаче осуществления части полномочий. Это прямым образом влияет на снижение пресечения сотрудниками полиции административных правонарушений, ответственность за совершение которых предусмотрена законодательством Нижегородской области об административных правонарушениях, что не лучшим образом сказывается на административно-профилактической деятельности в указанном направлении.
Р.Н. Самойлюк, кандидат юридических наук, старший преподаватель кафедры административной деятельности ОВД Нижегородской академии МВД России;
Р.Х. Миннебаев, кандидат юридических наук, доцент кафедры административной деятельности ОВД Нижегородской академии МВД России
Управление деятельностью подразделений вневедомственной охраны полиции как фактор повышения эффективности их профилактической работы
Рассмотрев проблему осуществления профилактической деятельности подразделениями вневедомственной охраны полиции, необходимо сделать ряд важных выводов.
Во-первых, оперативным руководством деятельностью подразделений вневедомственной охраны полиции территориальными органами МВД России называется руководство процессами, связанными с решением подразделением вневедомственной охраны «общеполицейских», в том числе профилактических задач. Данное руководство связано главным образом с выполнением функции обеспечения безопасности имущества физических и юридических лиц, участия в охране общественного порядка и обеспечении общественной безопасности, выявлении, предупреждении и пресечении преступлений и административных правонарушений. Не вызывает сомнения тот факт, что оперативный начальник обладает правом ставить перед подчиненным подразделением оперативные и тактические задачи, за выполнение которых несет ответственность.
Во-вторых, считаем достаточно обоснованным мнение С.М. Микаилова, полагающего, что последующее изучение и объяснение с научной точки зрения указанной проблемы необходимо в связи с тем, что достаточно важно четко определить понятие «оперативного руководства деятельностью подразделений вневедомственной охраны полиции территориальными органами МВД России на районном уровне». Следует отметить, что данную работу возможно провести лишь путем внесения изменений в систему нормативных правовых актов, определяющих особенности деятельности полиции. Такие преобразования должны быть совершены в целях совершенствования системы управления и повышения эффективности профилактической деятельности подразделений вневедомственной охраны1.
Е.А. Вызулин, старший преподаватель кафедры административной деятельности ОВД Нижегородской академии МВД России
Профилактическое значение расследования преступлений, предусмотренных статьей 314.1 УК РФ
Предупреждение преступлений является одной из важнейших задач полиции. Реализация этой задачи достигается путем выявления и устранения причин и условий, способствующих совершению преступлений. При осуществлении оперативно-служебной деятельности по обеспечению
1 Микаилов С.М. Проблемные аспекты общего и оперативного руководства деятельностью подразделений вневедомственной охраны полиции // Актуальные вопросы юридических наук: материалы международной научной конференции (г. Челябинск, ноябрь 2012 г.). Челябинск, 2012. С. 67.
Вестник Нижегородской академии МВД России, 2016, № 2 (34)
393
правопорядка постоянное внимание нарядов полиции должно направляться на предупреждение правонарушений на постах и маршрутах патрулирования. Анализ практики показывает, что не предупрежденное вовремя правонарушение создает условия, способствующие совершению преступления. В соответствии с законодательством о полиции своевременное пресечение и полное раскрытие преступлений отнесено к одной из главных задач всех ее служб и подразделений. Быстрое обнаружение и раскрытие преступления не только пресекают антиобщественную деятельность лица, его совершившего, но и предупреждают другие правонарушения, удерживают от их совершения неустойчивых в моральном отношении граждан. Вместе с тем, неустановленный и ненаказанный преступник совершает, как правило, более тяжкие преступления.
В этом отношении глубокий смысл приобретает принцип неотвратимости наказания за совершенное преступление. Известно, что предупредительное значение наказания обусловливается вовсе не его жестокостью, а его неотвратимостью.
В целях повышения эффективности предупреждения, пресечения, раскрытия преступлений предусматривается инструментарий, прекрасно зарекомендовавший себя в системе советского уголовного законодательства и вновь появившийся в российском уголовном законе — статья 314.1 УК РФ. Особенно это касается рецидивной преступности в контексте категории специального административного надзора. Огромное профилактическое значение будет иметь правоприменительная практика при условии повсеместной и постоянной реализации положений обозначенной нормы.
390
Юридическая наука и практика